Рабочее место сторожа требования

Документ : Сторож на предприятии: некоторые вопросы правового регулирования труда

Сторож на предприятии: некоторые вопросы правового
регулирования труда

Любой владелец заинтересован в сохранности принадлежащих ему материальных ценностей. Особенно этот вопрос актуален для хозяйствующих субъектов. Потому каждое предприятие, учреждение, организация вынуждены прибегать к различным мерам, направленным на обеспечение сохранности имущества. Одним из наиболее распространенных среди них является прием на работу сторожей.

Целью нашего исследования является осуществление анализа правового положения этих лиц, выявление особенностей правового регулирования труда сторожей.

Профессиональное название соответствующей должности определяется Государственным классификатором Украины «Классификатор профессий ДК 003:2005”, утвержденным приказом Госпотребстандарта Украины от 26.12.2005 г. № 375, а именно — «сторож”; код профессии — 9152. На практике некоторые работодатели избегают применения этого профессионального названия, применяя термин «вахтер”, что является нарушением действующего законодательства.

Согласно Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной приказами Минтруда, Минюста и Минсоцзащиты Украины от 29.07.1993 г. № 58 (п. 2.14), записи в трудовую книжку о названии работы, профессии или должности, на которую принят работник, выполняются в соответствии с названием профессий и должностей, отмеченных в Классификаторе профессий.

В соответствии с положениями вступительной части данного документа на предприятиях, в учреждениях и организациях записи о работе вносятся в установленном порядке в трудовые книжки работников согласно профессиональным названиям, указанным в приложениях «А” и «Б”.

На первый взгляд, определить круг профессиональных обязанностей сторожей, а также квалификационные требования к этим работникам достаточно просто, поскольку все понимают назначение этой профессии. Однако достаточно часто, особенно в ходе рассмотрения трудовых споров, связанных с применением дисциплинарной ответственности к соответствующим лицам или привлечением их к материальной ответственности за ущерб, причиненный во время исполнения ими трудовых обязанностей, перед работодателями, судами и другими субъектами возникает вопрос относительно определения содержания трудовой функции сторожей. В этих случаях следует руководствоваться документами, имеющимися на предприятии (приказ о приеме на работу, письменный трудовой договор, рабочая инструкция и т. п.), которые определяют перечень их служебных обязанностей.

Но должным образом оценить данные документы возможно после ознакомления с Выпуском 1 «Профессии работников, являющиеся общими для всех видов экономической деятельности” Справочника квалификационных характеристик профессий работников, утвержденного приказом Министерства труда и социальной политики от 29.12.2004 г. № 336. Пунктом 136 Справочника установлено следующее:

«Задачи и обязанности. Проверяет целостность объекта, который охраняется (замков и других запорных устройств; наличие пломб; противопожарного инвентаря; исправности сигнализации, телефонов, освещения), вместе с представителем администрации или сменным сторожем. В случае выявления неисправностей (сломаны двери, окна, замки, отсутствие пломб и печатей и т. д.), которые не позволяют принять объект под охрану, докладывает об этом лицу, которому он подотчетен, представителю администрации и дежурному участковому милиции и охраняет следы преступления до прибытия представителей милиции. При условии возникновения пожара на объекте поднимает тревогу, извещает пожарную команду и дежурного из участка милиции, принимает меры относительно ликвидации пожара. Дежурит на проходной предприятия, учреждения, организации: пропускает работников, посетителей, автотранспорт на территорию предприятия, учреждения, организации и обратно после предъявления ими соответствующих документов. Сверяет сопроводительные документы с фактическим наличием груза, открывает и закрывает ворота. Принимает и сдает дежурство с соответствующей записью в журнале. Содержит помещение проходной в надлежащем санитарном состоянии.

