Приказ МВД 203

Требования, установленные законодательством Российской Федерации к порядку допуска работников (бывших сотрудников) системы МВД России к сведениям, составляющим государственную тайну, являются едиными для сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащих и гражданского персонала внутренних войск МВД России.

1. Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 г. N 63 (далее — Инструкция), определено, что доступ граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, разрешается только при наличии у них допуска к государственной тайне по соответствующей форме (пункт 4).

Оформление гражданам допуска к государственной тайне осуществляется по месту работы (службы) (пункт 5 Инструкции).

Перечень должностей, при назначении на которые гражданам оформляется допуск к государственной тайне, определяется номенклатурой должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне (форма 3) (пункт 19 Инструкции).

Согласно пункту 5 Инструкции о порядке допуска сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов внутренних дел, военнослужащих и гражданского персонала внутренних войск МВД России к государственной тайне, утвержденной приказом МВД России от 20 августа 2010 г. N 600 (зарегистрирован в Минюсте России 2 ноября 2010 года, регистрационный N 18881), если по характеру выполняемых должностных обязанностей предусматривается доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, граждане могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска к государственной тайне по соответствующей форме.

Если лица указанных категорий уволились из организации системы МВД России, в том числе при расторжении трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий, и на них в течение 6 месяцев не затребованы карточки (форма 1), действие допуска прекращается (пункт 43 указанной Инструкции). В этом случае при назначении их на должности, которые по характеру выполняемых должностных (специальных, функциональных) обязанностей предусматривают доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, необходимо переоформление допуска к государственной тайне по соответствующей форме.

Понятие допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, раскрывается в статье 21 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» (далее — Закон) и включает в себя, в том числе, письменное согласие на проведение в отношении граждан полномочными органами проверочных мероприятий; определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных Законом; принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.

Таким образом, работники (бывшие сотрудники) системы МВД России привлекаются к выполнению работ со сведениями, составляющими государственную тайну, только при наличии у них оформленного в установленном порядке допуска к государственной тайне.

Следует учесть, что указами Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» и от 5 мая 2014 г. N 300 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» установлена предельная штатная численность сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России.

В этой связи в случае необходимости привлечения работников (бывших сотрудников) системы МВД России к работе со сведениями особой важности, совершенно секретными и секретными в соответствующих подразделениях системы МВД России необходимо отнесение их должностей к должностям, при назначении на которые гражданам оформляется допуск к государственной тайне, или введение новых штатных должностей работников путем внесения изменений в штатные расписания и, соответственно, в номенклатуру должностей (пункт 25 Инструкции).

При этом в номенклатуру включаются только те должности, по которым допуск работников к государственной тайне действительно необходим для выполнения ими должностных (специальных, функциональных) обязанностей (пункт 21 Инструкции).

2. Пунктом 1 Правил выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. N 573, установлено, что ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе (за исключением военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и уголовно-исполнительной системы), выплачивается в зависимости от степени секретности сведений, к которым эти граждане имеют документально подтверждаемый доступ на законных основаниях.

При определении размера ежемесячной процентной надбавки учитывается объем сведений, к которым указанные граждане имеют доступ, а также продолжительность срока, в течение которого сохраняется актуальность засекречивания этих сведений. Ежемесячная процентная надбавка выплачивается за счет утвержденного в установленном порядке фонда оплаты труда.

Пунктом 2 указанного постановления Правительства Российской Федерации федеральным органам государственной власти поручено устанавливать в подведомственных им организациях размеры ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны в соответствии с утвержденными Правилами.

В целях реализации данного предписания издан ряд ведомственных нормативных актов МВД России.

Приказом МВД России от 13 июня 2007 г. N 519 (зарегистрирован в Минюсте России 12 июля 2007 года, регистрационный N 9825) утверждена Инструкция о выплате ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов внутренних дел Российской Федерации, допущенных к государственной тайне. Согласно пункту 1 указанной Инструкции федеральным государственным гражданским служащим и работникам органов внутренних дел Российской Федерации, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, выплачивается ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют документально подтвержденный доступ на законных основаниях.

В соответствии с пунктом 2 данной Инструкции допущенными к государственной тайне на постоянной основе считаются федеральные государственные гражданские служащие и работники органов внутренних дел Российской Федерации, имеющие оформленный в установленном законом порядке допуск к сведениям соответствующей степени секретности, на которых возложена обязанность постоянно работать со сведениями, составляющими государственную тайну, в силу должностных (функциональных) обязанностей.

Относительно условий выплаты надбавки военнослужащим внутренних войск МВД России и сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации установлены аналогичные нормы.

Приказом МВД России от 7 августа 2007 г. N 699 (зарегистрирован в Минюсте России 8 октября 2007 г., регистрационный N 10272) утверждена Инструкция о выплате ежемесячных процентных надбавок к месячному окладу в соответствии с занимаемой воинской должностью (должностному окладу, тарифной ставке) военнослужащих и гражданского персонала внутренних войск МВД России, допущенных к государственной тайне.

