Прописка РБ

  1. Какие документы нужны для прописки новорождённого по месту его жительства
  2. Какие документы нужны для прописки в квартиру (смены места регистрации)
  3. Инстанции, в которые необходимо обращаться для оформления прописки

Прописка (регистрация) – процедура, фиксирующая индивида в качестве жителя определённого административного района. В соответствии с адресом постоянной регистрации происходит долгосрочное прикрепление к районной поликлинике, становится возможной постановка в очередь на улучшение жилищных условий, на посещение дошкольного учреждения образования для ребёнка и пр.

Существует два принципиально разных вида регистрации: постоянная и временная. Временная прописка в Минске может быть нужна по разным причинам, но самая частая – это необходимость устроить ребёнка в детский сад. Большинство же организационных «гражданских» вопросов решаются и без наличия временной регистрации. Так, например, для того, чтобы оформить договор на срочное (до 1 года) прикрепление к районной поликлинике, достаточно паспорта и заявления. В некоторых поликлиниках требуют договор аренды жилого помещения, однако юристы не раз заявляли о незаконности данных требований. Если рассматривать вопрос комплексно, то можно заметить, что временная прописка в Беларуси – это очень мифологизированная тема, и граждане зачастую придумывают дополнительные трудности на тему этого вопроса, которых в действительности не существует. Одним из популярных мифов является миф о том, что регистрация в квартире является необходимым требованием для трудоустройства. На самом же деле, работодатель не имеет права отказать в трудоустройстве по причине отсутствия постоянной или временной прописки в том городе, где находится рабочее место.

Есть ряд процедур, возможных для осуществления лишь при наличии постоянной прописки. К этим процедурам относятся:

  • Постановка в очередь на улучшение жилищных условий;
  • Замена или восстановление документов;
  • Постановка автотранспортного средства на учёт и снятие с него;
  • Регистрация брака в ЗАГСе

Какие документы нужны для прописки новорождённого по месту его жительства

Новорождённые регистрируются по адресу, где проживают родители (один из родителей). Недостаточное количество метров жилой площади не может стать причиной отказа в прописке новорождённого. Госпошлину за прописку граждан, которые младше 18 лет, платить не надо. Для регистрации новорождённого необходимы следующие документы:

  • Медицинская справка о рождении (выдаётся в роддоме);
  • Паспорта отца и матери;
  • Документ, фиксирующий заключение брака родителей;
  • Свидетельства о рождении матери и отца

Какие документы нужны для прописки в квартиру (смены места регистрации)

В ходе жизни большинство граждан как минимум однажды меняют место постоянного проживания. Нередко это связано с тем, что их надо выписать их квартиры, где они проживали раньше, и зарегистрировать по новому адресу.

Вопрос о регистрации граждан по месту жительства регулируется Указом Президента «413 от 07.09.2007. В данном указе зафиксировано, что для прописки по месту жительства должны быть предоставлены:

  • Паспорт (документ, удостоверяющий личность) или доверенность, если документы предоставляет не гражданин лично, а его представитель.
  • Военный билет и временный документ (удостоверение призывника), в котором обязательно должна стоять отметка о постановке на учёт в данном административном районе. Это необходимо для своевременной и наиболее полной регистрации всех военнообязанных граждан.
  • Домовую книгу (если таковая имеется), когда оформляется прописка в жилом доме с одной квартирой.
  • Документ, который является основанием для оформления регистрации по данному адресу.
  • Квитанция (иной документ), подтверждающая, что государственная пошлина за оформление регистрации была оплачена.
  • Согласие законного представителя ребёнка, выраженное в письменной форме в соответствии с формальными требованиями, на прописку по адресу места проживания иного законного представителя.
  • Согласие законных представителей ребёнка, выраженное в письменной форме в соответствии с формальными требованиями, на регистрацию его не по месту их жительства.

Инстанции, в которые необходимо обращаться для оформления прописки

Оформление постоянной регистрации — не самая простая процедура, и требует слаженной работы нескольких государственных структур. Для того, чтобы прописаться доме или квартире, надо обратиться в следующие инстанции:

  • Отдел, занимающийся вопросами гражданства и миграции ОВД;
  • Организация, занимающаяся вопросами функционирования жилищного фонда;
  • Кооператив или товарищество собственников по месту запрашиваемой регистрации (при наличии таких объединений);
  • В сельский или поселковый исполком, если регистрация производится не в городской черте;
  • В организацию, ответственную за регистрацию. Таковой является организация, чьей собственностью является жильё или в чьём хозяйственном ведении оно находится.

