Растаможка Узбекистан

Фото: Инстаграм @carsofuzb

При растаможке автотранспортного средства будут нужны технический паспорт на автомобиль, договор купли-продажи и сертификат происхождения СТ-1, сообщает Norma.uz.

Обязательной для всех будет уплата таможенного сбора и налога на добавленную стоимость.

Размеры таможенных сборов установлены постановлением Кабинета Министров от 30.04.1999 г. № 204 «О ставках таможенных сборов». Для оформления импортируемого авто сбор составит 0,2% от таможенной стоимости, но не менее 25 долл. и не более 3 000 долл. США. Таможенная стоимость автомобиля определяется по сумме, указанной в договоре купли-продажи (счет-справке), либо по международному каталогу цен.

Налог на добавленную стоимость установлен в постановлении от 29.12.2017 г. № ПП–3454 «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2018 год» и составляет 20%. НДС исчисляется от суммы стоимости автомобиля, таможенной пошлины и акцизного налога.

Ставки импортных таможенных пошлин и акцизного налога установлены в постановлении Президента от 29.09.2017 г. № ПП–3303 «О мерах по дальнейшему упорядочению внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан». Ниже мы приводим выборку ставок для легковых автомобилей вместительностью до 10 человек.

При предъявлении сертификата происхождения СТ-1 для автомобилей, произведенных в Казахстане, России и Украине, действуют льготы. На ввоз таких автомобилей нет таможенных пошлин, а акцизный налог, если автомобиль не старше трех лет, составит 2% от стоимости автомобиля. Сертификат CT-1 выдается заводом изготовителем или Торгово-промышленной палатой страны-экспортера, если уровень локализации производства превышает 50% и сборка производится по полному циклу.

Кроме того, таможенная пошлина не взимается, если автомобиль произведен в стране, с которой заключен договор о зоне свободной торговли, а происхождение автомобиля подтверждается сертификатом СТ-1. Такой договор у Узбекистана заключен с Азербайджаном, Арменией, Беларусью, Грузией, Казахстаном, Кыргызстаном, Молдовой, Россией, Таджикистаном, Туркменистаном и Украиной.

Ставки импортных таможенных пошлин на другие автомобили зависят от технических характеристик двигателя и новизны машины.

Ставки акцизного налога также зависят от технических характеристик двигателя автомобиля и новизны автомобиля. Разница очевидна из следующей таблицы.

Для автомобилей, произведенных в третьих странах и реэкспортируемых для коммерческой деятельности юридическими и физическими лицами Республики Узбекистан с сопредельных государств в соответствии с постановлением КM №425 от 4.12.2002 года «О мерах по дальнейшему совершенствованию регулирования импорта потребительских товаров», установлен таможенный сбор в размере 20%.

Больше интересных новостей в Telegram-канале: @RepostUZ.

С 1 января 2019 года в Узбекистане действует нулевая ставка таможенной пошлины и акциза на ввоз автомобилей, которые имеют только электрический двигатель.

Электромобили растамаживаются по коду ТН ВЭД 870380 — «транспортные средства, приводимые в движение только электрическим двигателем».

Как растаможить электромобиль

Для прохождения всех таможенных процедур необходимо представить документы на автомобиль, договор купли-продажи, а также сертификат происхождения транспортного средства СТ-1 (или его аналог).

Сертификат происхождения можно получить у официальных дилеров, или на заводе-производителе.
Электромобили на облагаются акцизным налогом, значит на таможне придется заплатить:

  • 20% НДС от стоимости автомобиля (включая стоимость доставки);
  • 0 акциз;
  • 0 таможенная пошлина;
  • 0,2% — сбор за таможенное оформление;

Помимо этого, при регистрации автомобиля необходимо оплатить 3% сбор в дорожный фонд. Сбор взимается от полной стоимости авто, включая НДС и транспортные расходы.

Сколько будет стоить растаможка Tesla?

