Присяга судьи

Институт присяги судьи Конституционного Суда РФ: истоки, особенности, значение

АРАНОВСКИй Константин Викторович, судья Конституционного Суда РФ, доктор юридических наук, профессор

КНЯЗЕВ Сергей Дмитриевич,

судья Конституционного Суда РФ, доктор юридических наук, профессор

Институт судейской присяги имеет долгую историю и без сомнения основывается на религиозных корнях, связанных с торжественным обращением к Всемогущему Богу — нелицемерному Свидетелю того, что утверждается или отрицается1. Не случайно клятва (присяга) у многих народов первоначально использовалась лишь в религиозно-нравственном обиходе и только с утверждением государственных начал приобрела гражданское и юридическое значение. Вследствие этого именно судьи, положение которых, особенно в период зарождения профессии, нередко было сродни роли жрецов, отвечающих за знание, понимание и исполнение (соблюдение) религиозных догм, более других представителей власти нуждались в приведении к присяге, так как без нее отправление ими правосудия не могло иметь гарантий беспристрастного и справедливого служения Закону.

В том, что надлежащее отправление правосудия изначально увя-

1 Нельзя не упомянуть и об исторических связях присяги с магическими заклинаниями, которые сродни колдовству, имеющему целью при соблюдении определенных условий и обрядов навлекать несчастья, вплоть до смерти, приводить в движение вредоносные силы, не полагаясь лишь на человеческие возможности. Подробнее о происхождении магической и религиозной систем см.: Фрезер Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М., 1980.

зывалось с принесением клятвы, нет ничего удивительного, так как более подходящее и апробированное средство, способное связать судью соответствующими обязательствами, предшествующий социальный опыт вряд ли мог предложить. Как справедливо было подмечено Г. С. Мэном, изобретательность человеческого ума ограничена более тесными естественными пределами, чем мы допускаем в нашем сознании, вследствие чего каждый из нас мог заметить, что, как только возникают обстоятельства нового рода, мы стараемся уяснить их себе с помощью прежних понятий2. Не случайно обещания, предназначенные дать те или иные правовые последствия, до сих пор нередко сопровождаются хотя бы скромной (в сравнении с религиозной или магически-суеверной) ритуальностью, лишенной, казалось бы, полезного и правообразующе-го смысла.

Наличие в тексте судейской присяги прямого обращения к Богу было призвано подчеркнуть особую ответственность судьи за нарушение клятвы, чреватую не только государственным осуждением, но и возможным проклятием Господа, что, в свою очередь, означало реальную опасность. В отличие от нерелигиозной клятвы обет Богу заключает в себе выдающуюся силу нравственного значения, обещая не столько практические, сколько этические последствия неисполнения клятвы, самые чувствительные для совести, потому что они состоят и в осуждении со стороны безусловного авторитета, и в самоосуждении. Такая клятва налагает печать не только на участь,

2 См.: Мэн Г. С. Древнейшая история

учреждений. СПб., 1876. С. 181—182.

социальные и вещественные блага, но на душу человека. Вероятно, что даже в светском государстве и правопорядке при прочих равных условиях действительность и действенность присяги лучше обеспечены, если ее приносит верующий, нежели свободный от веры и тем более суеверный субъект3.

В силу этого государственно-общественные ожидания должного исполнения судейских обязанностей, в том числе в российских условиях, длительное время связывались преимущественно с промыслом Божьим. Так, Указом от 16 августа 1760 г. им-

3 Заметим в связи с этим, что известный российский философ и правовед И. А. Ильин, проектируя Конституцию постбольшевистской России, в неизбежность которой он верил, не имея, казалось, никаких к тому практических оснований, предполагал учреждение Земского Собора с условием принесения его членами присяги именно такого типа. Так, согласно разработанному им в 1938 г. проекту Основного закона Российской империи они, равно как и члены Государственного совета и Сената, приступая к своим обязанностям, должны были давать подкрепляемое религиозной клятвой (согласно своему исповеданию) торжественное обязательство следующего содержания: «Мы, нижепоименованные, обещаем перед лицом Всемогущего Бога служить России, как единому, нераздельному, правовому, священному, исторически-преемственному, властному, действенному и братскому союзу русских людей на основах исключительности, солидарности и жертвенности. Мы обязуемся хранить нерушимую верность Главе Государства и Российским основным законам. Мы обязуемся помышлять, голосовать и действовать не от своей личной корысти, не ради какого-либо класса или сословия и не от лица какой-либо партии или какой-либо тайной или международной организации, или одной из российских национальностей, но от лица всего Российского Государства в целом и ради всего Российского Народа в его совокупности, всегда во имя Божие, по чести и от совести. В удостоверение чего мы принесли каждый по обряду своего исповедания, присягу и ныне своеручно подписуемся».

