Разбирательство военнослужащих

Вопрос:

Я военнослужащий ПС ФСБ совершил грубый дисциплинарный поступок 30 апреля. Объяснения по факту дал 17 мая, ознакомление со своими правами подписал 31 мая, разбирательство продолжается. Прошу Вас разъяснить сроки разбирательства и возможность обжалования в военной юстиции.

Андрио, 30 лет, г .Сухум

Ответ:

В соответствии со ст. 81 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов ВС РФ» (Дисциплинарный устав ВС РФ), принятию командиром (начальником) решения о применении к подчиненному военнослужащему дисциплинарного взыскания предшествует разбирательство.

Разбирательство проводится в целях установления виновных лиц, выявления причин и условий, способствовавших совершению дисциплинарного проступка.

Разбирательство, как правило, проводится непосредственным командиром (начальником) военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, или другим лицом, назначенным одним из прямых командиров (начальников). При этом военнослужащий, назначенный для проведения разбирательства, должен иметь воинское звание и воинскую должность не ниже воинского звания и воинской должности военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок.

В случаях, указанных в ст. 75 настоящего Устава, разбирательство проводится начальником гарнизона, старшим морским начальником, военным комендантом гарнизона, начальником военных сообщений на видах транспорта, начальником военно-автомобильных дорог, военным комендантом железнодорожного (водного) участка и станции (порта, аэропорта) или назначенными ими лицами.

Разбирательство, как правило, проводится без оформления письменных материалов, за исключением случаев, когда командир (начальник) потребовал представить материалы разбирательства в письменном виде.

Материалы разбирательства о грубом дисциплинарном проступке оформляются только в письменном виде.

В ходе разбирательства должно быть установлено:

событие дисциплинарного проступка (время, место, способ и другие обстоятельства его совершения);

лицо, совершившее дисциплинарный проступок;

вина военнослужащего в совершении дисциплинарного проступка, форма вины и мотивы совершения дисциплинарного проступка;

данные, характеризующие личность военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок;

наличие и характер вредных последствий дисциплинарного проступка;

обстоятельства, исключающие дисциплинарную ответственность военнослужащего;

обстоятельства, смягчающие дисциплинарную ответственность, и обстоятельства, отягчающие дисциплинарную ответственность;

характер и степень участия каждого из военнослужащих при совершении дисциплинарного проступка несколькими лицами;

причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка;

другие обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности.

Командир (начальник) вправе принять решение о наказании военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, своей властью либо в срок до 10 суток представить по подчиненности вышестоящему командиру (начальнику) материалы разбирательства о совершении военнослужащим дисциплинарного проступка для принятия решения.

При совершении военнослужащим грубого дисциплинарного проступка (приложение № 7) или при получении данных о его совершении непосредственный командир (начальник) военнослужащего обязан немедленно доложить об этом в установленном порядке командиру воинской части.

Командир воинской части принимает решение о проведении разбирательства по факту совершения грубого дисциплинарного проступка и назначает ответственного за его проведение.

Разбирательство по факту совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка заканчивается составлением протокола (приложение № 8). При проведении разбирательства по факту совершения грубого дисциплинарного проступка группой военнослужащих протокол составляется в отношении каждого из этих военнослужащих.

Протокол вместе с материалами разбирательства предоставляется для ознакомления военнослужащему, совершившему грубый дисциплинарный проступок, после чего направляется командиру воинской части для рассмотрения. Командир (начальник) или лицо, проводившее разбирательство, направляет командиру воинской части предложение о сроке дисциплинарного ареста, который целесообразно назначить военнослужащему, или о применении к нему другого вида дисциплинарного взыскания.

Командир воинской части обязан в срок до двух суток рассмотреть протокол и материалы о совершении грубого дисциплинарного проступка и принять решение либо о направлении их в гарнизонный военный суд, либо о применении к военнослужащему иного дисциплинарного взыскания, предусмотренного настоящим Уставом.

В случае, когда обстоятельства совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка установлены ранее проведенными по данному факту ревизией, проверкой или административным расследованием либо материалами об административном правонарушении, разбирательство командиром воинской части может не назначаться. Если разбирательство не назначается, командир воинской части назначает офицера для составления протокола и определяет срок его составления, который не должен превышать трое суток.

Если в ходе разбирательства выяснится, что дисциплинарный проступок содержит признаки преступления, командир воинской части в соответствии с законодательством РФ возбуждает уголовное дело, уведомляет об этом военного прокурора и руководителя военного следственного органа Следственного комитета РФ.