В Разделе I данной Инструкции «Ежемесячная процентная надбавка к месячному окладу в соответствии с занимаемой воинской должностью (должностному окладу, тарифной ставке) военнослужащих и гражданского персонала внутренних войск МВД России, допущенных к государственной тайне на постоянной основе» определено, что допущенными к государственной тайне на постоянной основе считаются военнослужащие и лица гражданского персонала, имеющие оформленный в установленном законом порядке допуск к сведениям соответствующей степени секретности и на которых возложена обязанность постоянно работать со сведениями, составляющими государственную тайну, в силу своих должностных (функциональных) обязанностей (пункт 2).

В отношении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в пункте 21 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31 января 2013 г. N 65 (зарегистрирован в Минюсте России 6 мая 2013 года, регистрационный N 28315), закреплено: «сотруднику, допущенному к государственной тайне на постоянной основе, выплачивается ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размере до 65 процентов, в зависимости от степени секретности сведений, к которым он имеет доступ».

Размеры надбавки, устанавливаемой в соответствии с имеющейся степенью секретности, определены приказом МВД России от 20 февраля 2012 г. N 107дсп «О ежемесячной надбавке за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» (зарегистрирован в Минюсте России 20 марта 2012 г., регистрационный N 23524).

Под постоянной работой со сведениями, составляющими государственную тайну, следует понимать работу с этими сведениями независимо от порядка и условий их получения (в виде письменного документа, при использовании технических средств, в процессе обучения и др.), а также независимо от продолжительности работы и ее периодичности в течение года (приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 мая 2011 г. N 408н «О порядке выплаты ежемесячных процентных надбавок гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны»).

Необходимо отметить, что работа на постоянной основе может включать в себя работу на условиях неполного рабочего времени (в том числе, по ставке 0,5), что не влечет за собой каких-либо ограничений трудовых прав (статья 93 Трудового кодекса Российской Федерации). Таким образом, лицо, занятое на условиях неполного рабочего времени, имеет право на выплату ему надбавки за работу со сведениями, составляющим государственную тайну, пропорционально отработанному времени.

Следует учитывать, что надбавка не выплачивается федеральным государственным гражданским служащим и работникам органов внутренних дел Российской Федерации, работающим: по совместительству и получающим надбавку по основному месту работы; с почасовой оплатой труда; на основании гражданско-правовых договоров.

С учетом вышеизложенного работники (бывшие сотрудники) системы МВД России могут быть привлечены к работе со сведениями, составляющими государственную тайну, и получать ежемесячную процентную надбавку за работу с указанными сведениями только при наличии следующих условий:

1. Отнесение имеющихся должностей к должностям, при назначении на которые гражданам оформляется допуск к государственной тайне, или введение новых штатных должностей работников путем внесения изменений в штатные расписания и, соответственно, в номенклатуру должностей.

2. Оформление в установленном законодательством Российской Федерации порядке допуска к работе со сведениями, составляющими государственную тайну.

3. Заключение трудового контракта на условиях работы со сведениями, составляющими государственную тайну, на постоянной основе.

Налаженное делопроизводство во многом позволяет экономить время и силы на подготовку, исполнение и поиск документов. В то же время нерациональное документационное обеспечение сопровождается большими организационными и временными издержками. Каждое лишнее управленческое звено снижает скорость исполнения документов, одновременно увеличивая их объем. Каждый необоснованный документ тяжким бременем ложится на плечи исполнителей, рядовых сотрудников, особенно в территориальных органах МВД России на районном уровне, отвлекая от исполнения прямых обязанностей.

Проблема заорганизованности, переизбытка документов в ОВД (из-за чего нашу систему нередко именуют «бюрократической») была всегда. Осуществление правоохранительных функций и оказание государственных услуг сопровождается получением, изучением, составлением, оформлением, направлением массы самых различных документов . Обязательного документирования требует осуществление правовой и кадровой работы, финансово-хозяйственной деятельности. В виде документов оформляется большинство управленческих решений.

Однако после реформы МВД России, сокращения численности личного состава и подразделений, особенно на районном уровне, вопрос снижения документационной нагрузки на сотрудников территориальных органов приобрел особую остроту.

К сожалению, в последние годы сохраняется устойчивая тенденция увеличения документооборота. За 2013–2017 годы количество официальных документов, зарегистрированных в системе МВД России, увеличилось на 18,3% (в среднем на 3,7% в год) и превысило 130 миллионов (131 874 626). Особенно заметен рост объемов переписки в центральном аппарате МВД России (+55,7%), в территориальных органах этот показатель втрое меньше (+17,9%). В основном прирост документооборота образуется за счет входящих документопотоков (+18,8%, в среднем на 3,8% в год), в том числе в центральном аппарате Министерства – на 78,4% (+15,7% в год), в территориальных органах – на 17,7% (+3,5% в год). В то же время число подготовленных документов оставалось относительно стабильным, как в целом (+1,1%), так и в территориальных органах МВД России (+0,9%), заметно увеличившись только на федеральном уровне (+17,6%, +3,5% в год). Рост документооборота в территориальных органах МВД России в основном обусловлен увеличением переписки с подчиненными ОВД, с органами, организациями, не входящими в систему МВД России, удельный вес которой составляет приблизительно треть от общего объема.