Должен знать: положение и инструкции по пропускному режиму; образцы подписей лиц, имеющих право подписывать пропуски на вынос и вывоз материальных ценностей или посещение предприятия, учреждения, организации; образцы постоянных и разовых пропусков; правила и инструкции по охране объектов; границы охраняемого объекта; номера телефонов представителей администрации охраняемого объекта и дежурного из участка милиции.

Квалификационные требования.

Сторож: базовое общее среднее образование или начальное общее образование и профессиональная подготовка на производстве, без требований к стажу работы.

Старший сторож (в случае управления сменными сторожами): базовое общее среднее образование или начальное общее образование и профессиональная подготовка на производстве. Стаж работы по профессии сторожа — не менее 0,5 года”.

В соответствии со ст. 141 Кодекса законов о труде Украины (далее — КЗоТ) администрация учреждения должна правильно организовать труд работников, создавать условия для роста производительности труда, обеспечивать трудовую и производственную дисциплину, неуклонно соблюдать законодательство о труде и правилах охраны труда, внимательно относиться к потребностям и запросам работников, улучшать условия их труда и быта. Статья 29 КЗоТ закрепляет обязанность работодателя определить работнику перед началом работы рабочее место, обеспечить его необходимыми средствами для работы. Таким образом, при создании рабочего места сторожа должны быть обеспечены условия:

а) для надлежащего исполнения работником своих должностных обязанностей;

б) для приема пищи, если работнику в соответствии с ч. 4 ст. 66 КЗоТ нельзя установить перерыв для отдыха и питания;

в) для обогрева в зимний период (ст. 168 КЗоТ), если выполнение работы предусматривает пребывание на открытом воздухе.

Кроме того, условия труда на рабочем месте в соответствии с ч. 3 ст. 153 КЗоТ должны соответствовать требованиям нормативных актов об охране труда.

На практике отсутствует единый подход к определению порядка использования рабочего времени сторожами. Достаточно часто для них внедряются режимы с круглосуточным дежурством; устанавливается запрещение отлучаться с рабочего места во время обеденного перерыва.

Отметим, что установление рабочего времени сторожа подчиняется общим правилам, предусмотренным КЗоТ, хотя, как правило, предусматривает применение сменного режима работы. В соответствии со ст. 50 КЗоТ, нормальная длительность рабочего времени работников не может превышать 40 часов на неделю. Предприятия и организации при заключении коллективного договора могут устанавливать меньшую норму длительности рабочего времени, что предусмотрено в части первой данной статьи.

Во время определения длительности рабочей смены сторожа необходимо учитывать следующие обстоятельства:

— возможную принадлежность лица к категориям работников, которым по ст. 51 КЗоТ и другими законодательными актами установлена сокращенная длительность рабочего времени;

— необходимость сокращения длительности рабочего дня накануне выходных, праздничных и нерабочих дней по ст. 53 КЗоТ;

— правила относительно перенесения выходных дней, если они совпадают с праздничными и нерабочими по ст. 67 КЗоТ;

— необходимость предоставления работнику перерыва для отдыха и питания (ст. 66 КЗоТ).

Возможность установления сменного режима работы определяется ст. 58 КЗоТ. Длительность смен (время начала и окончания рабочей смены) определяются правилами внутреннего трудового распорядка. Статья 61 КЗоТУ, предусматривает возможность внедрения просуммированного учета рабочего времени на непрерывно действующих предприятиях, в учреждениях, организациях, а также на отдельных производствах, в цехах, участках, отделениях и на некоторых видах работ, где по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная длительность рабочего времени.

Внедрение суммированного учета рабочего времени допускается по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем) предприятия, учреждения, организации и при условии, что длительность рабочего времени за учетный период не превышает нормального числа рабочих часов (статье 50 и 51 КЗоТ).

При суммированном учете норма рабочего времени за учетный период определяется по календарю из расчета шестидневной рабочей недели, семичасового рабочего дня (соответствующего сокращенного дня) с учетом сокращенного рабочего времени в канун выходных дней до 5 часов и в канун праздничных и нерабочих дней — на 1 час. Рассчитанная таким образом норма рабочего времени реализуется путем выхода на работу по текущему графику.

