Программа защита свидетелей

Значительное количество граждан, ставших жертвами преступлений, не обращаются в правоохранительные органы, опасаясь мести со стороны преступников либо не веря в эффективность государственной защиты.

Законодательство Российской Федерации о государственной защите свидетелей основывается на Конституции РФ и состоит из Федерального закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», Уголовного кодекса РФ, Уголовно-процессуального кодекса РФ, Уголовно-исполнительного кодекса РФ, Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», других федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, а также международных договоров РФ.

Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» был принят 20 августа 2004 года.

В соответствии с действующей редакцией ФЗ от 30 ноября 2011 года под государственной защитой потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства понимается «осуществление мер безопасности, направленных на защиту их жизни, здоровья и (или) имущества, а также мер социальной поддержки указанных лиц в связи с их участием в уголовном судопроизводстве уполномоченными на то государственными органами».

Государственной защите в соответствии с законодательством подлежат следующие участники уголовного судопроизводства:

1) потерпевший;
2) свидетель;
3) частный обвинитель;
4) подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, их защитники и законные представители, осужденный, оправданный, а также лицо, в отношении которого уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено;
5) эксперт, специалист, переводчик, понятой, а также участвующие в уголовном судопроизводстве педагог и психолог;
6) гражданский истец, гражданский ответчик;
7) законные представители, представители потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя.

Государственной защите также подлежат установленные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации близкие родственники, родственники и близкие лица, противоправное посягательство на которых оказывается в целях воздействия на лиц, указанных в пунктах 1 и 2.

Меры государственной защиты могут быть также применены до возбуждения уголовного дела в отношении заявителя, очевидца или жертвы преступления либо иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления.

Органами, обеспечивающими государственную защиту, являются:

1) органы, принимающие решение об осуществлении государственной защиты;
2) органы, осуществляющие меры безопасности;
3) органы, осуществляющие меры социальной поддержки.

Решение об осуществлении государственной защиты принимают суд (судья), начальник органа дознания, руководитель следственного органа или следователь с согласия руководителя следственного органа, в производстве которых находится заявление (сообщение) о преступлении либо уголовное дело, если иное не предусмотрено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Согласно ФЗ в отношении защищаемого лица могут применяться одновременно несколько либо одна из следующих мер безопасности:

1) личная охрана, охрана жилища и имущества;
2) выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности;
3) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;
4) переселение на другое место жительства;
5) замена документов;
6) изменение внешности;
7) изменение места работы (службы) или учебы;
8) временное помещение в безопасное место;
9) применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое.

В отношении защищаемого лица могут применяться также другие меры безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Меры безопасности, предусмотренные пунктами 4-7 части, осуществляются только по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях.

Основаниями применения мер безопасности являются данные о наличии реальной угрозы убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве, установленные органом, принимающим решение об осуществлении государственной защиты.

10 апреля 2006 года в целях реализации ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» была утверждена Государственная программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006-2008 годы».

В ходе применения государственной программы в 2006-2008 годах 3296 участников уголовного судопроизводства были охвачены программными мероприятиями.

В отношении их были осуществлены 3842 меры безопасности. Преимущественно применялись меры безопасности «личная охрана, охрана жилища и имущества» и «обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице». В большинстве случаев государственная защита требовалась свидетелям (63,2 процента), реже — потерпевшим (23 процента), подозреваемым и обвиняемым (3,12 процента).

2 октября 2009 года постановлением правительства РФ была утверждена государственная программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009-2013 годы».

Программа разработана в соответствии с ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и учитывает опыт реализации Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006-2008 годы», а также зарубежный опыт планирования и проведения мероприятий в этой области.

Программа направлена на осуществление определенных ФЗ мер безопасности и социальной поддержки защищаемых лиц независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений.

2 декабря 2011 года президент России Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 219 и 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». Закон установил порядок финансового обеспечения мер безопасности, аналогичный порядку финансового обеспечения оперативно-розыскной деятельности.

21 сентября 2012 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил правила переселения потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на другое место жительства в целях обеспечения их безопасности.

