Признаки нормативного акта

Наша жизнь состоит из огромного количества юридических норм, закреплённых в различных документах. В общем смысле их называют «законами» и разграничивают в зависимости от сферы применения. Тем не менее, само по себе законодательство является многоплановым и обладает большим количеством институтов.

Разница между правовым и нормативным правовым актом

Одним из базовых вопросов юриспруденции является отличие правового акта (ПА) от нормативного правого акта (НПА). Понимание этой проблемы является ключом к грамотному применению законодательства.

Определение

Нормативный правовой акт – это официальный документ, обладающий соответствующей формой, изданный уполномоченным на то органом (Президент, Правительство, Парламент и т.д.) в пределах его компетенции. НПА не должен противоречить тем законодательным актам, которые обладают большей юридической силой. Обязательные условия такого документа – неоднократное применение, неопределённый круг лиц, установление, изменение или прекращение определённых правоотношений. Иными словами, НПА всегда порождает норму права.

Правовой акт – понятие более широкое, в состав которого входят любые юридические документы, которые издаются государственными и местными органами власти. В литературе ПА используется как синоним индивидуального юридического акта. Это одностороннее решение государственного органа, адресованное конкретным субъектам законодательства, а потому не носящее всеобщий характер. Яркий пример – это документы для служебного пользования, которые удалены из общего доступа. Они не создают никаких правовых норм, а только направлены на их индивидуальное применение.

Сравнение

НПА обязаны находиться в открытом доступе, а все субъекты права – информироваться о появлении новых законов, изменениях и отмене старых. ПА носят разовый характер, они не устанавливают новых правил и норм. Отдельные акты попадают в свободный доступ, другие – напротив, защищены от распространения соответствующими решениями. НПА адресованы неограниченному кругу лиц (физическим, юридическим лицам, субъектам хозяйствования, благотворительным организациям), а ПА – конкретным субъектам правоотношений, вплоть до определённого человека (Указ Президента РФ о награждении военнослужащего орденом или медалью, назначении на ту или иную должность).

Выводы TheDifference.ru

  1. Характер применения. Если НПА является всеобщим, то ПА – индивидуальным.
  2. Область применения. ПА адресованы ограниченному кругу лиц, в то время как НПА – неограниченному кругу субъектов.
  3. Время применения. НПА используется до тех пор, пока его действие не отменено или не приостановлено. ПА ориентирован для однократного применения – в конкретной ситуации.
  4. Установление нормы права. НПА всегда порождает новую правовую норму либо изменяет, дополняет или отменяет старую, в то время как ПА – инструмент для реализации такой нормы.

Понятие нормативного акта

Дата написания: 2015-02-22

Современное право имеет преимущественно формальный характер, то есть облекается в некую, наиболее естественную для него форму. Без этого право, как регулятор общественных отношений, сохранить в пространстве и времени достаточно сложно, если не сказать невозможно. Эту фиксацию права в различных формах иногда называют еще источниками права, т.е. способами, с помощью которых закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права.

Наиболее распространенными источниками права сегодня являются:

  • Нормативные акты
  • Нормативные договоры
  • Индивидуальные акты (правовые прецеденты)
  • Правовые обычаи

Если обратиться к истории, то можно обнаружить, что в подавляющем большинстве случаев первоначально право возникло из правовых обычаев, правовых прецедентов и нормативных договоров. Право из нормативных актов возникло гораздо позже, когда общество уже вышло на определенный уровень развития. Если в древности, например, возникал конфликт между кем-то, конфликтующие стороны решали его по разному, но как правило в духе своего времени. Вместе с тем, конфликт мог быть столь серьезным, что примирение без посторонней помощи становилось невозможным. Со временем приходило понимание, что борьба, доведенная до непримиримости, при котором стороны теряют уважение друг к другу и возможность вести переговоры и устанавливать примирение, вредит обеим сторонам. При этом, каждая из конфликтующих сторон считала притязания противника чрезмерными; для решения возникшей ситуации оба спорщика вынуждены были обратиться к третьему, возраст, опыт и ум которого могли бы указать им справедливый исход. Как правило такой третьей стороной был родоначальник или старейшина, который разрешая их спор, давал каждому определенный шаблон действий, то есть предписывал ему его дальнейшее поведение в спорном вопросе. Это предписание указывало каждому, во-первых, то, что он "может", т.е. что ему позволено, на что он "имеет право", во-вторых, то, чего он "не может", т.е. что ему запрещено, на что он "не имеет права", и в-третьих, то, что он "обязан" соблюдать. Примерно так рождался первоначально правовой прецедент.

