Приватизация служебного жилья

Содержание

Когда речь идет о приватизации служебной квартиры, возникает множество вопросов, по разрешению которых существует достаточно сложная и неоднозначная судебная практика. Однако приватизировать служебную квартиру, которая была передана на баланс муниципальным органам, а часто и оформлялась в качестве служебной с определенными нарушениями норм законодательства, можно путем разрешения судебных споров.

Основания для приватизации служебного жилья

В соответствии с действующим законодательством, указанное жилье (служебное) может приватизироваться, однако правовых оснований, установленных законом, для этого совсем не много.

Закон РФ от 04.07.1991 года № 1541 «О приватизации жилищного фонда в РФ» установил запрет на приватизацию служебных помещений. Этим законом предоставляется право собственникам жилищного фонда принимать соответствующие решения о предоставлении права приватизации служебных помещений (квартир), которые относятся к жилищному фонду, а также квартир и жилых помещений, которые закреплены за предприятиями или учреждениями на правах оперативного управления или хозяйственного ведения.

В судебной практике достаточно важным является вопрос о том, какие помещения имеют статус служебных, что, как следствие, ограничивает права граждан, проживающих в них, на приватизацию жилья. Верховным Судом дано разъяснение по этому поводу.

Порядок приватизации служебного жилья

Согласно Положению о госучете жилищного фонда в РФ (Постановление Правительства РФ от 13.10.97 г. № 1301) госучету подлежат жилые дома, общежития, гостиницы, приюты, служебные жилые помещения и т.д., пригодные для проживания.

Исходя из изложенного следует, что после того, как было принято решение соответствующим органом о том, чтобы включить квартиру или другое жилое помещение в число служебных, оно должно пройти регистрацию в качестве такого (служебного) помещения в органах госрегистрации (Определение ВС России от 23.06.2006 г. № 35-В06-12).

Установленный же запрет на реализацию права приватизации служебного жилья имеет ряд условий для его применения. Эти условия выработаны правоприменительной практикой принятия судебных решений Верховным и Конституционным судами России. Судебные решения этих инстанций предусматривают, что фактическое ограничение реализации прав граждан на приватизацию служебных жилых помещений должно быть законодательно обосновано, в том числе и обстоятельствами дела. В таких случаях суды обладают правовой возможностью в спорах о признании права на приватизацию служебных квартир и других жилых помещений самостоятельно выносить решение о том, обосновано ли ограничение права граждан на приватизацию и при этом должны учитываться как формальные следующие факторы:

  • то, что квартира отнесена в соответствующей документации к категории специализированного жилого фонда;
  • наличие в жилье свойств, которые характерны жилым помещениям специализированного фонда (укомплектованность инвентарем, мебелью, наличие правил внутреннего распорядка и т.д.).

Судебная практика приватизации служебного жилья

Определением Конституционного суда № 119-0 от 18.04.2006 года было определено, что право на приватизацию в Федеральном законе должно быть обеспечено возможностью соблюдения соответствующих гарантий граждан при передаче имущества в собственность открытых акционерных обществ. К таким гарантиям относят закрепленные Конституцией России права на жилье, которые позволяют гражданам по своему усмотрению и в своих интересах приватизировать жилье.

Из всего вышеизложенного и основываясь на существующей судебной практике, можно сделать вывод о том, что при передаче служебного жилья в собственность коммерческих организаций не ограничивается право граждан, проживающих в них, на приватизацию данного жилого помещения (Положение ст. 19 ЖК РФ). А переход права собственности из государственной и муниципальной в собственность коммерческих организации не влечет за собой расторжение или изменение договора найма жилого помещения (квартиры). В этом случае формальный фактор того, что это помещение в документах о регистрации указано как служебное, на практике не ограничивает прав граждан на его приватизацию.

Подтверждением вышеуказанной правовой позиции может служить решение суда по делу № 33-9579 от 26.08.2010 г. Сутью судебного спора является отказ ОАО РЖД предоставить квартиру проживающему в нем гражданину Пархоменко Е.Ю. в собственность в порядке приватизации. В обосновании своего отказа представитель ответчика по делу ОАО заявил, что в данную квартиру истец был вселен как в служебную и поэтому в соответствии с нормами жилищного законодательства у него отсутствует право получить квартиру в собственность в порядке приватизации.

Однако, как заявил истец, квартира была предоставлена ему на условиях социального найма, и он не был уведомлен о том, что квартира имела статус служебного жилья.

