Проблемы мигрантов в России

Электронный журнал Cloud of Science. 2013. № 2

Проблемы миграции в России

С. А. Карпов

Московский государственный технологический университет «СТАНКИН» Московский технологический институт «ВТУ»

Аннотация. Рассматриваются основные проблемы миграции на современном этапе развития экономики России и бывших союзных республик, а также анализируются возможные пути решения наиболее острых вопросов.

Ключевые слова: эмиграция, иммиграция, реэмиграция, диаспоры.

Как известно, миграция подразделяется на три основных вида: эмиграция (выезд россиян за рубеж); иммиграция (въезд иностранных граждан в Россию); реэмиграция (возвращения бывших россиян в Россию). Говоря о миграции, чаще всего, мы имеем в виду проблемы малоквалифицированных трудовых иммигрантов из ряда стран СНГ, таких, как Таджикистан, Киргизия, Узбекистан. Однако каждый упомянутый вид миграции сопровождается огромным количеством нерешенных и никем не решаемых проблем. Причем проблем, имеющих колоссальное социальное, экономическое (финансовое) и культурное значение для России, и ее будущего существования в целом .

Например, эмиграция связана с «утечкой мозгов», вывозом гигантских по объему капиталов, перетеканием бизнеса и инноваций за рубеж, отъездом детей (будущих поколений) и т. д. При этом с ослаблением и «обескровливанием» России, мы, и это может быть самое главное, за счет нашей эмиграции, одновременно возрождаем и развиваем страны-конкуренты, а нередко и страны-потенциальные противники. Этот процесс никак не регулируется и не управляется государством. Хотя может принести значительные социальные и финансовые дивиденды. К сожалению, с эмигрантами государство, как правило, полностью прерывает связи. Несмотря, например, на опыт работы с хуацяо в КНР.

Говоря об иммиграции (не касаясь упомянутой трудовой иммиграции из ряда стран СНГ), мы почти не уделяем внимания политической иммиграции (наши бывшие сторонники из Афганистана, Сирии, Ливана, стран Африки, СНГ и т. д.), о маятниковой иммиграции, об иммиграции при вложении прямых иностранных инвестиций и захвате иностранцами российских предприятий и т. д. Отдельная важнейшая проблема — экспорт образовательных услуг. Все это — неиспользованные политические аспекты в международных делах, потеря престижа страны, финансовые потери, рост социальной напряженности.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ

С1оий о/Баепсе. 2013. № 2

Реэмиграции, кроме призыва В.В.Путина возвращаться на родину, вообще практически не уделяется внимания. А это направление, может заменить, например, приглашение высокооплачиваемых иностранных специалистов и консультантов, которым месяцы, а то и годы требуются на освоение «российских особенностей».

Даже приведенное краткое перечисление проблем миграции показывает, что данная тема не может быть решена принятием одного- двух законов.

Нужна системная, многоэтапная исследовательская, организационная и законодательная работа, охватывающая весь круг вопросов и их взаимосвязи. Частное решение какой-то одной проблемы, без учета ее взаимовлияния с остальными может не только не дать ожидаемых результатов, но и ухудшить ситуацию.

При этом подчеркнем, дальнейшее затягивание с началом такой работы уже грозит России катастрофическими, необратимыми последствиями. Связано это с тем, что все три вида миграции, оставаясь почти бесконтрольными, приводят к развитию целого ряда негативных последствий. Таких, как:

— рост влияния диаспор в решении вопросов миграции и фактически бесконтрольная (со стороны России) их деятельность на российской территории; т. е. возникновение «государств в государстве» (узбекская, азербайджанская диаспоры в Москве и т. п.);

— прогрессирующее уменьшение доли русского (русскоговорящего) населения, особенно в городах; в Москве, например, сегодня лишь 30% жителей — русские, остальные «москвичи» — бывшие или сегодняшние иммигранты; как следствие, в ближайшей перспективе возможно исчезновение (вытеснение) русских как нации и начнется «переписывание» российской истории (см. работы акад. Чудинова);

— религиозная экспансия ислама, буддизма, различных сект при снижении влияния христианства;

— снижение интеллектуального и культурного уровня россиян и т. д.

С чего начать решение проблем миграции в России?

1. С элементарных, на наш взгляд, но научно обоснованных математических расчетов доходов и расходов по видам и подвидам миграции. Именно на них должны основываться все законодательные акты и практические действия государственных органов.

С. А. Карпов

Проблемы миграции в России

простоты не учитываем остальную долю: подоходный налог, затраты на аренду жилья, проживание и т. д. Если в Москву приезжает 10 тыс. мигрантов, то при сохранении пропорции в Таджикистан уйдет уже 300 млн., а России достанется лишь 120. Фактически происходит: скрытое иностранное инвестирование чужой экономики; бесплатное обучение малоквалифицированной рабочей силы из другой страны.

Вывод очевиден: чем больше таджикских мигрантов, тем больше средств из России получит государство Таджикистан на свое развитие. А Россия в абсолютных цифрах — лишь незначительную часть, плюс все социальные, криминальные, этнические, санитарно-эпидемиологические негативные последствия от присутствия иммигрантов. Очевидно, следует математически просчитать на какой цифре иммигрантов из конкретной страны России целесообразно остановиться. Аналогично и по всем другим видам и подвидам миграции.

