Проблемы в социальной сфере

Эффективность системы управления персоналом зависит от учета различий характеристик и интересов сотрудников. В частности, необходимо учитывать особенности работы женщин, людей пенсионного возраста, инвалидов и молодежи. Необходимо уважать религиозные чувства и национальные обычаи. При разработке режима труда и отдыха, систем мотивации и оплаты следует учитывать особенности творческого труда, семейное положение сотрудников, условия для повышения квалификации работников.
К числу наиболее важных социальных взаимоотношений относятся взаимоотношения между руководителями и подчиненными. В России экономика десятилетиями функционировала на основе административных методов, а точнее, просто на страхе подчиненных перед начальством. Такие взаимоотношения были особенно откровенными между руководителями различных уровней.
Опыт развитых стран показывает, что отношения партнерства более эффективны, чем отношения, основанные на административном принуждении. Существенное неравенство может быть любым, но на работе все сотрудники должны чувствовать себя партнерами .
Таким образом, социально-трудовая сфера — область действия, пределы распространения трудовых отношений как отношений, возникающих между участниками совместного трудового (производственного) процесса, отношений занятости и отношений по поводу распределения и потребления произведенного национального дохода. Основными блоками СТС являются те, которые отражают и обеспечивают фазы процесса воспроизводства рабочей силы: социальная сфера, т.е. отрасли социально-культурного комплекса (образование, здравоохранение, культура и т.д.); рынок труда, службы занятости, переподготовки кадров (в том числе безработных); сфера мотиваций производительного труда (организация оплаты труда, стабилизации уровня жизни населения и т.п.).

2. Проблемы социально-трудовой сферы
В настоящее время глобальными тенденциями мирового развития и научно-технической революции последних десятилетий является развитие и широкое применение прогрессивных информационных и коммуникационных технологий и повышение эффективности использования информационных ресурсов. Информатизация имеет решающее значение для повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления, разработки и реализации государственной политики, в том числе в социально-трудовой сфере.
Несмотря на достаточно высокие темпы развития информатизации в отдельных областях социально-трудовой сферы Российской Федерации ее современное состояние в целом характеризуются наличием ряда актуальных проблем:
— недостаточное финансирование мероприятий по информатизации в социально-трудовой сфере;
— невысокий приоритет и статус информатизации в социально-трудовой сфере и, как следствие, остаточный принцип финансирования;
— неравномерное развитие информатизации социально-трудовой сферы в отраслевом и региональном разрезе;
— недостаточный уровень подготовки в области информатизации кадров, участвующих в государственном управлении социально-трудовой сферой;
— несовершенная нормативно-правовая и методологическая база в области информатизации в социально-трудовой сфере.
Перечисленные выше проблемы снижают эффективность расходования бюджетных средств, затрудняют управление социально-трудовой сферой, препятствуют ее эффективному функционированию и требуют решения в рамках мер по информатизации социально-трудовой сферы.

Под информатизацией социально-трудовой сферы понимается процесс создания организационных, социально-экономических и научно-технических условий для удовлетворения и реализации информационных потребностей и прав граждан, субъектов управления социально-трудовой сферой, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений при разработке и реализации государственной политики в социально-трудовой сфере на основе формирования и использования информационных ресурсов и технологий.
Социально-трудовая сфера как объект информатизации имеет сложную структуру и включает следующие предметные области: доходы и уровень жизни населения; рынок труда, занятость и безработица; социально-трудовые процессы на предприятиях, в учреждениях и других организациях; условия и охрана труда; социально-демографические и миграционные процессы; социальная защита, социальное обеспечение и социальное страхование; социальное партнерство .
Однако важнейшей проблемой социально-трудовой сферы России, не позволяющая равномерно регулировать эту сферу по всей территории страны, является социально-экономическая дифференциация регионов: наличие высокоразвитых, многоотраслевых регионов наряду с депрессивными, узкоспециализированными, характеризующимися остротой социальных, экономических, экологических проблем. К числу причин неравенства в уровне социально-экономического развития регионов в экономической литературе относят: разные темпы экономических преобразований, например процессов приватизации, конверсии; незавершенность процесса разграничения прав и предметов ведения между федеральными и региональными органами государственной власти; предоставление отдельным субъектам Федерации больших экономических и социальных льгот по сравнению с другими; недоучет региональных последствий проведения федеральной политики в сфере макроэкономики; неравномерность в пространственном отношении, в скорости распространения реформ и в глубине экономического спада . С.