Решение такого судьи получало определенный вес и оказывало влияние на спорящих. Это объяснялось, во-первых, их доверием к его авторитету, а во-вторых, справедливостью того, что он постановил. Однако возможность найти авторитетное и справедливое решение в конфликтной ситуации и примирить спорящих всегда драгоценна: она не только упорядочивает совместную жизнь людей на этот раз, но и дает уверенность в том, что споры и столкновения вообще могут улаживаться мирно и справедливо.

Приложение1

Но так как справедливость остается неизменной и одинаковой для всех, то однажды найденное справедливое решение превращается (постепенно или сразу) в некие общие рекомендации и правила, которые могут довольно эффективно разрешать все подобные споры, и что более важно предотвращать само их возникновение. Со временем эти правила превращались в обычаи, которые выстраивали поведение людей по определенным "шаблонам", делая их жизнь подчиненной общим интересам.

Однако общество развивалось и усложнялось, на каком то этапе потребовалось более четкая регламентация общественных отношений. Необходимо было найти более совершенный правовой инструмент, позволяющий корректировать общество более оперативно, более глубже. И с появлением письменности такой инструмент не заставил себя долго ждать. Правила поведения стали фиксировать на внешних носителях. Однако это пока были все социальные правила поведения (религиозные, правовые, нравственные нормы и т.д.), без самостоятельного выделения нормативных актов в источник права, аналогичный современному. Свою самостоятельную "жизнь" нормативные акты получили немного позже, по одной из версий с появлением государственности, тогда, когда возникла надобность в абстрактном управлении обществом в целом, с одной стороны, и отдельных его сфер с другой.

Современное отечественное законодательство не содержит четкого определения понятия нормативного акта, хотя неоднократно пыталось это исправить. Однако это не означает, что нет ясного понимания понятия "нормативности документа". Существуют определенные критерии, по которым тот или иной правовой акт можно отнести к нормативному. Эти критерии, выработанные правовой доктриной (наукой), постепенно нашли свое отражение и в судебной практике, и в совокупности выражаются примерно в следующем:

  • нормативные акты обращаются к неопределенному кругу лиц
  • нормативные акты имеют, как правило, многократное применение
  • нормативные акты принимаются в установленном порядке, уполномоченными на то государственными органами

Именно такие критерии были указаны в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" (пункт 9)

Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений

Неопределенный круг лиц означает, что нормативный акт адресован не одному или нескольким субъектам права, как это имеет место быть, например, в индивидуальных актах, а ко всем субъектам, указанным в гипотезе нормы (условиях применения нормы). Обычно о применении правового акта (т.е. его адресате) указано в самом нормативном акте или данное заключение можно вывести аналитически, на основании изучения текста правового документа. Например, Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (статья 1 "Сфера применения настоящего Федерального закона")

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.

Неоднократное применение означает, что нормативный акт будет применяться не разово, как это часто бывает с судебными актами, а многократно. Например, Указ Президента РФ "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации" имеет многократное применение, в связи с чем является исходя из вышеизложенного нормативным, а вот Указ Президента РФ о награждении кого-то, каким-либо орденом, не будет нормативным, так как рассчитан на разовое (однократное) применение и адресован конкретному человеку.

Установленный порядок принятия нормативных актов уполномоченными на это органами, как правило означает то, что нормативные акты могут издавать не кто попало, а строго определенный круг лиц и только по тем вопросам, которые входят в сферу их компетенции. Проще говоря, каждый орган или должностное лицо, имеющее право издавать нормативные акты, принимает только определенные для него нормативные акты (в отведенной ему форме) и только по тем вопросам, которыми он ведает. И это очень важно. Благодаря этому все нормативные акты выстраиваются логически и образуют строгую систему, где каждый нормативный акт имеет известную юридическую силу. Все это позволяет применять нормативные акты системно, а не хаотично, и в случае противоречия двух актов друг другу использовать тот нормативный акт, юридическая сила которого выше. А в случае одинаковой юридической силы — тот акт, который принят позже. Это в теории, на практике, конечно, все немного сложнее, но подход в целом будет именно таким.

Сегодня нормативные акты сами по себе, как источник права, есть некий компромисс между государством (в лице власти) и обществом в целом.

