Причина не ходить в школу

В первый осенний день, на линейку в день знаний с удовольствием идут практически все дети – первоклассники настроены на праздник, а детки постарше соскучились за лето по приятелям и учителям. Почему же совсем скоро некоторые ученики выискивают всё более изобретательные уловки, чтобы не ходить в школу? Что двигает нашими детьми – обыкновенная лень, форменное разгильдяйство, непонимание важности процесса обучения для дальнейшей жизни или другие причины?

Причины нежелания идти в школу

Понятно, что у учеников начальной школы и старшеклассников причины, по которым нет желания идти в школу, будут различаться. Маленькие детки, привыкшие быть объектом повышенного внимания в семье, могут элементарно не справиться с физической и эмоциональной нагрузкой, которую с первых дней учёбы испытывают в стенах школы, особенно, если школа не самая простая.

Калоризатор предлагает рассмотреть самые распространённые причины для учеников младшей возрастной группы:

  • Адаптация к школе. Даже ребёнок, посещавший детский сад, группы раннего развития, спортивные или творческие секции, не всегда быстро и успешно может привыкнуть к школьным особенностям, а уж домашние дети, особенно со слабым здоровьем могут страдать от трудностей «переходного» периода достаточно долго;
  • Тревога и страх. Как бы детей не готовили к школе родители, старшие братья и сёстры, педагоги, всё равно страх перед неизведанной школой может преследовать малыша некоторое время;
  • Отставание или опережение по уровню подготовки. Одинаково важные причины, если ребёнок слабо воспринимает материал и отстаёт от сверстников, а также, если ему неинтересно, потому что он весь предлагаемый материал уже усвоил;

Взрослея, дети сталкивают с иными причинами, некоторые из которых, могут возникнуть и с самого начала школьного обучения:

  • Конфликтные ситуации с учениками и педагогами. Любое мало-мальски заметное отличие от других или несоответствие принятым нормам могут стать предметом насмешек и даже унижений и издевательств со стороны одноклассников. К сожалению, нередко и учителя ведут себя непрофессионально, подвергая критике или игнорируя некоторых учеников;
  • Непосильные нагрузки. Школьные программы, которые неоправданно раздуваются год от года, требования к ГИА и ЕГЭ часто приводят не только к полному отсутствию желания посещать занятия, но и к нервному истощению. Прибавить кружки, секции, музыкальные школы и дополнительные занятия – не каждый взрослый такое выдержит;
  • Снижение успеваемости. Ребёнок много пропустил по причине болезни, переезда или не понял материал, и постеснялся спросить. Итог – оценки ниже, выход, очевидный для ребёнка – не ходить в школу;
  • Отсутствие интереса к учебе. Не всегда наличие или появление новых интересов и увлечений вне стен школы становятся поводом для потери интереса к учёбе. Печально, но факт – нередко учитель не может по-настоящему увлечь и заинтересовать учеников своим предметом;
  • Смена школы. Переезд на новое место жительство, расставание с привычным окружением и друзьями, новые порядки в школе, как считает Калоризатор, могут отбить желание ходить в школу;
  • «Неудобный» ребенок. Имеющий своё, обычно отличное от окружающих, мнение и жизненную позицию, дерзкий и «неформальный» ребёнок, поддерживающий одно из направлений молодёжной субкультуры, редко находит понимание и принятия своих взглядов или внешних атрибутов среди школьного окружения.

На что готов решиться ребёнок, чтобы не ходить в школу

Изобретательные и пытливые детские умы работают моментально и вдумчиво, когда дело касается «отмазок» от школы. Список ухищрений и уловок, приводящий к тому, что родители разрешают сегодня не ходить в школу, огромен, любой родитель знаком с некоторыми из них. Мифические болезни головы, живота и резкое поднятие температуры без остальных признаков простуды – это для родителей. Поход к стоматологу, эндокринологу или кардиологу – версия для учителей, звучит солидно, как тут не отпустить с уроков? Забинтованный палец именно на правой руке, потерянный портфель и грандиозная пробка на дороге тоже являются отличными вариантами для непосещения школы.

