Приказ это нормативно правовой акт

Приложение 1

В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин «правовая информация». К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.

Исходя из сказанного, правовую информацию можно определить как массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно — технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.

Правовую информацию, в зависимости от того, кто является ее «автором», то есть от кого она исходит и на что направлена, можно разделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация индивидуально — правового характера, имеющая юридическое значение, и неофициальная правовая информация.

Официальная правовая информация — это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.

Информация индивидуально — правового характера, имеющая юридическое значение, — это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Неофициальная правовая информация — это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм.

Рассмотрим названные группы более подробно.

Официальная правовая информация

Официальная правовая информация, в свою очередь, подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию.

1.1. Нормативная правовая информация

Нормативная часть правовой информации, составляющая ее ядро, — это совокупность нормативных правовых актов (далее НПА) во всем их многообразии и динамике.

Нормативный правовой акт — это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.

В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 N 781-II ГД).

Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым норма права рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений. Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения.

Норму права отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки:

  • 1) неоднократность применения (то есть норма права не теряет силу после однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализацию всякий раз, когда налицо обстоятельства, предусмотренные данной нормой. Она не исчерпывается однократным применением);
  • 2) неперсонифицированность (то есть норма распространяет свое действие не на индивидуально определенные субъекты, а, как правило, на круг лиц, органов, организаций, объединенных каким-то общим признаком (род занятий, пол, жительство на определенной территории и т.д.)).

Оба признака правовой нормы следует брать в единстве, причем первый признак имеет основное значение, поскольку он прямо отражает направленность нормы на регулирование определенного вида отношений, установление меры поведения.

Норма права касается:

  • а) круга государственных органов, организаций, учреждений;
  • б) круга должностных лиц;
  • в) всех граждан или некоторой их категории, определяемой тем или иным общим признаком (военнослужащие, пенсионеры, работники какой-либо отрасли хозяйства и т.д.);
  • г) того или иного конкретного государственного органа, учреждения, организации независимо от их персонального состава (определение общих полномочий);
  • д) конкретного должностного лица (Президента РФ, Генерального прокурора РФ и т.д.) независимо от того, кто персонально занимает соответствующую должность.

Юридическая сила нормативного правового акта — это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт.

Характерная черта системы правовых актов — ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими. Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и его компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой.

В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.

Законы

Законы РФ — нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.

Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ — правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Законы РФ принимаются в виде:

  • — законов РФ о поправках к Конституции РФ;
  • — федеральных конституционных законов;
  • — федеральных законов (в том числе кодексов).

Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.

К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Подзаконные акты

Подзаконные акты — это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.

Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.

Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.

Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений.

Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.

Международные договоры

Международный договор — нормативный правовой акт, регулирующий отношения Российской Федерации с иностранным государством или международной организацией.

В соответствии с Конституцией РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Внутригосударственные договоры

Внутригосударственный договор — нормативный правовой акт, регулирующий отношения между Российской Федерацией и субъектами РФ, а также между различными субъектами РФ по вопросам, представляющим для сторон взаимный интерес (разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ, совместная деятельность в экономической области и т.п.).

1.2. Иная официальная правовая информация

К иной (ненормативной) официальной правовой информации можно отнести:

  • — ненормативные акты общего характера;
  • — акты официального разъяснения;
  • — правоприменительные акты.

Акты общего характера, не являясь нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но они исчерпываются однократным исполнением (решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т.п.). Такого рода акты принимаются полномочными государственными органами.

Акты официального разъяснения действующих норм — это акты толкования Конституции РФ Конституционным Судом РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и др. По вопросу правовой природы этих актов в научной литературе нет единства мнений. Одни авторы относят акты официального разъяснения к актам толкования, не содержащим новых норм, другие — к нормативным правовым актам. При этом не подвергается сомнению реальное значение указанных актов в обеспечении единообразного применения законов в судебной практике.

Правоприменительные акты — это индивидуально — правовые акты, принимаемые органами законодательной, исполнительной власти, судебными, прокурорскими органами, государственными инспекциями и т.д. Они относятся не к любому лицу, органу, организации (как нормативный акт), а к определенному, конкретному субъекту правоотношения, регулируемого данным актом (судебный приговор, решение о назначении пенсии, приказ директора предприятия об увольнении, Указ Президента РФ о назначении на должность министра и т.д.).

1.3. Формы правовых актов

Существует зависимость формы акта от его нормативного содержания.

НПА принимаются (издаются) в форме законов, указов, постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений. Порядок подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти регулируется действующим законодательством. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только «в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается».

