Присоединение ФГУП связь безопасность к ФГУП охрана

Фото Кирилл Каллиников / РИА Новости

Федеральная служба войск национальной гвардии РФ неумолимо стремится к тому, чтобы монополизировать рынок услуг по охране государственного имущества. В Росгвардии прямо заявляют, что хотят поглотить все ведомственные охранные службы, присоединив их к своему ФГУП «Охрана». Мотивация довольна банальна — деньги. Сейчас десяток служб делят между собой «куски пирога» — госконтракты на сотни миллионов и миллиарды рублей, — тогда как Росгвардия во главе с Виктором Золотовым хочет себе весь «пирог».

Главный сторож

Наступление на ведомственную охрану со стороны Росгвардии началось с 2016 года, когда президент Владимир Путин передал ФГУП «Охрана» МВД в руки своему бывшему охраннику главе Росгвардии Виктору Золотову. При наличии готовой структуры с филиалами в 80 субъектах России ФГУП «Охрана» Росгвардии уже в 2016 году освоила 17,55 млрд рублей, в 2017 году — уже 20,7 млрд рублей. Штатная численность предприятия составляет 53 тыс. человек.

В том же 2016 году появилась информация, что под крыло Росгвардии уйдет ведомственная охрана Минпромторга — ФГУП «Ведомственная охрана объектов промышленности Российской Федерации» с 18 тысячами сотрудников. Слияние с «Охраной» Росгвардии произошло в январе 2017 года. Ведомство Золотова посчитало опыт удачным, а замглавы Росгвардии Сергей Лебедев заявил, что надеется на скорое присоединение к ФГУП «Охрана» всех служб ведомственной охраны. От выражения надежд гвардейцы быстро перешли к захвату конкурентов.

Так, в октябре 2018 года Росгвардия добилась поглощения ФГУП «Связь-безопасность» (штат в 15,5 тыс. человек), которое охраняло объекты Минкомсвязи, объяснив это целями по «улучшения качества охраны». А ровно через год произошло еще одно крупное поглощение — под натиском Золотова сдались ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России (более 18 тыс. сотрудников) и ФГУП «Ведомственная охрана Минсельхоза России». Оба предприятия пали жертвой Росгвардии после того, как несколько раз выигрывали на конкурсах тендеры на охрану гособъектов, обойдя подчиненных Золотова по цене. Например, Ведомственная охрана Минсельхоза с начала 2019 года получила контракты на 257 млн рублей, а Ведомственная охрана Минэнерго — на 275 млн рублей. Теперь эти контракты ушли в ФГУП «Охрана».

Выгодные проверки

Во всех случаях слиянию очередного охранного предприятия с ФГУП «Охрана» Росгвардии предшествовали атаки со стороны гвардейцев. Атаки выглядели как многочисленные массированные проверки конкурентов. Это звучит абсурдно, но Росгвардии, которая оказывает коммерческие охранные услуги, при этом является контролером рынка охранных услуг — устанавливает правила игры для как для своего ФГУП, так и для его соперников, и имеет право проверять и наказывать охранные предприятия. Со стороны это выглядит как прямой конфликт интересов, тем более, что на кону стоят многомиллионные госконтракты.

Например, «Связь-безопасность» пережила десятки проверок со стороны Росгвардии, которая неизменно находила у конкурента нарушения, наиболее частым из которых являлось «охрана объектов, не относящихся к сфере деятельности профильного министерства». Нарушением это является только по мнению Росгвардии. В борьбе за миллиарды все средства хороши, поэтому против бывшего руководства «Связи-безопасности» были возбуждены уголовные дела из-за выплаты «золотых парашютов». До своего присоединения «Связь-безопасность» имела суммарную годовую выручку в размере 4,6 млрд рублей.

Аналогичная схема сработала и при поглощении ведомственной охраны Минпромторга. Сперва Росгвардия нашла у ФГУП более сотни нарушений (только за февраль 2017 года), а затем против главы охранного предприятия Владимира Подольского возбудили уголовное дело о «мертвых душах» и посадили его на четыре года. Призом Росгвардии стали 5 млрд рублей годовой выручки.

Минтранс не сдается

Следующей целью Росгвардии стала ведомственная охрана Минтранса. Как сообщает издание Baza, транспортники отказались сдаваться «золотовцам» без боя и вступили в отчаянное противостояние — на конкурсах, где разыгрываются контракты, и в судах, где Управление охраны Минтранса оспаривает результаты многочисленных проверок со стороны Росгвардии.

«С начала 2018 года и до октября нынешнего охрана Минтранса выступила конкурентом Росгвардии в 43 тендерах на общую сумму 215 млн рублей. В итоге управление Минтранса выиграло 30 тендеров, Росгвардия — только 9. Причем Управление Минтранса выигрывает тендеры на охрану не только транспортной системы (аэропортов, например), но и других гособъектов: зданий судов, Роспотребнадзора, музеев», — отмечает Baza.

Всего с начала года Управление заработало на госзакупках 3,4 млрд рублей. В то же время ФГУП «Охрана» — 2,9 млрд рублей (не считая выручки других, поглощенных предприятий).

Для мести за поражения на тендерах Росгвардия использует не раз опробованный способ: за последнее время Росгвардия проверила Управление ведомственной охраны Минтранса 148 раз. То есть ревизоры из Росгвардии заходят в разные филиалы Управления Минтранса 1–2 раза в неделю. Усердие дает результаты — найдено 565 нарушений, в большинстве случаев мелких.