Возьмем для примера одну из самых доступных моделей Tesla Model 3.

Tesla Model 3

Такой автомобиль в США стоит 44 тысячи долларов.

Доставка автомобиля в Узбекистан обойдется в 3,5 тысячи долларов, а значит общая стоимость на таможенной границе составит 47,5 тыс. долларов США.

От этой суммы и посчитаем растаможку. НДС взимается от полной таможенной стоимости, включая акциз, пошлину и транспортные расходы.

За таможенное оформление придется заплатить 114 долларов.

Все таможенные сборы оплачиваются в узбекских сумах по курсу ЦБ на день оформления документов.

Сбор в дорожный фонд взимается в размере 3% от полной стоимости авто после таможенной очистки.

После уплаты всех взносов (растаможка и дорфонд), Tesla, стоимостью 44 тысячи долларов в США, в Узбекистане будет стоить почти 59 тысяч долларов.

Таким образом, транспортировка, таможенная очистка и регистрация электрокара в Узбекистане обойдется в 25%-30% от его стоимости.

Кроме того, на электромобили не распространяется ограничение по возрасту.

В Узбекистан можно завести и подержанный электромобиль из России, Казахстана или Таджикистана (где действуют минимальные таможенные пошлины).

Nissan Leaf SV 2015 года

Растаможка Б/У электромобиля рассчитывается также, как и для новых электрокаров. На таможне придется заплатить 20% НДС и 3% в дорожный фонд.

Например, Nissan Leaf SV 2015 года в России можно приобрести за 24 тысячи долларов США. А после растаможки регистрации в Узбекистане он будет стоить 30 тысяч долларов США.

Растаможка авто из Узбекистана – это таможенная процедура, под которую помещаются автомобили при перемещении через таможенную границу. Между Россией и Узбекистаном действуют преференции, позволяющие ввозить товары без уплаты таможенных пошлин. Преференции могут быть предоставлены, только на товары, полностью изготовленные в Узбекистане или в достаточной мере переработанные. Для освобождения от уплаты таможенных пошлин на таможне необходимо предоставить сертификат происхождения товара формы СТ-1, без которого преференция предоставлена не будет. Растаможка авто из Узбекистана в России можно проводить на специальных акцизных таможнях. Эта процедура не вызовет затруднений у тех, кто знает таможенные правила и имеет соответствующий опыт. Когда нужных знаний и опыта нет, то правильнее будет обратиться к специалистам нашей компании, тогда растаможка автомобиля из Узбекистана в Россию пройдёт без задержек и лишних потерь.

Нужна оперативная растаможка авто из Узбекистана? – Мы поможем Вам!

Растаможка автомобиля из Узбекистана физическими лицами потребует следующих документов и информации.

Документы и информация для растаможки автомобилей из
Узбекистана в России физическими лицами:

  1. Договор купли-продажи;
  2. Паспорт покупателя легкового авто;
  3. Технический паспорт;
  4. Заранее оплата депозита на таможне (если ввоз автомобиля планируется своим ходом);
  5. Документы по установке ГЛОНАСС;
  6. ОТТС или СБКС в зависимости от возраста авто;
  7. Оплата утилизационного сбора.

В Узбекистане развита автомобильная промышленность, с конвейера которой ежегодно сходит около 300000 автомобилей. Получила известность узбекская марка Ravon. Кроме того, заводами международных автомобильных концернов, расположенных на территории страны налажен выпуск таких моделей, как: Chevrolet и Daewoo от General Motors, Damas от концерна ДЭУ. Среди моделей узбекского производства, доступных большинству жителей России, получил известность Ravon Matiz, кроме того в Россию ввозят Chevrolet, а также другие модели известных брендов узбекской сборки. В Узбекистане можно купить не только авто, изготовленные в Узбекистане, но и зарубежные автомобили, привезённые в Узбекистан, как новые, так и подержанные. Невысокая цена привлекает покупателей и вызывает желание купить в Узбекистане автомобиль и ввезти его в Россию.