2. Необходимо, по нашему мнению, разработать, утвердить законодательно и выставить государствам-поставщикам трудовых иммигрантов определенные требования. Например: из одной тыс. принимаемых Россией иммигрантов 50% могут быть низко квалифицированными, 20% должны пройти начальную годичную профессиональную подготовку в России (платную за счет страны-поставщика), 20% получить среднее специальное образование в России и 10% — высшее . Все обучение (возможно, по заочной форме) и проживание должны оплатить государство-поставщик, диаспоры и/или сами потенциальные иммигранты. Это позволит развивать образование именно в России (а не готовить иммигрантов на их родине), обеспечит создание новых рабочих мест в сервисных отраслях (образовании, здравоохранении, развлекательном бизнесе и т. д.), реально адаптировать мигрантов в российский социум и получить приток инвестиций .

По аналогии с пунктами 1-2 можно разработать алгоритм решения проблем миграции для каждой страны-партнера.

Литература

Карпов С. А. Проблемы интернационализации российского бизнеса // Предпринимательство. 2012 №4. С. 28-44

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Карпов С. А. Экспорт образовательных услуг из российских вузов // Вестник МГТУ Станкин. 2011. № 2. С. 98-101.

Брат трахнул свою сестричку пока мама стояла за дверью Брат и сестра Инцест брат сестра мама и сын отчим и доч Мама убирала в комнате сына срач и сетовала а как заметила его дрочащим в душе решила помочь Изнасилование брат и сестра брат уговаривает сестренку она ломается с разговорами русское Мама спалила сына за дрочкой в ванной когда убирала у него в комнате Парень поимел, а затем кончил в полусонную бухую сестру, когда девушка захотела секса юная сестра брату говорит я так не могу ты мой брат склоняет к сексу Брат жоско выебал свою сестру пока она спала брат Братец жестко трахнул сестру по принуждению Брат и сестра инцест Брат изнасиловал свою сестру брат насильно трахнул свою сестру Брат изнасиловал сестру целка порно брат сестру Брат насильно трахнул сестру Брат изнасиловал грудастую сестру 16 летнюю сестру брат ебет в жопу Брат анал спит девушка Брат сестра Кончил в сестру Сестра и брат в одной кровати сестра застряла а брат выебал Брат и сестра ебутся при первой возможности сестру Брат насилует сестру сестра и брат

ПРОБЛЕМЫ МИГРАЦИИ В МОСКВЕ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Е.А. Иванова

Кафедра политических наук Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10а, Москва, Россия, 117198

Статья посвящена проблемам мигрантов в Москве. От успешного решения вопросов по легализации работы мигрантов, их адаптации, поддержке и содействию в трудоустройстве во многом зависит политическая и экономическая ситуация в столице. Цель статьи — обозначить основные проблемы мигрантов в Москве и рассмотреть возможные пути их преодоления.

Ключевые слова: миграция, адаптация, рынок труда, нелегальные мигранты, работодатели, работники, занятость населения.

Ни один крупный город в мире не обходится без привлечения иностранной рабочей силы, и Москва в этом плане — не исключение. Мировая практика показывает, что крупные городские образования вынуждены приглашать на работу людей, живущих далеко за их пределами. Если говорить об экономике Москвы, то здесь, наряду с избыточными трудовыми ресурсами, есть профессии, в которых всегда не хватает кадров. При этом в самой Москве среди безработных достаточно специалистов с высшим, незаконченным высшим и средним профессиональным образованием.

На сегодняшний день в Москве состоят на учете около 1,74 миллиона иностранных мигрантов (См.: ). В столице аккумулируются все основные виды и типы миграции, что неизбежно создает проблемы для жителей города, для московского правительства и руководства страны. Комитетом по телекоммуникациям и средствам массовой информации Москвы была опубликована «Московская городская целевая миграционная программа», в которой обнародованы результаты социологических исследований, проведенных в Москве консалтинговой группой «Старая Площадь» в августе-сентябре 2008 г. (1). Некоторые данные проведенного исследования помогут полнее проанализировать сложившуюся непростую ситуацию с мигрантами в Москве (рис. 1).

Вполне

благополучная

8%

Затрудняюсь

ответить,

9%

благополучная,

14%

Рис. 1. Вопрос: Как вы оцениваете общую ситуацию с миграцией в столице? (в % от общего числа опрошенных)

Как видно, большинство москвичей оценивают рассматриваемую ситуацию как крайне напряженную (19%) или скорее напряженную (51,2%). Вполне или относительно благополучной она представляется лишь пятой части жителей столицы. Также установлено, что в наименьшей мере существующая миграционная обстановка раздражает представителей старшей возрастной группы, людей с относительно высоким уровнем материальной обеспеченности, тех, кто живет в Москве меньше пяти лет, хотя различия в оценках в этих последних случаях не столь уж значительны. Не будет большим преувеличением утверждать, что миграционная обстановка волнует все основные группы жителей столицы, а с точки зрения 58,3% респондентов она несет даже угрозу социальной стабильности в Москве .