Из материалов судебного производства следует, что данное жилое помещение зарегистрировано за ОАО Российские железные дороги, о чем в ЕГР прав на недвижимое имущество внесена соответствующая запись.

В обосновании принятого решения, которым были удовлетворены требования Пархоменко Е.Ю. (истца по делу в суде первой инстанции) о признании незаконным отказа ОАО РЖД в предоставлении в собственность квартиры в порядке приватизации, суд указал на следующее: как следует из свидетельства о госрегистрации прав на спорную квартиру, она не является ни государственным, ни муниципальным жилым фондом. Право собственности на нее принадлежит ОАО РЖД и поэтому истец не может приобрести право собственности на эту квартиру согласно Закону России «О приватизации жилого фонда». Однако данная квартира на момент предоставления истцу находилась в государственной собственности и в последующем перешла в собственность ОАО РЖД и никаким другим документом при переходе права не была признана служебной. С учетом позиции, изложенной Верховным Судом РФ и Конституционным Судом России, переход прав собственности не может повлечь за собой расторжение или изменение договора найма, а новый собственник становится наймодателем на условиях ранее заключенного договора найма.

В данном случае судебная коллегия согласилась с выводом суда поднадзорной инстанции о том, что право истца на приватизацию спорного жилья может быть восстановлено путем прекращения права собственности ответчика на спорную квартиру.

Также в судебном заседании было установлено, что в данном случае приобретение права ответчика (ОАО РЖД) было осуществлено с нарушением конституционных прав истца.

Также возможность для приватизации служебного помещения остается и в случаях, описанных в Определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 26.03.2013 г № 5-КГ13-14. В данном определении сказано, что служебные помещения, которые прежде находились в собственности государства, а также те, что были закреплены за организациями на правах хозяйственного ведения или оперативного управления, а в последствии передавались в муниципальную собственность, могут приобретаться гражданами в собственность на правах приватизации.

Исходя из обзора вышеописанной судебной практики по жилищным делам, которая касается приватизации служебного жилья, в том числе и неправомерного требования собственников специализированного жилого фонда о выселении из общежитий граждан при переходе прав собственности к коммерческим организациям, можно сделать вывод, что в большинстве случае, беря за основу правоприменительную практику Верховного и Конституционного судов, суды выносят решения в пользу граждан, желающих приватизировать квартиру.

Совет: данная категория дел требует изучения множества законодательных актов, правоприменительной практики Верховного и Конституционного суда и детального рассмотрения каждой спорной ситуации. Поэтому чтобы избежать ошибок в формировании своей правовой позиции и линии защиты при подаче искового заявления в суд, лучше доверить защиту своих интересов профессионалам.

Как защитить свои права на служебное жилье. Приватизация служебного жилья

5 августа 2008 г.

Порядок приватизации служебного жилья

Правительство Москвы приняло Постановление № 711-ПП «О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных органам государственной власти города Москвы или организациям (предприятиям), финансируемым за счет средств бюджета города Москвы, по договору аренды, а также гражданам по договору, заключенному на условиях субаренды или по служебному ордеру». С момента принятия этого нормативного акта Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы (далее — ДЖПиЖФ) стал отказывать всем без исключения гражданам, занимающим как действительно служебное жилье, так и жилье, которое когда-либо учитывалось в качестве служебного, в заключении договора социального найма на такое жилье или в его приватизации.

Если у Вас возник спор по поводу служебного жилья или иной жилищный спор, то обращайтесь за помощью к нам. Наши телефоны:(495) 790-54-47.

При этом ДЖПиЖФ стал отказывать в закреплении за гражданами таких квартир независимо от того, имеет ли квартира действующий статус служебного жилья, или утратила его, предоставлена ли квартира в настоящее время или еще в советское время, заключался ли договор найма служебного жилого помещения или нет, было ли указано в ордере, что он выдан на служебное жилье или нет, находилось ли жилье в федеральной собственности или собственности города Москвы. Более того, оплачивая годами коммунальные услуги за муниципальное жилье, жильцы бывших служебных квартир (утративших статус служебного жилья в силу закона), не успевшие их приватизировать, с удивлением обнаруживали в квитанциях на оплату коммунальных услуг, что их квартиры вновь становились «служебными». Появились абсурдные случаи отказа в приватизации бывших служебных квартир, даже после того, как на такие квартиры был заключен договор социального найма. 

