Процессуальные и материальные нормы

Понятие нормы международного права

Международное право (как и внутригосударственное право) состоит из юридических норм. Международно-правовая норма — это юридически обязательное правило поведения, создаваемое субъектами международного права и регулирующее отношения между ними, а также отношения с участием лиц, не являющихся таковыми субъектами.

Большинство международно-правовых норм создается в два этапа:

  1. согласование воль субъектов международного права относительно правила поведения;
  2. дача субъектами международного права согласия на юридическую обязательность согласованных правил поведения.

Иногда эти две стадии могут совпадать по времени, скажем, когда международный договор вступает в силу в момент его подписания. В данном случае подписание договора означает окончательное согласование текста договора (правила поведения) и одновременно придание согласованному тексту силы международной договорной нормы.

Отсутствие в международном правиле поведения юридической обязательности позволяет говорить о наличии лишь первого этапа создания международно-правовой нормы.

Вместе с тем существуют международно-правовые нормы, которые создаются в три этапа. Речь идет о так называемых императивных нормах (нормах jus cogens).

В отличие от внутригосударственного права императивность международно-правовой нормы означает, что она «принимается и признается мировым сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер» (ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.). Императивные нормы имеют большую по сравнению с другими международно-правовыми нормами, юридическую силу; все вновь принимаемые международные нормы должны им соответствовать.

Процесс создания императивной нормы выглядит следующим образом:

  1. согласование воль субъектов международного права относительно правила поведения;
  2. согласование воль этих субъектов относительно придания данному правилу поведения высшей юридической силы в данной правовой системе;
  3. дача субъектами международного права согласия на юридическую обязательность согласованного правила поведения.

Императивные нормы международного права образуют каркас, своего рода «конституцию» в международно-правовой системе и обеспечивают ее внутреннюю согласованность и непротиворечивость. Императивными нормами являются основные принципы международного права, некоторые положения Устава ООН и другие нормы, отступление от которых в международных отношениях недопустимо.

Структура норм международного права

В общей теории права признано, что нормы права с точки зрения логико-юридического подхода имеют трехчленную структуру (гипотеза, диспозиция, санкция). В правовой норме содержится прежде всего указание на условие, при котором норма подлежит применению, затем изложение самого правила поведения, наконец, указание на последствия невыполнения этого правила (С.А. Голунский, М.С. Строгович).

Специфика международных отношений заключается в том, что субъекты международного права сами выполняют роль гаранта принятых норм. Меры ответственности и санкции в международном праве отделены от самих правил поведения. Государства и другие субъекты международного права чаще всего сами выбирают меры принуждения из числа допускаемых международным правом по отношению к правонарушителям. Поэтому в отличие от внутригосударственного права международные правовые нормы состоят обычно из двух элементов — гипотезы и диспозиции.

Гипотеза международно-правовой нормы содержит описание условий, при наличии которых применяется правило поведения. Согласно, например, ст. 1 Конвенции о правах ребенка 1989 г. ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Диспозиция нормы международного права указывает на само правило поведения субъекта международного правоотношения. Так, ст. 2 Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г. устанавливает: лица, утверждающие, что какое-либо из их прав, перечисленных в Пакте, нарушено, и исчерпавшие все внутренние средства правовой защиты (гипотеза), могут представить в Комитет по правам человека письменное заявление об этом (диспозиция).

Иногда международные нормы состоят лишь из одной диспозиции. Так, ст. 3 Соглашения СНГ о помощи беженцам и вынужденным переселенцам 1993 г. определяет, что статус беженца и вынужденного переселенца подтверждается выдачей соответствующего документа.

Санкция как элемент международно-правовой нормы встречается редко. Международные нормы содержат санкции главным образом применительно к правоотношениям частного характера. Например, на основании ст. 36 Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. продавец несет ответственность по договору и по Конвенции за любое несоответствие товара, которое существует в момент перехода риска на покупателя, даже если это несоответствие становится очевидным только позднее. Статья 4 Конвенции ООН о морской перевозке грузов 1978 г. устанавливает ответственность перевозчика за груз.

Виды норм международного права

В настоящее время существуют различные виды международно-правовых норм. Эти нормы можно классифицировать по нескольким основаниям.