Согласно утвержденным правилам, переселение защищаемых лиц осуществляется за счет средств федерального бюджета. До переселения защищаемым могут заменить документы. При этом переселение осуществляется с соблюдением конфиденциальности сведений о защищаемом лице и применяемых в отношении его мерах безопасности. При переселении возможные места жительства подбираются специальным органом, осуществляющим меры безопасности, с учетом характера угрозы.

В соответствии с указом президента Дмитрия Медведева от 6 сентября 2008 года в МВД РФ было образовано специальное структурное подразделение — управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите (УОГЗ).

В каждом российском регионе также действуют специализированные подразделения полиции по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите. Компетенция данных подразделений не ограничивается исключительно вопросами осуществления мер безопасности. Они также проводят активные оперативно-розыскные мероприятия, направленные на установление источника угрозы, документирование его противоправной деятельности с последующим привлечением к уголовной ответственности.

В 2011 году сотрудниками подразделений государственной защиты обеспечена безопасность 3289 лиц, для чего применено 5459 мер безопасности. Возбуждено 254 уголовных дел, связанных с угрозой защищаемым лицам.

Под защитой находилось 790 свидетелей, 863 потерпевших, 485 родственников и близких лиц, подвергшихся противоправным посягательствам.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

По голливудским фильмам мы знаем, что в США действует так называемая программа защиты свидетелей, которая позволяет обезопасить людей, дающих на суде ключевые показания, в том числе обличая всесильную мафию. На самом деле такая программа давно есть и в России. Насколько она необходима, востребована и эффективна? Сразу отметим, что у нас эта программа касается в первую очередь потерпевших, а не свидетелей.

До 10 миллионов свидетелей в год

В России соответствующий документ был принят в 2004-м году, заработал в 2005 году, а называется он законом «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». Как следует из статистики МВД, меры безопасности пока что чаще затрагивали потерпевших (34,5%), а среди охраняемых свидетелей (31%) большую часть представляют их родственники (24,5%). При необходимости защита также предоставляется подозреваемым и обвиняемым (8,3%). Кроме того, закон призван обеспечить безопасность и другим, фигурантам судебного процесса, — к примеру, судмедэкспертам и даже переводчикам.

Защитой свидетелей в России занимается Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите МВД РФ. Известно, что сотрудники этого ведомства имеют специальные навыки и проходят особую подготовку. Порой к работе привлекаются гражданские специалисты, к примеру, профессиональные гримеры из киноиндустрии, меняющие внешность защищаемого до неузнаваемости.

Бюджет программы засекречен, но по слухам в полицейской среде, составляет около двух миллиардов рублей в год. В законе на счет денег говорится так: «Средства выделяются на личную охрану, охрану жилища и имущества, на приобретение для защищаемых лиц спецсредств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности, на переселение защищаемых лиц, замену документов и изменение их внешности».

Ежегодно в России совершается, точнее, регистрируется, почти три миллиона различных преступлений. В результате на судебных процессах в год оказывается до десяти миллионов свидетелей. Каждый четвертый из них меняет свои первоначальные показания из-за опасений мести преступников. Это очень много. Но по данным ВНИИ МВД, до принятия программы «защиты свидетелей», свои показания менял чуть ли не каждый второй гражданин, опрашиваемый в суде.

«По программе проходят шестьсот-семьсот человек в год»

Корреспондент «Нашей версии» во время подготовки материла переговорил с сотрудником МВД, который одно время являлся ответственным работником по обсуждаемой программе. Вот его небольшой рассказ:

«Как часто применяется закон?

Наверное, через него проходят около шестисот-семисот человек в год по всей стране. Как правило, это физзащита на время следствия и судебного процесса. Охрана ведется круглосуточно, в том числе в доме-квартире защищаемого. Порой используется конспиративная квартира, и свидетель-потерпевший с сотрудниками полиции проживают в ней. Иногда от нескольких месяцев до полутора лет.

Часто ли люди после суда меняет внешность и паспорт? Это в кино такое любят, в жизни подобных случаев единицы, и не на каждый год есть пример. И все же бывает. Закон действительно предусматривает в крайних случаях смену внешности объекта защиты, новые документы, новое жилье в другом регионе РФ и даже за границей (в странах СНГ) в экстренных случаях, новую работу по специальности. Предусматривается материальная помощь объекту. Само собой, все это за счет бюджета. Никаких конкретных примеров, конечно, не приведу.

