Пресекать нарушения

Правонарушители граждане рф могут быть

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статьи и комментарии ПЦ «Логос»
  • Административное наказание по КоАП РФ. Понятие, виды, условия назначения
  1. Понятие административного наказания и условия его назначения
  2. Виды административных наказаний
  3. Административное наказание, применяемое к физическому лицу
  4. Административное наказание, применяемое к юридическому лицу
  5. Основные и дополнительные административные наказания
  6. Какие административные наказания вправе устанавливать субъекты Федерации?
  7. Назначение наказания, не предусмотренного санкцией статьи, либо ниже низшего предела КоАП РФ не допускается

Понятие административного наказания и условия его назначения

Административное наказание — установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения; применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Исходя из данного определения административное наказание может назначаться при наличии следующих условий:

  1. мера ответственности устанавливается исключительно государством (КоАП РФ предусматривает возможность устанавливать меру административной ответственности как на федеральном, так и на региональном уровне (субъектами РФ в региональных законах), но в рамках, установленных федеральным законодательством);
  2. назначается только за совершение административного правонарушения. Перечисленные в ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ административные наказания применяются только к лицам, совершившим административные правонарушения. Совершение иных правонарушений и проступков (преступлений; гражданских правонарушений; дисциплинарных проступков; налоговых правонарушений, влекущих применение налоговых санкций) не может повлечь назначение административного наказания.
  3. назначение административного наказания должно преследовать цель предупредить совершение новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами;
  4. административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Виды административных наказаний

Статья 3.2 КоАП РФ содержит закрытый перечень видов административных наказаний, назначаемых за совершение административного правонарушения, а также определяет основные условия их назначения. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • административный арест;
  • административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • дисквалификация;
  • административное приостановление деятельности;
  • обязательные работы;
  • административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Административное наказание, применяемое к физическому лицу

К физическим лицам может применяться любое из перечисленных в ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ административных наказаний. При этом административное наказание в виде административного приостановления деятельности применяется лишь в отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Административное наказание, применяемое к юридическому лицу

В отношении юридического лица могут применяться лишь следующие административные наказания:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • административное приостановление деятельности.

Основные и дополнительные административные наказания

Статья 3.3 КоАП РФ устанавливает основные и дополнительные меры административной ответственности, а также порядок их назначения.

К основным административным наказаниям относятся:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу, за исключением права управления транспортным средством соответствующего вида;
  • административный арест;
  • дисквалификация;
  • административное приостановление деятельности;
  • обязательные работы.

Данные административные наказания могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.

В качестве основных и дополнительных можно применять следующие виды мер административной ответственности:

  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • лишение специального права в виде права управления транспортным средством соответствующего вида (лишение специального права в виде права управления транспортным средством соответствующего вида применяется в качестве дополнительного административного наказания за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 11.7.1, частями 1 и 2 статьи 12.8, частью 1 статьи 12.26, частью 3 статьи 12.27 КоАП РФ);
  • административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Частью 3 статьи 3.3 КоАП РФ закреплено, что за одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ об административной ответственности. Данный принцип призван исключить возможность двойной ответственности за одно и то же правонарушение.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 установлено, что при определении наказания за административное правонарушение необходимо учитывать положения ч. 3 ст. 3.3 КоАП РФ о допустимом сочетании видов административных наказаний за административное правонарушение, имея в виду, что за конкретное правонарушение может быть назначено только основное либо основное и одно из дополнительных наказаний, предусмотренных санкцией применяемой статьи Особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ. Исходя из этого в качестве основного может назначаться только одно из основных наказаний, указанных в санкции статьи, а дополнительное административное наказание не может назначаться самостоятельно.

Кроме того, при применении указанных норм необходимо иметь в виду, что, если санкция статьи КоАП РФ предусматривает обязательное назначение дополнительного административного наказания наряду с основным, но при этом дополнительное наказание не может быть назначено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, судья вправе назначить лишь основное наказание.

Какие административные наказания вправе устанавливать субъекты Федерации?

Часть 3 ст. 3.2 КоАП РФ конкретизирует положения о разграничении предметов ведения Российской Федерации и субъектов РФ, с учетом того, что установление перечня видов административных наказаний и правил их применения относится к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях (п. 2 ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ).

Субъекты РФ при установлении региональных норм, назначающих меры административной ответственности, могут предусматривать в качестве таких мер только предупреждение и административный штраф. Соответственно, только Кодексом РФ об административных правонарушениях могут быть установлены все остальные виды административных наказаний

Назначение наказания, не предусмотренного санкцией статьи, либо ниже низшего предела КоАП РФ не допускается

В п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя — физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статьи 4.1 — 4.5 КоАП РФ). Поэтому судья не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное статьей 3.2 КоАП РФ.

Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием..

