Ребенка покусали в детском саду

Ребенок кусается в детском саду — такое явление можно часто встретить. Это, можно даже сказать, норма. В каждой группе найдется эдакий драчун или кусака, от которого страдает вся группа — синяки и укусы на щеках детях красноречиво об этом говорят родителям. Вовлеченными в разбор полетов оказываются все: дети, воспитатели, родители.

Воспитатели разводят руками — он такой непослушный, этот кусака, никак с ним не справиться. Родители укушенных детей пытаются переключить свое внимание на родителей кусаки — но тем, похоже, дела нет: — Нашему ребенку уделяется мало внимания, поэтому он и кусается. И как это ни странно, если ребенок кусается в детском саду, то виноват вовсе не он, кусака, а взрослые, даже с юридической точки зрения.

Комментирует юрист, Владимир Коржов:

Главное установить, кто виноват, если ребенок кусается в детском саду. Только не ребенок. Если он в ДОУ, то за укусы отвечает работник ДОУ, если рядом с ним родители, то отвечают они. При установлении виновного взрослого лица он понесет ответственность, либо гражданскую, либо уголовную (ведь он может укусить такого же малыша с тяжелыми последствиями).

Если нужны профилактические меры, то рекомендую составить предостережение родителям (ответственному лицу ДОУ) в произвольной форме, но на юридическом языке. Отказ от подписи родителей в таком предостережении можно заверить, если есть свидетели. Такое предостережение (можно и неоднократное) в случае трагедии или средней травмы очень сильно поможет в суде.

Конечно, подобное предостережение — крайний случай, и проблему как таковую не решит: ребенка из садика не исключат, если и переведут в другую группу — то он будет себя вести там абсолютно так же. Значит, нужно искать рычаги воздействия другие, а именно — через воспитателей. Опять на помощь нам приходит психология:

Комментирует детский психолог, Любовь Голощапова:

Кусачесть как форма самозащиты или нападения является проявлением одного базового чувства – гнева. Тот, кто думает, что у детей не может возникать гнев, ошибается. Дети садовского возраста вполне способны при определенных обстоятельствах его испытывать, только выражается оно у каждого по-своему. Кто-то кричит и размахивает руками, кто-то топает ногами, кто-то дерется, а кто-то кусается. У «воспитанных», таких удобных, детей чувство гнева к 3-4-летнему возрасту уже может быть загнано старательными воспитателями внутрь и выражаться в виде неосознаваемых или слабо осознаваемых страхов, что тоже ничего хорошего не сулит. Что же делать?

Начнем с того, что гнев, если уж он возник, является вполне естественным чувством, которое ни в коем случае не следует подавлять (если, конечно, у вас нет тайной цели вырастить человека с набором хронических заболеваний). Наоборот,

НУЖНО ПОМОГАТЬ ГНЕВУ ПОЛНОСТЬЮ ВЫЛИВАТЬСЯ НАРУЖУ, НАХОДЯ ПРИ ЭТОМ БЕЗОПАСНЫЕ И ЭКОЛОГИЧНЫЕ СПОСОБЫ, ПРИЕМЛЕМЫЕ ДЛЯ САМОГО РЕБЕНКА И ОКРУЖАЮЩИХ ЕГО ЛЮДЕЙ.

Любой запрет, отказ в получении желаемого у здорового человека может вызвать недовольство – это абсолютно нормальная реакция. Степень выраженности недовольства может быть очень разной, и это тоже вполне нормально. Задержанный в себе, сдержанный гнев вызывает заболевания и психологические комплексы. В момент, когда человек сердится, в его организме вырабатывается дополнительная энергия (для действий в защиту его безопасности), которая должна быть сразу же израсходована. Именно так и действуют маленькие дети, которые и кричат, и плачут, и смеются всем своим существом, телом и душой, немедленно и сразу, «отрабатывая» эмоции по мере их поступления, а не через неделю, при удобном случае и под горячую руку.

Так что же, кусаться?

Не обязательно.

РЕБЕНКУ, КОТОРЫЙ ЧАЩЕ ДРУГИХ ВЫРАЖАЕТ АГРЕССИЮ И ГНЕВ, НУЖНО БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ ВЗРОСЛЫХ.

