Принятие билля о правах

Конституция США 1787 г. Билль о правах 1791 г.

Отцы основатели США понимали необходимость создания более прочного государства. Этому способствовали следующие обстоятельства: важно было упрочить экономические связи и улучшить политическую систему. 1787 году в Филадельфии собрался континентальный конвент (он работал с 35 мая по 17 сентября) состоял из 55 делегатов (отцы основатели соединенных штатов Америки — Гамильтон, Мэдисон, Франклин и др.) конституционный конверт носил Учредительный характер, и его итогом стало создание конституции 1787 года, которую одобрили все 13 штатов. Первым президентом стал Дж. Вашингтон.

Основные принципы и идеи конституции США 1787 года:

1) республиканская форма правления

2) организация гос власти была подчинена принципу разделения властей

3) в основе государственно-территориального устройства лежал принцип федерализма (разграничивались полномочия между федеральными властями и властями других штатов)

4) жесткая конституция

Законодательную власть в США осуществляет конгресс который состоит из двух палат (сенат и палата представителей). Обе палаты формировались на основах выборов, но существовал возрастной ценз и ценз оседлости

Полномочия конгресса:

1) право устанавливать налоги, сборы пошлины

2) регулирование торговлей и финансовой системой

3) армия и флот

Сенат и палата имеют практически равные права в сфере законодательства, исключение — только палата представителей могла инициировать финансовые законы и отставку высших должностных лиц республики (импичмент). Исполнительную власть осуществляет президент. Он избирается на 4 года особой коллегией выборщиков. Президентом США может только гражданин США, родившийся на территории США, старше 35 лет с особым цензом оседлости. Так же конституция учреждала должность вице-президента.

Полномочия президента:

1) глава государства и глава правительства

2) главнокомандующий армией и флотом

3) руководит текущим управлением страной

4) с согласия сената в праве заключать международные договоры

5) обладает правом законодательного вето (преодолеть которое палаты могут только квалифицированным большинством в 2/3 (две трети) голосов)

6) гарант законности, целостности и безопасности страны

Судебная власть представлена самостоятельной судебной системой. Общефедеральную систему возглавляет верховный суд США, так же предусматривается суд присяжных. Так же конституция вводила систему сдержек и противовесов (каждая ветвь власти обладает некоторым правом влиять на другую — президент может наложить вето на законы конгресса, конгресс в свою очередь может преодолеть вето, конгресс может возбудить дело против президента и т.д.).

Билль о правах (США)

Судебная власть обладает правом контроля над любой властью. Главная цель сдержек и противовесов — не позволить ни одной ветви власти узурпировать гос. власть в целом.

Система сдерживающего контроля и взаимного уравновешивания в случае опасного дисбаланса властей нашла воплощение в следующих приемах и средствах организационного и конституционно-правового (процедурного и властно-полномочного) характера.

• Все три ветви власти организуются и функционируют на основе несовпадающих правил и принципов и тем самым облекаются неодинаковыми властными возможностями. Американский парламент (Конгресс) состоит из двух палат, одна из которых (палата представителей) избирается всего на два года (вначале в нее входили лишь мужчины из числа собственников, но не негры и не индейцы). Вторая палата (сенат) формировалась вначале законодательными собраниями штатов. Срок ее полномочий был в 3 раза больше — 6 лет. Президент избирался на 4 года и несколько иным, косвенным путем — при помощи коллегии выборщиков, выдвинутых и избранных населением каждого штата. Члены Верховного суда (вначале 5, затем 9 членов) занимали свои должности пожизненно и назначались на должность президентом, но уже под контролем сената: по каждой кандидатуре необходимо согласие сенаторов ("совет и согласие сената") общим числом в 2/3 голосов палаты.

Конгресс имеет возможность применить против президента и любого другого высшего должностного лица процедуру импичмента, когда Конгресс превращает себя в судебное учреждение, в котором нижняя палата выдвигает и обосновывает обвинение, а верхняя выносит решение после надлежащей правовой процедуры судебного разбирательства.

Президент в свою очередь наделен Конституцией законной возможностью отложить введение нежелательного ему законопроекта или резолюции. Его отлагательное вето может быть преодолено повторным голосованием обеих палат и поддержкой повторного решения большинством в 2/3 голосов.

