Продление срока рассмотрения административного дела

Вопрос обсуждался на публичных слушаниях правоприменительной практики в Северо-Западном межрегиональном управлении Росприроднадзора.

Вопрос:

В течение какого времени рассматривается дело об административном правонарушении, если оно было передано из одного органа исполнительной власти в другой.

Ответ:

В соответствии со ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения, в силу ст. 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном

— Реклама —

правонарушении и других материалов дела либо материалов, полученных с

применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.

Однако, в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными.

Рассматривая данный вопрос, судебные инстанции делают вывод о том, что несоблюдение установленного ст. 28.5 КоАП РФ срока составления протокола об административном правонарушении не является достаточным основанием для отказа в привлечении лица к административной ответственности при условии, что протокол об административном правонарушении составлен в пределах срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.

Срок давности привлечения к административной ответственности по 8 главе КоАП РФ (Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования) составляет 1 год с момента совершения правонарушения.

Одновременно с этим следует учесть, что статья 28.2 КоАП РФ содержит требования к составлению протокола о совершении административного правонарушения, которые продиктованы обязанностью обеспечить соблюдение гарантий защиты лиц, привлекаемых к ответственности.

Из анализа положений ст. 25.1, ч. 3 ст. 25.4, ст. 25.5, ст. 28.2 КоАП РФ следует, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) законного представителя юридического лица/ должностное лицо о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ.

Пленум ВАС РФ в п. 24 Постановления от 02.06.2004 N 10 отметил, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для

извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными ст. 28.2 КоАП РФ.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении

город Краснодар 00 июня 0000 года

Судья Октябрьского районного суда города Краснодара Колмычек Ю.В., рассмотрев административный материал по ч.2 ст.12.27 КоАП в отношении А., 0 февраля 0000 года рождения, уроженца Краснодарского края, проживающего по адресу: город Краснодар, улица ,

УСТАНОВИЛ:

Дело об административном правонарушении в отношении А. по ч.2 ст.12.27 КоАП поступило в Октябрьский районный суд города Краснодара 00.00.0000 года.

В установленный законом срок не представилось возможным рассмотреть указанное дело из-за неявки в судебное заседание А.

В соответствии с ч.1 ст.29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Часть 2 статьи 29.6 КоАП РФ предусматривает, что в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок его рассмотрения может быть продлен судьей на один месяц. Судья полагает, что для выяснения всех обстоятельств дела и выполнения задач, предусмотренных ст.24.1 КоАП РФ, необходимо продлить срок его рассмотрения на один месяц.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст.29.6, 29.4 КоАП РФ,

ОПРЕДЕЛИЛ:

Продлить срок рассмотрения административного дела по ч.2 ст.12.27 КоАП в отношении А., 00 февраля 0000 года рождения, уроженца Краснодарского края, проживающего по адресу: город Краснодар, улица , сроком на один месяц.

Назначить дело к слушанию на 00 июня 0000 года на 10 часов 00 минут.

В судебное заседание вызвать лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и иных лиц, указанных в ст.ст.25.1-25.10 КоАП РФ.

Судья:

Определение вступило в законную силу

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ ГОРОДА

РАСПОРЯЖЕНИЕ

«____» ____________2015 г. №_________________

Об утверждении методических рекомендаций по проведению административного расследования должностными лицами Контрольно-счетной палаты города

На основании Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (в ред. от 04.03.2014), Закона Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 11.06.2010 № 102-оз «Об административных правонарушениях» (в ред. от 27.11.2015), Положения о Контрольно-счетной палате города Сургута, утверждённого решением Думы города Сургута от 27.02.2007 № 170-IV ДГ (в ред. от 23.10.2015 № 775-V ДГ):

1. Утвердить методические рекомендации по проведению административного расследования должностными лицами Контрольно-счетной палаты города согласно приложению.

2. Признать утратившим силу распоряжение Председателя Контрольно-счетной палаты города от 19.12.2014 № 01-06-132/КСП «Об утверждении методических рекомендаций по проведению административного расследования должностными лицами Контрольно-счётной палаты города».

3. Начальнику организационно-правового отдела (А.П. Ромаданова) организовать ознакомление с настоящим распоряжением муниципальных служащих и размещение его на официальном Интернет-сайте Контрольно-счетной палаты города.

