Реформа МЧС

О продолжении реорганизационных мероприятий на днях сообщил замглавы МЧС России Андрей Гурович. Известно, что в апреле этого года МЧС начало переводить свои территориальные органы на новую организационно-штатную структуру, которая должна стать типовой для всех главков с 1 января будущего года.

Всего в министерстве планируется ликвидировать и реорганизовать более пятисот различных подразделений. Первыми стали восемь региональных центров, которые полностью расформировали.

При этом, по словам замминистра, некоторых сотрудников МЧС, работавших на «кабинетных» должностях, переподготовят и усилят ими части пожарных и спасателей в ходе реорганизации ведомства.

«Ни один сотрудник не будет уволен из-за перехода на новую организационно-штатную структуру. Задача этой реформы — высвободить обеспечивающих специалистов и постараться максимально их направить на реагирующие подразделения. Если человек все время работал в кабинете, наша задача его адаптировать. Некоторые люди перейдут в поле из кабинетов», — сказал замминистра.

Судя по этим высказываниям и озвученным ранее планам реформирования министерства, речь не идет о полной ликвидации антикризисных центров, а вместе с ними и Национального антикризисного центра в Москве.

Более пятисот подразделений в МЧС России могут быть реорганизованы и расформированы

В рамках реформы планируется лишить их статуса самостоятельной юридической единицы и структурно присоединить к другим подразделениям. Как сообщил корреспонденту «РГ» источник, знакомый с реформами в ведомстве, региональные антикризисные центры могут влить в главные управления МЧС по регионам.

С Национальным антикризисным центром сложнее. Он также имеет самостоятельное юридическое лицо — Федеральное государственное бюджетное учреждение.

И под его создание писалось целое положение, поскольку Центр является органом повседневного управления в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Это так называемая система РСЧС, положение о которой регулируется постановлением правительства РФ от 2003 года. Поэтому изменить статус Центра непросто, даже если его присоединят структурно к Центральному аппарату МЧС.

К тому же пока не совсем понятно, как освободившихся финансистов, операторов ситуационных центров и бухгалтеров будут перенаправлять на работу в «боевые» реагирующие подразделения.

Большой вопрос, захочет ли, скажем, бухгалтер переучиваться на пожарного, карабкаться по лестницам и разматывать рукава?

С 1994 существует МЧС. В СМИ пишут о его реформировании: сокращение и замена военных должностей гражданскими и т.д.
Многие пишут что МЧС надо расформировать не только потому что войска ГО находились в составе Минобороны, а Пожарная охрана в составе МВД, а потому что содержатся управленческие аппараты на деньги налогоплательщиков. Пример: судя по событиям в 2013 г. на Дальнем Востоке МЧС самостоятельно не справлялось, а потому было задействовано и Минобороны.
Если случается реальное ЧС, то первую помощь оказывают Минздрав, пожары тушат пожарные, полиция охраняет, а Минобороны берёт в свои руки управление.
Да у нас аварии каждый день на дорогах происходят, и приходится разрезать искарёженный металл и доставать людей и т.д., но можно без самого МЧС это делать. Службы спасения, которые находятся в МЧС, могут находиться в введении администрации регионов и муниципальных образований. Я и многие считают что Минздрав, МВД, Пожарная охрана, Минобороны, институт сейсмологии и Гидромет могут справиться без МЧС. Многие страны такое ведомство не имеют и живут как-то.
Немного истории:
В 1934 в составе НКВД СССР организовано Главное управление пожарной охраны. В СССР с 1966 г. руководство пожарной охраной осуществляло МВД СССР. В 2001 г. Пожарная охрана была передана из МВД России в состав МЧС России.
В 1971 году руководство ГО было возложено на Министерство обороны СССР, повседневное руководство на начальника ГО — заместителя Министра обороны СССР. В 1991 году система ГО была включена в состав Государственного комитета РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (с 1994 — МЧС).

В планах МЧС РФ – реализация тестового проекта по переходу на новую иерархию подразделений территориальных органов. Эксперимент будет проводиться в 9 областях РФ: Липецкая, Московская, Калининградская и Курганская, Иркутская, Волгоградская, Ставропольский и Хабаровский край, а также в республике Мордовия. Как сообщает ведомство, главная цель нововведения – повысить эффективность работы министерства МЧС в целом.

Министр МЧС РФ Е. Зиничев отдал поручение утвердить инструкцию по переходу на новую структуру, создать рабочую группу и внести изменение в бюджет, разработать новое штатное расписание согласно нововведениям.

По предварительным сведениям, изменения коснутся структуры главных управлений. Здесь будут сформированы новые отделы, в задачу которых будет входить профилактика и предупреждение коррупционных нарушений. Руководители этих подразделений будут подчиняться непосредственно Главному управлению по собственной безопасности МЧС.