При этом он примет внимание любого качества. которое вы ему предложите — и позитив. и негатив, но в наших интересах давать ему только позитив, потому что откликаться будет так же, как аукается.

Самый простой способ действовать в лоб – наказывать, ругать, читать нотации. Это работает, и еще как! Но в обратную сторону. Чем чаще называем ребенка драчуном и кусакой, тем чаще он дерется и кусается. Наказания вообще превращают гнев в страх – старые проблемы остаются на месте, а новые прибавляются.

Ребенка нужно как можно чаще хвалить – такой вот парадокс. Он и ведет-то себя неприятно только потому, что взрослые ленятся увидеть в нем его изюминку, его хорошие стороны, его способности, а вместо этого смакуют то, что в нем несовершенно, и это несовершенство быстро разрастается. Поэтому для начала все мелкие проколы малыша нужно начать просто тупо игнорировать. Все мелкие позитивные его действия, наоборот, хвалить, подмечать, так же, как замечают мельчайшие крупинки золота в песке, когда ищут золотую жилу. Мы ведь хотим открыть в малыше настоящий клад – любви, доброты, таланта и радости? Вот и смотрите в оба, и не тратьте время на разглядывание простого песка. В общем, я думаю, вы уже поняли, о каком сите идет речь.

За более крупные проявления агрессии наказывать нельзя категорически. Их лучше предупреждать – отвлекать, занимать чем-то интересным и приятным, если нужно – объяснять. Ребенку, склонному к проявлению агрессии, нужно больше двигательной нагрузки, при любой возможности нужно давать ему покричать (в виде игры, песни, чего угодно, хоть соревнование устраивайте по писку, крику и смеху). Такой ребенок очень хорошо реагирует на индивидуальное внимание взрослого, и даже небольшие по времени, но регулярные ваши усилия будут вознаграждены сторицей.

Нет ничего страшного в том, чтобы пойти навстречу неординарному ребенку, и немного подстроить занятия и игры в группе под его интересы. Что ему нравится? Чем он способен увлечься? Перенесите акцент, хотя бы на некоторое время, на то, что нравится ему. Пойдите ему навстречу, проявите свою добрую волю к наведению мостов. Вполне возможно, умом он этого не поймет, не заметит, но сердцем почувствует обязательно. Ему это так необходимо!

Медленно растущий, слабый цветок можно ругать часами и даже начать реже поливать в виде наказания. Но разве он от этого станет лучше расти и обильнее цвести?

Здравствуйте, Лилия.

Давайте разбираться, что происходит. Возможные причины поведения:

Проявление агрессии. Ущипнуть кого-то это один из вариантов выразить своё недовольство, свои негативные эмоции. Решением может быть обучение ребенка другим способам выражения эмоций. Их можно слепить из пластилина, станцевать или выяснить у девочки напрямую, почему она так делает. Недостаток любви и внимания может являться причиной для обратной связи именно таким образом. Ребенок – это зеркало, в котором отражается отношение взрослых к нему. Если желания или эмоции девочки игнорируются, в ответ ребенок также может не слышать слов взрослых. То же самое касается физических наказаний.

Щипание как способ добиться своего. Методом проб и ошибок ребенок понимает, что что-то работает, а некоторые действия бесполезны и не приносят никакого результата. Если после того, как девочка ущипнула, ребенок отдаст свою игрушку – способ работает. Дома может цеплять эмоциональная реакция взрослых. Ущипнула – её заметили, отреагировали, свою долю внимания получила.

В силу возрастных рамок, девочка ещё может находиться в кризисе 3-х лет. Поэтому все объяснения пропускаются мимо ушей и поступки ребенка все просьбы взрослых проявляются наоборот.

«Мне больно/неприятно». Важно говорить о том, что чувствуете вы. Научите дочь проявлять внимание другими способами, более мягко. Ребенок учится не на словах, а на примере родителей. Мягкость и забота с вашей стороны отзовется отсутствием желания сделать больно, в первую очередь вам. В моменты, когда девочка чем-то недовольна, целесообразно научить её говорить о том, что не нравится и совместно находить решение другими, более гуманными способами.