ператрица Елизавета Петровна внушала членам высшего судебного органа Российской империи, что «каждый сенатор по своей чистой совести должен памятовать свой долг к Богу, государству и законам, и что обязанность судьи, которая на него возложена, есть: почитать свое отечество родством, а честность дружбою, представления уважать, исправлять заблуждения, сменять и следовать (подвергать следствию. — Авт.) подозрительных судей и более всего изыскивать средства к достижению правды, а не к продолжению времени»4. Если же обратиться к судейской присяге, закрепленной в ст. 225 Учреждения судебных установлений Российской империи и содержащей упоминание о том, что приносящий ее принимает на себя обязательство дать за соблюдение обещанного «ответ пред законом и пред Богом на Страшном суде Его», то важно подчеркнуть, что необходимость принесения такой присяги увязывалась с тем, что обязанности судьи непременно требуют особого ручательства в их добросовестном исполнении, ибо они столь отличны от любых иных занятий, что было бы неудобно и едва ли осторожно допускать в эту должность без торжественного обряда присяги5.

В современных российских условиях институт судейской присяги представляет особый интерес применительно к судьям Конституционного Суда РФ. Обусловлено это хотя бы тем, что конституционная юстиция является новой ветвью отечественной судебной власти, лишенной какой-либо значительной предыстории. Кроме того, повышенное внимание как к самому Конституционному Суду, так и к его судьям, включая вопросы их назначения на должность,

4Карнович Е. П. Очерки наших порядков административных, судебных и общественных. СПб., 1873. С. 120.

5 Подробнее об этом см.: Клеандров М. И.

Статус судьи: правовой и смежный компоненты. М., 2008. С. 114—116.

объективно обусловлено эксклюзивным статусом этого федерального органа, призванного осуществлять судебный конституционный контроль. По справедливому замечанию Председателя КС РФ В. Д. Зорькина, отправление конституционного правосудия нередко сопряжено с тем, что Конституционный Суд, признавая неконституционными положения проверяемых законов, объективно противопоставляет себя парламенту как органу народного представительства и даже может быть вынужден (в случае оценки конституционности закона, принятого на референдуме) принимать решения, отвергающие результаты непосредственного волеизъявления народа6. Поэтому судейская присяга применительно к конституционной юстиции обретает неординарную значимость.

Юридическое оформление института присяги судьи КС РФ в настоящее время представлено в Федеральном конституционном законе от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». В соответствии со ст. 12 данного Закона принесение присяги является юридическим фактом (действием), с которым связывается вступление судьи КС РФ в должность. Это означает, что при кажущейся формальности, пусть и весьма торжественной, данной процедуры она имеет принципиальное значение, так как без нее принятое Советом Федерации Федерального Собрания РФ решение о назначении того или иного предложенного Президентом РФ кандидата на должность судьи Конституционного Суда РФ не влечет приобретения им соответствующего судейского статуса. Принесение присяги — обязательная процедура, без которой обойтись нельзя, в связи с

6 См.: Зорькин В. Д. Конституционная юстиция стран новой демократии в условиях современных вызовов // Актуальные проблемы теории и практики конституционного судопроизводства. Казань, 2010. С. 13—14.

чем в юридической литературе вполне обоснованно высказывается мнение о том, что определенное правовое значение имеет и соблюдение условий ее произнесения, касающихся как текста присяги, так и обязательного присутствия при приведении к ней определенного круга представителей публичной власти7. Более того, исходя из содержания п. 1 ч. 1 ст. 18 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», согласно которому одним из оснований досрочного прекращения полномочий конституционного судьи является нарушение установленного порядка назначения на должность, нельзя исключать, что те или иные отступления от процедуры принесения судейской присяги могут поставить под сомнение легитимность статуса судьи КС РФ.

Приведение Председателем Совета Федерации судьи КС РФ к присяге согласно общепринятым оценкам не только придает церемонии его вступления в должность особую государственную важность, но и одновременно способствует осознанию им своей исключительной публично-правовой ответственности за честное и добросовестное исполнение обязанностей по осуществлению конституционного правосудия8. Принесение присяги (клятвы) как необходимое условие занятия должности конституционного судьи не является российской особенностью и характерно практически для всех стран, где созданы органы конституционного контроля.

Так, в Германии судьи Федерального конституционного суда при вступлении в должность присягают перед

8 Подробнее об этом см.: Витрук Н. В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс. М., 2010. С. 200—203.

федеральным президентом и клянутся, что как справедливые судьи всегда будут верно блюсти Основной закон Федеративной Республики Германия и добросовестно исполнять судейские обязанности по отношению к любому лицу (§ 11 Закона о Федеральном конституционном суде), а в Испании лица, избранные на должность судьи конституционного суда, при вступлении в должность приносят королю следующую присягу: «Клянусь преданно и постоянно хранить и добиваться охраны испанской Конституции, хранить верность Короне и исполнять свои обязанности конституционного судьи» (ст. 21 Органического закона о Конституционном суде). Еще более содержательной является присяга членов Конституционного совета Франции, которые клянутся добросовестно и преданно исполнять свои обязанности, быть беспристрастными и преисполненными уважения к конституции, хранить в тайне ход обсуждения и голосования в совете, не занимать каких бы то ни было политических позиций, не давать консультаций по вопросам, относящимся к компетенции Совета (ст. 3 Органического закона о Конституционном совете).

Во многих странах (Австрия, Германия, Литва, Польша, Румыния и др.) законодательство прямо оговаривает допустимость дополнения судьей текста произносимой присяги словами «да поможет мне Бог» или иной религиозной формулой. Это обстоятельство является красноречивым подтверждением тому, что в своем пусть даже символическом значении клятва судьи не может быть сведена к формально-юридическим моментам, а служит целям подтверждения перед Всевышним осознания ответственности за судейскую деятельность, а стало быть, готовности в случае отступления от клятвы подвергнуться Суду Божьему за подобный грех.