4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

Председатель И.И. Володина

Приложение

к распоряжению

Председателя Контрольно- счетной палаты города

«____» ____________2015 г.

№________________

Методические рекомендации

по проведению административного расследования

должностными лицами Контрольно-счетной палаты города

Настоящие методические рекомендации разработаны в целях осуществления в Контрольно-счетной палате города одной из стадий производства по делам об административных правонарушениях — проведение административного расследования.

Методические рекомендации определяют порядок исполнения должностными лицами Контрольно-счетной палаты города Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) при проведении административного расследования.

Понятие «должностного лица Контрольно-счетной палаты города» в настоящих методических рекомендациях используется в значении, предусмотренном в КоАП РФ.

В случае, если после выявления административного правонарушения в области бюджетного законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (статьи КоАП РФ -15.14 «нецелевое использование бюджетных средств», 15.15.2 «нарушение условий предоставления бюджетного кредита», 15.15.3 «нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов», 15.15.4 «нарушение условий предоставления бюджетных инвестиций», 15.15.5 «нарушение условий предоставления субсидий», 15.15.15 «нарушение порядка формирования государственного (муниципального) задания») необходимо осуществить экспертизу (например, экспертиза давности изготовления документа, почерковедческая экспертиза, лабораторные исследования и т.п.) или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование (часть 1 статьи 28.7 КоАП РФ).

К перечню таких процессуальных действий следует отнести действия должностного лица, в производстве которого находится дело о выявленном административном правонарушении, связанные с:

— получением объяснений лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, показаний свидетелей (статья 26.3 КоАП РФ), если получить данные объяснения или показания при составлении протокола невозможно;

— назначением экспертизы (статья 26.4 КоАП РФ);

— отбором проб и образцов, необходимых для проведения экспертизы (статья 26.5 КоАП РФ);

— направлением в соответствующие органы, организации и исполнением ими запросов и поручений (статья 26.9 КоАП РФ);

— истребованием сведений (статья 26.10 КоАП РФ).

Административное расследование в обязательном порядке должно сопровождаться осуществлением уполномоченным должностным лицом хотя бы одного из вышеперечисленных процессуальных действий. Совершение таких действий должно подтверждаться соответствующими материалами дела (например, письменными объяснениями участника дела, протоколом отбора образцов, запросами, поручениями, письменными требованиями о представлении сведений), оформленными должностным лицом, в производстве которого данное дело находится.

Протокол об административном правонарушении в случае назначения административного расследования по факту данного правонарушения составляется только после окончания расследования (часть 6 статьи 28.7 КоАП РФ). Составление такого протокола в случае назначения административного расследования, но при отсутствии в материалах дела документов, подтверждающих осуществление экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, недопустимо.

Моментом выявления совершения административного правонарушения по статьям 15.14, 15.15.2 — 15.15.5, 15.15.15 КоАП РФ следует считать дату подписания представления по устранению выявленных нарушений и недостатков и (или) предписания в ходе контрольного или экспертно-аналитического мероприятия Контрольно-счетной палаты города.

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом Контрольно-счетной палаты города, уполномоченным в соответствии с абзацем 7 пункта 3 статьи 48 Закона Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 11.06.2010 № 102-оз «Об административных правонарушениях» составлять протоколы об административных правонарушениях (руководитель контрольного или экспертно-аналитического мероприятия), в виде определения по форме согласно приложению 1 к настоящим методическим рекомендациям немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения (часть 2 статьи 28.7 КоАП РФ).

В определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, часть статьи (статья) КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования должностному лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чём делается запись в определении (часть 3 статьи 28.7 КоАП РФ).

Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается должностному лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено (часть 3.1 статьи 28.7 КоАП РФ).

Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству (приложение 2 к настоящим методическим рекомендациям) должностного лица Контрольно-счетной палаты города, в производстве которого находится дело, может быть продлён решением Председателя Контрольно-счетной палаты города либо лица, исполняющего его обязанности — на срок не более одного месяца (часть 5 статьи 28.7 КоАП РФ).