По характеру содержащихся в нормах предписаний можно выделять нормы-принципы, нормы-определения, нормы-правомочия, нормы-обязанности, нормы-запреты.

Нормы-принципы устанавливают основы международного правопорядка, международного мира и сотрудничества. Так, в соответствии с принципом добросовестного выполнения международных обязательств все государства обязаны добросовестно выполнять обязательства, вытекающие из договоров, международных обычаев, других источников международного права. Как уже говорилось, помимо норм-принципов, для всей международно-правовой системы существуют отраслевые нормы-принципы.

Нормы-определения раскрывают содержание тех или иных понятий, используемых в международном праве. Например, согласно ст. 1 международной Конвенции о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений 1977 г., «таможенное законодательство» (для целей Конвенции) означает все установленные законом или подзаконными актами положения о ввозе, вывозе или транзите товаров, соблюдение которых обеспечивается таможенными службами.

Нормы-правомочия предоставляют их адресатам определенные субъективные права. Так, по Факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г. каждый, чьи права, перечисленные в данном Пакте, нарушены, имеет право обратиться с петицией в Комитет по правам человека.

Нормы-обязанности устанавливают меры должного поведения субъектов международных правоотношений. На основании ст. 2 Пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. государства обязались гарантировать, что права, провозглашенные в настоящем Пакте, будут осуществляться без какой бы то ни было дискриминации, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.

Нормы-запреты фиксируют запрет указанного в них поведения:

«никто не должен содержаться в рабстве; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах» (ст. 8 Пакта о гражданских и политических правах 1966 г.).

По своей роли в механизме международно-правового регулирования различают регулятивные и охранительные нормы.

Регулятивные нормы предоставляют субъектам право на совершение предусмотренных в них положительных действий.

Охранительные нормы выполняют функцию защиты международного правопорядка от нарушений, устанавливают меры ответственности и санкции по отношению к нарушителям.

По содержанию правил поведения международные нормы делятся на материальные и процессуальные.

Материальные нормы фиксируют права и обязанности субъектов, их правовой статус и т.д. Так, ст. 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения 1992 г. устанавливает, что назначение пенсий гражданам государств — участников Соглашения производится по месту жительства.

Процессуальные нормы регламентируют порядок реализации материальных норм. Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (ст. 4) определяет, что получившее уведомление государство представляет в течение шести месяцев Комитету по правам человека соответствующие письменные объяснения.

По сфере действия различают универсальные, региональные и локальные нормы международного права.

Универсальные нормы охватывает своим участием большинство государств мира. Таковы, например, Устав ООН, нормы о нераспространении ядерного оружия и др. Региональные нормы действуют в пределах стран одного региона (право Европейского Союза, соглашения в рамках СНГ). Локальные нормы регулируют взаимоотношения двух или нескольких субъектов международного права (например, договор между РФ и КНР о выдаче преступников 1995 г.).

Реализация международно-правовых норм

Международно-правовые нормы действуют, лишь когда они реализуются. Под реализацией понимается осуществление участниками международных правоотношений установленных в международно-правовых нормах правил.

Юридическими формами осуществления международно-правовых норм являются соблюдение, исполнение, использование и применение.

Соблюдение — это способ действия главным образом норм-запретов. Устанавливая запрет совершения геноцида (Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.), международно-правовые нормы тем самым предписывают субъектам воздерживаться от указанного поведения.

Путем исполнения реализуются чаще всего нормы-обязанности. На основании ст. 3 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. участвующие в Пакте государства обязуются обеспечить равное для мужчин и женщин право пользования всеми гражданскими и политическими правами, предусмотренными в Пакте.

Нормы-правомочия осуществляются в форме использования. Например, ст. 29 Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г. закрепляет право граждан принимать участие в управлении и ведении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей.

Применение как форма реализации международных норм сочетает в себе различные поведенческие акты. В соответствии со ст. 1 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 г. Конвенция применяется ко всякому договору дорожной перевозки грузов за вознаграждение посредством транспортных средств, когда место погрузки груза и место доставки груза, указанные в контракте, находятся на территории двух различных стран, из которых по крайней мере одна является участницей Конвенции. Указанная норма, с одной стороны, обязывает государства и других участников правоотношений руководствоваться положениями Конвенции, с другой — предоставляет физическим и юридическим лицам право использовать ее положения в необходимых случаях.