Говоря о присяге судьи КС РФ, следует учитывать, что она как по содержанию, так и по процедуре

принятия существенно отличается от присяги судей федеральных судов общей и арбитражной юрисдикции, конституционных (уставных) судов субъектов РФ и мировых судов. Думается, это продиктовано тем, что принимаемые конституционными судьями решения являются окончательными и в отличие от правовых актов иных субъектов публичной власти не могут быть ревизованы ни самим КС РФ, ни иными государственными органами. В этой связи не лишним будет напомнить, что Л. Дюги более ста лет назад, рассуждая о необходимости создания в правовом государстве действенных механизмов судебной защиты, указывал: «Несмотря на все способы обжалования наступает всегда момент, когда решение исходит от власти, против которой нет способа обжалования… Но если нарушение закона этими властями… не может быть устранено, то это еще не значит, что они могут нарушать закон»9. Именно то, что Конституция России наделяет судей КС РФ правом принятия окончательных решений, которые юридически не подконтрольны никому в государстве, и обусловливает потребность особого как по содержанию, так и по форме, публичного подтверждения (клятвы) верности своему судейскому долгу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Присяга судьи КС РФ специфична в том, что ее принятие возлагает на судью обязательство честно и добросовестно исполнять свои обязанности, «подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, ничему и никому более». Судьи судов общей юрисдикции и арбитражных судов согласно ст. 8 Закона РФ от 29 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», принося присягу, торжественно клянутся честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчи-

9Дюги Л. Конституционное право. Общая теория государства. М., 1908. С. 930.

няясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят им долг судьи и их совесть.

Что же касается судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ, то содержание их присяги определяется законами соответствующих субъектов РФ, как правило, возлагающими на этих судей обязанность осуществлять конституционное правосудие, подчиняясь Конституции РФ и Основному закону субъекта РФ. Примером тому может служить ст. 10 Закона Республики Татарстан от 22 декабря 1992 г. № 1708-XII «О Конституционном суде Республики Татарстан», в соответствии с которой судьи торжественно клянутся «честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного суда Республики Татарстан, защищать конституционный строй Республики Татарстан, подчиняясь при этом Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан».

Вместе с тем законодательству субъектов РФ о конституционных (уставных) судах известны и иные варианты текстуального содержания приносимой судьями присяги. Так, Конституционный закон Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2002 г. 16-з № 363-П «О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве» предусматривает, что при принесении присяги судья торжественно клянется осуществлять правосудие, подчиняясь при этом только Конституции (Основному закону) Республики (ст. 12); Закон Республики Карелии от 7 июля 2004 г. № 790-ЗРК «О Конституционном суде Республики Карелия» устанавливает, что лицо, впервые назначенное на должность судьи Конституционного суда, приносит в торжественной обстановке присягу, в которой клянется честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону (ст. 10); Закон Санкт-Петербурга от 5 июня

2000 г. № 241-21 «Об Уставном суде Санкт-Петербурга», закрепляя обязанности лица, впервые назначенного на должность судьи Уставного суда, по принесению присяги, исходит из того, что ее содержание установлено федеральным законом (ст. 16).

То обстоятельство, что в основу присяги судьи КС РФ положена клятва, связывающая его обязательством исполнять свои обязанности, подчиняясь лишь Конституции РФ, не только подчеркивает его особый независимый статус10, но и свидетельствует об исключительности осуществляемых им полномочий конституционного контроля и по сути требует от судьи при принятии решений по существу отнесенных к ведению КС РФ вопросов руководствоваться только собственными основанными на положениях Конституции РФ убеждениями. При этом судья присягает не действующей Конституции РФ 1993 г., равно как и ее актуальной редакции, а связывает себя обязанностью защищать Конституцию России как таковую, безотносительно ее конкретного юридического текста.

Вследствие этого принятие новой конституции или внесение поправок в действующую не влечет для судей КС РФ необходимости снова дать соответствующую клятву. В российской истории после принятия Конституции 1993 г. уже случались призывы подвергнуть судей КС РФ принесению новой присяги, однако они не были поддержаны, так как мог бы сложиться опасный прецедент, означающий необходимость повторного принесения присяги всеми, кто занял свои государственные должности на основании присяги, принесенной до Конституции РФ 1993 г. Да и сама Конституция РФ вряд ли допускала подобный вариант развития событий, прямо ука-

10 См.: Митюков М. А. Конституционные суды на постсоветском пространстве. Сравнительное исследование законодательства и судебной практики. М., 1999. С. 45.

зывая в п. 5 раздела второго «Заключительные и переходные положения» на безусловное сохранение судьями всех судов Российской Федерации своих полномочий после вступления ее в силу.

