Присвоение инвентарных номеров

Содержание

Присвоение инвентарных номеров основным средствам

Общие подходы к присвоению инвентарных номеров основным средствам указаны в Методических указаниях по бухгалтерскому учету основных средств (Приказ Минфина РФ № 91н от 13.10.2003 (ред. от 24.12.2010)) и Инструкции № 157н (Приказ Минфина РФ от 01.12.2010). В соответствии с ними:

  • инвентарный номер является уникальным, то есть не должно быть двух основных средств с одинаковыми инвентарными номерами,
  • если объект составной, т. е. состоит из элементов, которые составляют единое целое, то всем частям комплексного основного средства выделяют один единый инвентарный номер,
  • инвентарные номера должны идти по порядку,
  • инвентарный номер не изменяется при смене местонахождения объекта основных средств внутри одной организации,
  • однажды прикрепленный основному средству инвентарный номер остается за ним на протяжении всего времени нахождения в организации,
  • инвентарные номера основных средств, выбывших с балансового учета, не присваиваются вновь принимаемым к учету основным средствам,
  • для поступившего в организацию основного средства по договору аренды может 6ыть использован тот же инвентарный номер, что был присвоен основному средству арендодателем.

Нанесение инвентарных номеров на основные средства

Нанесение присвоенного основному средству инвентарного номера производится материально ответственным сотрудником под наблюдением уполномоченного члена комиссии по поступлению и выбытию активов.

Способы нанесения инвентарного номера на основные средства:

  • прикрепление жетона с номером;
  • нанесение номера краской;
  • иные способы, обеспечивающие сохранность маркировки (гравировка, штамповка, сварка и т.п.).

Если основное средство является комплексом конструктивно сочлененных объектов, т. е. состоит из обособленных элементов, составляющих вместе единое целое, то на каждом элементе комплексного основного средства указывается единый инвентарный номер, присвоенный всему комплексу в целом.

При отсутствии возможности нанесения инвентарного номера на основное средство из-за особых требований к его эксплуатации инвентарный номер не проставляется. Данный факт отражается в бухгалтерском учете с указанием соответствующего основного средства без нанесенного инвентарного номера.

Госсектор. Как правильно поставить земельные участки на балансовый учет?

Государственным (муниципальным) учреждениям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование (п. 1 ст. 20 Земельного кодекса РФ).

ВНИМАНИЕ!

У субъекта учета может отсутствовать документ (свидетельство), подтверждающий закрепление используемого земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования – учреждение может использовать его на каких-либо иных основаниях (например, арендовать). В этом случае земельный участок не подлежит отражению в балансовом учете. Его учет по-прежнему должен быть организован на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» (п. 333 Инструкции).

Правила их учета установлены Инструкцией по применению Единого плана счетов (утв. приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н; далее – Инструкция). Напомним, в августе прошлого года в этот документ были внесены изменения, которые вступили в силу 16 ноября 2014 года (приказ Минфина России от 29 августа 2014 г. № 89н). До этого момента земельные участки, предоставленные организациям госсектора на праве постоянного (бессрочного) пользования, учитывались по кадастровой стоимости на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» (письмо Минфина России от 21 октября 2011 г. № 02-06-07/4680, письмо Минфина России от 31 августа 2012 г. № 02-06-10/3473).

Новые стандарты бухгалтерского учета предусматривают обязательный учет таких земельных участков на счете 103 00 «Непроизведенные активы» (п. 70 Инструкции). При этом должны выполняться следующие условия:

1За организацией госсектора закреплено право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, что подтверждается соответствующим документом (свидетельством) (п. 70, абз. 2 п. 71 Инструкции); 2 Участки используются в процессе деятельности организации (п. 70 Инструкции).

Как отразить в учете поступление земельных участков?

Поступление земельных участков (в том числе расположенных под объектами недвижимости) в распоряжение субъекта, а также их постановка на балансовый учет в связи с переходом на новые положения Инструкции отражается с применением корреспонденций, приведенных в Таблице 1, и кодов бюджетной классификации согласно Таблице 2.

Таблица 1. Бухгалтерские записи по постановке на учет земельных участков в организациях госсектора

В казенном учреждении

В органе управления имуществом казны

В бюджетном (автономном) учреждении

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

КРБ 1 103 11 330

КДБ 1 401 10 180

гКБК 1 108 55 330

КДБ 1 401 10 180

4 103 11 330

(4 103 11 000)

4 401 10 180

Основание: п. 16 Инструкции (утв. приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н).

Основание: п. 38 Инструкции (утв. приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н).

Основание: п. 20 Инструкции (утв. приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н) п. 20 Инструкции (утв. приказом Минфина России от 23 декабря 2010 г. № 183н).

БЛАНК

Справка о хозяйственных операциях государственных (муниципальных) органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственныхакадемий наук, государственных (муниципальных) учреждений (ф. 0504833)

Другие бланки

Операции по постановке на балансовый учет земельных участков, учтенных на забалансовом счете 01, оформляются Справкой (ф. 0504833) и учитываются обособленно. Для этого согласно учетной политике в рамках третьего разряда кода КОСГУ в счете 0 401 10 180 может использоваться специальный индекс – например, может применяться аналитический счет 0 401 10 189 (подразд. 2 «Особенности применения КОСГУ» разд. V Указаний, утв. приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н).

