Реагирование прокурора

Средства выявления нарушений закона есть правовые средства с помощью которых органы прокуратуры РФ выявляют любые нарушения закона, причины и условия, способствующие этим нарушениям, и лиц их совершивших.

Ключом к пониманию правовых средств выявления нарушений закона является понятие «проверка». Его содержание в русском языке связано с проведением обследования в целях надзора, контроля. Прокурорская проверка определяется как применяемое органами прокуратуры правовое средство, представляющее собой обследование поднадзорных либо не поднадзорных органам прокуратуры субъектов в целях выявления в их деятельности нарушений действующего законодательства.

Любой прокурорской проверке присущи следующие характерные признаки.

Во-первых, проверка является комплексом мыслительных и организационно-правовых действий прокурора, проводящего проверочные действия. Мыслительные действия обусловлены наличием соответствующего образовательного уровня прокурорского работника, его способности к планированию проверочных действий, определению стратегии и тактики проверки, предварительной оценке всего комплекса мер, принятие которых необходимо для оперативного, полного и всестороннего установления фактов нарушения закона, определения порядка их реализации, определения необходимых данных, дающих возможность адекватно и объективно проанализировать состояние законности.

Организационные действия прокурора направлены на организацию проведения проверки, установление места, сроков и участников проверки, определение участка работы, привлечение технических средств и т.д.

Кроме того, прокурорская проверка включает в себя совершение действий, влекущих правовые последствия. Это регламентированная законом возможность беспрепятственного доступа на территорию и в помещения проверяемых субъектов, исследования необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений и т.д., а в случае необходимости – безвозмездного получения их копий, взятие объяснений с граждан и должностных лиц.

Следует обратить внимание на то, что прокурорская проверка является всеобъемлющим правовым средством прокурора, включающим в себя весь предусмотренный законом инструментарий средств выявления нарушений закона, который в зависимости от масштаба проводимой проверки и сложности исследуемого вопроса имеет различную степень ее наполняемости.

Во-вторых, это целевая направленность данного правового средства. Данный признак связан с важнейшей целью прокурорской деятельности – выявлением нарушений законности. Прокурорская проверка направлена на выявление в действиях (бездействиях), актах проверяемого субъекта нарушений Конституции РФ и действующих на территории РФ федеральных законов, на установление причин и условий, способствующих выявленным нарушениям законности, а также лиц, виновных в совершении выявленных правонарушений.

Исходя из изложенного можно вывести дефиницию прокурорской проверки как правового средства, представляющего комплекс мыслительных, организационных и правовых действий прокурора, направленных на выявление нарушений Конституции РФ и действующих на территории РФ, установлению причин и условий, способствующих выявленным правонарушениям, а также виновных лиц.

Для любой прокурорской проверки характерны определенные требования. Требование законности, в соответствии с которым любая прокурорская проверка проводится на основании и во исполнение закона. Требование обоснованности проведения проверки, согласно которому проверка проводится лишь на основании поступивших в прокуратуру сведений о нарушении законности. Требование недопустимости вмешательства органов прокуратуры в оперативно-хозяйственную деятельность проверяемых субъектов и подмены собой государственных органов заключается в том, что прокуратура проверяет лишь соответствие деяний (действий или бездействия), а также правовых актов проверяемых субъектов действующему закону, поскольку другие аспекты функционирования субъектов не являются предметом прокурорской деятельности. Требование полноты прокурорской проверки означает необходимость сбора всего объема материальных и документальных носителей информации о фактических действиях субъектов, реализацию всего комплекса правовых средств по выявлению нарушений закона, необходимых в конкретной ситуации и имеющих значение для установления состояния законности в исследуемой сфере. Требование объективности выражается в непредвзятости, беспристрастности прокурора при осуществлении проверки, решении вопроса о законности действий проверяемого к субъекта. Требование оперативности прокурорской проверки означает осуществление се в предусмотренный законом срок.

Виды прокурорских проверок обусловлены функциями прокуратуры и в связи с этим подразделяются на надзорные и ненадзорные. Надзорные проверки проводятся в отношении субъектов, поднадзорных органам прокуратуры: органов, осуществляющих ОРД, дознание и предварительное следствие, органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера.

Ненадзорные проверки проводятся органами прокуратуры в отношении неподнадзорных им субъектов, к которым отнесены суды. Специфика данных проверок заключается в том, что прокурор не выступает в суде как надзирающий орган, а обладает процессуальными правами наравне с иными участниками судопроизводства. В п. 3 ст. 1 Закона о прокуратуре РФ установлено, что прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают (в соответствии с процессуальным законодательством – обжалуют) противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. Следовательно, участвуя в рассмотрении дел судами, прокурор преследует цель соблюдения участниками судопроизводства процессуального закона и вынесения законного и обоснованного судебного решения.