Как и в случае с другими ведомственными службами охраны, Росгвардия пытается зацепиться за то, что предприятия охраняют непрофильные объекты. Но если с предыдущими жертвами это срабатывало, то охрана Минтранса дошла до Верховного суда, где доказала — ведомственная охрана может охранять любую государственную собственность.

«Иное бы противоречило целям создания ведомственной охраны, в частности, когда при создании нового объекта у государственного заказчика не будет возможности обеспечить его защиту до момента внесения объекта в перечень», — говорится в решении суда.

Ранее Росгвардия также пыталась подмять под себя «нефтяной сектор», но получила отпор — в 2018 году «Лукойл», «Газпром нефть», «Татнефть» и «Сибур», пожаловались в Совет безопасности России на попытки Росгвардии монополизировать услуги по охране их предприятий. После этого Золотов несколько поумерил аппетит.

Если у вас есть информация о коррупционных нарушениях в Росгвардии и других силовых структурах — пишите в рубрику ПАСМИ «Сообщить о коррупции».

Казенное предприятие «Связь-Безопасность» во время реструктуризации (присоединения к ФГУП «Охрана» Росгвардии) выписало при увольнении семерым сотрудникам выплаты на общую сумму около 15 млн. рублей. Щедрые отступные из госбюджета заметили ревизоры вновь образованной структуры и инициировали возбуждение уголовного дела по факту злоупотребления должностными полномочиями. Казалось бы, рутинное дело, но у расследования может быть и скрытая подоплека, связанная с переделом рынка услуг государственной охраны. Подробности — в материале «Известий».

В июне подразделением по расследованию особо важных дел СУ СКР по ЦАО было возбуждено дело о злоупотреблении должностными полномочиями по факту необоснованно высоких выплат выходного пособия в связи с увольнением работников. Официальная причина расторжения контрактов — нежелание работников продолжать трудовые отношения из-за смены собственника (п.6 ч.1 ст. 77 Трудового кодекса). Но по мнению следствия, на такие решения полномочна «принимающая» сторона, то есть ФГУП «Охрана».

— Выплата выходных пособий производится исключительно вновь созданным в результате реорганизации юридическим лицом после внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ, — говорится в материалах дела, сообщил источник «Известий», близкий к следствию. Он уточнил, что в расследовании пока нет фигурантов, однако известны фамилии работников, которым, как считает следствие, были необоснованно выплачены «золотые парашюты» — Тихонов, Колесов, Толданов, Казаков, Чернышев, Корженевская, Колнооких (6,5 млн., 3,7 млн., 894 тыс., 390 тыс., 1,8 млн., 4,1 млн., 637 тыс. рублей соответственно).

Битва за гособъекты

Самая существенная сумма, которую, по мнению следствия, незаконно начислили при увольнении, полагалась Тихонову В.Г. — больше 6,5 млн. рублей. «Известия» выяснили, что человек с такой же фамилией и инициалами занимал должность советника гендиректора ФГУП «Связь-безопасность», а также руководил филиалом в Нижегородской области и Поволжском федеральном округе. Он занимался работой по получению тендеров. Его претензии, в частности, были связаны с тем, что предприятие было лишено права на участие в аукционах. Согласно одной из жалоб в Управление антимонопольной службы по Нижегородской области, подписанной Тихоновым, его филиал пытался оспорить отстранение от участия в конкурсе на оказание услуг по охране Верховного суда Татарстана. «Связь-Безопасность» лишилась контракта из-за того, что «здание суда не является сооружением или объектом связи, находящимся в ведении Министерства связи и массовых коммуникаций РФ». Участнику указали на отсутствие полномочий на охрану здания суда несмотря на то, что ФГУП соответствовало положениям закона №77-ФЗ «О ведомственной охране». Тихонов посчитал, что действия конкурсной комиссии противоречат законодательству РФ. «Учредительные документы ФГУП «Связь-безопасность» не содержат запрета на охрану силами ведомства Минкомсвязи России объектов, не находящихся в прямом ведомственном подчинении органа исполнительной власти, имеющего право на ее создание. Кроме того, законодательство в принципе не предусматривает ограничений на охрану организациями ведомственной охраны объектов, не находящихся в прямом ведении органов исполнительной власти, имеющих право на ее создание», — писал Тихонов.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Михаил Терещенко

В этой жалобе 2016 года, по сути, был сформулирован протест против монополизации рынка услуг, предоставляемых государственными охранными структурами. На роль монополиста, по мнению других участников рынка, тогда, как и сейчас, претендовало ФГУП «Охрана» — структурное подразделение Росгвардии. В дальнейшем конфликт только усиливался. В Росгвардии был взят курс на присоединение всех ведомственных охранных организаций и жесткую позицию на конкурсах за право охраны «спорных» объектов.

Не доверяй и проверяй

Два года назад начались масштабные проверки ведомственных охранных структур. Росгвардия, представляющая собой ведомство, созданное на базе отделившихся от МВД служб и подразделений, получила функцию контроля за лицензионно-разрешительной деятельностью — в том числе и полномочия по надзору в сфере охранных услуг. Сложилась ситуация, когда ведомство, имеющее в своей структуре мощную охранную организацию (ФГУП «Охрана»), получило контроль над потенциальными конкурентами.