Однако данное правило в законотворческой практике иногда нарушается. Например, ЦБ РФ своим Приказом от 15.09.97 N 02-395 «О положении Банка России «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России» (п. 1.5 Положения) определяет перечень форм, в которых могут издаваться нормативные акты Банка России: указание, положение, инструкция. Это противоречит Постановлению Правительства РФ N 1009 в части отнесения указания к форме нормативного правового акта. В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации» нормативные акты Банка России, затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, подлежат регистрации в Минюсте РФ в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов федеральных министерств и ведомств.

Минюст РФ в «Разъяснениях о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», утвержденных Приказом от 17.04.98 N 42, подчеркивает, что со дня вступления в силу Постановления Правительства РФ N 1009 НПА федеральных органов исполнительной власти издаются только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Акты, изданные в ином виде (например, указания) не должны носить нормативный правовой характер.

Ненормативные акты издаются в самых разных формах. Однако следует обратить внимание на следующее. По установившемуся положению, если акты изданы в форме законов, правил, инструкций, положений, то они являются нормативными. Тем не менее существуют исключения из этого правила. Так, в 1994 — 1996 гг. были приняты ненормативные акты в форме, традиционно присущей только нормативным актам, а именно: было принято 9 законов, регламентирующих материальное обеспечение и медицинское обслуживание отдельных семей погибших депутатов. Эти законы являются индивидуально — правовыми актами и не носят нормативного характера, так как они персонифицированы. Юридическая теория отрицательно относится к практике издания такого рода актов в форме законов.

Информация индивидуально — правового характера,имеющая юридическое значение

Этот вид правовой информации отличается от официальной правовой информации тем, что исходит не от полномочных государственных органов, а от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, — граждан, организаций.

Правовую информацию индивидуально — правового характера, имеющую юридическое значение, можно подразделить на:

  • — договоры (сделки);
  • — жалобы, заявления, порождающие юридические последствия.

Общие черты этих актов:

  • — носят индивидуально — правовой характер;
  • — направлены на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Конкретный договор поставки заключается между двумя конкретными организациями, влечет определенные юридические последствия — устанавливает права и обязанности сторон договора, прекращается после исполнения условий договора. Иск, предъявленный конкретным гражданином к конкретной организации по определенному поводу, также порождает определенные юридические последствия.

Неофициальная правовая информация

Неофициальная правовая информация, представляющая собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения, отличается от официальной правовой информации и правовой информации, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий. Ее можно подразделить на следующие группы:

  • — материалы подготовки, обсуждения и принятия законов и иных нормативных правовых актов;
  • — материалы учета и систематизации законодательства (картотеки учета нормативных правовых актов, предварительные материалы подготовки собраний и сводов законов, неофициальные сборники нормативных правовых актов и т.д.);
  • — материалы статистики по правовым вопросам (статистические данные о состоянии преступности, правонарушениях и т.д.);
  • — образцы деловых бумаг;
  • — комментарии законодательства;
  • — научные, научно — популярные, учебные и иные труды по вопросам законодательства.

Неофициальная правовая информация, не являясь нормативной и порождающей правовые последствия, имеет тем не менее важное значение для эффективной реализации норм права. Так, мнения известных ученых, комментирующих, разъясняющих законодательство, представляют интерес как для специалистов, так и для широких кругов населения и используются при реализации, применении правовых норм.

Документ предоставлен КонсультантПлюс

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 16 ноября 2017 г. N 866

Об утверждении Инструкции по организации учета, хранения и инвентаризации уголовных дел в следственных подразделениях и подразделениях дознания (организации дознания) органов внутренних дел Российской Федерации

В целях обеспечения сохранности уголовных дел в следственных подразделениях и подразделениях дознания (организации дознания) органов внутренних дел Российской Федерации —

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации учета, хранения и инвентаризации уголовных дел в следственных подразделениях и подразделениях дознания (организации дознания) органов внутренних дел Российской Федерации.

2. Первому заместителю начальника Следственного департамента МВД России, руководителям (начальникам) территориальных органов МВД России организовать изучение требований Инструкции, утвержденной настоящим приказом, и обеспечить реализацию ее положений.

3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра, ответственных за деятельность соответствующих подразделений.