Реакция родителей

Каждый ребёнок свято верит, что его невинные обманы остаются незамеченными для взрослых, но калоризатор точно может сказать, что каждый родитель знает, когда ребёнок действительно заболел, а когда – просто устал и вредничает. При доверительных отношениях в семье ребёнок расскажет о тех факторах, которые мешают ему чувствовать себя спокойно и уверенно в школе.

Если ученик нормально учится, не имеет нареканий и многодневных пропусков, то иногда даже нужно позволить ребёнку «внеплановый» выходной, это пойдёт на пользу физическому и эмоциональному здоровью.

Когда ребёнок категорически не хочет делиться причинами своего нежелания идти на уроки, необходимо установить эти причины с помощью разговора с учителями или одноклассниками, действуя очень осторожно. Ни в коем случае нельзя повышать на ребёнка голос и в ультимативной форме требовать отчёта. Иногда для выявления причины и помощи выхода из создавшейся ситуации понадобится помощь психолога. Важный момент – найти высококвалифицированного специалиста, который не отработает свой гонорар, а действительно разберётся.

Некоторые проблемы решаются в «рабочем» порядке. Если ребёнок опережает программы – попросите учителей давать ему больше заданий повышенной сложности, при страхе перед школой – договориться об индивидуальной экскурсии в школьное здание, когда там не будет учеников, и так далее.

Следует помнить, что главное для маленького ученика – доброжелательность, внимание и абсолютная поддержка родителей и близких родственников. Тогда любая проблема будет решена.

Родителям о пропусках уроков

Все пропуски уроков учащимися делятся на пропуски по уважительной причине и пропуски без уважительной причины.

1. Пропуски по уважительной причине

1.1.Пропуски по болезни

· ученик обращается за помощью в медицинское учреждение и предоставляет в школу справку;

· ученик недомогает, не обращается в медицинское учреждение и предоставляет в школу информационное письмо классному руководителю от родителей (приложение № 2);

· ученик недомогает и освобождается от уроков с разрешения учителя-предметника или классного руководителя.

При отсутствии учащегося на уроках по болезни прохождение программы организуется учителем-предметником на последующих уроках, индивидуальных консультациях (в том числе и дистанционно). Выполнение пропущенных контрольных заданий обязательно после выхода на занятия.

1.2. Пропуски по разрешению администрации.

· ученик участвует в мероприятиях, представляя школу;

· ученик участвует в различных мероприятиях (олимпиады, конкурсы, научно-практические конференции; спартакиада, соревнования и т.д.);

· ученик проходит плановый медицинский осмотр;

· ученик вызван в военкомат или правоохранительные органы.

Прохождение программы организуется учителем-предметником на последующих уроках, индивидуальных консультациях (в том числе и дистанционно). Выполнение пропущенных контрольных заданий согласуется с учителем-предметником.

1.3.Прочие пропуски

· ученик в зимнее время отсутствует из-за низкой температуры (температурный режим определяется управлением образования и представляется на сайте школы);

· ученик отсутствует по семейным обстоятельствам по заявлению родителей (приложение № 1);

· поездки по заявлению родителей (приложение № 1).

При отсутствии учащегося на уроках из-за низкой температуры, материалы для самоподготовки представляются дистанционно через электронную почту.

При отсутствии учащегося на уроках по заявлению родителей прохождение программы и усвоение пропущенного материала обязательно по всем темам пропущенных уроков.

2. Оправдательные документы

2.1. Оправдательными документами считаются:

· справка медицинского учреждения (установленного образца медицинского учреждения с подписью лечащего врача и печатью учреждения);

· информационное письмо родителей классному руководителю (приложение № 2);

· заявление от родителей (приложение № 1);

· приказы по школе.

3. Порядок информирования участников образовательного процесса о пропуске уроков:

3.1. Фиксация факта отсутствия на уроке

Отсутствие учащегося на уроках фиксируется в журнале учителями предметниками ежедневно.

3.2. Контроль пропуска уроков классным руководителем

Классный руководитель уточняют причину отсутствия учащегося на уроке и собирают подтверждающие документы.

3.3. Предоставление информации о причине пропуска уроков родителями (законными представителями) учащегося

Родители (законные представители) учащегося информируют классного руководителя о причине пропуска уроков любым возможным способом: с помощью телефонного звонка, СМС – уведомлений, с помощью электронной почты, записки, заявления. Последующее предоставление оправдательных документов обязательно.