Отсутствие в тексте присяги судьи КС РФ указания на его обязанность подчиняться при исполнении судейских функций не только Конституции РФ, но и законам не может служить основанием для вывода о том, что при осуществлении конституционного правосудия он освобожден от их соблюдения. Это вовсе не так, поскольку в силу ст. 1 (ч. 1), 15 (ч. 2), 120 (ч. 1) и 128 (ч. 3) в Российской Федерации как правовом государстве судьи КС РФ наряду с иными органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями обязаны соблюдать Конституцию и законы, особое место среди которых применительно к конституционному судопроизводству занимает федеральный конституционный закон, устанавливающий полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда. Не следует забывать и о том, что помимо Конституции РФ и федеральных законов при исполнении своих обязанностей судья КС РФ обязан соблюдать и требования Регламента КС РФ, принятие которого прямо предусмотрено ст. 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Связанность судьи КС РФ положениями законов в отличие от безусловного подчинения Конституции РФ не означает, однако, следования их требованиям во всех без исключения случаях. В законах ряда государств даже содержится указание на данный счет. В частности, в Украине конституционные судьи должны подчиняться только Конституции и руководствоваться законом о Конституционном суде, иными законами Украины, кроме тех законов или их отдельных положений,

которые являются предметом рассмотрения Конституционного суда (ст. 27 Закона Украины «О Конституционном суде Украины»).

Порядок приведения судьи Конституционного Суда к присяге установлен ст. 177 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания РФ. В соответствии с ней после оглашения результатов голосования по кандидатуре, представленной Президентом РФ для назначения на должность судьи КС РФ, Председатель Совета Федерации объявляет время приведения к присяге лица, назначенного на эту должность. По сложившейся традиции Председатель Совета Федерации приглашает лицо, назначенное на должность судьи КС РФ, на трибуну зала заседаний Совета Федерации для приведения его к присяге сразу после оглашения результатов голосования.

Согласно установленной Регламентом Совета Федерации процедуре приведение к присяге осуществляется на заседании палаты в торжественной обстановке при наличии Государственного герба и Государственного флага Российской Федерации; судья приносит присягу вслух, стоя, положив руку на Конституцию РФ11; все находящиеся в зале заседаний Совета Федерации заслушивают присягу судьи стоя; принесение присяги удостоверяется подписью судьи КС РФ под ее текстом с указанием даты принесения (этот документ остается на хранении в Совете Федерации); Председатель поздравляет судью со вступлением в должность и передает ему мантию как символ судебной власти; после принесения присяги звучит Государственный гимн Российской Федерации.

Принесение судьей КС РФ присяги на заседании верхней палаты

11 Клятва на Конституции РФ не только

связана с тем, что именно она является объектом судейской охраны, но и обусловлена светским характером российского государства (ст. 14 Конституции РФ).

российского парламента подчеркивает его особый конституционно-правовой статус, так как судьи иных судов общей и арбитражной юрисдикции в соответствии со ст. 8 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» приносят присягу на съездах (конференциях) или собраниях судей, а судьи конституционных (уставных) судов субъектов РФ — перед законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов РФ или в ином установленном региональным законодательством порядке.

Важно подчеркнуть, что принесение присяги судьями судов общей и арбитражной юрисдикции означает признание за ними возможности в последующем исполнять судейские обязанности на любой из судейских должностей в системе данных судебных учреждений. Однако если судья суда общей юрисдикции (арбитражного суда) назначается на должность судьи Конституционного Суда, он должен быть приведен к присяге именно в этом качестве. Во всяком случае то, что он уже клялся быть беспристрастным, справедливым и верным закону, не может служить основанием для освобождения его от принесения присяги при назначении на должность конституционного судьи12.

12 Аналогичным образом решается вопрос с приведением к присяге судей конституционных судов практически во всех странах, где созданы органы конституционной юстиции. Однако в некоторых государствах допускается вступление конституционных судей в должность без принесения присяги, если она уже была ими принесена при замещении иных судейских должностей. Так, Законом Латвийской Республики о Конституционном суде (ст. 5) предусмотрено, что если судьей Конституционного суда утвержден судья другого суда, который уже давал клятву судьи, то он повторно клятву не дает и приступает к выполнению должностных обязанностей сразу после утверждения.

Действующее законодательное регулирование текста и процедуры присяги судьи КС РФ несколько отличается от того, что содержалось в Законе РСФСР от 12 июля 1991 г. № 1599Л «О Конституционном Суде РСФСР», который предусматривал приведение судей к присяге Председателем Верховного Совета РСФСР на Съезде народных депутатов РСФСР и требовал от них торжественной клятвы честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного Суда РСФСР, а также защищать конституционный строй и верховенство Основного Закона РСФСР (ст. 13). Специальное указание в тексте клятвы судьи Конституционного Суда РСФСР на защиту конституционного строя и верховенства Основного Закона РСФСР очевидно было обусловлено вхождением РСФСР в состав Союза ССР и, как следствие, имело своим предназначением нацелить судей Конституционного Суда РСФСР на безусловную защиту конституционных ценностей, закрепленных в Конституции РСФСР, вне зависимости от их соотношения с положениями Конституции СССР13. Это обстоятельство тем более важно подчеркнуть, поскольку при подготовке первого российского Закона о Конституционном Суде многими депутатами всерьез поднимались вопросы о закреплении обязанности судей при осуществлении своих полномочий подчиняться не только Конституции РСФСР, но и Конституции СССР, а соответственно, и об урегулировании взаимоотношениий Кон-

13 Данное обстоятельство не осталось без внимания и в других бывших республиках СССР. Иллюстрацией тому может служить текст присяги конституционного судьи в Литовской Республике, где в соответствии со ст. 7 Закона о Конституционном суде судейская клятва требует от приносящего ее лица при исполнении судейских обязанностей хранить верность Литовской Республике и защищать конституционный строй независимого Литовского государства.