При этом на количественную характеристику документооборота сложно повлиять, так как изменение объемов переписки в большинстве случаев обусловлено объективными причинами. В их числе стоит отметить требования законодательства, интенсификацию переписки с органами государственной власти, местного самоуправления, сторонними организациями и гражданами, активизацию деятельности межведомственных органов.

Так, почти не поддается воздействию объем документов специального делопроизводства, которые оформляются в соответствии с законными актами, независимо от воли руководителей (уголовно-процессуальные, уголовные, административные, кадровые, финансовые, хозяйственные).

Неизбежно увеличение переписки в ходе изменений организационно-штатного построения. Так, в 2016 году, в ходе интеграции в состав МВД России подразделений по вопросам миграции, в ОВД по Тверской области удельный вес докумен­тов этой направленности составил четвертую часть годового документооборота (337 698 из 1 227 560, или 27,5%).

Зачастую рост корреспонденции обусловлен реализацией новых решений. Так, практически удвоился документооборот во время опытной эксплуатации государственной автоматизированной системы правовой статистики (ГАС ПС ). Резкое изменение количественных характеристик переписки наблюдалось в 2014 и 2016 годах при введении в действие новых правил подготовки сведений по вопросам делопроизводства . Дублированием бумажных и электронных форм документов сопровождалось внедрение электронного документооборота .

Объяснимо увеличение объема документационных потоков , связанное и с проведением массовых мероприятий, например, выборной кампании, саммитов, Олимпийских игр, Кубка конфедерации и чемпионата мира по футболу.

Практически невозможно изменить число поступающих обращений (жалоб), и вряд ли нужно это делать, поскольку в данном случае речь идет о реализации законного права граждан обращаться в федеральный орган исполнительной власти. В 2017 году в системе МВД России рассмотрено 3 808 535 (+7,9%) обращений, при этом в некоторых ОВД средняя нагрузка на одного участкового по рассмотрению обращений граждан превышала пять материалов в день. И не всегда рост количества обращений зависит от деятельности ОВД. Спровоцировать всплеск активности населения может любая ситуация, вызвавшая общественный резонанс. Этому также способствует развитие и доступность технических способов отправки корреспонденции, например, сети Интернет. И это хорошо, это говорит о растущем доверии граждан, об изменении в лучшую сторону общественного мнения и, как это ни парадоксально, о положительной оценке нашей работы.

Единственным существенным ресурсом сокращения объемов переписки остается общее делопроизводство, то есть число организационно-распорядительных документов, возникающих в ходе документационного обеспечения отдельных элементов управленческого цикла (планирования, организации, анализа, контроля, оценки, работы коллегиальных органов). По разным причинам не все документы в данной сфере подготовлены исходя из объективной необходимости и обладают должным управленческим эффектом.

За годы относительно стабильного функционирования в центральном аппарате Министерства внутренних дел и его территориальных органах сложилась практика издания управленческих решений (указаний, планов, протоколов), которые, наряду с мероприятиями общего характера («усилить», «продолжить», «активизировать»), как правило, содержали поручения о периодическом (ежемесячном, ежеквартальном) докладе о принятых мерах.

Кроме того, подразделениями МВД России формировались многочисленные необоснованные запросы и указания по линиям служб о предоставлении в вышестоящие органы самой разнообразной информации. Причем эти указания «на всякий случай» оставались действующими даже при утрате актуальности запрашиваемых данных. Так, в ходе изучения документационного обеспечения управления в 2012 году в УМВД России по Калужской области обнаружено, по неполным данным, не менее 250 приказов, указаний, писем, требований, протоколов совещаний, планов и обзоров Министерства, требующих периодического направления справочных данных, отчетов и статистических сведений.

Имеющиеся недостатки в регионах, как правило, усиливались, способствуя дальнейшему росту документооборота. В 2015 году в ОВД одного из субъектов Российской Федерации выявлены 133 действующих плана, включающие в общей сложности 3 782 мероприятия. Несмотря на то, что планы не были предусмотрены указаниями МВД России, а большинство мероприятий дублировали нормативные акты и функциональные обязанности сотрудников, все органы и подразделения исправно сдавали справки об исполнении. В итоге на момент проверки объем справочной информации превышал 6,5 тысячи листов (27 томов).

При этом, как показала практика, отдельные управленческие решения и запреты в этой области малоэффективны. Так, в течение многих лет подразделениями МВД России игнорировались требования нормативных правовых актов, запрещающие без письменного разрешения руководителей МВД России запрашивать и представлять статистические сведения, не предусмотренные государственной или ведомственной отчет­ностью .