4. Отработка пропущенных уроков

Независимо от причины пропуска уроков, ученик обязан изучить материал уроков.

Формы работы над пропущенным материалом:

· самостоятельная работа дома;

· индивидуальная работа с учеником на уроке;

· консультации сильных учащихся;

· дополнительные занятия учителя с учеником по индивидуальному плану ликвидации пробелов.

5. Ответственность за пропуски

В случае пропуска уроков без уважительной причины к ученику принимаются меры воздействия:

· индивидуальная беседа классного руководителя с учеником, представление учеником объяснительной в письменном виде о причине пропуска уроков;

· приглашение родителей в школу.

Приложение 1

Приложение 2

Все больше российских родителей выбирает форму семейного обучения. Несмотря на то, что в Москве перестали родителям выплачивать деньги, идущие за ребенком – а это было девять с половиной тысяч рублей в месяц, поменялась документальная база и школы опасаются работать в новом формате, число желающих управлять образованием своих детей продолжает расти.

Причины очевидны: школьная реформа, которая повысила ответственность учителей за успехи учеников, а, значит, усилила давление на последних; создание крупных образовательных комплексов с унифицированной схемой преподавания и уничтожение небольших, настроенных на определенные группы детей школ и центров образования.

И если раньше к альтернативным формам образования обращались по необходимости – когда возникали проблемы со здоровьем, семья на время меняла место жительства, родители мальчиков хотели увеличить шанс на поступление в вуз, чтобы избежать армии, или дополнительные занятия ребенка превращались в основные, то сегодня родители не хотят отдавать ребенка в школу даже в первый класс.

Как правило, это «сознательные» родители, действительно озабоченные здоровьем и образованием своих детей. Они готовы, если рядом с домом нет хорошей безопасной школы, рассматривать альтернативные формы обучения и непосредственно участвовать в процессе учебы. При принятии такого решения обычно выдвигаются два простых аргумента – при таком индивидуальном подходе снижается нагрузка на ребенка, а родителям, в любом случае, приходится дома восполнять недочеты школьных педагогов.

Для тех, кто не хочет ходить в школу каждый день, сегодня есть несколько возможностей не отстать от программы, в положенный срок сдать экзамены и получить аттестат.

Во-первых, ребенок может учиться самостоятельно дома с родителями, проходя необходимую аттестацию в ближайшей школе. Во-вторых, можно заниматься в семейном клубе, преподавателей которого нанимают сами родители. И третий путь – это заочное обучение, когда выбранная вами школа курирует и контролирует домашний процесс.

Об этих трех формах альтернативного образования Радио Свобода рассказали консультант по вопросам семейного образования Алексей Семенычев, руководитель семейного клуба «Ирис» Елена Свитова и администратор заочного отделения Международной школы завтрашнего дня Наталья Чальцева.

Алексей Семенычев, консультант по вопросам семейного образования:

— Откровенно говоря, многие родители скажут, что если бы школы были хорошими, мы бы отдавали своих детей туда. Тут нет никакого радикализма, учить детей самостоятельно — это тяжелый труд. Очень сложно организовать, у меня, например, трое детей, попробуй всем удели внимание! И если бы в России школы были бы разные, и практиковалось нормальное отношение к ученикам, скорее всего, мы отдали бы детей туда и не усложняли бы себе жизнь. Однако нынешняя реформа лишила нас такой возможности, поскольку сократила число хороших школ в Москве, и, откровенно говоря, снизила шансы на то, что государственная школа станет лучше.

в школе работает принцип: мы ребенку сделаем плохо, а он должен выдержать

Существует одна важная вещь, кардинально отличающая школьные методы и подход в семейном образовании. В школе работает принцип: мы ребенку сделаем плохо, а он должен выдержать. «Двойку» поставим, с хулиганами пообщается, и от этого его уровень стрессоустойчивости улучшится. Однако не факт, что ребенок такой стресс выдержит. В семейном образовании психологический подход совершенно другой: мы формируем социальную устойчивость через внутреннюю поддержку, через позитив, через положительные эмоции. Дома мы говорим: что бы ни произошло, какие бы плохие вещи ты ни делал, как бы ни косячил в своей жизни, у тебя есть семья, дом, друзья, которые тебя поддержат. И это позволяет уровень стресса, который по разным причинам возникает, у ребенка снять. Ты не прошел аттестацию — ничего страшного, сейчас что-нибудь придумаем, позанимаемся, сдадим… Это очень сложная вещь, потому что и для большинства родителей так реагировать трудно. Это непривычно! Потому что родители часто учат ровно так же, как учили их, а это неправильно.