Кроме надзорных и ненадзорных проверок, в литературе принято выделять иные виды прокурорских проверок, критерием классификации которых являются их повод проведения, объем, проверяемые и проверяющие субъекты, целевое назначение, а также конкретное направление деятельности прокуратуры.

По поводу проведения проверки подразделяют на проводимые по сигналам (заявлениям, сообщениям, жалобам, сведениям, полученным из радио-, телепередач, и т.д.) и по инициативе самих прокуроров. Проверки, проводимые по заявлениям и жалобами граждан, информации, обнародованной СМИ, также называют проверками текущего характера По этому основанию можно выделить проверки, проводимые по поручению, заданию, указанию вышестоящих прокуроров. Как правило, проведение таких проверок связано с появлением новых приоритетов в деятельности прокуратуры, определенных с учетом изменений в социальной, экономической сфере жизни общества и государства. По объему проверки подразделяют на целевые и широкие. Целевые проводятся по отдельным фактам нарушений закона либо по исполнению одного конкретного закона или группы родственных законов, по отдельным сообщениям, заявлениям, жалобам. Широкими называются проверки, по которым круг нарушений закона не определен либо они касаются множества правонарушений. По проверяющим субъектам прокурорские проверки делятся на специфические прокурорские, смешанные и ведомственные. Специфические проводятся исключительно силами органов прокуратуры, без привлечения иных специалистов и составляют основной массив всех проводимых проверок. Это обусловлено разрешением органами прокуратуры правовых вопросов, не требующих иных специальных познаний. Смешанные прокурорские проверки проводятся с привлечением специалистов из различных отраслей деятельности: здравоохранения, экономики, градостроения и др.

Ведомственные проверки осуществляются но заданию органов прокуратуры различными ведомствами.

По проверяемым субъектам прокурорские проверки классифицируются на проводимые в единичном органе и нескольких органах одновременно.

По целевому назначению прокурорские проверки подразделяются на основные проверки по выявлению нарушений закона и сопутствующих им обстоятельств и контрольные, проводимые прокуратурой в порядке контроля за исполнением требований прокуроров.

Нередко в литературе указываются иные основания разграничения видов прокурорских проверок. Их различают по масштабу исследуемых вопросов, содержанию, длительности проверяемых периодов, степени сложности установления обстоятельств нарушений закона, их оценке. В целях повышения профессионального мастерства прокуроров, распространения положительного опыта работы практикуется проведение показательных проверок исполнения закона.

В рамках осуществления прокуратурой ненадзорной функции содействия судопроизводству представляется целесообразным подразделить проверки по видам судебных инстанций, в которых принимает участие прокурор: проверки в суде апелляционной, кассационной, надзорной инстанций.

Прокурорская проверка имеет определенную структуру, обусловленную видом проверки. Структура прокурорской проверки представляет собой последовательность проведения организационно-проверочных действий, состоящих из определенных этапов.

Первый этап – предпроверочный, подготовительный. В нем проверяющий прокурор анализирует состояние законности на проверяемом объекте, изучает действующее законодательство, которой он намерен проверить, планирует место и время проведения проверки, участников проверочных действий, принимает меры к тому, чтобы все участники проверки находились к началу проверки на местах.

Второй этап – это сами проверочные действия. На этом этапе прокурор истребует и исследует документацию, обследует территории и помещения, вызывает и опрашивает должностных и иных лиц, истребует объяснения и заключения специалистов с целью выявления нарушений закона, причин и условий нарушений и виновных лиц.

Третий этап – постпроверочные действия. На этом этапе прокурор тщательно изучает собранные материалы проверки и на их основании готовит акты прокурорского реагирования и другие средства прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона. Затем реализует их и надзирает за исполнением требований прокурора, содержащихся в актах прокурорского реагирования, сроках рассмотрения актов и принятых мерах.

Данная структура проверок характерна для надзора за исполнением законов и по иным направлениям прокурорской деятельности, которые общепринято называть общенадзорными. В других направлениях прокурорской деятельности проверки могут иметь несколько упрощенный характер. Например, проверка соблюдения законности расследования конкретного уголовного дела имеет более простую структуру, поскольку изучение уголовного дела может производиться в кабинете надзирающего прокурора.