Важно! В Россию ввозить нельзя авто, экологический класс которых ниже Евро-4. Исключение составляют Ретро автомобили, представляющие собой историческую и культурную ценность!

Из Узбекистана в Россию доставить автомобиль можно «своим ходом», при этом владелец может лично управлять автомобилем или доверить управление шофёру-перегонщику. Если на шофёра будет оформлена доверенность, то владелец может не участвовать в доставке. Доставить автомобиль можно доставка автовозом и в кузове грузового автомобиля, кроме того возможна доставка по железной дороге. Способ доставки подбирается индивидуально, исходя из места доставки, стоимости авто и рисками, связанными с доставкой, окончательный выбор остаётся за заказчиком.

Автомобиль, доставленный из Узбекистана в Россию, нужно растаможить на акцизной таможне, расположенной по месту регистрации владельца. Таможенное оформление авто из Узбекистана в Россию – это обязательная процедура для всех ввозимых автомобилей. На таможне нужно предоставить документы о подключении автомобиля к системе ГЛОНАСС. Кроме того, в таможенном органе нужно получить ПТС для дальнейшей регистрации в ГИБДД. Цена растаможки авто из Узбекистана регламентируется таможенным законодательством ЕАЭС.

Сколько стоит растаможить из Узбекистана авто? – Мы расскажем Вам!

Сколько стоит растаможка из Узбекистана авто

Сколько стоит растаможка из Узбекистана авто? Цена растаможки авто из Узбекистана может поможет повлиять на выбор автомобиля или даже в целесообразности его приобретения в Узбекистане. При растаможке авто из Узбекистана потребуется заплатить: НДС, ввозная пошлина, таможенный сбор, акциз, утилизационный сбор, при важно знать, что физлица акциз не платят. Все указанные таможенные платежи начисляются на основе таможенной стоимости автомобиля.

Важно! Между Россией и Узбекистаном действует режим льготной торговли, позволяющий беспошлинно ввезти автомобиль, при наличии сертификата происхождения товара СТ-1. Без предъявления этого документа льгота предоставлена не будет.

Размер единой ставки установлен Решением Совета ЕЭК от 20.12.2017 N 107. В таблице приводятся значения ставки, в зависимости от возраста автомобиля, его стоимости и рабочего объёма двигателя.

Таблица 1. Таможенные пошлины на автомобили из Узбекистана для физических лиц

Категории транспортных средств для личного пользования, кузова транспортных средств для личного пользования Таможенные пошлины, налоги, подлежащие уплате

Автомобили легковые (за исключением автомобилей, специально предназначенных для медицинских целей) и прочие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей, классифицируемые в товарной позиции 8703 ТН ВЭД ЕАЭС (за исключением транспортных средств, указанных в пунктах 1 и 4 таблицы 2 в 107 Решении):

На автомобили возрастом не более 3 лет:

стоимостью до 8500 евро в эквиваленте 54% от стоимости, но не менее 2,5 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя
стоимостью свыше 8500 евро, но более 16700 евро в эквиваленте 48% от стоимости, но не менее 3,5 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя
стоимостью свыше 16700 евро, но не более 42300 евро в эквиваленте 48% от стоимости, но не менее 5,5 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя
стоимостью свыше 42300 евро, но не более 84500 евро в эквиваленте 48% от стоимости, но не менее 7,5 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя
стоимостью свыше 84500 евро, но не более 169000 евро в эквиваленте 48% от стоимости, но не менее 15 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя
стоимостью более 169000 евро в эквиваленте 48% от стоимости, но не менее 20 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя

На автомобили возрастом более 3 лет, но не более 5 лет:

рабочий объем двигателя которых не превышает 1000 куб. см 1,5 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя
рабочий объем двигателя которых превышает 1000 куб. см, но не превышает 1500 куб. см 1,7 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя
рабочий объем двигателя которых превышает 1500 куб. см, но не превышает 1800 куб. 2,5 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя
см рабочий объем двигателя которых превышает 1800 куб. см, но не превышает 2300 куб. см 2,7 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя
рабочий объем двигателя которых превышает 2300 куб. см, но не превышает 3000 куб. см 3 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя
рабочий объем двигателя которых превышает 3000 куб. см 3,6 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя

На автомобили возрастом более 5 лет:

рабочий объем двигателя которых не превышает 1000 куб. см 3 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя
рабочий объем двигателя которых превышает 1000 куб. см, но не превышает 1500 куб. см 3,2 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя
рабочий объем двигателя которых превышает 1500 куб. см, но не превышает 1800 куб. см 3,5 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя
рабочий объем двигателя которых превышает 1800 куб. см, но не превышает 2300 куб. см 4,8 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя
рабочий объем двигателя которых превышает 2300 куб. см, но не превышает 3000 куб. см 5 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя
рабочий объем двигателя которых превышает 3000 куб. см 5,7 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя

Из таблицы можно сделать вывод, что таможенное оформление при импорте из Узбекистана б у (бывших в употреблении) авто, возрастом от 3 до 5 лет наиболее выгодна!

Утилизационный сбор при ввозе автомобиля платиться один раз. Он предназначен для утилизации автомобиля после снятия с эксплуатации. Для физических лиц размер утильсбора зависит от возраста авто.

Таблица 2. Утилизационный сбор на авто из Узбекистана для физических лиц

Утилизационный сбор

автомобиль возрастом не более 3 лет:

3400 рублей

автомобиль возрастом старше 3 лет:

5200 рублей

Таможенный сбор оплачивается за обработку таможенной декларации, его размер для физлиц зависит от стоимости автомобиля.

Таблица 3. Таможенный сбор на авто из Узбекистана для физических лиц

Декларированная стоимость груза при импорте Размер ставок сборов за таможенное оформление
Включительно до 200000 рублей 500 руб.
Свыше 200000 рублей и включительно до 450000 рублей 1000 руб.
Свыше 450000 рублей и включительно до 1200000 рублей 2000 руб.
Свыше 1200000 рублей и включительно до 2500000 рублей 5500 руб.
Свыше 2500000 рублей и включительно до 5000000 рублей 7500 руб.
Свыше 5000000 рублей и включительно до 10000000 рублей 20000 руб.
Свыше 10000000 рублей 30000 руб.

Таможенное оформление авто из Узбекистана в России

Наша компания «Универсальные Грузовые Решения» — таможенный брокер (представитель) одной из услуг которой является таможенное оформление авто из Узбекистана. Мы поможем Вам оперативно растаможить автомобиль на любых таможенных постах России:

  • в аэропортах
  • в морских портах
  • на грузовых автомобильных терминалах – СВХ
  • на ж/д пунктах пропуска

Работаем с любыми участниками ВЭД:

  • Физическими лицами
  • Юридическими лицами
  • Индивидуальными предпринимателями

Вывоз и затаможка авто из России в Узбекистан

С 1 августа 2020 Узбекистан готовит отмену акциза на ввоз легковых автомобилей, который составлял 30%. Эта мера позволит существенно снизить стоимость растаможки авто в Узбекистане. Ожидается, что в результате экспорт авто из России в Узбекистан возрастёт. Кроме того, действующие преференции позволяют ввозить беспошлинно в Узбекистан авто, изготовленные в России. Для получения преференций достаточно предъявить на таможне в Узбекистане сертификат о происхождении товара СТ-1, без предъявления документа преференция не предоставляется. Наши специалисты готовы помочь оперативно затаможить авто в России для экспорта-вывоза в Узбекистан и собрать нужные документы. Подробности по растаможке в Узбекистане ввезённых из России автомобилей можно узнать у местных таможенных-представителей (брокеров).