Особые возможности для сдерживания произвола Конгресса или президента, а также других властных учреждений государства были присвоены Верховным судом с помощью прецедента.

«Билль о правах» 1791 г.: основные положения и значение.

Конституция 1787 г. закрепляла только систему органов гос. власти, и в тексте ничего не было сказано о правах и свободах человека и гражданина. На это обстоятельство в частности обращали внимание законодательные собрания штатов, которые ратифицировали основной закон государства. Со временем было принято решение внести конституционные поправки, которые получили название "Билль о правах" 1791 г. Всего Билль о правах включал в себя 10 поправок в конституцию США, автор — Дж. Мэдисон

Политические права — свобода печати, собраний и петиций

Личные права и свободы — неприкосновенность личности, жилища, запрет на постой солдат в частных домах в мирное время, право на ношение оружие

Судебные и уголовные правовые права и свободы — презумпция невиновности, право на разбирательство дела в суде присяжных, право не свидетельствовать против самого себя, право на квалифицированную юридическую помощь

Таким образом конституция 1787 года и "Билль о правах" впервые в истории человечества закрепили представительную демократию, принцип разделения властей, принцип федерализма, а так же демократические права и свободы человека и гражданина. Основной закон США оказал большое влияние на развитие конституционализма в других странах и развития идей правового государства.

Поправки

Поправка I закрепляет свободу слова, печати, мирных собраний и обращений к правительству с петициями, а также свободу совести. Из текста поправки вытекает недопустимость создания государственной религии, веротерпимость и отделение церкви от государства. В судебной практике утвердился принцип, согласно которому словесное выражение мнения утрачивает конституционную защиту, если оно совмещается с недопустимым действием.

Поправка II закрепляет право народа хранить и носить оружие в целях сохранения хорошо организованной милиции, необходимой для безопасности государства. Но она рассматривается и как конституционное право частных лиц хранить и носить личное огнестрельное оружие, хотя порядок его приобретения и условий использования регулируется законами штатов.

Поправка III запрещает размещение солдат на постой в доме без согласия владельца. Данная норма была весьма актуальной в период борьбы за независимость, в последующее время она стала восприниматься как своеобразная гарантия неприкосновенности жилища.

Поправка IV гарантирует неприкосновенность личности, жилища, бумаг и имущества от необоснованных обысков и арестов. Судебная практика истолковала данные гарантии как защиту частной собственности, частной жизни граждан.

Поправка V декларирует основные принципы судопроизводства и некоторые гражданские свободы: право на рассмотрение определенных уголовных дел судом присяжных, запрет повторного уголовного преследования за одно и то же правонарушение, запрет принуждения в уголовном деле свидетельствовать против самого себя, запрет лишать жизни, свободы или собственности без надлежащей судебной процедуры, запрет изъятия частной собственности для общественного пользования без справедливого возмещения.

Поправка VI содержит некоторые общие принципы судопроизводства: право обвиняемого на скорый суд присяжных того штата и округа, в котором совершено преступление, публичность судебного разбирательства, обеспечение обвиняемому основных процессуальных правил. Эти конституционные принципы легли в основу уголовного процесса, подверглись детальной регламентации в решениях Верховного суда США.

Поправка VII распространяет право на суд присяжных также на производство по гражданским делам.

Поправка VIII запрещает чрезмерные залоги, чрезмерные штрафы, жестокие и необычные наказания. Поправка не означает отмены смертной казни.

Поправка IX устанавливает, что перечисление в Конституции определенных прав не должно толковаться как отрицание или умаление других прав, сохраняемых за народом. Тем самым подтверждается, что перечень прав и свобод не является исчерпывающим, и недопустимо ограничивать права граждан, не закрепленные Биллем о правах.

Поправка X закрепляет один из принципов государственного устройства: полномочия, не делегированные Соединенным Штатам Конституцией и не запрещенные для отдельных штатов, сохраняются, соответственно, за штатами или за народом. Поправка подчеркивает делегированный характер полномочий Союза, и главный принцип разграничения полномочий между Союзом и штатами, а также незыблемость остаточных прав субъектов федерации.