Согласно ст. 83 Дисциплинарного устава ВС РФ, применение дисциплинарного взыскания к военнослужащему, совершившему дисциплинарный проступок, производится в срок до 10 суток со дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном дисциплинарном проступке (не считая времени на проведение разбирательства, производство по уголовному делу или по делу об административном правонарушении, времени болезни военнослужащего, нахождения его в командировке или отпуске, а также времени выполнения им боевой задачи), но до истечения срока давности привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности.

Военнослужащий, считающий себя невиновным, имеет право в течение 10 суток со дня применения дисциплинарного взыскания подать жалобу.

Андрио, по общему правилу, срок проведения разбирательства составляет 30 суток, при необходимости указанный срок может быть увеличен на 30 суток. Действия (бездействие) должностных лиц, нарушающие права и законные интересы, вы можете обжаловать, обратившись в органы Военной прокуратуры и в судебном порядке.

Александр Томенко, военный юрист

Задайте свой вопрос

5:01 / 13.10.19
Про ответственность военнослужащих за распространение служебной информации в интернете

Изображение: twower.livejournal.com

Весной этого года Федеральным законом «О внесении изменений в статьи 7 и 28.5 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 06.03.2019 N 19-ФЗ военнослужащим было запрещено размещать в интернете информацию о служебной деятельности. Это не означает, что до той поры им можно было публиковать о службе всё, что им вздумается, так как и ранее существовали различные ограничения в этой области, введенные приказами и указаниями министра обороны. Но с марта 2019 года запрет был оформлен на уровне федерального законодательства, и он касается всех военнослужащих.

Предлагаю ознакомиться с некоторыми характерными примерами наказаний за распространение служебной информации в интернете, взятыми мной из базы ГАС «Правосудие».
Самое распространенное нарушение — выкладка в сеть фотографий со службы в военной форме одежды. За это нынче могут быстро оформить на гауптвахту.

Залет одного из военнослужащих по призыву:
4 апреля 2019 года командованием войсковой части <данные изъяты> в отношении Тарханова А.Н. составлен протокол о грубом дисциплинарном проступке.

Согласно протоколу Тарханов А.Н. 1 апреля 2019 года, находясь на боевом дежурстве в качестве механика-водителя, опубликовал фотографии, позволяющие определить принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации, в информационно — телекоммуникационную сеть «Интернет», социальную сеть «instagram».

Назначить дисциплинарный арест сроком на 15 (пятнадцать) суток военнослужащему войсковой части <данные изъяты> Тарханову Андрею Николаевичу.
Сроки наказания могут быть самыми разными, чаще всего мне попадались 3 и 5 суток. Были постановления, где назначались и 1 сутки, и 7, и 10, и 20 суток.
Согласно рапорту офицера (по обеспечению безопасности информации) штаба войсковой части № лейтенанта ФИО6,, 7 августа 2019 г. им установлен факт того, что Тарасов разместил в сети «Интернет» свои фотографии в военной форме одежды, что раскрывает принадлежность последнего к Вооруженным Силам Российской Федерации.
В соответствии с письменными объяснениями военнослужащих той же воинской части ФИО7 и ФИО8, каждого в отдельности, Тарасов регулярно инструктировался по поводу запрета использования телефонных аппаратов с выходом в сеть «Интернет» и размещения в указанной сети фотографий, раскрывающих принадлежность к Вооруженным Силам.

Согласно скриншотам персональной страницы военнослужащего, в отношении которого ведется производство по материалам о грубом дисциплинарном проступке, в социальной сети «Вконтакте», 27 июля 2019 г. на ней размещены фотографии, на которых запечатлен он сам в военной форме одежды со знаками различия.

7 февраля 2019 г. Тарасов был ознакомлен с инструкцией по порядку использования абонентских терминалов спутниковой, сотовой, транкинговой радиосвязи и беспроводного доступа к информационным сетям общего пользования в войсковой части № о чем свидетельствует его подпись в соответствующем листе доведения.

признать Тарасова Юрия Романовича виновным в совершении грубого дисциплинарного проступка — нарушении запретов, установленных в пунктах 1.1 и 1.3 статьи 7 Федерального закона «О статусе военнослужащих», за которое военнослужащий в соответствии с пунктом 2 статьи 28.5 того же закона несет дисциплинарную ответственность, и назначить ему дисциплинарный арест на срок 3 (трое) суток.
Обычно представители воинской части просят назначить срок дисциплинарного ареста побольше, а прокурор ратует за менее суровые меры:
Представитель командира войсковой части № Чигиринов ходатайство о применении к Тарасову 10 суток дисциплинарного ареста по изложенным в протоколе основаниям поддержал и на его удовлетворении настаивал.
Прокурор Сизоненко просил суд назначить военнослужащему, в отношении которого ведется производство по материалам о грубом дисциплинарном проступке, дисциплинарный арест на срок 3 суток.
Пример приговора в отношении сержанта-контрактника, где помимо фото в форме фигурирует еще и геолокация снимков:
14 мая 2019 года начальником службы <данные изъяты> проводился мониторинг средств массовой информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в ходе проверки установлен факт наличия в информационной сети «ВКонтакте» учетной записи Д.Г. с наличием множества фотографий в военной форме одежды, геопривязками к местности, в том числе в <данные изъяты>, находясь при выполнении задач начальника инженерных войск ВС РФ.