Итак, длительность рабочей смены сторожа определяется в соответствии с нормами КЗоТ, в зависимости от установленного учетного периода, длительности смены и текущего графика и может длиться от 7 до 24 часов в сутки. Для упрощения работы по определению длительности рабочего времени каждого года Министерство труда и социальной политики предоставляет расчет длительности рабочего времени на каждый месяц с учетом различной продолжительности рабочей недели, например на 2006 год — письмо от 04.10.2005 г. № 7881/0/14-05/036-15.

Следует отметить, что общего нормативно-правового акта, который бы предоставлял право работодателю устанавливать длительность смены большую чем 7(8) часов в сутки, в Украине не существует. Позиция Министерства труда и социальной политики по поводу установления длительных (больше 12 часов) смен заключается в том, что оно не поддерживает предложения относительно применения длительных (больше 12 часов) смен работы, в том числе в течение 24 часов подряд.

По нашему мнению, нецелесообразно устанавливать для сторожа рабочую смену длительностью 24 часа, поскольку при этом работник должен прилагать значительные усилия для надлежащего исполнения возложенных на него трудовых обязанностей (особенно в ночное время). Надлежащее выполнение сторожем работы при длительной рабочей смене объективно создает условия для нарушения трудовой дисциплины; наиболее распространенным дисциплинарным проступком, который совершается работником в таком случае, является сон на рабочем месте. В соответствии со ст. 21 и 139 КЗоТ работники должны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, работать честно и добросовестно, придерживаться трудовой и технологической дисциплины. То есть работник в течение всего рабочего времени должен исполнять свои обязанности. Таким образом, если по условиям работы ночной сторож не имеет права отдыхать в течение смены, то соответствующие действия должны расцениваться как нарушение трудовой дисциплины.

Впрочем, нельзя отрицать право сторожа на получение перерывов для отдыха и питания, длительность которых в соответствии со ст. 66 КЗоТ не может превышать 2 часов. Время перерыва не включается в рабочее время и не оплачивается.

В соответствии с ч. 4 ст. 66 КЗоТ на тех работах, где по условиям производства перерыв установить нельзя, работнику должна быть предоставлена возможность приема пищи в течение рабочего времени. Перечень таких работ, порядок и место приема пищи устанавливаются собственником или уполномоченным им органом по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем) предприятия, учреждения, организации.

Если сторож работает в холодное время года на открытом воздухе или в закрытых неотапливаемых помещениях, ему в соответствии со ст. 168 КЗоТ предоставляется перерыв для обогрева и отдыха, который включается в рабочее время и подлежит оплате.

Значительная часть рабочего времени сторожа приходится на ночное время. Ночным считается время с 10 часов вечера до 6 часов утра (ч. 3 ст. 54 КЗоТ). В соответствии со ст. 108 КЗоТ работа в ночное время оплачивается в повышенном размере, устанавливаемом генеральным, отраслевым (региональным) соглашениями и коллективным договором, но не ниже 20 процентов тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночное время.

Приложением № 3 к Генеральному соглашению между Кабинетом Министров Украины, всеукраинскими объединениями организаций работодателей и предпринимателей и всеукраинскими профсоюзами и профобъединениями на 2004-2005 годы от 19.04.2004 г. предусмотрены размеры доплат: — за работу в вечернее время (с 18 до 22 часов (при многосменном режиме работы) — 20 процентов часовой тарифной ставки (оклада, должностного оклада) за каждые часы работы в это время; — за работу в ночное время — 35 процентов часовой тарифной ставки (оклада, должностного оклада) за каждые часы работы в это время. Коллективными договорами предприятий, учреждений, организаций могут быть установлены конкретные размеры доплат (но не меньше, чем это предусмотрено Генеральным соглашением).