Навыки взаимодействия в обществе бесценны. Когда девочка научится просить игрушки, договариваться с другими детьми, друзей вокруг неё станет больше, появятся новые возможности. Показать последствия такого поведения и научить новому способу взаимодействия можно с помощью игрушек и ролевой игры. Здесь поможет ваша фантазия и организация сюжета по интересующему вопросу.

Терпения и успехов вам в воспитании.

Елизавета Тиунова,
психолог сайта «Я — родитель»

Ребенок кусает детей в детском саду – что делать?

В детском саду в каждой группе зачастую имеется ребёнок, который кусает своих сверстников. Такое поведение малыша неприятно всем: пострадавше-му, родителям обеих сторон, воспитателю и самому «кусаке». Естественно, мама сразу задаётся вопросами: почему ребёнок кусает детей в садике? Что делать? Попробуем разобраться, почему возникают такие ситуации, как на них реагировать и можно ли их предотвратить.

Первые действия родителей после инцидента

После того как родители узнали, что их ребёнок укусил сверстника в детском саду, в первую очередь нужно сделать следующее:

  1. Не поддаваться эмоциям, вести себя спокойно.
  2. Поинтересоваться у воспитателя, нет ли в группе плохого примера для подражания. Может быть, другой ребёнок кусает детей, а ваш малыш решил повторить его поведение.
  3. Попросить работающий персонал понаблюдать за ребёнком, чтобы выяснить, когда и при каких обстоятельствах происходят такие ситуации.
  4. Если инцидент произошёл впервые, нужно проанализировать, какие изменения в жизни малыша произошли в последнее время.
  5. Необходимо разобраться, почему ребёнок кусается и в зависимости от этого действовать дальше. Дальше главной задачей родителей является устранение этого фактора, влияющего на поведение крохи. Взрослые должны запастись терпением и проявить свою мудрость в решении этой проблемы. Главными помощниками в этом станут внимание, объятия и поцелуи. Уверенный в себе ребёнок, которого часто и по делу хвалят, не станет решать вопросы, кусая других детей.

Причин у этого неприятного явления может быть несколько, все они будут подробно описаны ниже. Но исток у них один – эмоциональность. По статистике, около десяти процентов детей рождаются более темпераментными, чем остальные девяносто. На любые события как позитивного, так и негативного характера эти малыши реагируют очень бурно. Чувства таких детей являются гипертрофированными. У них всё либо слишком хорошо, либо, наоборот, очень плохо. Переживая какую-либо сильную эмоцию, ребёнок кусает детей в детском саду. Он делает это не потому, что хочет причинить боль другому воспитаннику группы, а от невозможности удержать свои эмоции и чувства и выразить их другим способом. Он может укусить не только, когда расстроен или обижен, но и в случае, если его переполняет радость, и малыш хочет ею поделиться.

Если же ребёнок стал пускать в ход зубы после того, как начал посещать детский сад, то виной этому может стать просто заразительный пример. Даже малыш, которому не свойственно проявление агрессии, может попасть под влияние большинства и начать совершать такие действия, чтобы не выделяться. Уверенные в себе дети, которых хвалят родители, чаще всего в такой ситуации не будут поддаваться влиянию коллектива.

Основные причины появления этой вредной привычки у ребёнка и способы решения возникших в связи с этим проблем.

Причина первая. Доказательство значимости

Зачастую ребёнок начинает кусаться лишь для того, чтобы доказать свою значимость и завоевать авторитет в коллективе. Таким способом он хочет добиться подчинения ему окружающих воспитанников группы и возможности контролировать их действия

Как действовать в таком случае?

Главное – это научить ребёнка выражать свои желания не с помощью укусов, а словами. Доступно объяснить малышу, что укушенным быть обидно и больно, можно с помощью игр, где он должен участвовать в ситуации сначала в роли «кусаки», а после в качестве пострадавшего. Во время этого развлечения нужно показать, что простые фразы вроде «я не хочу», «я сержусь» или «мне это не нравится» действуют гораздо эффективнее укусов.

