Размеры автодрома

Т. В. Шутылева
Президент МААШ

Уважаемые коллеги!

От имени Межрегиональной ассоциации автошкол сердечно приветствую всех участников Всероссийского семинара руководящих работников автошкол.

Ежегодное проведение Семинара стало нашей доброй традицией.

В этом году проведение Семинара обусловлено коренными изменениями нормативно-правовой базы подготовки водителей транспортных средств.

Присутствие на нашем семинаре представителей лицензионных отделов регионов, представителей региональных экзаменационных подразделений ГИБДД, руководителей многих общественных объединений говорит о серьезности стоящих перед нами проблем.

За последнее время принято достаточно большое количество документов, регламентирующих деятельность автошкол.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 сентября 2008 года № 278 были введены в действие согласованные с Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ «Примерные программы подготовки водителей транспортных средств различных категорий»

12 декабря утверждены «Требования к образовательным учреждениям и организациям, осуществляющим подготовку и переподготовку водителей транспортных средств различных категорий, по их оснащению техническими средствами. Требования к квалификации педагогических кадров»

Приказом Министерства образования и науки от 20 января 2009 года № 6 введены в действие Примерные программы переподготовки водителей транспортных средств различных категорий.

В настоящее время в НИЦ БДД ведется работа над проектом новой методики приема квалификационных экзаменов на право управления транспортными средствами различных категорий. Подробную информацию о процессе работы над методикой мы получим от начальника отдела НИЦ БДД Савина Бориса Матвеевича.

Остановимся подробнее на каждом из перечисленных документах.

Примерные программы подготовки водителей ТС. Категория «В»

Положительным моментом, безусловно, явилось привлечение общественных объединений к работе над новой редакцией программ. Так в рабочей группе были представлены РОСТО, МААШ, Ассоциация автошкол Москвы, юношеская ассоциация и другие.

Главное отличие новой программы «В» от старой – уменьшение часов на теорию и увеличение часов на вождение, с 32 до 50, в основном по городу. Сокращение теоретического курса (приблизительно вполовину) произошло, в частности, за счет такой дисциплины, как «Устройство и техническое обслуживание транспортного средства». Некоторые метаморфозы претерпел и предмет «Правила дорожного движение» — теперь он называется «Основы законодательства в сфере дорожного движения», хотя, строго говоря, содержание и подход к его преподаванию в связи с этим серьезно не поменялись. Также программа содержит новые темы по основам безопасного управления автомобилем и формирования бесконфликтного поведения на дороге.

А вот чего она не предусматривает, так это часы на сдачу экзамена в ГИБДД, и это представляет на сегодняшний день отдельную проблему, о которой мы подробнее будем говорить в ходе семинара. Есть и другие проблемы. Ни для кого не секрет, что состоявшийся пересмотр содержания обучения автошколах – это лишь «косметика», а не капитальный ремонт, в котором они на самом деле нуждаются.

Безусловным плюсом новых программ является возможность применения в процессе обучения современных технических средств. В перечне учебных материалов для подготовки водителей ТС говорится, что практически любое учебно-наглядное пособие может быть представлено в виде плаката, стенда, фильма, электронного учебного издания.

В связи с этим в МААШ разработана новая электронная программа «Интерактивная модульная система обучения», которая позволяет сделать процесс обучения интересным, наглядным, с широкими возможностями моделирования.

В связи с введением в действие новых программ в соответствии с письмом Минобрнауки до 1 марта 2009 года учебные организации должны были представить документы для подтверждения предельной численности контингента обучающихся.

Подробнее о переходе на новые программы подготовки сегодня мы услышим от специалиста отдела организации экзаменационной работы ГИБДД Москвы Самсонова Романа Александровича.

В связи с введением новых примерных программ возникло множество вопросов, например:

1. Почему Приказ №278 от 30.09.2008 года «О введении в действие примерных программ подготовки водителей транспортных средств различных категорий», обязывающий все автошколы страны соблюдать некий перечень минимальных требований к содержанию Программ подготовки водителей, в нарушение действующего законодательства не прошел регистрацию в Минюсте и, таким образом, имеет чисто ведомственный характер? Ведь он вводит «нормы, обязательные для организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего нормативный правовый акт» (п.12 «Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации». Приказ Минюста от 04.05.2007 №88).

2. Почему в нарушение Ст.15 п.3; Ст.32. п.16 закона «Об образовании» о том, что образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности аттестации обучающихся, в Примерных программах подробно расписывается периодичность, объем и порядок проведения промежуточной и итоговой аттестации?

3. Почему в нарушение Ст.28 закона «Об образовании» о полномочиях федеральных органов государственной власти в сфере образования, к которым относится в частности «установление федеральных требований к образовательным учреждениям в части, минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений», экспертизу минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений осуществляет ГИБДД?;

4. Почему в нарушение Ст.32. п.14 закона «Об образовании» Примерная программа ограничивает численность учебных групп до 30 человек?