Сроки и стоимость растаможки авто из Узбекистана

В среднем срок растаможки авто из Узбекистана в России занимает 1 день!

Цена или стоимость растаможки авто из Узбекистана в Россию или затаможка из России в Узбекистан автомобилей и запчастей в нашей компании является минимальной по рынку и обсуждаются индивидуально в зависимости от задач и места таможенного оформления. В среднем она составляет:

  • для физических лиц: от 5000 рублей;
  • для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей (ИП): от 10000 рублей.

Мы уверены, что станем для Вас надежным партнером на таможне!

Узнать стоимость услуг по растаможке авто из Узбекистана

Любая страна, производящая автомобили, старается защитить свой рынок от импортных, зачастую более дешевых машин. Не исключение и Узбекистан, выпускающий легковушки разных типов. В республике настолько взвинчены таможенные пошлины на импортные автомобили, что почти никто не рискует ввозить их сюда из-за рубежа. А пенсионер из Молдовы Владимир Медведев рискнул: привёз свою «Ладу 21310» 2010 года выпуска. Правда, он не ожидал, что на таможне перед ним поставят юридически невыполнимые требования и за ввоз подержанной «Нивы» выставят счет на сумму, равную стоимости двух новых автомобилей.

«Фергана» уже писала об инженере Владимире Медведеве и его жене — журналистке Марине Козловой, создавших в Ташкенте клуб книголюбов «Сухбат». В том материале рассказывалась и о трогательной истории любви супругов, познакомившихся по интернету.

Житель Молдовы восхитился статьями ташкентской журналистки, написал ей письмо, та ответила. Возникла переписка, и в итоге Владимир приехал в Ташкент, а в 2010 году увез Марину к себе в Кишинёв. Но Марина не смогла жить без родного Ташкента. Супруг уважительно отнесся к ностальгическим чувствам жены, и летом 2015 года переехал вместе с ней в столицу Узбекистана.

Кроме ностальгии переезд имел еще и вескую моральную причину — необходимость ухода за старенькой мамой Козловой, живущей в Ташкенте. У Медведева было своё ностальгическое желание — взять с собой из Кишинева автомобиль «Лада», который он купил в честь бракосочетания с Мариной. Знакомые советовали продать эту «Ниву» («Ладу» многие называют «Жигулями», но хотя ее выпускает тот же Волжский автозавод в России, она относится не к «Жигулям», а к четырехприводному классу «Нива». – Прим. автора) в Молдове, а в Ташкенте купить такую же подержанную машину — выйдет дешевле, но Владимир не согласился.

Ностальгия и авторынок Узбекистана

«Я привык к своему автомобилю, а так как мне уже 65 лет, то переучиваться ездить на новом поздно», — объясняет свое решение Медведев.

Осуществляя это решение, супруги пошли на смелый шаг: в июле этого года поехали на своей «Ладе» из Кишинева в Ташкент. За восемь дней они пересекли пять стран, преодолели 4700 километров и благополучно добрались до Узбекистана. Проблемы начались на узбекской таможне, где их загнали в угол, требуя на автомобиль, купленный шесть лет назад, сертификат СТ-1, срок годности которого ограничивается только одним годом.


Владимир Медведев и его «Нива» в Казахстане во время автопробега Кишинев-Ташкент летом этого года

Надо сказать, что супруги — отнюдь не наивные простаки, рассчитывающие на то, что раз они решили из Европы переехать в Узбекистан, то за такой патриотический шаг их здесь встретят хлебом-солью и сделают скидку на таможенные пошлины. Прежде чем гнать машину за пять тысяч километров, они с помощью интернета ознакомились с порядком ввоза автомобилей в Узбекистан и размером таможенных пошлин.

