Продление сроков по 44 ФЗ

Содержание

Продление срока действия контрактов, заключенных в рамках действия законодательства о контрактной системе, это одна из популярнейших тем для обсуждения и дискуссий. И действительно, в процессе реализации своей закупочной деятельности у заказчиков порой возникает необходимость пролонгации заключенного договора. Причиной появления такой необходимости могут служить самые разные причины.

Вместе с тем контрактное законодательство имеет строгие положения в отношении мер ответственности за несвоевременное исполнение условий контрактов. И с этой точки зрения пролонгация может расцениваться как намеренная попытка недобросовестного поставщика избежать этой ответственности.

Попытаемся разобраться в данном вопросе и дать конкретный ответ на вопрос, можно ли продлять срок действия заключенного в рамках контрактной системы договора.

ВНИМАНИЕ! Для того чтобы избежать штрафов и автоматизировать ведение закупок, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Программа проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК, поможет найти необходимый ОКПД2 и КТРУ, сформирует ПЗ+ПГ на следующий год, а также отчет об СМП и СОНО в 10 раз быстрее!

Продление срока действия контракта с точки зрения общего законодательства

Продление срока действия или, как чаще принято говорить, пролонгация контракта – это довольно распространенное явление в процессе реализации сторонами своих договорных отношений. Несмотря на регулярное применение данной процедуры, следует отметить, что Гражданский кодекс РФ понятия пролонгации не содержит. Вместо этого он предусматривает четкие сроки начала и окончания исполнения контрактов на поставки товаров, выполнение работ или оказание услуг.

Для продления срока действия контракта имеется две возможности:

  1. Заключение сторонами дополнительного соглашения.
  2. Наличие возможности пролонгации в тексте договора.

В обоих случаях важнейшим и обязательным условием является указание срока, на который будет продлен контракт.

Продление срока действия контракта с точки зрения Закона № 44-ФЗ

Как уже было сказано выше, законодательство о контрактной системе предъявляет жесткие требования к своевременному исполнению сторонами взятых на себя обязательств. Кроме того, срок действия заключенного контракта является существенным условием, менять которое согласно статье 95 Закона № 44-ФЗ нельзя.

В этом отношении имеется ряд исключений, как, например, снижение цены без изменения объемов поставки товара или выполнения работ, 10-процентное уменьшение или увеличение объема закупки и т.д. Изменение сроков действия контракта данные исключения не предусматривают, соответственно пролонгация контракта, заключенного по Закону № 44-ФЗ, невозможна и будет считаться нарушением требований законодательства о контрактной системе.

Заказчик обязан осуществлять закупки в полном соответствии с размещенным в ЕИС планом-графиком, где сроки являются одним из важнейших показателей. Заключение дополнительного соглашения о продлении срока действия контракта, равно как и включение соответствующих условий в текст договора при его заключении, строго запрещены и будут считаться нарушениями.

Продление срока действия контракта с точки зрения Закона № 223-ФЗ

Заказчики, осуществляющие закупочную деятельность по Закону № 223-ФЗ, находятся в менее строгих условиях, поскольку самостоятельно определяют требования и разрабатывают положение о закупках. Ничто не запрещает им предусмотреть возможность включения в текст контракта условия о его продлении.

Несмотря на это, пролонгация контрактов, заключенных по итогам конкурентных процедур, может быть расценена контролирующими органами как ограничение конкуренции, к которой она в определенных случаях действительно приведет. Продление срока действия заключенного контракта является ни чем иным, как определением и согласованием новых условий, однако такое согласование проводится лишь с одним участником, в то время, как сама закупка предусматривала наличие конкуренции.

Исходя из вышесказанного, можно заключить следующее:

  • пролонгация контракта, заключенного в соответствии с Законом № 223-ФЗ не запрещена и возможна;
  • возможность и условия продления срока действия контракта должны быть прописаны заказчиком в положении о закупках;
  • рекомендуется использовать возможность продления сроков только тех контрактов, которые были заключены «напрямую» с единственным поставщиком.

На наш взгляд, пролонгации контрактов лучше избегать. Если с Законом № 44-ФЗ в этом вопросе все четко и ясно, то Закон № 223-ФЗ никак его не регламентирует, оставляя на откуп заказчикам и контрольным органам, которые в свою очередь зачастую имеют отличные мнения и точки зрения.

Опираясь на практику работы контрольных органов, следует отметить, что нередко продление сроков действия договора, заключенного конкурентным способом, расценивается как ограничение конкуренции и влечет соответствующее наказание. Что касается пролонгации контрактов, заключенных с единственным поставщиком, то контрольные органы склонны расценивать такие действия, как заключение нового контракта, опираясь на трактовку о возникновении новых обязательств.

Наиболее оптимальным и целесообразным для заказчиков, вне зависимости от того, в рамках какого закона они работают, будет заключение нового контракта, а не продление срока действия старого.