Для справок! В настоящее время отделы по противодействию коррупции существуют не во всех регионах страны.

Новая реформа приведет к ликвидации юрлиц, оформленных как подразделения. Так, ранее каждый отряд пожарной службы регистрировался как отдельное юридическое лицо. После завершения всех преобразований в каждом регионе будет создано единое юрлицо, остальные же управления станут структурными подразделениями главка. При этом, как утверждает руководство, подобные преобразования не приведут к сокращению сотрудников. Более того, их количество увеличится в среднем на 5%.

Планируемый срок реализации новой реформы – с апреля по декабрь текущего года. Ход преобразований будет контролировать созданная министром рабочая группа.

А еще нам стало известно о закрытии московского ЦУКС. Работники Центра управления кризисных ситуаций получили извещение о расторжении контрактов с 1.07. 2019 года. По этому вопросу были получены комментарии от министерства: «Ликвидация ЦУКС как самостоятельной организации вкладывается в рамки проводимых преобразований. После этого ЦУКС станет одним из подразделений московского главка».

Зарплату сотрудникам МЧС РФ целесообразно увеличить хотя бы до 32 тысяч рублей в месяц. При этом внести соответствующие поправки в бюджет нужно уже в 2019 году, заявила председатель Совета Федерации ФС РФ Валентина Матвиенко. На пленарном заседании палаты после «правительственного часа» с участием главы МЧС Евгения Зиничева спикер также призвала уделить внимание закупкам новой техники для работы в чрезвычайных ситуациях.

«Самая низкая зарплата, как ни странно, сегодня в МЧС. Её нужно поднять хотя бы до 32 тысяч рублей в месяц. Вопрос пора ставить принципиально при формировании бюджета на 2020 год и даже при рассмотрении поправок в бюджет 2019 года. Тем более что было соответствующее поручение президента выделить 22 миллиарда рублей на эти цели. Но Минфин дал смешную сумму — три миллиарда 302 миллиона. Этого недостаточно», — сказала Валентина Матвиенко.

Она отметила, что значение Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий переоценить невозможно: это одно из самых авторитетных ведомств, уважение в обществе к его сотрудникам высоко. «Мы восхищаемся героизмом пожарных и других специалистов, которые ликвидируют последствия чрезвычайных ситуаций. И надо ценить этих людей, оказывать им поддержку, в том числе материальную», — отметила спикер.

Глава палаты регионов говорила не только о повышении зарплат, но и о снабжении подразделений МЧС новой техникой, оборудованием для проведения аварийно-спасательных работ, пожарными машинами и вертолётами для тушения природных возгораний. «Закупки нового оборудования не происходили с 2013 года. Пора говорить с Минфином и о том, что нельзя относиться к такому министерству по остаточному принципу», — высказалась Матвиенко.

МЧС для повышения зарплат сотрудникам в этом и следующем году будет выделено в общей сложности более 12 млрд рублей. Об этом сообщил президент Владимир Путин в ходе Прямой линии 20 июня 2019 года, информирует агентство ТАСС.

«В МЧС сложилась не самая лучшая ситуация. Буквально в последние несколько месяцев мы с министром Зиничевым об этом много раз говорили, он постоянно ставил вопрос в правительстве на этот счет, решение принято: в этом году МЧС будет выделено 4,3 млрд рублей, что позволит поднять заработную плату сотрудникам до 24 тыс. рублей примерно. И на следующий год предусмотрено двумя траншами по полугодию – 8 млрд за год. Соответственно зарплата должна вырасти где-то до 32 тыс”, – сказал он, отвечая на вопрос калининградского пожарного, зарплата которого составляет 16 тыс. рублей, а зарплата его коллег – 12-13 тыс.

Пожарный также рассказал, что его коллегам приходится работать на нескольких работах, при этом людей в пожарных частях не хватает. «Работать некому, по два-три человека в карауле”, – пояснил он.

Ранее глава Зиничев на «правительственном часе” в Совете Федерации сообщил, что МЧС усиливает боевые и надзорные подразделения. В частности, планируется довести среднюю численность расчетов на пожарных автомобилях до 4-5 человек. В начале 2018 года численность боевых расчетов пожарных автомобилей составляла всего два-три человека при нормативном значении шесть человек. Он также отметил, что МЧС подготовило предложения по повышению размеров оплаты труда.

«Мы планируем увеличить заработную плату как сотрудников, так и работников , выполняющих в одном коллективе одинаковые задачи, связанные с риском для жизни”, – сказал Зиничев.