Одной из наиболее сложных проблем, которые возникают в связи с работой сторожей, является проблема их материальной ответственности за ущерб, причиненный предприятию во время дежурства работника. Условия установления полной материальной ответственности работников определены п. 1 ст. 134 и ст. 135-1 КЗоТ. Так, в частности, в соответствии с законодательством работники несут материальную ответственность в полном размере ущерба, причиненного по их вине предприятию, учреждению, организации, в случаях, когда между работником и предприятием, учреждением, организацией в соответствии со статьей 135-1 данного Кодекса заключен письменный договор о взятии на себя работником полной материальной ответственности за необеспечение целостности имущества и других ценностей, переданных ему для хранения или для других целей.

Письменные договоры о полной материальной ответственности могут быть заключены предприятием, учреждением, организацией с работниками (достигшими восемнадцатилетнего возраста), которые занимают должности или выполняют работы, непосредственно связанные с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных им ценностей.

Перечень таких должностей и работ определен Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28.12.1977 г. № 447/24, которое действует в Украине до утверждения в Украине аналогичного перечня. Ни должность сторожа, ни работа по охране определенных объектов в этом перечне не закреплены, потому заключение договора о полной материальной ответственности с таким работником является незаконным и не имеет правового значения.

Если в результате ненадлежащего исполнения сторожем своих обязанностей произойдет факт причинения ущерба учреждению, то возможность возложить на работника ограниченную материальную ответственность будет определена в размере, не превышающем среднего месячного заработка в соответствии со ст. 132 КЗоТ.

«Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, № 22 (544), 29 мая 2006 г.
Подписной индекс 40783

ИНСТРУКЦИЯ №___

по охране труда для сторожа

1. Общие положения.

1.1. К работе по охране объектов допускаются лица, не моложе 18 лет, мужского пола, прошедшие медосмотр, обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда, а также вводный инструктаж и инструктаж на рабочем месте.

1.2. Сторож обязан соблюдать требования безопасности труда для обеспечения защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов, связанных с характером работы:

— повышенная загазованность и запыленность воздуха рабочей зоны;

— повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

— отсутствие или недостаток естественного освещения;

— недостаточная или повышенная освещенность рабочей зоны (места);

1.3. Сторож непосредственно подчиняется заместителю директора по АХЧ.

Режим работы сторожа: с 20.00 до 8.00 (следующего дня).

1.4. Сторож обязан явиться на работу согласно внутреннему трудовому распорядку за 20 мин. до начала работы и подготовить свое рабочее место согласно кругу трудовых обязанностей.

1.5. При следовании на работу необходимо соблюдать осторожность и правила дорожного движения.

1.6. Сторож обязан выполнять Правила внутреннего трудового распорядка. В случае невозможности выйти на дежурство сторож обязан сообщить об этом руководству для решения вопроса о его своевременной замене.

1.7. Сторож выполняет функции по охране помещений и территории школы, следит за противопожарным состоянием охраняемой территории в период смены.

1.8. Сторож обязан соблюдать правила личной гигиены и санитарии, помнить о личной ответственности за соблюдение правил охраны труда, производственной санитарии, электро- и пожаробезопасности.

1.9. Сторож обязан содержать в чистоте и порядке предоставленное ему помещение.

1.10. Сторож должен хорошо знать свои обязанности на случай возникновения пожара, ЧС, уметь пользоваться огнетушителем, в случае ЧС принимать немедленные меры по спасению людей, согласно плану эвакуации.

1.11. Сторож должен знать номера телефонов представителей администрации охраняемого объекта (директора, зам. директора по АХЧ), пожарной, аварийной службы и дежурного отделения милиции.

1.12.О приеме и сдаче смен сторож делает отметку в журнале. В этот же журнал он обязан вносить записи о ЧС или нестандартных ситуациях. В этом случае он помимо записи в журнале передачи смен о случившемся, должен доложить администрации школы в установленном порядке.