Всего 27 поправок

1) 11-ая (одиннадцатая) поправка 1795 г — закрепила невмешательство судебных властей федерации в споры частно-правового характера

2) 12-ая (двенадцатая) -1804г — данная поправка ввела новый детализированный порядок голосования на выборах президента и вице- президента. Это было вызвано проблемами которые произошли на выборах президента в 1800 г.

3) ряд поправок 13-14-15 были приняты в период с 1865-1870 гг. Эти поправки были приняты после гражданской войны и были направлены против дискриминации населения по цвету кожи. 13 поправка — отменила рабство, 14 — провозгласила равенство всех граждан США перед законом, за исключением индейцев, 15 — предоставила избирательные права всем лицам мужского пола все зависимости от цвета кожи – для себя!!

Доклад: Билль о правах в США в 1791 г.

План

1. Исторические аспекты разработки и принятия Билля о правах

2. Характеристика Билля о правах

Список литературы

1. Исторические аспекты разработки и принятия Билля о правах

3 сентября 1783 г. в Версале были подписаны мирные договоры между воевавшими государствами, по которым США признавались независимым суверенным государством.

Победив Англию, молодая страна оказалась в крайне сложном положении. С исчезновением военной опасности порвались те узы, которые удерживали вместе 13 американских штатов. Из-за восьмилетней войны ухудшилось финансовое и экономическое положение страны. Чтобы спасти молодое государство, необходимо было установить в стране закон и порядок.

Становление основных идей конституционного права и принятие первых конституций (США 1787 г., Франции и Польши 1791 г) были связаны с борьбой молодой революционной буржуазии, возглавившей широкие слои народа, против феодального строя и феодального права, «права-привилегии».

Представители «третьего сословия» и выразители общенародных интересов Г. Гроций, Ш. Монтескье, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо и другие сформулировали многие положения, которые легли в основу современного конституционного права (о народном суверенитете, разделении властей, естественных и неотчуждаемых правах человека, парламентаризме, ответственном правительстве и др.).

Эти идеи нашли воплощение в первых конституционных документах: в Декларации независимости США 1776 г., конституции США 1787 г., во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., в польской конституции 1791 г.

Конституция США — самая «старая» из писаных конституций, действующих в настоящее время. Она была выработана конвентом, заседавшим при закрытых дверях в Филадельфии с 14 мая по 17 сентября 1787 г.

Конституция США 1787 г. Билль о правах 1791 г.

Выработанная им конституция отражала воззрения наиболее консервативной части американской правящей элиты. Один из «отцов» конституции адвокат Гамильтон рассуждал так: народ беспокоен и непостоянен, он редко рассуждает «правильно», поэтому надо предоставить власть тем, кто богат: «изменения не сулят им никаких выгод, и они будут всегда сохранять хорошее правительство».

Конституция 1787 года не ликвидировала политической автономии штатов. Она противопоставила ей сильную центральную власть. Конституция провозглашала Соединенные Штаты федеральным государством, республикой, в которой высшая законодательная власть принадлежит Конгрессу, а высшая исполнительная власть — президенту.

Основополагающим принципом был провозглашен принцип «разделения властей», выдвинутый англичанином Локком и развитый французом Монтескье.

Каждая из основных властей — законодательная, исполнительная и судебная — получала некоторую, может быть даже значительную, независимость.

Полная независимость, например, судей выражалась в их несменяемости и в праве не применять законов, противоречащих Конституции.

При существовавших в стране всевозможных вероисповеданиях, дробившихся на множество сект, в США не было установлено господствующей религии и была допущена полная веротерпимость.

Как видно, многое в Конституции США было заимствовано из идей французских просветителей. Политическая теория видела в этом гарантию против произвола: одна власть «сдерживает» другую.

Создав более прочный государственный союз (федерацию) взамен непрочного межгосударственного союза, сколоченного в ходе войны за независимость (конфедерации), конституция 1787 г. значительно облегчала промышленное развитие США, движение товаров, отвоевывание новых земель и их колонизацию.

Конституция упрочивала международное положение нового государства, облегчала его оборону против возможной агрессии со стороны феодальных монархий и самой Англии, сохранявших колоссальные земельные владения во всех трех частях Америки (Северной, Центральной, Южной).