Механизм реализации международно-правовых норм

Осуществление международно-правовых норм обеспечивается соответствующим юридическим механизмом. Существуют международно-правовой и национально-правовой механизмы реализации или имплементации (лат. implere — выполнять) норм.

Международно-правовой механизм имплементации представляет собой совокупность международных средств, обеспечивающих осуществление норм международного права. Его образуют:

  • система международных конференций, организаций и органов, а также иных структур, на которые возложено осуществление международных норм. Например, в соответствии с Уставом ООН Совет Безопасности ООН вправе принимать меры по обеспечению международного мира и безопасности;
  • совокупность норм международного права, содействующих осуществлению других международных соглашений. Так, одновременно с заключением Договора между СССР и США о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности 1987 г. были приняты соглашения между СССР и Бельгией, Италией и некоторыми другими государствами об инспекциях в связи с Договором.

Национально-правовой механизм имплементации составляет совокупность внутригосударственных средств, обеспечивающих реализацию норм международного права, а именно:

  • система органов государства, участвующих в имплементации международно-правовых норм. Так, Президент РФ, принимая указ о порядке реализации конкретного международного договора, обеспечивает его реализацию во внутригосударственных отношениях;
  • совокупность норм национального права, обеспечивающих эффективное осуществление внутри страны международно-правовых норм (подробнее см. гл. 7).

Международные правоотношения

Результатом реализации международно-правовых норм являются международные правоотношения — отношения, урегулированные этими нормами.

Состав международных правоотношений образуют субъекты, содержание и объекты.

Под субъектами правоотношений понимаются участники правоотношений, имеющие международные субъективные права и юридические обязанности. Субъектами международных правоотношений могут быть государства, нации, борющиеся за независимость, международные организации, государствоподобные образования, юридические лица (предприятия и организации), физические лица (граждане, иностранцы, апатриды, бипатриды), т.е. все те лица и образования, чье поведение регулируется нормами международного права.

Содержание правоотношений образуют международные субъективные права и юридические обязанности участников.

Субъективное право — это право, принадлежащее конкретному субъекту международного правоотношения. Субъективное право — это возможное поведение; его реализация зависит от воли субъекта правоотношения.

Юридическая обязанность — это должное поведение субъекта. Если субъективным правом можно не воспользоваться, то от юридической обязанности участник правоотношения отказаться не вправе.

Субъективные права и юридические обязанности взаимосвязаны:

  • право одного участника правоотношения соответствует обязанности другого.

Субъективные права и юридические обязанности направлены на то, что называют объектом правоотношения.

Объектами международных правоотношений могут быть предметы материального мира (территория, имущество, неимущественные права и т.д.), неимущественные блага (жизнь, здоровье и т.д.), поведение субъектов правоотношений (действие или бездействие), результаты деятельности субъекта (совершившееся событие, произведенный предмет и т.д.).

При характеристике международных правоотношений следует учитывать, что правоотношения невозможны без юридических фактов.

Юридические факты в международном праве — это конкретные обстоятельства, с которыми международное право связывает возникновение, изменение или прекращение международных правоотношений. Юридические факты, как правило, указаны в гипотезе международно-правовой нормы.

В зависимости от волевого содержания юридические факты в международном праве (как, впрочем, и во внутригосударственном праве) подразделяются на события и действия. События не связаны с волей субъектов правоотношения (например, стихийное бедствие). Действия — это факты, связанные с волей участников правоотношений. Действия могут быть правомерными и противоправными (правонарушения).

Существующие международные правоотношения крайне разнообразны.

В зависимости от функционального назначения международных норм можно различать регулятивные и охранительные международные правоотношения. Регулятивные правоотношения — это отношения, возникающие на основе норм международного права, устанавливающих правила поведения субъектов. Эти отношения вытекают из правомерного поведения участников международного общения. Охранительные правоотношения возникают вследствие неправомерного поведения субъектов и предназначены для восстановления нарушенных прав и наказания правонарушителя.

Можно выделять также материальные и процессуальные правоотношения. Материальные правоотношения устанавливают права и обязанности субъектов правоотношений. Процессуальные правоотношения возникают на базе процессуальных норм и фиксируют процедуру реализации прав и осуществления обязанностей, порядок разрешения споров и рассмотрения дел о правонарушениях.