До получения независимости автомобили Узбекистан не выпускал. Автомобильная промышленность появилась только в 1994 году, когда южнокорейской корпорацией «Daewoo» и ассоциацией «UzAutoSanoat» была образована совместная автомобилестроительная компания «UzDaewooAuto». В городе Асака Андижанской области построили автомобильный завод, с конвейера которого в 1996 году сошли первые автомобили — Daewoo Damas, Daewoo Nexia и Daewoo Tico. Со временем ассортимент продукции был значительно расширен. Но вскоре концерн «Daewoo» обанкротился, а в марте 2008 года вместе с американской автомобильной корпорацией «General Motors» Узбекистан основал компанию «GM Uzbekistan», которая стала преемницей «UzDaewooAuto». Ассортимент автомобилей был значительно расширен за счет линейки Chevrolet. Узбекистан ежегодно выпускает до 250 тысяч автомобилей, часть которых идет на экспорт в Россию, где они продаются по цене, которая зачастую гораздо ниже, чем в автосалонах республики. При этом супруги особых иллюзий не питали. Узбекистан производит свои собственные автомобили уже 20 лет и крайне заинтересован в том, чтобы отечественные седаны не застаивались в салонах магазинов. Правительство приняло решительные меры, чтобы оградить свой авторынок от «пришельцев». Они изложены в ряде последовательно принятых законодательных актов. Как супруги поняли, покопавшись в интернете, последним из них было постановление «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Президента Республики Узбекистан», подписанное 5 августа 2009 года. В соответствии с этим документом сейчас в республике и взимают пошлину, а также акциз на таможне с ввозимых в республику иномарок.

Пошлины драконовские, ясности никакой

При этом, как ни странно, даже журналистке Козловой, которая прекрасно владеет компьютерными технологиями, не удалось найти в интернете первоисточник — сам текст постановления. Пришлось довольствоваться информацией, разбросанной на различных информационных и «автомобильных» сайтах. Впрочем, те давали одни и те же данные.

Например, что при ввозе новых иномарок в Узбекистан для автомобилей объемом двигателя не более 1000 кубических сантиметров таможенный сбор составит 30 процентов стоимости автомобиля. Плюс к этому владельцу машины следует уплатить еще по 1,8 доллара за каждый кубический сантиметр.

Как сообщали «автомобильные» сайты, такая впечатляющая пошлина сопровождается и оплатой других тарифов. Во время оформления автомобиля на таможне придется оплатить сбор за въезд на территорию Узбекистана в размере 10 процентов от минимальной зарплаты (МЗП). Правда, для подержанных авто есть скидки. Если автомобиль эксплуатировался от трех до семи лет, то возьмут 7 процентов от МЗП, больше семи лет — всего 5 процентов. И еще 6 процентов от стоимости подержанной импортной машины надо будет заплатить в Дорожный фонд республики.

Приложение к постановлению президента «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах государственного бюджета Республики Узбекистан на 2016 год» сообщало несколько иные данные. Впрочем, супругов интересовала только их «Лада 21310» с объемом двигателя 1690 куб.см. Приложение определяло «коридор» акцизов для такого объема — от 1500 до 1800 куб.см, а цена за каждый куб была уже несколько выше — 2,6 доллара.


Если Марина еще не теряет оптимизма, то Владимир уже ни во что не верит

«Как выяснилось, заранее подсчитать, во сколько обойдется ввоз автомобиля в Узбекистан, невозможно, — утверждает Марина Козлова. — В отличие от большинства стран, здесь нет таможенного калькулятора онлайн, а ориентировочная таможенная стоимость легковых автомобилей отсутствует в справочниках, размещенных в сети».

Сертификат происхождения как камень преткновения

Летом этого года, собираясь гнать свою «Ладу» из Кишинева, Марина обзвонила всех своих знакомых, а также автомобильных дилеров и сотрудников узбекской таможни с единственным вопросом: какой размер пошлины придется заплатить за старую «Ниву»? Все давали настолько противоречивые цифры, что в итоге супруги решили основываться на максимальном варианте — будто они привезут не подержанную машину, а абсолютно новую.