Решение о продлении срока проведения административного расследования принимается в виде определения по форме согласно приложению 3 к настоящим методическим рекомендациям. В определении о продлении срока проведения административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, основания для продления срока проведения административного расследования, срок, до которого продлено проведение административного расследования. Определение о продлении срока проведения административного расследования подписывается вынесшим его в соответствии с частью 5 статьи 28.7 КоАП РФ Председателем Контрольно-счетной палаты города либо лицом, исполняющим его обязанности (часть 5.1 статьи 28.7 КоАП РФ).

Копия определения о продлении срока проведения административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается должностному лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых проводится административное расследование (часть 5.2 статьи 28.7 КоАП РФ).

Согласно части 6 статьи 28.7 КоАП РФ по окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении, в соответствии с методическими рекомендациями по составлению протоколов об административных правонарушениях должностными лицами Контрольно-счетной палаты города, утвержденными распоряжением Председателя Контрольно-счетной палаты города, либо выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении по форме согласно приложению 4 к настоящим методическим рекомендациям.

При наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 КоАП РФ, должностное лицо Контрольно-счетной палаты города, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, выносит постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных статьей 29.10 КоАП РФ (часть 1 статьи 28.9 КоАП РФ).

Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) отсутствие события административного правонарушения;

2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

3) действия лица в состоянии крайней необходимости;

4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

5) отмена закона, установившего административную ответственность;

6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (часть 1 статьи 24.5 КоАП РФ).

В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:

1) должность, фамилия, имя, отчество должностного лица Контрольно-счетной палаты города, вынесшего постановление;

2) дата и место рассмотрения дела;

3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;

4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;

5) статья КоАП РФ предусматривающая основания прекращения производства по делу;

6) мотивированное решение по делу;

7) срок и порядок обжалования постановления (часть 1 статьи 29.10
КоАП РФ).

Копия постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении вручается под расписку должностному лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления (часть 2 статьи 29.11 КоАП РФ).

С целью соблюдения сроков давности при административном производстве, следует учитывать, что в силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, не выносится по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения, за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения.

Приложение 1

к методическим рекомендациям по

проведению административного расследования должностными лицами Контрольно-счетной палаты города

Определение №____
о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования

«____» _________ 20 ___ г. ____________________

(место составления)

полное наименование должности, фамилия и инициалы должностного лица Контрольно-счетной палаты города, составившего определение

установил:

указывается повод для возбуждения дела об административном правонарушении указать данные,

указывающие на наличие события административного правонарушения; часть статьи (статья) КоАП РФ,

предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение;

нарушенные нормы в области бюджетного законодательства Российской Федерации и

нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; указать лицо,

в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении (если оно известно)

кратко указать конкретные процессуальные действия,

проведение которых, по мнению лица вынесшего определение, признано

необходимым на момент составления определения

и руководствуясь статьями 28.7 и 26.10 КоАП РФ,

определил:

1. Возбудить дело об административном правонарушении в отношении

указывается лицо, в отношении которого возбуждается дело, и известные сведения о нем

по части _____ статьи (статье) ___ КоАП РФ и провести по нему административное расследование.

2. * ______________________________________________________________

фамилия, имя и отчество лица, в отношении которого ведется

производство по делу об административном правонарушении, или полное

наименование юридического лица, в отношении которого

ведется производство по делу об административном правонарушении

указать перечень сведений и (или) материалов, необходимых для рассмотрения дела, которые

следует представить

3.* При невозможности представления указанных сведений (материалов) в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме Контрольно-счетную палату города с указанием причин такого непредставления.

4.* За непредставление или несвоевременное представление в Контрольно-счетную палату города сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления ее законной деятельности, а равно за предоставление в Контрольно-счетную палату города таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде юридические лица, а также их должностные лица несут административную ответственность в соответствии со статьей 19.7 КоАП РФ.

___________________________ _______________ ____________________

должность лица, вынесшего подпись инициалы, фамилия

определение

(должность, фамилия, имя, отчество, серия, номер документа,

удостоверяющего личность и соответствующие полномочия)

разъяснены /переведены на русский язык/ предусмотренные статьями 25.1, 25.4, 25.5 и 24.2 КоАП РФ права:

— знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника. При этом защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола;

— иные процессуальные права в соответствии с КоАП РФ;

— выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика, а также обязанности;

— присутствовать при рассмотрении дела об административном правонарушении, в случае, когда должностное лицо Контрольно-счетной палаты города, рассматривающие дело об административном правонарушении, признали присутствие его обязательным.