На самом деле, когда ребенок учится в семье, меняются все отношения в принципе: между мужем и женой, между бабушкой и дедушкой, между братьями и сестрами… Вы узнаете о себе столько всего интересного, о своих ближайших родственниках, о своих друзьях, знакомых… Иной раз думаешь: лучше бы не знал. И еще страшные демоны, которые вас будут побуждать, например, наорать на ребенка… Иногда думаешь: господи, что же он такой тупой-то?! Мы все с высшим образованием, все такие умные, что же он-то не понимает ничего? А признать, что, на самом деле, это твой косяк, это ты недоучил, очень трудно.

Но когда ты признаешь какие-то вещи в себе, свои серьезные минусы, ты сам начинаешь развиваться. И я прекрасно понимаю, что очень сильно изменился как человек, когда стал заниматься домашним образованием. Начинаешь глубже понимать детей, лучше на них реагировать, совершенно по-другому общаться. Это совершенно другой семейный мир! И мне бы хотелось, чтобы люди помнили, что семейное образование — это именно семейное, а не школьное, не дошкольное, не заочное, не дистанционное, не какое-то еще. Главное — что происходит в вашей жизни, в семье.

Елена Свитова, руководитель семейного клуба «Ирис»:

— Родители к нам в клуб приходят из той точки, что они знают, что плохо, но совершенно не знают, как нужно. Когда я начинала, у меня были и педагогические амбиции, и возмущение многими процессами в средней школе, в которой тогда учился мой сын. Я сама педагог, воспитатель, и сейчас в нашем семейном клубе преподаю музыку. А тогда хотелось найти интересных людей, действительно интересных, которые смогут инициировать какие-то яркие процессы, а не борьбу за симулякры, искусственные вещи, типа успеваемости, оценок.

Вчера я задала вопрос нашим детям, детям семейной школы «Ирис»: «Почему вы здесь?» И они так возбудились по поводу «двоек»! То есть, ничто не волновало их больше, чем угроза плохой оценки. Они абсолютно забыли про свои «пятерки», а ведь дети пришли к нам с хорошей успеваемостью, это не те дети, которые выплюнула школа, в большинстве своем. Но возникла просто минута молчания после того, как один мальчик сказал: «А потом «двойка» в году — и все!» Учиться и образовываться из точки угрозы — по-моему, это неправильный акцент.

нам проще самим контролировать то, что происходит с детьми, это дает ощущение безопасности

Я бы хотела выступить в защиту тех родителей, которые сами не могут учить. Я, например, не из тех ресурсных родителей, которые смогли организовать детям обучение на дому. И поэтому я могу понять тех родителей, которые мечутся и ищут семейные клубы. Кроме того, я не уверена, что всем семьям нужна такая дидактическая составляющая между родителем и ребенком. Мама должна быть мамой, но не училкой. И тут мы часто попадаем в ситуацию сапожника без сапог. У меня, например, трое детей, но мне гораздо легче, когда они учатся в семейном клубе, чем дома со мной.

Здесь надо еще сказать про психологическую составляющую: кто мы, те люди, которые идут в такие альтернативные проекты? Вы обратили внимание на глаза? Основная особенность этих людей — гипертревожность. Это очень оправдано ситуацией в стране, которая находится в условиях перманентного кризиса. Мы ощущаем тотальную нехватку безопасности, ее дефицит. И нам проще самим контролировать то, что происходит с нашими детьми, это дает ощущение безопасности. Поэтому я бы сказала, что основная точка, из которой выходят люди из государственной школьной системы, это точка тревоги. А мы создаем безопасное пространство, где становится проще. Потому что родители не вынуждены отпускать детей в безграничный, хронический стресс и ретравматизацию, говоря психологическим языком. Ведь это совершенно не необходимо. Многие говорят, что мы воспитываем детей в оранжерейных условиях, что наши дети менее социализированы, что условия обычной школы — это про выживание, про тренировку, способность справляться. Но если в этом акцент, то где здесь образование?