Из объяснений С. – <данные изъяты> следует, что им 14 мая 2019 года проводился мониторинг личного состава роты <данные изъяты> на предмет размещения в средствах массовой информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации, в том числе фото, видеоматериалов, данные геолокации и другую информацию о себе и других военнослужащих. В ходе проверки был выявлен факт нарушения ст. 7 Федерального закона «О статусе военнослужащих» сержантом Герасимовым. До данного военнослужащего требования о запрете размещения в средствах массовой информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о себе и других военнослужащих доведены.

Е пояснил, что на одной из фотографий, он вместе с Герасимовым фотографировались при нахождении в командировке <данные изъяты>

Как следует из фотографий, приложенных к расследованию, на них изображены военнослужащие в военной форме одежды, на фоне военной техники и мест несения службы (автомобильная дорога, инженерные сооружения). При этом некоторые фотографии имеют данные геолокации <данные изъяты>, <данные изъяты>

Из копии журнала учета о неразглашении информации военнослужащими войсковой части № ХХХ видно, что Герасимов предупрежден о том, что он обязуется не разглашать информацию ограниченного доступа, которая станет известной в ходе исполнения специальных обязанностей ДД.ММ.ГГГГ

Герасимова Д.С. признать виновным в распространении информации с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», позволяющей определить принадлежность или предназначение военнослужащих к Вооруженным Силам Российской Федерации, то есть в совершении грубого дисциплинарного проступка, предусмотренного абзацем 27 пункта 2 статьи 28.5 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», и на основании ст. 28.4 данного Федерального закона назначить ему дисциплинарный арест сроком на 5 (пять) суток.
Ниже примеры привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности за выкладку фотографий в военной форме в интернет до марта 2019 года, когда им вменяли в вину нарушение приказов, инструкций и указаний министра обороны, начальника Генерального штаба, командующих различных уровней.
Из сообщения начальника отдела ФСБ на имя командира войсковой части 00000 от 24 апреля 2018 г. № … следует, что Шевелев в нарушение указаний командующего ВВО от 15 сентября 2015 г. № …, командующего 11 А ВВС и ПВО от 26 октября 2015 г. №.. . разместил в социальной сети «Вконтакте» фотографии, раскрывающие его принадлежность к ВС РФ. Данный факт подтверждается приложенными к сообщению фотографиями Шевелева из социальной сети «Вконтакте».

Из памятки должностным лицам ВС РФ по пользованию социальными медиа-ресурсами сети Интернет («Методические рекомендации по организации информационной безопасности в ВС РФ», утвержденные НГШ ВС РФ от 27 июня 2016 г.) следует, что размещение сведений (фотографий) в сети интернет, позволяет идентифицировать принадлежность лиц к Вооруженным Силам РФ.

Согласно рапорту Шевелева на имя начальника службы ЗГТ от 3 мая 2015 г., он (Шевелев) дал пояснение, согласно которому он выложил в указанную социальную сеть свои фотографии в военной форме. О запрете публикации данных фотографий в социальных сетях до него доводилось.

В результате данного факта приказом командира войсковой части 00000 от 14 мая 2018 г. № … Шевелев предупрежден о неполном служебном соответствии.
Если в предыдущем случае военнослужащий за фото в форме в соцсетях отделался неполным служебным соответствием, то вот пример, когда за подобное же деяние увольняют по статье «несоблюдение условий контракта со стороны военнослужащего»:
В судебном заседании командир войсковой части № и его представитель, каждый в отдельности пояснили, что Аргинов проходил военную службу по контракту в войсковой части № с октября 2017 года.

Свидетель П., <данные изъяты>, показал, что в один из дней конца марта 2018 года в войсковую часть № поступило сообщение о том, что военнослужащие войсковой части №, в том числе Аргинов, зарегистрированы в социальных сетях в открытом доступе в сети Интернет. На персональной странице Аргинова, зарегистрированной в социальной сети «Одноклассники» имеются фотографии, позволяющие раскрыть принадлежность военнослужащего к кадровому составу органов военной разведки, а также о своей служебной деятельности.