Поэтому был взят курс на постоянный мониторинг состояния документационного обеспечения управления в ОВД, целенаправленную выработку и последовательную реализацию системы мер, направленных на его совершенствование. Оптимизация документооборота находится на постоянном контроле руководства Министерства.

За последние семь лет делопроизводство дважды в целевом порядке изучалось на базе конкретных подразделений . Заметной вехой на этом пути можно считать всестороннее изучение делопроизводства в 2012 году на базе УМВД России по Калужской области.

Его результаты показали реальный масштаб проблемы и позволили комплексно подойти к ее решению.

Данная тема неоднократно обсуждалась на заседаниях коллегиальных органов, в том числе и в прямой постановке . Вопрос оптимизации документооборота в обязательном порядке изучается в ходе проверок органов и подразделений. Подготовлено и утверждено не менее семи управленческих решений, содержащих конкретные поручения в области документирования, документооборота и обеспечения делопроизводства.

Так, в целях сокращения числа подготавливаемых документов изменена система планирования деятельности ОВД, несколько планов упразднено, сокращены объемы переписки в рамках ведомственного контроля и контроля исполнительской дисциплины; изменен порядок организации и проведения оперативно-профилактических операций (мероприятий), проведено несколько кампаний по оптимизации ведомственной статистической отчетности, изменен порядок работы некоторых совещательных органов МВД России.

Отменены утратившие актуальность отдельные распорядительные акты и указания подразделений МВД России о периодическом представлении информации, а с первого января 2018 года считаются утратившими действие все документы, подписанные руководителями (должностными лицами) подразделений центрального аппарата МВД России и содержащие поручения (указания) такого характера. Более того, Министром принято решение в случае направления в территориальные органы МВД России необоснованных указаний (поручений) о предоставлении сведений командировать инициаторов запроса в регионы для его самостоятельного выполнения.

Предпринимались попытки обратиться в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с предложениями об упорядочении информационного обмена, связанного с работой координационных совещаний руководителей правоохранительных органов различного уровня.

Оптимизации приема, регистрации, рассмотрения, исполнения, отправки, хранения документов, то есть документооборота в узком смысле слова, во многом способствовали введение в действие СЭД, дополнение его специальными функциями учета и поиска документов, статистической отчетности, а также автоматизация контроля за исполнением документов, обеспечивающая его оперативность и полноту.

Заметные усилия направлены на совершенствование организационного, нормативного, технического и иного обеспечения делопроизводства. За пять лет изданы три распоряжения МВД России, направленные на оптимизацию документооборота и ограничение полномочий руководителей структурных подразделений МВД России в указанной сфере . В ведомственную инструкцию по делопроизводству внесены изменения, преду­сматривающие элементы классификации управленческих документов , а также норма, согласно которой информационные документы не должны содержать указания (поручения), в том числе о предоставлении справочных и статистических сведений .

Большинство ведомственных актов в той или иной степени касаются вопросов делопроизводства , поэтому при их подготовке в обязательном порядке учитывается требование оптимизации документооборота. Так, Регламентом внутренней организации Министерства, утвержденным приказом от 17.10.2013 № 850, сокращен перечень справочных материалов (информаций) и получающих их подразделений центрального аппарата МВД России. Изменены нормы информационного обмена в рамках зонального контроля .

При введении в действие нового Наставления об основах организации и тактики оперативно-разыскной деятельности ОВД приняты меры к сокращению числа документов, подготавливаемых для проведения оперативно-разыскных мероприятий. Из проектов распорядительных актов исключаются необоснованные указания о рассмотрении вопросов на коллегиях, оперативных совещаниях.

Организационные меры касаются, в первую очередь, совершенствования функционирования отделов делопроизводства и режима (канцелярий) органов внутренних дел, обеспечения соответствия их структуры и штатной численности уровню органа, объему его документооборота. В территориальных органах МВД России на региональном уровне этой цели должно послужить планируемое упорядочение (укрупнение) их канцелярий, то есть исключение лишних звеньев прохождения документации, а также отмена отдельных бланков структурных подразделений аппаратов ОВД.

В 2016–2017 годах разработаны и введены в действие оценочные критерии документационного обеспечения управления на уровне отраслевых методик, а недавно впервые увидела свет методика оценки организации и эффективности делопроизводства и соблюдения установленного порядка работы с документами территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях .

Принимаются меры по упорядочению учета и анализа документационных потоков. В частности, начиная с 2016 года ежегодные отчеты по вопросам делопроизводства составляются с учетом данных о шифртелеграммах, объемах внутренней служебной переписки и электронного документооборота. Прорабатывается возможность введения единого регистрационного номера входящего или подготовленного документа, что позволит разграничить объем переписки и реальное количество документов, обращающихся в системе. Принято решение об обязательном ежегодном анализе состояния документооборота в системе МВД России в рамках ведомственного контроля.

Всё более активно в решение проблем документооборота вовлекается ведомственный научный потенциал. Так, Академией управления МВД России проводится исследование на тему «Формирование научно обоснованных предложений по оптимизации документооборота при подготовке, принятии и реализации управленческих решений в системе МВД России».