ституционного Суда РСФСР с Комитетом конституционного надзора СССР14.

Российское законодательство напрямую не регламентирует ни сроков принесения судьей КС РФ присяги, ни последствий отказа от ее принесения. В этом смысле предпочтительнее опыт тех стран, где соответствующие вопросы не оставлены без внимания законодателя. Так, например, в Бельгии согласно ст. 51 Специального закона об Арбитражном суде (на него возложено осуществление конституционного контроля. — Авт.) присяга должна быть принесена судьями королю в течение месяца со дня получения уведомления о назначении, а лица, не принявшие присягу в указанный срок, подлежат замене15. Не оставлены без внимания данные вопросы и в Литве, где судья Конституционного суда, не принесший на заседании Сейма в установленном законами порядке присягу или принесший ее с оговоркой, утрачивает полномочия

14 См.: Митюков М. А. Штрихи истории Конституционного Суда Российской Федерации // История. Право. Политика. 2011. № 1. С. 52—56.

15 В соответствии со ст. 6 Закона Республики Болгарии о Конституционном суде судьи данного суда также обязаны принести присягу в месячный срок с момента избрания или назначения в присутствии председателя Национального собрания, Президента и председателей Верховного кассационного суда и Верховного административного суда.

судьи, в связи с чем Сейм принимает соответствующее постановление. В Польше ст. 5 Закона о Конституционном трибунале предусматривает, что отказ судьи Конституционного трибунала принести присягу признается равнозначным отречению от должности судьи Трибунала.

Библиографический список

Витрук Н. В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс. М., 2010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дюги Л. Конституционное право. Общая теория государства. М., 1908.

Зорькин В. Д. Конституционная юстиция стран новой демократии в условиях современных вызовов // Актуальные проблемы теории и практики конституционного судопроизводства. Казань, 2010.

Карнович Е. П. Очерки наших порядков административных, судебных и общественных. СПб., 1873.

Клеандров М. И. Статус судьи: правовой и смежный компоненты. М., 2008.

Кукушкин Е. В., Зуйков А. В. О конституционно-правовом смысле присяги Президента Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 22.

Митюков М. А. Конституционные суды на постсоветском пространстве. Сравнительное исследование законодательства и судебной практики. М., 1999.

Митюков М. А. Штрихи истории Конституционного Суда Российской Федерации // История. Право. Политика. 2011. № 1.

Мэн Г. С. Древнейшая история учреждений. СПб., 1876.

Фрезер Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М., 1980.

«Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть».
2. Судьи Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации приносят присягу на собраниях судей этих судов. Судьи других судов приносят присягу на съездах (конференциях) либо на собраниях судей.
3. Присяга приносится судьей перед Государственным флагом Российской Федерации, а в соответствующих случаях также и перед государственным флагом республики в составе Российской Федерации.
Комментарий к статье 8
1. Следует полагать, что содержание абз. 1 п. 1 данной статьи несколько устарело, т.к. законодатель не изменил слово «избранный» судья на слово «назначенный». Как и сказано выше (коммент. к ст. 5 и 6 Закона), судьи не избираются (кроме мировых судей, и то в отдельных случаях) , а назначаются Президентом РФ (кроме судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ).
———————————
См. ст. 7 Закона «О мировых судьях»: мировой судья назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом субъекта РФ, но не более чем на 5 лет.
2. Присяга принимается судьей в торжественной обстановке перед Государственным флагом РФ, а в соответствующих случаях и перед государственным флагом республики, входящей в состав РФ. Указанные правила о принятии присяги свидетельствуют о высокой ответственности судьи перед государством и обществом.
3. Представляется, что нарушение присяги судьей необходимо рассматривать как основание для приостановления (ст. 13 настоящего Закона) или прекращения полномочий судьи (ст. 14), что желательно предусмотреть в законе.
3.1. Присяга приносится один раз за все время исполнения полномочий в суде, т.е. ее действие сохраняет силу при переходе судьи из одного суда в другой независимо от ветви судебной системы; исключение составляет присяга судьи Конституционного Суда (ст. 10 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»), поскольку ее текст отличается от установленного комментируемым Законом.
3.2. Присяга принимается также в присутствии своих коллег, т.е. судей. Так, судьи ВС РФ и ВАС РФ приносят присягу на собраниях судей этих судов, а другие судьи — на съездах (конференциях) либо на собраниях судей.
4. Принятие судьей присяги означает момент возникновения полномочий (см. коммент. к ст. 6, 6.1 и 6.2 настоящего Закона).

В соответствии со статьей 8 закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» 30 апреля 2009 года принесена присяга впервые назначенных на должность мировых судей.

«Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть».

На фото: Присягу приносит мировой судья судебного участка № 26 Шимского района Никонова Жанна Юрьевна.