Говоря о негативных явлениях, порожденных мигрантами, опрошенные обращают внимание на разные социальные последствия миграции (табл. 1).

Таблица 1

Вопрос: Если вы считаете, что миграция в той или иной мере представляет угрозу социальной стабильности в Москве, то какие негативные явления она, по вашему мнению, порождает? (в % от общего числа опрошенных)

Мнение Доля

Межнациональная напряженность, конфликты на этой почве 43,9

Конфликты между представителями разных религиозных конфессий 17,7

Создание националистических и экстремистских молодежных группировок 23,8

Рост преступности и правонарушений 44,1

Рост числа наркоманов и наркоторговцев 28,5

Рост коррупции в милиции, паспортно-визовых служб 30,6

Напряженность на рынке труда, конкуренция между москвичами и мигрантами 19,0

Криминализация экономических отношений в городе, уход предпринимателей в тень, неуплата налогов 17,0

Сдерживание роста уровня заработной платы горожан из-за широкого предложения дешевой рабочей силы 25,8

Распространение проституции в городе 10,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рост нагрузки на городскую инфраструктуру, правоохранительные органы 9,2

Распространение в Москве опасных заболеваний (туберкулез, гепатит, СПИД, венерические заболевания) 15,7

Незаинтересованность мигрантов в адаптации и интеграции в общество 5,5

Затрудняюсь ответить 4,9

Как видно из таблицы, наиболее опасным для города респонденты считают связанный с миграцией рост преступности и правонарушений (44,1%) и межнациональную напряженность (43,9%). Проблема преступности в наибольшей мере волнует коренных москвичей, а меньше всего — молодежь.

Проблема роста преступности среди мигрантов волнует население не зря, повод для этого действительно есть. Прокатившаяся по Москве волна увольнений, приостановление многих производств и строительств как результат мирового экономического кризиса многих неформально нанятых мигрантов оставила без средств к существованию. За последние девять месяцев 2009 г. на учет в органах правопорядка были поставлены 6 936 795 иностранных граждан, из них 1 4235 69 человек — в Москве (См.: ). Это составляет, по данным столичной прокуратуры, 44,5% всех преступлений в Москве (См.: ). Контингент преступных элементов пополняется за счет мигрантов в основном из Таджикистана, Азербайджана и Грузии (См.: ).

В чем заключаются причины, толкающие мигрантов на преступление? Главная из них, считает корреспондент журнала «Миграция. Московское притяжение» О. Филиппова, — это конфликты на межнациональной почве, зачинщиками которых зачастую являются российские граждане, по большей части молодые люди, входящие в различные группировки и «партии». Стоит учитывать такой фактор роста преступлений среди мигрантов, как инстинкт самосохранения. Преимущественно он толкает человека на агрессивную защиту. Многие иностранцы обречены быть «изгоями»: плохое знание языка, колоритная внешность, иные культура и менталитет вызывают отторжение со стороны местных жителей. Мигранты инстинктивно «сбиваются» в группы и занимают оборонительную позицию. Это пугает коренное население. «Во многих случаях именно условия труда и жизни мигрантов побуждают их к противозаконным поступкам и способам добывания средств к существованию. Это, конечно, не относится к людям, намеренно вступающим в криминальные сообщества, но предупредить кражу гастарбайтерами продуктов на обед мы можем» .

Сегодня, несмотря ни на что, следует признать, что мигранты безропотно убирают улицы нашей столицы, работают в ЖКХ, строят дома, водят троллейбусы, автобусы и маршрутные такси за отнюдь не высокую заработную плату, на которую москвичи вряд ли согласятся. Это наглядно демонстрируют результаты проведенного в Москве социологического исследования.

Не согласятся,

12%

Скорее всего согласятся,

32%

Несомненно согласятся,

10% 43%

Из схемы видно, что весьма значительная часть респондентов (43%) убеждена, что горожане, вероятно, не согласятся занять рабочие места, где трудятся мигранты. Вместе с тем желание избавиться от мигрантов отнюдь не всегда сопряжено с высокой самооценкой или оценкой окружающими качеств многих москвичей как работников в настоящее время. Годы вынужденного безделья на предприятиях и в организациях, которые, по сути дела, простаивали, привели к тому, что ранее хорошие работники потеряли квалификацию, в то время как мигранты, пришедшие на стройки чернорабочими, приобрели ее. И что поразительно, быстро и охотно осваивают сразу несколько профессий. Так, например, каждый мигрант на стройке одновременно и сварщик, и резчик, и штукатур, и маляр. «У представителей разных национальностей даже обнаружились способности к тому или иному виду строительных работ, — подметила корреспондент «Ведомостей» М. Хов-ратович, — о чем по рынку пошла слава. Лучшими плотниками и кровельщиками

считаются западные украинцы, как землеройные рабочие ценятся таджики, узбеков и белорусов лучше задействовать на общестроительных работах» (См.: ).

Результаты исследования заставляют задуматься о стабильности ситуации в будущем. Ведь уже сегодня 12,5% респондентов уверены в том, что москвичи, заняв место мигрантов, не будут осуществлять их работу лучше последних, и почти половина (45,4%) сомневаются в этом (рис. 3).