Практически достигнуты производственные мощности СЭД, созданы программные решения по автоматизации большинства делопроизводственных процессов и работы исполнителей с обращениями, вследствие чего отмечается существенное сокращение документов на бумажных носителях, уменьшение количества и объема номенклатурных дел. В 2017 году в СЭД зарегистрировано почти 83 миллиона документов (82 719 371), что в два раза больше, чем в 2016 году (43 730 317) и в 26 раз превышает показатель 2015 года (3 190 340). С 2015 года по настоящее время число подключенных к сервису провайдеров возросло с 4 681 до 7 884 (+68,4%), а число активных пользователей увеличилось более чем вдвое, превысив 120 тысяч (122 491).

С 1 декабря 2015 года работа с обращениями граждан осуществляется исключительно с использованием СЭД, без применения иных учетных форм.

К сожалению, не все мероприятия реализуются в полном объеме и с должной эффективностью. Так, три попытки оптимизации ведомственной статистической отчетности, предпринятые в 2011–2014 годах , вопреки намеченному, заканчивались увеличением числа показателей в каждой из «актуализированных» форм отчетности в среднем на 10%, а иногда и в несколько раз, например, в формах 1-АП (рост на треть), «Профилактика» (в 2,4 раза), «Антитеррор» (в 7 раз).

Не принесли ожидаемых результатов мероприятия по оптимизации документооборота, предусмотренные протоколом от 29.10.2013 № 8см.

До настоящего времени выявляются факты необоснованного истребования информации. При проверке УМВД России по Тверской области выявлено, как минимум, 100 документов МВД России, предусматривающих регулярное представление информации, из них 68 – за подписью должностных лиц заинтересованных подразделений. По примерным подсчетам, во исполнение этих указаний каждому территориальному органу МВД России на региональном уровне необходимо ежегодно представлять в подразделения Министерства не менее 1400 отчетов.

В регионах остаются актуальными проблемы, связанные с невыполнением требований МВД России по сокращению аналитических и планирующих документов, заорганизованностью совещательных органов, необоснованным истребованием данных из ОВД районного уровня.

В этой связи необходимо добиться неукоснительной и эффективной реализации принятых решений не только в центральном аппарате, но и в регионах, активизировать работу по выявлению и пресечению «несанкционированных» требований, запросов, форм отчетности. С другой стороны, после того, как Министр дал право руководителям территориальных органов напрямую обращаться к нему с примерами необоснованного истребования данных, мы ждем большей активности с мест.

Значительные резервы просматриваются в оптимизации внутренней переписки, исключении декларативных, дублирующих управленческих решений, использовании бездокументационных форм. Например, контроль за исполнением ранее данных поручений, осуществляемый руководителем в устной форме, позволяет избежать направления лишних справок и отчетов.

Следует продолжать работу по устранению проблем, связанных с перекосами в нормативном правовом обеспечении делопроизводства, децентрализацией канцелярий на всех уровнях управления, и завышенными правомочиями структурных подразделений аппаратов в указанной сфере. Кроме того, после введения в действие нового Государственного стандарта ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов» и издания новой редакции методических рекомендаций Росархива по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти , требуется разработка новых редакций ведомственных инструкций по делопроизводству и организации рассмотрения обращений граждан , детализирующих вопросы автоматизации в соответствующих сферах дело­производства.

Всё большее значение приобретает кадровое обеспечение, обучение личного состава. По некоторым данным, до 80% времени сотрудников ОВД уходит на работу с документами. Как следствие, умение подготавливать (составлять) документы, знание основ делопроизводства и владение современными техническими средствами становятся важнейшими профессиональными навыками и непременными условиями сокращения затрат времени и сил на работу с документами. В этой связи выглядит перспективным включение лекций по документационному обеспечению управления в учебные программы повышения квалификации, высших академических курсов, а также проведения совещаний-семинаров. Следует учить сотрудников не только общей теории управления, но и штабной культуре, деловому стилю написания документов, умению подготавливать проекты управленческих решений.

С учетом дальнейшего развития информатизации следует обеспечить своевременную модернизацию функциональных возможностей СЭД, максимальный переход на электронные формы документов, сокращение объемов корреспонденции, обрабатываемой в СЭД, путем использования иных сервисов, например, для передачи и обобщения периодической отчетности, не относящейся к государственной или ведомственной. В числе первоочередных мероприятий также предусмотрены: автоматизация обмена документами при рассмотрении обращений между Управлением Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций и МВД России; совершенствование порядка заполнения сведений на портале ССТУ.РФ об обращениях граждан и организаций, поступивших в территориальные органы МВД России; установка в Приемной МВД России терминала электронной очереди, интегрированного с СЭД, включающего функцию проверки по базе данных учета лиц, объявленных в федеральный розыск.