По субъектному составу различают межгосударственные правоотношения и правоотношения немежгосударственного характера (см. § 2 Структура норм международного права).

По форме различаются международные правоотношения в собственном смысле слова (т.е. отношения, в которых права и обязанности их участников зафиксированы конкретно и четко) и правоотношения — состояния (т.е. отношения, в которых права и обязанности носят обобщенный характер, например, состояние в гражданстве).

По времени существования можно выделять срочные и бессрочные правоотношения (например, при заключении бессрочного договора между государствами).

Материальные и процессуальные нормы права — материальные нормы права устанавливают права и обязанности субъектов, а процессуальные нормы устанавливают правила реализации норм материального права.

Разъяснение

Норма права — это закрепленное в нормативном акте общеобязательное правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства.

Нормы права подразделяются на материальные и процессуальные.

Материальные нормы права

Материальные нормы права устанавливают права и обязанности субъектов права.

Материальные нормы отвечают на вопрос, что регулируют нормы права?

Примеры материальных норм права

1) Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации. (п. 1 ст. 7 Налогового кодекса Российской Федерации)

2) Принудительный труд запрещен (ст. 4 Трудового кодекса Российской Федерации)

3) Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте либо в законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида. (ст. 12 Трудового кодекса Российской Федерации)

Процессуальные нормы права

Процессуальные нормы права устанавливают правила реализации материальных норм права.

Процессуальные нормы регулируют вопрос, «как реализуются нормы права?»

Примеры процессуальных норм права

1) Налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 настоящего Кодекса. (п. 1 ст. 115 Налогового кодекса Российской Федерации)

2) Работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам, обязаны в десятидневный срок направить в комиссию своих представителей. (ст. 384 Трудового кодекса Российской Федерации)

Пример

«Обзор Верховного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам судебной практики о применении законодательства о защите прав потребителей при рассмотрении гражданских дел» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.02.2012) состоит из разделов:

Вопросы применения норм материального права

Вопросы применения норм процессуального права

Рубрики:

Норма права

Советуем прочитать

Процессуальное действие — предусмотренное нормами процессуального права действие, совершаемое участниками производства по делу.

Процессуальный срок — промежуток времени, установленный законом или назначенный судом для совершения определенных процессуальных действий.

Норма права — это закрепленное в нормативном акте общеобязательное правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Вестник Омского университета, 2003. №2. С. 112-115.

© Омский государственный университет 1 ^ ool.io

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ И ПРОЦЕДУРНЫЕ НОРМЫ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

Е.В. Скиллер

Омский государственный университет, кафедра трудового права 644077, Омск, пр.Мира, 55а

Получена 21 января 2003 г.

В настоящее время в России возрастает роль государственного аппарата, эффективность функционирования которого зависит в первую очередь от персонала, работающего в нем. Становление новой российской государственности нередко тормозится в результате слабой исполнительской дисциплины, чрезмерной амбициозности и бюрократизации, безответственности, а также отсутствия нормативного механизма реализации многих правовых норм. Юридическая наука, изобилуя различными точками зрения по поводу того, какая отрасль права должна регулировать отношения государственных служащих, связанные с выполнением ими трудовой деятельности, не дает однозначного ответа на этот, до сих пор дискуссионный, вопрос.

По мнению И.Я. Киселева, происходит сближение правовой регламентации труда рабочих и служащих. В Швейцарии, например, эта тенденция привела к тому, что в Обязательственном кодексе термин «рабочие и служащие» еще в 1971 г. был заменен термином «работники». В Люксембурге Закон о трудовом договоре 1989 г. уравнял юридический статус рабочих и служащих. Однако на Западе преобладает мнение, что отношения в сфере государственной службы — монополия административного права. Вместе с тем в ряде стран на государственную службу распространены многие нормы и положения трудового законодательства .

Так, в России Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» определил, что на государственных служащих распространяет-

ся действие законодательства Российской Федерации о труде с особенностями, предусмотренными этим законом (ст. 4) . Статья 11 ТК РФ указывает, что особенности правового регулирования труда государственных служащих устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами.

