Прохождение медосмотра в рабочее время

Нужно ли сотруднику после прохождения медосмотра возвращаться на работу, если рабочий день еще не закончился?

Ответ подготовлен экспертами «Альвенты» в феврале 2018 г.

Нужно ли сотруднику после прохождения медосмотра возвращаться на работу, если рабочий день еще не закончился?

Согласно ст. 185 ТК РФ на время прохождения медицинского осмотра (обследования) за работниками, обязанными в соответствии с ТК РФ проходить такой осмотр (обследование), сохраняется средний заработок по месту работы.

В силу ст. 91 ТК РФ рабочее время — время, в течение которого работник, в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора, должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.

Из буквального толкования закона следует, что работодатель оплачивает только время прохождения медосмотра, время до него и после него является рабочим, в течение которого работник должен выполнять свою трудовую функцию.

Однако на законодательном уровне вопрос о том, должен ли работник после медосмотра возвращаться на работу, не урегулирован.

В соответствии со ст. 8 ТК РФ работодатель может принимать локальные акты, содержащие нормы трудового права. Соответственно, вопрос о том, должен ли работник возвращаться после прохождения медосмотра на работу или он может быть свободен в этот день, может быть урегулирован в локальном нормативном акте.

Таким образом, по общему правилу работник после прохождения медосмотра должен вернуться на работу и отработать оставшееся время. Локальным нормативным актом может быть предусмотрена возможность работника не возвращаться в этот день на работу.

Ответ предоставлен на основе документов из справочной правовой системы КонсультантПлюс:

  • Ст. 8, 185 ТК РФ;
  • Консультация в форме «Вопрос-ответ»: …работник занят на работе с опасными условиями труда. В соответствии с трудовым договором рабочий день установлен с 9.00 до 18.00, один час с 13.00 до 14.00 — обед. Обязан ли работник после прохождения очередного медицинского осмотра вернуться на работу и доработать остаток трудового дня? (Консультация эксперта, 2011).

В соответствии со ст. 212 ТК РФ работодатель обязан в предусмотренных нормативными правовыми актами случаях организовывать проведение за счет собственных средств обязательных периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за работниками места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований). Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее — Порядок), утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н.

Согласно п. 25 Порядка календарный план периодического медицинского осмотра работников разрабатывается и утверждается медицинской организацией по согласованию с работодателем (его представителем). Работодатель не позднее чем за 10 дней до согласованной с медицинской организацией датой начала проведения периодического осмотра обязан ознакомить работников, подлежащих периодическому осмотру, с календарным планом (п. 26 Порядка). В соответствии с п. 28 Порядка для прохождения периодического осмотра работник обязан прибыть в медицинскую организацию в день, установленный календарным планом.

Вопрос о правомерности направления работника на периодический медицинский осмотр в его выходной день в законодательстве прямо не урегулирован, и какие-либо требования или ограничения по поводу установления даты периодического медицинского осмотра Порядком не установлены.

С одной стороны, выходной день является временем отдыха работника (ст.ст. 106, 107 ТК РФ), которое он вправе использовать по своему усмотрению. Напомним, что выходными днями для сотрудников со сменным режимом работы будут дни, в отношении которых в графике сменности указано, что они выходные (часть третья ст. 111 ТК РФ). Соответственно, работник имеет право отказаться от прохождения медицинского осмотра в день, являющийся для него выходным. В то же время работодатель обязан отстранить от работы сотрудника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр (часть первая ст. 76 ТК РФ).

С другой стороны, в период прохождения медосмотра работник не трудится, то есть запрет на привлечение работника к работе в выходные дни (ст. 113 ТК РФ) и предоставление в связи с этим гарантий и компенсаций (ст. 153 ТК РФ) в данном случае не применимы. Соответственно, прохождение работником периодического медицинского осмотра в свой выходной день не противоречит трудовому законодательству. Так, Норильский городской суд Красноярского края в решении от 20.09.2012 по делу N 2-1481/2012 расценил непрохождение работником обязательного медицинского осмотра, дата которого выпадала на период отдыха работника, как уважительную причину непрохождения медицинского осмотра. При этом сам факт направления работника на периодический медицинский осмотр в день, приходящийся на время отдыха работника, судом не был расценен как нарушение трудового законодательства. В этой связи смотрите также определение Санкт-Петербургского городского суда от 25.01.2011 N 33-878/11.