Окончательного решения ждет проблема документационной нагрузки, связанной с формированием ведомственной статистической отчетности. По-прежнему более половины статотчетов готовятся в «ручном контуре» на основе различных информационных носителей, не отвечая требованиям достоверности, с максимальными трудозатратами. При этом эффективность использования (прикладное значение) многих форм вызывает обоснованные сомнения.

Нельзя останавливаться в попытках решения «внешних» вопросов, например, оптимизации информационного обмена с аппаратами полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, деятельности межведомственных совещательных органов.

Думаю, в ближайшие годы задача оптимизации документооборота останется в числе приоритетных. При этом необходимо добиться, чтобы каждый руководитель под этой формулировкой подразумевал резерв и возможность снижения нагрузки на подчиненных.

Следует, наконец, понять, что количество подготовленных планов, протоколов, справок, отчетов никоим образом не свидетельствует об эффективности управления, не заменит непосредственной живой, организаторской работы в подчиненных органах и подразделениях и не может служить объективным критерием ее оценки.

Сноски:

Документационное обеспечение управления или делопроизводство – отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами (ГОСТ Р 51141-98. Государственный стандарт Российской Федерации. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения.). Здесь и далее – прим. редакции.

Документооборот – элемент дело­производства, включающий движение документов внутри органа или подразделения с момента их получения или создания до завершения исполнения, отправки или сдачи в дело, то есть получение, регистрацию, рассмотрение, исполнение, контроль, отправку, хранение документов.

Документ, документированная информация – зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать (ГОСТ Р 51141-98. Государственный стандарт Российской Федерации. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения).

Документирование – элемент делопроизводства, включающий подготовку и оформление документов.

В соответствии с Концепцией создания государственной автоматизированной системы правовой статистики, разработанной Генеральной прокуратурой Российской Федерации, одобренной 15 декабря 2011 г. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации.

Введение в действие приказов от 11.06.2013 № 450 «О порядке организации работы по представлению сведений по вопросам делопроизводства, рассмотрения обращений граждан и организаций, состояния защиты государственной тайны» и от 30.06.2016 № 360 «О порядке организации работы по представлению органами, подразделениями и организациями системы МВД России сведений по вопросам делопроизводства, рассмотрения обращений граждан и организаций, состояния защиты государственной тайны».

Введен в действие приказом МВД России от 10.04.2015 № 016 «Вопросы организации эксплуатации единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России». Далее также – СЭД.

В зависимости от места создания и направления движения документы подразделяются на исходящие (созданные в органе и отправляемые в адрес других органов, организаций или граждан), входящие (поступающие в ОВД из других органов (организаций) или от граждан) и внутренние (созданные в органе и не подлежащие отправке).

Приказы МВД России от 18.10.2005 № 840, от 26.09.2012 № 890.

УМВД России по Калужской (2012 год) и Тверской (2017 год) областям.

Протокол совещания у Министра внутренних дел Российской Федерации от 29.10.2013 № 8см, вопрос 3.

Распоряжения МВД России от 27.05.2013 № 1/4870 «О мерах по совершенствованию документо­оборота», от 20.11.2013 № 1/10888 «Об оптимизации документооборота в системе органов внутренних дел», от 26.04.2018 № 1/4646 «Об оптимизации документационного обеспечения управленческой деятельности в системе МВД России».

Общепринятой классификации управленческих документов не существует. Условно к ним можно отнести распорядительные, отчетные (информационные) и документы общего характера (например, акт).

Приказ МВД России от 25.08.2018 № 555 «О внесении изменений в Инструкцию по делопроизводству в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденную приказом МВД России от 20.06.2012 № 615».

Например, все статусные документы (положения, уставы) касаются вопросов организации делопроизводства и полномочий руководителей в этой сфере. Большинство инструкций и наставлений содержат требования о представлении информации и (или) порядке оформления и содержании управленческих решений.

Приказ МВД России от 29.06.2018 № 414 «О внесении изменений в приказ МВД России от 3 февраля 2012 г. № 77 «Об основах организации ведомственного контроля за деятельностью органов внутренних дел Российской Федерации».

Приказ МВД России от 04.04.2013 № 001.

Распоряжение МВД России от 28.09.2018 № 1/11134.

Сведения об административной практике органов внутренних дел Российской Федерации.

Отчет о профилактической работе органов внутренних дел.

Отчет о преступлениях террористического характера, экстремистской направленности и связанных с террористической деятельностью.

По сведениям подразделений центрального аппарата МВД России, без учета шифртелеграмм.

Утвержден приказом Росстандарта от 8 декабря 2016 г. № 2004-ст. Вступил в силу с 1 июля 2018 года.

Взамен Методических рекомендаций, утвержденных приказом Росархива от 23 декабря 2009 г. № 76.

Приказы МВД России от 20.06.2012 № 615 и от 12.09.2013 № 707.

ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ

В последнее время в средствах массовой информации все чаще поднимается вопрос об электронном документообороте в системе органов внутренних дел. В рамках настоящей статьи порядок работы с электронными документами в системе органов внутренних дел.