(подпись)

Примечание

Пункты 2, 3 и 4 вносятся в определение, если известно лицо, которое предположительно совершило административное правонарушение, и имеется необходимость истребования у указанного лица сведений, необходимых для разрешения дела.

Приложение 2

к методическим рекомендациям по

проведению административного расследования должностными лицами Контрольно-счетной палаты города

Срок административного расследования по делу об административном

правонарушении №_________________

ПРОДЛЕВАЮ до «___»_________20_ г. (включительно)

(должность, подпись лица, утвердившего ходатайство)

«__»____________ 20__ г.

Ходатайство

о продлении срока проведения административного расследования по делу об административном правонарушении

«____» _________ 20 ___ г. ____________________

(место вынесения ходатайства)

(должность, инициалы, фамилия должностного лица Контрольно-счетной палаты города, вынесшего ходатайство)

изучив материалы дела об административном правонарушении № ______________ в отношении

фамилия, имя и отчество лица, в отношении которого ведется производство по делу об

административном правонарушении, или полное наименование юридического лица, в отношении

которого ведется производство по делу об административном правонарушении

установил:

руководствуясь требованиями части 5 статьи 28.7 КоАП РФ

прошу:

Председателя Контрольно-счетной палаты города либо лица, исполняющего

его обязанности, инициалы, фамилия

продлить срок проведения административного расследования по делу об административном правонарушении № _________________

на ___________________________ до ____________________________

срок продления, но не более дата, до которой продлевается

чем один месяц рассмотрение дела

_____________________ _______________________________

подпись должностного расшифровка подписи

лица, вынесшего

ходатайство

Приложение 3

к методическим рекомендациям по

проведению административного расследования должностными лицами Контрольно-счетной палаты города

Оформляется на фирменном бланке

Контрольно-счетной палаты города

Определение №____
о продлении срока проведения административного расследования по делу об административном правонарушении

«___» _______ 20__ г. __________________

(место составления)

Председатель Контрольно-счетной палаты города либо лицо, исполняющее его обязанности,

фамилия и инициалы

изучив материалы дела об административном правонарушении _______________________________________________________________________

указывается повод к возбуждению дела об административном правонарушении в соответствии с __________________________________________________________________________________________

частью 1 статьи 28.1 КоАП РФ, кратко излагаются известные сведения о лице, в отношении

которого ведется производство по делу об административном правонарушении, кратко излагаются

известные сведения об обстоятельствах дела

установил:

указываются основания для продления сроков проведения административного расследования согласно части 2 статьи 29.6 КоАП РФ:

поступление ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении

и (или) наличие необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела

Руководствуясь частью 2 статьи 29.6 КоАП РФ,

определил:

Продлить срок проведения административного расследования по делу об административном правонарушении № _____________

на ___________________________ до ____________________________

срок продления, но не более дата, до которой продлевается

чем один месяц рассмотрение дела

_____________________ _______________________________

подпись расшифровка подписи

Приложение 4

к методическим рекомендациям по

проведению административного расследования должностными лицами Контрольно-счетной палаты города

Постановление
о прекращении производства по делу об административном правонарушении

«___» _________ 20__ г. __________________________

(место рассмотрения дела)

полное наименование должности, фамилия и инициалы должностного лица Контрольно-счетной __________________________________________________________________________________________

палаты города, вынесшего постановление

рассмотрев материалы дела об административном правонарушении №__________ возбужденного в отношении

указать сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении:

для юридического лица — полное наименование, место нахождения, ИНН, КПП; для должностного лица — __________________________________________________________________________________________

фамилия, имя, отчество, полное наименование должности, место работы, дата рождения, __________________________________________________________________________________________

место регистрации (место жительства);

по части ___ статьи (статье) ___________ КоАП РФ,

установил:

излагаются обстоятельства, установленные по результатам рассмотрения дела об административном

правонарушении или при изучении материалов дела на стадии подготовки к рассмотрению дела