2. Требования безопасности перед началом работы.

2.1. Сторож принимает и сдает дежурство с оформлением соответствующей записи в журнале дежурств.

2.2. Перед началом работы сторож обязан осмотреть пути движения при следовании по маршруту охраняемого объекта, убедиться, что они безопасны.

2.3. Проверить исправность телефонной связи и наличие средств пожаротушения, наличие замков, электрофонаря, знать документы, находящиеся в оперативной папке.

2.4. Проверить наличие людей в здании.

2.5. Проверить отключение вентиляции, водопровода, электроприборов, проверить, закрыты ли окна, целостность стекол в них, отключение средств освещения в кабинетах, целостность дверей и замков в них.

2.6. Проверить, чтобы все эвакуационные выходы, коридоры, тамбуры не были загромождены, а также убедиться в возможности быстрого и беспрепятственного открывания дверей всех эвакуационных выходов.

2.7. Сторож обязан иметь при себе комплект ключей от дверей эвакуационных выходов и ручной электрический фонарь.

2.8. В случае обнаружения каких-либо нарушений или неисправностей сторож должен принять меры по их устранению, о недостатках сделать запись в журнале приема-передачи смен, а при необходимости — сообщить руководителю или лицу, его заменяющему.

3. Правила техники безопасности во время работы.

3.1. Во время дежурства через каждые 2 часа обходит здание школы с целью проверки его целостности (замков, запорных устройств, исправность средств сигнализации, наличие пломб, противопожарного инвентаря, освещения и телефона, систем жизнеобеспеченности школы) и территорию школы не менее двух раз за смену в светлое время суток.

3.2. Во время перемещения по помещениям школы, необходимо быть осторожным и внимательным во избежание повреждений и травм.

3.3. В темное время суток при обходе здания использовать электрофонарь.

3.4. Безопасный маршрут обхода здания:

выходя из комнаты сторожей, необходимо проверить входные двери на предмет их закрытия, осмотреть помещения всех этажей, убедиться, что освещение выключено, двери в кабинеты закрыты, окна закрыты, стекла в них целы. Производить обход здания по этому маршруту каждые два часа.

3.5. Сторожу запрещается спать на рабочем месте и отлучаться за пределы школы в ночное время.

3.6. Строго запрещается распитие спиртных напитков на рабочем месте.

3.7. Строго запрещается допуск посторонних лиц в здание школы.

3.8. Курение допускается только в специально отведенных и оборудованных для этого местах.

3.9. Следует строго соблюдать все правила противопожарной и электробезопасности.

3.10. Входные двери разрешается открывать только представителям пожарной инспекции, директору школы, зам. директору по АХЧ. О посещениях необходимо делать отметку в журнале.

4. Правила техники безопасности по окончании работы.

4.1. По окончании работы сторож обязан проверить отключение средств освещения.

4.2. Необходимо привести в порядок свое рабочее место, отключить все электроприборы.

4.3. Делает обход с дежурным, чтобы убедиться в том, что не было взлома (вскрытия) дверей, окон, проникновения посторонних лиц. Результаты обхода вносятся в журнал передачи смен.

4.4. Об обнаруженных недостатках и неисправностях сторож сообщает администрации школы.

5. Правила техники безопасности в случае аварийных ситуаций.

5.1. Сторож должен быть ознакомлен с планом эвакуации на случай возникновения внештатной ситуации.

5.2. Сторож в случае возникновения пожара или обнаружения его признаков (запах горения или тления различных материалов) обязан:

а) сообщить о пожаре в пожарную часть и директору школы;

б) немедленно приступить к тушению пожара первичными средствами пожаротушения, имеющимися в лицее (огнетушители, ведра, лопаты и т.д.)

5.3. При нападении на охраняемый объект (школа) сторож обязан:

— немедленно доложить директору;

— позвонить в милицию по тел. 02.