Согласно п. 6 ст. 21 ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» гражданин поступает на государственную службу на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет. Вместе с тем трудовой договор нередко вообще не содержит даже ссылок на ТК РФ, что затрудняет в случае возникновения спора процессуальную защиту прав служащего.

Федеральный закон » О системе государственной службы Российской Федерации» (далее — Закон) , имеющий рамочный характер, вводит понятие «контракт», хотя его содержание, полагаю, не будет кардинально отличаться от трудового договора. Кроме того, приводя разрозненные нормы законодательства о государственной службе в целостную систему, условия таких контрактов, порядок их заключения, а также основания и порядок прекращения их действия будут устанавливаться в соответствии в федеральным законом о виде государственной службы (п. 1, п. 2 ст. 12).

В соответствии с п. 4 ст. 10 Закона правовой статус служащих, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государствен-

ной службы. Несмотря на эти нововведения, ст. 14 Закона гласит, что ведение личных дел, хранение персональных данных служащих должно осуществляться, в том числе в соответствии с федеральными законами, полагаю, и Трудовым кодексом РФ тоже.

Учитывая то, что Закон принят в развитие положений ФЗ «Об основах государственной службы в Российской Федерации», а также обозначает только институциональные признаки системы государственной службы, важную роль в решении вопросов, касающихся, например, служебного поведения служащих, сейчас имеет Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих», которым надлежит руководствоваться в настоящее время при исполнении должностных (служебных) обязанностей. Вместе с тем для уточнения норм поведения, этики, которые должны соблюдаться государственными служащими, для оказания им помощи в выполнении этих норм необходим механизм их реализации, а также следует принять кодекс поведения государственных служащих РФ.

Хотя нормы о государственной службе не отождествляются с нормами трудового права, при разрешении спора по существу, в связи с отсутствием административных судов и норм о рассмотрении служебно-трудовых споров в гражданском процессуальном праве, по аналогии применяются процессуальные нормы о рассмотрении трудовых споров. Это, полагаю, можно отнести к доказательству того, что трудовое право и законодательство в регулировании рассматриваемых отношений играет важную роль. Вместе с тем с созданием в России трудовой юстиции указанная категория дел могла бы рассматриваться специализированными трудовыми судами, а соответствующие правила их рассмотрения должны содержаться в Трудовом процедурно-процессуальном кодексе РФ (ТППК).

Юридический анализ механизма возникновения и прекращения трудовых правоотношений в системе госорганов, а также сопутствующих проблем показывает, что в нашей стране еще не сформировались условия, позволяющие безболезненно реализовывать общепринятые в мировом сообществе принципы организации государственного аппарата.

По мнению В. Иванова, российское законодательство, призванное регулировать рассматриваемые вопросы, построено таким образом, что в его рамках нельзя эффективно и законно разрешать правовые коллизии несудебным способом. Нередко региональные законы о муниципальной службе реализуются на местах, исключительно исходя из степени правовой культуры, понима-

ния и восприятия главой местного самоуправления тех довольно сложных правовых норм, механизм реализации которых даже в системе госслужбы до конца не отработан .

Проблема усугубляется тем, что в России только суд берет на себя ответственность за урегулирование неопределенных ситуаций. Комиссии по трудовым спорам в органах государственной службы, как правило, не создаются. Существование профсоюза в государственных органах часто сводится к обычной формальности, что должно быть полностью искоренено.

Так, государственные служащие вправе обращаться в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам проведения квалификационных экзаменов и аттестации, их результатов, содержания характеристик, реализации прав служащего, перевода, дисциплинарной ответственности, несоблюдения гарантий его правовой и социальной защиты, увольнения. Правила аналогичного характера предусматриваются и законами субъектов РФ. В законе Смоленской области «О муниципальных должностях и муниципальной службе Смоленской области» сказано, что споры по вопросам замещения должностей рассматриваются в судебном и внесудебном порядке . Например, решение об увольнении со службы в таможенных органах или о переводе на другую должность сотрудник таможенного органа вправе обжаловать начальнику вышестоящего таможенного органа и (или) в суд.

