Реформы эфиальта и перикла

После убийства Эфиальта демократические реформы в афинском государстве продолжил Перикл— выходец из знатного афинского рода, прекрасно образований и одаренный политик. С ᴇᴦο именем связывают не только проведение реформ, но и разработку новых принципов управления обществом, в базе которых -требование политического профессионализма. Перикл, бессменно избиравшийся стратегом 25 лет, сплотил вокруг себя союз единомышленников, своеобразную политическую и интеллектуальную элиту афинского общества, при поддержке которой он осуществлял все свои внешнеполитические и внутриполитические реформы.

Прежде всего, Периклом была введена плата судьям.Народный суд, учрежденный ещё при Солоне, составлял основу всей демократической системы афинского государства. Ксередине V века дон.э. гелиэя включала в себя 6 тысяч судей— гелиэстов, которые должны были заседать в различных судебных комиссиях, отрываясь от своих повседневных дел. Роль суда была многогранна˸ он решал множество вопросов, как между самими афинскими гражданами, так и между союзниками Афин по морскому союзу, превращаясь одновременно в важнейший инструмент контроля над ними. Далее была введена оплата трудадля всех афинских граждан, находящихся на государственной службе. Эта реформа имела огромное значение для утверждения демократических принципов организации государственной власти.

Основные Реформы Перикла?

Вводя такое новшество, как оплата труда чиновников, Перикл открывал дорогу для участия в государственных делах самого широкого круга афинских граждан, в т.ч. -малообеспеченных. Аристотельв сочинении "Афинская политика" описывал это следующим образом˸ ʼʼЖалованье получает, во — первых, народ за рядовые народные собрания — по драхме, а за главные — по 9 оболов. Далее в судах получают по 2 обола; члены Совета — по 5 оболов, преторы — по 6, архонты — по 4ʼʼ. Раньше же находиться на государственной службе могла только зажиточная верхушка афинского общества, которую ежедневное исполнение служебных обязанностей не отрывало от необходимости зарабатывать себе на ʼʼхлеб насущныйʼʼ. Еще более расширило возможность участия в управлении государственными делами рядовых афинских граждан введение нового принципа избрания государственных чиновников. Теперь на подавляющее большинство должностей избирали по жребию.Путём же открытого голосования были сохранены выборы только на такие должности, которые требовали владения особыми способностями или знаниями˸ стратега, попечителя водопровода, общественного казначея и т.п.

В тесной взаимосвязи с началом выплат жалованья чиновникам находилась и другая проведенная Периклом реформа — гражданская.В соответствии с её требованиями, гражданином Афин мог считаться лишь тот, чьи мать и отец были афинянами. Значение этого нововведения исследователи оценивают по-разному. Согласно Аристотелю, оно было следствием чересчур сильно разросшейся гражданской общины, а между тем гражданство древние всегда рассматривали как важнейшее условие успешного функционирования государственного организма. Следовательно, гражданская реформа Перикла преследовала цель формирования наиболее оптимального по численности гражданского коллектива, в чем в тот период был особенно заинтересован афинский демос.