Она была республиканской конституцией, и это было вызовом само по себе: то был конец XVIII века. Вместе с Биллем о правах американская конституция 1787 года являлась в известном смысле документом большого демократического значения, что, несомненно, сказалось в последующей истории Европы и Латинской Америки.

Д. Мэдисон внес решающий вклад в подготовку конституционных поправок к собраниям штатов в 1789 г. и утвердил в 1789 — 1791 гг., поправки, ставшие известны как Билль о правах. Поправки, составляющие Билль о правах, равнозначны по своему значению определению правового статуса американского гражданина.

В этом Билле закреплены свобода вероисповедания, свобода слова, печати, права обращения с петициями к правительству, право ношения оружия, неприкосновенность жилища и личности, право собственности, право на скорый и публичный суд, запрещение вторичного обвинения по одному и тому же делу и, как говорилось, избирательное право.

Названные права и свободы относятся лишь к политическим и личным, и среди них почти целиком отсутствуют социально-экономические права и свободы. Фактически последние ограничиваются положениями поправки V, устанавливающей, что «никакая частная собственность не должна отбираться для общественного пользования без справедливого вознаграждения» и никто «не должен лишаться… имущества без законного судебного разбирательства».

Нельзя не отметить и то немаловажное обстоятельство, что формулировки Билля довольно расплывчаты, что открывает широкий простор для их толкования и регламентации. Однако если оценивать объем прав и свобод с исторической точки зрения, то нельзя не признать, что для своего времени он был достаточно велик .

«Билль о правах» не отменял в США системы рабовладения, но вводил в молодой республике основы буржуазной демократии.

2. Характеристика Билля о правах

Уже при ратификации Конституции законодательные собрания штатов под давлением народа требовали дополнить ее статьями о правах и свободах граждан. Они ставили выполнение этих требований в качестве обязательного условия вступления в силу Конституции.

Давление широких слоев населения, а также воздействие Великой Французской революции принудили законодателя к принятию первых десяти поправок к конституции («Билль о правах»).

По конституционному Биллю о правах и в соответствии с различными специальными положениями законов частные лица защищены от определенных видов дискриминации.

Первые десять поправок к Конституции, ратифицированные 15 декабря 1791 г., образуют Билль о правах.

Особое место в Билле о правах занимает 1-я поправка, провозглашающая свободу слова, печати и собраний.

Так, поправка I говорит о свободе вероисповедания, свободе слова и печати, праве народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями: «Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению какой-либо религии или запрещающего свободное исповедание оной либо ограничивающего свободу слова или печати, либо право народа мирно собираться и обращаться к Правительству с петициями об удовлетворении жалоб».

Сохранение свободы вероисповедания (религиозной) было и является одним из самых старых и наиболее важных компонентов личной свободы. Таким образом, гарантия свободы вероисповедания является важным компонентом гражданских прав.

Важность такой свободы доказана историей человечества, начиная с Великой хартией вольностей (1215 год). Религиозные свободы заключают в себе как минимум два важных и пересекающихся принципа — свободу вероисповедания и недоказуемость религии. Чтобы избежать вмешательства в свободу вероисповедания и одновременно сохранить совместимость с основными причинами, относящимися к недоказуемости религии, важно, чтобы Правительство не отдавало предпочтения как нерелигиозной доктрине, так и какой либо определенной религии.

Полная защита религиозной свободы может потребовать сильных и эффективных норм гражданского права, защищающих от дискриминации по политическим мотивам.

На первой поправке и до сих пор базируются основные права граждан и политических объединений — партий, профсоюзов, ассоциаций и конфессий.

II поправка признает, что в целях гарантии свободы штаты имеют право содержать ополчение, а народ — хранить и носить оружие: «Поскольку хорошо организованное народное ополчение необходимо для безопасности свободного государства, право народа хранить и носить оружие не должно нарушаться».

Вокруг нее идут многолетние споры, противники свободной торговли оружием добиваются ее отмены.

Поправка III запрещает расквартирование солдат в частных домах без согласия хозяина в мирное время: «В мирное время ни один солдат не должен размещаться на постой без согласия владельца дома; однако в военное время это допускается, но лишь в порядке, предусмотренном законом». В настоящее время утратила свое актуальное значение.