Граждане, подстегиваемые сроками окончания бесплатной приватизации жилья, стали обращаться в суды общей юрисдикции с исками об обязании заключить договор социального найма, либо о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации. Дела, касающиеся служебного жилья, не относятся к категории простых, успех во многом зависит от конкретных обстоятельств дела. Если в 2008-2009 годах суды, как правило удовлетворяли иски граждан, то в 2010-2011 годах ситуация изменилась, появились отказные решения. Можно сказать, что в настоящее время устоявшейся судебной практики в судах первой и кассационной инстанций нет, несмотря на разъяснения высших судебных инстанций о возможности приватизации такого жилья.

Предлагаю вместе со мной разобраться в данной проблеме и самостоятельно убедиться в том, что закон предусматривает основания для утраты служебным жильем этого статуса и гарантирует право на приватизацию служебного жилья.

Довольно распространенным способом улучшения жилищных условий в советское время, а также в 1990-е годы было получение жилья по месту работы от работодателя. Квартиру можно было приобрести путем отработки очередником предприятия норм-часов за жилье, в этом случае оно предоставлялось в найм (на условиях социального найма в бессрочное пользование), либо в собственность работника. Однако чаще квартиры предоставлялись работникам по ордерам на служебное жилое помещение. Такие квартиры считались служебными.

Предназначением служебного жилья, является обеспечение проживания в нем граждан, которые в связи с характером трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. После прекращения трудовых отношений с предприятием, работники и члены их семей, которым предоставлялась служебная жилплощадь, обязаны были ее освободить. Однако, определенным категориям работников государство и работодатель гарантировали сохранение прав на служебное жилье даже в случае прекращения трудовых отношений. Эта гарантия касалась, например, работников, проработавших на предприятии не менее десяти лет; работников, уволенных в связи с ликвидацией предприятия, либо по сокращению численности или штата; пенсионеров по старости; одиноких лиц с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми и др. Сразу замечу, что с принятием в 2004 году Жилищного кодекса РФ круг лиц, которые не могут быть выселены из служебных квартир, значительно сократился.

Для включения жилого помещения в число служебных обязательно должно было приниматься решение исполнительного комитета Совета народных депутатов о включении квартиры в число служебных. Как правило, наймодатель таким решением не располагает. Предоставление служебной квартиры оформлялось ордером на служебное жилое помещение, а в последующем должен был быть заключен договор найма служебного жилого помещения.

В СССР существовало три формы собственности: собственность советских граждан, коллективная и государственная собственность. Таким образом, все служебное жилье, предоставляемое в советское время, находилось в государственной собственности. После распада Советского Союза, произошел передел собственности между бывшими союзными республиками, а также внутри Российской Федерации. Руководством страны было принято решение о передаче всего жилищного фонда, находившегося в ведении исполкомов в муниципальную собственность городов и районов. Бывшие государственные квартиры, теперь стали муниципальными.

С переходом к рыночной экономике была разрешена передача жилищного фонда в частную собственность граждан. Был принят закон РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», который предусматривал исчерпывающий круг жилых помещений, которые не подлежали приватизации: жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий. Служебное жилье подлежало приватизации с только согласия его собственников.

Стремясь передать обслуживание квартир из государственного ведения в руки граждан путем приватизации жилья, а также с целью конкретизации условий приватизации, Правительство Москвы в 1993 году приняло Постановление «О приватизации жилищного фонда в г. Москве», в соответствии с которым, лицам, занимающим служебное жилье, приживающим в нем не менее 10 лет и отработавшим на предприятии, которому принадлежит служебное жилье, не менее 10 лет – предоставлялись те же права, что и гражданам, занимающим жилье социального использования, в том числе право на передачу жилья в их собственность. Таким образом, было подтверждено право значительного числа лиц, занимающих служебное жилье на его приватизацию.

В целях проведения государственного учета всего жилищного фонда в 1997 году Правительством РФ было принято решение провести государственный учет всех жилых помещений в стране независимо от формы собственности, в том служебного жилья. С этого времени было установлено, что использование жилого помещения в качестве служебного допускалось только после отнесения жилья к служебному жилому помещению. Для того, чтобы исключить необоснованное придание жилью статуса служебного, теперь решение об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду, в том числе к служебному жилью, подлежит обязательной передаче в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Причем важно отметить, что такая процедура должна применяться и к ранее предоставленным жилым помещениям, которые не утратили статус служебного жилья.

