Работа психолога в детском саду



Г. А. Прохорова

Методические рекомендации к составлению рабочего графика педагога-психолога дошкольного учреждения

Прохорова Галина Александровна — методист структурного подразделения социально-психологической деятельности Методического центра Северного учебного округа.

В инструктивном письме Департамента образования г. Москвы от 9 сентября 2003 года № 2-30-20 «О введении документации деятельности педагога-психолога образовательного учреждения в системе Департамента образования города Москвы» указывается, что одной из форм документации является график работы педагога-психолога.

При составлении графика работы педагогу-психологу детского сада необходимо учитывать:

1. Расписание занятий воспитателей с детьми (сетка занятий).

2. Время приема пищи и дневной сон (для круглосуточных детских садов — время ночного укладывания).

3. Длительность психологической работы с ребенком определяется Санитарными нормами и правилами (СанПиН 2.4.1.1249-03):

«Максимально допустимое количество занятий в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает двух, а в старшей и подготовительной трех. Их продолжительность для детей 4-го года жизни — не более 15 минут, для детей 5-го года жизни — не более 20 минут, для детей 6-го года жизни — не более 25 минут, а для детей 7-го года жизни -не более 30 минут. В середине занятия проводят физкультминутку. Перерывы между

занятиями — не менее 10 минут. Занятия для детей старшего дошкольного возраста могут проводиться во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2-3 раз в неделю. Длительность этих занятий — не более 25-30 минут. В середине занятия статического характера проводят физкультминутку».

4. Регулирование рабочего времени педагогов-психологов в соответствии с приказом Министерства образования и науки от 27 марта 2006 г. № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений»:

…VIII. Регулирование рабочего времени отдельных педагогических работников образовательных учреждений.

8.1. Режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах 36-часовой рабочей недели регулируется правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения с учетом:

— выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени;

— подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработки, анализа и обобщения полученных результатов, заполнения отчетной документации, а также повышения своей квалификации. Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в образовательном учреждении, так и за его пределами.

График работы на неделю

День недели Часы Вид деятельности Примечания

1 2 3 4

Как видно из нормативных документов, продолжительность рабочего времени в неделю составляет 36 часов (1 ставка), при этом методическая работа не предусмотрена. Поэтому употребление понятия «методический день», на наш взгляд, является некорректным.

Деятельность педагога-психолога состоит из двух блоков:

• работа с участниками образовательного процесса (родители участниками образовательного процесса в дошкольном учреждении не являются);

• подготовка к проведению работы, анализ и обобщение полученных данных, проведение консультаций с родителями, повышение своей квалификации и т. п.

Работа, не подразумевающая участия детей или педагогов, может осуществляться за пределами образовательного учреждения, но это обязательно согласовывается с администрацией. Также учитываются условия работы — наличие отдельного кабинета, компьютера, оргтехники и т. д.

Практика показывает, что наиболее проблематичным оказывается планирование работы с детьми, так как педагог-психолог в детском саду не является профилирующим специалистом. Поэтому в сетку занятий не вносятся занятия с психологом, поскольку количество общих занятий не может превышать нормы СанПиН.

В соответствии со временем работы дошкольного учреждения (детские сады работают с 7.00, с 7.30, реже — с 8.00) педагог-психолог может планировать индивидуальные беседы с детьми, оказание психологической поддержки в период адаптации в течение утреннего приема детей. Также следует учитывать время проведения утренней гимнастики в группе. Очевидно, что на взаимодействие с детьми во время утреннего приема может быть отведено 20-30 минут.

Далее в детском саду согласно режиму дня проходят завтрак и занятия, в этот период педагог-психолог не может планировать занятия с детьми.

Некорректным является и то, что педагог-психолог забирает ребенка с фронтального занятия и занимается с ним индивидуально. В этом случае не достигается цели всесторонней подготовки ребенка к школе, потому как, например, одним из критериев готовности является и умение работать в едином темпе с другими детьми.

Педагог-психолог должен определить причину трудностей в усвоении программы детского сада, помочь дошкольнику, а не дублировать работу воспитателя. В указанном случае речь идет об общеразвивающем детском саде, в учреждениях комбинированного и компенсирующего вида такие вопросы решаются индивидуально, но с учетом деятельности других специалистов — логопедов, дефектологов, медицинских работников.

Сложности возникают у педагога-психолога и при определении времени проведения диагностики дошкольников. По согласованию со старшим воспитателем и педагогами группы можно провести кратковременное фронтальное обследование как часть занятия. Отметим, что для детей дошкольного возраста обследование проводится преимущественно индивидуально, а фронтальные задания используются реже.

В дошкольных учреждениях Северного округа мы рекомендуем проводить развивающие игры и тренинги с детьми на прогулке. Рассматривая игровую деятельность как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, педагог-психолог использует подвижные игры как одно из средств для формирования основы учебных навыков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Например, игра «Найди и промолчи» (для детей от 5 лет).