В 2017-м ревизии коснулись ФГУП «Ведомственная охрана промышленных объектов» Минпромторга, ФГУП «Связь-безопасность» и ФГУП «Главный центр спецсвязи» Минкомсвязи, а также предприятия «Росинкас» Центробанка. Летом 2018-го проверки начались в Росрезерве, «Атом-охране», МЧС, ФГУП «Почта России», писало информагентство «Индустрия безопасности».

В Росгвардии уточнили, что цель проверок — лишь навести порядок в сфере услуг безопасности.

— Такие же предписания об устранении нарушений получает и ФГУП «Охрана», которое хотя и является предприятием при Росгвардии, тем не менее проверяется так же и даже строже, чем и все остальные участники отрасли,— объяснил «Коммерсанту» советник директора Росгвардии Александр Хинштейн. Он также уточнил, что решение о существовании той или иной ведомственной охраны будет принимать правительство «по результатам максимально открытого обсуждения».

Фото: ТАСС/Митя Алешковский

Проверки, в результате которых были выявлены недостатки в ряде ведомственных охран, привели к противостояниям — далеко не все горели желанием потерять независимость, а вместе с этим и прибыль в виде солидных премий (выручка игроков достигала в среднем несколько миллиардов рублей в год). Начались судебные тяжбы и споры в инстанциях. Один из таких процессов инициировали представители ФГУП «Связь-безопасность», отстаивавшие право охранять любые гособъекты, а не только те, которые отнесены к ведению Минкомсвязи.

Представляла интересы опального ФГУП юрист Ирина Колнооких, чья фамилия также фигурирует в расследовании о якобы незаконных начислениях при увольнении. По данным следствия, ей было начислено при увольнении около 640 тыс. рублей.

Ее фамилия фигурирует в качестве заявителя в арбитражном процессе об оспаривании «Связь-безопасностью» предписания от Росгвардии. Ведомство потребовало от руководства ФГУП отказаться от охраны объектов, не отнесенных к сфере ведения Минкомсвязи. В предписании фигурировали 190 объектов, ключевые из которых — объекты ПАО «Ростелеком». Суд встал на сторону Росгвардии, но ФГУП пыталось обжаловать это решение вплоть до своего поглощения ФГУП «Охрана». При этом ФГУП «Связь-безопасность» было мощным игроком на рынке охранных госуслуг — выручка в 2017 году составила 4,8 млрд. рублей, а чистая прибыль — 51 млн.

В противостоянии в итоге победила Росгвардия. В октябре прошлого года был подписан указ о присоединении предприятия «Связь-безопасность» к ФГУП «Охрана». Это решение было принято в связи с принятием «Концепции развития вневедомственной охраны на период 2018–2021 годов и далее до 2025 года», утвержденной Росгвардией. В июне 2019 года сразу в несколько судов поступили ходатайства от правопреемника «Связи-безопасности» — ФГУП «Охраны» Росгвардии об отказе от претензий к себе самой.

Ошибка или умысел

Но странность ситуации в том, что обычно споры о неосновательном обогащении и причинении убытков предприятию решаются в судебном или дисциплинарном порядке.

— Уголовные дела о злоупотреблении служебными полномочиями — скорее исключение из общего правила. Обычно в ситуации, когда руководитель выплачивает необоснованно высокие премии или отступные (так называемые «золотые парашюты»), а такое довольно часто встречается в бизнесе, он отвечает за это рублем. То есть с него могут взыскать убытки на ту сумму, которую он переплатил. Например, руководитель решил премировать своего работника на круглую сумму, и об этом становится известно собственнику либо новому руководителю. Начинается разбирательство, устанавливается факт, что особых успехов премированный работник не достиг, собираются объяснения от заинтересованных лиц. С этими данными собственник или новый гендиректор идет в суд, где в гражданском порядке добивается возмещения ущерба как убытков для предприятия. Уголовная составляющая появляется, как правило, когда деньги — бюджетные либо околобюджетные. Но возбудить дело по такой фактуре очень сложно, — рассказывает адвокат, руководитель коммерческой практики юридической компании BMS Law Firm Денис Фролов. По словам юриста, такие дела редко доходят до суда и остаются так называемыми «висяками».

Фото: ТАСС/Александр Тарасенков Описание картинки

— Доказать, что руководитель заведомо хотел умышленно нанести имущественный ущерб компании, которой он руководит, очень непросто. Обвиняемый, по сути, должен расписаться в том, что его истинной целью было причинить убытки. Единственный случай в моей практике, где удалось возбудить уголовное дело по незаконному премированию — мы доказали, что лица, получившие выплату, затем вернули ее директору, — говорит Фролов.

По закону руководителю предоставлено право премирования работников, вопрос размера премий и отступных для каждой компании индивидуален.

— Грань между гражданско-правовым нарушением (причинением убытков) и преступлением довольно тонкая, поэтому следственные органы обычно не берутся за такие дела. Они часто разваливаются либо на стадии следствия, либо в суде, — считает адвокат.