8. реформы эфиальта и перикла

347

ГЛАВА VIII
АФИНЫ ПЕРИКЛА (460—431). ЧАСТЬ ВТОРАЯ. РАСЦВЕТ АФИН

I. ТОРГОВЫЙ РАСЦВЕТ АФИН

В разбираемую нами эпоху Афины достигли высшего торгового расцвета. Причины этого были отчасти естественными, отчасти искусственными. Естественными причинами было то, что в Афинах ремесло достигло высокого развития и совершенства, и сюда переселялись большие массы наиболее квалифицированных ремесленников со всех концов эллинского мира; их изделия служили образцом для ремесленников всех греческих государств. Далее, Афины были главой большого союза, в который входили все торговые и промышленные города островов Эгейского моря и побережья Малой Азии и Фракии; естественно, что все нити торговых отношений сходились в Афинах, где и обосновались крупнейшие морские купцы (emporoi), предприниматели, перепродавцы и «банкиры» (trapezitai). В Афинах было наиболее либеральное и считающееся с нуждами морской торговли законодательство; для разбора морских тяжб здесь даже были учреждены особые судьи — навтодики; разбором дел с иностранцами специально ведали архонты-полемархи. Конечно, и в афинских судах местный гражданин имел больше шансов на успех, чем иностранец; однако здесь не было той характерной для ряда греческих государств установки, когда иностранец принципиально рассматривался как объект, а не как субъект права. «По контрактам с союзниками мы организовали суды в нашем собственном городе на началах равенства сторон, и, тем не менее, нас считают кляузниками. Но при этом никто из хулителей не обращает внимания на то, что другие государства, имеющие подвластные области в других местах, не проявляют к подвластным городам такой умеренности, как мы, и, тем не менее, не подвергаются поношениям за это» (Фукидид, I, 77, 1). Наконец, Афины находились в самом центре греческого мира, на рубеже восточной Греции (бассейна Эгейского моря) и западной (Италии и Сицилии), и были одним из наиболее многолюдных городов Греции, к тому же с большим количеством зажиточных жителей: товарам, привезенным сюда, сбыт был в значительной мере обеспечен, а афинская монета и по высокой пробе и по полновесности была лучшей монетой Греции.

348

Таковы были естественные причины хозяйственного расцвета Афин. Но Афины принимали и искусственные меры для подъема своего экономического благосостояния. Союзники обязаны были присылать свои делегации на главнейшие афинские праздники; суды между гражданами союзных городов и афинянами, а также суды по важнейшим делам граждан союзных городов между собой также происходили в Афинах. Эти люди, прибывающие в Афины, старались использовать свое пребывание в Афинах для продажи своих товаров, закупок товаров в Афинах и других коммерческих дел. При этом «хорошо идут дела у тех афинян, у кого есть дом, сдающийся внаймы, или у кого есть упряжка вьючных животных или раб, отдаваемые внаймы; наконец, глашатаи получают работу вследствие приезда союзников».1 Сюда присоединяется еще большая пошлина с товаров и судебных процессов. Но еще гораздо важнее то, что весь хлеб и ряд других товаров разрешалось вывозить только в Афины: лишь в том случае, если в них не было потребности в самих Афинах, их разрешалось по уплате установленной пошлины ввезти в другие места. При этом со второй половины V в. союзные города (за отдельными исключениями) не могли чеканить своей монеты и должны были пользоваться только афинской.
По всем этим причинам благосостояние Афин в эпоху Перикла достигло такой высоты, которой оно никогда более не достигало. Вот, что пишет по этому поводу тот же олигархический автор «Афинской политии»: «А богатство греков и варваров — афиняне одни могут иметь его у себя. Действительно, если какой-нибудь город богат корабельным лесом, куда он будет его сбывать, если не добьется согласия тех, кто господствует над морем? Если какой-нибудь город богат железом, медью или льном, куда он будет сбывать это, если не заручится согласием того, кто господствует над морем? А ведь из всего этого и строятся у меня2 корабли: от одного получается лес, от другого — железо, от третьего — медь, от четвертого — лен, от пятого — воск. Кроме того, тем, кто является нашим противником, афиняне не дадут отвозить куда-нибудь в другое место, и им не придется пользоваться морем. И вот я, не делая ничего, получаю все эти произведения земли по морю, а между тем никакой другой город не имеет у себя даже двух таких продуктов сразу. Притом и не бывает в одной стране сразу и лес, и лен, но там, где родится очень много льна, страна ровная, безлесная. Точно так же и медь с железом не идут из одного и того же государства, равно как и все остальное не бывает в одном и том же государстве, но в одном одно, в другом другое».

1 Псевдоксенофонт. Афинская политая. I, 16.
2 Т. е. у жителя Афин.

Подготовлено по изданию:

Лурье С. Я.
История Греции/Сост., авт. вступ. статьи Э.Д.Фролов.— СПб.: Издательство С.-Петербургского ун-та. 1993. —680 с.
ISBN 5—288—00645—8
© С. Я. Лурье, 1993
Вступ. статья © Э. Д. Фролов, 1993

Реформы Эфиальта и Перикла

Эфиальту, “пользовавшемуся репутацией человека неподкупного и справедливого в государственных делах" , удалось провести ряд законов, направленных против ареопага — органа, в свое время заменившего совет старейшин и сохранявшегося как центр консервативного влияния.