Цель: воспитывать умение контролировать свои эмоции, развивать волевые качества.

Дети стоят в кругах, обозначенных мелом на асфальте (нарисованных на земле), психолог объясняет им, что где-то спрятан предмет, который нужно найти. Однако, когда обнаружишь предмет, громко говорить об этом нельзя. Надо подойти тихо к взрослому и сказать шепотом, где увидел спрятанный предмет. После этого вернуться на свое место.

По сигналу: «Найди и промолчи!» — дети начинают движение. Те, кто уже нашел игрушку, тихо сообщают об этом взрослому. Игра продолжается до тех пор, пока большинство детей не найдут игрушку.

Педагог-психолог может пригласить поиграть 3-8 дошкольников, т.е. проводить работу с подгруппой детей. Режим прогулки при этом не нарушается, поскольку в структуру прогулки входят различные виды деятельности детей: наблюдение, беседа, свободные игры, коллективный труд и т. д.

Во время обеда, подготовки к дневному сну, в дневной сон педагог-психолог может уделить время беседе с ребенком, если в этом есть необходимость.

Выбирая время для проведения работы с педагогами, педагог-психолог должен руководствоваться положениями инструкции об охране жизни и здоровья детей, так как воспитатель несет персональную ответственность за здоровье ребенка, которого ему передали родители (или лица, их заменяющие). Поэтому педагог-психолог может предложить проведение семинара, тренинга, консультации и т. п. для тех воспитателей, рабочая смена которых или уже закончена, или еще не началась.

Во второй половине дня педагог-психолог имеет больше возможностей для работы с детьми. Если в детском саду занятия проводятся по подгруппам, то психолог может заниматься со второй подгруппой детей. Режим дня предусматривает игры детей во II половине дня, во время которых педагог-психолог может организовать психогимнастику, коммуникативные игры и т. д. Взаимодействие с детьми может быть продолжено и во время вечерней прогулки.

Работа с родителями (или лицами, их заменяющими) в детском саду проводится по

вопросам воспитания, развития детей и дет-ско-родительских отношений. Поэтому, например, проведение психотерапевтических сеансов с родителями по личностным вопросам в функциональные обязанности педагога-психолога не входит, с этой целью можно рекомендовать посещение психологической консультации.

График работы может изменяться в соответствии с изменением сетки занятий в дошкольном учреждении, а также на период обучения педагога-психолога на курсах повышения квалификации.

В соответствии с составленным графиком заполняется журнал учета проведенной работы, который включает запись всех форм работы психолога, и отмечаются даты и время выполнения отдельных видов работы (диагностической, развивающей, коррекционной, консультативной, психопрофилактической, просветительской).

Журнал учета проведенной работы

Дата, Содер- По чьей ини- Участ- Приме-

часы жание циативе прове- ники чания

работы работы дена работа

1 2 3 4 5

Ведение журнала учета работы является обязательным, по записям в журнале учитывается фактическое рабочее время.

В отличие от графика работы в журнале указывается фактический интервал времени проведения работы.

Дата, Содер- По чьей Участ- Приме-

часы жание инициативе ники чания

работы работы проведена работа

01.10.08 Оказание Родители Петя Р. Период

8.00-8.20 психологической поддержки ребенку младшей группы адаптации

Мы надеемся, что приведенные рекомендации помогут начинающему педагогу-психологу организовать свое время и при необходимости продемонстрировать основания такой организации. ■

Для чего нужен психолог в детском саду? Каковы требования к нему, и какие функции он имеет право выполнять? Эти вопросы задают себе многие родители. Маленький человечек попадает в непривычную, странную и новую для него обстановку детского сада. Вокруг много детишек и взрослых, следует подчиняться распорядку, самостоятельно кушать и играть с другими детками, учиться общаться со сверстниками и взаимодействовать со взрослыми. Помочь ребенку адаптироваться и проследить за его состоянием должен педагог-психолог в детском саду. Для многих малышей такое учреждение – первый серьезный стресс. Чтобы избежать неприятных последствий, не стоит оставлять кажущиеся на первый взгляд проблемы маленьких воспитанников без внимания.

Кто такой психолог?

Педагог-психолог в детском саду является очень важным специалистом для деток, их родителей и персонала учреждения. Родителям не стоит пугаться, если с их ребенком работает психолог — он не врач и не ставит диагнозы деткам. Его задачи иные.