181. Из перечисленных процессуальных фигур, лицами, участвующими в производстве по делу об административном правонарушении, могут являться:
• защитник
• лицо, в отношении которого ведется производство по делу
• переводчик
• потерпевший
• свидетель
• эксперт

182. Из перечисленных пунктов, к компетенции Президента РФ в отношении Правительства РФ относится:
• имеет право председательствовать на заседании Правительства РФ
• назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ
• по предложению Председателя Правительства РФ назначает и освобождает от должности членов Правительства РФ
• принимает решение об отставке Правительства РФ

183. Из перечисленных пунктов, к функциям Президента РФ в сфере исполнительной власти относится:
• в установленных законом случаях вводит чрезвычайное положение
• возглавляет Совет Безопасности РФ
• назначает и освобождает высшее военное командование Вооруженных сил РФ

184. Из перечисленных пунктов, направлениями работы в области совершенствования административного права являются:
• принятие нового российского кодекса об административных правонарушениях
• совершенствование системы административно-правовых актов, их систематизация и кодификация
• создание административно-процессуального кодекса

185. Из перечисленных ситуаций, дисциплинарная ответственность по нормам административного права (а не трудового, уголовно-исполнительного и т.д.) наступает в ситуациях:
• военнослужащий срочной службы самовольно отлучился из воинской части

186. Из перечисленных ситуаций, к социальным причинам, вызывающим необходимость введения режима чрезвычайного положения, относятся:
• массовые беспорядки

187. Из перечисленных ситуаций, право гражданина РФ на выезд из РФ может быть временно ограничено в следующих ситуациях:
• гражданин задержан в качестве подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления
• гражданин осведомлен о сведениях, отнесенных к государственной тайне
• гражданин осужден за совершение преступления
• гражданин призван на военную службу
• гражданин сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов для выезда из РФ

188. Из перечисленных средств административно-правового воздействия, по отношению к субъектам естественных монополий применяются:
• контроль за совершаемыми сделками
• применение мер пресечения и ответственности за незаконную деятельность
• установление обязательных потребителей и минимального уровня их обслуживания
• ценовое регулирование

189. Из перечисленных средств правового регулирования, в административном праве действуют:
• дозволение
• запрет
• предписание

190. Из перечисленных субъектов права, индивидуальными субъектами административного права являются:
• граждане РФ
• должностные лица
• иностранные граждане
• лица без гражданства

191. Из перечисленных субъектов права, субъектами административных правоотношений могут быть:
• граждане РФ
• иностранные граждане и лица без гражданства
• общественные объединения
• органы исполнительной власти
• органы местного самоуправления
• предприятия, учреждения, организации

192. Из перечисленных субъектов, кредиторами при осуществлении государством (РФ) кредитной деятельности могут выступать:
• Центральный Банк России
• иностранные государства и организации
• физические лица
• юридические лица

193. Из перечисленных фактов, поводом к возбуждению и расследованию дел об административных правонарушениях являются:
• жалобы и заявления граждан
• непосредственное обнаружение проступка уполномоченным лицом
• сообщения представителей общественности, средств массовой информации и т.п

194. Из перечисленных формирований, к силам обеспечения безопасности относятся:
• Вооруженные силы
• органы внешней разведки
• органы внутренних дел
• органы, обеспечивающие безопасное ведение работ на транспорте, в промышленности, энергетике и т.д
• пограничные войска, таможни
• службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

195. Из перечисленных функций, к функциям Высшей аттестационной комиссии Минобразования России относятся:
• присуждение ученой степени доктора наук
• экспертиза научных и технических программ и проектов

Статья 3.2. КоАП РФ. Виды административных наказаний

Ст 3.2 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года

1. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

  • 1) предупреждение;
  • 2) административный штраф;
  • 3) утратил силу. — Федеральный закон от 28.12.2010 N 398-ФЗ;
  • 4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • 5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • 6) административный арест;
  • 7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • 8) дисквалификация;
  • 9) административное приостановление деятельности;
  • 10) обязательные работы;
  • 11) административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

2. В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1 — 4, 9 части 1 настоящей статьи.

3. Административные наказания, перечисленные в пунктах 3 — 11 части 1 настоящей статьи, устанавливаются только настоящим Кодексом.

Комментарий к статье 3.2. КоАП РФ:

1. В данной статье систематизированы виды административных наказаний, которые могут устанавливаться и применяться к лицам, совершившим административное правонарушение.