5.4. При проникновении посторонних лиц:

— немедленно доложить директору;

— позвонить в милицию по тел. 02.

— принять меры по задержанию нарушителей.

5.5. При взрыве, пожаре, аварии, стихийных бедствиях:

— немедленно доложить директору;

— позвонить в пожарную часть по тел. 01..

— выбрать безопасное место и вести наблюдение за охраняемым объектом;

— принять меры по спасению имущества, документов.

5.6. Сторож осуществляет охрану следов преступления до прибытия представителей полиции.

Разработал зам.директора __________________

Скачать в формате WORD

Смотрите так же:

Инструкции по охране труда дворника

Инструкции по охране труда подсобного рабочего

Инструкции по охране труда для работника по комплексному обслуживанию здания

Инструкции по охране труда для гардеробщика

Инструкции по охране труда вахтера

Инструкции по охране труда для слесаря сантехника

Инструкции по охране труда для электрика

Приветствую, уважаемые друзья! Охрана труда охранника (сторожа и т.д.) изложена в новых правилах по охране труда при осуществлении охраны (защиты) объектов и (или) имущества. Далее всех заинтересованных ждёт небольшой обзор данных правил и ссылка на скачивание.

Фото: ЧОО «Фараон»

Охрана труда охранника в 2018 году. Обзор новых правил

Правила по охране труда при осуществлении охраны (защиты) объектов и (или) имущества (далее по тексту — правила по охране труда для охранных организаций) утверждены приказом Минтруда России от 28 июля 2017 года № 601н.

Как и полагается, документ был зарегистрирован в Минюсте России, следовательно правила по охране труда для охранных организаций имеют статус нормативного правового акта, требования которого обязательны для исполнения всеми работодателями — юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм при организации и осуществлении ими охраны/защиты объектов и/или имущества. Как видите, речь идёт только о юр. лицах. Для справки: с 2010 года частные охранные предприятия стали частными охранными организациями (поправками заменили «предприятие» на организацию»), т.е. так называемый ЧОП кануло в лету. К слову о формах собственности. Частная охранная организация может быть создана только в форме общества с ограниченной ответственностью (ООО) и не может осуществлять иную деятельность, кроме охранной.

Правила по охране труда для охранных организаций вступят в силу аж 17 февраля 2018 года (по истечении трёх месяцев после официального опубликования). Опубликованы правила по охране труда для охранных организаций были 16 ноября 2017 года на официальном интернет-портал правовой информации.

По объёму правила по охране труда для охранных организаций очень маленькие, другими словами, даже самые отпетые ленивцы по чтению могут за один присест ознакомиться с содержимым нового НПА 🙂

Структура нормативного правового акта такая:

I. Общие положения

II. Требования охраны труда при организации выполнения работ по охране объектов

III. Требования охраны труда при проведении осмотра транспортных средств

IV. Требования охраны труда при осмотре поездов, маневрирующих составов, локомотивов, сцепок вагонов и перевозимых на них грузов, а также при сопровождении транспортных средств с охраняемыми грузами

V. Требования охраны труда при осуществлении охраны искусственных сооружений

VI. Заключительные положения

В общих положениях работодателю предписывается обеспечить разработку инструкций по охране труда в соответствии с новыми правилами по охране труда для охранных организаций и другими НПА, НТД и инструкциями от производителя и т.д., а также контролировать работников на предмет исполнения ими требований инструкций по охране труда, и проведение обучения работников по охране труда и проверку знаний требований охраны труда. Там же приведён перечень источников профессионального риска:

  • противоправные действия других лиц;
  • последствия неправильного обращения с огнестрельным оружием и специальными средствами;
  • пожар или взрыв;
  • физические и нервно-психические перегрузки;
  • движущиеся транспортные средства, грузоподъемные машины, перемещаемые материалы, подвижные части оборудования;
  • повышенная или пониженной температура воздуха рабочей зоны;
  • повышенный уровень шума или вибрации;
  • повышенная запылённость или загазованность воздуха;
  • недостаточная освещённость рабочей зоны;
  • повышенная или пониженная влажность и повышенная подвижность воздуха рабочей зоны;
  • расположение рабочего места на высоте относительно поверхности земли (пола);
  • замыкание электрических цепей через тело работника.