Положения IV поправки гарантирует неприкосновенность личности, жилища, бумаг и имущества, касающиеся защиты от необоснованных обысков и конфискаций, запрещающие вмешательство государства в определенные сферы индивидуальных активностей: «Право народа на охрану личности, жилища, бумаг и имущества от необоснованных обысков и арестов не должно нарушаться; ни один ордер не должен выдаваться иначе как при наличии достаточного основания, и он должен быть подтвержден присягой или торжественным заявлением и содержать подробное описание места, подлежащего обыску, личностей или предметов, подлежащих аресту».

Эти положения, обычно осуществляемые посредством судебной защиты, выражают приверженность идее о том, что конкретные индивидуальные свободы — свобода самовыражения, вероисповедания и другие, направленные против необоснованных вмешательств правительства в частную жизнь, — являются существенными элементами свободного общества.

Эти меры защиты частной жизни обычно объединяются под термином «гражданские свободы».

Существовало большое количество толкований 4-й поправки. В 1928 Верховный суд решил, что установление подслушивающей аппаратуры не противоречит ей, если при этом не происходит физического вторжения посторонних в жилое помещение; в 1967 новым постановлением запрещено несанкционированное подслушивание.

В поправке V говорится о суде присяжных и процессуальных гарантиях, о запрете безвозмездного изъятия частной собственности: «Никто не должен привлекаться к ответственности за караемое смертью или иным образом позорящее преступление иначе, как по представлению или обвинительному заключению Большого жюри, за исключением дел, возбуждаемых в сухопутных или военно-морских силах либо в народном ополчении, когда оно призвано на действительную службу во время войны или угрожающей обществу опасности; никто не должен за одно и то же преступление дважды подвергаться угрозе нарушения телесной неприкосновенности или лишения жизни; никто не должен принуждаться в каком-либо уголовном деле давать показания в качестве свидетеля против самого себя; никто не может быть лишен жизни, свободы или собственности без надлежащей правовой процедуры; частная собственность не должна изыматься для общественного пользования без справедливого возмещения».

Поправки VI, VII и VIII посвящены процессуальным принципам и гарантиям, в них определялся круг уголовных и гражданских дел, которые должны были рассматриваться с участием присяжных заседателей. Эти же поправки запрещали чрезмерные налоги и штрафы, а также жестокие и необычные наказания.

Поправка VI: «При всяком уголовном преследовании обвиняемый имеет право па скорый и публичный суд беспристрастных присяжных того штата и округа, ранее установленного законом, где было совершено преступление; обвиняемый имеет право быть осведомленный о сущности и основаниях обвинения, право на очную ставку со свидетелями, показывающими против него, право на принудительный вызов свидетелей со своей стороны и на помощь адвоката для своей защиты».

Поправка VII: «Во всех исковых производствах, основанных на общем праве, где оспариваемая цена иска превышает двадцать долларов, сохраняется право на суд присяжных; ни один факт, рассмотренный присяжными, не может быть пересмотрен каким-либо судом Соединенных Штатов иначе, как в соответствии с нормами общего нрава».

Поправка VIII: «Не должны требоваться чрезмерные залоги или налагаться чрезмерные штрафы либо назначаться жестокие и необычные наказания».

Поправка IX устанавливала принцип недопустимости ограничения прав граждан, прямо не упомянутых конституцией: «Перечисление в Конституции определенных нрав не должно толковаться как отрицание или умаление других нрав, сохраняемых за народом». Эта поправка используется сторонниками расширительного толкования всех прав.

Поправка Х вообще не касалась гражданских прав: «Полномочия, которые не делегированы Соединенным Штатам настоящей Конституцией и пользование которыми ею не запрещено отдельным штатам, сохраняются за штатами либо за народом».

Сторонники суверенитета штатов, в частности, в период Гражданской войны США, часто опирались на 10-ю поправку. В 1941 Верховный суд покончил с двойственным толкованием Билля о правах, постановив, что права штатов признаются лишь в пределах, установленных федеральным законом.

Принятие Билля о правах явилось несомненной победой американской демократии. В то же время этот документ, как и сама конституция, ничего не говорит о социально-экономических правах и свободах.