Министр

генерал полиции Российской Федерации

В. КОЛОКОЛЬЦЕВ

Приложение

к приказу МВД России

от 16.11.2017 N 866

ИНСТРУКЦИЯ

по организации учета, хранения и инвентаризации уголовных дел

в следственных подразделениях и подразделениях дознания

(организации дознания) органов внутренних дел

Российской Федерации

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция определяет единый порядок учета, хранения и инвентаризации уголовных дел (за исключением уголовных дел, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, хранение которых осуществляется по правилам секретного делопроизводства, и прекращенных уголовных дел со сроком хранения более 5 лет<1>) в следственных подразделениях и подразделениях дознания (организации дознания)<2> органов внутренних дел Российской Федерации<3>.

<1> Порядок хранения уголовных дел со сроком хранения более 5 лет определен Инструкцией по организации архивной работы в системе МВД России, утвержденной приказом МВД России от 15 августа 2011 г. N 935.

<2> Здесь и далее под подразделением организации дознания понимается подразделение организации дознания, в составе которого имеется подразделение по расследованию уголовных дел.

<3> Далее — «следственное подразделение (подразделение дознания)».

2. Следователь (дознаватель) обязан обеспечивать сохранность находящихся в его производстве уголовных дел.

3. Обязанность по обеспечению сохранности уголовных дел, сданных в специальное оборудованное помещение для хранения приостановленных и прекращенных производством уголовных дел<1>, возлагается на сотрудника следственного подразделения (подразделения дознания), направления дознания<2>, назначенного приказом руководителя (начальника) территориального органа МВД России, в Следственном департаменте МВД России — заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации — начальника Следственного департамента Министерства внутренних дел Российской Федерации (лица, исполняющего обязанности начальника Следственного департамента Министерства внутренних дел Российской Федерации).

<1> Далее — «специальное помещение».

<2> Далее — «ответственное лицо».

Сотрудник следственного подразделения назначается ответственным лицом по согласованию с начальником следственного подразделения.

4. Начальник следственного подразделения (подразделения дознания)<1>, в территориальных органах МВД России, где подразделения дознания отсутствуют — сотрудник направления дознания обязан организовать учет и хранение уголовных дел.

<1> Далее — «начальник подразделения».

5. Начальник следственного подразделения, в подразделениях дознания (организации дознания) и в территориальных органах МВД России, где подразделения дознания отсутствуют — заместитель начальника территориального органа МВД России — начальник полиции, заместитель начальника отделения МВД России, начальник отдела (отделения, пункта) полиции либо лица, исполняющие их обязанности, обязан обеспечить организацию и проведение инвентаризации уголовных дел, назначенной в соответствии с пунктом 34 настоящей Инструкции.

6. Руководитель (начальник) территориального органа МВД России, (в Следственном департаменте МВД России — первый заместитель начальника Следственного департамента МВД России) обязан обеспечить надлежащие условия для хранения уголовных дел.

II. Порядок учета и хранения уголовных дел, находящихся в производстве

7. Следователь (дознаватель), принявший решение о возбуждении уголовного дела, после получения порядкового номера уголовного дела<1> незамедлительно передает уголовное дело начальнику подразделения для учета.

<1> Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29 декабря 2005 г. N 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений» (зарегистрирован в Минюсте России 30 декабря 2005 г. N 7339).

8. Начальник подразделения регистрирует уголовное дело в журнале учета находящихся в производстве уголовных дел, который ведется по форме согласно приложению N 1 к настоящей Инструкции, и передает уголовное дело для расследования конкретному следователю (дознавателю) под роспись в журнале учета находящихся в производстве уголовных дел.

В территориальных органах МВД России, где подразделения дознания отсутствуют, регистрацию уголовного дела в журнале учета находящихся в производстве уголовных дел осуществляет сотрудник направления дознания.

Ведение и хранение журнала учета находящихся в производстве уголовных дел возлагаются на начальника подразделения и сотрудника направления дознания — в территориальных органах МВД России, где подразделения дознания отсутствуют.

При наличии технических и организационных возможностей учет находящихся в производстве уголовных дел ведется с использованием автоматизированных систем (при сохранении журнального учета).

9. Следователь (дознаватель) хранит находящиеся в его производстве уголовные дела в металлическом шкафу, расположенном в служебном кабинете.

10. Металлический шкаф опечатывается металлической печатью с индивидуальным учетным номером при убытии следователя (дознавателя) за пределы административного здания территориального органа МВД России, Следственного департамента МВД России (здания, в котором расположен служебный кабинет). Ключи от металлического шкафа хранятся в соответствии с правилами секретного делопроизводства.