Трудится психолог в трех направлениях:

  • Работа с ребенком. Специалист оценивает личностные характеристики малыша, его психотип, особенности психики и поведения, его природные наклонности, страхи. Зная особенности каждого конкретного ребенка, психолог в детском саду помогает адаптироваться к новым условиям, найти общий язык со сверстниками и воспитателями, решить конфликтные ситуации и помочь, если у малыша проблемы. Работа психолога с детками объединяет функции психологического ведения и педагогики.
  • Работа с родителями ребенка. Пожалуй, детский садик является для родителей малыша стрессом даже большим, чем для самого воспитанника. В задачи психолога входит работа с мамами и папами в нескольких направлениях: помочь осознать новый статус ребенка, объяснить, как вести себя с ним, как работать в области развития своего малыша, решать конфликтные ситуации. Специалист подсказывает родителям дальнейший путь воспитания. Также в задачи психолога входит выявление отклонений в развитии и сообщение родителям о том, что их чадо нуждается в консультации врачей.
  • Работа с персоналом детского садика. Есть мнение, что труд воспитателя низкоквалифицированный, простой, не требующий особых сил и специальных навыков. Это огромная ошибка. Психолог в детском саду как раз осуществляет работу с воспитательским составом, помогает с проблемными детками и выполняет наставнические функции по части работы с ребятами. Каждый педагог должен найти общий язык со всей группой малышей, подобрать ключик к маленькому сердечку, стать другом, покровителем и наставником.

Функции психолога

Стоит рассмотреть подробней, какие функции выполняют психологи в детских садах. Они следующие:

  • адаптивная;
  • диагностическая;
  • педагогическая;
  • консультационная;
  • аналитическая;
  • проблемная.

Адаптивная

Психолог помогает адаптироваться каждому ребенку к условиям детского садика. Как правило, большинство детей не могут сразу осознать, где они находятся, что вообще происходит и как себя вести. Ребенок находится в состоянии стресса, и задача психолога – поработать с ним, чтобы условия детского садика стали для каждого малыша естественными и комфортными.

Работа ведется как с коллективом в целом, так и с каждым ребенком. Для осуществления этих функций создается дневник психолога в детском саду. В нем специалист отмечает пункты плана по адаптации младших детсадовцев и ребят, попавших в учреждение в более старшем возрасте. Он расписывает план мероприятий по работе как с малышами, так и с родителями, и воспитательским составом.

Задача этого этапа – помочь каждому ребенку осознать себя частью коллектива и почувствовать себя комфортно в условиях детского садика.

Диагностическая

В рамках этой функции психолог в детском саду проводит диагностику психотипа ребенка, его способностей и наклонностей, возможных проблем. Для того чтобы успешно работать с каждым малышом, следует знать, чем он живет. Также осуществляется диагностика знаний и умений (насколько хорошо дети могут ходить на горшок, пользоваться столовыми приборами, вести себя в коллективе, взаимодействовать с другими детьми и проч.).

Помимо базовых навыков, потребностей и особенностей малышей, психолог в процессе диагностики выявляет проблемы каждого ребенка. Это могут быть:

  • логопедические проблемы;
  • привычки нервного толка (грызть ногти, ковырять в носу);
  • задержка в развитии;
  • расстройства поведения;
  • прочие проблемы.

С учетом результатов выстраиваются занятия психолога в детском саду с малышами. Если потребуется, он направит ребенка на консультацию к узкому специалисту.

Педагогическая

Психолог – это в первую очередь педагог, задачей которого является всестороннее развитие каждого ребенка. Для выполнения этой задачи психологи в детских садах:

  • разрабатывают развивающие и обучающие программы для деток всех возрастных категорий;
  • составляют график развивающих игр;
  • проводят игровые психотесты для контроля за развитием деток;
  • разрабатывают методы социальной адаптации и усвоения базовых навыков (сюда относятся: правила поведения, взаимодействие в коллективе, представления о мире и прочие);
  • проводят обучающую работу с персоналом;
  • беседуют с родителями деток;
  • разрабатывают мероприятия по адаптации проблемных ребят (с поведенческими нарушениями, без серьезных психических либо физических расстройств).

Консультационная

Психолог работает путем общения. Консультации психолога детского сада могут носить характер:

В рамках каждой консультации рассматриваются определенные нюансы. Психолог может консультировать по таким вопросам:

  • Как помочь ребенку адаптироваться?
  • Базовые советы родителям – как вести себя с детсадовцем?
  • Игровые занятия с детками, имитация различных ситуаций.
  • Работа с каждым ребенком для анализа его личности, потребностей и проблем.
  • Разрешение конфликтных и проблемных ситуаций.
  • Работа с родителями и воспитателями в личных вопросах.
  • Выявление проблемных деток и извещение родителей о трудностях.
  • Многое другое.

Вся консультационная работа психолога базируется на помощи деткам и их родителям расти и развиваться вместе.