Прокуратура, как уже отмечалось, при осуществлении надзора не обладает административно-властными полномочиями в отношении поднадзорных органов и их должностных лиц. Поэтому в случае выявления фактов нарушения законов или издания незаконных актов прокурор сам не может ни отменить незаконный акт, ни устранить нарушение закона. Не может применить меры воздействия к лицу, допустившему нарушение закона. Но и оставить выявленное правонарушение без внимания прокурор тоже не имеет права.

Прокурор обязан отреагировать на факт нарушения закона путем обращения на это внимания соответствующих органов или должностных лиц, уполномоченных устранить допущенные нарушения. Реагирование на выявленное нарушение закона реализуется прокурором путем вынесения соответствующего документа, именуемого актом прокурорского реагирования (актом прокурорского надзора).

Акт прокурорского реагирования — официальный документ (акт), вынесенный прокурором в адрес соответствующего органа или должностного лица, в котором излагается сущность выявленных нарушений закона и дается предписание об их устранении.

Виды актов прокурорского реагирования установлены Законом о прокуратуре (ст. 23-25.1). К ним относятся: протест прокурора, представление прокурора, постановление прокурора, предостережение о недопустимости нарушения закона.

Выбор вида акта прокурорского реагирования зависит от характера и степени нарушения закона, распространенности таких нарушений, правового статуса органа или должностного лица, которому адресуется акт прокурора.

Протест прокурора — акт прокурорского реагирования на противоречащий закону правовой акт с требованием о приведении его в соответствие с действующим законодательством либо о его отмене. Протест приносят прокурор или его заместитель. Он направляется в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо в суд. Протест подлежит рассмотрению нс позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест (ст. 23 Закона о прокуратуре).

Представление прокурора — акт прокурорского реагирования об устранении выявленных нарушений закона либо об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина, направленный прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.

Поводом для внесения представлений являются факты неоднократных нарушений законов, незаконных действий или, наоборот, бездействия со стороны должностных лиц, влекущих нарушение общественно значимых или государственных интересов, прав и законных интересов групп населения, трудовых коллективов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите.

Представление подлежит безотлагательному рассмотрению, и не позднее месячного срока со дня внесения представления по нему должны быть приняты конкретные меры, направленные на устранение допущенных нарушений закона, их причин и условий. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания. О результатах рассмотрения представления должно быть сообщено прокурору в письменной форме (ст. 24 Закона о прокуратуре).

Постановление прокурора — акт прокурорского реагирования на нарушения законов, влекущих административную и уголовную ответственность (ст. 25 Закона о прокуратуре).

Если нарушение закона носит характер административного правонарушения, прокурор выносит постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. И затем данное постановление направляет на рассмотрение органа или должностного лица, уполномоченного законом рассматривать и разрешать дела об административных правонарушениях. Таким законом является

КоАП. О результатах рассмотрения постановления должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

В тех же случаях, когда нарушение закона имеет характер преступления, прокурор выносит постановление о направлении материала по данному факту в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании лица (лиц), допустившего нарушение уголовного законодательства.

Прокурор и его заместитель освобождают своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию, лиц, незаконно задержанных по подозрению в совершении преступлений, и т.д.

Предостережение в недопустимости нарушения закона — это акт прокурорского реагирования, адресуемый должностным лицам, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам, при получении прокурором сведений о готовящихся противоправных деяниях, о недопустимости нарушения закона. Предостережение выносится прокурором или его заместителем (ст. 25.1. Закона о прокуратуре).

Данный акт имеет явно выраженный превентивный (предупредительный) характер. Он выносится лишь при наличии достоверных сведений о готовящихся противоправных действиях либо при выявлении фактов бездействия, которые могут привести к причинению вреда охраняемым законом интересам личности, общества и государства.

Предостережение применяется к должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, — к руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам.

Основная цель применения предостережения состоит в недопущении более опасных правонарушений, в том числе и преступлений. Этот акт не заменяет, а дополняет другие средства реагирования. Наряду с объявлением предостережения прокуратуры могут использовать внесение протестов и представлений. Предостережение в сочетании с другими правовыми средствами повышает результативность реагирования, в большей мере способствует предупреждению правонарушений.

В случае неисполнения требований, изложенных в предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном порядке.

В соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 № 171-ФЗ арсенал средств прокурорского надзора был дополнен еще одним актом прокурорского реагирования, который именуется требованием об изменении нормативного правового акта.

Требование об изменении нормативного правового акта — это акт прокурорского реагирования на нормативный правовой акт, содержащий коррупциогенные факторы, с требованием о его изменении. Требование вносится в орган, организацию или должностному лицу, которые издали данный акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.