В соответствии со ст. 185 ТК РФ на время прохождения медицинского осмотра (обследования) за работниками, обязанными в соответствии с Трудовым кодексом РФ проходить такой осмотр (обследование), сохраняется средний заработок по месту работы. При этом предусмотренные трудовым законодательством гарантии сохранения среднего заработка за работником в течение определенного времени не предполагают выплату работнику средней заработной платы в большем размере, чем если бы он продолжал работу (смотрите решение Верховного Суда РФ от 25.05.2006 N ГКПИ06-366, определение Верховного Суда РФ от 08.08.2006 N КАС06-284). Таким образом, по смыслу закона, средний заработок должен сохраняться за работником на время прохождения медицинского осмотра только при совпадении осмотра с рабочим временем, поэтому сотрудникам, проходящим медосмотр в свой выходной день, оплату среднего заработка за время медосмотра производить не нужно.

В то же время отметим, что отдельные контролирующие органы придерживаются иного мнения, указывая, что ст. 185 ТК РФ не предусматривает исключений для случая направления работника на медицинский осмотр в выходной для него день. Следовательно, работодатель обязан сохранить за сотрудником средний заработок за день прохождения медицинского осмотра, попадающего на выходной день. В этой связи смотрите ответ Государственной инспекции труда в Смоленской области от 20.09.2012 на вопрос: «Работодатель отправил работника на прохождение периодического медицинского осмотра в его выходной день согласно графику сменности. Обязан ли работодатель оплатить работнику этот день согласно ст. 185 ТК РФ?» (http://git67.rostrud.ru/questioner/xPages/page.10.html).

В отношении заполнения табеля учета рабочего времени обращаем Ваше внимание на следующее.

В силу части четвертой ст. 91 ТК РФ работодатели обязаны вести учет фактически отработанного каждым сотрудников времени. Для целей учета рабочего времени применяются унифицированные формы N Т-12 и N Т-13, утвержденные постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1. Указания по применению и заполнению форм первичной учетной документации предусматривают, что эти формы применяются для учета времени, фактически отработанного и (или) не отработанного каждым работником организации, для контроля за соблюдением работниками установленного режима рабочего времени, для получения данных об отработанном времени, расчета оплаты труда, а также для составления статистической отчетности по труду. Время отдыха работника (выходной день), в которое он проходил периодический медицинский осмотр, должно отмечаться в табеле соответствующим кодом «В».

В соответствии со ст. 228 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК), на время прохождения обязательных медицинских осмотров за работником сохраняются его место работы (должность) и средний заработок.
Следовательно, если медосмотр проходит в РАБОЧЕЕ время, работнику выплачивается заработная плата в общеустановленном порядке.
В соответствии со ст. 275 ТК, обязательные ежегодные медицинские осмотры НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ работников проводятся в РАБОЧЕЕ время с сохранением среднего заработка.
Таким образом, проведение медосмотра именно в РАБОЧЕЕ время установлено для НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ работников. В отношении иных категорий работников ТК такого требования не устанавливает. Следовательно, совершеннолетние работники могут быть направлены на медосмотр приказом нанимателя и в свободное от работы время.
Отвечая на Ваш вопрос, является ли прохождение медосмотра в свободное от работы время «сверхурочной работой», следует отметить, что по ст. 119 ТК «сверхурочной считается РАБОТА, выполненная работником по предложению, распоряжению или с ведома нанимателя сверх установленной для него продолжительности рабочего времени». В соответствии со ст. 30 Налогового кодекса Республики Беларусь, «РАБОТОЙ признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц». Следовательно, прохождение работником медосмотра НЕ ЯВЛЯЕТСЯ РАБОТОЙ (а значит, тем более не может называться сверхурочной работой), и поэтому не подлежит оплате (если, конечно, медосмотр проведен в свободное время).
В то же время наниматель ВПРАВЕ оплатить затраченное работником на медосмотр время из прибыли нанимателя.
Работник не вправе отказаться от прохождения медосмотра (в т.ч. если наниматель принял решение о его проведении в свободное время – это право нанимателя), так как по ст. 232 ТК работник ОБЯЗАН проходить в установленном порядке медицинские осмотры.
В случае непрохождения медосмотра работник должен быть отстранен от работы в соответствии со ст. 49 ТК.

×

Правила использования сервисов и информации

пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф»

Правила использования сервисов и информации пользователями (далее – Правила) системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» (далее – Система) относятся ко всем без исключения электронным сервисам Системы, доступ к которым осуществляется через разделы и страницы Интернет-портала http://онлайнинспекция.рф (далее – Портал). Настоящие Правила регулируют поведение всех без исключения зарегистрированных в Системе пользователей и не зарегистрированных посетителей Портала.

1. Термины и понятия, используемые в настоящих Правилах

1.1 В настоящих Правилах используются следующие термины и понятия:

Система – система электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».

Сервисы – основные и дополнительные инструменты, предлагаемые Пользователю для взаимодействия с органами власти.

Портал – информационный ресурс, созданный с целью взаимодействия граждан с Системой, находящийся в сети Интернет по адресу: http://онлайнинспекция.рф.

Администрация портала – должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и представители исполнителя работ по государственному контракту на осуществление технического сопровождения Портала, осуществляющие оперативное управление Порталом.