Из копии рапорта от 27 марта 2018 года видно, что <данные изъяты> О. доводит до сведения командира войсковой части № факт обнаружения в социальной сети «Одноклассники» страницы Аргинова, на которой размещены его фотографии раскрывающие принадлежность военнослужащих к кадровому составу органов военной разведки, а также о своей служебной деятельности.

Из заключения по материалам служебного разбирательства следует, что 24 марта 2018 года путем мониторинга Интернет-сайта «Одноклассники» был обнаружен <данные изъяты> Аргинов, который зарегистрирован в указанной социальной сети и, на его странице имеются фотографии, раскрывающие принадлежность к кадровому составу органов военной разведки, а также о своей служебной деятельности. За нарушение указаний Министра обороны Российской Федерации от 21 марта 2013 года №205/2/208 о запрете размещения в сети Интернет сведений, позволяющих раскрыть принадлежность военнослужащих к кадровому составу органов военной разведки, а также о своей служебной деятельности, обязательства о неразглашении информации о Вооруженных силах Российской Федерации, данного военнослужащим 1 декабря 2017 года, предложено применить к военнослужащему меру дисциплинарного воздействия – досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта.

За совершение Аргиновым указанного проступка к нему было применено дисциплинарное взыскание в виде досрочного увольнения с военной службы в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта, что следует из приказа командира войсковой части № от 28 марта 2018 года №, который в тот же день был доведен административному истцу, согласно собственноручной подписи последнего в соответствующем листе.

Свидетель О., командир батальона войсковой части №, показал, что Аргинов имел собственную страницу в социальной сети Интернет, где для общего доступа размещены его фотографии в военной форме одежды. По данному факту, по указанию командира воинской части им было проведено разбирательство, по итогам которого Аргинов, в порядке дисциплинарного взыскания был уволен с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта.

Свидетель А., командир взвода войсковой части №, показал, что в один из дней конца марта 2018 года от <данные изъяты> О. ему стало известно о том, что у военнослужащего Аргинова имеется страница в социальной сети Интернет, на которой размещены фотографии последнего в военной форме одежды. После чего, он, свидетель, обратился к Аргинову, указав на необходимость незамедлительно удалить страницу в социальной сети Интернет. При этом Аргинов пояснил, что забыл про имеющуюся у него в социальной сети Интернет страницу и в этот же день Аргинов сообщил, что его страница в социальной сети удалена.

При этом не состоятельным, по мнению суда, является довод представителя административного истца о том, что Аргинов не нарушал указаний Министра обороны Российской Федерации о запрете размещения в сети Интернет сведений, позволяющих раскрыть принадлежность военнослужащих к кадровому составу органов военной разведки, поскольку на персональной странице в социальной сети у Аргинова размещены его фотографии в военной форме одежды и на фоне военной техники в период прохождения им военной службы по призыву, что не позволяет раскрыть принадлежность к кадровому составу органов военной разведки, поскольку давая командованию вышеназванное обязательство Аргинов подтвердил, что не имеет социальных страниц и сведений о себе размещенных в сети Интернет вовсе.
N.B. Как тут не вспомнить историю офицера из Костромы, которого за пьяный дебош в кафе на День Победы, сопротивление сотруднику полиции не уволили за несоблюдение условий контракта, а позволили уйти по собственному желанию. За фото в военной форме — пшел вон, проклятый нарушитель, за действия, порочащие честь ВС РФ, — «напишите, что сами хотите уйти и вот вам 7 месячных окладов, премиальные и матпомощь».
И напоследок история, демонстрирующая, что даже если военнослужащий отправляет обращение в Главное управление кадров Минобороны и лично министру обороны, то он должен помнить, что не все сведения в этих письмах можно указывать. Иначе это тоже разглашение служебной информации ограниченного распространения, которая может стать известной неограниченному кругу лиц в интернете:
24 и 30 июля 2018 года он, посредством электронной почты, в адрес Главного управления кадров направил обращения, связанные с представлением его – Семилова А.В. и других военнослужащих войсковой части № к награждению государственными наградами Российской Федерации. 23 августа этого же года аналогичное обращение было направлено им через его электронный «личный кабинет» Министру обороны Российской Федерации на официальный сайт Министерства обороны Российской Федерации. Все обращения были отправлены им с его личного компьютера, находящегося по месту жительства.

