Принудительная ликвидация ООО налоговой

Содержание

Отмена записи в ЕГРЮЛ о ликвидации юридического лица относится к категории довольно редких ситуаций. Сама по себе отмена ликвидации юридического лица действующим законодательством РФ не запрещена, хоть прямо и не предусмотрена. Отменить ликвидацию можно в любое время до момента внесения записи о ликвидации юридического лица в ЕГРЮЛ. В данной статье речь пойдет об отмене налоговым органом ранее внесенной в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица или на основании решения суда по заявлению налоговых органов или по заявлению третьих лиц (кредиторов, участников и т.п.), чьи права были нарушены ликвидацией.

В каких случаях возможна отмена записи в ЕГРЮЛ о ликвидации юридического лица?

В нашей статье: «Приостановление и отмена процедуры ликвидации, реорганизации в форме присоединения юридического лица. Последствия. Отмена регистрационных действий решением регистрирующего органа» мы рассказывали про основания отмены ликвидации юридического лица. Сами же налоговики указывают, что при наличии в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица, отменить ее уже не получится. Возможно, только такое требование необходимо предъявлять вместе с требованием признать решение налоговой инспекции недействительным, то есть незаконным, не правомерным. Смысл заключается в том, что заинтересованному лицу нужно оспаривать не саму запись в ЕГРЮЛ о ликвидации юридического лица, а решение налогового органа, на основании которого такая запись была внесена в ЕГРЮЛ (см. п. 5 ч. 1 ст. 199 Арбитражного процессуального кодекса РФ). Для этого вполне достаточно предъявить одно требование – «о признании решения налогового органа недействительным». Если суд удовлетворит данное требование, то в решении будет указано на обязанность налоговой инспекции устранить допущенные нарушения (см. п. 3 ч. 4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ). Помимо этого, суд обяжет налоговую инспекцию исключить из ЕГРЮЛ запись о ликвидации юридического лица (см. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23 июня 2017 года № Ф06-21147/2017 по делу № А55-12462/2016). Если заинтересованное лицо обратится в суд с требованием признать недействительной запись в ЕГРЮЛ, в ходе рассмотрения дела заявителю следует ссылаться на Постановление Президиума ВАС от 15 января 2013 года № 11925/12. Важно учитывать, что у суда нет права отказать заявителю в удовлетворении требований признать запись недействительной лишь на том основании, что заявитель не указал суду на неправомерность решения налоговой инспекции.

Отмена записи в ЕГРЮЛ о ликвидации юридического лица налоговым органом

Основанием отмены ликвидации ООО может стать неверное составление ликвидационного баланса, с таким нарушением возможна отмена ликвидации по решению суда. Отмена процедуры ликвидации юридического лица может быть инициирована как самими участниками путем принятия добровольного решения о таком прекращении, так и по инициативе государственных органов, и другими заинтересованными лицами по решению суда (например, кредиторами ликвидируемого юридического лица). Как мы уже отмечали ранее, отмена процедуры ликвидации юридического лица в законодательных актах не отражена, но и одновременно не запрещают сегодня прекращать начатые процедуры ликвидации юридического лица. На практике для отмены ликвидации может быть несколько оснований, это могут быть устранение обстоятельств, изначально подтолкнувших к принятию решения о ликвидации юридического лица, ликвидация утратила свою актуальность, у юридического лица произошли изменения, благодаря которым собственникам удается вывести компанию из кризисной ситуации. Что касается отмены записи о ликвидации юридического лица, ранее внесенной регистрирующим органом в ЕГРЮЛ, в поле зрения налоговых органов, по-прежнему, попадают налогоплательщики, имеющие задолженность перед бюджетом. Если налоговым органом будет установлено, что представленный на этапах ликвидации ликвидационный баланс содержит кредиторскую задолженность, то запись в ЕГРЮЛ о ликвидации организации будет признана недействительной (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 15.07.2014г. № 4407/14).

В случае если налоговым органом в ЕГРЮЛ уже была внесена запись о ликвидации юридического лица, отменить такую запись будет возможно только по правилам Главы 19 Налогового кодекса РФ, только путем оспаривания действий налоговых органов и признания недействительной записи в ЕГРЮЛ, а также при условии одновременного присутствия двух оснований для ее отмены:

  • действия налогового органа по внесению сведений в ЕГРЮЛ произведены с нарушением законодательства;
  • действия налогового органа нарушают права и законные интересы лица, обратившегося с жалобой.

Закон предусматривает два способа обжалования действий налоговой инспекции: путем подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или в арбитражный суд. В свою очередь, судебный порядок обжалования действий налоговиков возможен только после подачи такой жалобы в вышестоящий налоговый орган. Такое требование определяется как своего рода, обязательный претензионный порядок урегулирования сложившегося спора с налоговой инспекцией.