2. Перечень видов административных наказаний в КоАП РФ претерпел существенные изменения по сравнению с КоАП РСФСР 1984 г. Во-первых, из перечня наказаний исключены исправительные работы, поскольку они могли применяться исключительно по месту работы и по существу являлись штрафом в рассрочку. Во-вторых, в качестве новых видов административного наказания введены такие меры, как дисквалификация и административное приостановление деятельности. Суть дисквалификации заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной и региональной (субъектов РФ) государственной гражданской службы, должности муниципальной службы, занимать руководящие должности в исполнительном органе юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, быть арбитражным управляющим (см. комментарий к ст. 3.11). Административное приостановление деятельности применяется к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам за такие противоправные деяния, которые представляют угрозу жизни или здоровью людей, связаны с возникновением эпидемий, причинением существенного вреда окружающей среде и т.п. В-третьих, с учетом того что штраф как мера наказания известен различным видам юридической ответственности (уголовной, административной, гражданско-правовой), в перечне административных наказаний, применяемых за совершение административных правонарушений, он назван административным штрафом. В-четвертых, изменены наименования некоторых видов административных наказаний, что, безусловно, повлекло и определенные изменения в их содержании. Федеральным законом от 28 декабря 2020 г. N 398-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления контроля в сфере оборота гражданского оружия», вступающим в силу с 1 июля 2020 г., из перечня видов административных наказаний исключен такой их вид, как возмездное изъятие орудия совершения преступления или предмета административного правонарушения.

3. В п. 7 ч. 1 данной статьи специально указан субъект правонарушения, к которому применимо административное выдворение за пределы Российской Федерации. Такими субъектами могут быть только иностранные граждане и лица без гражданства. Подобный подход в регулировании основывается на положениях Протокола N 4 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, в ст. 3 которого указано: «Никто не может быть выслан путем индивидуальных или коллективных мер с территории государства, гражданином которого он является».

В соответствии с ч. 3 ст. 3.10 КоАП РФ административное выдворение не может применяться также и к военнослужащим — иностранным гражданам (Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 203-ФЗ).

4. Система административных наказаний, приведенная в комментируемой статье, включает разные по характеру и правовым последствиям санкции, что позволяет учесть при назначении наказания личность нарушителя и обстоятельства правонарушения.

5. В отличие от УК РФ (ст. 44), в котором все наказания за преступления расположены в определенной последовательности — от менее тяжких к более тяжким, по расположению в перечне видов административных наказаний нельзя сделать вывод относительно оценки законодателем тяжести каждого из видов административных наказаний в их соотношении между собой.

6. Перечень административных наказаний, данный в комментируемой статье, является закрытым, исчерпывающим, поскольку определение видов административных наказаний составляет прерогативу только федерального законодателя. В случае необходимости перечень видов административных наказаний может быть изменен лишь путем внесения изменений в данную статью.

7. В ч. 2 данной статьи фиксируются ограничения в выборе административных наказаний, которые могут быть применимы к юридическому лицу.

8. Часть 3 ст. 3.2 продолжает линию на разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами в области законодательства об административных правонарушениях. Из смысла этой части следует вывод о том, что законами субъектов Российской Федерации из всего закрепленного в Кодексе набора административных наказаний может быть предусмотрена возможность применения наказаний только в виде предупреждения и административного штрафа.

9. Судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, могут назначить только то административное наказание, которое названо в конкретной статье Особенной части настоящего Кодекса или закона субъекта РФ об административных правонарушениях.

10. Некоторые из перечисленных в комментируемой статье видов административных наказаний вообще не могут применяться (или могут применяться с ограничениями) к определенным, точно указанным в настоящем Кодексе категориям граждан (см. комментарии к ст. ст. 3.6 — 3.10).

1. По общему правилу, отраслевое управление осуществляют:

2. Правовым актом управления является:

+ документ, принятый в одностороннем порядке полномочным органом госуправления либо его должностным лицом, имеющий государственно-властный характер и целью которого является реализация управленческих задач и функций;

– документ органа законодательной власти, принятый им в особом порядке, имеющий высшую юридическую силу и имеющий целью регулирование наиболее важных общественных отношений;

– акт суда правоприменительного характера, который содержит результат разрешения дела по существу.

3. Систему органов исполнительной власти РФ возглавляет:

4. Тест. Административный штраф считается уплаченным при условии:

+ получения органом, который вынес постановление, документа об оплате данного штрафа, либо наличия информации о такой уплате в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах;

– оплаты полной суммы штрафа непосредственно лицу или органу, наложившему указанный вид наказания;

– при списании с банковского счета правонарушителя половины суммы штрафа через 25 дней после вынесения постановления.

5. Что такое административно-правовой статус?

+ Это набор прав и обязанностей того или иного субъекта, которые регулируются административно-правовыми нормами и которые определяют его правовое положение в области государственного управления;

– Это конкретная должность лица в административном органе, где оно осуществляет свою трудовую деятельность;

– Это положение той или иной административной единицы в общем рейтинге ей подобных.

Тест — 6. Что не относится к административным правам гражданина?

+ Право распоряжаться заработной платой по своему усмотрению;

– Право проводить митинги и демонстрации;

– Право поступать на государственную службу.

7. Что не является категорией государственной гражданской службы?