Требование подлежит обязательному рассмотрению соответствующим органом, организацией или должностным лицом не позднее чем в 10-дневный срок со дня его поступления. Требование, направленное в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ или представительный орган государственной власти местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа. О результатах рассмотрения требования незамедлительно сообщается прокурору.

Требование об изменении правового акта может быть отозвано прокурором до его рассмотрения соответствующим органом, организацией или должностным лицом.

Административное и муниципальное право
Правильная ссылка на статью: Бобренев В.А. — О возможности оспаривания предостережения прокурора о недопустимости нарушения закона и привлечения виновных лиц к административной ответственности за его невыполнение // Административное и муниципальное право. – 2018. – № 7. – С. 10 — 14. DOI: 10.7256/2454-0595.2018.7.27251 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=27251

Бобренев Владимир Александрович
кандидат юридических наук
доцент
117418, Россия, г. Москва, ул. Новочеремушкинская, 69
Bobrenev Vladimir Aleksandrovich
PhD in Law
Docent
117418, Russia, Moscow, Novocheremushinskaya Street 69

va.bobrenev@yandex.ru
Другие публикации этого автора

10.7256/2454-0595.2018.7.27251

Дата направления статьи в редакцию:

22-08-2018

Дата публикации:

29-08-2018

Аннотация.

В статье поднят вопрос о возможности оспаривания предостережения прокурора о недопустимости нарушения закона и привлечения лиц к административной ответственности за его невыполнение. Автор проводит соотношение между высказанной в науке прокурорского надзора единой точкой зрения о том, что предостережение не порождает правовых последствий для предостерегаемого лица, и ее реализацией в правоприменительной практике. Предметом исследования являются положения Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», правовые акты Генеральной прокуратуры, судебные решения, а также научная литература по данной теме. Методологию исследования составили такие общенаучные методы как анализ, синтез, индукция, а также частнонаучный метод — формально-логический. Автор статьи приходит к выводу, что в соответствии с достижениями науки и действующим законодательством требует внесения корректив практика оспаривания прокурорского предостережения и привлечения лиц к административной ответственности за его невыполнение. В обоих случаях производство по делу не может быть возбуждено, а начатое производство подлежит прекращению за отсутствием нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца (п. 3 ч. 1 ст. 128 и ч. 3 ст. 194 КАС РФ) или за отсутствием состава административного правонарушения (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
Ключевые слова: прокурорский надзор, предостережение, прокурор, акты прокурорского реагирования, невыполнение требований прокурора, административная ответственность, прокурорская деятельность, административное судопроизводство, оспаривание предостережения, прокуратура
In his research Bobrenev raises a question about challenging the prosecutor’s caution against violation of law and bringing perpetrators to administrative responsibility for non-performance of the caution. The author of the research describes the balance between the single viewpoint of prosecutors that the prosecutor’s caution does not create legal consequences for an individual who receives the caution, and practical realization of their position in law enforcement practice. The research has covered the provisions of the Federal Law on Public Prosecutor Office of the Russian Federation, legal acts of the General Prosecutor Office, judicial decisions and academic literature on the matter. The methodological basis of the research has involved general research methods such as analysis, synthesis, induction, and formal logic as a special research method. The author of the article concludes that in accordance with scientific achievements and applicable legislation, the practice of challenging the prosecutor’s caution and bringing perpetrators to administrative responsibility for non-performance of the caution should be changed. According to the author, in both cases a proceeding cannot be started and if started, such a proceeding should be stopped as it either violates the rights, freedoms and legal interests of an administrative complainant (Clause 3 of Part 1 of Article 128 and Part 3 of Article 194 of the Administrative Procedure Code) or there is no corpus delicti of an administrative offence (Clause 2 of Part 1 of Article 24.5 of the Administrative Procedure Code of the Russian Federation).
administrative proceeding, prosecutorial activities, administrative responsibility, failure to comply with the Prosecutor’s requirements, prosecutor, acts of prosecutorial response, caveat, prosecutorial supervision, challenging the caution, prosecutor’s office

Предостережение о недопустимости нарушения закона на современном этапе развития прокурорского надзора в Российской Федерации является одним из основных актов прокурорского реагирования, широко используемых в правоприменительной практике.

В соответствии со ст. 25.1 ФЗ «О прокуратуре РФ» предостережение о недопустимости нарушения закона направляется прокурором в письменной форме должностным лицам, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях.

Таким образом, в отличие от остальных актов прокурорского реагирования, которые прокурор использует после установления факта нарушения закона в целях его устранения, предостережение прокурора имеет ярко выраженную профилактическую (предупредительную) направленность.

Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность (п. 1.2 указания Генпрокуратуры РФ от 06.07.1999 № 39/7 «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона»).