Сущность реформы Эфиальта заключалась в том, что он, организовав судебный процесс над коррумпированными ареопагитами, отнял у ареопага право налагать вето на постановления Народного собрания и передал его народному суду (гелиэе) (462 г. до н.э.). Принадлежавшее ареопагу право контроля за должностными лицами и надзора за исполнением законов перешло к Совету пятисот и Народному собранию, но главным образом — к гелиэе.

Стремясь устранить почву для коррумпирования, Эфиальт усложнил систему отчетов, но одновременно сделал ее более гласной, предоставив демосу право непосредственного контроля за деятельностью должностных лиц.

Процедура, возникшая в результате реформы, предусматривала, что магистраты должны предоставлять отчеты в течение 30 дней после завершения их полномочий 10 логистам, избранным из числа членов Совета пятисот. Логисты обязаны были проверить отчет и передать его в народный суд (гелиэю) для ратификации или выяснения возникающих споров. После поступления отчета в гелиэю любой гражданин полиса в течение 3-х дней мог обратиться к официальному лицу своей трибы (эвтину) с жалобой на уходящего в отставку магистрата. Эвтин, рассмотрев жалобу, передавал ее в соответствующую судебную инстанцию — в гелиэю или фесмофетам. Фесмофеты, получив жалобу, вторично выносили отчет магистрата на рассмотрение народного суда. Его решение имело окончательную силу.

Параллельно были сужены судебные полномочия ареопага: в его ведении сохранялись лишь религиозные дела и некоторые уголовные. Ареопаг, таким образом, почти полностью был лишен политической власти.

ударство классический период

Кроме того, с именем Эфиальта античная традиция связывает обычай выставлять все документы (декреты и постановления) на Агоре для всеобщего ознакомления. По мнению отечественного историка А.М. Строгецкого, это символизировало соединение законов с демократическими институтами, что укрепляло правовую основу афинской демократии. Вообще Строгецкий видит в Эфиальте пример рационального политика, проводника заранее спланированных и хорошо продуманных мероприятий, направленных на совершенствование демократического строя.

После убийства Эфиальта афинскую демократию возглавил Перикл — выходец из знатного афинского рода, прекрасно образованный и одаренный политик.

С его именем связывают не только проведение реформ, но и разработку новых принципов управления обществом, в основе которых — требование политического профессионализма и формирование новой социальной философии. Перикл, бессменно избиравшийся стратегом в 444/443-429 гг. до н.э., сплотил вокруг себя союз единомышленников, своеобразную политическую и интеллектуальную элиту афинского общества, при поддержке которой он осуществлял все свои внешнеполитические и внутриполитические мероприятия.

Аристотель связывает с именем Перикла два важнейших законодательства: о гражданских правах и об оплате должностных лиц. Прежде всего, была введена плата судьям. Народный суд, учрежденный еще при Солоне, составлял основу всей демократической системы афинского государства. К середине V века до н.э. гелиэя объединяла 6 тысяч афинских граждан, которые должны были заседать в различных судебных комиссиях, отрываясь от своих повседневных дел. Роль суда была многогранна: он решал множество вопросов, как между самими афинскими гражданами, так и между союзниками Афин по морскому союзу, превращаясь одновременно в важнейший инструмент контроля над ними.

Следовательно, вводя такое новшество, как оплата труда чиновников, Перикл открывал дорогу для участия в государственных делах самого широкого круга афинских граждан, в том числе — малообеспеченных. Аристотель в сочинении “Афинская полития" описывал это следующим образом: “Жалованье получает, во-первых, народ за рядовые народные собрания — по драхме, а за главные — по 9 оболов. Затем в судах получают по 2 обола; члены Совета — по 5 оболов, пританы — по 6, архонты — по 4."