11. Следователь (дознаватель) в связи с временной нетрудоспособностью, временным отстранением от служебных обязанностей, переводом в другое подразделение или увольнением со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, убытием на обучение, в отпуск, в командировку, не связанную с расследованием уголовного дела, незамедлительно передает находящиеся в его производстве уголовные дела, а также уголовные дела, указанные в пункте 17 настоящей Инструкции, начальнику подразделения (в территориальных органах МВД России, где подразделения дознания отсутствуют — заместителю начальника территориального органа МВД России — начальнику полиции, заместителю начальника отделения МВД России, начальнику отдела (отделения, пункта) полиции либо лицам, исполняющим их обязанности), о чем составляется акт. Акт подписывается начальником подразделения (в территориальных органах МВД России, где подразделения дознания отсутствуют — заместителем начальника территориального органа МВД России — начальником полиции, заместителем начальника отделения МВД России, начальником отдела (отделения, пункта) полиции либо лицами, исполняющими их обязанности) и следователем (дознавателем).

12. Уголовные дела передаются вместе с вещественными доказательствами, хранящимися при уголовном деле.

13. При невозможности прибытия следователя (дознавателя) для передачи уголовных дел в порядке, установленном пунктами 11 и 12 настоящей Инструкции, уголовные дела изымаются комиссией в составе начальника подразделения (в территориальных органах МВД России, где подразделения дознания отсутствуют — заместителя начальника территориального органа МВД России — начальника полиции, заместителя начальника отделения МВД России, начальника отдела (отделения, пункта) полиции либо лиц, исполняющих их обязанности) и двух сотрудников территориального органа МВД России (Следственного департамента МВД России), о чем составляется акт, который подписывается членами комиссии.

14. Направление уголовного дела за пределы территориального органа МВД России (Следственного департамента МВД России) для изучения в порядке прокурорского надзора, ведомственного процессуального контроля, соединения в одно производство, в суд, по подследственности, а также для производства судебных экспертиз без регистрации в установленном порядке<1> запрещается.

<1> Приказ МВД России от 20 июня 2012 г. N 615 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в органах внутренних дел Российской Федерации».

15. Факт передачи уголовного дела за пределы территориального органа, начальником подразделения и сотрудником направления дознания фиксируется в журнале учета находящихся в производстве уголовных дел.

16. При перемещении уголовного дела запрещается оставлять его, в том числе в транспортном средстве без присмотра.

III. Порядок учета и хранения уголовных дел, приостановленных и прекращенных производством

17. Уголовное дело, производство предварительного расследования по которому приостановлено по основаниям, предусмотренным пунктами 2 — 4 части первой статьи 208 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации<1>, следователем (дознавателем) передается начальнику подразделения для отметки о принятом решении в журнале учета находящихся в производстве уголовных дел и хранится в металлическом шкафу следователя (дознавателя).

18. Уголовное дело, производство предварительного расследования по которому приостановлено по основанию, предусмотренному пунктом 1 части первой статьи 208 УПК, или прекращено, следователем (дознавателем) передается начальнику подразделения для отметки о принятом решении в журнале учета находящихся в производстве уголовных дел, после чего передается для хранения в специальном помещении в условиях, исключающих их хищение, утрату, порчу, доступ посторонних лиц.

19. Специальное помещение оборудуется стеллажами, охранной и противопожарной сигнализацией, металлическими решетками на окнах, а также металлической или обитой металлом дверью с запорными устройствами. Входная дверь опечатывается металлической печатью с индивидуальным учетным номером ответственного сотрудника. Ключи от специального помещения хранятся у ответственного лица, дубликаты сдаются на хранение начальнику подразделения (в территориальных органах МВД России, где подразделения дознания отсутствуют — заместителю начальника территориального органа МВД России — начальнику полиции, заместителю начальника отделения МВД России, начальнику отдела (отделения, пункта) полиции либо лицам, исполняющим их обязанности).

20. Уголовное дело, сдаваемое в специальное помещение, должно содержать в том числе решение по вещественным доказательствам, предметам и документам, не признанным вещественными доказательствами, об отмене избранной меры пресечения, а также опись находящихся в нем документов.

В случае несоблюдения указанных условий начальник подразделения возвращает уголовное дело следователю (дознавателю), в производстве которого находилось уголовное дело, с установлением срока устранения недостатков.

21. При приеме сдаваемого начальником подразделения на хранение уголовного дела ответственное лицо:

21.1. Регистрирует сдаваемое уголовное дело в журнале учета принятых на хранение в специальное помещение и выданных уголовных дел, который ведется по форме согласно приложению N 2 к настоящей Инструкции. Передача начальником подразделения уголовного дела ответственному лицу осуществляется под роспись.