Причина вторая. Чувство тревоги

Ребёнок может кусаться в том случае, когда испытывает чувство тревоги или дискомфорта от нахождения в конкретном месте или окружении. Вероятно, ему страшно, или он чувствует себя беззащитным. Если ребёнок кусает детей в саду именно по этой причине, то для решения проблемы родителям нужно окружить его ещё большей любовью и заботой, а воспитателю постараться создать дружественную атмосферу вокруг малыша и, может быть, дать ему немного больше личного пространства. Работникам детского сада следует помочь своему подопечному найти уголок, где он будет чувствовать себя безопасно. Если кроха ходит в сад совсем недавно, нужно дать ему время для адаптации. Пусть возьмёт с собой в группу любимую игрушку или другую вещь из дома, которая даст ему чувство уверенности и спокойствия.

Причина третья. Нерастраченная энергия

Порой случается, что в роли «кусаки» выступает гиперактивный ребёнок. И пускает в ход зубы он лишь потому, что в течение дня ему не удалось выплеснуть достаточное количество энергии.

Когда такой ребёнок кусает детей в детском саду, что делать воспитателю и родителям?

Чётко соблюдать распорядок дня малыша. До обеда ему рекомендованы подвижные игры и физические нагрузки, к примеру, танцы, плавание, езда на велосипеде. А вот вторую половину дня лучше провести спокойно, рисуя, играя с конструктором, лепя из пластилина или читая книги.

Причина четвёртая. Чрезмерная эмоциональность

Если малыш с помощью укусов выражает положительные эмоции, то нужно предложить ему альтернативу, как показывать свои чувства другими способами – используя добрые слова, объятья и поцелуи.

Возможен другой вариант – когда ребёнок кусает детей из-за нахлынувшей на него агрессии. Как по-другому можно её выразить, кроха пока не знает. Вот и прибегает к использованию зубов.

Причина пятая. Недостаток внимания

Если малышу кажется, что мама с папой не уделяют ему должного внимания, он ищет способы исправить это. Чтобы хоть как-то зацепить родителей,

ребёнок кусает детей в саду.

Что делать при этом взрослым?

Нужно постараться проводить с крохой как можно больше времени. Обнимать его, целовать, вместе играть, читать книги и просто общаться. Вскоре между родителями и ребёнком установится невидимая связь, его психология станет более понятна, и появится возможность предугадать, когда и по какой причине малыш может укусить. Именно в этот момент нужно переместить его внимание на что-либо, отвлекающее ребёнка от возникшего желания пустить в ход зубы.

Что нужно делать после того, как ребёнок кусался, и чего предпринимать не стоит

Категорически запрещается отвечать «кусаке» агрессией. Нельзя кричать или пытаться шлёпнуть его, тем более не стоит пытаться тоже пустить в ход зубы с целью воспитания. Ответная агрессия не приведёт к решению проблемы, а может лишь запугать ребёнка и зародить в нём комплексы. Главное, что должен сделать взрослый – спокойно и уверенно объяснить крохе, как он сделал больно своему сверстнику.

Нужно дать понять ребёнку, что укусы лучше заменить словами «нет», «мне не нравится», «не хочу», «я сержусь». Что использование речи более эффективно, чем применение зубов. Проигрывание таких ситуаций с использованием кукол оказывает положительное влияние на малыша.

Бывает, ребёнок кусает детей для проверки окружающих. Ему любопытно, какая последует реакция, каков предел дозволенного, и что может сойти ему с рук. В таком случае взрослые должны чётко дать понять, что этого делать нельзя. Родителям нужно объяснить: когда кусаешь – причиняешь боль. Гораздо лучше обниматься и целоваться.

Если ребёнок раскаивается

Случается, что ребёнок кусает детей в садике не целенаправленно, а в порыве эмоций или в силу усталости. После этого он сам пугается своего поступка и искренне раскаивается. В таком случае не нужно его отчитывать. Наоборот, следует предложить ребёнку попросить прощения у сверстника, подуть на место укуса, приклеить пластырь, подарить ему игрушку. Но такое поведение взрослых предполагается только в случае, когда для малыша эта ситуация действительно единична и не является нормой поведения.

Как отучить малыша кусаться?