Можно ли продлить срок действия контракта (предоставление услуг с 2019 года, а также в 2020 году) в соответствии с действующей редакцией Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) или иных законодательных актов (речь идет о контракте, заключенном по результатам электронного аукциона, предметом которого является предоставление услуг интернет-связи, договоре, заключенном с единственным поставщиком на основании п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ на оказание услуг телефонной связи, а также договорах, заключенных на основании п. 4 той же нормы — о предоставлении услуг междугородней телефонной связи и услуг внутризоновой связи)?

18 ноября 2019

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Заказчик вправе изменить условие о действии договора на оказание услуг телефонной связи, заключенного на основании п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. В отношении прочих перечисленных договоров (контрактов) аналогичная возможность законом не предусмотрена.

Обоснование позиции:
В силу ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) при исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Исчерпывающий перечень таких случаев предусмотрен ч.ч. 1 и 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Изменение условий контракта, если такая возможность не предусмотрена Законом N 44-ФЗ, влечет административную ответственность (ч.ч. 4 и 5 ст. 7.32 КоАП РФ).
С 1 июля 2019 года ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ дополнена пунктом 10, который предусматривает возможность изменения по соглашению сторон условия контракта, заключенного с единственным контрагентом в соответствии с п.п. 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (абзац 9 подп. «а» п. 64 ст. 1 Федерального закона от 01.05.2019 N 71-ФЗ, далее — Закон N 71-ФЗ). Возможность применения п. 10 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ не обусловлена необходимостью включения соответствующих положений в извещение о закупке, в документацию о закупке или в контракт. Указанная норма, как нам представляется, может применяться заказчиками с 1 июля 2019 года, независимо от того, когда был заключен контракт*(1).
Таким образом, в силу п. 10 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ могут быть изменены по соглашению сторон без дополнительных к тому оснований любые условия контрактов, заключенных с единственным контрагентом на основаниях, перечисленных в этом пункте. Как отмечается в пояснительной записке к проекту федерального закона N 682010-7 в части, касающейся дополнения ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ новыми пунктами (в том числе пунктом 10), указанные изменения позволят заказчику в том числе изменить срок и цену таких контрактов без необходимости заключения нового контракта. То есть, как можно предположить, законодатель рассматривает данное нововведение как направленное прежде всего на удовлетворение потребностей заказчика в товарах, работах и услугах.
В перечне оснований, приведенном в п. 10 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, указан п. 1 ч. 1 ст. 93 этого Закона, при этом п. 4 той же нормы в данном перечне отсутствует. Соответственно, из всех перечисленных в вопросе договоров (контрактов) возможным к изменению в части условия о сроке действия договора (контракта) является только договор, заключаемый на основании п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Формально этот договор подпадает под диспозицию нормы п. 10 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, позволяющего изменить любые условия такого договора, в том числе условие о его сроке действия.
В то же время аналогичная возможность изменения условия о сроке действия контракта (договора) не предусмотрена Законом N 44-ФЗ ни в отношении договора, заключенного на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (в рассматриваемом случае это договоры об оказании услуг междугородней телефонной связи, услуг внутризоновой связи), ни в отношении условия контракта, заключенного по результатам электронного аукциона.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации мы не видим формальных препятствий для заключения заказчиком и подрядчиком соглашения о продлении срока исполнения договора, заключенного на основании п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. В отношении прочих перечисленных договоров (контрактов) аналогичная возможность законом не предусмотрена.
Также отметим, что сказанное является нашим экспертным мнением. Правоприменительная практика по данному вопросу еще не сложилась, а официальные разъяснения отсутствуют.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Изменение любых условий отдельных категорий контрактов по Закону N 44-ФЗ, заключенных с единственным контрагентом;
— Энциклопедия решений. Возможность продления срока действия контракта по Закону N 44-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Ответ прошел контроль качества

1 ноября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Дополнительное соглашение о продлении срока действия договора по 44 ФЗ — это документальное оформление договоренности увеличить период действия государственного контракта. Правила зависят от объекта закупки.

Скачать пустой бланк допсоглашения на продление сроков контракта по 44 ФЗ

Скачать заполненный образец доп соглашения о продление срока контракта по 44 ФЗ

Скачать пустой бланк соглашения о пролонгации договора по 223 ФЗ

Скачать заполненный образец допсоглашения о продлении срока действия договора 223-ФЗ

Основания для продления

Даты исполнения контрактов по ФЗ-44 раньше переносились только по решению суда. Суды были настроены категорично — истцы доказывали непреодолимость обстоятельств. В актуальной редакции ст. 95 прописано, можно ли продлить срок действия контракта по 44 ФЗ в 2019 году, — можно, в определенных ситуациях:

  1. Уменьшение финансирования у заказчика.
  2. На основании решения органа госвласти (местного самоуправления), принятого при наличии ряда условий.
  3. В закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия.
  4. В закупках у единственного поставщика по п. 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Если заказчику сократили объем финансирования, то казенное учреждение в рамках п. 6 ст. 161 БК, п. 6 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ согласовывает с поставщиком новый срок исполнения контракта. А иные категории заказчиков, к примеру бюджетные учреждения, по соглашению с поставщиком изменяют и время оплаты. Это допускается для отдельных видов договоров, в которых есть условие о возможности их изменения из-за уменьшения финансирования.