Не исключена также и производственная ошибка кадровика в выборе основания при увольнении сотрудников. Следствие подчеркивает, что выплаты были произведены незадолго до прекращения деятельности ФГУП «Связь-безопасность», хотя сделать это, как считает следствие, должно было руководство ФГУП «Охрана». Многое в этой истории зависит от хронологии событий — что и предстоит доказать следствию.

— В любом случае окончательное решение принимает руководитель предприятия, он несет ответственность, — говорит Денис Фролов. По данным ФНС России, последним руководителем недействующего на сегодняшний день предприятия, имевшим право действовать от имени юрлица, был Юрий Колесов. Впрочем, отзывы о ФГУП «Связь-безопасность» от рядовых сотрудников на различных тематических форумах чаще негативные. Главные претензии — мизерная зарплата и хамское отношение к персоналу.

Повторение пройденного

Разворачивающееся уголовное преследование бывших менеджеров охранных ФГУП в период присоединения к «Охране» — не первое за последние годы. Лица, фигурирующие в текущем расследовании, могут повторить судьбу экс-командира спецгруппы «Вымпел» генерал-майора ФСБ Владимира Подольского. Он возглавлял ведомственную охрану Минпромторга (ФГУП «Ведомственная охрана промышленности РФ»), которая одной из первых, в феврале 2017 года, была поглощена ФГУП «Охрана». Подольского обвинили в мошенничестве в особо крупном размере. Громкое обвинение сводилось к похожим на историю с менеджментом охраны Минкомсвязи кадровым спекуляциям. По версии ГВСУ СКР, Подольский в соучастии с советником главы Минпромторга, бывшим руководителем отдела Службы экономической безопасности ФСБ Сергеем Горбуновым и Татьяной Литягиной фиктивно устроил на работу Владимира Белого без ведома последнего. Мужчина числился полтора года (с 2012-го по октябрь 2013 года) в штате, ему, в общей сложности, была начислена зарплата в 3,3 млн. рублей, которую тратили обвиняемые. У бывшего спецназовца Подольского также нашли во время обыска 100 патронов от пистолета Ярыгина и ПМ. Полковнику Горбунову ставили в вину использование в личных целях служебного транспорта.

Фото: ТАСС/Интерпресс/Владимир Кондратов

Генерал Подольский и полковник Горбунов получили по четыре года колонии. После приговора бывшему спецназовцу инкриминировали еще один эпизод хищений, связанный с фиктивным трудоустройством родственников другого военного отставника — Андрея Польщикова.

(Концепция утверждена Президентом Российской Федерации 12 декабря 2014 г. № К 1274)

I. Общие положения

1. Настоящей Концепцией определяются назначение, функции и принципы создания государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации (далее — Система), а также виды обеспечения, необходимые для ее создания и функционирования.

2. Система представляет собой единый централизованный, территориально распределенный комплекс, включающий силы и средства обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области создания и обеспечения функционирования Системы.

4. Правовую основу настоящей Концепции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации от 15 января 2013 г. № 31с «О создании государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации» и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

5. В настоящей Концепции используются следующие основные понятия:
а) субъекты Системы — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области создания и обеспечения функционирования Системы, владельцы информационных ресурсов Российской Федерации, операторы связи, а также иные организации, осуществляющие лицензируемую деятельность в области защиты информации;
б) зона ответственности субъекта Системы — совокупность информационных ресурсов Российской Федерации, в отношении которых субъектом Системы обеспечиваются обнаружение, предупреждение и ликвидация последствий компьютерных атак;
в) силы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак — уполномоченные подразделения субъектов Системы и специально выделенные сотрудники субъектов Системы, принимающие участие в обнаружении, предупреждении и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации;
г) средства обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак — технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, включая сети и средства связи, средства сбора и анализа информации, поддержки принятия управленческих решений (ситуационные центры), предназначенные для обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации.

II. Назначение, функции, принципы создания и функционирования Системы

6. Основным назначением Системы является обеспечение защищенности информационных ресурсов Российской Федерации от компьютерных атак и штатного функционирования данных ресурсов в условиях возникновения компьютерных инцидентов, вызванных компьютерными атаками.

7. Для выполнения основных задач, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 15 января 2013 г. № 31с «О создании государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации», Система осуществляет реализацию следующих функций:
а) выявление признаков проведения компьютерных атак, определение их источников, методов, способов и средств осуществления и направленности, а также разработка методов и средств обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак;
б) формирование и поддержание в актуальном состоянии детализированной информации об информационных ресурсах Российской Федерации, находящихся в зоне ответственности субъектов Системы;
в) прогнозирование ситуации в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, включая выявленные и прогнозируемые угрозы и их оценку;
г) организация и осуществление взаимодействия с правоохранительными органами и другими государственными органами, владельцами информационных ресурсов Российской Федерации, операторами связи, интернет-провайдерами и иными заинтересованными организациями на национальном и международном уровнях в области обнаружения компьютерных атак и установления их источников, включая обмен информацией о выявленных компьютерных атаках и вызванных ими компьютерных инцидентах, а также обмен опытом в сфере выявления и устранения уязвимостей программного обеспечения и оборудования и реагирования на компьютерные инциденты;
д) организация и проведение научных исследований в сфере разработки и применения средств и методов обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак;
е) осуществление мероприятий по обеспечению подготовки и повышения квалификации кадров, требующихся для создания и функционирования Системы;
ж) сбор и анализ информации о компьютерных атаках и вызванных ими компьютерных инцидентах в отношении информационных ресурсов Российской Федерации, а также о компьютерных инцидентах в информационных системах и информационно-телекоммуникационных сетях других стран, с которыми взаимодействуют владельцы информационных ресурсов Российской Федерации;
з) осуществление мероприятий по оперативному реагированию на компьютерные атаки и вызванные ими компьютерные инциденты, а также по ликвидации последствий данных компьютерных инцидентов в информационных ресурсах Российской Федерации;
и) выявление, сбор и анализ сведений об уязвимостях программного обеспечения и оборудования;
к) мониторинг степени защищенности информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей на всех этапах создания, функционирования и модернизации информационных ресурсов Российской Федерации, а также разработка методических рекомендаций по организации защиты информационных ресурсов Российской Федерации от компьютерных атак;
м) организация и осуществление антивирусной защиты;
н) совершенствование оперативно-тактического взаимодействия сил и средств обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак.