5. Почему в нарушение Ст.32 п.5 закона «Об образовании» мастеру производственного обучения подробно предписывается методика обучения и содержание контрольных занятий?

6. Что означает утверждение «К обучению на учебных маршрутах допускаются лица, знающие требования Правил дорожного движения» (?!). В каком объеме? Надо ли знать правила буксировки, проезда железнодорожных переездов и т.д.?

7. Что такое «Свидетельство действующего образца»? Как это соотносится с законом «Об образовании» Ст.27. п.1?

Следующий документ – это требования к техническому оснащению автошкол, которые в соответствии с этими требованиями должны иметь теперь целый ряд специализированного оборудования:

8. Является ли введение в действие с 01.07.2009 года новых «Требований к образовательным учреждениям и организациям по их оснащению техническими средствами» основанием для пересмотра лицензионных требований к автошколам, имеющим действующую лицензию?

9. Если нет, то тогда в чем обоснованность и необходимость этих очень жестких требований в обеспечении успешной организации учебного процесса?

10. Как быть с положением закона «Об образовании» Ст.33. п.10 и соответствующей статьей «Положения о лицензировании образовательной деятельности» «Требования экспертизы не могут превышать среднестатистических показателей для территории, на которой зарегистрировано образовательное учреждение.». Очевидно, что если сохраняются старые лицензии, (а их большинство) то с 01.07.2009 года это положение применительно к вновь выдаваемым лицензиям в части вновь установленных Требований невыполнимо.

11. Когда выйдет новое «Положение о лицензировании»? Какие в него будут заложены основные отличия от действующего?

12. Автошколам предписано в обязательном порядке иметь в наличии «Методические рекомендации, утвержденные заинтересованными федеральными органами исполнительной власти» Существуют ли на сегодняшний день эти методические рекомендации?

13. Как совместить постоянно ужесточающиеся требования к осуществлению учебного процесса автошколами с очевидным фактическим признанием того, что тот же экзамен в ГИБДД на право управления транспортным средством вполне можно успешно сдать и без применения в процессе обучения всех этих т.н. «обязательных условий обучения»?

Аппаратно-программные комплексы тестирования и развития психофизиологических качеств водителя

Подробнее информацию о работе с различными видами АПК мы получим во время проведения мастер – класса под руководством кандидата психологических наук, доцента факультета психологии Исайчева Сергея Александровича.

Проблемы:

14. Существует ли методика применения результатов тестирования на АПК в процессе обучения?

15. Приведенный список тестируемых качеств является открытым или закрытым, минимальным или максимальным?

16. Когда будут утверждены технические требования к АПК?

17. Существуют ли на сегодняшний день АПК, к которым уже утверждены технические требования, и кто является их производителем?

18. На базе каких именно научных методик, школ, направлений, должны функционировать АПК?

19. Кто будет осуществлять экспертизу и выдавать заключение о пригодности новых предлагаемых производителями АПК? Какой будет эта процедура для производителей? Что это будет за документ?

20. Где можно ознакомиться с ходом проведения эксперимента по внедрению АПК в процесс обучения, с использованной методикой оценки результатов эксперимента, с собственно результатами эксперимента?

21. Существуют ли сегодня в стране организации-изготовители АПК, способные обеспечить все 8000 автошкол России необходимым количеством АПК к 01.07.2009 г., организовать их сервисное обслуживание, обучение персонала.

22. Если нет, то тогда зачем дискредитировать вводимый в действие документ его заведомым невыполнением?

23. Что делать, если учащийся отказывается проходить тестирование на АПК?

24. Кто и как будет контролировать использование установленного АПК в учебном процессе?

Далее. В соответствии с принятыми требованиями каждое учебное ТС должно быть оборудовано Аппаратно-программными комплексами аудио-видеорегистрации , включающими:

  1. Многоканальный модуль фиксации изображения;
  2. Блок управления для фиксирования нарушений;
  3. Видеокамера для наблюдения за панелью приборов;
  4. Видеокамера для наблюдения за органами управления;
  5. Видеокамера с микрофоном для наблюдения за действиями водителя и пассажиров;
  6. Видеокамера для наблюдения за проезжей частью;
  7. Органы управления системой;
  8. Набор кабелей обеспечивающих функционирование АПК;
  9. Монитор;
  10. Считывающее устройство;
  11. Программное обеспечение;
  12. Документация по эксплуатации оборудования.

Эта информация есть у вас в раздаточных материалах.

Большой опыт работы в течении 2-х лет с видеорегистраторами накоплен в Краснодарском крае.

С октября 2007 года в экзаменационных подразделениях края при приеме экзаменов используется система объективного контроля. Интересная цитата из доклада советника начальника ГУВД по Краснодарскому Краю по БДД Фомина Александра Федоровича:»Первоначально использование системы в экзаменационной работе привело к резкому снижению (до 5% от сдававших) количества кандидатов в водители, сдавших квалификационные экзамены с первого раза. Однако в последующем данный показатель увеличился и стабилизировался на отметке 30-40 %.