Да,

25%

Известно, что общение с мигрантами и наблюдение за их работой принесло многим москвичам как пользу, так и разочарование. Мигранты из многих республик оказались не только более мобильными, но и более конкурентоспособными на рынке труда. За меньшую заработную плату они готовы выполнять больший объем работ, на которую бы российский рабочий даже бы не согласился. А этим иногда и пользуются недобросовестные московские работодатели. Желающих найти работу множество. Страх остаться голодным стимулирует людей спешить с трудоустройством, поэтому многие руководители, не опасаясь, решаются уволить целую бригаду мигрантов, ничего им не заплатив. «В случае жалоб все сваливают на кризис и тут же набирают такую же бригаду на еще меньшую зарплату, оправдывая ее опять же экономическими трудностями. Новичкам, конечно, тоже не заплатят через месяц—другой» .

Приезжие нелегальные работники абсолютно не защищены социально. Они не имеют ни разрешения на работу, ни трудового договора и руководствуются лишь устной договоренностью с работодателем. Обманутые работники ничего никому не могут доказать. Мигранты также не знают законов страны, в которую они приезжают работать. Правда, с этим в последнее время стали бороться путем создания как государственных, так и частных специальных правовых центров. Например, в столице уже действует информационно-правовой центр «Миграция и закон», образованный при поддержке фонда «Таджикистан».

Как отмечает руководитель центра, организация «помогает всем — и соотечественникам, и гражданам Украины, Молдавии, Узбекистана и Киргизии. Чтобы справиться со шквалом заявлений, юристы центра придумали четкую систему приема звонков и посетителей, а также ведения отчетности. Сегодня, к сожалению, недобросовестных работодателей и подпольных работорговцев гораздо больше, чем людей, готовых оказать помощь иностранцу», — сетует руководитель центра «Миграция и закон» Г. Джураева, — «более половины жалоб, с которыми обращаются в центр, касаются невыплаты заработной платы и незаконного увольнения.

Затрудняюсь

ответить,

18%

Сомневаюсь в этом, 44%

Нет,

12%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При передаче таких дел в суд труднее всего доказать, что истец вообще работал в фирме ответчика, ведь, как правило, от неверно оформленных трудовых мигрантов тут же открещиваются представители отдела кадров» .

Власти Москвы планируют создать в городе центр «Единое московское миграционное окно», а также выдавать иностранным гражданам «Карту гостя» (См.: ).

По словам бывшего главы комитета межрегиональных связей и национальной политики города Москвы, а с недавнего времени префекта ЦАО А. Александрова, «для лучшего контроля за учетом мигрантов, прибывших в столицу, мы предлагаем не только усилить работу правоохранительных органов, но и создать «Единое московское миграционное окно». Он пояснил, что в таком центре иностранный гражданин сможет сам встать на учет, оформить разрешение на работу, получить ИНН и другие необходимые документы и справки. Также в таких центрах будет работать служба «расквартировывания», которая будет расселять приезжих в городе. А. Александров уточнил, что для этого в Москве будут строиться гостиницы упрощенного типа. «В их создании уже заинтересованы сами работодатели, и строить мы будем за их счет» (См.: ). Ориентировочная стоимость в такой гостинице — 50—70 руб. в сутки. Для сравнения, сейчас работодатели селят своих иногородних работников либо в вагончики, либо предоставляют общежития, стоимость проживания в котором составляет около 4000—5000 руб., что составляет примерно 150—200 руб. в сутки. Кроме того, по словам А. Александрова, в Москве будет создан единый банк данных приезжих в столицу на работу, а всем въезжающим в Москву мигрантам будут выдаваться специальные электронные «Карты гостя». На эти карты будут заноситься данные о приезжем, такие, как факт постановки на учет, данные медицинского обследования, место работы и другая информация. В рамках работы центра планируется открыть биржи труда на территориях стран — доноров рабочей силы, которые будут осуществлять первичный отбор рабочих. «Во-первых, это позволит правоохранительным органам знать, что делают все мигранты в городе. Сами же мигранты будут знать, сколько им будут платить, где они будут жить, а работодатели будут уверены в своих наемных сотрудниках», — подытожил перспективу работы ЕММО А. Александров (См.: ). Возможно, нововведение, предложенное правительством Москвы, сможет пусть не решить вопрос с полной легализацией работодателями работников из других стран, но хотя бы смягчить острую проблему.

Думается, что правительство Москвы выбрало правильное направление решения вопросов миграции в столице. Если многие из замыслов осуществятся, а не останутся лишь проектами, то, возможно, проблема рабочих мигрантов получит перспективы для полного разрешения.

ПРИМЕЧАНИЕ

(1) В ходе исследования методом анкетирования на основе многоступенчатой стратифицированной выборки было опрошено 1500 респондентов, проживающих в разных округах города Москвы. На последней ступени отбора применялась квотная выборка. Результаты исследования репрезентативны для Москвы в целом. Ошибка измерения находится в пределах 3%.

ЛИТЕРАТУРА

Миграция. Московское притяжение. — М.: К-Пресс, 2008. — № 4.