8. Признаком административного договора является:

+ хотя бы одной стороной в договоре выступает орган государственного управления;

– принудительный характер соглашения;

– вертикальные управленческие отношения между сторонами.

9. Разновидность юридической ответственности, при которой субъект обязан претерпевать государственно-властные лишения за совершенное им административное правонарушение – это:

10. С какого дня лицо считается подвернутым административному наказанию?

+ Со дня, когда вступило в силу постановление о назначении такого наказания;

– Со дня, когда правонарушитель получил официальное письмо с вложенным постановлением о назначении административного наказания;

– Со дня совершения им административного правонарушения.

11. Какой факт может смягчить административную ответственность?

+ если административное правонарушение совершено беременной женщиной;

– если административное правонарушение совершено в условиях стихийного бедствия;

– если административное правонарушение совершено в состоянии опьянения.

12. Унижение чести и достоинства какого-либо лица, которое выражено в неприличной форме – это:

13. Какова максимальная стоимость похищенного имущества, при которой хищение квалифицируется по КоАП РФ как мелкое?

14. К неправомерным действиям при банкротстве не относится:

+ введение конкурсного управления;

– сокрытие имущества, его отчуждение, уничтожение или передача во владение третьих лиц;

– уничтожение либо фальсификация бухгалтерских или иных учетных документов.

15. При каком условии появление в общественном месте в состоянии опьянения считается административным правонарушением?

+ Если такое поведение оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность;

– Если гражданин, находящийся в состоянии опьянения в общественном транспорте, не платит за проезд;

– Если лицо в состоянии опьянения, сидя на скамейке в парке, спокойно разговаривает по телефону.

16. Субъектами административного правонарушения могут быть:

+ физические и юридические лица;

17. Каков минимальный возраст субъекта административного правонарушения?

18. Что является целью административного наказания?

+ Предупреждение совершения новых правонарушений;

– Унижение человеческого достоинства правонарушителя;

– Нанесение вреда деловой репутации организации-нарушителя.

19. Только как основное административное наказание может применяться:

– лишение права управления транспортным средством;

– выдворение за пределы РФ иностранного гражданина.

20. Обязательные работы применяются:

+ в свободное от основной работы время;

– к гражданину, которого призвали на военные сборы;

21. К лицам, содействующим в производстве по делу об административном правонарушении, относятся:

+ свидетели, специалисты, переводчики;

– потерпевшие, законные представители;

– лицо, в отношении которого ведется производство по делу.

22. Производство, в процессе которого разрабатываются, согласовываются, принимаются, регистрируются и публикуются нормативные акты органов исполнительной власти – это:

– производство по обращениям граждан.

23. Разрешается ли гражданам носить при себе оружие при проведении пикетирования?

– Разрешается только пневматическое;

– Разрешается любое при предварительном уведомлении соответствующих органов власти.

24. Максимальный срок административного ареста за совершение административного правонарушения в сфере законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах составляет:

25. При назначении административного наказания юридическому лицу не учитывается:

+ личность руководителей организации;

– имущественное положение юридического лица;

– характер совершенного им административного правонарушения.

26. Какое из этих утверждений верно?

+ Правительство РФ относится к исполнительной ветви власти;

– Правительство РФ руководит федеральными министерствами, но не контролирует их деятельность;

– Правительство РФ не вправе приостанавливать акты, изданные федеральными органами исполнительной власти.

27. Признаками индивидуального акта являются:

+ однократность применения и отсутствие в нем правовых норм;

– правотворческий характер данного документа, возможность применения к неопределенным лицам;

– такой акт не влечет возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

28. Использование многообразных разъяснительных, воспитательных, организационных мер для формирования воли подвластного лица или ее изменения – это:

29 — Тест. Обстоятельством, которое исключает производство по делу об административном правонарушении, является:

+ действия в состоянии крайней необходимости;

– действия в состоянии аффекта;

– совершение административного правонарушения при чрезвычайных обстоятельствах.

30. Что обязательно подлежит выяснению по делу об административном правонарушении?

+ характер и размер ущерба, причиненного правонарушением;

– предыдущие судимости правонарушителя;

– намерения нарушителя совершить административные правонарушения в будущем.

Вологодский городской суд вынес приговор в отношении бывшей сотрудницы Центра по выплате пенсий, которая использовала данные умершего пенсионера. Женщина формировала поручения на разовые денежные выплаты, которые переводились на принадлежащий ей банковский счет. Ущерб от действий злоумышленницы составил 1 105 080 рублей.

Преступную схему специалистам Пенсионного фонда удалось обнаружить благодаря усовершенствованным программно-техническим комплексам, которые позволяют производить тотальную проверку всех пенсионных перечислений. Данные о совершенном мошенничестве незамедлительно были переданы в правоохранительные органы. Уже уволившаяся на тот момент из Пенсионного фонда бывшая сотрудница ПФР возместила весь ущерб на стадии следствия. Свои действия она объясняла сложным материальным положением, в которое семья попала из-за болезни матери.