Почему закон защиты свидетелей применяется даже к потерпевшим?

Именно они дают решающие показания на обвиняемого, на целую ОПГ, потому находятся в зоне максимального риска.

Почему иногда защищают обвиняемых?

Так они сдают подельников в ходе так называемой сделки с правосудием. То есть дают расклад, как говорится. Их показания крайне важны, потому что они функционирование преступной группировки знают изнутри.

Нужна ли вообще такая программа?

Точно нужна. Особенно это касается регионов, где на свидетелей-потерпевших порой оказывается колоссальное давление. Знаете сколько уголовных дел развалилось из-за этого?».

… Оценивая закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», следует признать, что оценивать… нечего. Все данные, в том числе о потенциальных физических потерях среди защищаемых, тщательно засекречены. Но, может быть, такая «глухая оборона» и есть свидетельство эффективности работы профильных полицейских? Ведь в программе защиты свидетелей самое главное – чтоб без утечек.

«Хади Такташ» посадили до закона

Еще до принятия программы по защите свидетелей в России был судебный процесс, где свидетели охранялись, полностью соблюдалась их анонимность. В 2001-2002 гг. судили знаменитую своими зверскими преступлениями казанскую ОПГ «Хади Такташ». Свидетелей привозили в суд под охраной спецназа в просторных балахонах с капюшонами. Они выступали под вымышленными именами, а спецтехника меняла им голос. Как результат подобной конспирации, никто из свидетелей не отказался от своих показаний, и все братки были осуждены на длительные сроки. Однако в ходе судебного процесса все же произошло одно ЧП. Пока шел процесс, одна из наиболее активных свидетельниц обвинения, Юлия Гаврилова, несмотря на защиту, скончалась у себя дома от отравления угарным газом.

Как у них?

Свидетелей оберегают во всех странах мира с развитой судебной и правоохранительной системой. Самый успешный опыт в этом деле приобрели, прежде всего, США. В Штатах программа защиты свидетелей (она у них старейшая в мире) появилась еще в 1970 году. За четыре с лишним десятка лет ее участниками стали около 30 тысяч человек.

Согласно исследованию, опубликованному в 2010 году Рутгерским университетом, 95% лиц, получающих в США статус защищенного свидетеля, являются бывшими членами преступных группировок или просто преступниками, решившими по тем или иным соображениям порвать со своим прошлым.

Участниками программы являются органы, осуществляющие меры безопасности и социальной поддержки — МВД, ФСБ, минобороны, ФСИН, ФТС, минтруд, Федеральное медико-биологическое агентство. МВД России — координатор этой работы и осуществляет почти 90 процентов всех мер безопасности. Занимается этой работой Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите.

Собеседники «РГ» в правоохранительных органах и спецслужбах рассказали, что ежегодно в рамках расследования уголовных дел более 10 миллионов человек выступают в качестве потерпевших и свидетелей. Речь идет о пострадавших, судьях, обвинителях, адвокатах и даже обвиняемых, готовых дать показания против своих подельников.

Деньги пойдут в основном на «временное помещение в безопасное место», как сказано в ведомственной инструкции. То есть на съем, а то и покупку для защищаемого человека жилья, на переезд его и родственников. Защита одного человека ежемесячно обходится государству приблизительно в 200 тысяч рублей.

Вот один из показательных примеров — операция, проведенная ФСБ в Томске, где обезвредили банду некоего Игоря Рожина. Полторы сотни боевиков буквально держали за горло сибирский город. Бандиты были не только хорошо вооружены, но и обзавелись обширными связями в правоохранительных органах. Дань им платили все бизнесмены — от мелких лоточников до бензиновых «королей». Для полного господства Рожину оставалось лишь подмять под себя самую крупную в городе нефтеперерабатывающую компанию и мэрию. Сделать это решено было с суровой простотой: убить жену хозяина непокорной фирмы и вице-мэра.

Убийство поручили киллеру банды — бывшему спецназовцу Виктору Роде по прозвищу Немец. Обговорили цену — 50 тысяч долларов. Но Немец смекнул, что, если он расстреляет вице-мэра, на него объявят охоту спецслужбы. Да и свои, скорее всего, ликвидируют как ненужного свидетеля. И Роде явился в ФСБ с повинной.