В торжественной обстановке в зале судебных заседаний Шимского районного суда в присутствии Главы Шимского муниципального района Жилина Е.К., председателя Шимского районного суда Шумилина Н.В., И.О. начальника ОВД Губернаторова А.И., прокурора района Михайлова Д.С. принята присяга мирового судьи судебного участка № 26 Шимского района Никоновой Жанны Юрьевны.

Были приглашены представители комитета организационного обеспечения деятельности мировых судей Новгородской области – заместитель председателя комитета Уланова Н.П. и начальник отдела организационно- правового обеспечения деятельности мировых судей Бирюкова А.И.

На фото: Присягу приносит мировой судья судебного участка № 10 Маловишерского района Яковлева Ирина Николаевна

Церемония торжественной присяги состоялась в Маловишерском районном суде. В церемонии принимал участие представитель комитета организационного обеспечения деятельности мировых судей Новгородской области – заместитель председателя комитета Завидовский Д.Г. и консультант отдела организационно-правового обеспечения деятельности мировых судей комитета Скворцова В.С.

Завидовский Д.Г. поздравил Яковлеву И.Н. с началом работы в качестве мирового судьи, представил специалистов аппарата судебного участка №10, состоялся обмен мнений по вопросам улучшения качества работы судебного участка.

Принят Курганской областной Думой 19 июля 2000 года
Статья 1. Порядок назначения на должность мирового судьи
1.1. Мировые судьи назначаются Курганской областной Думой.
Назначение производится по представлению председателя Курганского областного суда, основанному на положительном заключении квалификационной коллегии судей Курганской области. Кандидатуры на должность мирового судьи представляются в областную Думу с момента создания соответствующего судебного участка судебного района и должности мирового судьи.
Отбор кандидатов на должность мирового судьи осуществляется на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством.
1.2. Областная Дума в двухмесячный срок со дня поступления представления рассматривает его на заседании Думы с приглашением кандидата на должность мирового судьи, председателя Курганского областного суда и принимает решение о назначении или об отказе в назначении представленной кандидатуры.
Назначение на должность мирового судьи производится открытым голосованием. Назначенным на должность мирового судьи считается кандидат, получивший при голосовании большинство от установленного числа депутатов областной Думы.
Результаты голосования оформляются постановлением Курганской областной Думы.

Статья 2. Срок полномочий мирового судьи
Мировой судья назначается на должность на три года.
При повторном и последующих назначениях на должность мирового судьи мировой судья назначается на пять лет.

Статья 3. Присяга мирового судьи
Судья, впервые назначенный на должность, приносит в торжественной обстановке присягу следующего содержания:
«Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть».
Судьи приносят присягу перед Государственным флагом Российской Федерации и флагом Курганской области.

Статья 4. Судебные участки
4.1. Деятельность мировых судей осуществляется в пределах судебного района на судебных участках.
4.2. Количество должностей мировых судей и соответствующее ему количество судебных участков в Курганской области распределяются следующим образом:
Альменевский район — 1
Белозерский район — 1
Варгашинский район — 1
Далматовский район — 2
Звериноголовский район — 1
Каргапольский район — 2
Катайский район — 2
Кетовский район — 3
Куртамышский район — 2
Лебяжьевский район — 1
Макушинский район — 1
Мишкинский район — 1
Мокроусовский район — 1
Петуховский район — 1
Половинский район — 1
Притобольный район — 1
Сафакулевский район — 1
Целинный район — 1
Частоозерский район — 1
Шадринский район — 2
Шатровский район — 1
Шумихинский район — 2
Щучанский район — 2
Юргамышский район — 2
город Шадринск — 4
город Курган — 15.
4.3. Должности мировых судей и судебные участки создаются и упраздняются законами Курганской области в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Статья 4.1. Места постоянного пребывания мировых судей
Определить следующие места постоянного пребывания мировых судей:
1) местом постоянного пребывания мирового судьи судебного участка N 1 Альменевского судебного района Курганской области является село Альменево;
2) местом постоянного пребывания мирового судьи судебного участка N 2 Белозерского судебного района Курганской области является село Белозерское;
3) местом постоянного пребывания мирового судьи судебного участка N 3 Варгашинского судебного района Курганской области является рабочий поселок Варгаши;
4) местом постоянного пребывания мировых судей судебных участков N 4 и N 5 Далматовского судебного района Курганской области является город Далматово;
5) местом постоянного пребывания мирового судьи судебного участка N 6 Звериноголовского судебного района Курганской области является село Звериноголовское;
6) местом постоянного пребывания мировых судей судебных участков N 7 и N 8 Каргапольского судебного района Курганской области является рабочий поселок Каргаполье;
7) местом постоянного пребывания мировых судей судебных участков N 9 и N 10 Катайского судебного района Курганской области является город Катайск;
8) местом постоянного пребывания мировых судей судебных участков N 11, N 12, N 50 Кетовского судебного района Курганской области является село Кетово;
9) местом постоянного пребывания мировых судей судебных участков N 13 и N 14 Куртамышского судебного района Курганской области является город Куртамыш;
10) местом постоянного пребывания мирового судьи судебного участка N 15 Лебяжьевского судебного района Курганской области является рабочий поселок Лебяжье;
11) местом постоянного пребывания мирового судьи судебного участка N 16 Макушинского судебного района Курганской области является город Макушино;
12) местом постоянного пребывания мирового судьи судебного участка N 17 Мишкинского судебного района Курганской области является рабочий поселок Мишкино;
13) местом постоянного пребывания мирового судьи судебного участка N 18 Мокроусовского судебного района Курганской области является село Мокроусово;
14) местом постоянного пребывания мирового судьи судебного участка N 19 Петуховского судебного района Курганской области является город Петухово;
15) местом постоянного пребывания мирового судьи судебного участка N 20 Половинского судебного района Курганской области является село Половинное;
16) местом постоянного пребывания мирового судьи судебного участка N 21 Притобольного судебного района Курганской области является село Глядянское;
17) местом постоянного пребывания мирового судьи судебного участка N 22 Сафакулевского судебного района Курганской области является село Сафакулево;
18) местом постоянного пребывания мирового судьи судебного участка N 23 Целинного судебного района Курганской области является село Целинное;
19) местом постоянного пребывания мирового судьи судебного участка N 24 Петуховского судебного района Курганской области является село Частоозерье;
20) местом постоянного пребывания мировых судей судебных участков N 25 и N 26 Шадринского судебного района Курганской области является город Шадринск;
21) местом постоянного пребывания мирового судьи судебного участка N 27 Шатровского судебного района Курганской области является село Шатрово;
22) местом постоянного пребывания мировых судей судебных участков N 28 и N 29 Шумихинского судебного района Курганской области является город Шумиха;
23) местом постоянного пребывания мировых судей судебных участков N 30 и N 51 Щучанского судебного района Курганской области является город Щучье;
24) местом постоянного пребывания мировых судей судебных участков N 31 и N 52 Юргамышского судебного района Курганской области является рабочий поселок Юргамыш;
25) местом постоянного пребывания мировых судей судебных участков N 32, N 33, N 34, N 53 Шадринского судебного района Курганской области является город Шадринск;
26) местом постоянного пребывания мировых судей судебных участков N 35, N 36, N 37, N 38, N 39, N 40, N 41, N 42, N 43, N 44, N 45, N 46, N 47, N 48, N 49 судебного района города Кургана Курганской области является город Курган.