Более того, для России, а также для других стран с романо-германской правовой системой нормативный акт является основным, доминирующим источником права, хотя, конечно, судебная практика в последние годы и набирает обороты, но приоритет закона, закрепленный в Конституции РФ, пока никто не отменял, и об этом стоит всегда помнить.

НПА — это официальный, письменный документ, изданный органом государства, в пределах установленной компетенции, направленный на введение в действие правовых норм, на изменение существующих, либо их отмену. Этот документ всегда обращен к персонально неопределенному кругу лиц. Нормативный правовой акт в большинстве государств служит основным источником и формой права. Эта форма права характерна для России и большинства стран Европы. Для нормативных правовых актов характерны следующие признаки:

1) Они исходят только от государственных органов, специально на то уполномоченных;
2) существует особый порядок их принятия;
3) используется писаная форма и оформление в специальном виде;
4) иерархическая подчиненность, основанная на различной юридической силе отдельных актов;
5) содержание нормативных правовых актов составляют нормы права.

Нормативные-правовые акты могут издавать не любые государственные органы и должностные лица, а лишь специально уполномоченные государством на этот вид деятельности. Все Нормативные-правовые акты имеют государственный характер, т.е. они общеобязательны, к их содержанию и действию предъявляются особые требования.

Следует, вместе с тем, иметь в виду, что существуют акты органов государства, которые не носят нормативного характера. Например, Президент РФ имеет право издавать не только указы нормативного характера, содержащие правила поведения, но и указы ненормативные, в частности, о назначении на должность министра или посла какого-либо конкретного лица, о награждении орденом или присвоении воинского или почетного звания. Акты ненормативного характера адресуются индивидуально-определенному лицу (Иванову И.И., Петрову А.Н. и т.п.), издаются на основе действующих норм права и не устанавливают новых норм.

Нормативные правовые акты, в зависимости от их юридической силы, органа, который их принял, и способа принятия делятся на две большие группы: на законы и подзаконные акты.

Законы принимаются представительными (законодательными) органами, подзаконные акты — всеми остальными уполномоченными органами и должностными лицами, чаще всего исполнительными органами власти. В современной России судебные органы не имеют права принимать нормативные правовые акты. Они лишь вправе применять или толковатьуже действующие нормы права.

Закон — это нормативный правовой акт, который обладает высшей юридической силой и принимается представительными (законодательными) органами государственной власти в особом порядке. (Пример закона — Конституция, Уголовный кодекс, Гражданский кодекс, Устав железных дорог).

Эта форма используется для регулирования наиболее важных для жизни общества отношений. Закон обладает высшей юридической силой. Отсюда следует, что закону присущи следующие черты:

1) это акт представительных (законодательных) органов государственной власти или акт, принятый всенародным голосованием (референдумом);

2) он регулирует наиболее важные общественные отношения, например, права и обязанности личности, отношения собственности, устройство государства и т.д.;

3) закон принимается по особой процедуре, носящей название законодательного процесса;

4) обладает верховенством в правовой системе государства.

Верховенство закона, его высшая юридическая сила означает, что при принятии нового закона все другие нормативно-правовые акты должны быть приведены в соответствие с законом, а в случае противоречия закону любой акт может быть опротестован или отменен. Закон всегда нормативен, так как содержит нормы права, и этим он отличается от деклараций, обращений и других актов, принимаемых представительными органами власти.

Среди законов высшую юридическую силу имеет конституция, основной закон обладает наивысшей юридической силой и является основой для всех других законов. Действующая Конституция Российской Федерации принята народом путем референдума (всенародного голосования) 12 декабря 1993 года. Никакой акт государства не может противоречить Конституции, ее нормы всегда имеют приоритет перед нормами других актов.

Законы подразделяются на конституционные и обыкновенные (текущие). Конституционные законы — это такие законы, принятие которых предусмотрено в самом тексте конституции. Это закреплено в ст. 108 Конституции РФ. Примером федерального конституционного закона может служить закон о судебной системе, так как ч. 3 ст. 118 Конституции РФ предусматривается , что судебная система Российской Федерации устанавливается федеральным конституционным законом. В Российской Конституции они называются федеральными конституционными законами. В конституциях других государств, например, Испании, Франции, они называются органическими. Этим законам присущи следующие особенности:

1) они обладают более высокой юридической силой по сравнению с обыкновенными законами;

2) принимаются в особом порядке — квалифицированным большинством, т.е. заранее установленным повышенным кворумом при голосовании. В России, например, за федеральный конституционный закон должны проголосовать не менее 2/3 депутатов Государственной Думы и 3/4 членов Совета Федерации от их списочного состава. В то время как для принятия обыкновенного закона достаточно простое большинство голосов в обеих палатах (50% плюс один голос);

3) Глава государства не обладает правом вето в отношении конституционных законов, а должен по истечении определенного срока (в России — в течение 14 дней) подписать закон и обнародовать его.