Применению предостережений должна в обязательном порядке предшествовать проверка сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений (п. 2 указания Генпрокуратуры РФ от 06.07.1999 № 39/7).

В научной литературе высказана единая точка зрения, что предостережение о недопустимости нарушения закона не влечет правовых последствий для предостерегаемого лица , которая, однако, не находит своего однозначного отражения в судебной практике оспаривания данного акта прокурорского реагирования и привлечения виновных к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ за невыполнение законных требований прокурора, изложенных в предостережении.

Как правило, суды рассматривают по существу административные дела по заявлениям заинтересованных лиц о признании незаконным предостережения прокурора о недопустимости нарушения действующего законодательства с вынесением итогового решения об удовлетворении заявленного требования или об отказе в его удовлетворении. Исключение составляет практика арбитражных судов, прекращающих производство по делу на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ в связи с тем, что оспариваемое предостережение прокурора не порождает экономического спора .

Вместе с тем, возникает вопрос, правомерно ли разрешение соответствующих заявлений судами общей юрисдикции.

Часть 1 статьи 218 КАС РФ предоставляет гражданам, организациям, иным лицам право на обращение в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если они полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Наличие одного из приведенных обстоятельств является необходимым условием для возбуждения административного дела и его рассмотрения.

Предостережение прокурора, как ненормативный правовой акт, данные обстоятельства не порождает, поскольку не затрагивает права, свободы и законные интересы указанных в ст. 25.1 ФЗ «О прокуратуре РФ» лиц, его применение связано с отсутствием нарушений закона и имеет своей целью только предупредить их совершение в будущем.

Данный вывод встречается и в судебных решениях.

Так, в апелляционном определении от 18 марта 2013 г. по делу № 11-6401 Московский городской суд, оставляя без изменения решение Тверского районного суда г. Москвы от 30 ноября 2012 года, указал, что суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления Г. об оспаривании предостережения прокурора о недопустимости нарушения действующего законодательства, правильно исходил из того, что само предостережение, как и требования, изложенные в нем, не нарушают прав и свобод заявителя ни как руководителя общественной организации, ни как гражданина, не создало препятствия к осуществлению Г. прав и свобод; на нее незаконно не возложена какая-либо обязанность или она незаконно не привлечена к ответственности .

Следовательно, полагаем, поскольку отсутствуют предусмотренные Кодексом административного судопроизводства РФ условия для обращения в суд с требованием об оспаривании предостережения прокурора, постольку судам надлежит в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 128 КАС РФ отказывать в принятии соответствующих административных исковых заявлений, так как из их содержания не следует, что этим актом прокурорского реагирования нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.

В случае же, если административное дело по такому заявлению было возбуждено, то на основании взаимосвязанных положений п. 3 ч. 1 ст. 128 и ч. 3 ст. 194 КАС РФ суд принимает определение о прекращении по нему производства.

Складывающаяся в настоящее время судебная практика рассмотрения по существу заявлений заинтересованных лиц о признании незаконным предостережения о недопустимости нарушения закона, полагаем, требует корректировки с учетом изложенного выше, в том числе посредством дачи разъяснений высшим судебным органом государства.

Не единообразно подходят суды к разрешению дел об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ и заключающемся в невыполнении требований прокурора, изложенных в предостережении о недопустимости нарушения закона. В одних случаях суды привлекают виновных лиц к установленной законом ответственности, а в других случаях – прекращают производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Например, решением Курганского областного суда от 1 февраля 2018 г. по делу № 71-18/2018 оставлено без изменения постановление судьи Петуховского районного суда Курганской области от 14 декабря 2017 г., которым первый заместитель Главы администрации Частоозерского района Курганской области Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, за невыполнение требований, указанных в предостережении прокурора .

В то же время постановлением Владимирского областного суда от 15 сентября 2017 г. № 4а-275/2017 оставлены без изменения акты нижестоящих судов, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении председателя сельскохозяйственного производственного кооператива «Гавриловское» П. Суд вышестоящей инстанции указал, что при прекращении производства по делу мировой судья верно пришел к выводу, что по смыслу положений ФЗ «О прокуратуре РФ» само по себе предостережение прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает. Такой акт прокурорского реагирования носит рекомендательный характер, не содержит властно-распорядительных обязательных предписаний, распоряжений, является актом прокурорского реагирования профилактической направленности .

С нашей точки зрения, поддерживая сформировавшийся в науке прокурорской деятельности подход об отсутствии правовых последствий применения предостережения о недопустимости нарушения закона для предостерегаемого лица, обоснованным и соответствующим ст. 25.1 ФЗ «О прокуратуре РФ» представляется вывод суда о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ст. 17.7 КоАП РФ за невыполнение предостережения прокурора.