Статья 5. Аппарат мирового судьи
5.1. Аппарат мирового судья обеспечивает его работу. Мировой судья организует работу аппарата.
5.2. Исключен.
5.3. Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи утверждается Правительством Курганской области в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете.
5.4. Положение об аппарате мирового судьи определяет порядок организации деятельности аппарата мирового судьи, содержит основные задачи и функции аппарата мирового судьи. Положение об аппарате мирового судьи утверждается специально уполномоченным исполнительным органом государственной власти Курганской области по обеспечению деятельности мировых судей (далее — специально уполномоченный орган).
5.5. Работники аппарата мирового судьи являются государственными гражданскими служащими Курганской области.

Статья 6. Организационное обеспечение деятельности мировых судей
6.1. Организационное обеспечение деятельности мировых судей включает в себя проведение мероприятий кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленных на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.
Организационное обеспечение деятельности мировых судей осуществляется за счет средств областного бюджета специально уполномоченным органом.

6.2. Средства на организационное обеспечение деятельности мировых судей указываются отдельной строкой в законе Курганской области об областном бюджете.

Статья 7. Порядок финансирования мероприятий по организации деятельности мировых судей
Средства на финансирование мероприятий по созданию судебных участков, организации деятельности мировых судей и их аппаратов, предусматриваются законом Курганской области об областном бюджете.

Статья 7.1. Дополнительное профессиональное образование мировых судей
7.1.1. Мировой судья, впервые назначенный на должность мирового судьи, проходит обучение по программе профессиональной переподготовки (далее — профессиональная переподготовка) по очной форме обучения в образовательной организации высшего образования либо организации дополнительного профессионального образования, определенной специально уполномоченным органом в соответствии с действующим законодательством.
Впервые назначенный мировой судья проходит профессиональную переподготовку не позднее шести месяцев со дня назначения на должность.
Срок прохождения профессиональной переподготовки не может превышать трех месяцев. Продолжительность прохождения профессиональной переподготовки определяется образовательной программой указанной в абзаце первом настоящего пункта организации. Организационное обеспечение прохождения профессиональной переподготовки осуществляется специально уполномоченным органом.
7.1.2. Обучение по программе повышения квалификации (далее — повышение квалификации) мировых судей осуществляется один раз в три года в соответствии с графиком, утверждаемым ежегодно специально уполномоченным органом.
Повышение квалификации мировых судей осуществляется по очной форме обучения в образовательной организации высшего образования либо организации дополнительного профессионального образования, определенной специально уполномоченным органом в соответствии с действующим законодательством.
Срок прохождения повышения квалификации не может превышать одного месяца. Продолжительность прохождения повышения квалификации определяется образовательной программой указанной в абзаце втором настоящего пункта организации. Организационное обеспечение прохождения повышения квалификации осуществляется специально уполномоченным органом.
7.1.3. Дополнительное профессиональное образование мировых судей осуществляется за счет средств областного бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей.
7.1.4. Координация деятельности по вопросам дополнительного профессионального образования мировых судей осуществляется специально уполномоченным органом.

