Процент застройки земельного участка

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 39.20 Земельного Кодекса Российской Федерации исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. В случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам, или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.

Согласно пункта 5 статьи 39.20. Земельного Кодекса Российской Федерации для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них совместно обращаются в уполномоченный орган.

Государственная услуга «Рассмотрение заявлений и принятие решений о предоставлении земельного участка в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование без проведения торгов» предоставляется в порядке, предусмотренном Административным регламентом по предоставлению государственной услуги, утвержденным Распоряжением Департамента имущественных отношений Тюменской области от 27.02.2015 № 5/08-2. С текстом Административного регламента, в том числе формой заявления, перечнем прилагаемых к нему документов, порядком подачи заявления, основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги и другими необходимыми сведениями, можно ознакомиться на официальном портале органов государственной власти Тюменской области: https://admtyumen.ru/ogv_ru/gov/administrative/propertydepartment/services.htm).

Согласно пункта 2 статьи 39.4 Земельного Кодекса Российской Федерации при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 4 Порядка определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Тюменской области или государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи таких земельных участков без проведения торгов, утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области от 06.04.2015 № 132-п, установлено, что продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, определяется в населенном пункте город Тюмень в размере, равном семнадцатикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, в иных населенных пунктах и за пределами границ населенных пунктов — десятикратному.

Размер налоговой ставки определяется в соответствии с Положением о местных налогах города Тюмени, утвержденным решением Тюменской городской Думы от 25.11.2005 № 259 (далее – Положение), в случае, если участок расположен в г. Тюмени, а в отношении участков, расположенных на территории Тюменского муниципального района – нормативно-правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления.

Таким образом, цена Участка (Ц) определяется по формуле:

Ц = КС х С х К, где:

КС – кадастровая стоимость Участка

(приведена в разделе «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online» официального сайта Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) (https://rosreestr.ru/wps/portal/online_request));

С – ставка земельного налога, установленная Положением;

К – кратность ставки земельного налога.

При этом, согласно пп.9 п. 1 ст. 6.1. Закона Тюменской области от 05.10.2001 № 411 «О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области» размер площади земельного участка, занятой зданиями, сооружениями должен составлять от всей площади испрашиваемого земельного участка не менее 3% при предоставлении земельного участка под объекты индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства либо не менее 10% при предоставлении земельного участка под иные объекты.

Государственная регистрация земельных участков для застройки затрагивает отношения в сфере права собственности и широкий круг иных отношений, связанных с арендой земельного участка. На практике всегда будет много вопросов, касающихся применения Федеральных законов, Постановлений Правительства, Правил землепользования и застройки ПЗЗ. В этой публикации мы решили проанализировать некоторые правовые аспекты при рассмотрении предельных размеров земельных участков, отданных под строительство.

  • Максимальная площадь застройки земельного участка нормируется в процентном соотношении, согласно ст.38 ГрК РФ, изменения которой вступили в силу с 30.09.2017 года. Часть 1.1 данной статьи была введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 373-ФЗ.

В ней говорится, что в случае, если в градостроительном регламенте применительно к определенной территориальной зоне не устанавливаются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь, и (или) предусмотренные пунктами 2 — 4 части 1 настоящей статьи предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, непосредственно в градостроительном регламенте применительно к этой территориальной зоне указывается, что такие предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не подлежат установлению.

  • Второй пункт статьи отсылает заказчиков строительства и владельцев земельных участков, планирующих безопасное строительство, размеры, параметры, их сочетания, а также максимальный процент застройки в границах земельного участка, определять в территориальных градостроительных органах.

В Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск максимальная площадь застройки земельного участка устанавливается в пределах градостроительного регламента. Границы участки строительства определяются для каждой соответствующей территориальной зоны, с учетом вида разрешенного использования земельных участков. Предельные параметры ограничены условиями застройки и последующей эксплуатации, поэтому максимальная площадь застройки земельного участка является расчетным показателем допустимого уровня обеспеченности населения соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур.

Чтобы согласовать нормы застройки земельных участков и определить какой будет максимальная площадь застройки земельного участка, заказчику нужно иметь на руках разрешение на строительство. В выданном разрешении будет указан вид использования земель: «застройка участка ИЖС», «под дачное строительство», «под малоэтажное строительство», «под объекты сельскохозяйственного назначения» и т.д.