Таблица 2. Применение кодов бюджетной классификации при постановке на учет земельных участков организациями госсектора

Код бюджетной классификации (1-17 разряды номера счета)

Примечание

Основание

КРБ – 000 ХХ ХХ 00 0 0000 000

ХХ ХХ – соответствующий код раздела, подраздела по классификации расходов бюджетов

Пункт 2.2 письма Минфина России № 02-02-07/68722, п. 3.1.2 письма Минфина России № 02-02-07/68726

КДБ – 000 1 17 05010 01 0000

Код доходов бюджетов. Применяется получателями средств федерального бюджета

Пункт 2.2 письма Минфина России № 02-02-07/68722

КДБ – ХХХ 1 17 050ХХ ХХ 0000

ХХХ … ХХ ХХ – соответствующие коды главного администратора доходов бюджета, подстатьи и элемента доходов бюджетов субъекта РФ, муниципального образования

Пункт 3.1.2 письма Минфина России № 02-02-07/68726

гКБК – ХХХ 00000000000000

ХХХ – код главы по бюджетной классификации

Приложение № 2 к Инструкции (утв. приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н)

При постановке земельных участков на балансовый учет в связи с переходом на новые положения Инструкции одновременно с приведенными выше корреспонденциями следует отразить уменьшение показателя забалансового счета 01 «Имущество, полученное в пользование».

Земельным участкам, как и иным непроизведенным активам, присваивается уникальный инвентарный порядковый номер, который используется исключительно в регистрах бухгалтерского учета (п. 81 Инструкции). В качестве инвентарного номера может использоваться кадастровый номер земельного участка (ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»; далее –Закон № 221-ФЗ).

На что обратить внимание при организации учета земельных участков?

1На земельные участки, учтенные в балансовом учете, как и на другие виды нефинансовых активов, распространяются требования п. 33, п. 381, п. 383 Инструкции. Например, в органе управления имуществом казны переданные в аренду участки должны одновременно отражаться:

  • на отдельном аналитическом счете, открытом к счету 1 108 55 000 «Непроизведенные активы, составляющие казну»;
  • на забалансовом счете 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)».

2 Органы управления имуществом казны не должны учитывать земельные участки, предоставленные организациям госсектора на праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 141 Инструкции, п. 2.3 Методических рекомендаций, утв. письмом Минфина России от 19 декабря 2014 г. № 02-07-07/66918), на следующих счетах:

  • счет 1 108 55 000 «Непроизведенные активы, составляющие казну»;
  • забалансовый счет 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование».

Дело в том, что после закрепления за учреждениями земельные участки выбывают из состава имущества казны. Кроме того, действующая методология бухгалтерского учета просто не предусматривает возможность учета одних и тех же нефинансовых активов на балансе двух субъектов учета.

3 На счете 0 210 06 000 «Расчеты с учредителем» подлежит учету балансовая стоимость имущества, которым, согласно действующему законодательству, бюджетное (автономное) учреждение может распоряжаться только по согласованию с собственником и которым не отвечает по своим обязательствам (п. 3.3 письма Федерального казначейства от 9 января 2013 г. № 42-7.4-05/2.1-3, письмо Минфина России от 18 сентября 2012 г. № 02-06-07/3798). Юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками (п. 4 ст. 20 Земельного кодекса РФ).

Таким образом, стоимость земельных участков должна учитываться при формировании показателей счетов:

  • 4 210 06 000 «Расчеты с учредителем» в бюджетных и автономных учреждениях (пп. «б» п. 2.1 Методических рекомендаций, утв. письмом Минфина России от 19 декабря 2014 г. № 02-07-07/66918);
  • 1 204 33 000 «Участие в государственных (муниципальных) учреждениях» в органах, осуществляющих функции и полномочия учредителей бюджетных и автономных учреждений (пп. «б» п. 3.1.5, п. 3.9 письма Минфина России и Федерального казначейства от 29 декабря 2014 г. №№ 02-02-07/68722, 42-7.4-05/2.1-823, п. 3.9 письма Минфина России и Федерального казначейства от 29 декабря 2014 г. №№ 02-02-07/68726, 42-7.4-05/2.1-824).

4 По земельным участкам, как и по иным объектам непроизведенных активов, амортизация не начисляется.

По какой стоимости учитывать земельные участки?

Порядок определения стоимости земельных участков, принимаемых к учету на счете 103 00, приведен в абз. 2 п. 71 Инструкции. Его положения можно обобщить в виде таблицы.

Таблица 3. Порядок определения балансовой стоимости земельных участков

Местонахождение земельного участка

Стоимость, по которой участок принимается к учету

Территория РФ

Кадастровая стоимость

За пределами территории РФ

Стоимость, указанная в документе на право пользования

Сведения о кадастровом номере и кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе о дате утверждения стоимости, подлежат включению в государственный кадастр недвижимости (п. 2 ч. 1 ст. 7, п. 11 ч. 2 ст. 7 Закона № 221-ФЗ; пп. 7 п. 8 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости (утв. приказом Минэкономразвития России от 4 февраля 2010 г. № 42). Общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются Росреестром по запросам любых лиц, в том числе Почтой России или через Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг (ст. 14 Закона № 221-ФЗ). При этом кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости предоставляется бесплатно (ч. 13 ст. 14 Закона № 221-ФЗ).

Изменение стоимости земельных участков, принятых ранее к балансовому учету, согласно учетной политике организации госсектора может отражаться с применением приведенных выше корреспонденций по постановке участков на балансовый учет:

  • в случае увеличения балансовой стоимости – в положительном значении;
  • в случае уменьшения балансовой стоимости – со знаком «минус».