Аналитическая

В рамках аналитической работы психолог:

  • анализирует деток – их поведение, навыки, проблемы;
  • составляет отчеты в вышестоящие организации;
  • выполняет задания аналитического характера, предусмотренные законодательством;
  • ведет дневники и журналы в установленной законодательством форме;
  • подает отчеты, предусмотренные законодательно.

Проблемная

Психолог детского сада решает и проблемные ситуации. В его компетенцию входят:

  • выявление проблем у деток;
  • анализ проблем и принятие решения — требуется ли консультация специалиста и специфическое лечение, либо проблема может быть решена психологом;
  • помощь в решении конфликтных ситуаций;
  • работа в проблемных или нестандартных ситуациях с детками, их родителями и персоналом садика;
  • ведение частных занятий с малышами для решения их проблем.

Как правило, для психолога установлены четкие ограничения и прописаны функции, которые он выполнять уже не имеет права. Рассмотрим их подробней.

Чего психолог не имеет права делать

Функции психолога не распространяются на:

  • Постановку диагноза детям.
  • Проведение специфического лечения либо его назначение.
  • Составление обязательной программы для родителей по воспитанию ребенка. Работа психолога носит консультационный и вспомогательный характер.
  • Работу с детьми для постановки у них определенных поведенческих и ситуационных моментов, которые носят заведомо опасный для ребенка характер.
  • Любую работу, которая направлена на «копание» в голове малыша без ведома родителей или которая может нанести ребенку вред.

Советы психолога в детском саду направлены на помощь в адаптации, развитии и взаимодействии ребенка с окружающим миром. Они не носят явного лечебного характера. Также запрещены на законодательном уровне любые действия, которые могут причинить вред психическому либо физическому здоровью малыша.

Поэтому психолог детского сада – это специалист, который помогает малышам, их родителям и персоналу жить дружно, учиться вместе и чувствовать себя легко и комфортно.

Детским психологам известно, что носителем проблемы развития ребенка в каждом конкретном случае выступает и сам ребенок, и его родители, и педагоги — т.е. все ближайшее окружение ребенка. Поэтому, программу работы в детском саду строила так, что бы охватить всех взрослых, влияющих, воспитывающих, обучающих ребенка дошкольника.

В начале каждого учебного года, создавая удобный блок методик для массового обследования детей, проводила всестороннюю психодиагностику каждого ребенка, получая, в результате, данные о характере психического развития детей, о личностных особенностях ребенка, о состоянии его социального благополучия.

Анализируя всю полученную информация о каждом ребенке, выделяла определенные группы детей для оказания им психолого-педагогической помощи:

  • Дети, имеющие проблемы в развитии познавательных процессов (памяти, внимания, мышления);
  • Дети, имеющие трудности общения со сверстниками;
  • Агрессивные дети;
  • Гиперактивные дети;
  • Дети с повышенной тревожностью;
  • Замкнутые, стеснительные, обидчивые дети.

Рекомендации психолога и работа с детьми распределилась между всеми участниками воспитательно — образовательного процесса.

Родители получали подробную информацию о том, в какие игры играть с малышом (в зависимости от того, какие познавательные процессы требуют развития), о способах и приемах развивающего общения с ребенком в семье, о приемах снижения детских страхов, о способах сглаживания конкуренции детей в семье, об игровых приемах, позволяющей достаточно быстро приучить ребенка убирать за собой игрушки и т.д.

Воспитатели получали подробные рекомендации по каждому ребенку своей группы:

  • Данные социометрии и приемы работы с изолированными и непопулярными детьми группы:
  • Анализ взаимоотношений ребенок – воспитатель и приемы налаживания этих отношений;
  • Приемы общения и перечень коррекционных игр для агрессивных, импульсивных, тревожных детей в группе;
  • Приемы помощи детям с нарушениями игровой деятельности;
  • Анализ уровня возрастного развития детей группы, перечень игр и упражнений по развитию памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения у детей.

В фокусе психолога, в течение учебного года, были и дети и взрослые. Работа включала:

  • Психологическое просвещение родителей на родительских собраниях и воспитателей на семинарах.
  • Распространение и обновление периодической, короткой, полезной визуальной информации в уголках психолога в каждой группе детского сада и для воспитателей, в холле детского сада.
  • Консультирование по запросам родителей и воспитателей в течение всего учебного года.
  • Предоставление психологической литературы и видеоматериалов из богатой собственной библиотеки, для пользования родителям и воспитателям.
  • Проведение тренингов психологических для родителей, по детско-родительским отношениям и для воспитателей, по профессионально личностному росту.
  • Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми в подгруппах (по 4-6 ребенка) и индивидуально по потребности ребенка.
  • Терапию песочную детскую и взрослую.

Конспекты одного занятия психолога с педагогами, с детьми и с воспитателями.

ДЕТИ (тренинг психологической готовности к школе)

ТЕМА: » Я преодолею трудности ” (развитие и закрепление чувства успешности при преодолении трудностей у детей).