Если после прочтения данной статьи у Вас остались вопросы или необходима консультация, Вы можете позвонить или написать нам. Мы поможем разобраться в любой сложной ситуации. «ТЕОРИЯ ПРАВА»
Евгения Булатова
89134323913

Отмена записи в ЕГРЮЛ о ликвидации юридического лица на основании решения суда по заявлению заинтересованных лиц

Обжаловать решение налоговой инспекции о государственной регистрации ликвидации юридического лица можно в вышестоящем налоговом органе или суде (п.1 ст.25.2 Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Если вышестоящий налоговый орган отказал заинтересованному лицу, обратившемуся с заявлением об отмене записи в ЕГРЮЛ о ликвидации юридического лица, либо вовсе не принял решение в течение установленного законом срока, у заинтересованного в отмене ликвидации лица появляется право на обращение в суд с требованием признать действия налогового органа незаконными, а запись в ЕГРЮЛ – недействительной. На основании одного лишь поданного в налоговый орган заявления заинтересованного лица о признании внесенной в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица не получится (см. Определение Верховного Суда РФ от 21.07.2015г. №305-КГ15-7657, Определение Верховного Суда РФ от 21.07.2015г. № 305-КГ15-7657). В действующем законодательстве РФ не содержится норм, предусматривающих восстановление или удаление ранее внесенных в ЕГРЮЛ записей – возможна их замена при представлении заинтересованным лицом документов, необходимых для регистрационных действий по изменению сведений в ЕГРЮЛ. Подать заявление нужно в течение трех месяцев с момента, когда лицо узнало о нарушении своих прав и законных интересов, то есть о том, что должник ликвидирован. По общему правилу считают, что срок начинает течь с момента, когда налоговая внесла запись о ликвидации в ЕГРЮЛ. Однако эта дата не является безусловной точкой отсчета срока обжалования (см. ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Определение Конституционного суда РФ от 18.11.2004г. № 367-О, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10.03.2017г. № Ф05-938/2017 по делу № А40-166560/16). Судебная практика по рассмотрению дел об отмене ликвидации неоднозначна. Важную роль здесь играет наличие или отсутствие доказательств нарушения процедуры ликвидации (см. Постановление Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.10.2011г. № 7075/11, Решение Арбитражного суда Ивановской области по делу № А17-9882/2016 от 14.02.2017г.).

Обосновать заявление можно следующими доводами:

  • должник не уведомил кредитора о ликвидации в нарушение норм абзаца 2 пункта 1 статьи 63 Гражданского кодекса РФ;
  • документы, представленные в налоговую инспекцию, содержат недостоверные сведения о кредиторах должника (в частности, в ликвидационном балансе не отражена задолженность перед заявителем (кредитором)).

В Постановлении от 13 октября 2011 года № 7075/11 Президиум ВАС РФ указал, что представление ликвидационного баланса, в котором отсутствует информация о задолженности должника перед кредитором, является основанием для отказа в регистрации ликвидации в силу подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Помимо этого, заявителю необходимо доказать, что он являлся кредитором компании на момент ее ликвидации, а для этого необходимо представить суду документы о задолженности, а также доказательства, что должник об этой задолженности знал (см. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.01.2018г. № Ф07-16101/2017 по делу № А56-2129/2017). Для подтверждения долга заявителю можно представить в суд:

  • документы, подтверждающие наличие долга (договор между кредитором и должником, акты сверки, акты выполненных работ и т.п.);
  • решение суда о взыскании долга, вступившее в законную силу;
  • иск о взыскании задолженности, с которым заявитель (кредитор) обращался в суд до ликвидации должника.

Некоторые суды сходятся во мнении, что налоговая инспекция не обязана проверять достоверность ликвидационного баланса, поскольку ее задача заключается в установлении соответствия документов должника установленным законом формам (см. Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 13.01.2016 № Ф10-4524/2015 по делу № А84-933/2015).

Последствия признания судом недействительной записи в ЕГРЮЛ о ликвидации юридического лица

Как известно, решение налогового органа о государственной регистрации ликвидации юридического лица, является основанием для внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ (см. п. 1 ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ). Вопрос о последствиях признания судом недействительной записи в ЕГРЮЛ о ликвидации юридического лица возникает в случае удовлетворения судом требования участников Общества или иных заинтересованных лиц, обратившихся в суд с заявлением о признании решения налогового органа о государственной регистрации ликвидации Общества недействительным.

С 28 июня 2018 года начнет свое действие пункт 3.1. статьи 3 Федерального закона от 08.02.1998г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», согласно которой кредиторы смогут вернуть свои долги с руководителя и участников ликвидированного юридического лица путем привлечения их к субсидиарной ответственности. Помимо указанного, в течение трех лет такие лица не смогут:

  • зарегистрировать на свое имя новое юридическое лицо;
  • приобрести долю участия в любом юридическом лице;
  • стать руководителем другого любого юридического лица.

Аналогичные меры применяются в случаях, когда в ЕГРЮЛ содержится запись, что сведения об адресе компании недостоверные; в ЕГРЮЛ содержится отметка, что компания представила недостоверные данные о единоличном исполнительном органе; компания не выполнила решение о принудительной ликвидации.