Принципы избавления ребёнка от вредной привычки следующие:

  1. Никогда не давать положительной реакции (смех или улыбка), если кого-то укусили.
  2. Не пускать в ход зубы по отношению к своему малышу даже в игровой форме. Для него нет разницы между нежными покусываниями взрослого и своими аналогичными (как ему кажется) действиями.
  3. Научить кроху альтернативным способам получения желаемого — используя жесты и слова, а не зубы.
  4. Объяснить ребёнку, что нужно угощать сверстников. К примеру, следует поделиться с ними печеньем. Когда кроха предлагает угощение другим детям, необходимо похвалить его.
  5. Научить малыша играть игрушкой не самому, а по очереди с другими детьми. Обязательно похвалить, если это происходит на ваших глазах.
  6. Показать крохе, как выражать свои положительные эмоции по отношению к игрушкам во время игры. Например, как обнимать мишку, гладить котёнка или целовать куклу. Хвалить ребёнка, если он спокойно и мирно играет.
  7. В случае, когда ребёнок бросает игрушки, нужно объяснить, что кукле неприятно, и следует её пожалеть.
  8. Организовывать и поощрять игры с песком, водой или глиной, так как такие занятия усмиряют агрессию.
  9. Дать возможность ребёнку рисовать, особенно красками.
  10. Если ребёнок кусает детей в садике, то дома следует как можно чаще угощать его твёрдой пищей. Пусть грызёт морковь, капусту, огурец, яблоко, сухари или баранки.
  11. Малышу нужно периодически играть кубиками или конструктором.
  12. У крохи должно быть специально отведённое место, где можно ползать, валяться и кувыркаться.
  13. Ребёнку не следует видеть, как ругаются и дерутся между собой взрослые.
  14. Нужно неукоснительно соблюдать распорядок дня малыша.

Профилактика вредной привычки

Почему ребёнок кусает детей? Потому что его не хвалят родители. Вовремя сказанное одобрительное слово предотвратит появление желания укусить. Нужно хвалить кроху, когда его поведение соответствует вашим просьбам, к примеру, если он угощает сверстников, делится игрушками, считается с желаниями других, проявляет терпение.

В нужный момент обняв ребёнка, можно помочь ему ассоциировать своё неагрессивное поведение с приятными ощущениями. Скоро кроха поймёт, что лучше получать позитивную реакцию на своё миролюбивое поведение, чем негативную – на искусанных сверстников.

В свою очередь, родители и работники детского сада должны своим примером показывать малышу, как следует справляться с гневом и раздражением.

Хорошим методом профилактики являются ролевые игры с ребёнком. Вот несколько тем для таких психологических тренингов:

  • У ребёнка отбирают игрушку.
  • Малыш рассердился.
  • Кроху ударили или обозвали.
  • Ребёнку страшно.

Целью таких занятий является возможность научить малыша выражать эмоции исключительно словами, без пускания в ход зубов.

Помочь ребёнку понять и усвоить, что такая агрессивная форма общения и выражения эмоций является недопустимой. Подойдите к ребенку, присядьте так, чтобы ваши лица оказались на одном уровне и посмотрите ему прямо в глаза. Авторитетным тоном, не терпящим возражений, скажите ему примерно следующее: «Такое поведение неприемлемо. Мы не кусаем людей. Это неправильно. Пожалуйста, не делай так больше».

Каждый раз, когда взрослый видит, что ребенок приближается к другому ребёнку или к взрослому с определённой и ясно видимой целью укусить, как можно быстрее приложить ладонь к его рту, тем самым создав физическую преграду и предотвратив укус. При этом нужно сказать, решительно и строго, что »кусаться нельзя! ». На 10-й или 20-й раз решительная реакция взрослого обязательно будет воспринята ребёнком, особенно, если все окружающие будут реагировать подобным же образом, а не заигрывать с ним, умиляясь его невинностью.

Не следует кусать ребенка в ответ, иначе у него закрепится понимание того, что именно так и следует защищаться, отстаивать свое мнение.

Нельзя кричать или бить ребенка. Кого-либо кусая, ребенка переполняет чувство злости. Он не способен осознавать то, что он делает. Наказывая, Вы продемонстрируете ему отрицательные образцы поведения. Приказывая ребенку, не дав ему успокоиться, вы спровоцируете у него еще большую вспышку ярости. Помните, остановленные агрессивные действия ребенка, могут привести к тому, что не выплеснувшиеся негативные эмоции останутся в ребенке и рано ли поздно проявят себя, найдут выход.

Помогите ребенку научиться выражать свои чувства словами. Например, «ты, наверное, злишься на Ваню за то, что он забрал твою игрушку. Используй слова, чтоб показать чувства, но не кусайся».