Текущими (обыкновенными) называют федеральные законы, которые принимаются на основе и во исполнение Конституции и конституционных законов. Они регулируют различные стороны экономической, социальной, политической и культурной жизни страны.

В числе упомянутых в Конституции России федеральных конституционных законов, уже приняты и действуют подобные законы — о Правительстве РФ, о Конституционном Суде РФ, об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации, о Судебной системе РФ и др. Предстоит принять законы о чрезвычайном положении, о военном положении, о гимне, флаге, гербе России и ряд других.

В особый вид выделяют также кодифицированные законы – это крупные акты, призванные комплексно регулировать определенную сферу общественной жизни. К ним относятся основы законодательства и кодексы по различным отраслям законодательства. Примером могут служить Основы законодательства о нотариате в РФ и Уголовный кодекс РФ.

Все законы независимо от их характера подлежат обнародованию и опубликованию.

Действует конституционное правило, что неопубликованные законы не могут применяться.

К подзаконным нормативным правовым актам на уровне федерации относятся:

1. постановления, принимаемые палатами Федерального Собрания Государственной Думой и Советом Федерации;

нормативные указы Президента Российской Федерации. К ним относятся лишь те указы, в которых содержатся правила поведения общего характера (т.е. нормы права), так как Президент РФ согласно Конституции РФ может также принимать указы, не являющиеся нормативными правовыми актами, потому что они носят индивидуальный характер. Например, Указ о помиловании конкретного лица, приговоренного судом к высшей мере наказания, не является нормативным правовым актом, так как не содержит норм права. А указ о повышении размера пенсий или пособий – это нормативный правовой акт, так рассчитан на многократное применение ко всем, кто получает пенсии или пособия;

3. постановления Правительства Российской Федерации, которыми регулируются отношения в различных отраслях общественной и государственной жизни;

4. нормативные приказы и инструкции министерств, государственных комитетов и иных федеральных ведомств.

Они не могут противоречить Конституции и законам. Подзаконные нормативные правовые акты принимаются и другими органами государства — правительством, местными органами государственной власти и иными органами. Они также не могут противоречить Конституции, законам и указам Президента и издаются строго в пределах их компетенции. Законность таких актов проверяется в судебном порядке, и они поднадзорны прокуратуре, т.е. она может их опротестовать (кроме правительственных актов, которые может отменить только Президент).

К подзаконным актам относятся и акты центральных органов исполнительной власти — министерств, государственных комитетов, федеральных служб, а также акты глав местной администрации и исполнительных органов субъектов Федерации.

Любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат опубликованию для всеобщего сведения, иначе они не могут применяться.

Все другие формы (источники) права относятся к так называемым незаконодательным.

Пределы действия нормативно-правовых актов

То есть они формируются не специальными законотворческими органами государства.

Для того чтобы правильно решать конкретные юридические дела, надо знать правила действия нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Определить, как нормативный акт действует во времени, означает, что следует установить, с какого момента он начинает действовать и когда его действие прекращается. Этот порядок установлен специальным федеральным законом. Существует несколько вариантов вступления нормативных правовых актов в действие. В отношении наиболее важных и крупных законов действует правило, согласно которому закон вступает в действие с момента, установленного в специальном постановлении или в самом законе. Например, новый УК РФ был принят Федеральным Собранием летом 1996 года, а вступил в действие с 1 января 1997 года. Несколько месяцев между принятием и вступлением в действие необходимы для того, чтобы все могли ознакомиться с содержанием нового Кодекса.

Если момент вступления закона в силу специально не установлен, то он начинает действовать по истечении 10 дней после его первого официального опубликования в “Российской газете”, “Парламентской газете” или “Собрании законодательства РФ”. Нормативные указы Президента РФ начинают действовать по истечении 7 дней после опубликования, но иногда могут вступать в силу с момента опубликования или даже подписания Президентом. Постановление Правительства РФ вступает в силу со дня их подписания, но некоторые из них, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан,- по истечении 7 дней после опубликования.

admin