Командир войсковой части №, полагая, что им были допущены нарушения порядка обращения в органы высшего военного управления, определённого Дисциплинарным уставом; требований пунктов 28, 32, 33 Инструкции по организации защиты информации при подключении и использовании информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования в Вооружённых силах Российской Федерации, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от 19 апреля 2012 года № 950дсп; а так же пунктов 4, 5, 7 Инструкции о порядке подготовки в Вооружённых силах Российской Федерации материалов к открытому опубликованию и изданию с пометкой «Для служебного пользования», утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от 5 июня 2015 года № 320дсп, 2 ноября 2018 года издал приказ № 539дсп, согласно которому, ему – Семилову А.В. было объявлено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии.

Из светокопии заключения по материалов служебного разбирательства усматривается, что 20 октября 2018 года начальником службы – <данные изъяты> войсковой части № по защите государственной тайны ФИО6 было проведено административное разбирательство по факту создания предпосылок к разглашению служебной информации ограниченного распространения и персональных данных военнослужащих войсковой части №, согласно которому военнослужащий той же воинской части Семилов А.В. 24 и 30 июля 2018 года отправил на электронный адрес Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации личные обращения, в которых содержались сведения о служебной командировке в войсковой части – полевая почта № при выполнении им специальных задач, а также персональные данные (звание, фамилия, имя и отчество, личный номер военнослужащего, как его, так и ряда других военнослужащих войсковой части №. Кроме того, аналогичное обращение с теми же сведениями по средствам сайта – (https://lkg.mil.ru) Семилов А.В. отправил в Управление Министерства обороны Российской Федерации по работе с обращениями граждан (общественной приёмной Министра обороны Российской Федерации).

При этом, как отмечено в этом же заключении по материалам разбирательства в соответствии с заключением о возможности открытого опубликования обращения майора Семилова А.В., утверждённого начальником штаба войсковой части № 17 октября 2018 года, данный материал содержит служебную информацию ограниченного распространения и не может быть открыто опубликован.

Данными действиями <данные изъяты> Семилова А.В. созданы реальные предпосылки к разглашению служебной информации ограниченного распространения по деятельности военнослужащих войсковой части № в районе выполнения специальных задач за пределами Российской Федерации, персональных данных военнослужащих, которые могли стать известны неограниченному количеству пользователей сети «Интернет» и использованы иными лицами против военнослужащих и членов их семей.

Тем самым Семилов А.В. нарушил требования пунктов 28, 32, 33 Инструкции по организации защиты информации при подключении и использовании информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования в Вооружённых силах Российской Федерации, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от 19 апреля 2012 года № 950дсп; пунктов 4, 5, 7 Инструкции о порядке подготовки в Вооружённых силах Российской Федерации материалов к открытому опубликованию и изданию с пометкой «Для служебного пользования», утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от 5 июня 2015 года № 320дсп.

суд констатирует, что в данных обращениях Семилова А.В. действительно содержатся сведения о его пребывании в служебной командировке в войсковой части – полевая почта № при выполнении им специальных задач, а также его персональные данные (звание, фамилия, имя и отчество, личный номер военнослужащего) и других военнослужащих войсковой части №.

Таким образом, совершение военнослужащим Семиловым А.В. дисциплинарного проступка, связанного с созданием предпосылок к разглашению служебной информации ограниченного распространения и персональных данных военнослужащих войсковой части №, нашёл своё подтверждение в процессе рассмотрения его административного искового заявления.

Вопреки доводам Семилова А.В., учитывая его статус военнослужащего, применительно к статье 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих», указанные выше его обращения, в соответствии с требованиями статьи 108 Дисциплинарного устава Вооружённых Сил Российской Федерации, ему надлежало подать исключительно по команде.
Суд высшей инстанции сделал следующие пояснения:
согласно требованиям п. 28, 32, 33 Инструкции по организации защиты информации при подключении и использовании информационно-телекомуникационных сетей общего пользования в ВС РФ, утверждённой приказом МО РФ от 19 апреля 2012 года № 950дсп и действующей на момент вынесения решения ведение электронной переписки через АП сети «Интернет» допускается только с использованием адресов электронной почты, зарегистрированных на почтовом сервере официального домена МО РФ и закреплённых за воинской частью. Использование иных адресов электронной почты запрещается, отправка и приём электронной почты осуществляется лицами, ответственными за данную работу и имеющими право подписи исходящей электронной корреспонденции.

Из п. 4, 5, 7 Инструкции о порядке подготовки следует, что подготовка материалов к открытому опубликованию включает в себя их разработку авторами, проверку содержания командирами воинских частей и согласование с подразделениями защиты государственной тайны. Подготовленные материалы к открытому опубликованию не должны содержать сведений, составляющих государственную тайну, и служебной информации ограниченного распространения. При подготовке к изданию материалов проводится экспертиза экспертными комиссиями, получается разрешение на их опубликование у командиров соответствующих воинских частей, определяется возможность и целесообразность открытого их опубликования или издания с пометкой «Для служебного пользования», а также получается согласие субъекта персональных данных на опубликование о нём.