Статья 8. Символы государственной власти в зале судебных заседаний мировых судей
8.1. В залах судебных заседаний мировых судей помещается Государственный флаг Российской Федерации и изображение Государственного герба Российской Федерации, а также флаг Курганской области и изображение герба Курганской области.
8.2. При осуществлении правосудия мировой судья заседает в мантии.

Статья 9. Удостоверение мирового судьи
9.1. Удостоверение мирового судьи — документ, подтверждающий статус мирового судьи или мирового судьи, пребывающего в отставке (далее — удостоверение). Мировому судье, мировому судье, пребывающему в отставке, выдается соответствующее удостоверение. Положение об удостоверении утверждается постановлением Курганской областной Думы.»;
9.2. Удостоверение вручается назначенному мировому судье, мировому судье, пребывающему в отставке, в торжественной обстановке Председателем областной Думы либо по его поручению его заместителем.
Удостоверение подписывается председателем областной Думы.
9.3. Специально уполномоченный орган организует изготовление, учет, хранение и уничтожение бланков удостоверений.

9.4. Финансирование расходов, связанных с изготовлением удостоверений, осуществляется за счет средств областного бюджета, предусмотренных на организационное обеспечение деятельности мировых судей.

Губернатор Курганской области О.А. Богомолов

Приложение 1
к Закону Курганской области
от 1 августа 2000 года N 356
«О мировых судьях в Курганской области»

Образец и описание
удостоверения мирового судьи, назначенного на определенный срок полномочий

Описание
удостоверения мирового судьи, назначенного на определенный срок полномочий

Обложка удостоверения изготавливается из кожи красного цвета. В развернутом виде удостоверение имеет размер 19,3 х 6,7 см. На лицевой стороне обложки имеется изображение большого герба Курганской области и надпись «МИРОВОЙ СУДЬЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ» в две строки. Надпись и изображение герба выполняется путем тиснения бронзовой фольгой.
Вкладыш удостоверения состоит из двух частей. Обе части ламинируются в пленку, печатаются на специальной бумаге плотностью 90 г/кв.м. Основной фон вкладыша синий, выполненный в виде защитной сетки.
На левой внутренней стороне вкладыша удостоверения по центру сверху размещается надпись «КУРГАНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА», через строку ниже по центру указываются номер удостоверения, фамилия, имя и отчество мирового судьи, номер судебного участка судебного района, дата выдачи удостоверения, подпись Председателя Курганской областной Думы, которая заверяется гербовой печатью Курганской областной Думы.
На правую внутреннюю сторону удостоверения наклеивается цветная фотография мирового судьи (анфас) со светлым углом, размером 3 х 4 см, на матовой бумаге, которая заверяется гербовой печатью Курганской областной Думы. Слева от фотографии размещается изображение малого герба Курганской области. В нижней части размещается личная подпись мирового судьи и указывается срок действия удостоверения.
Весь текст на внутренней части удостоверения наносится полиграфическим способом или с использованием принтера, буквы черного цвета, размер шрифта — не более 16 пунктов. Вид и начертание шрифта определяются специально уполномоченным органом.

Приложение 2
к Закону Курганской области
от 1 августа 2000 года N 356
«О мировых судьях в Курганской области»

Образец и описание
удостоверения мирового судьи, пребывающего в отставке

Образец
удостоверения мирового судьи,
пребывающего в отставке

Описание
удостоверения мирового судьи, пребывающего в отставке

Обложка удостоверения изготавливается из кожи красного цвета. В развернутом виде удостоверение имеет размер 19,3 х 6,7 см. На лицевой стороне обложки имеется изображение большого герба Курганской области и надпись «УДОСТОВЕРЕНИЕ». Надпись и изображение герба выполняется путем тиснения бронзовой фольгой.
Вкладыш удостоверения состоит из двух частей. Обе части ламинируются в пленку, печатаются на специальной бумаге плотностью 90 г/кв.м. Основной фон вкладыша синий, выполненный в виде защитной сетки.
На левой внутренней стороне вкладыша удостоверения по центру сверху размещается надпись «КУРГАНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА», через строку ниже по центру «УДОСТОВЕРЕНИЕ МИРОВОГО СУДЬИ В ОТСТАВКЕ», в левом нижнем углу наклеивается цветная фотография мирового судьи в отставке (анфас) размером 3 x 4 см, со светлым углом, на матовой бумаге, которая заверяется гербовой печатью Курганской областной Думы. Справа от фотографии размещается изображение малого герба Курганской области.
На правой внутренней стороне вкладыша удостоверения сверху по центру размещается надпись «Предъявитель настоящего удостоверения пользуется правами, установленными Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», ниже указываются номер удостоверения, фамилия, имя и отчество мирового судьи в отставке, указание о том, что он является мировым судьей в отставке, личная подпись мирового судьи в отставке и подпись Председателя Курганской областной Думы, которая заверяется гербовой печатью Курганской областной Думы.
Весь текст на внутренней части удостоверения наносится полиграфическим способом или с использованием принтера, буквы черного цвета, размер шрифта — не более 16 пунктов. Вид и начертание шрифта определяются специально уполномоченным органом.

admin