При наличии технических и организационных возможностей учет принятых на хранение в специальное помещение и выданных уголовных дел ведется с использованием автоматизированных систем (при сохранении журнального учета).

21.2. Размещает их на хранение в специальное помещение с учетом систематизации по году возбуждения и присвоенному регистрационному номеру.

22. Учет и хранение уголовных дел в следственных подразделениях и подразделениях дознания (организации дознания) осуществляются раздельно.

23. В территориальных органах МВД России, где подразделения дознания отсутствуют — сотрудник направления дознания перед помещением уголовного дела, указанного в пункте 18 настоящей Инструкции, в специальное помещение проверяет соблюдение условий, предусмотренных пунктом 20 настоящей Инструкции, после чего помещает уголовное дело для хранения в специальное помещение, о чем делаются соответствующие записи в журнале учета принятых на хранение в специальное помещение и выданных уголовных дел.

24. Уголовное дело, указанное в пункте 18 настоящей Инструкции, в случае служебной необходимости может храниться в металлическом шкафу следователя (дознавателя).

IV. Порядок выдачи уголовных дел из специального помещения

25. Выдача уголовного дела из специального помещения производится ответственным лицом на основании резолюции начальника подразделения (в территориальных органах МВД России, где подразделения дознания отсутствуют — заместителя начальника территориального органа МВД России — начальника полиции, заместителя начальника отделения МВД России, начальника отдела (отделения, пункта) полиции либо лиц, исполняющих их обязанности) при наличии:

25.1. Письменного запроса надзирающего прокурора или вышестоящих руководителей (начальников) территориального органа МВД России об ознакомлении с уголовным делом в порядке прокурорского надзора, ведомственного процессуального контроля.

25.2. Служебного задания на инспектирование, служебного задания (плана-задания) на целевую проверку.

25.3. Мотивированного рапорта следователя (дознавателя) о выдаче уголовного дела в служебных целях.

25.4. Приказа о проведении инвентаризации уголовных дел.

26. Следователю (дознавателю), принявшему решение о приостановлении предварительного расследования по уголовному делу по основанию, предусмотренному пунктом 1 части первой статьи 208 УПК, уголовное дело выдается на основании его устного запроса.

27. Ответственное лицо в журнале учета принятых на хранение в специальное помещение и выданных уголовных дел указывает дату выдачи уголовного дела из специального помещения и сведения о должностном лице, получившем уголовное дело, и выдает его последнему под роспись.

28. Направление выданного из специального помещения уголовного дела за пределы территориального органа без регистрации в установленном порядке<1> запрещается.

<1> Приказ МВД России от 20 июня 2012 г. N 615 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в органах внутренних дел Российской Федерации».

29. При возвращении уголовного дела в специальное помещение в журнале учета принятых на хранение в специальное помещение и выданных уголовных дел делается соответствующая запись. Уголовное дело возвращается под роспись ответственного лица в журнале учета принятых на хранение в специальное помещение и выданных уголовных дел.

30. Доступ в специальное помещение возможен только в присутствии ответственного лица.

В случае если в отсутствие ответственного лица возникла необходимость поместить на хранение или получить уголовное дело, доступ в специальное хранилище осуществляется с письменного разрешения начальника подразделения (в территориальных органах МВД России, где подразделения дознания отсутствуют — заместителя начальника территориального органа МВД России — начальника полиции, заместителя начальника отделения МВД России, начальника отдела (отделения, пункта) полиции либо лиц, исполняющих их обязанности). При этом составляется акт, в котором перечисляются изъятые или помещенные на хранение уголовные дела, который подписывается начальником подразделения (в территориальных органах МВД России, где подразделения дознания отсутствуют — заместителем начальника территориального органа МВД России — начальником полиции, заместителем начальника отделения МВД России, начальником отдела (отделения, пункта) полиции либо лицами, исполняющими их обязанности) и лицом, которым уголовное дело передано на хранение или которому выдается уголовное дело. Акт передается ответственному лицу для внесения соответствующих записей в журнал учета принятых на хранение в специальное помещение и выданных уголовных дел.

V. Инвентаризация уголовных дел

31. Инвентаризация уголовных дел проводится в целях проверки сохранности уголовных дел. Инвентаризация может быть плановой или внеплановой.

32. Плановая инвентаризация проводится не реже одного раза в год.

33. Внеплановая инвентаризация назначается и проводится в случае:

33.1. Перевода в другое подразделение или увольнения со службы в органах внутренних дел Российской Федерации начальника подразделения.