О злоупотреблении правом со стороны единственного учредителя компании свидетельствуют действия по фиктивному выводу активов в процессе ликвидации, при наличии у компании долгов (см. Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13.09.2016г. №А33-876/2015). Основные преднамеренного (фиктивного) банкротства реорганизуемой компании – передача активов вновь созданной компании, в результате чего реорганизуемая компания (должник) не имеет возможности удовлетворить требования кредиторов (см. Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2016г. № А59-5465/2014). Если суд установит наличие причинно-следственной связи между действиями учредителей при реорганизации компании-должника по передаче всей дебиторской задолженности в новую компанию и наступившими последствиями в виде банкротства компании-должника, то учредители, которые довели компанию банкротства, будут привлечены к субсидиарной ответственности (см. Определение Верховного Суда РФ от 14.09.2016г. № 303-ЭС16-10794). Если учредители добровольно отменили ликвидацию юридического лица или получили отказ в налоговой инспекции, повторная ликвидация такого юридического лица станет возможной только через шесть месяцев (см. п. 2 ст. 1 Федерального закона № 488 от 28.12.2016г., вступившего в законную силу 01.09.2017г.).

ФНС может закрыть ООО по своей инициативе или через суд. Причины могут быть такими: постоянные нарушения закона, ошибочная информация в записи ЕГРЮЛ и др. Налоговики заранее формируют список юрлиц, не сдающих отчетность последний год. Учредители несут субсидиарную ответственность по обязательствам. Решение чиновников можно обжаловать.

Принудительная ликвидация ООО – это процедура, результатом которой становится прекращение деятельности предприятия. В отличие от добровольного закрытия по решению учредителей, принудительное в большинстве случаев производится по инициативе ФНС.

Завершить деятельность юридического лица могут во внесудебном или судебном порядке:

  1. По решению руководителя налоговой, если ООО долго не ведет работу, представлены недостоверные сведения или допущены ошибки при регистрации.
  2. Через суд, если организация неоднократно нарушала законодательство.

Некоторые собственники сами добиваются принудительной ликвидации, чтобы не пришлось тратить много времени и сил, оформлять огромное количество документов для добровольного закрытия.

У ликвидации по решению ФНС есть свои преимущества и недостатки.

Таблица 1. Положительные и отрицательные моменты процедуры.

Плюсы

Минусы

Если нарушены сроки предоставления отчетности, размер штрафов уменьшается в два раза

В некоторых случаях период принудительного закрытия может затянуться по сравнению с добровольным

Не приходится представлять отчетность за последние периоды

Кредиторы могут привлечь к субсидиарной ответственности. Учредителям придется выплачивать долги из своих кошельков

Все бухгалтерские документы оформляет ликвидационная комиссия

Если собственники против закрытия, придется долго доказывать свою правоту в суде: предоставлять отчеты, финансовые и налоговые документы

Требования законодательства

С юридической точки зрения, ликвидация общества с ограниченной ответственностью регламентируется несколькими законами:

  1. ст. 61 ГК РФ описывает основания для закрытия.
  2. ст. 21. 1 ФЗ от 28.08.2001 № 129-ФЗ об исключении компаний из ЕГРЮЛ по решению ИФНС.
  3. ст. 51 ГК РФ. Юридическое лицо обязано возместить убытки другим участникам гражданского оборота, если в ЕГРЮЛ не предоставлены или несвоевременно предоставлены данные об ООО. Убытки могут взыскать и в процессе принудительной ликвидации.
  4. ст. 25 ФЗ от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ о праве ФНС обратиться в суд для принудительного закрытия, если в процессе регистрации допущены грубые ошибки, и устранить их не удается.
  5. Общие нормы АПК РФ при рассмотрении дел.

Примечание. Согласно п. 28 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25, неоднократность нарушения компанией законодательных норм не может быть главным основанием для принятия судом решения о ликвидации. Такая меры допускается, если она соразмерна допущенным нарушениям или их последствиям.

Основания для ликвидации

Основания перечислены в ст. 61 ГК РФ. В досудебном порядке компания ликвидируется по решению ИФНС, если более года не предоставлялась отчетность, а движение на счетах отсутствует. Инспекция может закрыть компанию и в других случаях через суд:

  1. Использование массовых адресов, предоставление недостоверных данных при регистрации, если проблему нельзя устранить в досудебном порядке: учредители не реагируют на уведомления, намеренно уклоняются от выполнения требований инспекции.
  2. Неоднократное нарушение правовых норм.
  3. Несоблюдение закона о конкуренции.
  4. Непредставление отчетности в установленные сроки.
  5. Деятельность без лицензии, если по закону она обязательна.

Рассмотрим все основания подробно.

Многократное нарушение законодательства

Под термином подразумевается деяние, совершенное в период применения санкций за предыдущее нарушение:

  • грубое неисполнение требований к бухгалтерской отчетности;
  • несоблюдение требований к применению ККМ;
  • длительная неуплата налогов.

В Информационном письме Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 № 50 приведен любопытный пример, когда компанию не закрыли даже при наличии систематических нарушений законодательства:

ИФНС подала в арбитражный суд заявление о закрытии предприятия, аргументировав это неоднократным нарушением ФЗ «О ККТ». Оценив характер допущенных ошибок, суд не признал их достаточным основанием для ликвидации. Свое решение он аргументировал тем, что ответчик – это единственный объект торговли в населенном пункте, и его закрытие повлекло бы несоразмерные последствия для проживающих там граждан.

Отсутствие лицензии

Если нет лицензии – это еще не основание для исключения ООО из ЕГРЮЛ. Для начала ФНС может применить нормы ст. 14.1 КоАП РФ, согласно которой компанию, работающую без разрешительных документов или допуска СРО, могут оштрафовать на 40 000 – 50 000 руб. с конфискацией изготовленной продукции или без таковой.