А вот стоимость имущества (в том числе земельных участков), учитываемого на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование», не изменяется ни при каких обстоятельствах – они подлежат списанию с забалансового учета именно по той стоимости, по которой были приняты на забалансовый учет (п. 333 Инструкции).

Если отчетность еще не подписана, но кадастровая стоимость земельного участка уже претерпела изменения в текущем году, новая кадастровая стоимость может учитываться при формировании отчетности за прошедший год – но только в составе операций после отчетной даты, 31 декабря 2014 года (п. 2.1 Методических рекомендаций, утв. письмом Минфина России от 19 декабря 2014 г. № 02-07-07/66918). Такое решение возможно, если выполняются условия существенности события, определенные в учетной политике организации госсектора. Например, данные об увеличенной кадастровой стоимости могут быть необходимы для корректного расчета размера субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания в части расходов на уплату земельного налога (абз. 1 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ; п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»).

Документальное оформление операций с земельными участками

БЛАНК

Акт о приеме-передаче объекта основных средств (ф. 0306001)

Акт о списании объекта основных средств (ф. 0306003)

Инвентарная карточка учета основных средств (ф. 0504031)

Другие бланки

Согласно учетной политике организации госсектора операции по поступлению непроизведенных активов, в том числе земельных участков, могут оформляться Актами (ф. 0306001), а выбытие – Актами (ф. 0306001, ф. 0306003) (п. 15, п. 17 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н; п. 20, п. 22 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н; п. 20, п. 22 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 23 декабря 2010 г. № 183н).

Аналитический учет объектов непроизведенных активов ведется в Инвентарной карточке учета основных средств (ф. 0504031) (п. 82 Инструкции).

Анна Шершнева, эксперт направления «Бюджетная сфера» службы Правового консалтинга ГАРАНТ, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

Принятие к учету

Согласно п. 79 Инструкции N 157н <1> к виду объекта непроизведенных активов «земля» относятся объекты непроизведенных активов в виде земельных участков, а также неотделимые от земельных участков капитальные расходы, к которым относятся расходы неинвентарного характера (не связанные со строительством сооружений) на культурно-технические мероприятия по поверхностному улучшению земель для сельскохозяйственного пользования, производимые за счет капитальных вложений (планировка земельных участков, корчевка площадей под пашню, очистка полей от камней и валунов, срезание кочек, расчистка зарослей, очистка водоемов, мелиоративные, осушительные, ирригационные и другие работы, которые неотделимы от земли), за исключением зданий и сооружений, построенных на этой земле (например, дорог, туннелей, административных зданий и т.п.), насаждений, подземных водных или биологических ресурсов.

<1> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Формирование первоначальной стоимости. Земельные участки отражаются в бухгалтерском учете по их первоначальной стоимости в момент вовлечения данных участков в экономический (хозяйственный) оборот (п. 71 Инструкции N 157н).

К сведению. Оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом (п. 1 ст. 27 Земельного кодекса).

Пунктом 72 Инструкции N 157н установлено, что в целях формирования первоначальной стоимости земельных участков при их приобретении, за исключением объектов, впервые вовлекаемых в экономический (хозяйственный) оборот, фактические вложения учреждения формируются с учетом сумм НДС, предъявленных учреждению поставщиками (подрядчиками, исполнителями), кроме приобретения объекта в рамках деятельности учреждения, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено НК РФ, включая:

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором продавцу (поставщику);
  • суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением земельного участка;
  • регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением земельного участка;
  • суммы вознаграждений, уплачиваемых посреднической организации, через которую приобретен земельный участок;
  • иные затраты, непосредственно связанные с приобретением земельного участка.

Не включаются в сумму фактических вложений общехозяйственные и иные аналогичные расходы, а также расходы, связанные с приведением объектов непроизведенных активов в состояние, пригодное для использования.

Минфин в Письме от 26.05.2006 N 02-14-10а/1406 разъяснил, что только те земельные участки, по которым у учреждения имеется право распоряжения в соответствии с положениями Земельного кодекса, подлежат принятию к бухгалтерскому учету. При этом государственная регистрация права на недвижимое имущество и постановка его на кадастровый учет не являются основанием для принятия земельных участков к бухгалтерскому учету, если учреждение не вправе распоряжаться земельным участком.

Инвентарный номер. Единицей бухгалтерского учета земельных участков является инвентарный объект. В свою очередь, каждому инвентарному объекту присваивается уникальный инвентарный порядковый номер, который используется исключительно в регистрах бухгалтерского учета (п. п. 80, 81 Инструкции N 157н). Присвоенный инвентарный номер сохраняется за объектом на весь период его учета. Инвентарные номера выбывших земельных участков вновь принятым к учету участкам не присваиваются.

Обратите внимание! Амортизация на земельные участки не начисляется (п. 84 Инструкции N 157н).