33.2. Перевода в другое подразделение или увольнения со службы в органах внутренних дел Российской Федерации ответственного лица.

33.3. Утраты и (или) хищения уголовного дела.

33.4. Уничтожения (повреждения) уголовных дел, в том числе в результате стихийного бедствия или иной чрезвычайной ситуации.

34. Решение о назначении и проведении инвентаризации принимает руководитель (начальник) территориального органа МВД России, в Следственном департаменте МВД России — заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации — начальник Следственного департамента Министерства внутренних дел Российской Федерации (лицо, исполняющее обязанности начальника Следственного департамента Министерства внутренних дел Российской Федерации), о чем издает приказ. Данным приказом создается инвентаризационная комиссия в составе не менее трех человек из числа сотрудников следственного подразделения (подразделения дознания), а при необходимости — других подразделений территориального органа МВД России. В состав комиссии в обязательном порядке включается начальник подразделения и ответственное лицо.

В территориальных органах МВД России, где подразделения дознания отсутствуют, создается инвентаризационная комиссия в составе не менее трех человек из числа сотрудника направления дознания и сотрудников других подразделений территориального органа.

Один из членов инвентаризационной комиссии, за исключением начальника подразделения и ответственного лица, назначается ее председателем. В приказе определяются также порядок и сроки проведения инвентаризации.

35. Перед началом инвентаризации из информационного подразделения территориального органа МВД России запрашиваются сведения о числящихся за следственным подразделением (подразделением дознания), сотрудником направления дознания уголовных делах, а также изучаются результаты предыдущей инвентаризации.

36. При инвентаризации проводится проверка фактического наличия уголовных дел, находящихся в металлических шкафах следователей (дознавателей) и специальном помещении, и сопоставление с данными учета, в том числе в части принятых решений.

37. Результаты отражаются в акте инвентаризации уголовных дел, к которому прилагаются поступившие из информационного подразделения территориального органа МВД России сведения о числящихся за следственным подразделением (подразделением дознания), сотрудником направления дознания уголовных делах. Акт инвентаризации подписывается членами инвентаризационной комиссии.

38. Данные об уголовных делах, находящихся в органах прокуратуры, вышестоящих территориальных органах МВД России, МВД России, экспертных учреждениях, направленных по подследственности, должны быть подтверждены документально. Внесение сведений об указанных уголовных делах в акт инвентаризации без документального подтверждения запрещается.

39. Акт инвентаризации утверждается руководителем (начальником), принявшем решение о назначении и проведении инвентаризации, указанным в пункте 34 настоящей Инструкции. Утвержденный акт инвентаризации хранится в соответствующем номенклатурном деле.

Приложение N 1

к Инструкции по организации учета, хранения и инвентаризации

уголовных дел в следственных подразделениях и подразделениях

дознания (организации дознания) органов внутренних

дел Российской Федерации

ЖУРНАЛ

учета находящихся в производстве уголовных дел

Начат ____________ 20___ г. Окончен ___________ 20___ г.

Том N ________________ На ________ листах

N п/п

N уголовного

дела

Дата

возбуждения

уголовного дела

Статья

УК РФ

Краткая фабула

Роспись

следователя

(дознавателя) о

получении

уголовного дела

Принятое по

итогам

расследования

процессуальное

решение, дата

принятия

Приложение N 2

к Инструкции по организации учета, хранения и инвентаризации

уголовных дел в следственных подразделениях и подразделениях

дознания (организации дознания) органов внутренних

дел Российской Федерации

ЖУРНАЛ

учета принятых на хранение в специальное помещение

и выданных уголовных дел

Начат ____________ 20___ г. Окончен ___________ 20___ г.

Том N ________________ На ________ листах

N п/п

уголовного

дела

ФИО

потерпевшего и

(или)

подозреваемого

Статья

УК РФ

Решение

по делу,

дата

принятия

ФИО

лица,

проводившего

расследование

Дата сдачи

уголовного дела

в специальное

помещение,

должность, ФИО,

роспись

должностного

лица, сдавшего

на хранение

уголовное дело,

и ответственного

лица

Дата выдачи

уголовного

дела из

специального

помещения

Должность,

ФИО

должностного

лица,

получившего

уголовное

дело из

специального

помещения,

роспись

должностного

лица о

получении

уголовного

дела

Дата возврата

уголовного дела

в специальное

помещение,

роспись

ответственного

лица о

получении

уголовного дела

admin