Рекомендуется, отыграть с ребенком ролевую игру. Изготовьте вместе с ребенком из старой варежки перчаточную куклу-кусаку. Сочините сказку про то, как вел себя кусака и к чему это привело. Озвучивайте и персонажей, которые являются наблюдателями («Наверное, не стоит с ним общаться», «Нельзя дружить и доверять такому злюке» и так далее, и, конечно же, жертву. А теперь пусть ребенок станет «жертвой», испробует разные способы защиты от кусаки (уход, обида, ответная агрессия). Правильная тактика: научить проговаривать те чувства, которые испытывают персонажи, перевести конфликт в конструктивный диалог.

Для детей старше 3 лет, которые все еще продолжают кусаться, можно применить технику тайм-аутов. Тайм-ауты дают ребенку время для того, чтоб успокоиться и приучают ребенка к мысли, что кусание неприемлемо. Тайм-ауты лучше всего срабатывают с детьми, которые знают, зачем используют эту технику. Ребенку предлагается побыть одному пять минут и подумать: «Ты еще маленький и иногда не можешь остановиться. Но очень скоро ты поймешь, как плохо быть одному». Цель изоляции, наказания ребенка заключается в следующем: он должен постепенно учиться понимать, что любой поступок, а тем более, плохой, имеет свои последствия. Тайм-аут не только продемонстрирует ребенку то, что он переполнил чашу вашего терпения или нарушил важное правило, он продемонстрирует, собственно, где лежит граница дозволенного.

Техника Тайм-аута не обязательно подразумевает под собой перемещение в другую комнату, иногда достаточно вывести ребенка из игровой зоны в комнате, отойти в угол и так далее. Если вы все-таки увели ребенка в другую комнату, убедитесь, что в ней находится минимальное количество раздражителей, которые будут его отвлекать от обдумывания своего поведения. Попав в комнату полную игрушек или в комнату с включенным телевизором, ребенок будет отвлекаться и это сведет на нет все ваши воспитательные действия. Ребенку должно быть скучно, первостепенная цель – обдумывание своих поступков и проступков.

Приучайте ребенка к ласковым действиям во время игр. Например, покажите ему, как обнимать мишку, гладить котенка, любить куклу. Хвалите, если ребенок играет мирно.

Отвлеките ребенка, которого начинает раздражать игра, например, потанцуйте. Или же поделайте что-то успокаивающее, например, почитайте или соберите пазл.

Детям с пониженной тактильной чувствительностью в ротовой полости обязательно нужно вводить в ежедневный рацион питания твердые виды пищи (морковь, яблоко, то есть пищу, которую необходимо прожёвывать.

Рекомендуется учить ребёнка пускать мыльные пузыри, надувать воздушные шары, играть на губной гармошке или на дудочке и, насколько хватит у взрослых фантазии, выполнять упражнения для укрепления мышц ротовой полости.

Благотворное влияние оказывают игры с водой, песком, глиной; включите в режим дня релаксацию под приятную музыку, а также достаточную физическую нагрузку.

В Екатеринбурге женщина пытается через суд привлечь к ответственности руководителей детского сада, в котором один из воспитанников укусил ее сына. Несмотря на то, что медики не посчитали повреждения существенными, прокуратура города возбудила дело. Подробнее – собственный корреспондент «Вестей ФМ» в Екатеринбурге Оксана Избышева.

Жительница Екатеринбурга вряд ли забудет день, когда ей позвонили из детского сада и попросили срочно приехать, не объясняя, что произошло. Прибыв на место, женщина едва не лишилась чувств – ее пятилетний сын лежал в кроватке накрытый простыней с головы до ног. Через мгновение Юля, конечно, поняла, что ребенок жив и просто пытается скрыть слезы. Оказалось, Арсения покусал сверстник. Следы зубов и кровоподтеки еще долго оставались на спине ребенка. По словам женщины, это ЧП в детсаду с участием ее мальчика стало уже третьим по счету.