Пользователь – лицо, зарегистрированное на Портале, которому предлагается использовать услуги и сервисы, предоставляемые Порталом.

Модератор – представитель Администрации портала, обрабатывающий сообщения пользователей.

Модерация – процесс обработки и анализа соответствия сообщения Пользователя положениям настоящих Правил использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» и Пользовательского соглашения.

2. Общие правила

2.1. Для доступа к публикации сообщений на Портале (обсуждения, комментарии, вопросы и использование любых других способов взаимодействия Пользователя с Системой), каждый Пользователь Портала обязан ознакомиться и согласиться с настоящими Правилами.

2.2. После ознакомления с текстами Правил пользования и Пользовательского соглашения, подтвердив согласие с ними на странице регистрации или отправки сообщения, каждый Пользователь указанными действиями заключает с Администрацией Портала соглашение о регулировании их взаимоотношений.

2.3. Администрация Портала обладает правом осуществлять модерацию через представителей Администрации Портала – модераторов.

2.4. Настоящие Правила могут быть изменены путем внесения изменений соответствующим приказом Федеральной службы по труду и занятости.

3. Регистрация пользователей

3.1. На Портале существует система регистрации пользователей. Только зарегистрированные пользователи имеют возможность интерактивного взаимодействия с сервисами Системы.

3.2. Для регистрации на Портале Пользователь указывает действующий адрес электронной почты – на него будут направляться уведомления о текущем статусе опубликованных сообщений (обращений), выбирает условное имя Пользователя («ник»).

3.3. При регистрации Пользователя Система запрашивает пароль к регистрируемому логину. Этот пароль должен быть известен только Пользователю и не должен сообщаться третьим лицам. Используемый пароль может быть изменён Пользователем в специальном разделе Портала – Профиле Пользователя.

3.4. При регистрации Пользователя Система инициирует процесс авторизации посредством отправки смс-сообщения с кодом активации на телефон Пользователя, указанный при регистрации. Полученный пароль необходимо ввести в специальное поле в открывшемся окне. Только после ввода пароля учётная запись активируется.

3.5. Для пользователей, имеющих учётную запись на Портале государственных услуг (http://www.gosuslugi.ru/), предоставлена возможность авторизации посредством логина и пароля от данной учётной записи. В случае осуществления регистрации данным способом верификация посредством смс-сообщения исключена.

4. Публикация обращений

4.1. Каждый зарегистрированный Пользователь может публиковать обращение.

4.2. Обращения публикуются в соответствии с предложенным классификатором категорий проблем.

4.3. Для создания обращения необходимо заполнить форму обращения. В форме обращения Пользователь должен указать свои настоящие данные.

4.4. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о себе, как о заявителе:

— адрес проживания заявителя;

— фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя;

— номер мобильного телефона заявителя (в случае отсутствия мобильного телефона, необходимого при регистрации в Системе, заявитель вправе подать обращение напрямую на адрес электронной почты территориального органа Роструда. Перечень территориальных органов Роструда размещён на едином информационном портале Федеральной службы по труду и занятости в сети «Интернет» (http://rostrud.ru/). В случае если Пользователь не был зарегистрирован ранее на Портале, на данный указанный номер телефона поступит код активации, который необходимо ввести в специальное поле в появившемся окне с целью активации учётной записи Пользователя и его обращения;

— электронный адрес, на который будут поступать уведомления о ходе решения проблемы.

Администрация Портала обеспечивает неразглашение третьим лицам всех введённых в процессе регистрации пользовательских данных, за исключением случаев, оговоренных Пользовательским соглашением.

4.5. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о месте работы:

— регион, город и точный фактический адрес организации, сотрудником которой он является (-лся);

— данные об организации: название, организационно-правовая форма, юридический адрес, данные о руководителе;

— сведения о своей должности и периоде работы;

— сведения о третьих лицах, упоминание которых требуется для полного описания проблемы.

4.6. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о своей проблеме:

— пояснения к сложившейся ситуации;

— фотоматериалы.

Информация, внесённая в поле «Пояснения к сложившейся ситуации», становится публичной и должна носить общий характер. В данном поле запрещается упоминание персональных данных третьих лиц. В случае если заявитель нарушает данный пункт правил, за публикацию информации несёт ответственность сам Пользователь.

Фотоматериалы являются закрытой информацией по умолчанию и могут быть опубликованы в публичном доступе по решению Пользователя.

4.7. Перед отправкой заявления Пользователь соглашается с настоящими Правилами использования сервисов и информации пользователями Системы и принимает соглашение об обработке персональных данных. В случае несогласия с данными условиями каждый Пользователь вправе отказаться от использования ресурса и воспользоваться другими предложенными на официальных ресурсах ведомства видами связи.