1. Ритуал приветствия. Дети и психолог приветствуют друг друга, передавая привет пожатием руки по кругу.

2. «Мысленная картинка». (активизация воображения). Дети закрывают глаза, вслушаться в тихую музыку и пробуют придумать какую-либо картинку, подходящую к этой музыке, а затем описать ее группе.

3. «Я — смогу». (позволить каждому ребенку достичь успеха и почувствовать свой потенциал при достижении положительного результата, преодолевая сложности горы «Трудно», горы «Скучно» и горы «Неудача»).

«Гора «Трудно»». Детям предлагается пой­мать палочку на леске, (которую держит психолог) — локтями, ногами, ступ­нями и т. п.

Гора «Скучно». Детям предлагается скучное задание: в течение 2—3 минут внимательно рассматривать маленький мячик, не отводя от него взгляда.

Гора «Неудача». Детям предлагается перерисовать фразу, написан­ную прописными буквами, «Это Ша­рик». Затем обсуждаются возникшие ошибки, возможности их исправления. Далее работа проделывается снова. Срав­нивается качество второй и первой ра­бот, подчеркивается обучающая роль ошибок.

4. «Я преодолел эти горы». (закрепление чувства успешности у детей). Дети рисуют свой путь через три сказочные горы и себя, попавшего в страну Знаний.

5. Ритуал прощания: «Всем-всем до свиданья». (развитие чувства сплоченности). Дети ставят свои кулачки в единый «столбик», затем громко кричат: «Всем-всем до свиданья!» и убирают кулачки.

По результатам занятий у детей повышался интерес к познавательным задачам, отмечалась положительная тенденция в развитии произвольности внимания и поведения; улучшались эмоционально-позитивные отношения со сверстниками и развивались умения на совместную игровую деятельность.

РОДИТЕЛИ (тренинг детско-родительских отношений)

ТЕМА: » Поговори со мною, мама ” (развитие навыков позитивного общения со своим ребенком).

1. «Разминка» (активизация внимания участников к своему ребенку). Участники по очереди проговаривают: «Меня зовут… И я хочу, что бы мой ребенок научился от меня…»

2. Минилекция: «Сегодня тема нашего занятия — как говорить с детьми. И мы сделали это упражнение не просто так. На протяжении всего курса (и особенно на этом занятии) мы будем не просто находить общий язык с нашими детьми. Мы должны стать для них образцом для подражания. Например, мы должны научить их уважению, высказывая уважение всякий раз, когда мы разговариваем с ними. Или мы можем продемонстрировать им на собственном примере, что можем выговорить свои чувства, вместо того, что бы выплескивать их наружу в виде действий, зачастую носящих разрушительный характер.

3. «Что нам удалось на прошлой неделе». Участники разбиваются на пары и рассказывают друг другу о выполнении своего домашнего задания.

4. «Практикум». (погружение в тему на личностном уровне). Участники дают свою оценку списку высказываний, используя обозначения: «замечание», «обвинение», «инструкция», «принижение», «угроза»

5. «Видеосюжет» (введение в новую тему). Участники смотрят сюжет из видеофильма.

6. «Учебные примеры» (углубленное изучение темы). Участники называют 2-3 непродуктивных способа сделать ребенку замечание из списка предложенных ситуаций:

— ваш сын уставился в пол и отказывается смотреть на людей, с которыми вы разговариваете;

— ваша дочь не идет к столу, хотя ее уже несколько раз звали обедать;

— ваш ребенок разбросал игрушки по комнате;

— вы готовите обед, и вам очень мешает шумная возня, которую устроили ваши дети в гостиной;

— ваш малыш целый день хнычет, но отказывается, когда вы предлагаете ему с вами поиграть.

Родители по очереди высказывают варианты уважительного обращения к ребенку в каждой из этих ситуаций. Стараются формулировать «Я — высказывания» и с их помощью донести до ребенка свои эмоции и потребности.

7. «Отработка умений и навыков». Участники хором проговаривают фразу: «Я так старалась приготовить вкусный обед и мне очень обидно, что ты даже не хочешь его попробовать» в трех вариантах: «Агрессивно, громко, как бы, рявкая на ребенка!», «Еще громче и резче!», «А теперь, тоже самое, спокойно и уважительно к ребенку».

— Почувствовали разницу? Кто хочет прокомментировать?

Далее, разбившись на группы по 3 человека, участники обсуждают одну из предложенных ими самими ситуацию, в которой обычно срываются и кричат на ребенка. Подгруппа старается найти иные способы поведения в этих ситуациях:

8. Минилекция: «Иногда это может быть вопрос дисциплины, и вы действительно должны установить определенные рамки, за которые ребенок не в праве выходить (об этом мы будем говорить на следующем занятии), но даже в таких случаях вы можете говорить в уважительном тоне и не набрасываться на него чуть ли не с кулаками» .