Московская городская целевая миграционная программа // Результаты социологических исследований. — М.: ADDK, 2009.

Смольякова Т. Электронная биржа для гастарбайтеров: Она может появиться уже в будущем году // Российская газета. —2005. — 19 июля.

ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 № 1032-1. — М.: ИНФРА-И, 2004.

Демографический еженедельник Демоскоп Weekly. URL: http://www.demoscope.ru/ weekly/ 2005/019/gazeta09.php

URL: http://www.rian.ru/incidents/20090619/174848354.html

URL: http://www.rosbalt.ru/2008/08/01/509494.html

URL: http://government.moscow.ru/ru/lifein_moscow/social_experience/migratory_policy/

Официальный сайт Правительства Москвы. URL: http://www.mos.ru

Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru

THE PROBLEMS OF MIGRATION IN MOSCOW AND THE POSSIBLE WAYS OF THEIR SOLUTION

E.A. Ivanova

The Department of Political Science Russian People’s Friendship University

Miklukho-Maklaya str., 10a, Moscow, Russia, 117198

Задержанный мигрант из бывшей советской республики в изоляторе временного содержания в одном из отделений полиции города Красноярск. © 2013 Reuters

Дополнение: 18 апреля Президент Путин подписал указ, касающийся правового положения иностранных граждан в связи с пандемией коронавирусной инфекции. Данный указ приостановил до 15 июня текущего года течение сроков действия миграционных документов и временно снял требование о наличии разрешения на работу, а также ввел на тот же срок мораторий на принятие решений о нежелательности пребывания, об административном выдворении или депортации и т.д. Тем не менее, Указ Президента не коснулся ситуации тысяч людей, остающихся в местах содержания (лишения свободы) иностранных граждан.

(Москва) – Тысячи человек на неопределенное время оказались запертыми в России в центрах временного содержания иностранных граждан (ЦВСИГ), поскольку в условиях закрытия границ из-за пандемии коронавируса их выдворение с территории страны в ближайшее время практически невозможно, заявила сегодня Human Rights Watch.

Российские власти должны найти альтернативные лишению свободы варианты для лиц, подлежащих выдворению по решению суда или депортации, которые обеспечивали бы безопасность и уважение человеческого достоинства. Для профилактики распространения коронавируса в ЦВСИГ необходимо также улучшить доступ к медицинской помощи и обеспечить социальное дистанцирование и другие меры профилактики.

«Серьезнейший глобальный вызов, который создает пандемия COVID-19, не освобождает ни Россию, ни другие государства от соблюдения ими обязательств в области прав человека, — говорит Рейчел Денбер, замдиректора Human Rights Watch по Европе и Центральной Азии. – Чтобы остановить распространение коронавируса как внутри, так и за пределами мест принудительного содержания мигрантов в России, правительству следует незамедлительно предусмотреть альтернативы задержанию, тем более с учетом того, что многие мигранты на сегодняшний день не могут быть ни депортированы, ни выдворены».

Из-за почти полного прекращения трансграничного сообщения более 8 тыс. человек по всей России фактически оказались в ситуации бессрочного лишения свободы. В некоторых случаях, при задержании родителей детей разлучают с родителями, они содержатся в других учреждениях, а их дела об административном выдворении рассматриваются в отдельном производстве.

Крайне неудовлетворительные условия во многих российских местах задержания мигрантов хорошо известны. В первую очередь, это скученность, недоступность полноценнной медицинской помощи и нарушения санитарным норм. Уже после начала эпидемии полиция продолжала задерживать мигрантов по широкому спектру оснований, к которым теперь добавилось нарушение режима самоизоляции. Такая практика чревата дальнейшим усугублением скученности в ЦВСИГ.

Европейский суд по правам человека неоднократно устанавливал существование в России многолетней практики задержания на неопределенный срок лиц, которые не могут быть выдворены из страны, — в нарушение запрета на произвольное задержание и других гарантий свободы и личной неприкосновенности.

Российские власти должны безотлагательно предпринять шаги для снижения числа задержанных по миграционным основаниям и перевода таких лиц в альтернативные условия, которые обеспечивали защиту от инфицирования COVID-19. Это включает размещение в местах, обеспечивающих соблюдение социальной дистанции и получение мигрантами доступа к продуктам питания, гигиене и медицине. Необходимо также обеспечить во всех случаях учет индивидуальных обстоятельств, уважение достоинства и личной автономии затрагиваемых лиц и недопущение ситуаций, когда вследствие освобождения из мест задержания мигрант может оказаться без крова над головой или в иной трудной жизненной ситуации.

Ряд ведущих российских групп и акторов, которые занимаются вопросами прав мигрантов и условий в местах задержания, в том числе Комитет «Гражданское содействие», Антидискриминационный центр «Мемориал», правозащитный центр «Мемориал», НОО «За права человека» и члены общественных наблюдательных комиссий, рекомендовали правительству освободить иностранных граждан, вывоз которых в страну гражданской принадлежности в ближайшее время не может быть осуществлен или которые в силу состояния здоровья относятся к группе риска по коронавирусу. В их заявлении отмечается, что это помогло бы защитить здоровье и жизнь задержанных и способствовало бы профилактике распространения COVID-19 как внутри, так и за пределами мест задержания мигрантов.