В тесной взаимосвязи с началом выплат жалованья чиновникам находилась и другая проведенная Периклом реформа — гражданская. В соответствии с ее требованиями, гражданином Афин мог считаться лишь тот, чьи мать и отец были афинянами. Значение этого нововведения исследователи оценивают по-разному. Согласно Аристотелю, оно было следствием слишком сильно разросшейся гражданской общины, а между тем гражданство древние всегда рассматривали как важнейшее условие успешного функционирования государственного организма.

Реформы Перикла – основа демократичного устройства Афинской республики

Следовательно, гражданская реформа Перикла преследовала цель формирования наиболее оптимального по численности гражданского коллектива, в чем в тот период был особенно заинтересован афинский демос.

Кроме того, как сообщает Аристотель, Перикл отнял некоторые права у ареопагов и “особенно решительно настаивал на развитии у государства морской силы. ” , что по большому счету также было, прежде всего, в интересах средних слоев афинского общества.

Таким образом, в период правления Перикла происходит более четкое разделение властей: законодательная принадлежала Народному собранию, исполнительная — Совету 500 и магистратам, судебная — гелиэе. Одновременно принцип жеребьевки распространяется на большинство выборных должностей, что также свидетельствует об укреплении демократических начал в управлении.

В целом же можно сказать, что реформы Эфиальта и Перикла завершили процесс формирования системы афинской рабовладельческой демократии, обеспечили механизм ее успешного функционирования. Широкие круги граждан полиса получили возможность принимать участие в государственной деятельности — как через избираемые должности, так и через участие в работе Народного собрания. Право быть избранным распространялось на всех граждан без ограничения. Введение платы за выполнение общественных функций создавало реальную возможность для политической деятельности малообеспеченных граждан. Был признан и стал реальностью для любого афинского гражданина принцип свободы слова.

Государственный строй

Государственный аппарат Афин состоял из следующих органов власти: Народного собрания, Совета пятисот, гелиэи, коллегии стратегов и коллегии архонтов.

Народное собрание (экклесия) являлось главным — суверенным и законодательным — органом афинского государства. Право участия в его работе имели все полноправные афинские мужчины, достигшие двадцатилетнего возраста, независимо от их имущественного положения и рода занятий.

Полномочия Народного собрания были весьма широкими: они охватывали практически все стороны жизни Афинского полиса. Здесь принимали законы, решали вопросы войны и мира, избирали должностных лиц, заслушивали отчеты магистратов по окончании сроков их полномочий, решали вопросы снабжения города продовольствием, обсуждали и утверждали государственный бюджет, осуществляли контроль за воспитанием юношей. В компетенцию народного собрания входило и такое чрезвычайное мероприятие как остракизм. Специфическое значение имели права Народного собрания по охране основных законов. С этой целью была учреждена специальная коллегия для охраны законов (номофилаков), которая получала свои полномочия непосредственно от

Народного собрания. Это был специальный орган “хранителей законов”, наблюдавший за строгим выполнением афинских законов всеми органами государства.

Кроме того, любой член Народного собрания мог выступать в экклесии с чрезвычайными заявлениями о государственных преступлениях, в том числе с письменными жалобами против лиц, внесших в народное собрание предложения, нарушающие общественные законы. Институт “жалобы на противозаконие” оберегал незыблемость основных законов от попыток изменения или ограничения их в ущерб правам народа путем законодательных актов. По мнению российских исследователей, право каждого афинского гражданина возбуждать жалобы на противозакония стало подлинной, основной опорой афинской демократической конституции.

В Народном собрании был установлен довольно демократический порядок работы. Выступить перед согражданами мог любой его участник. Однако оратор должен был придерживаться некоторых правил, которые, в частности, запрещали повторяться, оскорблять своего оппонента, говорить не по существу дела и т.п.

Экклесия собиралась довольно часто: каждая притания, по сообщениям Аристотеля, созывала 4 Народных собрания, т.е. — приблизительно 1 раз в 8 — 9 дней. Нередко собирались и внеочередные собрания. На одном — главном из этих собраний, как замечает Аристотель, решалось, считает народ политику властей правильной или нет.

Дата добавления: 2015-10-27; просмотров: 1316 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


admin