В Информационном Письме Президиума ВАС РФ сказано, что предприятие могут закрыть после аннулирования лицензии.

Пример 1.

Компания работала в фармацевтической отрасли, лицензирование по закону обязательно. По решению департамента здравоохранения области лицензия ООО была аннулирована. Несмотря на это, в аптеке продолжали продавать лекарства.

Руководствуясь ст. 15 Закона об охране здоровья граждан, суд признал торговлю препаратами без лицензии веским основанием для ликвидации компании.

Кстати. Если ООО занимается несколькими видами деятельности, лишение лицензии на один вид не может стать основанием для ликвидации при условии, что после аннулирования разрешительного документа деятельность, для которого он был оформлен, не ведется.

Нарушение закона о конкуренции

ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ устанавливается несколько запретов, за нарушения которых компанию могут ликвидировать:

  • на злоупотребление доминирующим положением;
  • на сговор между организациями, ограничивающих конкуренцию;
  • на недобросовестную конкуренцию путем дискредитации, введения в заблуждение, некорректного сравнения, использования результатов интеллектуальной деятельности; незаконного получения сведений, представляющих коммерческую или охраняемую законом тайну.

Примечание. Согласно ст. 34 ФЗ № 135, юридическое лицо могут ликвидировать или реорганизовать через суд по инициативе ФАС, если оно было создано без предварительного согласия ведомства в случаях, когда это требуется, при этом создание ООО привело к ограничению конкуренции или усилению доминирующего положения.

Нет отчетности и движения финансов на счетах

Если на протяжении последних 12 месяцев в ИФНС не предоставлялись отчеты, а по результатам запроса в банк выявлено, что движения средств за последний год нет, предприятие закроют в досудебном порядке.

У компании нет денег на оплату ликвидации

Если у ООО нет доступных финансов, есть два варианта:

  1. Дождаться, когда ФНС самостоятельно закроет фирму. Придется не предоставлять отчеты минимум 1 год и не проводить операции по расчетным счетам.
  2. Подать заявление о признании юридического лица банкротом. Актуально, если сумма долгов перед кредиторами превышает 300 000 руб., а их требования не получается исполнять более трех месяцев с момента, когда они должны быть исполнены (ст. 3 ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ).

Важно учитывать, что затраты в ходе банкротства возлагаются на должника (ст. 20.7 ФЗ № 127-ФЗ).

Недостоверные сведения в ЕГРЮЛ

Если ФНС при проверке обнаруживает вымышленные сведения в ЕГРЮЛ об участниках, адресе, руководителе, компании сообщают об этом и просят предоставить верные данные. На исправление отводится 30 дней. Если представители ООО утверждает, что информация достоверна, но не может это подтвердить, либо реакция вообще отсутствует, сведения о недостоверности вносятся в ЕГРЮЛ.

У компании с момента внесения информации о недостоверности есть еще полгода, чтобы решить проблему. Если никакие действия не предпринимаются, по истечении 6 месяцев она исключается из реестра по решению ФНС.

Как ФНС ищет «жертв»

Чтобы выявить недействующие компании, чиновники делают следующее:

  1. Формируют реестр организаций, не представляющих отчетность последние 12 месяцев.
  2. Направляют запросы в банки, где у ООО открыты расчетные счета.
  3. Если движения денежных средств нет, принимается решение о ликвидации.
  4. В течение трех дней после принятия решения публикуются сведения о предстоящем закрытии фирмы в «Вестнике государственной регистрации».
  5. Если в течение трех месяцев учредители не исправляют проблему и не подают возражение, в ЕГРЮЛ вносится пометка.
  6. Через полгода при отсутствии жалоб предприятие ликвидируется.

Если учредители подают «протест» в ИФНС, процедура исключения из реестра прекращается.

Пример 2.

Компания занимается торговлей. Последний раз отчетность предоставлялась в 2017 г. В ходе проверки в 2019 г. инспекторы включили ее в реестр претендентов на исключение из ЕГРЮЛ. Информация была направлена в «Вестник госрегистрации», а также по юридическому адресу.

По прошествии трех месяцев от учредителей возражения не поступали. Через полгода руководитель территориального подразделения ФНС принял решение об исключении ООО из ЕГРЮЛ, что фактически означает ликвидацию.

Кстати. ФНС может обратиться в суд. Для начала принимается решение о необходимости закрытия ООО, затем собираются подтверждающие документы и передаются в арбитраж. В процессе оформляются промежуточный и окончательный балансы, а по результатам учредителю выдается свидетельство о прекращении регистрации.

Когда процедура невозможна

Ликвидировать ООО в принудительном порядке нельзя в нескольких ситуациях:

  1. Компания участвует в процедуре банкротства, будучи должником.
  2. У фирмы есть долги по налогам и страховым взносам, а срок давности для взыскания не истек.

Если же ИФНС выступает кредитором, компанию можно закрыть через банкротство.

Пример 3.