С принятием нового Жилищного кодекса РФ в 2004 году, нормы жилищного законодательства стали указывать на утрату жильем статуса служебного при изменении его формы собственности (с государственной на муниципальную), а также при передаче жилья в ведение органов местного самоуправления. Таким образом, подавляющее число граждан, получивших служебное жилье в советское время, а также в переходный период к рыночной экономике, приобрели право на его приватизацию. Отказ в приватизации такого «служебного» жилья, является ни чем иным, как произволом чиновников, который следует обжаловать в судебном порядке. Адвокаты МОКА «Правовая защита» успешно провели значительное количество судебных дел о приватизации служебного жилья, подавляющее большинство из которых, закончилось признанием за гражданами права собственности на квартиры.

Для получения подробной консультации о порядке и условиях заключения договора социального найма на квартиру, предоставленную по служебному ордеру, о возможности приватизации служебного жилья обращайтесь к адвокатам МОКА «Правовая защита». Мы поможем Вам в признании права собственности на квартиру, а также сможем представлять Ваши интересы в Департаменте жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы и в суде. Звоните! Наши телефоны: (495) 790-54-47.

© МОКА «Правовая защита», адвокат, кандидат юридических наук Вашанова Оксана Вячеславовна

Можно ли приватизировать служебное жильё?

В нашей стране граждане имеют возможность приватизировать жильё, которое находится в собственности государства или муниципального образования. Это жильё предоставляется им на основании договора социального найма. Но бывают ситуации, когда граждане получают для проживания так называемое служебное жильё, и в последнее время всё чаще среди населения возникает вопрос – а можно ли приватизировать служебное жильё, и если да, то каким образом это сделать лучше всего? Не секрет, что 1 марта 2015 года бесплатная приватизация жилья в России подходит к концу, поэтому всем желающим приватизировать жильё – следует вооружиться знаниями и торопиться.

Под служебным жильём понимается квартира, которая находится в праве собственности какой-либо организации или государственного учреждения, но предоставлена их сотрудникам с целью временного проживания на тот период времени, в течение которых они будут выполнять свои трудовые или служебные обязанности. Закон о приватизации жилья в России чётко содержит нормы, в которых сказано, что служебное жильё не входит в перечень имущества, которое могут приватизировать граждане. Однако существует в законе небольшая лазейка – служебную квартиру можно приватизировать в том случае, если она будет переведена в муниципальную собственность и отныне не станет считаться служебной. Ведь именно они являются теми объектами недвижимого имущества, которые может приватизировать гражданин.

Итак, в отношении тех квартир, что когда то были в собственности государственных или муниципальных предприятий (учреждений), а затем их передали органам местного самоуправления в следствии ликвидации или реорганизации собственника, то проживающей в такой служебной квартире гражданин имеет право доказать, что является нанимателем по договору социального найма. Следовательно, у него есть все права на приватизацию данной квартиры. Также нередко бывают случаи, когда сотрудники организаций въезжали в служебные квартиры именно на основании договора социального найма, либо вовсе без документов. В таких ситуациях шансы на приватизацию служебного жилья могут в разы увеличиться.

Ну а что делать тем, кто проживает в квартирах, имеющих официальный статус «служебные», но желает её приватизировать?

Сама организация, которая является собственников служебных квартир, может так сказать «дать ей вольную» — в соответствии с действующим законодательством, собственник квартиры (организация или учреждение) может самостоятельно принимать решение о её приватизации. На практике такие инциденты случаются крайне редко, мало какая организация готова расстаться со своим имуществом, тем более, когда речь идёт о недвижимом имуществе. Но попытка – не пытка, за это никто ругать не будет. Поэтому для начала лицу, проживающему в служебной квартире и желающему её приватизировать, необходимо написать заявление в адрес руководства предприятия – и уже ждать ответного решения. Если руководство организации даст согласие на приватизацию, то квартира подлежит переводу в муниципальную собственность. С этой целью руководство должно обратиться к местным органам власти с просьбой о том, чтобы квартиру поставили на баланс. Затем уже лицо, проживающее в служебной квартире, может заключать с муниципальными органами договор социального найма и далее приватизировать её.