Практические выводы к § 9

89].
Существенны различия и в социально-трудовой сфере регионов. Например, по уровню безработицы в 2000-е гг. регионы отличались друг от друга в 40 с лишним раз .
В 2010 г. в ряде субъектов Российской Федерации коэффициент напряженности (отношение численности граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, к количеству заявленных свободных рабочих мест и вакантных должностей) в несколько раз (от 8 до 1075) превышал среднероссийский уровень. Разница в средней продолжительности поиска работы безработными по регионам Российской Федерации составляла от 2 до 3,2 раза (рассчитано автором на основе статистических данных .

Скачать реферат "Понятие и проблемы социально-трудовой сферы"DOC

Отрасли социальной сферы экономики

Практически все отрасли экономики имеют то или иное отношение к со! альной сфере, обслуживают и удовлетворяют социальные потребности людей, социальные нужды работает промышленность — и не только пищевая и леп но и машиностроение, приборостроение, энергетика. Во многом социально о вотированы сельское хозяйство и лесное, строительство, транспорт, связь, i говля, общественное питание.

Действительно, легкая промышленность обеспечивает население одежд1 обувью, пищевая — продуктами питания, машиностроение — бытовой техш деревообрабатывающая — мебелью, энергетическая — теплом и электроэнерп Сельское хозяйство — основной источник продовольствия. Строительство обе

чивает население жильем. Пассажирский транспорт осуществляет железнодо­рожные, автомобильные, авиационные, водные перевозки людей и багажа. Теле­фонная, телеграфная, почтовая связь удовлетворяет потребности людей в комму­никациях. Розничная торговля предоставляет возможность купить необходимые товары, а общественное питание — кормить людей не только дома, но и на рабо­те, в пути, во время отдыха.

Из перечисленных отраслей пассажирский транспорт, связь для населения, розничная торговля и общественное питаниенастолько тесно связаны с удовлетво­рением потребностей людей, что их правомерно относить непосредственно к от­раслям социальной сферы, к социальной экономике.

Несомненно, что отраслями социального профиля являются жилищное и ком­мунальное хозяйства,поддерживающие в рабочем состоянии дома, лифты, водо­снабжение, канализацию, теплоснабжение, энергообеспечение, то есть жилищ­ную инфраструктуру. Хотя официальная статистика не относит жилищное строи­тельство к отраслям социальной сферы, думается, что строительство жилья и объектов социально-культурного и бытового назначения правомерно считать со­циальными отраслями народного хозяйства.

Среди отраслей социальной сферы видное место занимает бытовое обслужи­вание населения.Прачечные, парикмахерские, ремонтные мастерские, такси, пун­кты проката, ломбарды, бюро информационных услуг, учреждения ритуальных и так называемых рекреационных услуг(рекреациявосстановление сил,отдых), ох­рана квартир, услуги по уходу за малолетними детьми и многое другое относится к отрасли бытовых услуг.

Есть основания относить к отраслям социальной сферы охрану, восстановле­ние, очистку окружающей среды,по крайней мере в той части, в которой эта деятельность обеспечивает поддержание условий нормальной жизнедеятельности людей, их отдыха.

Центральное место среди отраслей социальной сферы занимают культура, образование, здравоохранение. Эти отрасли призваны удовлетворять самые чув­ствительные и тонкие запросы людей, и потому их социальная значимость ис­ключительно велика.

Отрасль культуры— это кино, театр, музеи, библиотеки, выставки, концер­тные залы, клубы, словом, все центры культурных ценностей, очаги культуры, распространители культурного достояния и наследия. Эта отрасль призвана сохра­нять исторические, национальные памятники культуры, пополнять копилку куль­турных достижений в области литературы, искусства, художественного творче­ства, музыки, живописи, скульптуры, зодчества, приобщать людей к творениям культуры, воспитывать культурного человека, проводить исследования в области культуры.

Отрасль образования— это школы и дошкольные детские учреждения, гим­назии, колледжи, училища, техникумы, высшие учебные заведения, исследова­тельские учреждения в области педагогики. Отрасль образования занята всеми Формами обучения в самых разнообразных учебных заведениях. С одной стороны, °на призвана удовлетворять потребность людей в знаниях, с другой — осуществ­лять подготовку, и переподготовку к работе, труду, способствовать приобретению специальности, овладению профессией. Огромное значение для общества имеет Непитательная функция образования.

Отрасль здравоохраненияпризвана заботиться о поддержании здоровья лю­дей, проводить профилактику и лечение болезней, оказывать медицинскую по­мощь, обеспечивать людей лекарственными средствами, восстанавливать поте­рянное здоровье. Это поликлиники, больницы, амбулатории, лечебные центры институты, пункты скорой помощи, диспансеры, родильные дома, здравпункты на предприятиях, профилактории.