ООО зарегистрировано в 2016 г., отчетность предоставлялась только один раз. До 2019 г. за компанией накопились большие долги по налогам и страховым взносам. В ходе проверки инспекторы установили, что фирма не ведет деятельность более 1 г., движения денег по банковским счетам нет.

По результатам проверки в арбитражный суд подано заявление о признании ООО банкротом и принудительной ликвидации. Через несколько месяцев после вступления решения в силу сведения из ЕГРЮЛ были исключены.

Взыскивают ли долги компании с учредителей

Многие люди ошибочно считают, что с учредителей ликвидированной компании нельзя взыскать долги. Об этом говорится в ст. 56 ГК РФ, согласно которой основатели отвечают по обязательствам в пределах своих долей в капитале.

Сейчас на основании ст. 61.11 ФЗ № 127-ФЗ дольщики могут привлекаться к субсидиарной ответственности, если кредиторы докажут, что исключение компании из ЕГРЮЛ произошло по их вине или инициативе контролирующего лица в процессе банкротства.

Срок исковой давности для предъявления требований о привлечении к субсидиарной ответственности составляет три года с момента ликвидации.

Примечание. Инициировать взыскание долгов на основании субсидиарной ответственности могут как контрагенты, так и бывшие сотрудники фирмы, если обнаружат, что она должна денег. Течение срока давности в этом случае начинается с момента, когда стало известно о задолженности.

Продемонстрируем ситуацию наглядно.

Пример 4.

У организации перед ИФНС и другими учреждениями накопились огромные долги (более 10 млн руб.). Налоговая служба подала заявление о признании ООО банкротом и взыскании всех сумм в рамках конкурсного производства. Когда решение было принято, в суд поступило заявление от бывших работников фирмы. Оказалось, что перед ними имеется долг по зарплате, в общей сложности 1 млн руб.

Имущество предприятия уже было продано, платить нечем. Суд принял решение о привлечении учредителя к субсидиарной ответственности и обязал выплачивать задолженность, возникшую по его вине.

Обжалование решения ФНС

На основании п. 8 ст. 22 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ учредители могут оспорить исключение ООО из ЕГРЮЛ в течение 1 года с момента, когда им стало известно о нарушении своих прав. Если же исключение только предстоит, подается возражение по форме № Р38001 в трехмесячный срок с момента начала процедуры.

Скачать образец возражения

Основания и способы оспаривания

Основанием для обжалования исключения из реестра может стать отсутствие причин для прекращения деятельности, несоблюдение порядка процедуры налоговой службой, а также принудительные действия, выполненные несмотря на предъявленные возражения в трехмесячный срок.

Если компанию исключили из ЕГРЮЛ, это решение можно обжаловать двумя способами:

  1. Через вышестоящий регистрирующий орган.
  2. В арбитражном суде по месту нахождения ИФНС. Досудебный порядок необязателен.

При рассмотрении жалобы регистратором госпошлина не уплачивается. Для суда придется заплатить пошлину в размере 3 000 руб. Если по результатам заявление будет удовлетворено, фирму снова включат в ЕГРЮЛ.

Как показывает практика, шансы добиться успеха через арбитражный суд значительно выше, т.к. он выступает незаинтересованным лицом. Но это может занять гораздо больше времени, чем решение проблемы в досудебном порядке. В некоторых случаях на судебное обжалование может уходить до двух месяцев.

1. Согласно п.3 ст.61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда:

1) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;

2) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;

3) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

4) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;

Каждое из указанных оснований представляет интерес и сопровождается существенными расхождениями в судебной практике, которые подлежат обсуждению.

2. Основания, в соответствии с которыми ФНС вправе исключить юридическое лицо из ЕГРЮЛ во внесудебном порядке закреплены в ст. 64.2 ГК РФ и получают раскрытие в ст. 21.1 Закона о регистрации юридических лиц. Стоит сразу отметить, что с 01.09.2017 года в статью были внесены дополнения и было увеличено количество оснований для исключения компании из ЕГРЮЛ. Так, если до 2017 года ФНС необходимо было обращаться в арбитражный суд с требованием о ликвидации юл в связи с недостоверностью сведений в реестре, то теперь ФНС вправе исключить организацию из реестра без решения суда, если запись в реестре о наличии недостоверных сведений не была исправлена в течение шести месяцев.

Прежде чем перейти к основаниям, которые перечислены в ст. 21.1 Закона о регистрации, стоит обратить внимание на Постановление КС РФ . Суд указал, что положения п. 2 ст. 21.1 Закона (в соответствии с которым юридическое лицо, обладающее необходимыми признаками недействующего юридического лица может быть исключено из ЕГРЮЛ) не могут рассматриваться как противоречащие Конституции, поскольку данные положения направлены на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в реестре, а совокупность действий регистрирующего органа по исключению юридического лица из ЕГРЮЛ, является признанием со стороны государства публично-правового интереса в выявлении фактически недействующих юридических лиц в установленном законом порядке с учетом прав и законных интересов заинтересованных лиц. При этом суд также отметил, что законом предусмотрен ряд гарантий, направленных на защиту кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются таким исключением юридического лица.

Основания исключения из ЕГРЮЛ

В соответствии со ст. 21.1 Закона о регистрации юридических лиц, общество может быть ликвидировано по инициативе ФНС при одновременном наличии двух следующих обстоятельств:

(1) ЮЛ в течение 12 месяцев, предшествующих моменту принятия решения о ликвидации, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах;

(2) не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.