Содержащиеся в Билле о правах краткие предписания получили подробнейшее истолкование в многочисленных решениях Верховного суда, а также детализированы в сотнях актов Конгресса.

Билль о правах использовался при разработке Всеобщей Декларации прав человека, принятой ООН 10 декабря 1948, и аналогичных документов, действующих во многих странах мира.

Список литературы

1. Всеобщая история государства и права / Под ред. К.И. Батыра. — М., 1995.

2. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. — М. — Юристъ, 1999. — 608с.

3. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов. Часть 2/Под общ. ред. Крашенинниковой Н.А., Жидкова О.А. — М.: НОРМА-ИНФРА • М, 1998. — 712 с.

4. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие / Под ред. В.В. Маклакова. — 2-е изд., исправ. и доп. — М.: БЕК, 1999. — 584 с.

5. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. — М., 1998.

6. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. — М., 1996.

7. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебное пособие. — М., 1997.

8. Хрестоматии по истории государства и права зарубежных стран / Под ред. Н.А. Крашенинникова. — М.: ЗЕРЦАЛО, 1999.

9. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под ред. К.И. Батыра, Е.В. Поликарповой. — М.: Юрист, 1996.

10.Хрестоматия по истории государства и права. — М., 1994.

Жидков О.А.- История государства и права зарубежных стран. Часть 2. М., 1998. С. 29.

План

1. Исторические аспекты разработки и принятия Билля о правах

2. Характеристика Билля о правах

Список литературы

1. Исторические аспекты разработки и принятия Билля о правах

3 сентября 1783 г. в Версале были подписаны мирные договоры между воевавшими государствами, по которым США признавались независимым суверенным государством.

Победив Англию, молодая страна оказалась в крайне сложном положении. С исчезновением военной опасности порвались те узы, которые удерживали вместе 13 американских штатов. Из-за восьмилетней войны ухудшилось финансовое и экономическое положение страны. Чтобы спасти молодое государство, необходимо было установить в стране закон и порядок.

Становление основных идей конституционного права и принятие первых конституций (США 1787 г., Франции и Польши 1791 г) были связаны с борьбой молодой революционной буржуазии, возглавившей широкие слои народа, против феодального строя и феодального права, "права-привилегии".

Представители "третьего сословия" и выразители общенародных интересов Г. Гроций, Ш. Монтескье, Д.

БИЛЛЬ О ПРАВАХ

Локк, Ж.Ж. Руссо и другие сформулировали многие положения, которые легли в основу современного конституционного права (о народном суверенитете, разделении властей, естественных и неотчуждаемых правах человека, парламентаризме, ответственном правительстве и др.).

Эти идеи нашли воплощение в первых конституционных документах: в Декларации независимости США 1776 г., конституции США 1787 г., во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., в польской конституции 1791 г.

Конституция США — самая "старая" из писаных конституций, действующих в настоящее время. Она была выработана конвентом, заседавшим при закрытых дверях в Филадельфии с 14 мая по 17 сентября 1787 г.

Выработанная им конституция отражала воззрения наиболее консервативной части американской правящей элиты. Один из "отцов" конституции адвокат Гамильтон рассуждал так: народ беспокоен и непостоянен, он редко рассуждает "правильно", поэтому надо предоставить власть тем, кто богат: "изменения не сулят им никаких выгод, и они будут всегда сохранять хорошее правительство".

Конституция 1787 года не ликвидировала политической автономии штатов. Она противопоставила ей сильную центральную власть. Конституция провозглашала Соединенные Штаты федеральным государством, республикой, в которой высшая законодательная власть принадлежит Конгрессу, а высшая исполнительная власть — президенту.

Основополагающим принципом был провозглашен принцип "разделения властей", выдвинутый англичанином Локком и развитый французом Монтескье.

Каждая из основных властей — законодательная, исполнительная и судебная — получала некоторую, может быть даже значительную, независимость.

Полная независимость, например, судей выражалась в их несменяемости и в праве не применять законов, противоречащих Конституции.

При существовавших в стране всевозможных вероисповеданиях, дробившихся на множество сект, в США не было установлено господствующей религии и была допущена полная веротерпимость.