В указанном акте прокурорского реагирования прокурор не излагает каких-либо требований как таковых, а лишь предостерегает соответствующих лиц о недопустимости нарушения закона в будущем. Непринятие данными лицами мер по изменению модели своего поведения и совершение ими правонарушений не может выступать основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ, но по смыслу абзаца второго ст. 25.1 ФЗ «О прокуратуре РФ» предопределяет возможность возбуждения дела об ином административном правонарушении, если в таких действиях (бездействии) усматриваются его признаки.

Таким образом, судебная практика рассмотрения материалов дел об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, за невыполнение предостережения прокурора о недопустимости нарушения закона подлежит приведению к единообразию. Считаем, что судам при разрешении данной категории дел надлежит прекращать производство по ним в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

На основании изложенного, представляется возможным сделать следующий вывод. Наука, закон и правоприменительная практика должны находиться в тесном и непрерывном взаимодействии, опираться на полученные друг другом результаты. В этой связи, на основе достижений науки прокурорского надзора, в соответствии с действующим законодательством РФ полагаем, требует изменений сложившаяся судебная практика оспаривания предостережения прокурора о недопустимости нарушения закона и привлечения лиц к административной ответственности за его невыполнение. В обоих случаях производство по делу не может быть возбуждено, а начатое производство подлежит прекращению за отсутствием нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца (п. 3 ч. 1 ст. 128 и ч. 3 ст. 194 КАС РФ) или за отсутствием состава административного правонарушения (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

Библиография

Статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры Российской Федерации за январь-май 2018 г. . – Режим доступа: https://www.genproc.gov.ru/stat/data/1406222/;
Статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры Российской Федерации за январь-декабрь 2017 г. . – Режим доступа: https://www.genproc.gov.ru/stat/data/1336134/;
Статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры Российской Федерации за январь-декабрь 2015 г. . – Режим доступа: https://www.genproc.gov.ru/stat/data/1054853/;
Прокурорский надзор в Российской Федерации: учебник для бакалавров / под науч. ред. Е.Р. Ергашева. – М. : Издательство Юрайт, 2011;
Панченко В.Ю., Макарчук И.Ю. Предостережение как правовое средство // Законность. 2013. № 6;
Филипенко С.В. Проблемы применения предостережения о недопустимости нарушения закона // Законность. 2017. № 6;
Определение Верховного Суда РФ от 22 июня 2018 № 302-КГ18-7776 по делу № А10-4635/2017 // СПС «КонсультантПлюс»;
Апелляционное определение Московского городского суда от 18 марта 2013 г. по делу № 11-6401 // СПС «КонсультантПлюс»;
Решение Курганского областного суда от 1 февраля 2018 г. по делу № 71-18/2018 // СПС «КонсультантПлюс»;
Постановление Владимирского областного суда от 15 сентября 2017 г. № 4а-275/2017 // СПС «КонсультантПлюс».

References (transliterated) Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи

Об утверждении Порядка рассмотрения актов прокурорского реагирования

МЭРИЯ ГОРОДА КЫЗЫЛА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 ноября 2018 года N 1295
Об утверждении Порядка рассмотрения актов прокурорского реагирования

В целях своевременного и качественного рассмотрения актов прокурорского реагирования, руководствуясь Уставом городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», мэрия г. Кызыла постановляет:

1. Утвердить Порядок рассмотрения актов прокурорского реагирования (далее — Порядок) согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Руководителям структурных подразделений и отраслевых органов мэрии г. Кызыла ознакомить работников с утвержденным Порядком.

3. Информационно-аналитическому отделу мэрии г. Кызыла разместить настоящее постановление на официальном сайте органов местного самоуправления г. Кызыла в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на управляющего делами мэрии г. Кызыла.

Мэр города Кызыла
К.САГААН-ООЛ

Приложение. Порядок рассмотрения актов прокурорского реагирования

Приложение
к постановлению мэрии г. Кызыла
от 6 ноября 2018 г. N 1295

Общие положения

1.1. Порядок рассмотрения актов прокурорского реагирования (далее — Порядок) разработан в целях упорядочения рассмотрения мэрией г. Кызыла актов прокурорского реагирования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Уставом городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» и устанавливает единые требования к рассмотрению актов прокурорского реагирования мэрией г. Кызыла.