4.8. На Портале применяется пост-модерация сообщений. Сообщения публикуются сразу после размещения пользователями и, если они нарушают настоящие Правила, удаляются, или модератором направляется письмо Пользователю с просьбой устранить нарушение.

4.9. Причины отказа в публикации сообщения или предложения внести коррективы:

— игнорирование правил правописания и ненормативная лексика, сообщение написано не на государственном языке Российской Федерации или содержит большое количество орфографических и синтаксических ошибок, написан заглавными буквами, содержит ненормативную лексику, в том числе в завуалированной форме;

— отсутствие логической связи между предложениями в обращении, которое не позволяет понять общий смысл описываемого случая;

— коммерческие цели и реклама – если, по мнению модератора, публикуемые сведения прямо или косвенно нацелены на извлечение прибыли;

— недостаточность описания либо безосновательные обвинения – модератор оставляет за собой право отклонить случай, если сведения, указанные в нём, не позволяют сделать вывод об имеющемся правонарушении;

— не проходят модерацию случаи, в которых нет конкретного указания на проблему, присутствуют вопросы риторического характера;

— не проходят модерацию случаи, которые не соответствуют выбранной Пользователем категории;

— не проходят модерацию сообщения, которые дублируют ранее опубликованные сообщения (текст сообщения полностью повторяет текст предыдущего сообщения, то есть не несёт новой информации).

4.10. Пользователь может ознакомиться с ответом по опубликованному обращению в своем личном кабинете, предварительно пройдя авторизацию на Портале.

Мой взгляд на ситуацию.
Наниматель обязан организовать прохождение медосмотра. Работник не имеет права приступать к работе без положительного результата медосмотра или вообще без наличия оного. Адекватно ситуации — наниматель не имеет права допускать работника к работе без заключения медкомиссии.
Вывод:
1. За нанимателем стоит обязанность обеспечения медосмотра. В силу особенностей работы медицинских учреждений, они предлагают наиболее удобное для них (медучреждений).
2. В случае необходимости прохождение работником этого медосмотра с отрывом от производства, наниматель обязан сохранить за работником средний заработок за этот день.
3. Работник может отказаться от прохождение медосмотра в рабочий день или в выходной. В этом случае, думаю, уместно будет говорить, что работник самостоятельно обязан будет обеспечить прохождение медосмотра, так как без наличия его заключения, наниматель не имеет права допускать его к работе.
4. Если медосмотр назначен на день, являющийся для работника выходным и работник не отказывается от его прохождения — средний заработок не сохраняется.
давайте рассмотрим нормы статьи 228 ТК. Нормами этой статьи предусмотрено, что для обеспечения безопасности труда и предупреждения профессиональных заболеваний, а также в целях охраны здоровья населения наниматель обязан организовать проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, где в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе, а также во внеочередном медицинском осмотре при ухудшении состояния здоровья работника.
Обратите внимание — четко прописано «обязан организовать», а не обеспечить работнику условия!
Далее, нормами этой статьи предусмотрено, что на время прохождения предусмотренных настоящей статьей медицинских осмотров за работником сохраняются его место работы (должность) и средний заработок.
Абсолютно логично предположить, что речь в данной норме идет именно о необходимости сохранения среднего заработка в случаях, когда дата медосмотра совпадает с рабочим днем работника, так как при необходимости прохождения медосмотра в выходной день совершенно не имеет смысла сохранять за работником его место работы или должность.
Так же,нормами рассматриваемой статьи установлено, что порядок проведения обязательных медицинских осмотров работников устанавливается республиканским органом государственного управления в области здравоохранения по согласованию с республиканским органом государственного управления в сфере труда.
На сегодняшний день документом, регулирующим вопрос проведения медосмотров, является «ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ РАБОТНИКОВ», утвержденный пеостановлением Министерства здравохренения Республики Беларусь от 08.08.2000 №33 и согласованный с министром труда Республики Беларусь И.А. Ляхом 04.08.2000г. Согласно пункта 17 указанного документа, лечебно-профилактическое учреждение, обеспечивающее проведение периодических осмотров, на основании списка контингентов не позднее 1 февраля составляет график проведения медицинских осмотров, который утверждается исполнительным комитетом и доводится до нанимателей.
Другими словами, за нанимателем не сохраняется право на выбор дней проведения медосмотра, которые будут наиболее удобные для производства. Соответственно и норма статьи 228 ТК, обязывающая нанимателя сохранить место работы (должность) и средний заработок за работником в течении срока прохождения медосмотра, направлена на обеспечение гарантии работнику, что заработок, который он мог бы заработать за рабочий день, объявленный днем прохождения медосмотра, не пропадет и будет сохранен. Однако никакого отношение к выходному дню эта норма иметь не может, в силу обоюдных обязательств: нанимателя — организовать медосмотр, работника — пройти его.

admin