Существенную роль сыграло внедрение руководителями автошкол аналогичных технических средств при практическом обучении вождению автомобиля. Данная техника позволяет руководителям осуществлять не только объективный контроль за полнотой выполнения программ подготовки, но и путем разбора каждого занятия проводить обучение не по шаблонам, а применительно к каждому обучаемому с учетом их индивидуальных способностей.»

Проблемы:

25. Как соотносится требование оснастить учебный автомобиль аудио-видеорегистраторами с перечнем оборудования учебного автомобиля, утвержденным Постановлением правительства РФ №1090, в котором данное требование отсутствует?

26. Как быть автошколам, у которых автомобили приобретены в кредит, и прокладка кабелей связи внутри приборной панели автоматически приводит к лишению страховки, гарантии и, как следствие, расторжению кредитного договора с банком?

27. Какова методика использования аудио-видеорегистраторов в процессе обучения водителей? Кто ее разработчик?

28. Где можно ознакомиться с ходом проведения эксперимента по внедрению аудиов-идеорегистраторов в процесс обучения, с использованной методикой оценки результатов эксперимента, с собственно результатами эксперимента?

29. Может ли аудио-видеорегистрация процесса обучения быть принудительной по отношению к конкретной личности?

30. Будут ли экзаменационные подразделения ГИБДД требовать предоставления видеозаписей процесса обучения каждого ученика при регистрации группы?

31. Если да – то какова ответственность автошкол за отказ ученика от аудио-видеорегистрации внутри салона автомобиля?

32. Когда будут утверждены технические требования к аудио-видеорегистраторам?

33. Существуют ли на сегодняшний день АПК аудио-видеонаблюдения, к которым уже утверждены технические требования, и кто является их производителем?

34. Кто будет осуществлять экспертизу и выдавать заключение о пригодности новых предлагаемых автошколам аудио-видеорегистраторов? Какой будет эта процедура для производителей? Что это будет за документ?

35. Кто и как будет контролировать использование или нет установленных аудио-видеорегистраторов в учебном процессе при том, что даже при использовании DVD-дисков фиксация процесса обучения одной группы 30 человек займет не менее 300 дисков?

36. Обязана ли автошкола предоставлять на экзамен в ГИБДД специальным образом оборудованный автомобиль?

37. Почему за проведение экзамена в ГИБДД гражданин платит государству установленную государством цену, а о предоставлении автомобиля он должен договариваться с автошколой о цене за эту услугу. А если они не договорятся о цене, гражданин лишается возможности сдать экзамен в ГИБДД?

38. На чем могут сдать экзамен в ГИБДД лица, прошедшие самостоятельную подготовку?

39. Кто отвечает за работу видеорегистраторов в процессе приема экзаменов? Кто хранит и использует в случае необходимости отснятый видеоматериал? Как может ГИБДД гарантировать адекватность и качество материала, отснятого на не принадлежащем ему оборудовании?

40. Будет ли экзамен считаться проведенным, если в процессе его проведения аудио-видеорегистратор вышел из строя?

Автодромы для первоначального обучения вождению транспортных средств.

При разработке указанных документов был учтен положительный опыт применения автоматизированного автодрома в процессе обучения кандидатов в водители, который был апробирован в рамках проведенного в соответствии с приказом МВД России эксперимента на базе ГУВД по Челябинской области. Его результаты показали, что применение таких автодромов обеспечивает существенное повышение качества подготовки водителей. Так относительные показатели количества административных правонарушений, допущенных водителями, прошедшими обучение с его применением, в расчете на 100 выданных удостоверений, ниже на 10%, на 17% ниже количество ДТП с пострадавшими и на 5% с материальным ущербом. Наряду с этим серьезно повышается и производительность работы по приему экзаменов (в расчете на количество человеко-экзаменов на одного экзаменатора — более чем в 15 раз).

В соответствии с новыми требованиями, каждая автошкола должна иметь автодром, обеспечивающий выполнение каждого из учебных заданий, предусмотренных Программами и Методикой квалификационных экзаменов. В целях имитации реальных условий движения на площадке должны быть оборудованы: пешеходный переход, железнодорожный переезд, дорожные знаки, светофор, разметка по ГОСТу.

К сожалению, практическое исполнение указанных нормативных документов вызывает целый ряд конкретных вопросов правового, организационного, экономического характера. Отсутствие ответов на них вызывает произвольное, различающееся по регионам толкование указанных нормативных документов, и в некоторых случаях грозит практически полной остановкой процесса подготовки водителей. МААШ на основании поступающей из регионов информации подготовлен соответствующий перечень таких вопросов.