Как видно, многое в Конституции США было заимствовано из идей французских просветителей.

Политическая теория видела в этом гарантию против произвола: одна власть "сдерживает" другую.

Создав более прочный государственный союз (федерацию) взамен непрочного межгосударственного союза, сколоченного в ходе войны за независимость (конфедерации), конституция 1787 г. значительно облегчала промышленное развитие США, движение товаров, отвоевывание новых земель и их колонизацию.

Конституция упрочивала международное положение нового государства, облегчала его оборону против возможной агрессии со стороны феодальных монархий и самой Англии, сохранявших колоссальные земельные владения во всех трех частях Америки (Северной, Центральной, Южной).

Она была республиканской конституцией, и это было вызовом само по себе: то был конец XVIII века. Вместе с Биллем о правах американская конституция 1787 года являлась в известном смысле документом большого демократического значения, что, несомненно, сказалось в последующей истории Европы и Латинской Америки.

Д. Мэдисон внес решающий вклад в подготовку конституционных поправок к собраниям штатов в 1789 г. и утвердил в 1789 — 1791 гг., поправки, ставшие известны как Билль о правах. Поправки, составляющие Билль о правах, равнозначны по своему значению определению правового статуса американского гражданина.

В этом Билле закреплены свобода вероисповедания, свобода слова, печати, права обращения с петициями к правительству, право ношения оружия, неприкосновенность жилища и личности, право собственности, право на скорый и публичный суд, запрещение вторичного обвинения по одному и тому же делу и, как говорилось, избирательное право.

Названные права и свободы относятся лишь к политическим и личным, и среди них почти целиком отсутствуют социально-экономические права и свободы. Фактически последние ограничиваются положениями поправки V, устанавливающей, что "никакая частная собственность не должна отбираться для общественного пользования без справедливого вознаграждения" и никто "не должен лишаться… имущества без законного судебного разбирательства".

Нельзя не отметить и то немаловажное обстоятельство, что формулировки Билля довольно расплывчаты, что открывает широкий простор для их толкования и регламентации. Однако если оценивать объем прав и свобод с исторической точки зрения, то нельзя не признать, что для своего времени он был достаточно велик .

"Билль о правах" не отменял в США системы рабовладения, но вводил в молодой республике основы буржуазной демократии.

2. Характеристика Билля о правах

Уже при ратификации Конституции законодательные собрания штатов под давлением народа требовали дополнить ее статьями о правах и свободах граждан. Они ставили выполнение этих требований в качестве обязательного условия вступления в силу Конституции.

Давление широких слоев населения, а также воздействие Великой Французской революции принудили законодателя к принятию первых десяти поправок к конституции ("Билль о правах").

По конституционному Биллю о правах и в соответствии с различными специальными положениями законов частные лица защищены от определенных видов дискриминации.

Первые десять поправок к Конституции, ратифицированные 15 декабря 1791 г., образуют Билль о правах.

Особое место в Билле о правах занимает 1-я поправка, провозглашающая свободу слова, печати и собраний.

Так, поправка I говорит о свободе вероисповедания, свободе слова и печати, праве народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями: "Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению какой-либо религии или запрещающего свободное исповедание оной либо ограничивающего свободу слова или печати, либо право народа мирно собираться и обращаться к Правительству с петициями об удовлетворении жалоб".

Сохранение свободы вероисповедания (религиозной) было и является одним из самых старых и наиболее важных компонентов личной свободы. Таким образом, гарантия свободы вероисповедания является важным компонентом гражданских прав.

Важность такой свободы доказана историей человечества, начиная с Великой хартией вольностей (1215 год). Религиозные свободы заключают в себе как минимум два важных и пересекающихся принципа — свободу вероисповедания и недоказуемость религии. Чтобы избежать вмешательства в свободу вероисповедания и одновременно сохранить совместимость с основными причинами, относящимися к недоказуемости религии, важно, чтобы Правительство не отдавало предпочтения как нерелигиозной доктрине, так и какой либо определенной религии.

Полная защита религиозной свободы может потребовать сильных и эффективных норм гражданского права, защищающих от дискриминации по политическим мотивам.

На первой поправке и до сих пор базируются основные права граждан и политических объединений — партий, профсоюзов, ассоциаций и конфессий.