В итоге у них получилась сумма, сопоставимая со стоимостью новой «Лады 21310» — $6000 по официальному курсу или 18 миллионов сумов. Сразу выплатить такую сумму было нереально, но режим временного ввоза позволяет растянуть ее вроде как в рассрочку на два года. Это для небогатой семейной пары показалось вполне осуществимым. Подсчитав свои финансовые возможности, они рискнули на автопробег Кишинев-Ташкент.

Как рассказывает Марина, добравшись до узбекской таможни, они с супругом рассчитывали, что реальная сумма таможенных платежей окажется ниже 18 миллионов – все-таки они привезли подержанную, а не новую машину. Но таможенники, как предполагает Козлова, всё рассчитали так, словно «Лада» — новенькая, только что спущенная с конвейера. Вышло как раз 18 миллионов сумов — копейка в копейку.

Неприятно, но вполне ожидаемо. Поразило другое: таможня стала настаивать на предоставлении СТ-1 — сертификата происхождения.

«Когда муж покупал автомобиль, мы не попросили сертификат происхождения СТ-1, потому что не знали о необходимости его предоставления, но даже если бы мы его взяли тогда, срок его годности всё равно бы уже истек», — говорит Козлова.

По её словам, перед отъездом в Узбекистан они с Владимиром побывали у официального дилера «Автоваза» в Молдове — компании «Нистру-Лада», у которого и покупали автомобиль. Но там им сказали, что этот документ за шесть лет выбросили за ненадобностью. Супруги не удовлетворились ответом, и обратись в Торговую палату и Таможенный комитет Молдовы, а также на предприятия и фирмы России. Там сообщили, что СТ-1 на их «Ладу» уничтожен в связи с истечением срока давности, а дубликат давно утратившего годность документа получить невозможно.

Тогда Владимир с Мариной еще раз внимательно прочитали Таможенный кодекс Узбекистана. И в статье 363 («Сертификат происхождения товара») нашли конкретное указание на то, что СТ-1 выдается «уполномоченным органом в соответствии с порядком и формой, установленными страной экспорта или реэкспорта».


Владимир Медведев и его «Нива»

Страны по-разному помогают своей автомобильной промышленности. Например, китайские власти проводили антидемпинговое расследование в отношении американских автопроизводителей и даже увеличили пошлины на ввоз машин из Америки. До этого в рамках «торговой войны» в США сроком на три года были повышены пошлины (до 35 процентов) на ввоз китайских автомобильных шин.

В США с автопроизводителями-конкурентами вообще не церемонятся. Так, немецкий Volkswagen был обвинен в использовании специальных программ, задействующих режим ограничения вредных выбросов в дизельных двигателях автомобилей только при тестировании — в обычном режиме датчики не работали. В результате американские власти собрались оштрафовать концерн на $18 млрд. Минюст США в 2014 году предъявил японской Toyota штраф в $1,2 млрд за «обман потребителей и несвоевременное устранение неисправностей» после подачи исков из-за дефектов в функционировании педали газа.

Однако таможенные пошлины для ввоза иностранных автомобилей в США либо вообще отсутствуют, либо не превышают 10 процентов от стоимости.

В России ставки таможенных пошлин для ввоза иностранных автомобилей, если они были произведены в тех странах, с которыми государство не имеет преференций, почти как в Узбекистане. В Казахстане — намного меньше. Но и в России, и в Казахстане иностранный автомобиль, принадлежащий иностранному гражданину, может находиться 365 дней в году без уплаты каких-либо пошлин. По истечении года автомобиль покидает страну и в тот же день может быть завезен обратно – опять же на год без уплаты платежей.