Российские власти также должны рассмотреть возможность временного моратория на проверки документов у мигрантов полицией и на вынесение решений о выдворении и депортации до отмены режимов карантина, самоизоляции и комендантского часа. Это позволило бы не допустить дальнейшего роста числа задержанных, усугубления ситуации со скученностью и рисков инфицирования для мигрантов, сотрудников полиции и персонала ЦВСИГ.

«Российские власти не должны продолжать закрывать глаза на судьбу задержанных мигрантов и должны организовывать их альтернативное размещение — при необходимости в гостиницах, неиспользуемых зданиях и спортзалах, что обеспечило бы безопасный и достаточный кров, позволяющий соблюдать социальную дистанцию, — говорит Рейчел Денбер. – Эта ситуация — проверка не только российской правовой системы и готовности правительства к кризису, но и ее гуманизма и порядочности».

Подробнее о положении задержанных мигрантов см. ниже.

COVID-19 представляет собой серьезное инфекционное заболевание с симптомами варьирующимися от легкой температуры, затрудненного дыхания и кашля до остановки дыхания и летального исхода у пациентов из групп риска. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) относит к последним лиц старше 60 лет и лиц любого возраста с сердечно-сосудистыми заболеваниями, диабетом, хроническими респираторными расстройствами и онкологией.

К другим опасным при коронавирусной инфекции расстройствам здоровья и состояниям относятся нарушения кровообращения, хронические болезни почек и печени, ослабленный иммунитет, эндокринные расстройства, нарушения функций обмена веществ, проблемы с сердцем и легкими (включая астму и хроническую обструктивную болезнь легких), неврологические и психосоматические состояния, а также текущая или недавняя беременность.

Прекращение трансграничных поездок, бессрочное задержание

С середины марта российские власти стали постепенно закрывать границы, причем каждое последующее ужесточение объявлялось буквально накануне. Внутри страны поэтапно вводились меры профилактики начиная с самоизоляции для вернувшихся из-за рубежа до электронной слежки за соблюдением карантина. В большинстве регионов в том или ином объеме приостановлена работа предприятий и организаций, в некоторых введена пропускная система, в рамках которой для выхода из дома необходимо получать разрешение. Отдельные аспекты данных мер профилактики варьируется от региона к региону.

23 марта 2020 г. правительство серьезно ограничило, а 27 марта полностью прекратило международное авиассобщение за исключением рейсов, которые обеспечивают вывоз российских граждан из других стран. Железнодорожное сообщение было практически полностью прекращено неделей ранее. 30 марта российская граница была официально закрыта. При этом ни одно из указанных решений не ограничено по времени.

Некоторые иностранные государства организовали авиарейсы для вывоза своих граждан из России, однако на всех желающих мест не хватило, а после 30 марта такие вывозные рейсы во многие страны были прекращены. Одним из редких исключений, стал вывоз 12 апреля примерно 200 граждан Узбекистана из московского ЦВСИГ, о чем сообщили проинтервьюированные Human Rights Watch правозащитники, которые специализируются на вопросах убежища и миграции. Остальные иностранцы в местах задержания, скорее всего, в обозримом будущем не могут рассчитывать на вывоз в страну гражданской принадлежности или на выезд в третью страну.

Российские власти, надо отдать им должное, 19 марта объявили, что вынужденные остаться в России иностранцы смогут продлить визы, миграционные карты и патент. Однако это решение не распространяется на уже задержанных, в отношении которых выесены решения о депортации или выдворении.

23 марта уполномоченный по правам человека в Свердловской области и член Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ Татьяна Мерзлякова по итогам посещения ЦВСИГ в Екатеринбурге, где на тот момент содержались 248 человек, заявила о том, что в отсутствие каких-либо перспектив депортации в обозримом будущем люди оказались в ситуации задержания на неопределенное время.

В некоторых случаях в регионах местные суды на апелляции отменили постановления о выдворении, прямо указывая на закрытие границ и техническую невозможность его осуществления. Однако на правительственном уровне до сих пор не принято никаких политических решений о пересмотре статуса лиц, задержанных за нарушение миграционного законодательства.

Проблема бессрочного задержания мигрантов существовала в России и до пандемии коронавируса. В 2014 г. Европейский суд по правам человека вынес первое постановление по жалобе против российского правительства о длительном лишении свободы при невозможности выдворения. Суд подтвердил, что любое лишение свободы может быть оправдано лишь до тех пор, пока осуществляются процедуры депортации или экстрадиции, а в том случае, когда это не представляется возможным, дальнейшее задержание лица является нарушением его прав. Суд также отметил, что условия содержания в ЦВСИГ могут достигать уровня бесчеловечного и унижающего достоинство обращения.

С 2014 г. ЕСПЧ удовлетворил 18 аналогичных жалоб против России, но и эти постановления до сих пор не исполнены.

В 2017 г. Конституционный суд России, ссылаясь на позицию ЕСПЧ, признал недопустимым задержание лица на неопределенный период времени.