Отказать муниципальные или региональные органы в переводе служебного жилья могут в том случае, если отсутствуют документы, которые регламентируют порядок приватизации такого вида недвижимого имущества. Чаще всего спорные вопросы возникают тогда, когда военнослужащий желает приватизировать служебную квартиру – ведь такое недвижимое имущество входит в ведение квартирно-эксплуатационного управления и частей Министерства обороны, а они не имеют полномочий передавать жильё на приватизацию.

Приватизация служебного жилья

Срок для принятия решения о приватизации жилого помещения составляет два месяца с момента, когда заявитель их предоставил уполномоченным органам.

Какие ещё сложности могут возникнуть на пути тех лиц, что решили переоформить служебную квартиру в собственность?

Например, если объект недвижимого имущества не обладает статусом служебного помещения, либо он вовсе исключён из данного жилого фонда. Также при передаче квартир от одного государственного предприятия другому может быть ряд нарушений правил и законодательства, в итоге приватизировать такое жильё впоследствии будет либо слишком сложно, либо вовсе невозможно. Поэтому прежде чем гражданину, желающему приватизировать служебное жильё, идти в муниципальные органы с соответствующим заявлением, либо обращаться в суд с таким требованием, лучше всего выяснить текущий статус интересующего его жилого помещения: кому оно принадлежит, в каком статусе, изучить все относящиеся к недвижимости документы, также те, на основании которых лицо заселили в квартиру. Получить указанные документы можно с помощью запроса работодателю, либо в администрацию муниципального образования, а также проверить эти документы в архиве. Немаловажное значение имеет тот факт, кто именно принял решение включить жильё в фонд служебного – присвоить подобный статус могли только уполномоченные органы, которые осуществляют управление государственным, муниципальным, ведомственным жилищным фондом. Также важное значение имеет и срок, который квартира находится в статусе служебной. Невозможно приватизировать только ту квартиру, которая зарегистрирована в Росреестре именно в статусе служебного помещения. Во всех остальных случаях у граждан есть возможность приватизировать недвижимое имущество на законных основаниях.

Похожие статьи:Деприватизация жилья

ЖК «Гжель Плюс»

Поселок современных и удобных таунхаусов со всеми необходимыми коммуникациями.

ЖК «Чеховский посад»

Для тех, кто хочет иметь собственную квартиру недалеко от города по доступным ценам.

«Вклад под Ключ»

Избежать рисков приобретения квартиры в новостройке. Фиксированный срок, возможность обратного выкупа или готовая квартира.

Инструкция 1 Служебное жилье относится к специализированному жилищному фонду и предоставляется лицу на весь срок его трудовой деятельности с согласия собственника квартиры. По решению органов государственной власти или местного самоуправления лицу выдается ордер на квартиру и ключи. Об этом составляется договор социального найма, в котором прописывается порядок пользования служебной квартирой, срок действия договора, права и обязанности сторон, порядок урегулирования споров и многое другое. 2 Арендатор социального жилья должен ежемесячно вносить плату за коммунальные услуги и соблюдать чистоту и порядок в квартире. Кроме того, такое жилье нельзя приватизировать. Исключения составляют квартиры из жилищного фонда совхозов. Нельзя сдавать квартиру в аренду, совершать обмен на другую, продавать.

Служебная квартира

В данном случае ошибка состоит в том, что ряд организаций неверно исходит из толкования временного характера проживания в служебном жильё и в общежитии. Служебные помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с организацией, в период работы в ней (в период прохождения службы).

К служебным жилым помещениям относятся только отдельные квартиры. Действительно, комнаты в общежитиях предназначены для временного проживания в период работы, учебы или службы.. Однако работник наделяется служебным жильём в соответствии с характером своих трудовых отношений с организацией, в то время как помещение в общежитии предоставляется во временное пользование и не связано с характером трудовых отношений.

Служебная квартира: как не остаться без крыши над головой

Наличие служебного жилого помещения не является основанием для отказа в улучшении жилищных условий Подлежит ли служебное жилье приватизации? От чего это зависит? В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона РФ от 4 июля 1991г. »О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» установлен перечень жилых помещений, которые не подлежат приватизации. К их числу отнесены и служебные жилые помещения. Частью второй данной статьи предусмотрено, что собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Как получить служебное жилье

Служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде жилого дома, отдельной квартиры. (часть 1 в ред. Федерального закона от 04.05.2010 N 70-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 2.