Выбытие с учета

Согласно п. 75 Инструкции N 157н отражение в бухгалтерском учете выбытия объектов непроизведенных активов осуществляется в случаях:

  • прекращения имущественных прав по основаниям, предусмотренным законодательством РФ, в том числе по основанию продажи, безвозмездной передачи (дарения);
  • прекращения использования объекта непроизведенных активов вследствие порчи, изменения качественных характеристик объекта, по иным основаниям невозможности использования объекта по установленному при принятии объекта к учету назначению;
  • в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Передача (возврат) объектов непроизведенных активов в рамках возмездного (безвозмездного) пользования отражается на основании надлежащим образом оформленного первичного учетного документа (акта приемки-передачи) бухгалтерской записью путем внутреннего перемещения инвентарного объекта без списания передаваемого объекта с балансового учета и одновременным отражением переданного объекта на соответствующем забалансовом счете (п. 76 Инструкции N 157н).

Бухгалтерский учет

Для учета операций с непроизведенными активами в казенных, бюджетных и автономных учреждениях культуры предназначен счет 0 103 11 000 «Земля — недвижимое имущество учреждения» (п. 70 Инструкции N 157н, п. 14 Инструкции N 162н <2>, п. 19 Инструкции N 174н <3>, п. 19 Инструкции N 183н <4>).

<2> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.
<3> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
<4> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.

Принятие к бухгалтерскому учету земельного участка отражается на основании первичного учетного документа — Акта о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001) (п. 15 Инструкции N 162н, п. 20 Инструкции N 174н, п. 20 Инструкции N 183н).

Передача в соответствии с законодательством РФ земельного участка безвозмездно отражается на основании Акта о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001). Выбытие земельного участка, находящегося на учете в учреждении, производится на основании первичного документа (Акта о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003)) (п. 17 Инструкции N 162н, п. 22 Инструкции N 174н, п. 22 Инструкции N 183н).

Расходы по приобретению земельного участка относятся на статью 330 «Увеличение стоимости непроизведенных активов» КОСГУ <5>.

<5> Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 21.12.2011 N 180н.

Расходы предварительно группируются на счете 0 106 13 000 «Вложения в непроизведенные активы — недвижимое имущество учреждения» (п. 30 Инструкции N 162н, п. 49 Инструкции N 174н, п. 49 Инструкции N 183н).

Операции по поступлению и выбытию земельных участков оформляются следующими бухгалтерскими записями:

—————————T————————-T—————————
Пункты 16 — 17 ¦ Пункты 20 — 23 ¦ Пункты 20 — 23
Инструкции N 162н ¦ Инструкции N 174н ¦ Инструкции N 183н
————-T————+————T————+————T————-
Дебет ¦ Кредит ¦ Дебет ¦ Кредит ¦ Дебет ¦ Кредит
————-+————+————+————+————+————-
Принятие к учету земельного участка при его приобретении
————-T————T————T————T————T————-
0 103 11 330¦0 106 13 330¦0 103 11 330¦0 103 16 330¦0 103 11 000¦0 106 13 000
————-+————+————+————+————+————-
Принятие к учету земельного участка при его безвозмездном получении
————-T————T————T————T————T————-
0 103 11 330¦0 106 13 330¦ ¦ ¦ ¦
————-+————+————+————+————+————-
Принятие к учету по сформированной стоимости безвозмездно полученных
земельных участков, приобретенных без дополнительных затрат
————-T————T————T————T————T————-
0 103 11 330¦0 304 04 330¦0 103 11 330¦0 304 04 330¦0 103 11 000¦0 304 04 330
¦0 401 10 180¦ ¦0 401 10 180¦ ¦0 401 10 180
¦0 401 10 151¦ ¦0 210 06 660¦ ¦0 210 06 000
————-+————+————+————+————+————-

Оприходование излишков земельных участков, выявленных при инвентаризации
————-T————T————T————T————T————-
0 103 11 330¦0 401 10 180¦0 103 11 330¦0 401 10 180¦0 103 11 000¦0 401 10 180
————-+————+————+————+————+————-
Внутреннее перемещение земельных участков между материально ответственными
лицами в учреждении
————-T————T————T————T————T————-
0 103 11 330¦0 103 11 330¦0 103 11 330¦0 103 11 330¦0 103 11 000¦0 103 11 000
————-+————+————+————+————+————-
Безвозмездная передача земельных участков
————-T————T————T————T————T————-
0 304 04 330¦0 103 11 430¦0 304 04 330¦0 103 11 430¦0 304 04 330¦0 103 11 000
0 401 20 241¦ ¦0 210 06 560¦ ¦0 210 06 000¦
0 401 20 242¦ ¦0 401 20 241¦ ¦0 401 20 241¦
0 401 20 251¦ ¦0 401 20 242¦ ¦0 401 20 242¦
0 401 20 252¦ ¦0 401 20 252¦ ¦0 401 20 252¦
0 401 20 253¦ ¦0 401 20 253¦ ¦0 401 20 253¦
————-+————+————+————+————+————-
Выбытие земельных участков при их реализации в случаях,
предусмотренных законодательством РФ
————-T————T————T————T————T————-
0 401 10 172¦0 103 11 430¦0 401 10 172¦0 103 11 430¦0 401 10 172¦0 103 11 000
————-+————+————+————+————+————-
Выбытие земельных участков вследствие стихийных бедствий
и иных чрезвычайных ситуаций
————-T————T————T————T————T————-
0 401 20 273¦0 103 11 430¦0 401 20 273¦0 103 11 430¦0 401 20 273¦0 103 11 000
————-+————+————+————+————+————-
Суммы уценки (дооценки) стоимости земельных участков,
полученные в результате переоценки
————-T————T————————-T—————————
¦ ¦(уценка) ¦(уценка)
————-+————+————T————+————T————-
¦ ¦0 401 30 000¦0 103 11 000¦0 401 30 000¦0 103 11 430
————-+————+————+————+————+————-
¦ ¦(дооценка) ¦(дооценка)
————-+————+————T————+————T————-
¦ ¦0 103 11 000¦0 401 30 000¦0 103 11 000¦0 401 30 000
————-+————+————+————+————+————-
Вложение земельных участков в уставный капитал (фонд) организаций
(отражается в размере их балансовой стоимости)
————-T————T————T————T————T————-
0 302 73 830¦0 103 11 430¦ ¦ ¦ ¦
————-+————+————+————+————+————-

Предоставление земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование

На практике чаще всего встречаются ситуации, когда учреждения культуры владеют земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования.