К отрасли здравоохранения тесно примыкает физическая культура и спортв той части, в которой они решают задачу укрепления здоровья, утверждения здо­рового образа жизни людей.

Многие экономисты относят культуру, образование, здравоохранение к не­производственной сфере, рассматривая продукт этих отраслей, конечный резуль­тат их деятельности как непроизводственные услуги. Более обоснованным было бы считать культурные ценности, знания, здоровье особым, уникальным видом социально-экономического продукта, а соответствующие отрасли — производи­телями этого продукта.

Отметим, что в рыночной экономике социальный продукт отраслей культу­ры, образования, здравоохранения преимущественно или в значительной степе­ни платный, тогда как в централизованной экономике советского типа он был в основном бесплатным, что, однако, зачастую негативно влияло на доступность и качество. При переходе к рыночной экономике поневоле приходится иметь дело с возрастанием негосударственных и платных форм доступа к источникам культу­ры, образования, медицинского обслуживания, смягчаемых социальными мера­ми со стороны государства, например страховой медициной.

Значительную социальную нагрузку несет и отрасль науки,на достижения которой непосредственно опираются культура, образование, охрана .здоровья, отрасли производства предметов потребления. Эта отр.асль, особенно фундамен­тальная наука, и в централизованной, и в рыночной экономике финансируется в основном государством.

Удовлетворение потребностей ряда категорий населения в финансовых ресур­сах и источниках существования, в особенности не имеющих стабильных дохо­дов, принимает на себя, как уже упоминалось, отрасль социального обеспечения населения, называемую иногда социальной защитой.

Уровень жизни и ее качество

Так как социальная экономика ориентирована на человека, призвана способ ствовать удовлетворению его запросов, интересов, потребностей, то о состоят и успехах этой экономики судят по тому, как живут люди. При всем многообрази жизненных проявлений можно получить общее представление об условиях, в к торых живут люди, о том, насколько они довольны этими условиями, что дает жизнь. Все это вместе взятое называют качеством жизни.

Качество жизни охватывает и характеризует весь диапазон ее свойств, расп страняется на все ее стороны, отражает удовлетворенность людей предоставл< ными им материальными и духовными благами, отражает обеспеченность, i фортность, удобство жизненных условий, их приспособленность к современ требованиям, безболезненность и продолжительность жизни. Проще говоря, чество жизни — это насколько хорошо живется людям. Когда мы говорим «ка1

ство жизни», то не имеем в виду какой-либо один показатель, измеритель, выра­женный в количественной, числовой форме. Качество есть обобщенное понятие, выражаемое обычно словами «высокое», «среднее», «удовлетворительное», «низ­кое», «неудовлетворительное» по аналогии с теми словесными оценками, кото­рыми характеризуют знания учащихся. Но в отличие от оценки качества знаний качество жизни не принято выражать цифрами, пятерками, четверками, тройка­ми, двойками.

Понятие «уровень жизни»в большей степени характеризует количественную меру благосостояния людей и чаще всего характеризуется количественными, чис­ловыми показателями. Уровень жизни трудно выразить с помощью единственного критерия, одной меры. Чтобы охарактеризовать уровень жизни людей, приходит­ся прибегать к ряду показателей.

Каковы главные, наиболее широко используемые в экономической практике измерители уровня жизни?

Структура и уровень потребленияосновных видов благ и услуг в натуральном выражении в расчете на одного человека или на одну семью из четырех человек за год либо мера обеспеченностичеловека и семьи потребительскими благами служат важнейшими показателями уровня жизни населения страны, региона или опреде­ленных социальных групп (городское и сельское население, молодые и престаре­лые, мужчины и женщины, работающие и неработающие). Соответственно, при оценке уровня жизни используются показатели годового потребления пищи, одеж­ды, обуви в расчете на человека или семью, обеспеченности жилой площадью, мебелью, товарами длительного пользования, предметами культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода. Кроме того, используются показатели, ха­рактеризующие обеспеченность населения школами, детскими садами, врачеб­ным обслуживанием (скажем, количество врачей или больничных коек, приходя­щееся на тысячу человек), пунктами бытового обслуживания, прачечными, па­рикмахерскими, банями, столовыми.

Приведем, к примеру, таблицу, приближенно характеризующую годовое по­требление продуктов питания в 1995 году в расчете на одного взрослого российс­кого жителя.