1.2. В настоящем Порядке основные понятия применяются в следующем значении:

1) акт прокурорского реагирования — протест, представление об устранении нарушений закона, требование:

— протест приносится прокурором или его заместителем на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу. Подлежит обязательному рассмотрению в 10-дневный срок с момента его поступления. В случаях, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме;

— представление об устранении нарушений закона (далее — представление) вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения. Подлежит безотлагательному рассмотрению. Конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, должны быть приняты в течение месяца со дня внесения представления. О результатах принятых мер прокурор должен быть уведомлен в письменной форме;

— требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный в нем срок;

2) муниципальные правовые акты мэрии г. Кызыла (далее — правовой акт) — постановления и распоряжения мэрии г. Кызыла, распоряжения заместителей, приказы иных должностных лиц мэрии г. Кызыла;

3) разработчик правового акта (далее — разработчик) — структурное подразделение, отраслевой орган мэрии г. Кызыла, разработавшее правовой акт, на который поступил протест;

4) уполномоченный орган — структурное подразделение, отраслевой орган мэрии г. Кызыла, к компетенции которого относится принятие мер по устранению нарушений закона, указанных в представлении.

Порядок рассмотрения актов прокурорского реагирования

2.1. Поступившие в адрес мэрии г. Кызыла протест или представление в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в мэрии г. Кызыла регистрируются управлением организационно-документационного обеспечения, кадровой работы и информатизации мэрии г. Кызыла и в тот же день вместе с указанием на разработчика либо уполномоченного органа направляется мэру г. Кызыла.

После рассмотрения мэром г. Кызыла в соответствии с резолюцией акт прокурорского реагирования в течение 1-го дня направляется разработчику или в уполномоченный орган.

Поступившее в адрес мэрии г. Кызыла требование в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в мэрии г. Кызыла регистрируется управлением организационно-документационного обеспечения, кадровой работы и информатизации мэрии г. Кызыла и в тот же день вместе с указанием уполномоченного органа направляется заместителю мэра г. Кызыла по правовым вопросам и профилактике правонарушений.

После рассмотрения заместителем мэра г. Кызыла по правовым вопросам и профилактике правонарушений в соответствии с резолюцией требование в течение 1-го дня направляется в уполномоченный орган.

2.2. Разработчик или уполномоченный орган рассматривает акт прокурорского реагирования, готовит мотивированный ответ, к которому прикладывает документы, подтверждающие соответствующие выводы.

К процессу рассмотрения акта прокурорского реагирования возможно привлечение других специалистов мэрии г. Кызыла, уполномоченных на решение затронутых вопросов. В необходимых случаях могут образоваться специальные комиссии, формируемые из представителей структурных подразделений, отраслевых органов, муниципальных учреждений и предприятий.

О времени и месте рассмотрения акта прокурорского реагирования разработчик или уполномоченное лицо не позднее, чем за 3 дня сообщает прокурору в письменном виде.

Рассмотрение акта прокурорского реагирования и проекта ответа проводится на совещании под руководством курирующего заместителя мэра г. Кызыла с обязательным участием должностного лица, подготовившего проект ответа, а также уполномоченного представителя органа прокуратуры.

При наличии правовых оснований для полного или частичного удовлетворения протеста разработчик одновременно с мотивированным ответом готовит проект правового акта о внесении изменений или дополнений в противоречащий закону правовой акт или признании его утратившим силу и в установленном порядке направляет его на рассмотрение и подписание мэру г. Кызыла.

Правовой акт о внесении изменений или дополнений в противоречащий закону правовой акт или признании его утратившим силу прилагается к мотивированному ответу. В случае если не представляется возможным принять правовой акт в срок, установленный для ответа на протест, разработчик направляет правовой акт прокурору в максимально кратчайшие сроки после его утверждения, однако проект правового акта должен быть приложен к мотивированному ответу по результатам рассмотрения протеста.

К ответу на представление прокурора или заместителя прокурора должны быть приложены заверенные копии документов, подтверждающих реальное устранение нарушений, указанных в представлении.

Если в акте прокурорского реагирования ставится вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности, при привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности по результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования заверенная копия распоряжения (приказа) о наложении дисциплинарного взыскания также в обязательном порядке прилагается к мотивированному ответу.

Ответ на протест или представление направляется прокурору или его заместителю за подписью курирующего заместителя мэра г. Кызыла.

Ответ на требование прокуратуры, содержащий запросы о пояснении фактов, связанных с деятельностью мэрии г. Кызыла, ее структурных подразделений, отраслевых органов готовится уполномоченным органом, которому адресован запрос, либо специалистом, указанным в поручении (резолюции), а в случае поручения его рассмотрения нескольким специалистам — ответственным лицом. Остальные указанные в поручении (резолюции) специалисты предоставляют ответственному лицу в течение одного рабочего дня со дня получения запроса соответствующую информацию и (или) необходимые документы.