К сведению. В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления (п. 1 ст. 20 Земельного кодекса).

В соответствии с п. 77 Инструкции N 157н в учете учреждения операции, связанные с получением (предоставлением) прав пользования земельным участком, на балансовом счете учета земельных участков не отражаются. При этом платежи, осуществляемые учреждением за предоставленное им право пользования таким объектом непроизведенных активов, относятся в состав расходов, относимых на финансовый результат текущего финансового года.

Согласно п. 333 Инструкции N 157н для учета объектов движимого и недвижимого имущества, полученного учреждением в безвозмездное пользование без закрепления права оперативного управления, а также в возмездное пользование, предназначен забалансовый счет 01 «Имущество, полученное в пользование».

Земельный участок, полученный учреждением от балансодержателя (собственника) имущества, учитывается на этом забалансовом счете на основании акта приема-передачи (иного документа, подтверждающего получение имущества и права его пользования) по стоимости, указанной (определенной) передающей стороной (собственником).

Аналогичное мнение приведено в Письме Минфина России от 21.10.2011 N 02-06-07/4680: согласно Инструкции N 157н с 1 января 2011 г. земельные участки, используемые учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенные под объектами недвижимости) подлежат на основании документа (свидетельства), подтверждающего права пользования земельным участком, отражению по их кадастровой стоимости на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование». Принятие к учету земельных участков, ранее не отраженных по состоянию на 1 января 2011 г. на забалансовом счете 01, следует осуществлять на основании Справки (ф. 0504833).

Выбытие безвозмездно используемого учреждением земельного участка с забалансового учета по основанию возврата имущества балансодержателю (собственнику) отражается на основании акта приемки-передачи, подтверждающего принятие балансодержателем (собственником) объекта, по стоимости, по которой они ранее были приняты к забалансовому учету.

Аналитический учет по счету ведется в карточке количественно-суммового учета материальных ценностей в разрезе арендодателей и (или) собственников (балансодержателей) земельного участка и под инвентарным (учетным) номером, присвоенным объекту балансодержателем (собственником), указанным в акте приема-передачи (ином документе) (п. 334 Инструкции N 157н).

Пример. Бюджетному учреждению от учредителя (балансодержателя) передан земельный участок стоимостью 1 500 000 руб. на праве постоянного (бессрочного) пользования сроком на три года.

В бухгалтерском учете учреждения данные операции будут отражены следующим образом:

Наименование операции Дебет Кредит Сумма,
руб.
Безвозмездное получение земельного
участка
Забалансовый
счет 01
1 500 000
Возврат земельного участка через три
года балансодержателю
Забалансовый
счет 01
1 500 000

Кроме того, приведем пример судебного решения, которое указывает на обязанность забалансового учета земельного участка в учреждении, которому он передан на постоянное (бессрочное) пользование.

В Постановлении ФАС ВСО от 29.02.2012 N А33-9800/2011 рассмотрена следующая ситуация. Инспекция обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействительным представления проверяющего органа о ненадлежащем исполнении бюджета. В частности, было выявлено нарушение в виде неотражения в бюджетном учете и отчетности данных баланса получателя бюджетных средств (ф. 0503130) кадастровой стоимости земельного участка. Земельный участок находится у инспекции на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Представлением проверяющего органа инспекции предложено принять меры по устранению выявленных нарушений путем внесения изменений в бюджетный учет и отчетность.

Не согласившись с этим представлением, инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным в данной части.

Суд отказал инспекции в удовлетворении заявленных требований. В своем решении суд исходил из того, что:

  1. в соответствии с п. 11 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н (далее — Инструкция N 191н), в состав бюджетной отчетности включается форма Баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130).

Пунктом 20 Инструкции N 191н установлено, что Справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (справка в составе Баланса (ф. 0503130)) формируется на основании показателей по учету имущества и обязательств, отраженных в том числе по забалансовому счету 01 «Имущество, полученное в пользование», в разрезе движимого и недвижимого имущества (коды строк 010 — 012);

  1. в проверяемый период действовала Инструкция по бюджетному учету, утвержденная Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н, согласно которой на забалансовых счетах учитывались ценности, находящиеся у учреждения, но не закрепленные за ним на праве оперативного управления (арендованные основные средства; нефинансовые активы, полученные с правом безвозмездного пользования, поступившие на хранение и (или) переработку, а также по централизованным закупкам, и т.п.).

На забалансовом счете 01 «Основные средства в пользовании» учитывались объекты основных средств, принятые учреждением с правом их пользования без закрепления полученного имущества в оперативное управление: по договору аренды (найма) и (или) в безвозмездное пользование. Заметим, что нормы Инструкции N 157н аналогичны и приведены в статье выше.