хлеб картофель овощи фрукты молоко мясо рыба сахар яйцо кг кг кг кг л кг кг кг шт.

120 100 90 40 220 45 13 35 230

Чтобы понять, насколько такой уровень соответствует потребностям людей, его сравнивают с нормативами потребления,выработанными с учетом рекоменда­ций науки о питании. Так, например, хлеба и картофеля рекомендуется потреб­лять примерно 80 кг в год в расчете на одного человека, так что здесь имело место Перепотребление. Овощей желательно потреблять 150 кг в год, фруктов — 70—80 Кг, мяса — 60—70 кг, и, как видим, по этой группе продуктов наблюдалось явное недопотребление.

Об уровне потребления продуктов питания иногда судят по их калорийности, Суточный рацион питания взрослого человека должен обладать калорийностью

примерно 3000 ккал, в России средняя калорийность рациона в 1995 году состав­ляла 2600 ккал.

К числу широко распространенных общепринятых показателей уровня жизни относятся денежные доходы населенияв расчете на одного человека или семью Обычно измеряется месячный доход. Важно, чтобы месячный доход превышал так называемый прожиточный минимум,рассчитанный исходя из потребления каждым человеком минимально необходимого набора благ и услуг, называемого «потребительской корзиной». Прожиточный минимум существенно зависит от цен поэтому в условиях инфляции он непрерывно изменяется.

Понятие и проблемы социально-трудовой сферы — реферат

В России в 1999 году прожиточный минимум составил в среднем 600 руб. О людях, потребление кото­рых ниже предусмотренного прожиточным минимумом, принято говорить, что они живут «за чертой бедности». В России в 1999 году доходы ниже прожиточного минимума имели свыше 30% населения.

Наряду с денежными доходами на уровень жизни влияют так называемые общественные благаили общественные фонды потребления, к которым относят блага и услуги, предоставляемые государством населению бесплатно, или за огра­ниченную плату, либо в натуральном выражении, либо в виде специальных вып­лат, трансфертов. В странах с централизованной экономикой полностью бесплат­ными могут быть здравоохранение и образование, частично — услуги культуры и физической культуры, в некоторой степени — питание и отдых для отдельных групп, категорий населения (например, бесплатные школьные завтраки, выдача бесплатного молока на вредных работах). В странах с рыночной экономикой суще­ствует обширный набор общественных благ, но чаще всего блага или услуги бес­платны или частично платны для отдельных категорий потребителей, обладаю­щих низкими доходами.

Уровень жизни людей характеризуется также их имущественными и денежными накоплениями(имущественным цензом и денежными сбережениями). Ведь те, кто обладает низкими доходами сейчас, могли иметь в прошлом высокие доходы и накопить значительное богатство, позволяющее им неплохо жить при низких до­ходах. Поэтому, чтобы судить об уровне жизни человека, недостаточно -изучить его декларацию о доходах, надо еще присовокупить к ней декларацию об имуще­стве и сбережениях.

Весьма специфическими показателями уровня жизни являются детская и об­щая смертность, уровень заболеваемости и средняя продолжительность жизни.К примеру, средняя продолжительность жизни мужчин в России составила в 1998 году примерно 60 лет, а женщин — 72 года, что на несколько лет ниже, чем в Швеции, США и ряде других стран.

В качестве определяющего показателя уровня и качества жизни рассматрива ется и количество свободного времени,которое человек вправе использовать п своему выбору и усмотрению. Чаще всего свободное время сопоставляют с рабе чим или полным временем. Определенное представление об уровне жизни з; тых в производстве можно получить исходя из продолжительности рабочей не, ли. Так, сорокачасовая рабочая неделя считается вполне приемлемой, а тридиат пятичасовая (семь рабочих часов в день при двух выходных) — желаемой.

Если судить об уровне жизни людей по их текущему потреблению, то саг существенное влияние на него в условиях насыщенного бездефицитного ры играют доходы и цены.Ведь "чем выше доходы и чем ниже цены, тем боль

товаров, благ, услуг может приобрести потребитель на свои доходы. Но такой вывод справедлив только в условиях, когда рост доходов сопровождается адекват­ным ростом физической массы товаров и услуг, доступным потребителем для приобретения за деньги.

В условиях спада производства и высокого уровня инфляции судить об уровне жизни населения на основе изучения изменения доходов и цен крайне трудно и выводы могут быть ошибочными. Если весь произведенный и закупленный по импорту товар потребляется населением, то очевидно, что средний уровень по­требления в расчете на одного человека равен физическому количеству потребля­емого товара, деленному на число потребителей, и вообще не зависит ни от дохо­дов, ни от цен.