Вологодский городской суд признал женщину виновной в мошенничестве с использованием служебного положения, в особо крупном размере. Ей назначено наказание в виде условного лишения свободы на три года, с испытательным сроком два года.

«Преступление удалось раскрыть благодаря грамотным действиям специалистов Отделения ПФР, которые определили всю сумму похищенных средств, проведя кропотливую работу и проверив весь массив выплатных дел за последние несколько лет. Больше подобных случаев выявлено не было, — комментирует решение суда управляющий Отделением ПФР по Вологодской области В.Н. Жидков. – Это, безусловно, неприятная для нас ситуация. Однако она позволила понять и исправить уязвимые места в нашей системе, а также вернуть государству похищенные средства. Сейчас на всех этапах перечисления пенсионных выплат введен многоступенчатый контроль, а усовершенствованные программно-технические комплексы позволяют полностью исключить человеческое вмешательство».

Сотрудники МГБ пресекли незаконную продажу предпринимателем специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

Об этом сообщили в пресс-службе Министерства.

«Сотрудниками Министерства государственной безопасности Луганской Народной Республики в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий выявлен частный предприниматель, который занимался незаконным сбытом специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации», — говорится в сообщении.

Правоохранители установили, что физическое лицо — предприниматель в нарушение действующего порядка оборота специальных технических средств приобрел GPS-трекеры и дал указание своей дочери, работающей в его магазине продавцом, на реализацию этих устройств.

«Нарушая права и свободы человека и гражданина, предусмотренные Конституцией ЛНР, действуя в нарушение порядка оборота специальных технических средств, был осуществлен сбыт GPS-трекеров Mini A8, которые относятся к специальным техническим средствам для негласного получения акустической информации и негласного контроля за перемещением транспортных средств и других объектов», — отметили в МГБ.

Предприниматель и его дочь привлечены к уголовной ответственности по части 2 статьи 35 «Совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией)» и статье 148 «Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации» Уголовного кодекса.

«Материалы уголовного дела направлены в Жовтневый суд Луганска для рассмотрения вопроса о применении мер уголовно-правового характера в виде судебного штрафа», — добавили в пресс-службе.

Происшествия — 14 апреля 2020

Унификация оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений со стороны российского Правительства должна пресечь необоснованное занижение зарплат на местах, считает председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов.

Сейчас регулирование систем оплаты труда госучреждений в регионах и муниципальных структур входит в полномочия субъектов РФ и органов МСУ. При этом нередко принятие решения о принципах оплаты труда и о размерах окладов полностью или частично передано на уровень организаций, что приводит к существенным различиям в размерах зарплат на одинаковых должностях.

Правительство РФ внесло в Государственную Думу законопроект, наделяющий его правом установить общие требования к системам оплаты труда бюджетников.

«В целом я позитивно отношусь к данной инициативе, — сказал Ярослав Нилов в беседе с «Парламентской газетой». — Закон достаточно рамочный — предполагается регулирование на уровне подзаконных актов, но в целом некая федеральная унификация будет правильной. Чтобы не допускать ситуаций, когда у нас отраслевой принцип так работает, что в одном регионе получают 15 тысяч, а где-то — 115 тысяч. С точки зрения социальной справедливости нужно вырабатывать общие подходы».

Критически важным при пересмотре принципов оплаты труда работников государственных и муниципальных организаций, по мнению депутата, станет их дальнейшее правовое регулирование.

«Надо понять, как все это будет реализовано, чтобы не получилось, как, например, с повышенными пособиями по безработице, — напомнил законодатель. — Когда Правительство на своем уровне увеличило их только для тех, кто после 1 марта потерял работу, а все, кто потерял её до 1 марта, такие пособия получать не смогут. И это всё было отрегулировано как раз на уровне нормативных правовых актов. Поэтому теперь нужно посмотреть, каким образом всё это будет формализовано. Нужно учесть и то, что в регионах разный прожиточный минимум. Это должно отражаться на зарплатах. Но всё равно есть территории, где уровень оплаты труда необоснованно занижен региональными решениями и абсолютно неоправдан».

Также читайте о том, какие законы вступают в силу в сентябре.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№1/2016

ISSN 2410-700Х

В этом плане важно предусмотреть повышение квалификации, как следователей, так и экспертов. В частности, повышение квалификации экспертов-криминалистов (а они же выступают и в качестве специалистов) в настоящее время немыслимо без их узкой специализации (трасолог, химик, биолог, почерковед, товаровед и т. п.) .