Из копии заключения материалов разбирательства проведённого 20 октября 2018 года начальником службы-помощником начальника штаба войсковой части <…> по защите государственной тайны Д. по факту создания предпосылок к разглашению служебной информации ограниченного распространения и персональных данных военнослужащих следует, что Семилов 24 и 30 июня 2018 года отправил на электронный адрес Главного управления кадров Министерства обороны РФ личные обращения, в которых содержались сведения о служебной командировке войсковой части-полевая почта <…> при выполнении специальных задач, а также персональные данные (звание, фамилия, имя и отчество, личный номер военнослужащего), как его, так и других военнослужащих войсковой части <…>. Кроме того, аналогичное сообщение с теми же сведениями административным истцом по средствам сайта – <…> отправлено в Управление МО РФ по работе с обращениями граждан (общественной приёмной МО РФ). Данными действиями Семилов, нарушил требования п. 28, 32, 33 Инструкции по организации защиты и п. 4,5, 7 Инструкции о порядке подготовки, создал реальные предпосылки к разглашению служебной информации ограниченного распространения по деятельности военнослужащих войсковой части <…> в районе выполнения специальных задач за пределами РФ, персональных данных военнослужащих, которые могли стать известны неограниченному количеству пользователей сети «Интернет» и использованы против военнослужащих и членов их семей.

В судебном заседании административный истец подтвердил факты своих обращений с указанной информацией со своего личного компьютера к вышеназванным должностным лицам посредством сети «Интернет».

Источник: сайт twower.livejournal.com, блог Дениса Мокрушина «Записки русского солдата»
18 Июнь 2020

О некоторых вопросах проведения разбирательств в соответствии с дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации

#дисциплина#устав#служба

В соответствии со ст. 26 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — УВС ВС РФ) военнослужащие независимо от воинского звания и воинской должности равны перед законом и могут привлекаться к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного ими правонарушения.

К дисциплинарной ответственности военнослужащие привлекаются за дисциплинарные проступки, т.е. за противоправные, виновные действия (бездействие), выражающиеся в нарушении воинской дисциплины, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации не влекут за собой уголовной или административной ответственности (ст. 27 УВС ВС РФ).

В соответствии со ст. 1 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — ДУ ВС РФ) воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами Российской Федерации, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации и приказами командиров (начальников).
К нарушениям воинской дисциплины можно отнести и нарушение Общих принципов служебного поведения государственных служащих, и ограничений, запретов и обязанностей, связанных с прохождением военной службы (требований к служебному поведению), установленных Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих», ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих», ст. ст. 17, 18, 20 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ст. ст. 8, 9, 11, 12 Федерального закона «О противодействии коррупции».
В соответствии со ст. 81 ДУ ВС РФ принятию командиром (начальником) решения о применении к подчиненному военнослужащему дисциплинарного взыскания предшествует разбирательство.

Разбирательство, как правило, проводится непосредственным командиром (начальником) военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, или другим лицом, назначенным одним из прямых командиров (начальников). При этом военнослужащий, назначенный для проведения разбирательства, должен иметь воинское звание и воинскую должность не ниже воинского звания и воинской должности военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок (ст. 81 ДУ ВС РФ).
Как показывает практика, разбирательство лучше проводить с оформлением письменных материалов, так как это облегчает доказывание события дисциплинарного проступка в случае обращения военнослужащего с жалобой в военную прокуратуру или с заявлением в военный суд. Материалы о грубом дисциплинарном проступке оформляются только в письменном виде.
Разбирательство может назначаться в отношении конкретного военнослужащего (военнослужащих) либо по факту совершения дисциплинарного проступка.

В соответствии с п. 3 ст. 28.8 Федерального закона «О статусе военнослужащих» срок разбирательства не должен превышать 10 суток с момента, когда командиру (начальнику) стало известно о совершении военнослужащим дисциплинарного проступка.
Разбирательство можно считать оконченным с даты утверждения командиром (начальником) заключения по итогам разбирательства либо с даты принятия им решения на основе собранных в процессе такого разбирательства материалов.
Необходимо отметить, что к установленным Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и ДУ ВС РФ срокам следует относиться очень скрупулезно, так как их нарушение приводит к юридической ничтожности всех полученных в дальнейшем результатов разбирательств.