Далее участники в ролях проигрывают заявленные ситуации. Один участник играет роль ребенка, т.е делает то, что обычно делает его ребенок. А другой участник «родитель» говорит с ребенком так, как обычно это делают родители. Эти короткие сценки оказывают сильное воздействие на всех участников, в том числе и на того, кто поднял эту проблему.

После обсуждения участникам предлагается обыграть ту же сценку, но уже с другим вариантом реагирования на ребенка, стараясь показать уважительное отношение к нему.

9. Задание для освоение навыков и умений. На протяжение следующей недели.

10. Медитация (актуализация внутреннего потенциала).

11. Подведение итогов. Комментарии участников. Завершение занятия

Тренинги детско-родительских отношений оказывали большое влияние на пересмотр родителями стереотипного отношения к своему ребенку, способствовали более глубокому пониманию поведения своих детей, а сами дети, будучи очень чувствительные к таким позитивным изменениям со стороны своих родителей, становились более спокойными, более уравновешенными, более счастливыми.

ВОСПИТАТЕЛИ (тренинг проффессионально — личностного роста педагогов) .

ТЕМА: Развитие рефлексивных умений

1. Как себя чувствуете — какой погодой? (осознание своего настроения).

2. Игра: «Приветствие». (разрядка эмоционального напряжения). Приветствие по кругу участников сопровождается каким либо жестом (прыжок, хлопок, поклон и т.д.). Следующий повторяет подаренный ему жест и показывает свой (жесты повторятся не должны).

3. Обсуждение домашнего задания. (активизация внимания к занятию, анализ самостоятельной работы). Участники зачитывают свои записи, что с ними происходило на прошлом занятии, свои мысли, переживания, чувства. Что хотели сказать самой себе.

4. Минилекция. Рефлексия – это процесс самопознания. А рефлексивные умения – это умения анализировать свои мысли, чувства, поступки, переживания. Человеку, который слабо разбирается в своих чувствах и переживаниях, мотивах собственного поведения, трудно понять и принять чувства, особенности поведения другого человека.

О рефлексии в художественной литературе

Из Роберта Бёрнса:

Весной ко мне сватался парень один.

Твердил он: — Безмерно люблю, мол.

-А я говорю: — Ненавижу мужчин!

-И впрямь ненавижу, он думал…

Вот дурень, что так он подумал!

Фридрих Дюрренматт : «Поручение, или о наблюдении за наблюдающим за наблюдателями».

Шри Ауробиндо: «птичка, сидящая в ветвях дерева, наблюдает за другой птичкой. сидящей в ветвях дерева»

(В книге о Кэрроле упомянуты стихи о молодом человеке, поцеловавшем «спящую» девушку):

Он думал, что уснула я, и все во сне стерплю,

Иль думал, что я думала — что думал он: «Я сплю»…

Из песни Максима Леонидова:

Я оглянулся посмотреть, не оглянулась ли она, чтоб посмотреть — не оглянулся ли я…

5. Упражнение «Здесь и теперь» (развитие умения осознавать свои чувства). Выразите свое состояние, на данный момент, начиная со слов:

«Я — чувствую..», «Я — осознала…». (подсказка — Как себя чувствуешь? Что тебя волнует? Что произвело на тебя впечатление? Что тебе снилось?). Молчание более 10 сек — ход переходит к другому. Участники представляют свое состояние невербально (мимика лица или поза тела). Затем рисуют абстрактную картинку своего состояния.

6. Упражнение «Цели и ожидания» (развитие умения осознавать свои цели). Участники записывают в блокнотах, с какой целью они сюда пришли и, что ожидают от занятий в этой группе: » Вообразите, что перед вами в любом месте зала стоит самый решительный человек в мире. Теперь станьте на то место и сообщите свои цели и ожидания остальным участникам группы». Обсуждение: что вы ощущали, когда говорили о своих целях.

7. Упражнение «Без маски». (самораскрытие). Участники по очереди берут карточки и заканчивают предложения. Рефлексия: трудно ли было продолжать предложение? Какие вызвали особые трудности?

8. Упражнение «Список претензий» (развитие умения выражать свои негативные чувства). Каждый на листках (без подписи) записывает претензии к членам группы (адресно), к ведущему, к группе в целом. Бумажки смешиваются. По одной, ведущий, зачитывает бумажки. Тот, кому адресована претензия, высказывает свое отношение к полученной претензии, и, если желает, может дать обоснование, почему намерен или не намерен измениться или почему согласен или не согласен. При претензиях к группе — ответ держит группа.