8. Создание и функционирование Системы осуществляется на основе следующих принципов:
а) территориальная распределенность Системы;
б) отраслевая и территориальная организация Системы;
в) единство государственного планирования, а также координации и контроля реализации комплекса технических и организационных мер;
г) обеспечение функционирования Системы на основе единой научно-технической и организационно-методической политики;
д) достаточность и рациональное использование сил и средств обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак;
е) разделение полномочий и ответственности между субъектами Системы на основе нормативно-правовой базы Российской Федерации.

III. Организационные основы Системы

9. Основной организационно-технической составляющей Системы являются центры обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак (далее — центры), организованные по ведомственному и территориальному принципам.

10. К основным задачам центров относятся:
а) обнаружение, предупреждение и ликвидация последствий компьютерных атак, направленных на контролируемые информационные ресурсы;
б) проведение мероприятий по оценке степени защищенности контролируемых информационных ресурсов;
в) проведение мероприятий по установлению причин компьютерных инцидентов, вызванных компьютерными атаками на контролируемые информационные ресурсы;
г) сбор и анализ данных о состоянии информационной безопасности в контролируемых информационных ресурсах;
д) осуществление взаимодействия между центрами;
е) информирование заинтересованных лиц и субъектов Системы по вопросам обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак.

11. Центры подразделяются на главный центр Системы, региональные центры, территориальные центры, центры органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее — ведомственные центры) и корпоративные центры.

12. Главный центр Системы, региональные и территориальные центры Системы создаются силами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области создания и обеспечения функционирования Системы. Зоной ответственности данных центров являются информационные ресурсы органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее — органы государственной власти), а также информационные ресурсы указанного федерального органа исполнительной власти.
Данные центры организуют и проводят в соответствии с законодательством Российской Федерации мероприятия по оценке степени защищенности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации от компьютерных атак.

13. Ведомственные центры создаются заинтересованными органами государственной власти. Зоной ответственности таких центров являются принадлежащие органам государственной власти информационные ресурсы. Также ведомственные центры могут создаваться и эксплуатироваться в интересах органов государственной власти организациями, осуществляющими лицензируемую деятельность в области защиты информации.
Функционирование ведомственного центра обеспечивается органом государственной власти, создавшим этот центр.

14. Корпоративные центры могут создаваться государственными корпорациями, операторами связи и другими организациями, осуществляющими лицензируемую деятельность в области защиты информации.
Функционирование корпоративного центра обеспечивается организацией, создавшей такой центр.

15. Включение ведомственного (корпоративного) центра в состав Системы осуществляется на основе соглашения органа государственной власти (организации), создавшего (создавшей) указанный центр, с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области создания и обеспечения функционирования Системы.

16. В составе Системы функционирует созданный в Федеральной службе безопасности Российской Федерации Национальный координационный центр по компьютерным инцидентам, который организует и осуществляет обмен информацией о компьютерных инцидентах с юридическими лицами, владеющими на праве собственности или ином законном основании объектами критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, операторами связи, обеспечивающими взаимодействие объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации между собой, уполномоченными органами иностранных государств, международными и неправительственными организациями, осуществляющими деятельность в области реагирования на компьютерные инциденты.

18. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области создания и обеспечения функционирования Системы, осуществляет доведение до субъектов Системы информации об угрозах информационным ресурсам Российской Федерации и о необходимых мерах по нейтрализации данных угроз, а также обеспечивает реализацию мероприятий по совершенствованию оперативно-тактического взаимодействия субъектов Системы.

IV. Нормативно-правовое, научно-техническое, информационно-аналитическое, кадровое и организационно-штатное обеспечение создания и функционирования Системы

19. Нормативно-правовое обеспечение создания и функционирования Системы включает:
а) создание законодательной базы Российской Федерации;
б) порядок фиксации и обмена информацией между субъектами Системы о компьютерных атаках на информационные ресурсы Российской Федерации и вызванных ими компьютерных инцидентах;
в) порядок осуществления деятельности субъектов Системы в области обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак;
г) порядок и периодичность проведения мероприятий по оценке степени защищенности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации от компьютерных атак;
д) порядок обмена информацией между органами государственной власти и уполномоченными органами иностранных государств (международными организациями) о компьютерных инцидентах.