  • Градостроительный кодекс делит все земли на основные, условно-разрешенные и вспомогательные виды пользования.

Максимальная площадь застройки земельного участка определяется с учетом плана участка и схемы организации с обозначением места размещения будущего объекта строительства. Для этого необходимо, чтобы у заказчика строительства или владельца земельного участка были документы, подтверждающие право собственности на землю, а также:

  • Ситуационный план проекта строительства, где отображается размещение объекта в связке с населенными пунктами, сетями энерго-, тепло- и водоснабжения, канализацией.
  • Ситуационный план земельного участка.
  • Проект застройки.
  • Генеральный план участка.
  • Разрешительные документы на подключение инженерных коммуникаций.
  • Топографическая карта земельного участка.
  • Документы, подтверждающие регистрацию объекта в надзорных градостроительных и архитектурных органах.
  • Акт об установлении границ на земельном участке.

Отдельным списком в градостроительные органы подаются проектные документы, в которых обозначаются планы этажей, фасада, перекрытий, системы крыши, кровли, фундаментов с архитектурно-строительными узлами и деталями. Ко всем этим документам в обязательном порядке прилагается пояснительная записка, технико-экономические показатели (ТЭО), смета на строительство, чертежи.

  • По Решению Красноярского городского Совета депутатов в Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск максимальная площадь застройки земельного участка — величина, определяемая как коэффициент застройки с максимально допустимым отношением суммарной площади земельного участка, подлежащего застройке, ко всей площади земельного участка. Данный коэффициент указан в ГПЗУ.

Поскольку ни в ГрК РФ, ни в ГК РФ, ни в Законе о госрегистрации, ни в иных законах заказчик сам не разбирается, предлагаем вам свою онлайн помощь. В нашей компании работает служба технического заказчика и вы можете узнать от наших консультантов, какой окажется максимальная площадь застройки земельного участка конкретно в вашем случае и как сократить время на получение разрешения на строительство. Обращайтесь!

СТ 38 ГрК РФ.

1. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя:

1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь;

2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;

3) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;

4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка;

5) утратил силу с 1 января 2017 г.

1.1. В случае, если в градостроительном регламенте применительно к определенной территориальной зоне не устанавливаются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь, и (или) предусмотренные пунктами 2 — 4 части 1 настоящей статьи предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, непосредственно в градостроительном регламенте применительно к этой территориальной зоне указывается, что такие предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не подлежат установлению.

1.2. Наряду с указанными в пунктах 2 — 4 части 1 настоящей статьи предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в градостроительном регламенте могут быть установлены иные предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

2. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются указанные в части 1 настоящей статьи размеры и параметры, их сочетания.

2.1. Предельные параметры разрешенного строительства или реконструкции объектов капитального строительства в составе градостроительного регламента, установленного применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, должны включать в себя требования к архитектурным решениям объектов капитального строительства. Требования к архитектурным решениям объектов капитального строительства могут включать в себя требования к цветовому решению внешнего облика объекта капитального строительства, к строительным материалам, определяющим внешний облик объекта капитального строительства, требования к объемно-пространственным, архитектурно-стилистическим и иным характеристикам объекта капитального строительства, влияющим на его внешний облик и (или) на композицию и силуэт застройки исторического поселения.

3. В пределах территориальных зон могут устанавливаться подзоны с одинаковыми видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, но с различными предельными (минимальными и (или) максимальными) размерами земельных участков и предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и сочетаниями таких размеров и параметров.

Комментарий к Ст. 38 Градостроительного кодекса РФ

1. Положения комментируемой статьи необходимо рассматривать в контексте земельного законодательства, поскольку ст.33 ЗК РФ также устанавливает предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков в целях определения размера их предоставления впервые гражданам из государственной или муниципальной собственности. При приватизации земельных участков в порядке ст. 20-21 ЗК РФ указанная норма не подлежит применению. Такой вывод получал свое подтверждение и в правовых позициях Конституционного Суда РФ.

Указанные выше нормы ЗК РФ об установлении предельных размеров предоставляемых земельных участков из государственной или муниципальной собственности в свете комментируемой статьи следует понимать следующим образом. Ранее для юридических лиц, возводящих промышленные объекты, многоквартирные дома либо иные объекты капитального строительства не устанавливались на законодательном уровне принципы определения размеров таких земельных участков. Данный вопрос решался в соответствии с процедурой предварительного согласования мест размещения объектов и проектной документацией.