Анализ решений районных судов г. Омска и Омской области по трудовым спорам в налоговых органах показал, что почти все они вынесены не в пользу налоговых органов. К такому положению приводит в первую очередь поспешное принятие решений о привлечении служащих к дисциплинарной ответственности без соблюдения требований, предусмотренных нормами ТК РФ и ФЗ » Об основах государственной службы Российской Федерации». К примеру, решением Исилькульского районного суда удовлетворен иск 3. о восстановлении на работе и выплате заработной платы за дни вынужденного прогула с компенсацией морального вреда. По решению суда четыре приказа о наложении дисциплинарного взыскания признаны судом незаконными, т. к. изданы с нарушением норм ТК РФ. Один из приказов был издан без истребования объяснений по существу нарушений, другой — признан незаконным, т.к. был издан во время нахождения 3. на амбулаторном лечении.

Результаты анализа судебных дел свидетельствуют о том, что в суды не так уж редко обращаются служащие с исковыми заявлениями на

Е.В. Скиллер.

действия своих руководителей. Наибольшее количество нарушений трудового законодательства отмечено в органах внутренних дел, в территориальных органах Министерства РФ по налогам и сборам, администрациях муниципальных образований и др.

Недостатком ТК РФ, приобретенным по наследству от КЗоТ РФ, является недостаточная регламентация порядка применения дисциплинарных взысканий. Статьей 193 ТК РФ не предусмотрен учет мотивов и тяжести дисциплинарного проступка, совершенного работником (служащим). Не представляется возможным установить, о каком акте в случае отказа от объяснений или подписи приказа (распоряжения) идет речь и как он оформляется, подписывается ли работником. На практике встречаются случаи применения взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине, что прямо запрещено статьей 192 ТК РФ. Например, «строгое предупреждение» за недобросовестное выполнение рабочей программы. По данным справок о проверке соблюдения трудового законодательства отделом внутренних дел видно, что при объявлении выговоров, например, за употребление спиртных напитков, не подтверждаются документально факты их употребления, отсутствуют объяснительные от работников, с приказами о применении взысканий не знакомят.

Порой в отсутствие работодателя его заместители, исполняющие обязанности применяют к работникам те или иные взыскания, но в ТК РФ не предусмотрены такое право и возможности его применения. В соответствии со статьей 22 ТК РФ это — право работодателя. Для разрешения этого вопроса необходимо часть первую статьи 192 ТК РФ после слова «работодатель» дополнить словами «, а в случае его нахождения в отпуске или болезни, исполняющий обязанности на основании письменного приказа».

Трудно согласиться с отнесением указанного порядка к области административного права. Во всяком случае специалисты, занимающиеся проблемами трудового права, с достаточным основанием относят нормы, его определяющие, к сфере трудового. На такой же позиции стоят и некоторые ученые-административисты .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Под угрозой увольнения по ст. 25 ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации», предусматривающей дополнительные основания для прекращения государственной службы, на государственного служащего порой пытаются возложить исполнение дополнительных обязанностей по другим должностям государственной службы без согласия на то самого служащего и, конечно же, без соответствующей опла-

ты (п. 9 ст. 21). Кроме того, доказать в суде отсутствие записи в должностной инструкции возлагаемого на работника обязательства очень сложно или почти невозможно. Например, в случае отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну (пп. 4 п. 3 ст. 21), в которых нет необходимости, т.к. исполнение должностных обязанностей по государственной должности, на которой находится гражданин, не связано с использованием данных сведений, такая запись может появиться. Преследуя свои цели, начальники подразделений и лица, которые непосредственно отвечают за прохождение указанных процедур, толкуют расширительно любые нормы закона, предоставляющие им такие права.

Отсутствие многих материальных норм в ТК РФ также приводит к нарушениям процедурных норм трудового законодательства. Так, ТК РФ, в отличие от КЗоТ, не содержит норм, предусматривающих ограничение совместной службы лиц, состоящих между собой в близком родстве или в свойстве, что приводит к злоупотреблениям со стороны работодателя. При приеме на службу, при сокращении численности отдельными работодателями учитываются не деловые качества, опыт работы, а именно степень родства.

Таким образом, если гражданин поступает на государственную службу на условиях трудового договора, то справедливее будет появление положения о том, что и уволить государственного служащего можно по основаниям, предусмотренным трудовым законодательством. Одновременно с введением такой нормы следовало бы включить в ТК РФ основания увольнения государственных служащих отдельной статьей, что могло бы повысить уровень гарантий и защиты их трудовых прав.