Инфо

Категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения, устанавливаются: 1) органом государственной власти Российской Федерации — в жилищном фонде Российской Федерации; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации — в жилищном фонде субъекта Российской Федерации; 3) органом местного самоуправления — в муниципальном жилищном фонде. 3. Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности.

Как получить служебную квартиру в 2018 году

Важно

Например, служебная квартира остается за пенсионерами по старости, членами семьи работника, который умер, членами семьи военнослужащих, работников полиции, прокуратуры и суда, органов противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших или пропавших без вести. Также имеют право на занимаемую жилплощадь и инвалиды 1 и 2 групп, которые получили увечья в период работы или вследствие ранения, контузии.

Тем не менее, несмотря на то, что проживание в служебной квартире за этими лицами закреплено законом, приватизировать его они не имеют права. Обратите внимание Список лиц, имеющих право на получение социальной служебной квартиры исчерпывается законодательством.
Полезный совет Внимательно читайте условия договора.

Служебное жилье: кому оно положено и как его приватизировать

На основании принятого решения местная администрация выдает ордер на служебное жилое помещение установленной формы. Исходя из ст. 100 Жилищного кодекса РФ, с лицом, получившим ордер на служебное жилье, заключается письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение.

Внимание

В договоре найма определяются права и обязанности сторон по пользованию служебным жилым помещением.

Возможна ли приватизация служебного жилья

Члены семьи нанимателя служебного жилья, проживающие совместно с ним, пользуются всеми правами и несут все обязанности, вытекающие из договора найма, наравне с нанимателем.

В установленном порядке наниматель вправе вселить в занимаемое им служебное жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи.

Служебное жильё

Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Таким образом, служебные жилые помещения, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а впоследствии были переданы в муниципальную собственность, могут быть приобретены гражданами в собственность в порядке приватизации.


Под приватизацией жилых помещений понимается бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

Статья 104. предоставление служебных жилых помещений 

Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» служебные жилые помещения не подлежат приватизации. НО!!! Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.


Следовательно, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь положениями ст.

Служебная квартира или собственная недвижимость

Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (специализированным жилым помещениям). Как можно получить служебное жилье: кто его может получить, на каких условиях? В ст. 99

Жилищного кодекса РФ указано, что специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений. Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, органа управления кооперативной, иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения.

Здравствуйте.

Согласно части 2 статьи 92 Жилищного кодекса РФ "В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом."

В соответствии с ч. 2 ст. 102 " Переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником — нанимателем такого жилого помещения."

Таким образом, основанием для включения конкретных помещений в специализированный жилищный фонд и исключения жилых помещений из указанного фонда является решение соответствующего органа, который от имени собственника управляет государственным или муниципальным жилищным фондом.

В настоящее время применяются Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42 . В соответствии с п. п. 3 и 4 указанных Правил отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество.

Решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения.

Кроме того, с Вами должен быть заключен договор найма в письменной форме.

Ведомственное жилье — это служебная квартира, можно ли ее приватизировать

Также возможно проживание как видно из ст. 102 ЖК РФ, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником — нанимателем такого жилого помещения.

Я так понимаю, в Вашей квартире должна была быть произведена смена собственника, но по каким — то причинам юридически оформлено не было, поэтому уведомлять Россреестр не о чем, хотя обязательства такие есть. Надеюсь я ответила на Ваш вопрос.

Дата публикации: 23.03.2016

С 1991 года в Российской Федерации стало возможно оформить ранее предоставленное гражданам жилье в собственность путем его приватизации. Однако далеко не все граждане получили ныне занимаемое ими жилье на условиях социального найма, и, соответственно, не все имеют возможность беспрепятственно его приватизировать.
Согласно статье 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
То есть, с одной стороны, действующее законодательство запрещает оформлять приватизацию служебного жилья. С другой стороны – позволяет www.sudmos.ru оформлять приватизацию такого жилья при наличии письменного согласия собственников служебного жилья, а также предприятий или уполномоченных органов, за которыми это жилье было закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Но это только в теории. В реальной жизни всё происходит несколько иначе.
Например, жилье было предоставлено гражданину в 1978 году по служебному ордеру, но к началу 2000-х годов предприятие, предоставившее жилье, было ликвидировано, и у этого предприятия не оказалось правопреемника. В результате получается, что в финансовом лицевом счете на квартиру имеется запись о том, что это жилье служебное. Когда наниматель, имея на руках служебный ордер, обращается в местную администрацию с заявлением о заключении с ним договора социального найма, с целью дальнейшей приватизации квартиры, он получает формальный отказ, в котором говорится, что служебное жилье не может быть предметом договора социального найма и не может быть приватизировано.
В рассматриваемой ситуации можно попробовать оформить право собственности на служебное жилье в судебном порядке. Причем, при соблюдении ряда условий, шансы на положительный исход дела весьма велики.
Само по себе наличие служебного ордера и отметка в финансовом лицевом счете на жилое помещение о том, что оно является служебным, не свидетельствуют о том, что такое жилье нельзя приватизировать.