На вопросы отвечает нотариус Могилевского нотариального округа Юлия Шелковина

Мой будущий муж – гражданин Российской Федерации. Я – гражданка Беларуси, прописана у мамы, она главный квартиросъемщик. Еще в этой квартире прописан мой родной брат. Если я выйду замуж, сможет ли мой муж претендовать на квартиру, если вдруг мы разведемся? Кто может прописать его в квартире? На что он сможет претендовать в этом случае?

Для регистрации вашего супруга по месту жительства в принадлежащую вашей маме квартиру необходимо предварительно получить письменное согласие ее, вашего брата и, разумеется, ваше. Следует знать, что законодательством установлены для регистрации граждан по месту жительства ограничения. Они касаются закрытых военных городков, жилых помещений, если после регистрации гражданина обеспеченность общей площадью такого жилого помещения станет менее 15 кв. м на одного человека (в Минске – менее 20 кв. м на одного человека), жилых помещений, если после регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства, которому предоставлен статус беженца или предоставлено убежище в Республике Беларусь, обеспеченность жилой площадью такого жилого помещения станет менее 6 кв. м на одного человека.

После регистрации вашего супруга в квартиру у него будут только права владения и пользования этим жилым помещением как в период брака, так и в случае его расторжения. Право собственности на эту квартиру (на долю в праве собственности) у него возникнет лишь в том случае, если в период вашего брака эта квартира (доля в праве собственности) будет вами выкуплена у мамы и у вас будет отсутствовать брачный договор, которым установлен иной режим совместно нажитого имущества.

У моего отца в собственности есть квартира и гараж. После смерти матери отец начал злоупотреблять спиртными напитками. Я беспокоюсь, что он пропьет все имущество и окажется на улице. Как я могу повлиять на ситуацию?

Гражданским кодексом Республики Беларусь предусмотрена возможность ограничения в дееспособности лиц, которые злоупотребляют спиртными напитками, наркотическими средствами либо психотропными веществами и ставят свою семью в тяжелое материальное положение. Ограниченный в дееспособности гражданин вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки. Совершать же другие сделки, в том числе связанные с отчуждением недвижимости, а также распоряжаться своей заработной платой, пенсией, иными доходами он может только с согласия попечителя.

Ограничение дееспособности устанавливается решением суда. В соответствии с законодательством правом на обращение в суд наделены члены семьи гражданина, прокурор, орган опеки и попечительства, а также общественные объединения, уставом или положением которых предоставлено такое право.

Можно ли продать долю квартиры, если совладелец умер?

Если собственник намерен продать принадлежащую ему долю квартиры, то об этом необходимо известить остальных участников долевой собственности, которые имеют преимущественное право покупки продаваемой доли. В случае смерти кого-либо из участников долевой собственности продать свою долю можно только после истечения срока, установленного законодательством для принятия наследства (6 месяцев). Только по истечении этого срока, когда круг наследников умершего участника долевой собственности определится, можно продавать свою долю, предварительно известив этих наследников о продаже.

Если не представляется возможным установить круг наследников или они отсутствуют, продать свою долю квартиры можно, но при таком условии продажи любой участник долевой собственности имеет право в течение трех месяцев требовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя, о чем нотариус разъяснит вам при удостоверении договора.

По информации «Народная газета», 25 октября 2019 г.

Действие соответствующего Указа Президента распространяется на:

  • граждан РБ;
  • представителей иностранных государств;
  • лиц без определенного гражданства.

Обратите внимание! Ранее существующая система прописки упразднена, а сам термин «прописка» выведен из официального оборота, на смену которому пришел термин «регистрация». Аналогичные нормативные акты были приняты в большинстве стран бывшего СССР.

Между тем суть процедуры осталась прежней — фиксация факта проживания индивида в пределах определенного административного района. Однако в советской системе контроля миграции населения прописка в Минске или другом населенном пункте могла быть запрещена местными административными органами управления, что являлось грубым нарушение права на свободу выбора места жительства. Отказать человеку в регистрации по месту проживания при наличии законных прав государственные органы не могут. Временная прописка также заменена на регистрацию по месту пребывания.