об административном правонарушении, в том числе предусмотренные статьей 24.5 КоАП РФ

обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении либо

излагаются обстоятельства, установленные по результатам рассмотрения дела об административном

правонарушении, или свидетельствующие о том, что в действиях (бездействии)

соответствующего лица содержатся признаки преступления

На основании изложенного и руководствуясь __________________________________

указать соответствующий пункт

(пункты), часть (части) статьи (статей) КоАП РФ,

постановил:

Производство по делу № _____ об административном правонарушении возбужденному _________________________________________________________

указать наименование и реквизиты документа, которым было

возбуждено дело об административном правонарушении

в отношении ___________________________________________________________

указать лицо, в отношении которого ведется производство по

делу об административном правонарушении

по части _____ статьи (статье) _____ КоАП РФ прекратить в связи
__________________________________________________________________________________________

указывается выявленное обстоятельство, исключающее производство по делу об административном

правонарушении (согласно статье 24.5 КоАП РФ) или на наличие в деянии соответствующего

лица признаков преступления

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в силу в соответствии со статьей 31.1 КоАП РФ и в соответствии со статьями 30.1-30.3 КоАП РФ может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5 КоАП РФ в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

_________________________________ _____________ ______________________________

полное наименование должности лица, подпись инициалы и фамилия

вынесшего постановление

Копию настоящего постановления получил «__»__________ 20__ г.

Подпись лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (его законного представителя); расшифровка его подписи; для законного представителя юридического лица указывается также наименование должности, сведения о документе, удостоверяющем его служебное положение

Статья 11.9. Содержание постановления по делу об административном правонарушении

1. Рассмотрев дело об административном правонарушении, суд, орган, ведущий административный процесс, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, выносят постановление.

2. Постановление по делу об административном правонарушении состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

3. Во вводной части постановления указываются дата и место вынесения постановления; наименование суда, органа, ведущего административный процесс; фамилия, имя и отчество судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс; состав коллегиального органа, вынесшего постановление; сведения о лице, в отношении которого ведется административный процесс.

4. Описательная часть постановления должна содержать описание административного правонарушения, признанного доказанным, с указанием времени, места, способа и иных обстоятельств его совершения. В описательной части постановления о прекращении дела об административном правонарушении излагаются сущность вмененного лицу административного правонарушения в соответствии с протоколом об административном правонарушении, а также обстоятельства, установленные при рассмотрении дела об административном правонарушении, послужившие основанием для прекращения дела об административном правонарушении.

5. Мотивировочная часть постановления должна содержать оценку доказательств виновности либо невиновности лица, в отношении которого ведется административный процесс, обоснование налагаемого вида административного взыскания либо прекращения дела об административном правонарушении.

6. Резолютивная часть постановления должна содержать принятое по делу об административном правонарушении решение, в том числе указание на соответствующую часть статьи, статью Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, предусматривающую ответственность за данное административное правонарушение; вид, размер (срок) налагаемого административного взыскания (основного и дополнительного); основания прекращения дела об административном правонарушении; срок и порядок обжалования постановления.

7. В постановлении по делу об административном правонарушении, за которое в качестве административного взыскания предусмотрена депортация, при принятии решения о депортации должен быть решен вопрос о сроке запрета въезда в Республику Беларусь.

8. В постановлении по делу об административном правонарушении должен быть решен вопрос о вещественных доказательствах и об ином имуществе и документах, изъятых при осуществлении административного процесса, в том числе:

1) об уничтожении предметов, не представляющих ценности и не могущих быть использованными, или о выдаче этих предметов в случае их выдачи по ходатайству заинтересованных лиц или организаций;

2) об оставлении при деле на весь срок его хранения либо передаче заинтересованным лицам или организациям документов, являющихся вещественными доказательствами.

9. Постановление коллегиального органа принимается простым большинством голосов членов коллегиального органа, присутствовавших на заседании.

10. Постановление по делу об административном правонарушении подписывается судьей, должностным лицом органа, ведущего административный процесс, рассмотревшими дело, а постановление коллегиального органа — председательствующим и секретарем коллегиального органа.