Сначала Арсений во время прогулки так ударился головой о спортивное сооружение, что ребенка пришлось госпитализировать. Затем во время игры воспитанница того же детсада едва не выколола карандашом мальчику глаз. Но после того как Арсения покусали (якобы дети не поделили игрушку), Юля решила, что больше не будет водить сына в детский сад, где воспитатели не смотрят за детьми, а само дошкольное учреждение следует наказать. Женщина даже зафиксировала травмы. Ее ребенок прошел судебно-медицинскую экспертизу, впрочем, согласно документу, «ссадины квалифицируются как повреждения, не причинившие вреда здоровью».

Директор частного детского сада Людмила Бокитько называет поведение матери пятилетнего Арсения местью. Дескать, женщина требовала, чтобы была уволена мать ребенка, который покусал Сеню, – та работает в детсаду. Но Людмила Бокитько отказалась это делать. Директор частного детского сада вообще не видит ничего страшного в том, что дети кусают друг друга, и не считает, что ее сотрудники в чем-то виноваты.

По-другому считает прокуратура. Надзорное ведомство возбудило административное дело в отношении детского сада. По словам матери покусанного мальчика, добиваться этого ей пришлось несколько месяцев. Сначала Следственный комитет не нашел признаков состава преступления и отказал в возбуждении дела. После обращения в прокуратуру Екатеринбурга дело о нарушении права на образование было передано в суд. Владельцам частного детсада грозит штраф до 100 000 рублей.

Любовь Кабурова
Что делать воспитателю, если ребёнок кусается… Консультация психолога для воспитателей

Увидеть, что ребенок обижает других детей, заметить,что он стал агрессивным: кусает и бьет других – ситуация неприятная. Чаще всего это происходит как мгновенная реакция, импульсивное действие и ребенок слишком мал, чтобы продумать какие-то другие, более приемлемые действия. С подобным сталкиваются многие воспитатели. А причин может быть несколько.

1. Ребенок переживает сильный стресс. В данный момент он привыкает к новому для него образу жизни (пример: адаптация к детскому саду). Смена образа жизни – это стресс. В ситуации стресса одни дети плачут, замыкаются в себе, другие становятся неуправляемыми, агрессивными. В любом случае изменения в поведении ребенка служат призывом о помощи.

2. Ребенок охраняет «свою территорию». В 2 – 2.5 года малыш считает себя центром Вселенной.Из этого следует: «Все, что есть вокруг меня, привлекает меня, должно безраздельно принадлежать мне» (а кому же еще). В детском саду ребенок столкнулся с новой для себя ситуацией – есть не только он и помогающие ему взрослые, но и другие дети. Для малыша потребность в заботе со стороны «своего взрослого» — одна из ключевых, и в большой группе детского сада именно эту потребность труднее всего реализовать. Приходится бороться за «свою воспитательницу», а еще за игрушки, книжки, возможность побыть одному или в приятной компании.Эта ситуация ставит ребенка перед необходимостью постоянно быть начеку: вдруг кто-то отнимет что-то необходимое? «Лучшая защита – нападение», — может подумать ребенок, обнаружив, что укусить конкурента – верный способ избавиться от него и к тому же привлечь внимание воспитателя.

3. Ребенок выражает свое недовольство. Если человек (неважно, взрослый или ребенок) чем-то недоволен, он оказывается в трудной ситуации. Недовольство рвется наружу, и приходится решать, как предъявить его миру. Взрослые пытаются взвешивать последствия, подбирать нужные слова и поступать адекватно. Ребенок еще не столь искушен в общении, а порой и не в полной мере владеет речью. На самом деле у ребенка не такой уж богатый выбор – можно или отступить и проглотить обиду, или отстаивать свои желания, нападая на обидчика.

4. Ребенок плохо говорит, а кусаться – значит общаться. Неспособность донести свои желания до окружающих – настоящая пытка. Возможно, малыш еще не научился хорошо говорить. Непонимание окружающих, неспособность получить желаемое (например, попросить игрушку) вызывают его обоснованное недовольство. Укус оказывается эффективным средством привлечь к себе внимание и, дезориентировав противника, получить желаемое. Плюс – выразить свое недовольство.

5. У детей чуть старше двух лет желание укусить может объясняться слабостью мышц языка и щек. Малыш нуждается в дополнительной стимуляции области рта. (игрушка-грызунок)

Что делать?