По нашему мнению, поводами для проведения разбирательства могут являться:
— непосредственное обнаружение командиром (начальником) признаков дисциплинарного проступка;
— поступившие сведения о совершении дисциплинарных проступков подчиненными военнослужащими (рапорты военнослужащих, письма, жалобы и заявления граждан, сообщения органов государственной власти и местного самоуправления, юридических и физических лиц, сообщения средств массовой информации).
В ходе разбирательства устанавливаются (ст. 81 ДУ ВС РФ):
— событие дисциплинарного проступка (время, место, способ и другие обстоятельства его совершения);
— лицо, совершившее дисциплинарный проступок;
— вина военнослужащего в совершении дисциплинарного проступка, форма вины (умысел или неосторожность) и мотивы совершения дисциплинарного проступка;
— данные, характеризующие личность военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок;
— наличие и характер вредных последствий дисциплинарного проступка;
— обстоятельства, исключающие дисциплинарную ответственность военнослужащего;
— обстоятельства, смягчающие дисциплинарную ответственность, и обстоятельства, отягчающие дисциплинарную ответственность;
— характер и степень участия каждого из военнослужащих при совершении дисциплинарного проступка несколькими лицами;
— причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка;
— другие обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности.

По нашему мнению, грубейшим нарушением, которое допускается в ходе проведения разбирательства, является то, что лицом, проводящим разбирательство, не устанавливается, какие именно положения нормативных правовых актов не соблюдены военнослужащим. При тщательном исследовании с первого взгляда очевидного дисциплинарного проступка может выясниться, что конкретно ничего не нарушено.
В нарушение названных выше положений ДУ ВС РФ не исследуются причины и условия, способствовавшие совершению проступка. Это создает предпосылки для совершения аналогичных нарушений воинской дисциплины в дальнейшем, не позволяет командирам (начальникам) принять действенные меры к их профилактике.

Вопреки требованиям ДУ ВС РФ от военнослужащих, совершивших дисциплинарные проступки, не берутся объяснения. Тем самым должным образом не документируется содеянное и не исследуются мотивы противоправного поведения военнослужащего.
Объяснение у лица, совершившего проступок, должно истребоваться во всех случаях разбирательства. Как показывает опыт, желательно, чтобы это объяснение давалось в письменной форме. Если лицо, совершившее проступок, отказывается дать такое объяснение, то по данному факту может составляться акт, подписываемый 2 — 3 очевидцами такого отказа.
Отказ дать объяснение не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Аналогичное правило, например, применяется и в отношении работников (ст. 193 Трудового кодекса Российской Федерации).
Объяснения следует брать как можно более полные, с указанием времени, места совершения проступка, очевидцев произошедшего и установочных данных на них, обстоятельств, при которых совершен проступок, краткой характеристики виновного лица, мотивов и целей совершения проступка и другой информации, имеющей отношение к разбирательству.

Объяснения оформляются на имя лица, назначенного для проведения разбирательства, или лица, назначившего проведение разбирательства.
При оформлении разбирательства в письменном виде по результатам разбирательства составляется и представляется на утверждение командиру (начальнику) письменное заключение, а командиру воинской части — протокол о грубом дисциплинарном проступке в случае совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка (приложение N 8 к ст. 81 ДУ ВС РФ).
Заключение по результатам разбирательства должно иметь вводную, описательно-мотивировочную и резолютивную части.
Лицам, проводящим разбирательства, важно представлять суть разбирательства, чтобы не смешивать разбирательства по поводу дисциплинарных проступков с производством по административным делам, административными расследованиями, связанными с привлечением военнослужащих к материальной ответственности, установлением обстоятельств получения травм военнослужащими и т.п.
За административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в соответствии с ДУ ВС РФ, за исключением административных правонарушений, за которые они несут ответственность на общих основаниях.
В процессе разбирательства обязательно следует изучить служебную характеристику лица, в отношении которого проводится разбирательство, и его служебную карточку для определения степени тяжести применяемого дисциплинарного взыскания с учетом прежнего поведения виновного.

При формулировке грубых дисциплинарных проступков следует руководствоваться перечнем, указанным в приложении N 7 к ДУ ВС РФ.
Лица, в отношении которых проводилось разбирательство, в обязательном порядке должны быть ознакомлены с его результатами (с подтверждением факта ознакомления подписью с указанием даты ознакомления). Отказ от ознакомления с результатами разбирательства также может оформляться актом. При этом отказавшемуся от подписи лицу должна быть предоставлена возможность дать объяснение причин отказа, которое заносится в акт.
Статья 83 ДУ ВС РФ определяет, что применение дисциплинарного взыскания к военнослужащему, совершившему дисциплинарный проступок, производится в срок до 10 суток со дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном дисциплинарном проступке (не считая времени на проведение разбирательства, производство по уголовному делу или по делу об административном правонарушении, времени болезни военнослужащего, нахождения его в командировке или отпуске, а также времени выполнения им боевой задачи), но до истечения срока давности привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности, установленного ст. 49 ДУ ВС РФ (один год со дня совершения дисциплинарного проступка).