FotograFFF / .com

Согласование программ подготовки водителей транспортных средств с ГИБДД и получение заключения ведомства о соответствии учебно-материальной базы организации установленным нормативными актами требованиям – обязательное условие как для получения лицензии на осуществление образовательной деятельности автошколами, так и для непосредственной реализации ими образовательных программ (подп. «д» п. 5, подп. «е» п. 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности). Актуальные примерные программы подготовки и переподготовки водителей транспортных средств различных категорий и подкатегорий и требования к оснащению автошкол действуют, напомним, с 12 августа 2014 года (приказ Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. № 1408). На протяжении почти трех лет согласование этих программ и оценка учебно-материальной базы автошкол осуществлялись на основании методических рекомендаций ГУОБДД МВД России от 30 октября 2014 г. № 13/4-у-7104, однако в апреле 2017 года они были отменены (письмо ГУОБДД МВД России от 26 апреля 2017 г. № 13/4-3860). При этом именно нормативные акты, регламентирующие процесс согласования программ и оценки учебно-материальной базы автошколы, так и не были приняты. Образовавшийся правовой вакуум, как отмечают представители профессионального сообщества, приводит к вольному трактованию установленных нормативных требований в регионах (вплоть до предъявления дополнительных требований) и необоснованному затягиванию сроков выдачи заключений.

Исправить сложившуюся ситуацию призваны разработанные МВД России проекты приказов об утверждении:

  • Порядка согласования основных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий (далее – Порядок согласования программ обучения);
  • Порядка выдачи заключений о соответствии установленным требованиям учебно-материальной базы организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, и соискателей лицензии на осуществление образовательной деятельности по указанным программам (далее – Порядок выдачи заключений о соответствии).

В конце декабря 2017 года проекты были размещены на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/08/12-17/00077145 и 02/08/12-17/00077146 соответственно) и получили значительное количество критических экспертных комментариев. В феврале текущего года доработанные проекты снова были вынесены на публичное обсуждение, которое продлится до 12 марта. Текущий вариант документов учитывает большинство замечаний автошкол, направленных в министерство по итогам проведенного Межрегиональной ассоциацией автошкол (МААШ) опроса по основным положениям проектов, сообщила порталу ГАРАНТ.РУ президент МААШ Татьяна Шутылева. В частности, исключена обязанность представлять в Госавтоинспекцию результаты замеров коэффициента сцепления колес транспортного средства с покрытием площадки, продольных и поперечных уклонов участков закрытой площадки или автодрома, используемых для выполнения контрольных заданий, уклона эстакады и показателей освещенности. Выполнение такого требования повлекло бы дополнительные расходы автошкол, поскольку для проведения замеров предлагалось привлекать организации, имеющие сертифицированные и поверенные в установленном порядке средства измерения.

Рассмотрим, каковы же основные положения доработанных с учетом мнения профессионального сообщества документов.

Порядок согласования программ обучения

Проектом указанного порядка предусматривается, что для согласования программ профессионального обучения водителей автошкола должна направить соответствующее заявление (форма заявления устанавливается приложением к порядку) в управление Госавтоинспекции по тому субъекту РФ, на территории которого она осуществляет образовательную деятельность, или иное подразделение, уполномоченное руководителем регионального управления ГИБДД. К заявлению, разумеется, прилагаются сами программы обучения.

В течение пяти рабочих дней с даты регистрации поступивших документов должностное лицо соответствующего подразделения ГИБДД будет обязано принять решение о проведении проверки либо – при отсутствии в заявлении необходимых сведений или их недостоверности – об отказе в согласовании программы или программ.

Согласование конкретной программы будет осуществляться по результатам проверки соответствия ее содержания утвержденной Минобрнауки России примерной программе профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующей категории или подкатегории. Существенные несоответствия, например отсутствие в представленной на согласование программе учебных предметов, предусмотренных примерной программой, или сокращение времени на изучение какого-либо из них, станут основанием для отказа в согласовании.

Предполагаемый максимальный срок для проведения проверки – 30 календарных дней с даты регистрации заявления, по ее итогам выносится решение о согласовании или отказе в согласовании программы. В течение трех рабочих дней со дня принятия решения в автошколу почтовым отправлением должно быть направлено уведомление о согласовании с приложенной программой либо уведомление об отказе в согласовании с указанием на выявленные несоответствия. Если же при подаче заявления организация укажет, что хочет получить результаты проверки с нарочным, на ее электронную почту отправляется уведомление об окончании проверки и необходимости явки в подразделение Госавтоинспекции – в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Информация о согласовании программы должна будет в обязательном порядке размещаться на официальных интернет-ресурсах МВД России – в течение следующего после дня согласования рабочего дня, не позднее. Кроме того, проект предусматривает необходимость учета всех согласованных программ подразделениями Госавтоинспекции на региональном уровне.