11. Мотивировочная часть постановления составляется судом, органом, ведущим административный процесс, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении:

1) по собственной инициативе, а также если за совершенное административное правонарушение налагается административное взыскание в виде административного ареста или депортации — при вынесении постановления;

2) по заявлению лица, в отношении которого ведется административный процесс, потерпевшего, их представителей, защитника, а также руководителя органа, направившего дело об административном правонарушении на рассмотрение в случае прекращения дела об административном правонарушении либо наложения административного взыскания с прекращением дела об административном правонарушении в части;

3) в связи с обжалованием (опротестованием) не вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

12. Заявление о составлении мотивировочной части постановления может быть подано в течение срока, предусмотренного на обжалование (опротестование) не вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

13. В случаях, указанных в пунктах 2 и 3 части 11 настоящей статьи, мотивировочная часть постановления составляется в трехдневный срок со дня поступления заявления, жалобы (протеста) в виде отдельного документа, содержащего указание на соответствующее постановление по делу об административном правонарушении, подписывается судьей, должностным лицом органа, ведущего административный процесс, вынесшими постановление, а при составлении мотивировочной части постановления коллегиальным органом — председательствующим и секретарем коллегиального органа. В течение указанного срока копия мотивировочной части постановления должна быть вручена или выслана заказным письмом лицу, подавшему заявление о ее составлении либо жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, а также направлена прокурору, принесшему протест.

Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Статья 29.6 КоАП РФ. Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении

1. Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела либо материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.

1.1. Дело об административном правонарушении рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

2. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение.

3. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 — 5.25, 5.45 — 5.52, 5.56, 5.58, 5.69 настоящего Кодекса, рассматриваются в пятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.

4. Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента его задержания.

5. Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

6. Утратил силу. — Федеральный закон от 21.07.2014 N 210-ФЗ.

7. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.15.2 и 14.15.3 настоящего Кодекса, рассматриваются в десятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.

документа: Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в действующей редакции

Комментарии к статье 29.6 КоАП РФ, судебная практика применения

В п.п. 10 – 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2007 N 52 «О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях» содержатся следующие разъяснения:

Сроки подготовки дела к рассмотрению, учитывая возможность продления только двухмесячного срока рассмотрения

Судам надлежит соблюдать требования статьи 29.1 и части 1 статьи 29.4 КоАП РФ по каждому делу об административном правонарушении.

Имея в виду, что Кодексом РФ об административных правонарушениях допускается продление только двухмесячного срока рассмотрения дел при наличии названных в части 2 статьи 29.6 КоАП РФ оснований, а течение срока давности привлечения к административной ответственности приостанавливается исключительно в предусмотренном частью 5 статьи 4.5 КоАП РФ случае, подготовку к рассмотрению дела необходимо начинать в возможно короткие сроки после поступления судье протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Сроки совершения процессуальных действий должны быть указаны в определении судьи

В том случае, когда данным Кодексом установлены сроки совершения названных в определении судьи процессуальных действий (например, направления истребованных судьей сведений или уведомления о невозможности представления таких сведений), в целях своевременного выполнения соответствующих действий эти сроки необходимо указывать в определении.

Как суды должны реагировать на нарушения сроков совершения процессуальных действий?

Судам не следует оставлять без внимания факты несоблюдения установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях сроков выполнения указанных в определении судьи процессуальных действий, особенно в тех случаях, когда эти нарушения привели к истечению срока давности привлечения к административной ответственности до рассмотрения дела по существу. Учитывая, что этим Кодексом не предусмотрена возможность вынесения какого-либо процессуального документа, в котором могло быть обращено внимание соответствующих организаций и должностных лиц на факты несвоевременного совершения названных в определении судьи процессуальных действий, на выявленные нарушения необходимо реагировать путем направления писем.

Двухмесячный срок рассмотрения дела – общее правило

Обратить внимание судей на то, что дела об административных правонарушениях подлежат рассмотрению в двухмесячный срок со дня получения судьей, полномочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела, за исключением дел, для которых частями 3 — 5 статьи 29.6 КоАП РФ предусмотрены сокращенные сроки их рассмотрения.