Наталья Чальцева, администратор заочного отделения Международной школы завтрашнего дня:

— Мы взяли схему и вообще самую идею семейного обучения из американского опыта. Те дети, которые учатся очно в нашей школе, получают два образования — российское государственное и осваивают национальную американскую программу, которая разработана, в том числе, и для семейного обучения. Все выстроено таким образом, что ребенок, работая в рабочих тетрадях и имея тьютора, (в этой роли может выступать родитель, учитель) самообразовывается, находит знания.

Я думаю, из-за того, что в Москве все-таки выплачивались деньги, и довольно немалая сумма, на семейное обучение, родители имели возможность объединиться, собраться в какие-то кружки и нанять профессиональных педагогов. Поэтому семейная форма обучения здесь трансформировалась в некую альтернативную форму. Но таких родителей — убежденных «семейников», которые от А до Я все понимают и берут ответственность на себя, очень мало.

Есть школы, и государственные, и частные, которые стараются создать комфортную психологическую среду. И, кстати, частное образование нередко принимает детей, которые не выдержали стресс в большой государственной школе. Давайте не будем скрывать и того, что в альтернативные формы обучения также приходят дети с проблемами, часто психологического, физического характера, с трудностями адаптации. И все это решается альтернативными формами образования.

в альтернативные формы обучения часто приходят дети с проблемами психологического характера

Да, наше государство в постоянном кризисе, тем не менее, закон об образовании один из самых либеральных законов. Заочное обучение поддерживается государством, и москвичи, которые прописаны или зарегистрированы в Москве, обучаются заочно, как и все дети, за счет Департамента образования города. И эти ребята находятся под постоянным, так сказать, неусыпным контролем школы. Мы договариваемся с родителями, по какой программе ребенок учится, какие конкретные ежемесячные требования должны удовлетворяться. То есть, заочная форма обучения отличается от семейной именно тем, что школа включается как методическая составляющая.

У нас на заочном отделении много родителей, которые с помощью педагогов отлично справляются с образованием своих детей. Ситуации, конечно, разные, но если это начальная школа, родитель способен, изучив материал, выдать его своему ребенку так, чтобы это было понятно. Мы уже второй год ведем интернет-уроки, созданы целые виртуальные классы. То есть каждый ученик, сидя в своем доме, (причем они могут жить даже в разных странах), получает живой урок, общение в классе. И в этом случае даже при очном тестировании, когда ребята приходят к нам в школу, стрессовой ситуации не возникает, потому что лица уже знакомые. Поэтому сегодня многие родители способны самостоятельно, без всяких объединений, справляться с этой проблемой и переходить на альтернативную форму обучения.

«Классный час Свободы»

1.»Мам, а мона сегодня никуда не идти? ну совсем-совсем не хочется!» Мама понимающе посмотрит и разрешит никуда не ходить. Один день. Если сработает, то вам иключительно повезло, т.к. не каждому ребёнку повезло иметь таких родителей.

2. Попробуйте перед школой пожаловаться родителям, якобы у вас болит голова(как правило прокатывает, но конечно не часто).

3.Можно просто не идти в школу, а поспать или же заняться своими делами, но лучше всё-таки подстраховаться перед преподами и родителями(просто на следующий день сказать что плохо себя чувствовал).

4.Можно родокам или же учителям стандартно про живот гнать, но бывает всякое: одни поверят, другие же нет.

5.Если что-то невыучил или забыл сделать, то вот отмаза хорошая: Берешь портфель, прячешь его в какое нибудь самое скрытное место в школе.Идёшь на урок, говоришь типа кто то портфель, сумку, пакет или ещё что то спрятал, типа щас поищу и приходишь на урок через 15-20 мин после его начала (портфель чуть чуть грязный должен быть, типа где то валялся, но можно и бе этого), заходишь в класс злой а домашку уже у всех проверили и ты спокоёно садишься и выполняешь то что делают в классе. 100% срабатывает только ты должен играть как актер!!!

