Путь необщего пользования

Железнодорожные пути общего пользования – это все пути железнодорожных станций, открытые для формирования и расформирования составов, маневров, погрузки, выгрузки, посадки, высадки пассажиров, а также пути, соединяющие станции: перегоны, раздельные пункты.

Железнодорожные пути необщего пользования — подъездные пути, ответвленные от железнодорожных путей общего пользования, принадлежащие владельцу инфраструктуры (ОАО «РЖД» ) или юридическому лицу. Работа на путях необщего пользования осуществляется на условиях договора или для выполнения собственных нужд владельца путей. Владельцем таких путей может выступать, например, предприятие, производящее зерноуборочные комбайны.

Границы железнодорожного пути необщего пользования обозначаются знаком «Граница подъездного пути». Место установки определяется владельцем инфраструктуры, к которой примыкает путь необщего пользования, по согласованию с владельцем пути необщего пользования.

Железнодорожные пути необщего пользования и сооружения, примыкающие к железной дороге должны соответствовать нормам установленным на железной дороге, на каждый путь должна быть разработана инструкция о порядке использования и организации движения поездов.

Представитель МПС может провести проверку состояния железнодорожной ветки, сооружений, устройств, соблюдения правил безопасности и эксплуатации железнодорожного пути. В случае, если есть несоответствия норме, то может составить акт, согласно которому владельцу необходимо прекратить подачу поездов на участок железной дороги, до устранения неисправностей.

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 14 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 312-ФЗ

См. предыдущую редакцию

1. В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

железнодорожный транспорт общего пользования — производственно-технологический комплекс, включающий в себя инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав, другое имущество и предназначенный для обеспечения потребностей физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом на условиях публичного договора, а также в выполнении иных работ (услуг), связанных с такими перевозками;

железнодорожный транспорт необщего пользования — совокупность производственно-технологических комплексов, включающих в себя железнодорожные пути необщего пользования, здания, строения, сооружения, в отдельных случаях железнодорожный подвижной состав, а также другое имущество и предназначенных для обеспечения потребностей физических и юридических лиц в работах (услугах) в местах необщего пользования на основе договоров или для собственных нужд;

инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее — инфраструктура) — транспортная инфраструктура, включающая в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы, систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование инфраструктуры здания, строения, сооружения, устройства и оборудование;

железнодорожные пути общего пользования — железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа и грузобагажа, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочной и маневровой работы, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции;

ГАРАНТ:

О некоторых вопросах, связанных с курсированием по железнодорожным путям общего пользования железнодорожного подвижного состава, предназначенного для перевозок грузов, см. приказ Минтранса РФ от 28 марта 2006 г. N 34

железнодорожные пути необщего пользования — железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд;

железнодорожный подвижной состав — локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав;

перевозочный процесс — совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом;

пользователь услугами железнодорожного транспорта — пассажир, грузоотправитель (отправитель), грузополучатель (получатель) либо иное физическое или юридическое лицо, пользующиеся услугами (работами), оказываемыми организациями железнодорожного транспорта и индивидуальными предпринимателями на железнодорожном транспорте;

владелец инфраструктуры — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании договора;

перевозчик — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж или грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж или грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю);

оператор железнодорожного подвижного состава, контейнеров (далее — оператор) — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие железнодорожный подвижной состав, контейнеры на праве собственности или ином праве и оказывающие юридическим или физическим лицам услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава, контейнеров для перевозок железнодорожным транспортом;

безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта — состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц;

обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта — система экономических, организационно-правовых, технических и иных мер, предпринимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями железнодорожного транспорта, иными юридическими лицами, а также физическими лицами и направленных на предотвращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц;

транспортное происшествие — событие, возникшее при движении железнодорожного подвижного состава и с его участием и повлекшее за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц;

земли железнодорожного транспорта — земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах;

полоса отвода железных дорог (далее — полоса отвода) — земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;

охранные зоны — территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов железнодорожного транспорта, в том числе находящихся на территориях с подвижной почвой и на территориях, подверженных снежным, песчаным заносам и другим вредным воздействиям.

Взаимодействие грузополучателей, грузоотправителей, перевозчиков, владельцев инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожных путей необщего пользования регулируется правилами эксплуатации железнодорожных путей, установленными в соответствии с законодательством РФ.

Железнодорожные пути, предназначенные для оказания определенным пользователям услуг железнодорожного транспорта на договорной основе и примыкающие непосредственно или через другие подъездные железнодорожные пути к путям общего пользования являются железнодорожными путями необщего пользования. (ст.2 Устава). Данные пути, включая расположенные на них сооружения и механизмы должны обеспечивать сортировочную и маневровую работу, ритмичность погрузочно – разгрузочных работ, а также рациональное использование и сохранность подвижного состава.