Порядок выдачи заключений о соответствии

Согласно проекту этого порядка в заявлении о выдаче заключения о соответствии (его форма устанавливается приложением к порядку), помимо информации о самой автошколе, необходимо будет указать сведения о реализуемых программах профессионального обучения и количество обучающихся в год по каждой из них. Вместе с заявлением нужно будет направить:

  • копии правоустанавливающих документов на используемые при обучении объекты недвижимости (помещения, в которых находятся учебные классы, участки, на которых размещены площадки и автодромы);
  • перечень транспортных средств с указанием марки, модели, государственного регистрационного знака, вида трансмиссии;
  • сведения о водительских удостоверениях педагогических работников;
  • документы, позволяющие определить сроки использования конкретного объекта недвижимости для обучения – если он эксплуатируется несколькими автошколами.

В течение пяти рабочих дней с момента регистрации заявления и приложенных к нему документов, если они представлены в полном объеме и не содержат недостоверных сведений, руководителю подразделения Госавтоинспекции на региональном уровне (или уполномоченному им должностному лицу) нужно будет определить дату и время проведения обследования учебно-материальной базы автошколы – с учетом того, что оно должно быть проведено в течение 30 календарных дней с даты регистрации документов.

Стоит отметить, что основаниями для проведения такого обследования, согласно проекту порядка, будут являться не только соискание лицензии на осуществление образовательной деятельности и истечение срока действия ранее выданного заключения о соответствии, но и реализация автошколой программ профессионального обучения, обучение по которым на дату выдачи заключения не осуществлялось, изменение количества мест обучения или их адресов либо числа обучающихся по какой-либо из программ. Важно, что в трех последних случаях будет проводиться проверка только изменившейся части учебно-материальной базы.

С массивом судебных решений по спорам, связанным с проверкой исполнения законодательства при осуществлении профессионального обучения водителей, можно ознакомиться в Энциклопедии судебной практики интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный
доступ на 3 дня!

Получить доступ

В ходе обследования, которое должно проводиться только в присутствии представителя автошколы, предлагается проверять, во-первых, поддерживает ли организация свои транспортные средства в состоянии, обеспечивающем безопасность дорожного движения, и выполняет ли иные требования, предъявляемые Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к эксплуатирующим ТС юридическим лицам и ИП. Во-вторых – соответствуют ли требованиям примерных программ созданные автошколой условия реализации программ профессионального обучения, в том числе материально-технические: оборудование учебных кабинетов, состояние и количество учебных транспортных средств, оснащенность закрытой площадки или автодрома. Также предполагается проверять, проводит ли сама автошкола оценку своей учебно-материальной базы и размещены ли результаты самообследования на ее официальном сайте.

Кроме того, организации должны быть готовы к тому, что им придется представить список педагогических работников с указанием учебных предметов, обучение по которым они осуществляют, и копии документов, подтверждающих наличие необходимого образования и соответствие квалификационным требованиям, а также копии принадлежащих мастерам производственного обучения документов о праве обучения вождению.

Для учебно-материальной базы, которая на договорных условиях используется несколькими автошколами, предусмотрен дополнительный пункт проверки, а именно: оценка реальной возможности реализации программ обучения каждой из организаций без нарушения учебных графиков и расписания занятий.

Определенные особенности устанавливаются и для обследования используемых для обучения площадки, автодрома или иных объектов недвижимости, находящихся за пределами региона, в котором зарегистрирована автошкола. Предполагается, что его будет проводить управление Госавтоинспекции того субъекта РФ, на территории которого этот объект находится, по обращению зарегистрировавшего заявление о выдаче заключения подразделения ГИБДД (в течение 15 календарных дней с даты регистрации этого заявления).

По итогам обследования учебно-материальной базы автошколы возможны:

1

выдача заключения о ее соответствии установленным требованиям. В нем должны будут содержаться следующие данные: наименование и адрес автошколы, адреса мест ведения образовательной деятельности, перечень программ профессионального обучения, максимальное количество обучающихся в год для каждой категории (подкатегории) транспортных средств – предполагается, что это число будет обязательно рассчитываться по установленной формуле при проведении обследования, дата выдачи заключения и срок его действия (пять лет со дня выдачи);

2

выдача заключения о несоответствии учебно-материальной базы с описанием выявленных нарушений и указанием конкретных норм нормативных актов, которые не были соблюдены. «Выдача такого заключения – это нововведение, и очень полезное. Сейчас в случае несоответствия автошкола не получает ничего. Теперь же предлагается расписывать, что конкретно не так, это поможет организации устранить недостатки», – отметила Татьяна Шутылева.

3

если имеющаяся база позволяет реализовывать лишь некоторые из заявленных программ профессионального обучения, в их отношении выдается заключение о соответствии, а в отношении остальных – заключение о несоответствии.

4

в случае выявления невозможности обучения заявленного автошколой количества человек в год с использованием ее учебно-материальной базы определяется максимально допустимое для имеющихся условий количество обучающихся, и база признается соответствующей только в их отношении.