Началом течения срока применения дисциплинарного взыскания является дата утверждения командиром (начальником) заключения по результатам разбирательства или дата принятия им решения на основе собранных в процессе разбирательства материалов.
Необходимо отметить, что в соответствии со ст. 52 ДУ ВС РФ при совершении военнослужащим дисциплинарного проступка командир (начальник) может ограничиться напоминанием военнослужащему о его обязанностях и воинском долге. По нашему мнению, привлечение военнослужащего к дисциплинарной ответственности является крайней мерой укрепления воинской дисциплины и должно применяться только в том случае, если другие меры дисциплинарного воздействия (указание, напоминание, замечание, порицание, критика поведения) не приносят требуемого результата.
В соответствии со ст. 90 ДУ ВС РФ дисциплинарное взыскание исполняется, как правило, немедленно, а в исключительных случаях — не позднее истечения срока давности привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности. По истечении срока давности взыскание не исполняется, но запись о нем в служебной карточке сохраняется. Решение судьи гарнизонного военного суда о назначении дисциплинарного ареста исполняется немедленно.

Как показывает опыт, наиболее характерными недостатками при проведении разбирательств в соответствии с ДУ ВС РФ являются:
— применение нескольких дисциплинарных взысканий за один и тот же дисциплинарный проступок;
— внесение предложений об одновременном привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности и лишении военнослужащего дополнительных выплат в составе денежного довольствия. Внесение предложений о лишении военнослужащего дополнительных выплат не входит в компетенцию лиц, назначенных для проведения разбирательств. Перечень дисциплинарных взысканий, которые могут быть применены к военнослужащим, содержится в гл. 4 ДУ ВС РФ. Другие виды взысканий по итогам разбирательства недопустимы;
— применение дисциплинарных взысканий производится без проведения разбирательства либо до вынесения вышестоящим командиром (начальником) окончательного решения по итогам разбирательства;
— с нарушителей воинской дисциплины и очевидцев дисциплинарных проступков не всегда берутся объяснения, а используются при проведении разбирательств только рапорты должностных лиц;
— при проведении разбирательства не проводится медицинское освидетельствование, что в случае последующего отрицания военнослужащим факта нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения не даст возможности подтвердить данное обстоятельство;
— разбирательства проводятся лицами, заинтересованными в их результатах;
— заключения по результатам разбирательств представляются на согласование различным должностным лицам, хотя заключение разбирательства должно подписываться только лицом, назначенным для проведения разбирательства, а утверждаться лицом, назначившим разбирательство;
— при наличии нескольких дисциплинарных проступков проводится только одно разбирательство и применяется только одно дисциплинарное взыскание, хотя, по нашему мнению, необходимо рассматривать каждый из дисциплинарных проступков в отдельности;
— при описании совершенного дисциплинарного проступка не указываются положения конкретных нормативных правовых актов, которые были нарушены;
— лица, в отношении которых проводятся разбирательства, не знакомятся под роспись с их результатами. Это очень важно при определении пропуска военнослужащим срока на обращение в суд в случае оспаривания привлечения к дисциплинарной ответственности;
— в заключениях разбирательств не указывается дата утверждения разбирательства командиром (начальником). Это также важно при исчислении срока применения дисциплинарного взыскания;
— проступки, не являющиеся таковыми, признаются грубыми, формулировки грубых дисциплинарных проступков не соответствуют установленному перечню, а протоколы о грубых дисциплинарных проступках не составляются;
— не устанавливаются причины и условия, способствовавшие совершению проступков (что создает возможность их повторения), а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие дисциплинарную ответственность военнослужащего;
— в резолютивной части заключений по результатам разбирательств встречаются некорректные формулировки, содержащие признаки уголовно наказуемых деяний, хотя на самом деле проступок военнослужащего не содержит таких признаков.
В заключение необходимо отметить, что огромное значение имеет контроль за исполнением дисциплинарного взыскания и принятых организационных решений по результатам разбирательства. В соответствии со ст. 90 ДУ ВС РФ лицо, по вине которого не было исполнено примененное взыскание, несет дисциплинарную ответственность.

Бордин С.Н., кандидат юридических наук

Другие новости и статьи

» Медицинское обеспечение в годы Великой Отечественной войны

Регистрация военнослужащих по месту жительства по адресам воинских частей и ее юридическое значение «

Запись создана: Четверг, 18 Июнь 2020 в 0:21 и находится в рубриках Новости.

метки: дисциплина, устав

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

admin