Для того, чтобы в настоящее время жилье считалось служебным, оно должно отвечать следующим параметрам:
1. В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП) должна содержаться запись о том, что это жилье находится в собственности Российской Федерации, городов федерального значения Москва или Санкт-Петербург, либо принадлежать на праве собственности какому-то предприятию;
2.

Правила приватизации служебного жилья

Если в ЕГРП содержится запись о том, что жилое помещение принадлежит на праве собственности Российской Федерации, городов федерального значения Москва или Санкт-Петербург, то в ЕГРП также должна быть отдельной строкой внесена запись о том, что это жилье обременено правом хозяйственного ведения или правом оперативного управления, зарегистрированным в пользу государственного учреждения или муниципального предприятия;
3. В том случае, если в ЕГРП нет сведений о том, что данное жилье передано какому-либо предприятию или учреждению на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления, то сведения об этом жилье должны содержаться в Реестре федерального имущества (если речь идет о собственности Российской Федерации) или в Реестре служебных жилых строений (если речь идет о муниципальной собственности);
4. Должно продолжать действовать (хотя бы формально значиться в Едином государственном реестре юридических лиц – ЕГРЮЛ) предприятие, которое предоставило данное жилье по служебному ордеру, или правопреемник этого предприятия;
5. У нанимателя, которому ранее было предоставлено данное жилое помещение, имеются на руках официальные документы о том, что он работал на предприятии (учреждении) ранее предоставившем ему служебное жилье;
6. На ранее предоставленное в качестве служебного жилья помещение имеется договор о временном пользовании этим жильем (на 5, 10 лет и так далее).

Исходя из вышеизложенного, граждане, которым ранее жилье было предоставлено в качестве служебного, вполне могут обратиться в суд с иском о признании неправомерным отказа в заключении договора социального найма и признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, приложив к иску следующие документы:
— Копию служебного ордера на вселение в жилое помещение;
— Копию финансового лицевого счета, в котором данное жилье будет указано в качестве служебного;
— Выписку из ЕГРП на спорное жилье, в котором будет указано, что это жилье принадлежит на праве собственности Российской Федерации, или городам федерального значения Москва и Санкт-Петербург, и без указания на то, что относительно спорного жилья имеются обременения в форме зарегистрированного права хозяйственного ведения или права оперативного управления;
— Письменный отказ в заключении договора социального найма;
— Копию трудовой книжки истца, из содержания которой будет видно, что истец отработал на предприятии (учреждении), предоставившем ему данное жилье, более 10 лет;
— Письменный ответ от собственника жилого помещения (из Управления Росимущества или из муниципалитета) о том, что спорное жилое помещение в Реестре федерального имущества или Реестре служебных жилых строений не значится.
Кроме того, в иске нужно указать, что правопреемника организации (учреждения), предоставившей данное жилье истцу, не имеется, и срочных договоров на пользование предоставленным жильем истец с собственником не заключал.
Соблюдение всех вышеуказанных условий и составление грамотного иска позволит добиться вам требуемого результата – признания судом за вами права собственности в порядке приватизации на занимаемое (ранее предоставленное в качестве служебного) жилье.

Автор: Юрист Егоров Константин Михайлович

АрбитражАрендаБанкБанкротБизнесВАС РФВС РФВексельВыселениеДоговорДолгДольщикДоляДомЖильёЗавещаниеЗаймЗалогЗемляИмуществоИпотекаИскИсполнительное производствоКомнатаКредитМошенничествоНаймНаследствоНезавершенное строительствоНеустойкаПодрядПользование жилым помещениемПраво собственностиПредоставление жильяПриобретение жильяРаздел имуществаРегистрация договораРентаРиелторРодственникиСамовольная постройкаСделкаСносСтрахованиеСудСудьяСупругиТСЖЧлен семьиквартира

admin