Не случайно в ряде зарубежных стран функции экспертов-криминалистов и специалистов-криминалистов организационно разъединены. Последние же имеют специальную подготовку и практически специализируются на работе с различными следами на месте происшествия, особенно с микрообъектами и запаховыми следами при раскрытии наиболее опасных видов преступлений. Список использованной литературы:

1. Ковалев С.А., Смагоринский Б.П. Использование криминалистического компьютерного моделирования при планировании расследования преступлений /Юридическая наука и правоохранительная практика. 2013. № 4 (26). С. 111-123.

2. Толоконников В.К. Актуальные вопросы планирования при расследовании преступлений /Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Право». 2014. № 1(15). С.136-140.

3. Ларин А.М. Расследование по уголовному делу. Планирование. Организация. — М., 1970. — С. 129 — 147.

4. Пропастин С. Типичные недостатки организации взаимодействия следователя и оперативных подразделений по делам об убийствах. //Законность, 2009. № 3. С.23.

5. Макогон И.В., Косарева Л.В. Производство судебных экспертиз. Учебное пособие. Волгоград, 2015. С.24-54.

© И В. Макогон, Л.В. Косарева, 2016

УДК 343.3/.7

Медведева Наталья Георгиевна

к. э. н., доцент Тюменский государственный архитектурно-строительный университет г. Тюмень, Российская Федерация

К ВОПРОСУ ПРИМЕНЕНИЯ СТАТЬИ 178 УК РФ ЗА ПРОТИВОПРАВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

УЧАСТНИКОВ ЗАКУПОК

Аннотация

В статье поднимаются вопросы применения ст.178 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ), предусматривающей уголовную ответственность за антиконкурентные действия, в том числе совершенные участниками госзакупок. С 1996 года (времени начала действия данной статьи) ее редакция не раз претерпевала изменения, причем довольно серьезные. И все эти изменения были направлены на уточнение ее формулировок, отдельных элементов правонарушения, на ужесточение ответственности за противоправные действия на товарных рынках, негативно влияющих на конкуренцию, и в первую очередь, при проведении закупок для удовлетворения государственных и муниципальных нужд.

Ключевые слова

Государственные закупки, картели, контрактная система закупок, ограничение конкуренции, уголовная

ответственность

Статьей 178 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за действия, направленные на ограничение конкуренции на товарных рынках. Данная статья, по мнению автора, до сего времени остается самой не востребованной в силу различных причин, в том числе из-за:

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_

— малопонятных формулировок, касающихся собственно состава преступления;

— отсутствия реальных механизмов выявления и доказывания противоправных действий, охватываемых этой статьей .

Изменения ст.178 УК РФ от 19.12.2005 № 161-ФЗ , от 19.05.2010 № 92-ФЗ , от 08.03.2015 № 45-ФЗ затрагивали те или иные элементы уголовного правонарушения, и в первую очередь объективную сторону правонарушения, выражающуюся в конкретных противоправных действиях, направленных на ограничение конкуренции, а также санкции за противоправные действия. Кроме того, с изменением объективной стороны правонарушения менялось название статьи.

Рассмотрим, как менялось название статьи:

редакция первая (от 13.06.1996) — «Монополистические действия и ограничение конкуренции»;

редакция вторая (от 19.12.2005 № 161-ФЗ) — «Недопущение, ограничение или устранение конкуренции»;

редакция третья (от 08.03.2015 № 45-ФЗ) — «Ограничение конкуренции».

Как видим, постепенно устранялись неточности в формулировке названия статьи, поскольку монополистическая деятельность — одно из действий, направленных на ограничение конкуренции, как, впрочем, и действия, направленные на недопущение и устранение конкуренции. Редакция названия статьи от 2015 года больше корреспондируется с содержанием ФЗ «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Самые серьезные изменения коснулись объективной стороны правонарушения, предусмотренного ст.178 УК РФ.

Так, редакции части 1 статьи от 1996 и 2005 годов формировались в рамках действия Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» , поэтому к противоправным действиям, носящим антиконкурентный характер, законодателем были отнесены:

1) монополистические действия путем установления монопольно высоких и монопольно низких цен;

2) ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности и установления или поддержание единых цен.

В редакции части 1 статьи от 2005 года к противоправным действиям законодателем уже были отнесены недопущение, ограничение, устранение конкуренции путем:

— установления или поддержания монопольно высоких или монопольно низких цен;

— раздела рынка;

— ограничения доступа на рынок;

— устранения с него других субъектов экономической деятельности;

— установления или поддержания единых цен (при наличии крупного ущерба).

Редакция части 1 статьи от 2010 года к противоправным действиям относит недопущение, ограничение, устранение конкуренции путем:

— заключения ограничивающих конкуренцию соглашений;

— осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий;

— неоднократного злоупотребления доминирующим положением, выразившемся в:

а) в установлении монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

б) необоснованном отказе от заключения договора;

в) необоснованном уклонении от заключения договора;

г) ограничении доступа на рынок (при наличии

— либо крупного ущерба гражданам, организациям, государству;

— либо извлечения дохода в крупном размере).