Нарушения миграционного законодательства, влекущие задержание

В российских местах задержания мигрантов люди могут оказаться за целый ряд правонарушений, в том числе незначительных, таких как проблемы с регистрацией по месту жительства или пребывания, просроченный паспорт, пропущенный срок уплаты ежемесячных сборов по патенту или просроченная миграционная карточка, которая оформляется на иностранцам на короткий срок при въезде. Значительную часть задержанных составляют трудовые мигранты из Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана, которые приезжают в Россию по безвизовому режиму. Им относительно легко въехать в страну, но намного труднее легализоваться и сохранить легальный статус пребывания.

Валентина Чупик – юрист-правозащитник, руководитель некоммерческой организации помощи мигрантам «Тонг Жахони», которая поддерживает горячую линию для мигрантов, рассказала Human Rights Watch, что даже в условиях эпидемии правоохранительные органы продолжают задерживать людей за незначительные нарушения. В конце февраля в СМИ сообщалось о том, что мигрантов начали задерживать за нарушение режима самоизоляции. По сведениям Валентины Чупик, полиция приравнивает это к нарушению миграционного законодательства, хотя недавно принятый закон предусматривает за нарушение самоизоляции санкцию в виде штрафа.

В некоторых регионах власти в дополнение к режиму самоизоляции и прекращению работы предприятий и организаций вводят пропускной режим на въезд и выезд. Ужесточение контроля за соблюдением этих режимов со стороны полиции может обернуться для мигрантов резким ростом рисков задержания, тем более с учетом того, что многие не имеют возможности оформить свое временное пребывание в соответствии с законодательством. Ситуация усугубляется застарелыми практиками расового профилирования и вымогательств со стороны полиции.

Административное выдворение и депортация

В ЦВСИГ находятся лица, в отношении которых принято решение о депортации или выдворении. По российскому законодательству, административное выдворение является мерой административного наказания за определенные правонарушения и назначается судом. В зависимости от правонарушения такая санкция может назначаться по усмотрению суда или в обязательном порядке в дополнение к другим. В рамках «принудительного выдворения» вся процедура обеспечивается государством. В рамках «контролируемого самостоятельного выезда» мигрант обязан покинуть Россию за свой счет.

По словам Валентины Чупик, суды продолжали выносить постановления о «контролируемом самостоятельного выезда» даже после закрытия границ, несмотря на то что в нынешней ситуации у людей нет физической возможности исполнить их и они рискуют подвергнуться за это дополнительным санкциям.

Многие российские суды перешли к рассмотрению дел в режиме видеоконференции. Однако, как сообщила Валентина Чупик, в делах об административном выдворении некоторые суды, в нарушение российского законодательства, практикуют заочное рассмотрение, когда сотрудник полиции привозит в суд документы задержанных, а затем возвращается с готовым постановлением.

Мигранты могут часами ожидать решения своей судьбы в полиции. В тесноте вместе с другими задержанными им не обеспечиваются ни меры профилактики, ни индивидуальные средства защиты. Во время эпидемии продолжаются нарушения прав мигрантов в судах, которые и прежде были обыденным явлением, например такие, как недоступность квалифицированной юридической помощи и перевода на родной язык.

Постановление о депортации выносится подразделениями органов внутренних дел по вопросам миграции в таких случаях, как аннулирование, отмена или прекращение разрешения на работу, визы и пр., либо по отбытии иностранным гражданином приговора по уголовному делу. В некоторых случаях лиц, ищущих убежища, которые получили отказ, задерживают до депортации или решения по апелляции.

В СМИ сообщалось, что в начале февраля правительство включило COVID-19 в список заболеваний, дающих основания для депортации, не разъяснив, как именно это должно исполняться и должны ли лица, депортируемые в связи с коронавирусом, содержаться в тех же местах, что и другие подлежащие выдворению мигранты. В последнее время российские официальные лица и политики заговорили о необходимости депортации трудовых мигрантов, ссылаясь на недоказанные предположения о том, что рост безработицы в их среде может привести к эскалации преступности, и заявляя, что мигранты не соблюдают социальную дистанцию.

Условия в местах задержания мигрантов

Во всем мире места содержания под стражей, включая миграционные изоляторы, находятся в зоне повышенного риска в условиях пандемии COVID-19. В таких условиях вирус может быстро распространяться, особенно в тех случа учетом традиционно слабого медицинского обслуживания.

В СМИ со ссылками на данные МВД сообщалось о том, что в России имеется 78 ЦВСИГ, в которых на конец 2019 г. содержался 8 571 иностранный гражданин.

Скриншот видео из центра временного содержания иностранных граждан. © 2013 Radio Free Europe/Radio Liberty

Правозащитники, которые посещают такие центры, говорят, что условия там хуже, чем в СИЗО и колониях. Особенно остро стоит вопрос о доступности медицинской помощи. В октябре сотрудники аппарата петербургского уполномоченного по правам человека по итогам проверки местного ЦВСИГ отметили, что медицинская помощь из-за отсутствия полноценной медицинской лицензии ограничивается тем, что может быть сделано на фельдшерском уровне, и что «это вызывает трудности с оказанием специализированной врачебной помощи, а также может способствовать распространению инфекционных заболеваний среди содержащихся и сотрудников Центра». Аналогичные проблемы были зафиксированы годом ранее, и с тех пор ситуация не изменилась.