Таким образом, учитывая, что земельный участок закреплен за инспекцией на праве постоянного бессрочного пользования, суд подтвердил вывод о необходимости бюджетного учета земельного участка на забалансовом счете.

О.Заболонкова

Эксперт журнала

«Учреждения культуры и искусства:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Как присвоить номера основных средств и прочих типов объектов

Код наносится сотрудником, который несёт материальную ответственность. Процедура проводится под наблюдением члена комиссии по поступлению и выбытию активов.

Номера наносятся на объекты учёта. Удобнее использовать нестираемые полипропиленовые этикетки. Также номер можно наносить краской, прикреплять к предмету металлический жетон с надписью. Можно использовать также другие способы нанесения: гравировка, сварка, проставление штампа. Наносить код нужно таким способом, чтобы его нельзя было исправить или подменить. Номер должен быть чётким, легко читаться.

Иногда объект имеет особые свойства при эксплуатации, что не позволяет проставить на нём номер. В таком случае, в бухгалтерском учёте описывают предмет и его номер, отмечают отсутствие номера непосредственно на объекте.

Общие правила присвоения:

  1. Код не изменяется во время использования.
  2. Если части объекта учитываются как отдельные единицы, то каждой части присваивается отдельный код.
  3. Если части объекта учитываются как одна единица, то указывается единый код.
  4. При перемещении в другое подразделение код не изменяется.
  5. После списания объекта должно пройти не менее 5 лет, после чего инвентарный номер можно использовать повторно.
  6. Если предприятие использует объект по договору аренды, то может учитывать его по прежнему номеру от арендодателя.

Чтобы номер был легкочитаемым, рекомендуется придерживаться следующей схемы составления:

  1. Первая часть номера — бухгалтерский счёт или субсчёт учёта объекта.
  2. Вторая часть — код филиала предприятия.
  3. Третья — порядковый номер объекта.

Примеры и образцы

Номера фиксируются в журнале учёта инвентарных номеров. На титульном листе книги учёта содержатся сведения об организации, а также данные ответственного сотрудника.

Название организации, подразделение, дата, ФИО и табельный номер ответственного бухгалтера

На второй странице заполняются сведения об объекте.

Сведения об объекте

Информация фиксируется по мере поступления.

Остаточная стоимость, переоценка, внутренние перемещения объекта

На каждый объект заводится инвентарная карточка. В ней фиксируются все перемещения объекта.

Сведения об объекте, его переоценке и передвижении

На обратной стороне карты описываются изменения, которые происходят с объектом в ходе эксплуатации.

Затраты на ремонт, изменения стоимости и индивидуальные характеристики объекта

Заполняет и подписывает документы бухгалтер. Номера могут присваиваться с помощью компьютерных программ. Это может быть простая последовательная нумерация или определение кода по шаблону. Последний способ уместно использовать в крупных организациях с широкой филиальной сетью.

Пример с бюджетной организацией

Система способна составлять сложные номера до 30 символов.

Как составить инвентарный номер: пример

На заводе ООО «Стройпроект» к бухучёту приняли компьютер. Объект выдан подразделению под номером 9. Последний зарегистрированный код — 0121.

Компьютер относится к перечню «Машины и оборудование». В итоге, объект зарегистрирован под номером 9101340122:

  1. 9 — код подразделения.
  2. 101 — код синтетического учёта.
  3. 34 — код аналитического счёта.
  4. 122 — номер объекта по порядку.

Во время реорганизации предприятия из одной формы собственности в другую меняется его собственник. Каждый новый владелец устанавливает новые инвентарные номера для всех объектов.

В органах кадастрового учёта хранятся сведения о строениях: инвентарный номер дома и дополнительный код в виде цифр или букв. Этот номер позволяет определить район и вид недвижимости.

Нет строгой инструкции, как исправлять ошибки при назначении номеров. В зависимости от ситуации можно произвести комплектацию объекта, списание или принятие к учёту нового объекта.

Инвентаризация объектов должна проводиться внимательными и ответственными бухгалтерами по регламенту. Ошибки в учёте средств наказываются контролирующими органами. Предприятие будет платить штрафы при нарушении порядка учёта.

Краткие методические рекомендации

Официальный документ, по которому необходимо ориентироваться при решении этого вопроса — Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина РФ 13.10.2003 № 91 н, здесь мы лишь кратко изложим необходимые шаги и примерную последовательность процедуры.

Основные правила

  1. Каждому объекту ОС инвентарный № присваивается один раз на все время его эксплуатации.
  2. Если объект состоит из нескольких частей, каждая нумеруется отдельно.
  3. Номер объекта, списанного с баланса, не должен присваиваться другим видам имущества предприятия в течение 5 лет.
  4. Перемещения ОС внутри предприятия не служит поводом к изменению номера.
  5. Арендованные средства могут учитываться по номерам, присвоенным арендодателем.

Нумерация основных средств

В Приказе об учетной политике предприятия должен быть предусмотрен пункт — как присваивать инвентарные номера основным средствам. Здесь отражается порядок нумерации ОС, то есть инвентарный номер сколько цифр он может иметь регламентируется только этим документом. На предприятиях, где количество объектов незначительное, можно использовать простую нумерацию: 001, 002, 003 и т. д. При большом количестве объектов применяют более сложную систему, возьмем № 0104001, где:

01 — код в синтетическом учете (План счетов);

04 — код структурного подразделения организации (склад, цех, офис);

001 — порядковый № ОС в перечне предметов, сходных по назначению.