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

Списки организаций, прошедших на сегодняшний день проверку соответствия учебно-материальной базы и получивших соответствующие заключения, размещены на официальном сайте ГИБДД в разделе «Автошколы» (для ознакомления с перечнем автошкол в конкретном субъекте РФ необходимо выбрать соответствующее региональное отделение Госавтоинспекции)

Акт обследования и само заключение (формы устанавливаются приложением к Порядку выдачи заключений о соответствии) предполагается составлять в двух экземплярах: один будет направляться в автошколу, второй – храниться в выдавшем заключение подразделении Госавтоинспекции. Кроме того, копию заключения планируется направлять в лицензирующий орган. Информация о том, что конкретная организация получила заключение о соответствии, должна будет размещаться на официальных интернет-ресурсах МВД России в течение одного рабочего дня с даты его выдачи.

Особое внимание в проекте уделено основаниям приостановления и прекращения действия выданных заключений. Одно из них, разумеется, – соответствующее заявление автошколы.

Кроме того, действие заключения о соответствии будет приостанавливаться в случае изменения количества или адресов мест ведения образовательной деятельности, а также превышения установленного программой обучения числа обучающихся в год (предусмотрено, что подсчет числа реально отучившихся в организации за год водителей будет осуществляться выдавшим заключение подразделением ГИБДД до конца I квартала последующего года) – до получения результатов обследования измененных условий. При их соответствии установленным требованиям заключение снова признается действующим, однако срок его действия не продлевается. Если же в течение месяца с момента приостановления автошкола не подаст заявление о проведении дополнительного обследования, а также в случае, когда обследование будет проведено и выявит несоответствие измененной учебно-материальной базы установленным требованиям, действие заключения прекращается.

Еще одним основанием прекращения действия заключения, согласно проекту, является непредставление автошколой сведений о пролонгации правоустанавливающих документов на используемые при обучении объекты недвижимости в течение одного месяца после окончания срока их действия. Также заключение перестанет действовать, если автошкола прекратит свою деятельность или ликвидируется.

Вынесенное выдавшим заключение о соответствии подразделением ГИБДД решение о приостановлении, возобновлении или прекращении его действия должно будет направляться в автошколу (с обязательным дублированием на электронную почту) в течение одного рабочего дня с даты принятия этого решения. Такой же срок предусмотрен для отправки копии решения в лицензирующий орган и размещения информации о нем на официальных интернет-ресурсах МВД России.

Новые порядки – дополнительные обязанности?

Наверное, самое главное, на что нужно обратить внимание, – в случае принятия рассматриваемых актов действующим в настоящее время автошколам не нужно будет заново согласовывать программы обучения и получать заключения о соответствии. В проектах приказов прямо прописано, что уже согласованные программы профессионального обучения водителей не подлежат повторному согласованию, а выданные заключения о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям признаются действительными до истечения срока их действия. Если срок действия заключения не определен, оно будет признаваться действительным в течение пяти лет с даты вступления в силу приказа об утверждении Порядка выдачи заключений о соответствии.

МНЕНИЕ

Татьяна Шутылева, президент Межрегиональной ассоциации автошкол:

«Если приказы будут приняты в предложенной сейчас редакции, появится серьезный заслон таким действиям недобросовестных организаций, как несанкционированное открытие теневых учебных классов (когда на момент обследования заявляется один, а обучение потом происходит в 5-10 классах), превышение лимита обучающихся и работа без лицензий, так как выданное заключение ГИБДД будет приостанавливаться или аннулироваться, а информация об этом – незамедлительно обнародоваться. Нормально функционирующие автошколы не должны попасть в такую ситуацию, поскольку работа без заключения является грубым нарушением лицензионных требований. Образовательная организация несет полную ответственность за это, и если на момент набора на обучение или его окончания такое заключение отсутствует, обучающиеся в данной организации лица не допускаются к сдаче экзамена в Госавтоинспекции.

Для добросовестных же организаций, соблюдающих все требования, напротив, предусмотрено смягчение некоторых процедур. Если сейчас при каждом изменении материальной базы автошколы ГИБДД проводит полное ее обследование, то после принятия актов при продлении действия договоров аренды имущества – а продлевать их приходится неоднократно, ведь ни для кого не секрет, что арендодатели, особенно в крупных городах, заключают договоры не более чем на 11 месяцев, а также при увеличении количества мастеров или учебных машин будет проводиться только документарная проверка .

Таким образом, полноценная реализация приказов, которые, с одной стороны, во многом перекликаются с методическими рекомендациями, работа по которым велась практически три года (например, сроки выдачи заключений – 30 календарных дней – совпадают с действующими ранее), а с другой – предусматривают новые нормы, учитывающие наработанный за это время опыт, должна стать стимулом наведения порядка в системе подготовке водителей транспортных средств».

Автодром предназначен для отработки с обучаемыми упражнений по начальному обучению вождению по ограниченным проездам и преодолению препятствий. Практика показывает, что основательные и прочные навыки обучаемые получают в тех автошколах, где имеется полностью оборудованный автодром, который максимально используется.

Отсутствие автодрома отрицательно сказывается на процессе обучения, усложняет работу инструкторов, ведет к упрощенчеству и условностям.