9. Разминка: «Красавица и чудовище». «Станьте в две шеренги друг против друга. Играем до трех победных очков. В игре участвуют три фигуры: Красавица (делает реверанс и кокетливо смотрит); Чудовище (руки подняты вверх, пальцы ра­стопырены как когти, угрожающее рычание «Р-р-р»); Рыцарь (‘вы­таскивает воображаемый меч и угрожающе произносит «У-у-у»). Если Чудовище съедает Красавицу, команда, показавшая Чудовище, получает одно очко. Если Рыцарь убивает Чудовище, команда, показавшая Рыцаря, в свою очередь получает одно очко. Если Красавица соблазняет Рыцаря, команда, показавшая Красавицу, получает очко в этом раунде. Если обе команды показали одинаковые фигуры, объявляется ничья (только в этом раунде) и очки не присваиваются». Командам дается 30 секунд, чтобы выбрать, какую фигуру они будут показывать. По сигналу тренера команды поворачиваются лицом друг к другу и на счет «три» показывают фигуру, которую выбрали. Тренер берет на себя роль судьи, присваивает командам очки.

10. Упражнение «Проницательность» (развитие наблюдательности и интуиции). Участники разделены на 2 подгруппы. Каждый оценивает в подгруппе каждого, письменно отвечает на вопросы на листочке: Откуда родом этот человек? Как выглядит его квартира, дом? Кто был главным в детстве этого человека (мама, папа, дедушка, бабушка, сосед…)? Сколько у него друзей? Что он любит есть? Что он любит пить? Каково его хобби? Как он проводит свое свободное время? Как выглядит его рабочее место(порядок, беспорядок…вариант ваш…)? Какой она воспитатель (чуткий, строгий, резкий,… вариант ваш..)? Как ведет себя в споре, конфликте? Что настораживает в этом человеке? Что нравится в этом человеке? Затем один садится в пол оборота к остальным и выслушивает их мнение о себе (как они поочередно озвучивают свои записи о нем). (10 мин). Потом участник поворачивается к группе и кратко отмечает совпадения с реальностью, и что мимо. (5 мин). Тот же процесс и с другими повторяется. Вся группа собирается в круг. Каждый делится впечатлением: Насколько легко было отвечать на вопросы? Что совпало с реальностью, какой процент точных попаданий?

11. Визуализация «Мудрец из храма» (актуализация личного потенциала). Кто хочет поделиться увиденным?

12. Рефлексия по результатам занятия. Участники заполняли бланки с незавершенными предложениями:

— Во время занятия я поняла, что…

— Самым полезным для меня было…

— На занятии мне не понравилось…

— На следующем занятии я хотела бы…

13. Оценка своего состояния. Каждый подходил к таблице и оценивал свою степень усталости, активности и интереса к происходящему на занятии по 7-бальной шкале

14. Ритуал прощания. Все в кругу, руки в центр круга (сложить всем вместе) и проговорить хором «Всем-всем всего хорошего

Воспитатели тренировались в искреннем, открытом общении и «я — высказываниях». Усваивали приемы определения модальности собеседника. Развивали свои способности принимать решения в различных, педагогически сложных, ситуациях. Учились , выдержке, самообладанию.

Анализ проделанной работы за учебный год строился по результатам диагностики детей в конце учебного года.

Измерялись параметры:

— развитие познавательных процессов ;

— развитие мелкой моторики руки;

— самооценка и уровень притязания;

— мотивационная и волевая сферы;

— коммуникативные умения;

— личностные особенности.

Совместные усилия взрослых, вовлеченных психологом в процесс психологического сопровождения дошкольника, значительно повышали психологическое здоровье воспитанников детского сада и возможности удачного старта ребенка из детского сада в школьную жизнь.

Работа педагога-психолога в дошкольном учреждении имеет ряд особенностей.

Прежде всего, психолог ДОУ имеет возможность наблюдать своих подопечных (детей) не один год в разных видах деятельности, игре, общении со сверстниками, взрослыми, получать необходимые сведения о развитии ребёнка от воспитателей, родителей, других специалистов детского сада. Эти факторы облегчают сбор диагностической информации о психическом развитии детей, позволяют оказывать более эффективную помощь.

Основные обязанности: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психокоррекция, психодиагностика, психолого-педагогический консилиум.

Начинающий психолог строит свою работу со знакомства с детьми, родителями, воспитателями, другими специалистами детсада; объяснения целей и задач своей деятельности.

Основная цель: обеспечение психического здоровья и эмоционального благополучия детей, создание оптимальных условий для развития возрастных и индивидуальных возможностей ребёнка. Также необходимо подчеркнуть, что принципы «не навреди» и «во имя ребёнка» являются девизом работы каждого педагога-психолога. Это важно, потому что ребёнок сам не может сформулировать свою потребность в профессиональной психологической помощи, отсутствие которой может привести к развитию неврозов и других нарушений психики и поведения дошкольников.