Евгений Зиничев в ходе доклада в Совете Федерации не жаловался, но факты, которые он привёл, красноречиво сказали сами за себя. Например, в МЧС не хватает воздушных судов, а те, что есть — давно не ремонтировались. «Из-за трёхкратного снижения объёмов финансирования плановые ремонты вертолётов в 2017 и 2018 годах не выполнялись, а поддержание лётной годности осуществлялось за счёт использования запасов исправных агрегатов», — подчеркнул министр.

Он также рассказал, что МЧС вынуждено использовать данные зарубежных спутников: «Недостаточное количество российских спутников и их технические характеристики вынуждают нас использовать данные зарубежных космических аппаратов для выявления термических точек».

По словам Зиничева, более 10 процентов населённых пунктов в России, где проживают свыше трёх миллионов человек, находится вне зон прикрытия пожарными подразделениями, а 80 процентов территорий страны, где проживают люди, не имеют собственной пожарной охраны. При этом территориальными подразделениями различных видов пожарной охраны обеспечено около 139 тысяч населённых пунктов с численностью 144 миллиона человек.

Такая ситуация неудивительна, потому что, по данным министерства, треть пожарно-спасательной техники в России выработала ресурс и требует замены. «Реальная обеспеченность подразделений техникой составляет всего 58 процентов», — сказал министр.

Но есть и хорошие новости. В 2019 году МЧС планирует закупить в рамках существующих лимитов около 400 пожарно-спасательных автомобилей. Хотя в идеале их нужно 1,5 тысячи единиц.

В 2018 году силами МЧС России было спасено более 30 тысяч человек в 244 чрезвычайных ситуациях. По информации министра, прошла большая работа совместно с региональными органами власти по возмещению ущерба гражданам, потерявшим жильё в результате ЧС: 500 семей было обеспечено государственными жилищными сертификатами, а единовременную материальную помощь получили более 40 тысяч человек. «Необходимую финансовую помощь в связи с утратой имущества первой необходимости получили более 8,5 тысячи человек», — сообщил глава МЧС. Он уточнил, что в прошлом году из резервных фондов Правительства России 14 регионов получили более 1,5 миллиарда рублей.

Первое место среди природных катастроф занимают пожары, заявил министр. В 2019 году из-за них сгорело 130 жилых домов, пострадали 88 человек, нанесён значительный ущерб сельхозпроизводителям и животноводам. Не менее страшные последствия принесли паводки. «Сейчас МЧС России проводит мероприятия по защите населения и территорий от сезонных циклических рисков. Для недопущения подтопления населённых пунктов, объектов энергетики и транспортной инфраструктуры расчищено более 150 километров русел рек, проведено укрепление 27 километров береговой линии, осуществлены работы по разрушению и ослаблению льда на водоёмах. Экономический эффект от таких мероприятий составил более трёх миллиардов рублей», — отчитался министр.

Для недопущения подтопления населённых пунктов, объектов энергетики и транспортной инфраструктуры расчищено более 150 километров русел рек, проведено укрепление 27 километров береговой линии, осуществлены работы по разрушению и ослаблению льда на водоёмах.

Сенаторы единодушно отметили, что доклад был исчерпывающим, цифры звучали без прикрас. Парламентарии спрашивали о том, как обеспечить всех россиян средствами индивидуальной защиты, популяризировать уроки ОБЖ в школах и о том, как разграничить полномочия Минприроды и МЧС в сфере тушения пожаров. Министр заверил, что по этим направлениям идёт кропотливая работа.

Своим мнением о работе МЧС поделился и зампред Совета Федерации Юрий Воробьёв. Он был у истоков образования ведомства, ещё в 1991 году став заместителем председателя Российского корпуса спасателей, а впоследствии первым заместителем министра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

«МЧС — особенная структура, у которой самый широкий спектр ответственности. Напомню, что министерство управляет системой гражданской обороны, то есть в военное и в мирное время отвечает за защиту наших граждан. Но пока, к сожалению, в стране нет чёткого разделения сфер ответственности в тех областях, которые затрагивает деятельность МЧС. Поэтому, считаю, всем нужно помнить о планомерной работе в этих огромных масштабах. Тем более что готовится Стратегия развития гражданской обороны на период до 2030 года», — напомнил сенатор. Он заверил, что палата регионов не останется в стороне от решения законодательных вопросов в помощь МЧС России, информирует портал pnp.ru

ИТОГО, в 2020 году указанные изменения коснутся подразделений МЧС из всех регионов России: Адыгея, Алтай, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, КБР, Калмыкия, КЧР, Карелия, КОМИ, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Татарстан, ТЫВА, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия, Алтайский Край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский Край, Красноярский Край, Пермский Край, Пермский Край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Астраханская область, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, города федерального значения – Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Еврейская АО, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий и Чукотский АО.