К чему, например, ведет отработка начальных упражнений по троганию автомобиля с места, по обучению переключению передач, поворотам, разворотам и движению задним ходом не на автодроме, а на улицах населенного пункта?

  1. Во-первых, инструктор основное внимание обращает не на последовательность и четкость действий обучаемого механизмами управления, а на безопасность движения по отношению к пешеходам.
  2. Во-вторых, постоянная готовность к действию педалями тормоза и сцепления преждевременно утомляет инструктора.

К более серьезным недостаткам ведет отработка вне автодрома упражнений по вождению в ограниченных проездах. Обычно такие занятия заменяются другими. Возьмем только одну из задач — проезд габаритного тоннеля. Если для этого в населенном пункте выбрать въезд в один из дворов, который по своим габаритам отвечает необходимым размерам, то и в этом случае нет гарантии, что при обучении не будут разбиты ворота или автомобиль. А для такой задачи, как проезд по габаритной восьмерке, вообще невозможно подобрать естественную замену.

Вождение по ограниченным проездам играет очень важную роль в подготовке обучаемого к вождению автомобиля по дорогам вне города и в городских условиях, позволяет инструктору изучить возможности обучаемого и более уверенно чувствовать себя с ним при обучении вне автодрома.

Приведенные примеры указывают на необходимость иметь автодром в каждой учебной организации, занимающейся подготовкой водительских кадров. Этого же требуют Правила дорожного движения, которые разрешают учебную езду на дорогах только при достаточных навыках управления автомобилем у обучаемого.

Каким должен быть автодром? Какие требования предъявляются к его сооружениям?

Автодром можно оборудовать как для отработки всех упражнений программы обучения вождению, так и для проведения спортивных мероприятий. Но для этого потребуются значительные средства и большие земельные участки. Поэтому в первую очередь нужно оборудовать автодром для тех упражнений, которые невозможно отрабатывать вне его. К ним относятся, все упражнения начального обучения и по вождению в ограниченных проездах, а также упражнения по преодолению различных препятствий с применением средств повышения проходимости.

В соответствии с программой для отработки упражнений по вождению на автодроме необходимо иметь около двадцати различных элементов. Ввиду того, что обучение вождению предусматривается проводить одновременно в составе подгрупп численностью до 20 человек и на двух марках автомобилей, большинство элементов необходимо иметь на каждую подгруппу. Тогда общее минимальное количество элементов на автодроме будет около тридцати. Исходя из этого количества препятствий, их размеров и необходимости одновременного обучения на 15-16 машинах, площадь автодрома должна быть не менее трех гектаров.

Примерная схема такого автодрома для автомобилей.

Общий принцип оборудования автодромов должен быть одинаковым, а именно: кольцевой маршрут располагают по периметру; железнодорожные платформы, площадку начального обучения и сооружения для отработки упражнений по преодолению различных препятствий — вдоль внутренней стороны кольцевого маршрута; остальные элементы, в том числе и для отработки упражнений по вождению в ограниченных проездах, — в центре автодрома, и желательно в ряд.

Схема отдельных элементов автодрома с указанием их размеров в метрах.

Схема №1Схема №2Схема №3

Для удобства в расчетах приняты следующие условные обозначения:
Rгаб. — габаритный радиус поворота (по точке автомобиля, наиболее отдаленной от центра поворота);
Д — габаритная длина;
Ш — габаритная ширина;
В — габаритная высота;
К — колея передних колес;
Б — база.

Кольцевой маршрут предназначен для отработки упражнений начального обучения: трогания с места, движения по прямой и остановки автомобиля, движения с переключением передач в восходящем и нисходящем порядке торможения, движения задним ходом, поворотов, остановки в заданном месте, буксировки. Кольцевой маршрут следует считать главной дорогой на автодроме.

Его оборудуют по периметру автодрома и, если грунт мягкий, — асфальтируют или уплотняют щебенкой. Ширина проезжей части 6 м. По всей длине устанавливают ориентиры, наносят стоп-линий, обозначают тротуары, а при необходимости и оборудуют железнодорожный переезд. При отсутствии в населенном пункте перекрестков, регулируемых светофором или регулировщиком, их также следует оборудовать на кольцевом маршруте. Кольцевой маршрут можно использовать для установки фигур при проведении соревнований по скоростному маневрированию.

Непосредственно к кольцевому маршруту примыкает площадка начального обучения, предназначенная для отработки в стационарных условиях первых двух упражнений программы, то есть ознакомления с органами управления и контрольными приборами; обучения приемам совместного действия педалями и рычагом переключения передач; подготовки автомобиля к работе; пуска и остановки двигателя; трогания с места. Кроме того, площадку используют в качестве исходного пункта при отработке любого упражнения по вождению автомобиля, для смены обучаемых, для установки фигур при проведении соревнований по скоростному маневрированию. Площадку рассчитывают на одновременную постановку 18 учебных автомобилей. Наиболее целесообразные ее размеры 70 X 15 м. При мягком грунте площадку асфальтируют или хорошо утрамбовывают.