Данные пути могут находиться в ведении владельца инфраструктуры или других юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей. Контрагентами могут быть грузоотправители и грузополучатели, владельцы складов или своих путей необщего пользования, находящихся в пределах железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего иному лицу.

Грузоотправителями и грузополучателями, в пределах чьей территории расположены железнодорожные пути необщего пользования, а также погрузочно-разгрузочные площадки, здания и сооружения, находящиеся в ведении владельца инфраструктуры, с перевозчиком заключается договор на подачу и уборку вагонов.

По просьбе грузоотправителей или грузополучателей, владельцем могут быть предоставлены им тупиковые участки путей, приравненные по условиям обслуживания к железнодорожным путям необщего пользования, после передачи в аренду для проведения операций по погрузке (разгрузке) вагонов. В пределах занимаемой территории владельцами и пользователями железнодорожных путей необщего пользования обеспечивается освещение, а также производится уборка мусора и снега.

Граница железнодорожного пути необщего пользования и железнодорожных путей общего пользования отмечается знаком «Граница железнодорожного подъездного пути». Место его установки определяется владельцем инфраструктуры, к которой примыкает железнодорожный путь необщего пользования, по согласованию с владельцем этого пути.

Открытие нового железнодорожного пути необщего пользования для постоянной эксплуатации и подача на него железнодорожного состава производится после принятия в установленном порядке такого железнодорожного пути в эксплуатацию комиссией, в составе которой присутствуют представитель Министерства путей сообщения Российской Федерации (далее — МПС России), владелец железнодорожного пути необщего пользования и владелец инфраструктуры, к которой примыкает такой железнодорожный путь. По согласованию с перевозчиками, осуществляющими перевозки по железнодорожному пути необщего пользования, владельцем данного пути устанавливается порядок его обслуживания.

По окончанию строительства и приема в эксплуатацию пути необщего пользования разрабатывается и утверждается инструкция о порядке обслуживания и организации движения с отражением характеристики путевого развития, весовых норм и длины состава, максимально допустимая скорость движения, тип локомотива, порядок маневровых передвижений, наличие и расположение устройств сигнализации, нормы закрепления вагонов и др. Разработка и утверждение инструкции обычно производится владельцем инфраструктуры, если ему принадлежит железнодорожный путь необщего пользования, в противном случае, утверждение происходит по согласованию с владельцем инфраструктуры, к которой примыкает этот путь.

При изменении технического оснащения железнодорожного пути необщего пользования или технологии его работы в инструкцию вносятся поправки или утверждается новая в случае смены владельца.

Работники, чья производственная деятельность связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования, в обязательном порядке проходят аттестацию с целью проверки знаний правил технической эксплуатации железных дорог, инструкции по движению поездов, маневровой работе и сигнализации на железнодорожном транспорте и т.д. Прохождение аттестации работниками, отвечающими за погрузку и выгрузку, размещение и крепление грузов в вагонах также заключается в проверке соответствующих технических знаний. Работники, не прошедшие аттестацию, к выполнению работ не допускаются.

Каждый железнодорожный путь необщего пользования оснащается техническим паспортом с указанием технических характеристик и состояния рельсов, балласта, шпал, земляного полотна, а также планом и чертежами специальных сооружений, механизмов и устройств. Указанная документация предъявляется комиссии по приему железнодорожного пути необщего пользования в эксплуатацию.

Владелец железнодорожного пути необщего пользования обязан заносить в технический паспорт любые изменения, связанные с вводом в эксплуатацию новых объектов, их закрытием или ликвидацией, после чего один экземпляр технического паспорта передается им владельцу инфраструктуры с сообщением обо всех внесенных изменениях и приложением соответствующих документов. В свою очередь, владельцем инфраструктуры вносятся изменения в ведомость железнодорожных путей необщего пользования.

Уполномоченным представителем МПС России осуществляется проверка соблюдения требований безопасности при эксплуатации железнодорожного транспорта и выполнении погрузочно-разгрузочных работ, технического состояния железнодорожных путей необщего пользования, подвижного состава и контейнеров. При обнаружении нарушений и неисправностей, угрожающих безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, сохранности железнодорожного подвижного состава, контейнеров или грузов, им составляется акт установленной формы, на основании которого до устранения неисправностей соответствующим должностным лицом налагается запрет на подачу железнодорожного подвижного состава на данный участок путей.

Ответственность за несоблюдение эксплуатационных требований несет указанная в акте виновная сторона.

admin