Пролонгация на основе решения госоргана

Решение об изменении срока принимается органом власти, если соблюдаются такие требования:

  1. Исполнить контракт в предусмотренный им период невозможно по независящим от сторон обстоятельствам.
  2. Договор соответствует ряду условий, которые прописаны в п. 2-4 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ и п. 1 Постановления Правительства № 1186 от 19.12.2013. Собрали их в таблицу.
Уровень потребностей Срок Цена Орган, который принимает решение об изменении условий контракта
Федеральные нужды Не менее трех лет Не менее 10 млрд руб.

А если предмет контракта — проведение клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения, то минимальная цена должна составлять 40 млн руб.

Правительство
Нужды субъекта РФ Не менее трех лет Не менее 1 млрд руб. Высший исполнительный орган госвласти субъекта
Муниципальные нужды Не менее одного года Не менее 500 млн руб. Местная администрация

На основе принятого уполномоченным органом решения заказчик заключает с поставщиком соглашение об изменении срока исполнения контракта. Это указано в п. 2-4 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ.

Продление в закупках строительных работ

В закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия срок контракта изменяют, если по вине подрядчика он не исполнен в предусмотренный период или возникли не зависящие от сторон обстоятельства.

Не забудьте изменить проектную документацию.

В этом случае время исполнения контракта продлевают один раз на срок, который не превышает первоначальный для выполнения обязательств. Если работы не исполнены вовремя по вине подрядчика, изменить дату можно, если подрядчик:

  1. Исполнил предъявленные заказчиком требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (если они были предъявлены).
  2. Предоставил обеспечение исполнения договора на новый срок.

Если продлите договор в других случаях, оштрафуют по ч. 4 или ч. 5 ст. 7.32 КоАП на 50 000 рублей — для должностных лиц и 500 000 рублей — для юрлиц.

Как оформить продление срока госконтракта

Опишем пошаговый порядок подготовки и оформления допсоглашения.

Шаг 1. Составьте проект (два экземпляра), в который включите:

  • номер, дату и место составления;
  • номер и дату контракта;
  • сведения о сторонах (название организации, Ф.И.О. и должности);
  • основание для изменения периода исполнения (например, претензионное письмо заказчику, реквизиты документа с описанием ситуации или реквизиты решения органа власти об изменении условий);
  • новые даты исполнения и новую цену, если она изменилась.

При продлении сроков в зависимости от вида обеспечения контракта согласовывается:

  • новой период банковской гарантии, если действие старой прекращается (Письмо Минэкономразвития России от 16.12.2016 № Д28и-3525);
  • уточненную дату возврата денежного взноса.

Шаг 2. Направьте два экземпляра поставщику (подрядчику, исполнителю) заказным письмом с уведомлением о вручении или передайте его представителю. В письме укажите время подписания и возврата.

Шаг 3. После получения допсоглашения на продление от исполнителя проверьте его и подпишите. Один экземпляр верните контрагенту.

Шаг 4. Сведения опубликуйте в ЕИС в течение пяти рабочих дней с даты заключения соглашения (ч. 3 ст. 103 ФЗ-44, Постановления № 1084 от 28.11.2013 и № 1132 от 31.10.2014).

Как продлить договор по 223-ФЗ

Пролонгация договора законом № 223-ФЗ не запрещена. Заказчики, работающие по этому закону, самостоятельно устанавливают условия закупки в своем положении.

Продление срока действия договора по 223-ФЗ возможно, если:

  • вероятность продления предусмотрена договором;
  • увеличение периода не изменяет иных существенных условий, кроме объема и цены (Письмо Минэкономразвития № Д28и-1993 от 24.03.2017).

В этом случае не обязательно проводить другую закупку. Продление оформлено верно, если заказчик вовремя разместил все изменения в ЕИС (Постановление № 1132 от 31.10.2014).

Чтобы изменить период действия договора дополнительным соглашением и не получить претензии от госорганов, правильно оформите этот документ. Мы подготовили вам образцы оформления дополнительных соглашений.

Разъяснения по теме

Основные тезисы Реквизиты документа Скачать
О возможности продления срока действия контракта в рамках закупки Письмо Минэкономразвития № ОГ-Д28-4011 от 31.03.2017

О возможности пролонгации заключенных бюджетным учреждением государственных контрактов в рамках закупок Письмо Минфина № 24-03-08/6836 от 06.02.2018

admin