По смыслу указанной нормы для целей определения признаков юридического лица в качестве недействующего следует исходить из того, что в случае наличия у юридического лица нескольких банковских счетов операции не должны производиться ни по одному из них .

В судебной практике проявляется позиция, что необходимо руководствоваться не столько формальными критериями, сколько обращаться к фактическим обстоятельствам, и отсутствие счета и непредставление налоговой и бухгалтерской отчетности в течение двенадцати месяцев не может свидетельствовать о прекращении деятельности.

Согласно позиции КС РФ , упрощенный (внесудебный) порядок исключения юридических лиц из ЕГРЮЛ рассчитан на применение в отношении тех участников гражданского оборота, деятельность которых большей частью осуществляется в области имущественных взаимоотношений и для которых проведение (или не проведение) операций по банковским счетам может служить определяющим признаком для решения вопроса, является ли организация действующей.

При этом следует учитывать, что критерии признания юридического лица фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом), в полной мере применимые в отношении коммерческих организаций, не могут с достаточной степенью вероятности свидетельствовать о фактическом прекращении некоммерческой организацией своей деятельности. Непредставление же в течение последних двенадцати месяцев документов налоговой отчетности служит основанием для возможного привлечения религиозной организации к налоговой ответственности, но не может быть признано достаточным для прекращения ее деятельности, при том что в силу действующего законодательства налоговые органы не вправе определять, прекратила ли некоммерческая организация фактически осуществлять свою уставную деятельность.

При этом процедура не может быть инициирована регистрирующим органом в соответствии с п. 1 ст. 21.1 Закона о регистрации до истечения 12 месяцев со дня прекращения предыдущей процедуры. В противном случае, решение органа будет оспорено.

Иные основания для административной процедуры исключения из ЕГРЮЛ

Внесудебный порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ применяется также в случаях:

а) невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников);

В случае обращения в суд с требованием о ликвидации по данном основанию, заявление подлежит возврату, а дело прекращению, поскольку в данном случае исключение юридического лица из ЕГРЮЛ осуществляется по решению регистрирующего органа, а не по решению суда .

б) наличия в едином государственном реестре юридических лиц сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.

Частым примером недостоверности сведений является признание недостоверным адреса юридического лица. Так, в соответствии с п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61, о недостоверности сведений может, в частности, свидетельствовать следующее:

1) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла”, «за истечением срока хранения” и т.п.);

2) адрес в действительности не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен;

3) адрес является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства;

4) адрес заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.);

5) имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости.

Гарантии защиты интересов кредиторов и иных лиц

Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати (Вестник государственной регистрации ) в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

ВС РФ отмечал, что публикация регистрирующим органом информации об исключении организации из ЕГРЮЛ в журнале «Вестник государственной регистрации” является достаточной для информирования кредиторов или иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются таким исключением.

Важно отметить, что, если регистрирующим был соблюден соответствующий порядок исключения общества из реестра, и кредиторы или иные лица впоследствии попытаются оспорить решение регистрирующего органа на основании того, что у общества есть непогашенные долги, то суд откажет в удовлетворении требований. Как правило, суды указывают, что заявитель имел возможность направить в налоговый орган возражения в соответствии со ст. 21.1 ФЗ Закона о государственной регистрации юридических лиц, проявив достаточную степень заботливости и осмотрительности, что воспрепятствовало бы исключению его из реестра. Это же позиция распространяется и на требования уполномоченных органов, которые пытаются оспорить решение регистрирующего органа из-за наличия непогашенной задолженности.

Также суды, отказывая в удовлетворении требований, указывают, что исключение общества из ЕГРЮЛ не препятствует восстановлению прав заявителя, так как в случае последующего нахождения имущества общества заявитель будет вправе воспользоваться средствами защиты, предусмотренными пунктом 5.2 статьи 64 ГК РФ (правом обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право).

Однако исключение общества из ЕГРЮЛ по формальным признакам может быть оспорено при наличии обязательств имущественного характера и наличии у общества имущества, на которое обращено взыскание. Так, в одном из дел суд признал решение ФНС незаконным, поскольку при его принятии регистрирующий орган руководствовался исключительно формальными признаками, в то время как на имущество общества было обращено взыскание. Суд отметил, что исключение общества из реестра влечет прекращение исполнительного производства, что нарушает права заявителя, и оспаривание решения ФНС является единственным способом восстановления нарушенного права.

Также ФНС обязана сделать соответствующую отметку о том, что регистрирующим органом принято решение о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ. Отсутствие данной отметки может служить основанием для отмены решения, поскольку размещение подобных сведений является гарантией защиты интересов участников и иных лиц, а ЕГРЮЛ является федеральным информационным ресурсом, обладающим признаком публичной достоверности.