Ответ на требование прокуратуры готовится за подписью курирующего заместителя мэра г. Кызыла либо руководителя уполномоченного органа.

2.3. Срок рассмотрения разработчиком протеста, в том числе подготовка мотивированного ответа и направление ответа в управление правового обеспечения мэрии г. Кызыла на согласование, составляет 5 календарных дней.

Срок рассмотрения уполномоченным органом представления, в том числе подготовка мотивированного ответа и направление ответа в управление правового обеспечения мэрии г. Кызыла на согласование, составляет 20 календарных дней.

Срок рассмотрения и предоставления ответа на требование прокуратуры должен осуществляться в срок, установленный в требовании и не требует согласования с управлением правового обеспечения мэрии г. Кызыла.

Ответственность за нарушение сроков рассмотрения актов

3.1. Превышение сроков рассмотрения актов прокурорского реагирования, установленных федеральным законодательством и настоящим Порядком, не допускается.

3.2. Персональную ответственность за нарушение сроков рассмотрения актов прокурорского реагирования или сообщения о результатах рассмотрения в органы прокуратуры несет ответственное лицо, которому поручено рассмотрение акта прокурорского реагирования, руководитель уполномоченного органа, курирующий заместитель мэра г. Кызыла.

3.3. За нарушение сроков рассмотрения актов прокурорского реагирования и сроков сообщения о результатах их рассмотрения виновные лица несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.

При обнаружении нарушений закона прокурор принимает меры реагирования путем вынесения соответствующих актов.

К мерам прокурорского реагирования относятся: протест прокурора; представление прокурора; постановление прокурора; предостережение прокурора о недопустимости нарушения закона.

Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган либо должностному лицу, которые этот акт издали, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, или обращается в суд.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его принесения, а если протест был принесен на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления — па ближайшем заседании. При наличии исключительных обстоятельств, требующих немедленного устранения нарушений закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах принятых мер прокурор уведомляется в письменной форме.

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В отличие от протеста, которым обращается внимание на незаконность вынесенного правового акта, представление подается в случаях, когда совершены конкретные действия (бездействие), в ходе которых были нарушены требования закона.

Если Генеральный прокурор РФ обнаружит, что постановление Правительства РФ не соответствует положениям Конституции РФ и федеральных законов, то он информирует об этом Президента РФ.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О результатах принятых мер прокурор уведомляется в письменной форме.

Если в результате прокурорской проверки будет установлено наличие в деяние признаков преступления, то прокурор выносит постановление о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

Прокурор, исходя из характера нарушений закона, выносит постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. Такое постановление подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в установленный законом срок. О результатах рассмотрения постановления прокурор уведомляется в письменной форме.

Предостережение о недопустимости нарушения закона прокурор вносит в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях. Письменное предостережение прокурор или его заместитель направляет должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, — руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам.

В случае неисполнения требований, которые были изложены в предостережении, и наступлении негативных последствий лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Правовые основы службы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации

Порядок службы в органах и учреждениях прокуратуры РФ регламентирован Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», а также иными федеральными законами в соответствующей части.

Служба в органах и учреждениях прокуратуры является федеральной государственной службой.

Прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, которые имеют высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, обладают необходимыми профессиональными и моральными качествами и способны по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

На должности помощников прокуроров прокуратур районов, городов и приравненных к ним прокуратур в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся но юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, и окончившие третий курс образовательных учреждений.

Лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на этой службе, если оно: является гражданином иностранного государства; признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным; лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока; имело или имеет судимость; страдает заболеванием, препятствующим поступлению на службу в органы и учреждения прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника; состоит в близком родстве или свойстве с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью, подконтрольностью одною из них другому-: отказывается от прохождения процедуры допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если эти сведения будут использованы при последующем исполнении служебных обязанностей.

Для прокурорских работников установлены следующие классные чипы (в порядке возрастания): младший юрист; юрист III класса; юрист II класса; юрист I класса; младший советник юстиции; советник юстиции; старший советник юстиции; государственный советник юстиции III класса; государственный советник юстиции II класса; государственный советник юстиции I класса; действительный государственный советник» юстиции.

За примерное исполнение работниками своих служебных обязанностей, продолжительную и безупречную службу в органах и учреждениях прокуратуры, выполнения заданий особой важности и сложности применяются поощрения. За неисполнение или ненадлежащее исполнение работниками своих служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника, руководители органов и учреждений прокуратуры имеют право налагать на них дисциплинарные взыскания вплоть до увольнения из органов прокуратуры.

admin