А в законе Российской Федерации («Положение о порядке оформления, удостоверения и выдачи сертификатов происхождения товаров, а также других документов, связанных с осуществлением внешнеэкономической деятельности»), являющейся как раз «страной экспорта», тоже конкретно говорится о том, что «срок действия сертификата СТ-1 в целях предоставления режима свободной торговли составляет 12 месяцев со дня выдачи». При этом копия СТ-1 хранится в удостоверяющей организации только «в течение трех лет».

Виртуальная приёмная или почтовое отделение?

Посчитав, что таможенники Узбекистана — трезвомыслящие люди и не будут требовать бумагу, заведомо утратившую срок годности, супруги предоставили им инвойс и некоторые другие документы, заверенные печатью официального дилера и подтверждающие приход партии, в которой был автомобиль, купленный Владимиром Медведевым.

Но все эти бумаги, которые в данной ситуации вполне могут заменить пресловутый СТ-1, узбекские таможенники почему-то в расчет не приняли. И стали настаивать на строгом соблюдении формальностей — представлении бумажки, которой уже и в природе не существует, и восстановить невозможно.

Впрочем, гнать машину обратно в Молдову таможенники не предложили. Зато предложили ознакомиться с содержанием статьи 366 того же Таможенного кодекса («Выпуск товара при отсутствии сертификата о происхождении»). А в ней говорится, что «при отсутствии сертификата о происхождении товара либо возникновении сомнений в достоверности данного сертификата и (или) указанных в нем сведений» к товару применяется удвоенная ставка таможенной пошлины.

Затем таможенники еще раз посчитали на калькуляторе и вывели сумму таможенной пошлины — 40 миллионов сумов ($12.965 по официальному курсу или $6153 по курсу «чёрного рынка»). Супруги были в шоке. Марина Козлова готовится оформлять пенсию, Владимир Медведев из-за возраста не может найти работу в Ташкенте, хотя был одним из лучших инженеров Молдовы в области проектирования и сооружения холодильных камер и инженерных сетей. А еще ведь надо учитывать и мать Марины, которая требует ухода, что также оборачивается затратами. Откуда взять такие деньги?

Счёт на 40 миллионов сумов для Марины и Владимира совершенно неподъемный. Но куда бы они не обращались с просьбами по справедливости разрешить эту ситуацию, всюду их переадресовывали в Таможенный комитет. А там кивали на статью 296 Таможенного кодекса («Предоставление льгот по уплате таможенных платежей и тарифных преференций»), в которой говорится, что льготы и преференции, кроме случаев, указанных в законодательстве, могут быть предоставлены лишь решением президента Узбекистана.

Как рассказывает Козлова, она посчитала, что в таможенном законодательстве есть какая-то «дыра», в которую попала «Нива» ее супруга. И единственной возможностью из нее выбраться действительно является статья 296 Таможенного кодекса, предусматривающая обращение к президенту Узбекистана. Так Марина и поступила — написала письмо в виртуальную приемную временно исполняющего обязанности президента Шавката Мирзиёева.

О работе этой приемной ходит много слухов, в том числе и положительных. Но супругам не повезло: в их случае виртуальная приемная выполнила функции почтового отделения, переслав письмо журналистки в государственный Таможенный комитет республики. А оттуда пришел ответ, хоть и подписанный таким авторитетным лицом, как заместитель председателя комитета Муталибжан Салиев, но всё равно неутешительный. Высокопоставленный таможенник пояснил, что сертификат формы «СТ-1» предоставить всё же нужно, а в случае его отсутствия придётся заплатить вдвое больше.


Ответ на письмо в виртуальную приёмную

Козлова написала в виртуальную приёмную ещё одно письмо, ожидая, что на этот раз его передадут по назначению. А Владимир Медведев уже ни на что не надеется и, вероятно, сожалеет о своём переезде в Узбекистан, где ничего непонятно и за это «ничего» ещё и три шкуры дерут.

Соб. инф.

Международное информационное агентство «Фергана»

admin