Как видим, в состав противоправных действий включены самые популярные (или распространенные) антиконкурентные действия — антиконкурентные соглашения и согласованные действия, совершаемые, в том числе, в сфере государственных и муниципальных закупок.

Редакция объективной стороны правонарушения от 2015 года относит к противоправным действиям ограничение конкуренции путем заключения между хозяйствующими субъектами-конкурентами

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_

соглашения (картеля), ограничивающего конкуренцию, запрещенного законодательством РФ (при наличии либо крупного ущерба гражданам, организациям, государству, либо извлечения дохода в крупном размере). Таким образом, уголовная ответственность по части 1 статьи 178 УК РФ предусмотрена только за картели, которые могут заключаться и во время проведения закупок. За все остальные противоправные действия, влекущие негативные последствия в виде ограничения конкуренции на товарных рынках, предусмотрена административная ответственность (ст.14.31- 14.33 КоАП РФ) .

Части 2 и 3 упомянутой статьи предусматривали и предусматривают обстоятельства, усиливающие ответственность, в том числе: в части 2:

— совершение преступления группой лиц по предварительному сговору, организованной группой;

— неоднократность;

— использование служебного положения;

— сопряжение деяний с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения (при отсутствии признаков вымогательства) (это потом «перекочевало» в ч.3);

— причинение особо крупного ущерба либо извлечение дохода в особо крупном размере; в части 3 — совершение деяния с применением насилия или с угрозой его применения. Рассмотрим, какие изменения статьи касались непосредственно санкций за действия, ограничивающие

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

конкуренцию на товарных рынках.

Так, в части 1 санкции менялись следующим образом (Табл.1):

Таблица 1.

Изменения санкций по ч. 1 ст.178 УК РФ

13.06.1996№ 63-Ф3 19.12.2005 № 161-ФЗ 19.05.2010 № 92-ФЗ 08.03.2015 № 45-ФЗ

1) штраф в размере 200500 МРОТ или удержание заработной платы или иного дохода за период от 2 до 5 месяцев; 2) арест на срок 4-6 месяцев; 3) лишение свободы на срок до 2 лет. 1) штраф в размере 200-500 т.р. или удержание заработной платы или иного дохода за период от 18 месяцев; 2) арест на срок 4-6 месяцев; 3) лишение свободы на срок до 2 лет. 1) штраф в размере 300-500т.р. или удержание заработной платы, иного дохода за период 1 -2 года; 2)лишение свободы сроком до 3 лет с лишением или (без такового) права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 1 года 1) штраф в размере 300-500т.р. или удержание заработной платы, иного дохода за период 1 -2 года; 2) принудительные работы на срок до 3лет с лишением или (без такового) права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 1 года; 3) лишение свободы сроком до 3лет.

Санкции по ч.2 ст.178 УК РФ менялись следующим образом (Табл.2):

Таблица 2.

Изменения санкций по ч.2 ст.178 УК РФ

13.06.1996№ 63-Ф3 19.12.2005 № 161-ФЗ 19.05.2010 № 92-ФЗ 08.03.2015 № 45-ФЗ

1) штраф в размере 500700 МРОТ или удержание заработной платы за период от 5 до 7 месяцев; 2) лишение свободы сроком от 2 до 5 лет. 1) штраф в размере 100-300 т.р., либо удержание заработной платы, иного дохода за период 1 -2 года; 2) лишение свободы до 5лет. лишение свободы сроком до 6 лет со штрафом в размере до 1 миллиона руб., или заработной платы, иного дохода за период до 5лет либо без такового, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью от 1до 3 лет либо без такового. 1) принудительные работы до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3лет или без такового; 2) лишение свободы до 6 лет со штрафом до 1 миллиона руб., или удержанием заработной платы, иного дохода за период до 5 лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 1 до 3лет или без такового.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№1/2016

ISSN 2410-700Х

Санкции по ч.3 ст.178 УК РФ с момента введения данной статьи также менялись (Табл.3):

Таблица 3.

Изменения санкций по ч.3 ст.178 УК РФ

13.06.1996№ 63-ФЗ 19.12.2005 № 161-ФЗ 19.05.2010 № 92-ФЗ 08.03.2015 № 45-ФЗ

лишение свободы сроком от 3до 7 лет с конфискацией имущества или без таковой. лишение свободы сроком от 3до 7 лет со штрафом до 1 миллиона руб., или с удержанием заработной платы, иного дохода за период до 5 лет либо без такового. лишение свободы до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок 13 года. 1) принудительные работы сроком до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок 1 -3 года; 2) лишение свободы сроком до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок 1 -3 года.

Как видим, наказание хозяйствующих субъектов за совершение действий, ограничивающих конкуренцию, с момента введения ст.178 УК РФ ужесточалось:

— были увеличены сроки лишения свободы, размеры штрафов;

— были введены новые, как основные меры наказания (принудительные работы), так и дополнительные (лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью).