Например, если Россия производит и закупает 7,5 миллиона тонн мяса в год при численности населения в 150 миллионов человек, то ясно, что годовое потреб­ление в расчете на одного человека составит 7,5 х 1000/150-= 50 кг. Конечно, имеющий высокие доходы или возможность приобретать мясо по низкой цене смо­жет потребить больше 50 кг, но тогда меньше достанется другим, возникнет диф­ференциация потребления, тогда как средний уровень при этом не изменится.

Еще раз напомним суровую истину о том, что невозможно потребить больше, чем получено, ибо действует неумолимый закон сохранения вещества. Так что если мы желаем увеличить потребление всего населения, то есть лишь один спо­соб — увеличивать производство. И в какой-то мере путем импорта одних товаров за счет экспорта других! Путем увеличения доходов без роста производства, а тем более в условиях его спада можно получить один-единственный результат — рост цен, инфляцию, увеличение внутреннего и внешнего государственного долга. Никакого роста уровня жизни таким способом достичь не удается.

Читайте также:


Требования современного мирового сообщества (современные критерии цивилизованности) к обеспечению человека работой формируются в увязке проблем занятости и безработицы с проблемами социализации (социальной интегрированности) и социальной отчужденности человека. Проще говоря, проблемы занятости и безработицы демонстрируют, нужен человек обществу или он для него лишний, ненужный.

Гуманизм по самому своему существу исходит из того, что человек не может не быть ценностью для общества. Отсюда без всяких вариантов гуманизм отвергает справедливость и тем более общественную якобы полезность даже малой безработицы, признавая ее варварским способом принœесения человеческих жертв, не оправдываемых никакими гуманными, а тем более негуманными целями. Современное мировое сообщество признает обязательной целью для любой страны полную, и притом продуктивную, занятость.

Обязательство 3 Копенгагенской декларации о социальном развитии (Россия подписала декларацию в марте 1995 ᴦ.) гласит:

ʼʼМы обязуемся способствовать достижению цели полной занятости в качестве одного из базовых приоритетов экономической и социальной политики и создавать для всœех мужчин и женщин надежные и устойчивые возможности зарабатывать себе на жизнь посредством свободно избранного производительного труда и работыʼʼ.

Это обязательство целиком соответствует обязательству 4, суть которого – содействие социальной интеграции.

Принятый в Копенгагене другой международный документ (а по Конституции Российской Федерации он приобрел силу закона) под названием ʼʼПрограмма действия Всемирной встречи на высшем уровне в интересах социального развитияʼʼ содержит развернутый раздел ʼʼРасширение продуктивной занятости и снижение уровня безработицыʼʼ. В ʼʼПрограмме действийʼʼ в качестве основы для действий и цели фиксируется, в частности, следующее:

ʼʼПроизводительный труд и занятость являются центральными элементами развития, а также элементами, определяющими характер человеческой личности… Полная и должным и соответствующим образом оплачиваемая занятость является действенным средством борьбы с нищетой и содействия социальной интеграции. Реализация цели полной занятости требует от государства, социальных партнеров и всœех других слоев гражданского общества на всœех уровнях сотрудничества в создании условий, позволяющих каждому участвовать в производительном труде и пользоваться его результатами…ʼʼ

Выделœенные курсивом установки отражают стержень современных подходов мирового сообщества к проблемам безработицы и занятости.

Занятость – не просто занятость или наличие занятия. Занятость есть надежная и устойчивая возможность зарабатывать себе на жизнь посредством свободно избранного производительного труда и работы. Занятость одновременно с этим есть непременное условие и состояние социальной интегрированности человека, . определяющее социальный характер человеческой личности.

Безработица соответственно не должна быть сведена к отсутствию в данный момент или данный период времени нанятости или же занятий радизаработка. Безработица есть лишенность человека надёжной и устойчивой возможности зарабатывать на жизнь посредством свободно избранного производительного труда или занятия. Безработица есть одновременно с этим фактор и состояние социальной отчужденности человека и общества, определяющие социальную неполноценность человеческой личности.

Главная опасность безработицы для общества, признак общественного неблагополучия – именно социальная отчужденность, именно социальная неполноценность человеческой личности. Скрытия безработица – такое состояние занятости, при котором за внешними показателями нанятости и наличия занятий развиваются и являются существенными для состояния социально-трудовых отношений процессы социального отчуждения и социальной неполноценности трудящегося человека..

admin