Инвентарный номер пример:

На склад № 2 поступил автопогрузчик, на этом же складе уже имеется один. Инвентарный № нового погрузчика можно установить по вышеуказанному способу:

  • 01 — учетный № в Плане счетов;
  • 02 — № склада;
  • 002 — порядковый № погрузчиков на этом складе.

В этом случае № будет таким — 0102002.

Способ нанесения № на ОС

В практике бухгалтеров бывают случаи, когда на объект невозможно нанести нумерацию доступными способами, в таких ситуациях данные об ОС хранятся только на бухгалтерских регистрах. Объекты, подлежащие нумерации, можно маркировать любым возможным для организации методом:

  • При помощи краски и трафарета:
  • Применить стикеры или жетоны;
  • Использовать гравированные таблички.

Совет. Не стоит забывать, что нанося инвентарный № неправильно, можно испортить сам объект нумерации, тщательно обдумайте все нюансы прежде, чем начнете действовать.

Руководитель и главный бухгалтер организации должны постоянно контролировать правильное и своевременное оформление перемещения основных средств, это обеспечит их сохранность, позволит оперативно получать четкую информацию, поможет в организации всей работы предприятия.

Требования к номерам

По большому счету, к инвентарному номеру можно предъявить всего два требования: номер должен быть уникальным, а система нумерации должна быть упорядоченной.

Под уникальностью понимается присвоение одному объекту только одного неповторимого инвентарного номера. Проще говоря, один и тот же номер не может быть присвоен двум или более объектам и, наоборот, одному объекту не стоит присваивать два или более инвентарных номера. Причем, мы рекомендуем придерживаться этого правила даже если объект выбыл с балансового учета. Во избежание возможной путаницы лучше не присваивать номер выбывшего объекта новому. Ведь документация по выбывшему объекту продолжает храниться в организации, и смешение номеров может привести к ошибкам.

Что касается упорядоченности, то здесь речь идет о выстраивании их в некую систему, а не о создании номеров случайным образом. Это дает возможность бухгалтеру, не заглядывая в карточку объекта, по первым цифрам узнать его основные характеристики, что значительно ускоряет процесс инвентаризации и учета. Согласитесь, когда по номеру сразу ясно, что это за вид объекта, когда он приобретен и где расположен, это удобно.

Как построить систему нумерации

Какие же именно сведения можно и нужно «закодировать» в инвентарном номере? Например, в нем можно отразить счет учета; номер амортизационной группы; код по ОКОФ; период принятия к учету (год, месяц); подразделение (филиал) или здание (корпус), в котором будет использоваться объект. То есть, по своей сути инвентарный номер может быть похож на ВИН автомобиля, в котором также зашифровывается вся информация, начиная от места и года выпуска и заканчивая комплектацией. И опять же по аналогии с автопромом, инвентарный номер может состоять не только из цифр, но и из букв. Например, буквами можно кодировать период принятия к учету, либо место расположения объекта.

Выбирая сведения, которые нужно закодировать в номере, надо помнить, что слишком сложная и (или) избыточная структура инвентарного номера неудобна для работы. Соответственно в номер нужно включать только те критерии, которые реально будут использоваться в работе. Ну и, конечно, составляя номер, нужно учитывать возможности применяемых в компании программных средств: смогут ли они поддерживать все «закодированные» в номере критерии.

Наносим номер правильно

Обычно инвентарные номера наносят непосредственно на объект. Однако и тут есть нюансы. Первым делом, стоит конкретизировать, куда именно наносится номер. Это значительно упростит сам процесс инвентаризации, т. к. комиссия будет точно знать, где искать номер и ей не придется осматривать объект со всех сторон в поиске «заветных» цифр. Кроме того, такой подход улучшит эстетический вид объектов — они будут выглядеть опрятно даже спустя много лет.

Например, можно установить в организации правило, что на машины и оборудование инвентарный номер всегда наносится рядом с заводским (удобно искать; это место защищено от вредных воздействий). А на шкафы и тумбочки, имеющие дверцы, — внутри, на верхнем внутреннем углу левой дверцы (удобно наносить; меньше шансов повредить при пользовании и уборке; виден при любой перестановке). По той же логике на столах номер лучше располагать на внутренней части ножки или на боковой панели.

Важен и способ нанесения номера. При нанесении номера не должен причиняться ущерб самому объекту. Ведь вполне возможно его придется в будущем продать. А значит, номер нужно будет удалить. И, желательно, бесследно. Это также надо учитывать. Поэтому рекомендуется маркировать объекты с помощью прикрепления жетона, либо путем нанесения номера краской, маркером или путем прикрепления стикера на клейкой основе (о номерах и способах их нанесения см. также «Какие современные инструменты существуют для быстрой и качественной инвентаризации»).

Наконец, некоторые объекты слишком малы, чтобы на них можно было нанести номер. В таких случаях номер можно вообще не наносить, о чем необходимо сделать пометку в инвентарной карточке. При этом желательно настроить учетную программу таким образом, чтобы бухгалтер мог быстро сформировать список таких немаркированных объектов с указанием места их физического расположения. Это ускорит процесса их инвентаризации.

Документальное оформление

Ну и в заключение скажем несколько слов о документальном оформлении всех вышеприведенных правил. Как мы уже говорили, законодательно «бухгалтерская нумерология» никак не регламентирована. Это значит, что внедрить перечисленные правила организация может самостоятельно, утвердив соответствующий локальный акт.