Необходимо отметить, что в случае, если регистрирующий орган обращается в суд с требованием о принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке, суду на стадии принятия заявления необходимо проверить доказательства о невозможности применения административной процедуры исключения общества из реестра (доказательства предоставляет налоговый орган). При поступлении заявления о принудительной ликвидации юридического лица, отвечающего признакам недействующего юридического лица данное заявление возвращается арбитражным судом заявителю, за исключением случаев, когда решение об исключении недействующего юридического лица из реестра не принято ввиду поступления возражений или признано недействительным в судебном порядке. Если указанные обстоятельства выясняются в процессе производства по делу о ликвидации юридического лица, производство по делу подлежит прекращению.

3. Норме о принудительной ликвидации по заявлению участника непубличной корпорации уже более 5 лет. По нашим подсчетам, в стране состоялось около 300 дел с ее применением; вероятность удовлетворения требования составляет около 20%.

Помимо нескольких точечных вопросов, связанных с использованием этого положения, на наш взгляд, наиболее общий вопрос, имеющий значение для практики, это вопрос о том, стоит ли двигать «ползунок» коэффициента удовлетворения требований истцов по таким искам в сторону увеличения или оставить его на текущей позиции. Более привычно и научно этот вопрос может быть сформулирован как вопрос об основаниях применения нормы или признаках, свидетельствующих о том, что корпорация должна быть ликвидирована.

С компаративной точки зрения, во Франции норма о праве потребовать принудительной ликвидации включена в ФГК, но практика судов достаточно разнообразна. В США изначально право на такую ликвидацию отрицалось, а затем, после научной дискуссии в середине XX века, получило закрепление в Модельном законе о корпорациях, на основе которого были приняты законы примерно в половине штатов. Процедура до вынесения решения о ликвидации там многоэтапная и заслуживает внимания. В Германии, Австрии и Испании в том или ином виде норма о подобной ликвидации включена в законодательство.

В России можно считать преобладающей в доктрине и, очевидно, в судебной практике, «осторожный» подход, при котором принудительная ликвидация применяется в исключительных случаях. Суд будет использовать все возможные способы избежать ее, но, в особенности при паритетном распределении долей (например, 50 на 50), когда вероятность принудительной ликвидации серьезно возрастает, полностью она не отрицается.

В качестве гипотезы для обсуждения алгоритма de lege ferenda предлагается многоэтапная система проверки наличия оснований для принудительной ликвидации, а также использование иных способов разрешения корпоративного конфликта (назначение временного управляющего, реорганизация, исключение участника, выкуп доли), где ликвидация является последним средством разрешения конфликта.

Бизнес в силу разных причин может стать не нужен своим владельцам. Наиболее предприимчивые продают, кто-то искусственно подводит к банкротству и как говорится, концы в воду, а наиболее законопослушные собственники прибегают к добровольной ликвидации, дабы спать спокойно и не бояться за свои «фирмы-хвосты». Но наиболее часто о нем предпочитают «забыть», надеясь на «ликвидацию» ООО по решению налогового органа об исключении фирмы из ЕГРЮЛ.

Закрытие фирмы – вопрос, который законодатель отдал на разрешение учредителям. Но ликвидировать недействующее юридическое лицо вправе районная налоговая инспекция.

А был ли мальчик?

Ликвидация ООО налоговой инспекцией возможна в одном случае – когда деятельность не осуществляется.

Причинами для ликвидации ООО по инициативе налогового органа являются:

  • непредоставление отчетных документов в контролирующие органы и отсутствие операций на банковских счетах организации в течение 12 месяцев, предшествующих моменту инициирования ФНС процедуры упразднения компании (п. 1 ст. 21.1 закона «О государственной регистрации…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ);
  • допущенные при регистрации ООО нарушения законодательства (подп. 1 п. 3 ст. 61 ГК РФ);
  • отсутствие у юрлица лицензии на осуществление определенного вида деятельности (подп. 2 п. 3 ст. 61 ГК РФ);
  • организация в течение 6 месяцев не исправляет в ЕГРЮЛ содержащуюся в нем недостоверную информацию о себе. Происходит это, когда инспекция, не получив от организации ответов на свои вопросы, внесла в реестр запись о наличии недостоверной информации.
  • неоднократное нарушение обществом требований действующего законодательства (подп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ);
  • ряд иных оснований.

Ликвидация ООО во внесудебном порядке осуществляется лишь при возникновении обстоятельств, предусмотренных п. 1 ст. 21.1 закона 129-ФЗ, — во всех остальных случаях ФНС может выступать инициатором возбуждения судебного производства, направленного на упразднение компании.

Они и тебя посчитали

Для того, чтобы проверить, не принято ли такое решение в отношении Вас или ваших контрагентов, можно воспользоваться интернет-сервисом сайта ФНС России (www.nalog.ru) «Риски бизнеса. Проверь себя и контрагента». В сервисе, выбрав пункт «Сведения, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации», можно определить наличие или отсутствие публикации о предстоящем исключении из реестра конкретной организации, получив при этом дату и номер журнала, в котором опубликовано решение.

И с долгами можно?

О предстоящем закрытии фирмы должны узнать ее потенциальные кредиторы. Для этого налоговая размещает текст решения в журнале «Вестник государственной регистрации». Одновременно с решением в публикации указывается адрес, куда кредиторы могут направить претензии к фирме, и срок для их предъявления.

Важно! Сообщение в журнале приравнено к официальному уведомлению заинтересованных контрагентов ликвидируемой компании.