Дети ясельного возраста, как правило, еще слишком малы, чтобы соотносить между собой то, что они кого-то укусили и то, что взрослый сердится. Поэтому в такого рода ситуациях наказание, как правило, мало помогает. Лучше утешить того, кого укусили и достаточно резко сказать «кусаке»: «Это же больно!». Лицо должно быть строгим, чтобы ребенок видел, что вы его не одобряете. Обязательно нужно выяснить причину «кусачести». Если удастся, попробовать его поймать в тот момент, когда он еще только вознамерился укусить.Остановите его и скажите: «Нельзя! Будет больно».

Если ребенок готов кусаться от отчаянья, остановите его и помогите «озвучить» нужду, то желание,которое он не может высказать: «Скажи ему: «Дай», «Катя не хочет кушать», «Хочу поиграть с тобой»» и т. д.

Если ребенок чем-то расстроен, не спешите занять его нужными вам делами. Сначала помогите успокоиться – подержите на руках, поговорите с ним, добейтесь улыбки.

Если ребенок кусается в какое-то определенное время – перед сном, обедом, — подумайте, что можно изменить в режиме.

Если ребенок начал кусаться, не наказывайте его, а помогайте малышу справляться с трудностями.

Почему малыши кусаются?

Верите вы или нет, но кусанье является нормальной частью развития детей раннего возраста. Младенцы и малыши кусаются по целому ряду причин, таких, как, например, прорезывание зубов или изучение новой игрушки, предмета или если сильно возбуждены. Когда они начинают понимать причинно-следственную связь, тогда дети могут укусить человека, чтобы убедиться в том, что на их действие отреагировали.

Укусы для малышей также могут быть способом, чтобы привлечь внимание или выразить свои чувства. Разочарование, гнев и страх являются сильными эмоциями, и у детей еще не хватает языковых навыков, чтобы выразить их. Так что, если они не могут найти слов, чтобы объяснить, что они чувствуют, они могут прибегнуть к кусанию,пытаясь тем самым сказать: «Обратите на меня внимание!» или, например, «Мне не нравится это!». Такое поведение чаще все-таки встречается у мальчиков, и, как правило, возникает наиболее часто между первым и вторым годом жизни. Необходимо развивать языковые навыки, чем лучше у ребенка развита речь, тем меньше вероятность, что ребенок будет кусаться.

Решение проблемы

Важно как можно раньше обратить внимание на поведение ребенка и начать его корректировать. В следующий раз ребенок может укусить другого малыша. Попробуйте сделать следующее:

Шаг Первый: Будьте спокойны и четко произнесите простую,понятную для ребенка фразу типа: «не кусать!» или «кусаться больно!» Дайте ясно понять, что кусать это неправильно, но избегайте длительных объяснений пока ваш ребенок недостаточно взрослый, чтобы понять все то, о чем вы хотите сказать. Если вы будете спокойны, то разрешить проблему получится намного быстрее.

Шаг Третий: Отвлечь внимание. Этот метод способен творить чудеса с детьми этого возраста. Если эмоции и энергия кипят, целесообразно помочь перевести внимание ребенка на более позитивную деятельность, например, предложение потанцевать под музыку, или поиграть в игры.

В наказании, как правило, нет необходимости в этом возрасте, так как большинство детей не понимают, что их действия каким -то образом могут причинить вред другим.

Если вы уже пробовали описанные выше действия, но поведение не улучшается, то могут быть эффективными более строгие меры. Уведите ребенка в отдельную комнату и оставьте его одного. Как правило, одной-двух минут (не дольше) для этого вполне достаточно. Увеличение длительности времени такого наказания может сыграть против вас, поэтому не пренебрегайте этим условием, дабы не усугубить сложившуюся ситуацию.

Если вы чувствуете, что добились какого-то прогресса с привычкой ребенка кусаться, то продолжайте в том же духе. Не останавливайтесь на достигнутом. Если проблема все еще существует, пусть даже в меньшей мере, значит, все еще существует необходимость в ее решении.

• Будьте решительны и последовательны в своих действиях. Они описаны выше.

• Всегда хвалите ребенка за хорошее, примерное поведение. Ребенок нуждается во внимании. И важно, чтобы он понял, что привлекать внимание можно и хорошим поведением и, к тому же, это намного приятней. Удачи Вам!

admin