Для обеспечения личной охраны только одного защищаемого необходимо восемь сотрудников

Два года, пока шла разработка операции, Немца прятали на конспиративной квартире. Офицеры ФСБ охраняли его, кормили, развлекали — принесли книги, шахматы, штангу. Потом переместили в столярную мастерскую, где он освоил новую профессию, а когда все благополучно закончилось, даже открыл свой маленький бизнес. Чекисты сдержали слово: уберегли Роде и его семью от мести бандитов, а по уголовному делу бывший киллер проходил только как свидетель.

Любопытно, что методика подготовки таких телохранителей отличается от принятых в других спецподразделениях. Да, здесь есть и психологическая, и огневая подготовка, и рукопашный бой, и обучение методам экстремального вождения. Они готовы и сумеют идти на таран, если дело происходит в дороге, или даже встать под пули, если дело дошло до перестрелки. Но не это главное. Главное для них — предотвратить возможное нападение. Полицейские заранее выявляют и задерживают тех, кто угрожает «клиентам». Преступники просто лишены возможности реализовать свои угрозы. Ежегодно выявляются более двухсот преступлений, связанных с угрозой защищаемым лицам. А если такое вдруг произойдет — значит, были недоработки. Все проходит без выстрелов.

Оперативно-разыскная часть по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите УМВД России по ХМАО-Югре

В соответствии с Указом президента Российской Федерации 6 сентября 2008 года в МВД России на базе подразделения по борьбе с организованной преступностью были образованы отделы по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите. Соответствующий Центр государственной защиты 12 сентября 2008 года создан в УМВД России по ХМАО-Югре. Впоследствии данный Центр был переименован в оперативно-разыскную часть по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите УМВД России по ХМАО – Югре (далее ОРЧ по ГЗ).

Основной задачей ОРЧ по ГЗ является государственная защита потерпевших, свидетелей, иных участников уголовного судопроизводства, а также судей и должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов. Это осуществление комплекса мер безопасности, направленных на защиту их жизни, здоровья, имущества, а также мер социальной поддержки в связи с их участием в уголовном судопроизводстве или осуществлением должностных обязанностей.

Оперативно-служебная деятельность органов внутренних дел по обеспечению безопасности участников уголовного судопроизводства, а также судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов регламентируется следующими Федеральными законами:

-от 20 апреля 1995 года № 45 – ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

-от 20 августа 2004 года № 119–ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»;

На органы внутренних дел в соответствии с Федеральным законом № 45 – ФЗ от 20 апреля 1995 года возлагается осуществление мер безопасности в отношении следующих лиц:

-судей всех судов общей юрисдикции и арбитражных судов, арбитражных заседателей, присяжных заседателей;

-прокуроров;

-следователей;

-судебных исполнителей;

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 900 «Об утверждении перечня категорий государственных и муниципальных служащих, подлежащих государственной защите», осуществляются меры безопасности в отношении следующих лиц:

-должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции по выявлению, предупреждению и пресечению правонарушений;

-должностных лиц контрольно-счетных органов, образуемых законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации;

-должностных лиц органов местного самоуправления, осуществляющих функции по выявлению, предупреждению и пресечению правонарушений.

Кроме того меры безопасности могут осуществляться в отношении близких родственников должностных лиц.

Основаниями применения мер безопасности в отношении должностных лиц является наличие достаточных данных, свидетельствующих о наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.

Поводом для применения мер безопасности в отношении защищаемого лица является:

-заявление указанного лица;

-обращение председателя суда, либо руководителя соответствующего правоохранительного или контролирующего органа;

-получение органом, обеспечивающим безопасность, оперативной и иной информации о наличии угрозы безопасности указанного лица.

Заявление (обращение, информация) в течение суток после получения, а в случаях, не терпящих отлагательства, незамедлительно, передается для принятия решения руководству УМВД. Проверка проводится в течение 3-х суток, по результатам которой принимается решение о применении либо об отказе в применении мер безопасности.

О принятом решении сообщается защищаемому лицу или председателю суда (руководителю соответствующего правоохранительного или контролирующего органа), обратившемуся с просьбой о применении мер безопасности в отношении указанного лица.

При этом защищаемому лицу могут быть даны определенные предписания, соблюдение которых необходимо для его безопасности.