II поправка признает, что в целях гарантии свободы штаты имеют право содержать ополчение, а народ — хранить и носить оружие: "Поскольку хорошо организованное народное ополчение необходимо для безопасности свободного государства, право народа хранить и носить оружие не должно нарушаться".

Вокруг нее идут многолетние споры, противники свободной торговли оружием добиваются ее отмены.

Поправка III запрещает расквартирование солдат в частных домах без согласия хозяина в мирное время: "В мирное время ни один солдат не должен размещаться на постой без согласия владельца дома; однако в военное время это допускается, но лишь в порядке, предусмотренном законом". В настоящее время утратила свое актуальное значение.

Положения IV поправки гарантирует неприкосновенность личности, жилища, бумаг и имущества, касающиеся защиты от необоснованных обысков и конфискаций, запрещающие вмешательство государства в определенные сферы индивидуальных активностей: "Право народа на охрану личности, жилища, бумаг и имущества от необоснованных обысков и арестов не должно нарушаться; ни один ордер не должен выдаваться иначе как при наличии достаточного основания, и он должен быть подтвержден присягой или торжественным заявлением и содержать подробное описание места, подлежащего обыску, личностей или предметов, подлежащих аресту".

Эти положения, обычно осуществляемые посредством судебной защиты, выражают приверженность идее о том, что конкретные индивидуальные свободы — свобода самовыражения, вероисповедания и другие, направленные против необоснованных вмешательств правительства в частную жизнь, — являются существенными элементами свободного общества.

Эти меры защиты частной жизни обычно объединяются под термином "гражданские свободы".

Поскольку текст Конституции 1787 года не содержал в себе отдельного раздела, посвященного гражданским правам и свободам, это вызвало недовольство демократически настроенных слоев населения.

Билль о правах 1791 года

Подобные поправки были приняты по требованию ряда штатов, законодательных собраний обративших внимание на отсутствие регулирования прав человека. В июне 1789 года по предложению Д. Мэдисона были внесены первые 10 поправок к Конституции, ставшие известными как Билль о правах, который был ратифицирован необходимым числом штатов к 15 де­кабря 1791 года.

Если кратко проанализировать содержание этого важнейшего документа, то Билль предоставлял право свободного исповедания, сво­боду слова, печати, собраний, обращения к правительству с требова­ниями об исправлениях злоупотреблений. Американцы получили важнейшие права хранить и носить оружие и выполнять функции ми­лиционера для своей защиты. Народ получил право на охрану личнос­ти, частной собственности: жилища, бумаг, иного имущества. При аресте гражданин Соединенных Штатов может хранить молчание, т.е. не давать показания против себя, имеет право на адво­ката, на суд присяжных, на привлечение для дачи показаний свидетелей защиты. Билль запрещал вторичное рассмотрение дела судом при­сяжных, пытки и чрезмерные наказания. Федеральная власть не могла отчуждать права ни у народа, ни у штатов, а должна была действовать в рамках делегированных полномочий.

Детально поправки касались:

33) Первая поправка – о свободе вероисповедания, свободе слова и печати, праве народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями,

34) Вторая поправка – о праве народа хранить и носить оружие,

35) Третья поправка – о запрете принудительного постоя солдат в мирное время в частных домах,

36) Четвертая поправка – о неприкосновенности личности, жилища, бумаг и имущества.

37) Пятая поправка – о суде присяжных, о процессуальных гарантиях, о запрете безвозмездного изъятия частной собственности.

38) Шестая, седьмая поправки посвящены процессуальным принципам и гарантиям; в них определялся круг уголовных и гражданских дел, которые могли рассматриваться с участием присяжных заседателей.

39) Восьмая поправка запрещает чрезмерные налоги и штрафы, а также жестокие и необычные наказания.

40) Девятая поправка установила принцип недопустимости ограничения прав граждан, прямо не упомянутых конституцией.

41) Десятая поправка, посвященная федерализму, не касалась гражданских прав.

Таким образом, Билль о правах как первые десять поправок к федеральной конституции определил основные направления демократического развития амери­канского конституционного права.

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1363; Нарушение авторских прав?;

Читайте также:

admin