Течение сроков рассмотрения дела начинается с применения задержания или фактического прекращения деятельности

.. Необходимо иметь в виду, что течение сроков, названных в части 4 (в отношении лица, подвергнутого административному задержанию) и в части 5 статьи 29.6 КоАП РФ, начинается соответственно с указанного в протоколах о применении мер обеспечения производства по делу времени административного задержания или времени фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

В случае возвращения судьей материалов дела, срок рассмотрения дела исчисляется с момента поступления судье материалов дела с устраненными недостатками

В том случае, когда протокол об административном правонарушении и другие материалы дела на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ были возвращены в орган, должностному лицу, которые составили протокол, при исчислении сроков рассмотрения дела днем получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела следует считать дату поступления ему материалов дела с устраненными недостатками.

Возможно продление только двухмесячного срока рассмотрения дела

Исходя из статьи 29.6 КоАП РФ при наличии названных в части 2 этой статьи оснований возможно продление двухмесячного срока рассмотрения дел об административных правонарушениях; продление сокращенных сроков рассмотрения дел недопустимо.

Возможность неоднократного продления срока рассмотрения дела об административном правонарушении

Положения части 2 названной статьи не исключают возможности неоднократного продления срока рассмотрения дела об административном правонарушении. Однако в этом случае общий период, на который осуществляется продление, не должен превышать одного месяца, а срок рассмотрения дела с учетом продления не может составлять более трех месяцев со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

В п.п. 6, 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» содержатся следующие разъяснения:

Способы извещения участвующих в деле лиц о времени и месте рассмотрения дела

В целях соблюдения установленных статьей 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).

В каком случае лицо считается надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела?

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное», утвержденных приказом ФГУП «Почта России» от 31 августа 2005 года N 343 (см. п. 6 Постановления Пленума ВС РФ № 5).

Отложение судьей составления мотивированного постановления по делу

При вынесении постановления по делу об административном правонарушении судья в исключительных случаях вправе отложить составление мотивированного постановления не более чем на три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в частях 3 — 5 статьи 29.6 КоАП РФ (часть 1 статьи 29.11 КоАП РФ).

Резолютивная часть постановления в таких случаях должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. Днем вынесения постановления следует считать день его составления в полном объеме, а не день оглашения резолютивной части постановления (см. подробнее п. 29 Постановления Пленума ВС РФ № 5).

В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2007 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 30.05.2007 года содержатся следующие разъяснения (извлечение):

Вынесение постановления в день составления протокола об административном правонарушении

«Вопрос 4: Возможно ли вынесение постановления по делу об административном правонарушении в день составления протокола об административном правонарушении должностным лицом органа, уполномоченным составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях?

Ответ: По общему правилу согласно ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Указанной нормой установлены максимальные сроки рассмотрения дела об административном правонарушении.

Наряду с общими сроками рассмотрения дел вышеуказанной статьей устанавливаются и специальные сокращенные сроки.

…Вместе с тем Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит правовых норм, запрещающих рассматривать дела об административных правонарушениях в иные сроки, помимо случаев, указанных выше.

Таким образом, вынесение постановления по делу об административном правонарушении в день составления протокола об административном правонарушении возможно при соблюдении предусмотренного ст. 25.1 КоАП РФ права лица, привлекаемого к административной ответственности, участвовать в рассмотрении дела и воспользоваться услугами адвоката».

В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007 года содержатся следующие разъяснения (извлечение):

Непродление срока рассмотрения дела – не основание для отмены постановления по делу об административном правонарушении

«Вопрос 24: Является ли существенным нарушением процессуальных требований, влекущим отмену постановления по делу об административном правонарушении, отсутствие мотивированного определения о продлении срока рассмотрения дела либо рассмотрение дела в срок, превышающий установленный, но в пределах срока давности привлечения к административной ответственности?

Ответ: …В случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 29.6 КоАП РФ, срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение.

Поскольку предусмотренное приведенной выше нормой требование о вынесении определения о продлении срока рассмотрения административного дела, а также содержащееся в ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ требование о рассмотрении дела об административном правонарушении в установленный срок носят процедурный характер, их невыполнение не влияет на законность вынесенного по делу постановления.

Таким образом, отсутствие мотивированного определения о продлении срока рассмотрения дела либо нарушение сроков рассмотрения дела (если дело рассмотрено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности) не является существенным нарушением процессуальных требований, влекущим отмену постановления по делу об административном правонарушении».

admin