Отказ в применении мер безопасности может быть обжалован защищаемым лицом, а также председателем суда (руководителем соответствующего правоохранительного или контролирующего органа, обратившимся с просьбой о применении мер безопасности в отношении указанного лица, в вышестоящий по подчиненности орган, обеспечивающий безопасность, в прокуратуру либо суд. Жалоба подлежит рассмотрению незамедлительно.

Для обеспечения защиты жизни и здоровья защищаемых лиц указанной категории и сохранности их имущества органами, обеспечивающими безопасность, могут применяться с учетом конкретных обстоятельств – следующие меры безопасности:

-личная охрана, охрана жилища и имущества;

-выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности;

-временное помещение в безопасное место;

-обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах;

-перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы;

-переселение на другое место жительства;

-замена документов, изменение внешности.

В целях реализации предусмотренных мер безопасности могут проводиться оперативно-розыскные мероприятия в порядке, установленном Законом Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации».

При устранении угрозы жизни, здоровью и имуществу защищаемого лица должностное лицо органа внутренних дел, осуществляющего меры безопасности, выносит соответствующее постановление об отмене мер безопасности, которое в срок не более суток объявляется защищаемому лицу.

В соответствии с Федеральным законом № 119 ФЗ от 20 августа 2004 года государственной защите подлежат участники уголовного судопроизводства, указанные в статье 2. Органы внутренних дел могут осуществлять меры безопасности и в отношении близких родственников указанных лиц.

Основаниями применения мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства являются данные о наличии реальной угрозы убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве, установленные органом, принимающим решение об осуществлении государственной защиты.

Решение об осуществлении государственной защиты принимают: суд, начальник органа дознания или следователь, в установленные законом сроки.

В соответствии с Федеральным законом № 119 ФЗ от 20 августа 2004 года в отношении защищаемого лица могут применяться одновременно несколько, либо одна из следующих мер безопасности:

-личная охрана, охрана жилища и имущества;

-выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности;

-обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;

-переселение на другое место жительства;

-замена документов;

-изменение внешности;

-изменение места работы (службы) или учебы;

-временное помещение в безопасное место.

ОРЧ по ГЗ УМВД уведомляет лицо, вынесшее постановление, об избранных и измененных мерах безопасности в отношении защищаемого лица.

Реализация некоторых мер безопасности требует финансовых затрат. Постановлением Правительства РФ от 13.07.2013 № 586 утверждена Государственная программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2014 -2018 годы» с объемом финансирования более 1 млрд. 400 млн. рублей.

Программа направлена на осуществление определенных Федеральным законом мер безопасности и социальной поддержки защищаемых лиц независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений.

Государственная защита осуществляется с соблюдением конфиденциальности сведений о защищаемом лице.

Меры безопасности отменяются в случае, если устранены основания их применения, а также в случае, если их дальнейшее применение невозможно вследствие нарушения защищаемым лицом условий договора, заключенного органом, осуществляющим меры безопасности, с защищаемым лицом.

Меры безопасности также могут быть отменены по письменному заявлению защищаемого лица, направленному в орган, принявший решение об осуществлении государственной защиты.

Отмена мер безопасности допускается только по постановлению (определению) органа, принявшего решение об осуществлении государственной защиты, либо по постановлению органа, в производстве которого находится уголовное дело с неотмененным постановлением об осуществлении государственной защиты.

Суд при вынесении приговора по уголовному делу выносит постановление (определение) об отмене мер безопасности либо о дальнейшем их применении.

Таким образом, в случае возникновения обстоятельств, связанных с угрозой жизни и здоровья, имущества участников уголовного судопроизводства, а также должностных лиц определенных действующим Федеральным законодательством необходимо обращаться в оперативно — разыскную часть по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите Управления МВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, которая располагается по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. Рознина, д. 151, контактные телефоны:

-начальник ОРЧ по ГЗ УМВД России по ХМАО – Югре подполковник полиции Красников Дмитрий Анатольевич 8 (34678) 962-333;

-оперуполномоченные в г. Ханты-Мансийске 8 (3467) – 398-086, 398-089, 398-783, факс 398-784;

-оперуполномоченные в г. Нижневартовске 8 (3466) – 493574.

admin