6.А вообще хороший вариант (у нас в школе работает) — отвечаешь по какому-либо предмету (добровольно), получаешь например 4 (надо постораться) и потом на 2-3 урока дз по нему можно смело не делать. Единственный минус подобного — надо суметь заставить себя хоть 1 раз что-то сделать + если на следующих уроках будет мало народу могут спросить еще.

7.Еще можно смело приходить ко 2-3уроку, отмаза: проблемы, проходил диспансеризацию в поликлинике, надо будет еще завтра сходить и тд…

8.Про будильник(проспал) — действенная вещь.

9.Тупо можно впаривать учителям, что «Я сдавал вам работу» — это реально, один раз так загрузил училку что та мне 5 поставила…

11.Можно просто брать градусник и использовать силу трения, натирая градусник об штанину(ток не долго трите и постоянно проверяйте температуру по шкале).

12.Ещё заматываем в простыню или пододеяльник кончик градусника и дуем в простыню, в градуснике резко начинает расти температура, дуем до нужной температуры, и клодём градусник подмышку, дабы сохранить желаемую температуру.

13.Хороший способ — задержка дыхания, чтобы поднять температуру — на самом деле работает. За 5 минут до 37 поднимается.Просто надо задерживать дыхание на сколько можешь, продолжать процедуру в течении 5-10 мин.

14.Очень класный способ: значит берёшь справку врача(любую) и сканируешь её на ПК, дальше в разнообразных программах( я использую ADOBE PHOTOSHOP) редактируешь как угодно, можно написать: по причине болезни или там температура поднялась… Ну возможности неограничены!!!

15.Так всё стандартно: «Забыл тетрадь»:)Действует у нас класса до шестого максимум. А потом два без разговоров!

16.Недавно прокатила такая фишка: значит вам типо очень хреного, бошка болит или ещё чего. Идёте к врачу, рассказываете всё чё напридумывали…Мерка температуры и давления вам обеспечено. Рассказываю как поднять давление в рекордные сроки: сильно сжимаете и разжимаете кулаки, обязательно быстро, на сколько можете.Продолжать процедуру в течении 1-2 минут.(У меня поднялось давление под 140 на 90) И со спокойным лицом бежите домой, заниматься своими делами… Удачи!!!

17.Ещё одна тема про градусник: Берешь градусник, зажымаешь его кончик в кулак (так что бы он не выходил из кулака) и аккуратно бьешь об другую сторону градусника ладонью, вот и все. Переворачивание градусника соответственно меняет воздействие на шкалу — она либо уменьшается либо растет.

18.Кому повезло с доброй Классной руководилкой, то совсем всё просто: подходишь к ней и говоришь:»У меня вчера температура была, я не могу сидеть на уроках, можно мне домой???» Повторяю: только для добрых руководилок(иначе не прокатит). Написал soos(Денис)

19.Советую! Перемотать бинтом палец руки, которой вы пишете=> придти в школу и сказать, что сильно повредил палец… В итоге вы не пишете целую неделю, подобный минус может заключаться в спросе с вас справки, но не факт, что потребуют…

20.Еще отмазка : Подходишь к знакомому старшекласснику и говоришь: «Напиши ка, браток, мне записочку.» диктуешь ему\ей тут же несешь записку класснухе и покидаешь школу. Написал мой кореш.

21.А можно совсем обнаглеть и прогуливать прямо в школе. Не хочешь идти на урок — берешь друга,просишь охранников (естественно ты с ними в хороших отношениях) открыть раздевалку, залезаешь под вешалки, снимаешь пару-тройку курток, ну чтоб теплее было, разваливаешься под ними и делаешь все что угодно. А охранник за вами закрывает до конца урока. добавила моя сестра (A-Gorod)

22.мой совет от прогула на один день очень прост подходишь к класснаму руководителю и говоришь, что тебе надо идти к врачу, тока жилательно врача называть какого-нибудь со страным словом к примеру эндокринолог.Сам так не делал,но у однаклассников прокатывало.

23.Еще одна уловка!Прокатывает на 100%!
Вечерком берешь свои ключи,и ложишь к маме в сумку!Когда она уходит(утром) через 10 мин звонишь ей и поднимаешь панику!!Она тебе говорит типа найди запасные!!А сам ложись спать!!Потом скажешь типа ты взяла мои ключи а запасные я не нашел!!

admin