Сходная картина вырисовывается и из отчетов независимых наблюдателей в других регионах. По информации двух профильных адвокатов, во многих случаях надлежащая медицинская помощь, включая обследование и лечение врачами-специалистами за пределами ЦВСИГ, оказывается только после неоднократных требований со стороны адвоката.

Как рассказала Human Rights Watch Валентина Чупик, все задержанные при поступлении в ЦВСИГ должны проходить врачебный осмотр, однако в тех учреждениях, которые она посещала в Москве и еще нескольких регионах в 2019 г., практика различалась. По меньшей мере в одном учреждении никакого обследования вновь поступающих не проводилось. Более того, в некоторых местах на весь ЦВСИГ имеется лишь один фельдшер, при этом по меньшей мере в одном учреждении такой фельдшер не присутствовал на постоянной основе. Несколько источников сообщали о дефиците элементарных медикаментов и о серьезных недостатках в лечении инфекционных заболеваний.

Несколько юристов, которые посещали московских ЦВСИГ, в отдельных интервью Human Rights Watch рассказывали, что туалеты представляют собой отверстия в полу, причем в некоторых помещениях они ненадлежащим образом не отделены от остального пространства. При этом задержанные вынуждены осуществлять прием пищи в тех же помещениях. По словам одного адвоката, в центре имеется столовая для задержанных, но она не используется по назначению.

Правозащитными наблюдателями также установлено, что такие центры не приспособлены для размещения детей и что в штате отсутствует ставка педиатра. Несмотря на это, как сообщают правозащитники и СМИ, в некоторых ЦВСИГ содержатся матери с детьми, а иногда детей разлучают с семьей, и они содержатся в другом учреждении и проходят отдельную процедуру выдворения. По словам одного эксперта, в некоторых случаях власти стараются обеспечивать максимально оперативное выдворение семей с детьми, чтобы по возможности ограничить период их задержания, однако вопрос предотвращения разлучения с семьей не является приоритетным, хотя это имеет принципиальное значение для обеспечения наилучших интересов ребенка и его права на жизнь в семейном окружении.

В некоторых центрах помещения для содержания мигрантов напоминают тюремные камеры. Во многих в ожидании депортации содержатся иностранцы, отбывшие уголовное наказание, в том числе за насильственные преступления, при этом, в нарушение международных и национальных стандартов, они содержатся вместе с теми, кого задержали за нарушения миграционного законодательства или кому отказали в предоставлении убежища.

Правозащитники также постоянно отмечают превышение нормативной заполняемости в некоторых ЦВСИГ.

С 18 марта российские власти закрыли все места задержания для посетителей. Условия встреч с адвокатом разнятся от учреждения к учреждению. Свидания в большинстве учреждений в настоящее время запрещены.

Международное право и наилучшие практики по стандартам Совета Европы

Международные нормы о правах человека гарантируют каждому, включая лиц в местах содержания под стражей, право на «наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья». Государства обязаны обеспечивать задержанным медицинское обслуживание на уровне не ниже среднего по стране и не должны полностью или частично отказывать лицам, лишенным свободы, в равном доступе к профилактике, лечению и паллиативной помощи. В заявлении о принципах обращения с заключенными и задержанными в условиях пандемии COVID-19 Европейский комитет по предупреждению пыток рекомендовал властям задействовать альтернативы задержанию и, насколько это возможно, воздерживаться от задержания мигрантов.

25 марта Подкомитет по предупреждению пыток, обеспечивающий соблюдение Факультативного протокола к Конвенции ООН против пыток, призвал правительства «пересмотреть вопрос использования центров содержания под стражей иммигрантов и закрытых лагерей беженцев с целью как можно большего сокращения численности содержащихся в них лиц». В тот же день Верховный комиссар ООН по правам человека Мишель Бачелет заявила, что правительства должны «действовать быстро, чтобы сократить количество лиц в заключении» в интересах минимизации «угрозы вспышки заболевания среди крайне уязвимых лиц, которые находятся в этих учреждениях».

26 марта Комиссар Совета Европы по правам человека, Дуня Миятович, аналогичным образом призвала максимально возможно разгружать центры содержания мигрантов. Она констатировала, что «центры содержания мигрантов, как правило, предоставляют для мигрантов и сотрудников слабые возможности для соблюдения социального дистанцирования и других мер по защите от коронавирусной инфекции», напомнив, что в соответствии с международными нормами в области прав человека содержание под стражей мигрантов с целью выдворения только при условии осуществимости последнего.

Дуня Миятович также отметила, что несколько государств Совета Европы уже начали освобождать задержанных мигрантов, и призвала остальных последовать их примеру.

С начала коронавирусной эпидемии в Бельгии, Испании и Великобритании из центров содержания мигрантов были освобождены сотни человек. В других государствах Совета Европы, в том числе во многих государствах Европейского Союза, неправительственные организации все настойчивее призывают власти в срочном порядке искать альтернативы лишению свободы для мигрантов.

admin