Применительно к размеру земельных участков для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, соответствующие предельные размеры земельных участков определялись законами субъектов РФ, а размеры земельных участков для личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства – муниципальными правовыми актами.

С принятием ГрК РФ процедура определения максимальных и минимальных параметров и размеров изменилась хотя бы потому, что кодекс объединил определение предельных размеров земельных участков и параметров капитального строительства в единый комплекс. Теперь данные требования будут содержаться не в разрозненных нормативно-правовых актах разного уровня и юридической силы, а в градостроительном регламенте, входящим составной частью в правила землепользования и застройки. В свою очередь, правила землепользования и застройки должны разрабатываться с учетом положений, содержащихся в документах территориального планирования Российской Федерации и субъектов РФ. Поэтому именно градостроительным регламентом и будут определены предельные размеры земельных участков и параметры строительства (реконструкции) объектов капитального строительства.

Не смотря на это, земельное нормирование как таковое, безусловно, не исчезнет, но его сфера действия изменится. Сохранится в неизменном виде, например, земельно-правовое нормирование предельных размеров земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, поскольку для сельскохозяйственных угодий градостроительный регламент не устанавливается (ч.6 ст.36 ГрК РФ). Применительно же к другим предельным размерам, деятельность органов местного самоуправления будет скорректирована следующим образом. Если, например, градостроительным регламентом для соответствующей зоны малоэтажного строительства в поселении (сельском муниципальном образовании) предусмотрен минимальный размер земельного участка 0,06 га, а максимальный размер 0,15 га, то орган местного самоуправления в порядке ст.33 ЗК РФ может установить, например, что из муниципальной собственности в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства предоставляются земельные участки за плату в размере 10 соток, а бесплатно – от 6 до 8 соток.

Как следует из ч.8 ст.36 ГрК РФ, если предельные размеры уже существующих земельных участков либо объектов капитального строительства не соответствуют градостроительному регламенту, то они сохраняются бессрочно, кроме случаев, когда использование таких участков и объектов опасно для жизни и здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.

2. Наряду с предельными размерами земельных участков, комментируемая статья определяет и предельные параметры и виды размещения объектов недвижимости. Это означает, что в каждой территориальной зоне (или даже подзоне) определяются минимальные отступы от границ земельного участка (например, не менее 2 метров для малоэтажного жилого дома), предельное количество этажей или высота объекта (не выше 6 метров или максимум три этажа) и максимальный процент застройки площади земельного участка (например, должно быть застроено не более 75 % или ¾ от общей площади земельного участка).

Прогрессивность данного подхода к определению параметров и видов застройки земельного участка очевидна. Теперь гражданину либо юридическому лицу нет необходимости согласовывать с органом публичной власти все параметры застройки, поскольку он получает возможность выбрать их самостоятельно. Например, в вышеприведенном случае, гражданин сам вправе определить, что его индивидуальный жилой дом в зоне застройки малоэтажными жилыми домами будет включать два этажа, отступ от границы земельного участка будет составлять 4 метра, а максимальный процент застройки земельного участка составит 57 %. Такой выбор является правомерным и не будет зависеть от чьего-то «усмотрения».

3. Поскольку с крупных муниципальных образованиях (городских округах) могут существовать одинаковые территориальные зоны (например, в городе может быть не одна, а несколько зон застройки среднеэтажными домами или зон застройки индивидуальными жилыми домами), то предельные размеры земельных участков либо параметры разрешенного строительства (реконструкции) в каждой такой зоне могут различаться в силу исторических, архитектурных и иных традиций застройки отдельно взятого населенного пункта, в связи с чем все вышеуказанные показатели будут естественным образом варьироваться.

Поэтому совершенно оправдано ч.3 комментируемой статьи определяет, что в пределах любой территориальной зоны могут быть установлены подзоны с одинаковыми видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (то есть для них будет установлен одинаковый правовой режим). Однако для каждой такой подзоны будут различаться предельные размеры земельных участков и параметры разрешенного строительства (реконструкции). Следовательно, если в пределах городского округа установлено три подзоны застройки индивидуальными жилыми домами в соответствии с определенными видами разрешенного использования, то допустимо закрепление для каждой из них различных параметров минимальных отступов от границ земельных участков или максимального процента застройки в границах земельного участка.

admin