Порядок работы с электронными документами утверждён приказом МВД России от 20 июня 2012 года № 615 «Об утверждении инструкции по делопроизводству в органах внутренних дел Российской Федерации» (далее — Приказ № 615).

Согласно указанному приказу, электронный документ должен быть оформлен по общим правилам делопроизводства и иметь реквизиты, установленные для аналогичного документа на бумажном носителе, за исключением оттиска печати и изображения государственного герба Российской Федерации.

Электронные документы создаются, обрабатываются и хранятся в системах электронного документооборота.

Приказом МВД России от 4 мая 2012 года № 404 «О вводе в опытную эксплуатацию единой автоматизированной информационной системы электронного документооборота и делопроизводства» утверждён порядок опытной эксплуатации единой автоматизированной информационной системы электронного документооборота и делопроизводства (далее — ЕАИС «ЭДиД») в подразделениях центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальных органах МВД России.

ЕАИС «ЭДиД» вводится в опытную эксплуатацию с целью обеспечения регистрации и учёта входящей и исходящей корреспонденции, обращений граждан и организаций (в том числе поступающих по сети Интернет), автоматической пересылки электронных образов документов, контроля исполнения документов и отчётности по поручениям министра внутренних дел Российской Федерации, его заместителей, руководителей подразделений центрального аппарата МВД России и территориальных органов МВД России.

ЕАИС «ЭДиД» является прикладным программным обеспечением, предназначенным для автоматизации следующих задач в режиме WEB-доступа:

1) регистрации и учёта входящей корреспонденции, обращений граждан и организаций с возможностью их потокового сканирования;

2) контроля исполнения поручений и резолюций;

3) регистрации и учёта исходящих документов, в том числе и ответов гражданам;

4) регистрации и учёта приказов, указаний, директив МВД России;

5) регистрации законодательных и подзаконных актов, издаваемых федеральными органами государственной власти по вопросам деятельности МВД России;

6) формирования реестров рассылок, печати адресов на конвертах;

7) организации автоматического обмена электронными образами документов между подразделениями центрального аппарата МВД России и территориальными органами МВД России;

8) организации архивного хранения электронных образцов документов;

9) поиска зарегистрированных документов как по отдельным реквизитам (атрибутивный поиск), так и по их совокупности, в том числе контекстного (полнотекстового) поиска;

10) вывода отчётов в установленных или корректируемых форматах.

В соответствии с Приказом № 615 для подтверждения подлинности электронных документов используется электронная подпись.

Обеспечение правовых условий для использования электронной подписи в электронные документах, при соблюдении которых электронная подпись признаётся юридически равнозначной собственноручной подписи человека в документе на бумажном носителе, осуществляется Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 63-Ф3 «Об электронной подписи» (далее — Закон «Об электронной подписи»). В Законе «Об электронной подписи» устанавливаются права и обязанности обладателя электронной подписи. В соответствии с Законом «Об электронной подписи» владельцем сертификата ключа подписи (обладателем электронной подписи) является физическое лицо, на имя которого удостоверяющим центром выдан сертификат ключа подписи и которое владеет соответствующим ключом, позволяющим с помощью средств электронной подписи создавать личную электронную подпись на электронных документах (подписывать электронные документы).

Состав электронных документов, обращающихся в системе электронного документооборота, определяется приказом МВД России от 31 мая 2011 года № 600 «Об утверждении Перечня документов, образующихся в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, с указанием сроков хранения, создание, хранение и использование которых осуществляется в форме электронных документов» (далее — Перечень).

Перечнем определяются документы, не содержащие сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, создание, хранение и использование которых осуществляется на машинных носителях в форме электронных документов при организации внутренней деятельности, с указанием сроков хранения документов.

Электронные документы формируются в дела в соответствии с номенклатурой дел и индексируются в порядке, установленном в отношении дел, составленных из документов на бумажном носителе.

При составлении номенклатуры дел указывается, что дело ведется в электронном виде.

Сроки хранения документов, установленные Перечнем и указанные в номенклатурах дел, едины для документов на бумажных и электронных носителях.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что в настоящий момент утверждён чёткий порядок ведения работы с электронными документами, что позволяет внедрить в деятельность всех подразделений системы МВД России ЕАИС «ЭДиД».

Внедрение системы электронного документооборота в деятельности органов внутренних дел позволит усовершенствовать документационное обеспечение органов внутренних дел Российской Федерации, повысить уровень информационной поддержки организационно-управленческой деятельности подразделений центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальных органов МВД России, повышения эффективности работы с обращениями граждан и организаций.

Правовое управление

Одна из задач полиции как государственного органа — обеспечение общественной безопасности и общественного порядка. На полицию возложена функция по поддержке существующей системы отношений между гражданами и организациями, при которой государством гарантируются основные свободы, закрепленные в Конституции. Граждане и представители юридических лиц обязаны выполнять законные распоряжения сотрудников органов внутренних дел.