20. Научно-техническое обеспечение создания и функционирования Системы осуществляется на основе результатов фундаментальных и прикладных научно-технических исследований и работ по следующим направлениям:
а) разработка методов выявления признаков проведения компьютерных атак, определения их источников и способов осуществления и направленности;
б) разработка методик проведения мероприятий по оценке степени защищенности информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей от компьютерных атак, фиксации компьютерных инцидентов, а также методических рекомендаций в области выявления, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак, включая рекомендации по организации защиты критической информационной инфраструктуры Российской Федерации от компьютерных атак;
в) прогнозирование и разработка моделей в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
д) разработка методик обнаружения компьютерных атак на информационные системы и информационно-телекоммуникационные сети;
е) разработка методов и средств выявления и предупреждения компьютерных инцидентов, вызванных компьютерными атаками.

21. Информационно-аналитическое обеспечение функционирования Системы осуществляется на основе прогнозирования ситуации в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Исходными данными для прогнозирования являются:
а) информация, получаемая средствами обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак;
б) результаты оценки степени защищенности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации от компьютерных атак;
в) информация о компьютерных атаках и вызванных ими компьютерных инцидентах, поступающая по каналам международного обмена.

22. Кадровое и организационно-штатное обеспечение создания и функционирования Системы включает:
а) целевое выделение дополнительных штатных ресурсов заинтересованным органам государственной власти;
б) совершенствование нормативно-методического обеспечения подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, обеспечивающих реализацию функций Системы;
в) развитие учебно-лабораторной базы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, обеспечивающих реализацию функций Системы;
г) подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, обеспечивающих реализацию функций Системы.

Проект указа Президента Российской Федерации «О реорганизации федерального государственного унитарного предприятия «Охрана» Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» (далее – проект указа) разработан в целях исполнения поручения Президента Российской Федерации от 22 июня 2018 г. № Пр-1075. Предметом правового регулирования проекта указа являются общественные отношения, направленные на проведение мероприятий по реорганизации ФГУП «Охрана» Росгвардии в форме присоединения к нему ФГУП «СВЯЗЬ — безопасность».

В этой связи проектом указа принимается предложение Правительства Российской Федерации о реорганизации ФГУП «Охрана» Росгвардии в форме присоединения к нему ФГУП «СВЯЗЬ — безопасность» и дается поручение Правительству Российской Федерации на проведение указанных мероприятий. Проект указа соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации, не влияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации, его реализация не окажет влияния на доходы или расходы федерального бюджета.

О реорганизации федерального государственного унитарного предприятия «Охрана» Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации

В целях совершенствования деятельности по охране объектов и имущества, а также исключения дублирующих функций постановляю:
1. Принять предложение Правительства Российской Федерации о реорганизации федерального государственного унитарного предприятия «Охрана» Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Москва) в форме присоединения к нему федерального государственного унитарного предприятия «СВЯЗЬ — безопасность» (г. Москва).
2. Правительству Российской Федерации в 6-месячный срок:
а) обеспечить в установленном порядке осуществление мероприятий, предусмотренных пунктом 1 настоящего Указа;
б) привести свои акты в соответствие с настоящим Указом.
3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент
Российской Федерации В. Путин

Москва, Кремль

Росгвардия начнет плановые проверки охранных предприятий с масштабной ревизии ведомственной охраны «Росатома», затем — Росрезерва, МЧС и «Почты России». Эксперты опасаются, что по итогам проверок может встать вопрос о присоединении ведомственных охран к ФГУП «Охрана» Росгвардии. В последней обещают обойтись без резких шагов.

В феврале главное управление государственного контроля и лицензионно-разрешительной работы Росгвардии проведет масштабную проверку ведомственной охраны госкорпорации «Росатом» сообщает «Ъ”.

Это указано в плане по проверке юридических лиц с особыми уставными задачами на 2018 год, который в декабре утвердил директор Росгвардии Виктор Золотов. В «Росатоме» «Ъ” рассказали, что активно сотрудничают с контролерами и уже разработали порядок взаимодействия. Проверка займет месяц и затронет как центральный офис ФГУП «Атом-охрана», так и десятки его подразделений на объектах в 22 регионах. Последний раз такие проверки проводились в 2014 году, до создания Росгвардии и передачи ей соответствующих контрольных функций.

После «Росатома», в июне, Росгвардия проверит подразделения ведомственной охраны Росрезерва, в августе — МЧС, в сентябре — ФГУП «Почта России». В 2017 году аналогичные ревизии прошли во ФГУП «Ведомственная охрана промышленных объектов» Минпромторга, ФГУП «Связь-безопасность» и ФГУП «Главный центр спецсвязи» Минкомсвязи, а также на предприятии «Росинкас» Центробанка. Во всех четырех структурах проверки выявили многочисленные нарушения, а за ними последовали и конфликты.

Ведомственная охрана Минпромторга (около 18 тыс. сотрудников и 5 млрд руб. ежегодной выручки) еще перед началом проверки была решением правительства присоединена в качестве филиала к ФГУП «Охрана» Росгвардии. Во ФГУП «Охрана» считают опыт объединения удачным и подчеркивают отсутствие сбоев в процессе реорганизации с созданием предприятия общей численностью около 50 тыс. человек.