Сделать это можно несколькими способами. Например, добавить соответствующий раздел в учетную политику организации, или сделать приложение к ней. Однако мы не рекомендуем использовать такой вариант, т.к. учетная политика подчиняется особым правилам в части внесения изменений и корректив (п. 6 и 7 ст. 8 закона о бухучете). Поэтому вносить в нее дополнительные положения не стоит, дабы не лишать себя свободы маневра.

Лучше, на наш взгляд, использовать другой вариант — внести правила нумерации объектов в Положение о проведении инвентаризации в организации. В таком документе правила нумерации будут смотреться вполне логично. Да и ознакомиться с ними не лишним будет не только бухгалтеру, но и любому сотруднику, включаемому в инвентаризационную комиссию.

Наконец, можно утвердить в организации и отдельный документ — Положение о порядке присвоения инвентарных номеров.

Приказ по присвоению инвентарных номеров

Такой вопрос недавно поступил в редакцию. Данный материал поможет вам в этом разобраться.

Для организации бюджетного учета и обеспечения контроля сохранности основных средств и нематериальных активов инвентарному объекту должен присваиваться при принятии их к бюджетному учету соответствующий инвентарный номер.
Когда инвентарный объект имеет несколько частей, имеющих разный срок полезного использования и учитывающихся как отдельные инвентарные объекты, каждой части присваивается отдельный инвентарный номер.
Если по объекту, состоящему из нескольких частей, установлен общий для объектов срок полезного использования, указанный объект числится за одним инвентарным номером.
Инвентарный номер, присвоенный инвентарному объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период его нахождения в учреждении.
Инвентарные номера выбывших инвентарных объектов основных средств нельзя присваивать вновь принятым к бухгалтерскому учету объектам в течение пяти лет по окончании года выбытия.
Каждому объекту, кроме перечисленных ниже, присваивается уникальный инвентарный порядковый номер, который состоит из десяти знаков, независимо от того, находится он в эксплуатации, в запасе или на консервации.
Инвентарные номера не присваиваются:
— объектам основных средств стоимостью до 1 000 руб. включительно;
—·объектам библиотечного фонда независимо от стоимости;
—·объектам, условия эксплуатации которых не позволяют наносить на них инвентарный номер.
— Арендованные объекты могут учитываться по инвентарным номерам арендодателя.

Структура инвентарного номера

Первый знак обозначает вид деятельности, за счет которой приобретен объект основных средств, следующие три знака – код синтетического счета, два знака – код аналитического счета и последние четыре знака – порядковый номер предмета по каждому счету.
Например,
инвентарный номер 1 101 04 0001 обозначает:
1 – бюджетная деятельность,
101 – основные средства,
04 – машины и оборудование,
0001 – порядковый номер объекта;
инвентарный номер 2 101 05 0001 обозначает:
2 – предпринимательская и иная приносящая доход деятельность,
101 – основные средства,
05 – транспортные средства,
0001 – порядковый номер объекта;
инвентарный номер 1 102 01 0001 обозначает:
1 – бюджетная деятельность,
102 – непроизведенные активы,
01 – земля,
0001 – порядковый номер объекта.

Порядок нумерации

Порядок нумерации устанавливается в учреждении в зависимости от условий эксплуатации объектов учета. Допускается нанесение номера способами: непосредственно на объект краской; чеканка на металле; прикрепление к объекту специальной бирки; металлического жетона; штриховое кодирование и другие средства, необходимые для автоматизированной инвентаризации объектов учета.

Методика приобретения, хранения и списания основных средств и материальных запасов

I. Общие положения

Методика разработана в соответствии с:
— с Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
— с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10.02.2006 № 25н;
— с Методическими указаниями по проведению инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49;
— с Регистрами бюджетного учета, утвержденными приказом Минфина России от 23.09.2005 № 123н.
1. Основными задачами учета имущественно-материальных ценностей являются:
— обеспечение сохранности и установление контроля за движением и правильным использованием всех запасов ценностей;
— своевременное выявление неиспользуемых оборудования, инвентаря и материалов, подлежащих реализации в установленном порядке, с целью мобилизации внутренних ресурсов;
— получение точных сведений об остатках, находящихся на складах по материально ответственным лицам. Ответственные лица осуществляют контроль за тем, насколько объем и ассортимент завезенных оборудования и инвентаря, материалов соответствуют действительным текущим потребностям.
2. Учет имущественно-материальных ценностей на складе и в эксплуатации организуется и ведется под непосредственным руководством главного бухгалтера учреждения. Ответственность за обеспечение сохранности и правильное использование имущественно-материальных ценностей несет руководитель учреждения.
3. Все имущественно-материальные ценности в обязательном порядке должны находиться на ответственном хранении у должностных лиц, назначенных приказом руководителя учреждения. Все работники, которым доверяются прием, хранение и отпуск материальных ценностей, должны быть, безусловно, надежными и проверенными людьми и удовлетворять следующим основным требованиям:
— иметь достаточную подготовку и практический опыт ведения складского хозяйства;
— знать инструкции, основные правила и порядок как качественной приемки и хранения имущественно-материальных ценностей, так и правила их отпуска;
— уметь быстро и точно измерять, подсчитывать и взвешивать материальные ценности;
— знать порядок документального оформления операций по приходу, расходу и количественному учету имущественно-материальных ценностей.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

admin