У каждого есть право убедиться в правомочиях лица и в его статусе. Согласно законодательству, одной формы для этого недостаточно. Вопросы у граждан возникают по поводу положений, которые содержит 615 приказ МВД (пункт 53): доверенность, подтверждающая право действовать от имени ОВД, в нем упомянута в качестве документа, обязательного в некоторых случаях для подтверждения полномочий. Читайте обзор нормативно-правового акта.

Общий обзор приказа

Так называемый 615 приказ МВД по делопроизводству принят министерством внутренних дел 20 июня 2012 года, им утверждена инструкция по делопроизводству в ОВД. Собственно, поэтому приказ и носит в обиходе такое короткое наименование (официальное начинается со слов — «Об утверждении Инструкции…»).

Документ достаточно обширный: состоит из 295 пунктов и подробно регламентирует вопросы обработки корреспонденции, составления внутренней документации в органах внутренних дел. Инструкция имеет большое значение для сотрудников соответствующих отделов ОВД и их руководителей. Для остальных же граждан представляет интерес только положение, изложенное в пункте 53 приказа 615 МВД РФ «Об утверждении инструкции по делопроизводству», где указано, что представитель конкретного органа внутренних дел обязан иметь доверенность для подтверждения своих прав действовать от имени данного органа.

Проблема толкования пункта 53 Инструкции о доверенности

Многие понимают тезис, который содержит приказ МВД от 20 июня 2012 г. номер 615 пункт 53, таким образом, что и сотрудник ГИБДД, и полицейский всегда обязаны иметь при себе доверенность. Якобы только при ее наличии они имеют право давать обязательные для исполнения распоряжения, требовать документы и т. д.

Это совершенно неправильный вывод, который не согласуется с общим толкованием норм закона и основан на отдельно взятом положении, вырванном из контекста.

Обсуждаемый приказ 615 МВД РФ о делопроизводстве (пункт 53) действительно содержит норму об обязательности доверенности, но понимать ее нужно только в системе иных норм права, более весомых в юридическом смысле.

Статус и подтверждение полномочий сотрудника органов внутренних дел

Деятельность полиции, иных органов внутренних дел и их сотрудников четко и подробно регламентирована не только подзаконными, но и законодательными актами, которые имеют преимущество по юридической силе перед различными инструкциями, приказами и иными ведомственными актами.

  1. Так, в Федеральном законе №-342 от 30 ноября 2011 года в статье 10 указано, что сотруднику ОВД выдается служебное удостоверение и жетон с личным номером.
  2. Именно удостоверение играет роль документа, подтверждающего полномочия, это прямо указано в ч. 4 ст. 10 ФЗ-342.
  3. В части 3 этой же нормы указано, что правовой статус сотрудника регламентируется законом ФЗ-342, иными законами о прохождении госслужбы, ведь сотрудник ОВД — гражданин, который взял на себя обязательства по ее прохождению.

Отсюда можно сделать несколько важных выводов:

  • правовой статус сотрудника ОВД устанавливается в федеральных законах, а не в приказах МВД РФ или других подзаконных актах;
  • личность и правомочия сотрудника подтверждает служебное удостоверение;
  • очевидно, что инструкция о делопроизводстве подразумевает другие ситуации, когда требуется доверенность.

Реформа МВД – закон о повышении предельного возраста службы 2019 года

Когда нужна доверенность

Итак, когда же может потребоваться доверенность от Колокольцева? (Владимир Александрович Колокольцев — действующий министр внутренних дел РФ; согласно приказу, только он может действовать от имени МВД без доверенности как руководитель структуры, он же управомочен выдавать представителям доверенности от имени ведомства).

Если внимательно прочитать текст пункта 53, то видно, что речь в нем идет о «представителе», а не о сотруднике. Кроме того, сама инструкция регламентирует один из видов внутренней деятельности в органах внутренних дел. Такая доверенность может потребоваться при представительстве перед третьими лицами при заключении сделок, решении хозяйственных задач.

Дело в том, что согласно Приказу Президента №699 от 21.12.2016г., министерство является отдельным юридическим лицом, с правом иметь печать, открывать счета, совершать сделки и т.д., в том числе осуществлять свои права через представителей.

Доверенность может понадобиться и сотруднику ОВД, полицейскому, например, в том случае, если он представляет интересы органа в суде. Стоит отметить, что при даче показаний по конкретному делу, где сотрудник выполнял служебные обязанности по контролю и надзору, достаточно удостоверения.

Как составляется доверенность

Она оформляется в соответствии с требованиями главы 10 Гражданского кодекса РФ, это указано в Инструкции. Документ обязательно должен содержать:

  • сведения о доверителе;
  • идентифицирующие данные представителя с указанием полных данных, ФИО, паспорта, места регистрации;
  • образец подписи представителя;
  • срок доверенности;
  • дату и подпись, печать;
  • полный перечень полномочий.

Если гражданину передаются полномочия, которые должны быть оговорены отдельно (например, предъявление исполнительного листа, получение средств по нему, право на подписание отказа от иска и т. д.), указание на них в тексте обязательно.

Берут ли работать в полицию с татуировками?

admin