Требования охраны труда при организации выполнения работ по охране объектов изложены на понятном языке, единственное, что мне непонятно, зачем разработчики вводят новые термины типа «инструктаж по мерам безопасности»? Также по тексту просматривается некая избирательность в общих требованиях. Например, в правилах говорится, что работодатель должен обеспечить прохождение работниками обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров в соответствии с приказом 302н, а про психиатрические освидетельствования почему бы сразу не написать? Про спецодежду, спецобувь и другие СИЗ речь идёт, а про смывающие и/или обезвреживающие нет.

Требования охраны труда при проведении осмотра транспортных средств предусматривают осмотр транспортных средств и перевозимых на них грузов на осмотровых площадках, оборудованных осмотровыми канавами и подъёмно-транспортными механизмами. Вопрос только в том, как частной охранной организации, которая оказывает услугу какому-нибудь владельцу заводика, убедить последнего в том, что ему надо оборудовать площадку для осмотра в соответствии с новыми правилами по охране труда для охранных организаций? Далее ведь по тексту есть ещё требования предъявляемые к площадкам: освещение, знаки безопасности, наличие направляющих предохранительных ребордов для предотвращения падения транспортного средства в канаву или с эстакады во время его передвижения и т.д. и т.п.

Требования охраны труда при осмотре поездов, маневрирующих составов, локомотивов, сцепок вагонов и перевозимых на них грузов, а также при сопровождении транспортных средств с охраняемыми грузами, изложенные в новых правилах по охране труда, наверное лучше всего смогут прокомментировать руководители и специалисты по охране труда из РЖД. Требований на одну страничку.

Требования охраны труда при осуществлении охраны искусственных сооружений туда же, к РЖД. Все требования изложены в пяти пунктах.

Самый интересный на мой взгляд пункт 14:

Обход территории охраняемого объекта осуществляется по утверждённому маршруту, который должен проходить:
1) по участкам территории, на которых отсутствуют препятствия в виде загромождённости и захламлённости оборудованием, материалами и отходами производства, ям, траншей, кюветов, колодцев подземных коммуникаций, резервуаров с водой;
2) вне полотна железнодорожных путей, а если выполнение трудовых обязанностей связано с охраной объектов железнодорожного транспорта, то только по специальным маршрутам, обозначенным соответствующими указателями, пешеходным переходам, служебным и технологическим проходам, дорожкам (настилам), специально оборудованным пешеходным мостам, тоннелям, путепроводам, платформам;
3) вне установленных (обозначенных) границ участков производства строительно-монтажных, погрузочно-разгрузочных работ, блокпостов и постов глухой привязи служебных собак.

Т.е. А) Маршрут должен быть утверждён и Б) Если с охранником произойдёт ЧП вне этого маршрута, то «я не виноват».

А вообще, сложилось впечатление, что данные правила разработали по заказу РЖД 🙂

Далее предлагаю ознакомиться со всеми требованиями новых правил по охране труда для охранных организаций самостоятельно.

СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ

Приказ Минтруда России от 28.07.2017 г. № 601н «Об утверждении Правил по охране труда при осуществлении охраны (защиты) объектов и (или) имущества»

ТК РФ, Статья 212. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда

Цитата: Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить:

безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

создание и функционирование системы управления охраной труда;

применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;

недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;

в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований;

недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;

информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;

принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

расследование и учет в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;

беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки;

обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

ознакомление работников с требованиями охраны труда;

разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов;

наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

admin