Особенности регистрации в Минске и других городах РБ

Несмотря на провозглашение свободы выбора места проживания, которую ущемляла прописка советского образца, некоторые ограничения все же существуют. Регистрация граждан в Минске запрещена, если после ее свершения на долю каждого из проживающих будет приходиться менее 20 кв. м. жилой площади (как правильно рассчитать жилую площадь помещения читайте в статье). Для других населенных центров республики лимит установлен на уровне 15 кв. м. Исключение существует для владельца объекта недвижимости, а также, если регистрируемый приходится собственнику жилплощади в Минске:

  • супругом, супругой;
  • матерью, отцом;
  • совершеннолетним ребенком (собственным или усыновленным);
  • усыновителем, удочерителем;
  • законным подопечным;
  • несовершеннолетним родным братом и сестрой не имеющих родителей.

Для остальных городов и поселков список категории лиц, регистрация которых происходит без учета лимита жилой площади, кроме перечисленных категорий граждан также включает:

  • родных братьев и сестер имеющих родителей;
  • родных дедов, бабушек;
  • внуков.

Обратите внимание! Если жилая площадь находится в долевой собственности, то разрешение на регистрацию должны дать все владельцы объекта недвижимости.

Также владельцы нескольких объектов недвижимости могут быть зарегистрированы только по местонахождению одного из них, при этом некоторые права сохраняются. Например, если вы собственник квартиры в Минске, но адрес регистрации смените на месторасположение дома в деревне, то по-прежнему сможете обслуживаться в столичной поликлинике, если обратитесь в медицинское учреждение и подадите соответствующее заявление.

Перечень документов для процедуры регистрации

Необходимо знать, какие документы нужны для регистрации, и в какие органы обращаться. В общем случае предоставляются:

  • удостоверение личности;
  • военный билет после постановки на учет;
  • домовая книга (при наличии);
  • документально оформленное основание для регистрации;
  • квитанция об уплате госпошлины;
  • письменное согласие представителей несовершеннолетнего.

Документы для регистрации новорожденного по месту жительства в РБ подают в следующем составе:

  • справка о рождении из роддома;
  • паспорта родителей;
  • свидетельство о заключении брака;
  • свидетельства о рождении обоих супругов.

Для прохождения процедуры регистрации необходимо обратиться в несколько инстанций:

  • ОВД, отдел по вопросам граждан и миграции;
  • представительство жилищного фонда;
  • товарищество домовладельцев, кооператив;
  • исполнительный комитет села или поселка;
  • организацию ответственную за регистрацию.

Процедура регистрации занимает не более 3 рабочих дней. Еще 3 дня дается на снятие с учета по прошлому месту проживания, которое происходит автоматически, без непосредственного участия гражданина.

Нюансы временной регистрации

Много вопросов вызывает временная регистрация для граждан в Беларуси. Во-первых, необходимо помнить, что в общем случае граждане имеют право, но вовсе не обязаны проходить процедуру, если они покидают место постоянного проживания более чем на 30 календарных дней. Временная регистрация обязательна для следующих категорий лиц:

  • иногородние студенты на дневной форме обучения;
  • иностранцы;
  • лица без определенного гражданства;
  • военнослужащие;
  • проживающие на постоянной основе за границей граждане РБ.

Регистрация по месту пребывания в Беларуси носит временный характер и в общем случае оформляется на срок не более года. Официальным подтверждением служит выдаваемое свидетельство. Штамп в паспорте и регистрация по месту проживания остаются действительными.

Пакет предоставляемых в регистрирующие органы документов практически такой же, как при регистрации по месту постоянного проживания. Срок действия временного свидетельства можно продлить, но начинать оформление следует только за 10 дней до его истечения.

Преимущества регистрации по месту пребывания

Для жителей республики временная регистрация в Беларуси — не более чем возможность максимально реализовать гражданские права. Она помогает трудоустроиться, если работодатель демонстрирует предвзятое отношение к этому аспекту, несмотря на тот факт, что отказ в трудоустройстве на основании отсутствия регистрации с точки зрения закона неправомерен. При желании в судебном порядке можно отстоять свои законные права, но это долго и далеко не всегда оправданно.

Также значительно легче устроить ребенка в детский сад или школу, потому что местные дети получают приоритет и вам попросту может не хватить места. Еще одно преимущество, которое дает временная регистрация — участие в выборах по месту пребывания. Некоторые граждане пользуются регистрацией по месту пребывания с целью экономии на коммунальных услугах, обслуживания в медицинских учреждениях вдали от реального места проживания.

admin