После публикации инспекторы ждут заявлений граждан и компаний, чьи интересы затрагиваются в связи с принудительной ликвидацией ООО. Срок ожидания равен 3 месяцам. Если такие заявления поступили, то процесс останавливается, и дальнейшие разбирательства проходят в соответствующем порядке, если нет, то на этом в ликвидации ООО налоговой инспекцией ставится точка.

Наличие у неработающей компании долгов по налогам и взносам во внебюджетные фонды (ФСС, ПФ, ФОМС) само по себе не препятствует для признания ее недействующей. Но ООО с обязательствами перед государством налоговым закрывать невыгодно, поскольку задолженность придется списать как безнадежную. Поэтому, как говорится, на налоговую надейся, а сам не плошай…

Важно! Если хотя бы от одного кредитора поступит заявление о неисполненном обязательстве со стороны фирмы, налоговая ее не закроет.

Закрыть нельзя помиловать

Контролеры, даже при наличии на то оснований, не всегда могут начать процедуру исключения фирмы из госреестра юрлиц. Процесс исключения не будет запущен, если:

  • суд постановил начать процедуру банкротства в отношении такой организации. С 28 июня 2017 г. сведения о возбуждении дела по заявлению о банкротстве включаются в ЕГРЮЛ, как и сведения о всех этапах банкротства;
  • у организации есть долги в бюджет, срок исковой давности по которым еще не прошел. В связи с новыми полномочиями налоговиков в отношении взыскания долгов по страховым взносам это справедливо и при наличии у фирмы непросроченных долгов в фонды.

Не спрятаться, не скрыться

За деятельность фирмы несут ответственность ее создатели и директора.

Исключение недействующих юридических лиц – крайняя мера для недобросовестных участников рынка, которые «бросили» бизнес. В связи с чем, для учредителей и директоров исключенной компании законом установлены неприятные последствия:

  • с 1 января 2016 года действует правило, согласно которому учредитель исключенной из реестра фирмы, владевший более 50 % голосов в ней, при наличии долгов по налогам, сборам и взносам в бюджет на момент закрытия, в течение трех лет не сможет зарегистрировать новую компанию, стать участником уже действующей организации, и не имеет право назначаться директором;
  • аналогичный запрет на открытие новой фирмы, руководство ею и покупку доли в другом юридическом лице значится в законе и для директора недействующего ООО, которое закрыла инспекция;
  • заинтересованные кредиторы, неосведомленные о том, что компания закрыта, вправе опротестовать в суде факт исключение общества из реестра и предъявить ее учредителям и директорам свои денежные претензии, а также просить полной компенсации убытков. Срок для такой защиты предоставлен достаточно длительный – один год с момента, когда лицо узнало о закрытии ООО.

Палка о двух концах

Задолженности перед бюджетом нет, но встает вопрос: нужно ли сдавать отчеты, если вы решили «забыть» про фирму?

Вопрос спорный. Если не сдавать отчеты, то от них может прийти штраф .

Штраф за нарушение сроков или непредставление нулевой декларации составляет 1 000 рублей (ст. 119 НК РФ).

Также нарушение сроков подачи декларации или ее непредставление может повлечь штраф в размере 300–500 рублей на должностное лицо организации (ст. 15.5 КоАП РФ).

Если ждать налоговую — штрафы обязательно придут, а если будет ликвидировать налоговая по решению АС, то Вам возможно придет постановление в виде «возложения ликвидации ООО на учредителя». Таким образом, вы все равно будете его ликвидировать, только уже оплатив пачку штрафов.

Есть ли спасение?

Чтобы вашу компанию не вычистили из Госреестра, достаточно подавать нулевые декларации (если деятельность не ведется), это обезопасит от санкций инспекторов.

Если процедура инициирована, то нужно предпринять следующие шаги:

  • Сдать отчетность и больше не пропускать ее сдачи. Нулевые отчеты – это гарантия существования юридического лица.
  • Провести операцию по банковскому счету. Нужно следить, чтобы в год была хотя бы одна операция: это уже гарантия того, что фирма не закроется.
  • Необходимо проверять «Вестник государственной регистрации» и информацию о компании в списке ЕГРЮЛ. Это открытые сведения, и они позволят вовремя узнать о том, что назначено административное исключение компании из реестра. Можно заявить об остановке исключения, будь это ваша компания или фирма, которая имеет перед вами дебиторскую задолженность.

И напоследок

Исключение организации из реестра есть право, а не обязанность государства в лице ИФНС. В связи с чем, собственникам фирмы, желающим ее закрыть, не следует ждать этого. И конечно, ликвидация недействующего юридического лица не влечет автоматическое аннулирование его долгов и денежной ответственности учредителей и директоров.

Поэтому, если вы окончательно решили «забыть» фирму, погасите все долги перед бюджетом, фондами и не сдавайте отчеты (иначе фирму не ликвидируют), как показывает практика, долги за не сданные отчеты налоговики «прощают».

Для более щепетильных предпринимателей, кто не хочет запятнать свою честь на будущее, целесообразнее ликвидировать свою недействующую фирму согласно законодательству. Добровольная ликвидация с нулевым балансом занимает обычно от 2 до 3 месяцев и стоит не дорого. И волки сыты и овцы целы…

admin