Существует «этический кодекс психолога»:

Необходимо также подчеркнуть, что психолог в своей работе руководствуется не надлежащими обсуждению правилами:

1) строгое соблюдение конфиденциальности информации;

2) невозможность использования этой информации в манипулятивных целях.

При выяснении представлений педколлектива о работе психолога можно задать вопрос: «В чём, на ваш взгляд, заключается работа психолога в вашем детском саду?»

Наиболее типичные ответы (администрации: заведующая, методист) звучат так: «Конечно, это адаптация детей в детском саду, агрессивные дети, дети с задержкой развития, а также проблемы конфликтов в педколлективе, между воспитателями и некоторыми родителями»; «Хорошо бы позаниматься с такими-то детьми, у которых… (перечисление их поведенческих проблем с точки зрения воспитателя группы), также поговорить с такими-то родителями… (перечисление 2-3 мам, пап или бабушек, с которыми воспитателю трудно добиться взаимопонимания)».

Во время проведения наблюдения за поведением детей в группе со сверстниками, в общении с родителями, с воспитателями, — психолог может столкнуться с неприятными явлениями:

1) восприятие некоторыми педагогами детсада психолога как проверяющего, который имеет полномочия критиковать и оценивать их работу;

2) высокомерие, настороженность и нежелание принимать новые знания, которые могут изменить привычные стереотипы работы;

3) опасения, что психолог в личном общении и на семинарах может спровоцировать на высказывание личной, скрываемой информации;

4) применение педагогом неадекватных наказаний детей, сообщение негативной информации о ребёнке его родителям.

Все эти моменты, если их не скорректировать, не развеять сомнения («Кто такой психолог?»), могут помешать сотрудничеству психолога с воспитателем, уменьшить эффективность всей психологической работы в ДОУ.

При проведении диагностической коррекционной работы с детьми, консультаций с родителями (групповых) воспитатель может быть привлечён психологом как наблюдатель, а лучше участник. Этот несложный приём способствует пониманию воспитателем задач и адекватных методов развивающего взаимодействия взрослого с ребёнком, а также сущности и смысла работы психолога в ДОУ.

Специфику работы психолога необходимо учитывать при оказании содействия ему в составлении расписания занятий наравне с занятиями других педагогов детского сада (т.к. специалистам строго запрещено брать детей с основных занятий).

Психолог не имеет возможности в силу распорядка дня пребывания детей в детском саду и своего графика работы детально охватить диагностико-коррекционной работой всех детей дошкольного учреждения. Выделяются наиболее типичные проблемы детей дошкольного возраста, а также учитываются пожелания воспитателей и родителей. Как показывает практика работы педагогов-психологов в детских садах, к ним относятся:

1. Адаптация ребёнка к ДОУ.

2. Диагностика соответствия уровня психического (умственного) развития ребёнка возрастной норме.

3. Нарушение поведения, личностного развития некоторых детей (робость, агрессивность, плаксивость и т.д.), коммуникативные проблемы.

4. Неорганизованность детей, нарушения произвольности, неумение оценивать свои действия.

5. Готовность ребёнка к школе.

Уровень развития детей младшей группы целесообразно определять в основном у детей с нарушениями в познавательной сфере в начале и конце учебного года, а в середине проводить коррекционно-развивающую работу. (Если работа с младшими детьми включается в работу психолога администрацией ДОУ).

В средней группе работа проводится с детьми, у которых значительные и частичные нарушения в познавательной и личностной сферах. В случае необходимости можно спланировать ряд развивающих занятий с детьми для профилактики возникновения типичных нарушений в более старшем возрасте: развитие графических умений, спонтанности, креативного воображения, коммуникативных навыков, уверенности ребёнка в своих силах.

В старшей и подготовительной к школе группе психолог тестирует детей на предмет готовности к школе. После проведения диагностики в этих группах проводится коррекционная работа с привлечением родителей, которым даются соответствующие рекомендации. Результат коррекционных мер проявляется не сразу, а примерно через 3 месяца и больше, если работа будет вестись регулярно (1-2 раза в неделю).

В подготовительной к школе группе проводится родительское собрание, где родителей необходимо познакомить с понятием психологической готовности ребёнка к школе, настроить на оказание конструктивной помощи ребёнку в случае затруднений и выполнение рекомендаций психолога и воспитателя.

Диагностика проводится два раза в год (сентябрь-октябрь и март-апрель) и в присутствии родителей, что позволяет им лучше понять суть имеющихся трудностей у ребёнка, способствует пониманию ребёнка и оказанию ему необходимой помощи. Затем психолог разрабатывает свою программу или же может воспользоваться уже имеющимися программами.

Пропаганда гармоничного, эмоционально-благополучного развития ребёнка и создание адекватных условий для его осуществления в семье и детском саду является важной задачей педагога-психолога.

admin