О возможном расформировании Воронежского института государственной противопожарной службы (ГПС) МЧС России начали говорить 17 октября, и в течение 10 дней руководство вуза отказывалось от комментариев на эту тему, ссылаясь на отсутствие приказа о реорганизации. Начальник института МЧС Александр Гаврилов и приехавший из Москвы замначальника Центрального регионального центра (ЦРЦ) МЧС Денис Сычев впервые встретились с журналистами в четверг, 27 октября. Корреспондент РИА «Воронеж» обобщила информацию, известную о возможной реорганизации вуза.

Почему возник вопрос о реорганизации института МЧС?

– В первую очередь, это связано с тем, что воронежский вуз, основанный на базе профессионального технического учреждения, характеризуется наименьшим материально-техническим потенциалом и количеством обучающихся. Кроме того, у института всего одно общежитие, рассчитанное лишь на один курс – 430 человек. Остальным учащимся приходится снимать жилье, – пояснил замначальника Центрального регионального центра (ЦРЦ) МЧС Денис Сычев.

Ранее преподаватель вуза Мария Костыкова в созданной на на платформе Сhange.org петиции со ссылкой на Сычева написала, что решение о расформировании вуза принято из-за нехватки денежных средств в министерстве. Представитель ЦРЦ, утверждала автор петиции, пояснил, что в Центральной России функционируют четыре вуза МЧС: в Воронеже, два в Москве и один в Иваново – и их содержание слишком дорого обходится ведомству. Почему выбор пал именно на воронежский институт, по словам Марии Костыковой, Сычев не объяснил.

Что происходит в вузе сейчас?

Воронежский институт МЧС работает в привычном режиме, приказа министерства о реорганизации по-прежнему нет. Однако руководство вуза прорабатывает вопрос перевода студентов и курсантов в другие ведомственные институты.

– Этот процесс затрагивает не только Воронежский институт, но и академии ГПС в Сибири и в Москве, в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Поэтому перед нами стоит задача согласовать графики учебного процесса, убедиться, что курсанты будут обеспечены всеми нормами довольствия и размещения. Разрабатывается и дорожная карта, – сообщил журналистам начальник вуза, генерал-майор Александр Гаврилов.

По данным собственного источника РИА «Воронеж» в институте, ранее начальник сообщал коллективу, что всех курсантов переведут в другие вузы МЧС до 28 декабря 2016 года, после Нового года в институте доучатся заочники.

Почему вуз могут расформировать в середине учебного года?

– Осенью рассчитываются бюджет на 2017 года, объемы государственного финансирования, поэтому целесообразнее определять судьбу института именно сейчас. Кроме того, нам кажется логичным решить вопросы с переводом курсантов после зимней сессии, чтобы ребята могли адаптироваться к учебному периоду в других вузах, – пояснил Гаврилов.

Фото – Екатерина Трещикова

Генерал-майор заверил, что после перевода курсантам и студентам выплатят материальную помощь, предоставят проездные документы до нового места учебы, а также их обеспечат комфортными условиями для проживания.

Что может появиться на базе института МЧС в Воронеже?

Одним из наиболее вероятных вариантов реорганизации вуза является создание на его базе учебного центра федеральной противопожарной службы. Как подчеркнул Гаврилов, «это только рабочее название, оно может измениться, например, на «пожарно-техническое училище». Если в министерстве решат оставить Воронеж без института МЧС, в городе появится учреждение для подготовки не офицерского, а младшего начальствующего состава, который работает непосредственно при тушении пожара.

– Создание именно таких учебных центров и предусматривает оптимизация системы образования МЧС, сейчас учреждений по подготовке будущих пожарных не хватает. Для обучения будет использоваться территория в микрорайоне Шилово, в городе останется и материально-техническая база института. Кроме того, это позволит обучаться в Воронеже и жителям соседних регионов, – объяснил Денис Сычев.

Фото – Екатерина Трещикова

В вузе не планируют отказываться от подготовки специалистов по программам дополнительного профессионального обучения.

Что будет с преподавателями?

Если решение о расформировании института примут, руководство пообещало работать с преподавателями в индивидуальном порядке. Сейчас в вузе рассматривают три варианта дальнейшей работы педагогов: они смогут продолжить службу в воронежском учебном центре по подготовке пожарных, на конкурсной основе трудоустраиваться в другие вузы города или преподавать в академиях и институтах МЧС в других регионах.

По данным собственного источника РИА «Воронеж», одни преподаватели надеются, что вуз сохранят, а другие подыскивают новую работу.

Когда решится судьба института?

Коллегия из Москвы приедет в вуз в понедельник, 31 октября. В течение десяти дней она будет изучать и оценивать работу вуза. После этого документы проверки передадут руководству МЧС России, оно и определит судьбу института. Назвать сроки принятия решения начальник института Александр Гаврилов и замначальника ЦРЦ МЧС Денис Сычев не смогли.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

admin