ФГУП «Связь-безопасность» (выручка 4,6 млрд, около 15 тыс. сотрудников и более 3 тыс. единиц боевого оружия), которое охраняет в том числе «Почту России», ПАО «Ростелеком» и ВГТРК, до сих пор судится с Росгвардией по поводу предписания, сделанного после плановой проверки в феврале 2017 года.

В ведомстве господина Золотова потребовали от предприятия прекратить охрану объектов, не являющихся государственной собственностью (включая ПАО «Ростелеком»), шести объектов, не отнесенных к сфере ведения Минкомсвязи, и еще 184 объектов, не включенных в перечень охраняемых ФГУП «Связь-безопасность». Суд, в том числе в апелляционной инстанции, согласился с требованиями Росгвардии. Сейчас «Связь-безопасность» обжалует соответствующее постановление в кассации. В «Ростелекоме» «Ъ” сообщили, что пока предприятие охраняет «Связь-безопасность».

Для ФГУП «Спецсвязь» (с выручкой более 9,5 млрд и штатом более 8 тыс. сотрудников) проверки закончились изъятием оружия и публичной полемикой с Росгвардией. На предприятии заявили, что ситуация привела к трудностям с доставкой сообщений с грифом «секретно». В Росгвардии рассказали о перевозках «Спецсвязью» наличности коммерческих банков в обход закона «О почтовой связи». ФГУП Минкомсвязи, по собственным подсчетам, занимает долю около 60% на рынке таких услуг. После изъятия оружия в Росгвардии предложили фельдъегерям воспользоваться услугами вооруженных сотрудников своего ФГУП «Охрана». Его цены в «Спецсвязи» назвали завышенными.

Для урегулирования конфликта при Минкомсвязи была создана специальная межведомственная рабочая группа. В итоге, по словам советника господина Золотова Александра Хинштейна, ситуация по большинству вопросов разрешилась. Уже в ближайшее время ФГУП «Охрана» и ФГУП «Связь-безопасность» начнут совместно охранять перевозки одного из оборонных предприятий.

Еще в конце 2016 года, комментируя будущее присоединение ведомственной охраны Минпромторга к ФГУП «Охрана», заместитель директора Росгвардии Сергей Лебедев, курирующий вневедомственную охрану и государственный контроль, поддержал решение правительства. «Надеюсь, эта тенденция не заставит себя ждать и в ближайшее время мы увидим результаты по присоединению всех ведомственных охран к ФГУП «Охрана”»,— сказал он. Подробнее об этом (видео) >

В утвержденной «Концепции развития вневедомственной охраны на период 2018–2021 годов и далее до 2025 года» перечисляются все организации, оказывающие охранные услуги (скачать Концепцию >).

Среди них помимо частных охранных структур, Росгвардии, ФСО и подразделений полиции по охране диппредставительств выделены также юридические лица с особыми уставными задачами и ведомственная охрана. Последняя существует у 11 ведомств и 7 госкорпораций: МЧС, Минкомсвязи, Росрезерва, Минсельхоза, Минтранса, Минфина, Минэнерго, Росжелдора и Минобороны (в составе воинских частей), «Росатома», «Ростеха», «Роскосмоса», «Газпрома», «Транснефти» и «Роснефти».

Среди вооруженных «юридических лиц с особыми уставными задачами», которым владеть оружием позволяют профильные законы,— ЦБ, «Росинкас», Сбербанк, ФГУП «Спецсвязь», «Почта России», а также МИД России, Росгидромет, лесная охрана, подразделения транспортной безопасности, службы авиабезопасности; органы охотнадзора и надзора за особо охраняемыми природными территориями, рыболовства и сохранения водных биоресурсов, организации геологоразведки.

В документе предлагается в ближайшие годы унифицировать законодательство в сфере охранных услуг, сейчас оно регулируется десятками законов. Вся деятельность, которая содержит в себе слово «охрана», должна быть под контролем Росгвардии, считает высокопоставленный руководитель ведомства.

Однако в Росгвардии не намерены искусственно добиваться упразднения ведомственных охран и присоединения их к себе, утверждает господин Хинштейн. «Проверки проходят только с одной целью — навести порядок в сфере услуг безопасности. Такие же предписания об устранении нарушений получает и ФГУП «Охрана”, которое, хотя и является предприятием при Росгвардии, тем не менее проверяется так же и даже строже, что и все остальные участники отрасли»,— объяснил «Ъ” советник директора Росгвардии. Никаких попыток «келейно» реформировать отрасль и неожиданных шагов со стороны Росгвардии не будет, утверждает он. «В конечном счете в каждом конкретном случае решение о существовании ведомственной охраны будет принимать правительство по результатам максимально открытого обсуждения»,— сказал господин Хинштейн.

ОТ РЕДАКЦИИ

По мнению экспертов разумное зерно в идее Росгвардии наверняка есть. Единое руководство, единый контроль, проще мобилизовать. . Это все правильно.

В конце концов, тенденция на избавление федеральных органов исполнительной власти от непрофильных активов и несвойственных функций те же имеет место быть. Да и разговоры относительно акционирования различных ФГУПов и МУПов время от времени возникают.

Но как бы там ни было, просим Вас высказать Ваше мнение относительно идеи присоединения ведомственной охраны к ФГУП «Охрана» Росгвардия, чего в этом больше, плюсов или минусов?

РИА «Индустрия безопасности» намерена и впредь держать руку на пульсе ситуации и следить за дальнейшим развитием событий и объективно информировать наших читателей о происходящем.