Вдоль внутренней стороны кольцевого маршрута оборудуют сооружения для отработки, упражнений по преодолению различных препятствий: левого и правого косогоров, холма, рвов с колейными мостиками, воронок.

С целью придания эстетического вида проезжую часть через косогоры и холм справа и слева обозначают с помощью небольших окрашенных столбиков и при необходимости уплотняют.

В центре автодрома устанавливают препятствия для отработки упражнений по вождению в ограниченных проездах. Отдельно на каждую марку автомобиля оборудуют:

  1. габаритный тоннель,
  2. габаритную восьмерку,
  3. змейку
  4. габаритный дворик,
  5. бокс,
  6. эстакаду,
  7. доски,
  8. места разворота

и общие на все марки машин — погрузочную площадку и железнодорожные платформы.

Проезжую часть ограниченных проездах при мягком грунте уплотняют или асфальтируют. Высота устанавливаемых ограничителей должна быть на уровне платформы автомобиля, для которого оборудуются сооружения.

Габаритный тоннель может быть выполнен в двух вариантах. Наиболее простым является установка столбов с вращающимися ограничителями. При втором варианте устанавливают ворота, к верхним перекладинам которых на крюках подвешивают шесты. Для предупреждения качания шестов при ветре необходимо провести от них к земле специальные резиновые оттяжки.

Размеры между внутренним и внешним диаметрами габаритной восьмерки должны быть определены между ограничителями. Поэтому при разметке габаритной восьмерки на местности сначала по установленным размерам определяют контуры внутренней и внешней сторон восьмерки для ограничителей, а затем на некотором расстоянии от них намечают и устанавливают столбы, к которым крепят ограничители.

Столбы змейки необходимо устанавливать в диски списанных колес, что позволит предупредить наезд на них автомобиля, так как радиус диска несколько больше, чем расстояние между выступающими частями машины и внешней частью передних и задних колес. Поэтому, прежде чем автомобиль крылом или бортом заденет за столб, произойдет наезд колеса на диск.

В габаритном дворике задняя и примыкающие к ней боковые стенки (до середины) оборудуются при помощи столбов и натянутого между ними троса с укрепленными на нем металлическими цветными флажками. Высота тросов должна быть на уровне платформы автомобиля. Наличие тросов упрощает сооружение и позволяет инструктору осуществлять контроль за правильным выполнением упражнения обучаемым.

В боксе задняя стенка представляет собой натянутый между столбами на уровне легковой платформы трос с прикрепленными ближе к краям металлическими цветными флажками. Въезд и боковые стенки обозначаются столбами с укрепленными на них вращающимися ограничителями для установки заданного размера.

При оборудовании эстакады или колейного мостика в некоторых автошколах вместо страховых брусьев устанавливают вдоль проезжего полотна с внутренних сторон сплошные металлические ребра-ограничители, препятствующие съезду автомобиля. Такое конструктивное решение облегчает преодоление препятствия. целью предупреждения скатывания автомобиля эстакаду необходимо оборудовать страховочными брусьями по всей длине, в том числе и на подъемах.

Для отработки задач по остановке автомобиля в заданном месте применяют доски, которые укладывают параллельно друг другу на расстоянии, равном колее передних колес автомобиля. Длина досок должна быть в пределах 8-10 м, а ширина 0,25 м. Вместо досок можно укладывать соответствующих размеров бетонные плиты.

Железнодорожные платформы целесообразно разместить около кольцевого маршрута, что позволит более экономно использовать площадь автодрома. На платформах обязательно должны быть борта. При оборудовании железнодорожного переезда желательно, чтобы его рельсы были продолжением рельсов, на которые установлены платформы.

Погрузочную площадку (высота 1,2 м, ширина 2,5-3 м, длина 5-6 м) с целью экономии места оборудуют непосредственно у железнодорожных платформ. Для смягчения возможных ударов автомобиля о площадку на последней по боковым стенкам устанавливают резиновые ограничители или подвешивают покрышки.

Около каждого элемента автодрома на расстоянии 1-2 м справа устанавливают стойки высотой 1,7 м. В верхней части стойки укрепляют круг диаметром 40 см, а под ним — прямоугольную табличку размером 30Х20 см. Круг с обеих сторон окрашивают в белый цвет, а на лицевой стороне делают красную окантовку. В центре круга проставляют порядковый номер элемента цифрами высотой 15 см. Прямоугольную табличку окрашивают в желтый цвет. На ней обозначают название, схему и основные размеры элемента. Все надписи и изображения делают черным цветом. Целесообразно автодромы, особенно в небольших городах и поселках, максимально оснастить дорожными знаками, что будет способствовать скорейшему их усвоению обучаемыми в условиях, близких к реальным.

При любом варианте строительства автодрома его оборудование должно быть стационарным.

Практика показала, что переносное оборудование устанавливают не полностью, затрачивают много учебного времени на его расстановку, не выдерживают положенные размеры препятствий.

admin