Хотя на государственных служащих по закону и распространяется законодательство о труде, руководители государственных органов, его нарушая, часто требуют от служащих выполнения работы, не обусловленной трудовым договором. Принятие должностных инструкций служащих, составление и утверждение штатного расписания и численности без учета мнения профсоюзного органа (ст. 372 ТК РФ) встречается повсеместно. Руководители имеют возможность манипулировать штатным расписанием, при необходимости сокращая, а затем расширяя его (хотя суды не всегда принимают во внимание доводы о том, что сокращение численности или штата касается подразделения, а не всего ведомства). Такие увольнения в системе государственной службы случаются, как правило, с приходом новых руководителей. Подобная практика — результат несо-

вершенства норм законодательства о госслужбе и труде, регулирующих механизм возникновения и прекращения трудовых правоотношений служащих . Кроме того, трудовые договоры, должностные инструкции часто составляются в одном экземпляре и хранятся, как правило, только у работодателя, что может лишить работника в случае возникновения конфликта возможности предоставления в суд соответствующих доказательств в их первоначальном виде.

В соответствии со ст. 73 ТК РФ по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, допускается изменение определенных сторонами существенных условий трудового договора. К последним, согласно ст. 57, относятся и условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты). О введении указанных изменений работник должен быть уведомлен работодателем в письменной форме не позднее чем за два месяца до их введения. Вместе с тем возможно принятие, например, закона о денежном содержании служащих, который касается изменения такого существенного условия трудового договора, как оплата труда. Как правило, в этом случае служащим содержание данного закона становится известным только после его официального опубликования либо в день получения заработной платы, рассчитанной по новому закону, вступившему в действие, что можно рассматривать как нарушение положений ст. 73 ТК РФ.

На практике остается нерешенным вопрос о том, кто должен предупреждать об изменениях существенных условий трудового договора, происходящих в случае принятия закона, изменяющего существенные условия трудового договора служащих, в каком порядке, кем и на какой стадии подготовки проекта нормативного правового акта работник должен быть уведомлен о предстоящих изменениях. В качестве возможного варианта его решения можно предусматривать вступление таких законов по истечении двух месяцев, необходимых для уведомления. Но целесообразнее в регламентах органов государственной власти закрепить положения о том, что:

«В случае поступления на согласование проекта нормативного правового акта (указа, постановления, закона), касающегося изменения существенных условий труда служащих, закрепленных ТК РФ и ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации», по которому будет дано положительное заключение, руководитель (работодатель) его подписавший, не позднее чем за два месяца до их введения обязан в письменной форме уведомить об этом работника».

Конечно, этот вариант предполагает некоторые затруднения в осуществлении контроля за прохождением процедуры согласования документа во всех органах, момента его подписания или принятия, вступления в законную силу. В данном случае представляется возможным закреплять за документом определенного исполнителя, информирующего руководителя о судьбе соответствующего проекта.

С учетом изложенного можно сделать вывод о том, что полное отстранение трудового законодательства от регулирования труда служащих может привести к беспределу чиновников. Следует отметить, что предоставив регулирование служебных отношений нормам трудового права, в том числе трудового процедурно-процессуального права, можно избежать нарушения служебно-трудовых прав, а также восполнить ряд пробелов в федеральном и областном законодательстве. Не стоит доказывать, что в наших условиях огромным резервом подъема является высокоэффективный государственный аппарат. Внесение предложенных дополнений, являющихся лишь небольшой частицей требуемых изменений, позволит реально повысить профессиональный уровень служащих и руководителей, работающих в системе государственных органов и степень защищенности их трудовых прав.

Киселев И.Я. Сравнительное и международное трудовое право. М.: Дело, 1999. С. 83-84.

СЗ РФ. 1995. № 31. Ст. 2990.

Иванов В. Возникновение и прекращение трудовых правоотношений в системе госорганов // Человек и труд. 2001. № 11. С. 17.

Скобелкин В.Н. Обеспечение трудовых прав рабочих и служащих (Нормы и правоотношения). М.: Юр. лит., 1982. С. 84.

Иванов В. Указ. соч. С. 17.

admin