ФГУП «Связь-безопасность», охраняющее объекты «Почты России», «Ростелекома» и Российской телевизионной и радиовещательной сети (РТРС), настаивает на повышении тарифов на свои услуги. Из-за роста МРОТ на предприятии пришлось повышать зарплаты, что может грозить сокращениями персонала и даже банкротством, предупреждают профсоюзы. Стороны утверждают, что уже практически договорились о новых контрактах.

Руководство подведомственного Минкомсвязи ФГУП «Связь-безопасность» предложило повысить тарифы на услуги охраны объектов «Почты России», «Ростелекома» и РТРС, следует из писем председателя профсоюза работников связи России Анатолия Назейкина к гендиректору «Почты России» Николаю Подгузову, президенту «Ростелекома» Михаилу Осеевскому и гендиректору РТРС Андрею Романченко (копии писем есть у «Ъ”). У ФГУПа сложилось «крайне тяжелое финансово-экономическое положение», говорится в письмах, отправленных в феврале. Повысить тарифы на 10% предлагается «в целях недопущения банкротства» ФГУПа и сокращения более 16 тыс. его сотрудников.

Тарифы «Связь-безопасности» не повышались с 2013 года и «стали существенно ниже себестоимости оказываемых услуг», следует из писем. При этом с 1 января 2018 года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) вырос до 9489 руб., а с 1 мая увеличится до 11 163 руб. ФГУП должно обеспечить заработную плату сотрудников не ниже этого уровня, но «на реализацию данного обязательства требуются многомиллионные средства, которых у предприятия нет».

Из-за резкого повышения МРОТ до прожиточного минимума с 1 мая 2018 года «Связь-безопасность» столкнулась с «экономическими трудностями», подтвердила «Ъ” представитель предприятия Татьяна Малашкевич. Проблемы также связаны с отсутствием госполитики в определении тарифов на услуги ведомственных государственных охранных предприятий, считают в «Связь-безопасности». ФГУП прорабатывает тарифы по собственной методике с каждым заказчиком и, по словам его представителя, уже практически договорился с «Ростелекомом», «Почтой России» и РТРС. «Достигнутые соглашения о повышении тарифов на физическую охрану объектов позволят выплачивать заработную плату основному производственному персоналу не ниже уровня МРОТ и обеспечат экономическую стабильность предприятия»,— подчеркнула госпожа Малашкевич. Угрозы банкротства предприятия в настоящее время не существует, отметила она. Не планирует ФГУП и масштабных сокращений: с учетом внедрения IT на постоянной основе проводится лишь точечное сокращение управленцев, уточняет его представитель. Выручка «Связь-безопасности» в 2017 году составила 4,8 млрд руб., чистая прибыль — 51,2 млн руб.

В «Ростелекоме», на «Почте России» и в РТРС получили письма господина Назейкина. РТРС, по словам пресс-секретаря Игоря Степанова, ведут консультации со «Связь-безопасностью» по проекту договора на 2018 год. «Ростелеком» продолжит работать со «Связь-безопасностью» в 2018 году, заверил представитель оператора Андрей Поляков. «Почта России» по состоянию на 13 марта одобрила дополнительное соглашение в рамках действующего договора со «Связью-безопасностью» о поэтапном повышении тарифов на охрану: с 1 марта и 1 мая, сообщили в пресс-службе «Почты России».

В сфере ведомственной охраны обострилась «борьба за рынок», констатирует собеседник «Ъ”, знакомый с ситуацией. Так, договор на оказание услуг между «Почтой России» и «Связь-безопасностью» на 3,8 млрд руб. был заключен в 2015 году до 1 июля 2018 года. На этот контракт также претендовало ФГУП «Охрана», на тот момент входившее в МВД России, а сейчас — в Росгвардию. Это ведомство, как уже сообщал «Ъ”, в 2017 году провело проверку в ряде ведомственных охранных предприятий, включая ФГУП «Связь-безопасность», обнаружив нарушения. Росгвардия через суд добивалась от ФГУПа прекращения охраны «Ростелекома» и еще около двух сотен объектов.

В конце 2017 года обострение конкуренции на рынке охранных услуг отметила и Федеральная антимонопольная служба (ФАС). ФАС заподозрила ФГУП «Охрана» в нарушении закона о конкуренции и выписала предупреждение после того, как предприятие разослало в «Связь-безопасность» и управление Роспотребназдора по Курганской области требование расторгнуть госконтракт как неправомерно заключенный и предупредило о «негативных последствиях» в случае продолжения сотрудничества.

Филиалу ФГУП «СВЯЗЬ-безопасность» требуются охранники ведомственной охраны

Требования:

  • ответственные, дисциплинированный- рассмотрим также активных пенсионеров- наличие справки об отсутствии судимости

Обязанности:

  • вооруженная охрана объектов связи;- защита охраняемых объектов от противоправных посягательств

Условия:

  • Официальное трудоустройство- Белая зарплата- Ежемесячные премии по итогам работы- Доплата за оружие- Надбавка за стаж- Соцпакет- Страхование жизни работников от несчастных случаев

Место работы:

При суточном графике работы (без оружия) 1/3 (примерно 7 смен) зарплата 12837,45 рублей в месяц. С оружием – 13600 рублей.

admin