Претерпели изменения и редакции примечаний, содержащих положения об обстоятельствах, влияющих на квалификацию противоправных действий и выбор конкретного наказания (ст. 60, 61, 62, 63, 75 УК РФ), в том числе:

— установлены более высокие размеры крупного ущерб;

— установлены более высокие размеры извлекаемого дохода;

— введены положения, позволяющие смягчать ответственность осужденных при деятельном раскаянии

(Табл.4):

Таблица 4.

Изменений примечания к ст.178 УК

13.06.19 96 № 63-ФЗ 19.12.2005 № 161-ФЗ 19.05.2010 № 92-ФЗ 08.03.2015 № 45-ФЗ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

крупный ущерб -свыше 1 миллиона руб. 1) обстоятельства, отягчающие ответственность: а) размер ущерба, причиненного в результате противоправных действий: — крупный — свыше 1 миллиона руб.; — особо крупный- свыше 3 миллионов руб.; б) доход, полученный в результате противоправных действий: — в крупном размере — свыше 5 миллионов руб.; — в особо крупном размере — свыше 25 миллионов руб.; в) неоднократное злоупотребление доминирующим положением — более двух раз в течение 3 лет с привлечением к административной ответственности; 2) обстоятельства, смягчающие ответственность -деятельное раскаяние: — либо способствовало раскрытию преступления; — перечислило в федеральный бюджет доход, полученный в результате противоправных действий, и если в его действиях нет иного состава преступления 1) обстоятельства, отягчающие ответственность: а) размер ущерба, причиненного в результате противоправных действий: — крупный — свыше 10 миллиона руб.; — особо крупный- свыше 30 миллионов руб.; б) доход, полученный в результате противоправных действий: — в крупном размере — свыше 50 миллионов руб.; — в особо крупном размере — свыше 250 миллионов руб.; 2) обстоятельства, смягчающие ответственность — деятельное раскаяние: — если осужденное лицо первым из числа соучастников добровольно сообщило об этом преступлении; — активно способствовало его раскрытию и (или) расследованию; — возместило причиненный ущерб или иным образом загладило причиненный вред, в его действиях нет иного состава преступления

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_

Как видим, увеличивались размеры крупного и особо крупного ущерба, причиненного виновными в результате противоправных действий, а также полученного в результате таких действий дохода. Особенно примечательно положение, согласно которому законодателем определены обстоятельства, позволяющие смягчить предусмотренное статьей наказание, что отвечает генеральной линии законодателя в части гуманизации современного уголовного законодательства.

Анализ практики применения положений ст.178 УК РФ по материалам ФАС России показал, что в 2015 году начала применяться данная статья за противоправные деяния в виде сговоров, совершенные участниками закупок . Это свидетельствует о понимании правоприменителей характера и степени общественной опасности действий, направленных на ограничение конкуренции на товарных рынках, в том числе во время проведения закупочных процедур.

Таким образом, совершенствование положений статьи 178 УК РФ, которые предусматривают уголовную ответственность за сговоры хозяйствующих субъектов-конкурентов, позволило появиться реальному «заслону» сговорам на торгах , формированию конкурентных основ в сфере закупок, а, следовательно, повышению эффективности государственных и муниципальных закупок.

По мнению Лапиной Е.Б., создавая условия для конкурентной борьбы в сфере государственных закупок, государство игнорирует интересы государственных заказчиков . Учитывая, что сговоры в сфере закупок, как правило, направлены на ограничение доступа к участию в закупках, и зачастую сопровождаются выбором победителя не с самым выгодным предложением, представляется верным усиление ответственности участников закупок за действия, ограничивающие конкуренцию. Нельзя не согласиться с Башлаковым-Николаевым И.В., который считает, что конкуренция как соперничество обеспечивает справедливость в отношениях между хозяйствующими субъектами, что опосредованно ведет к справедливости и по отношению к потребителям .

Не менее важным для эффективного применения ст. 178 УК РФ является наличие разъяснений и обобщений судебной практики. Однако, до сих пор таких разъяснений и обобщений нет, поэтому отсутствует единообразие в применении указанной статьи, возникают спорные аспекты правоприменительной практики . Нельзя не согласиться и с тем, в этих целях вполне резонными являются предложения специалистов, касающиеся формирования антимонопольной специализации судей . Список использованной литературы:

3. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках: закон Российской Федерации от 22.03.1991 № 948-1 // Бюллетень нормативных актов. — 1992. — № 2-3.

4. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 19 декабря 2005 года № 161 -ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2005. — № 52 (ч.1). — Ст.5574.

6. О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации: федеральный закон от 29 июля 2009 года № 216-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2009. — №31. — Ст.3922.

7. О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации: федеральный закон от 08 марта 2015 года № 45-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2015. — № 10. — Ст.1415.

10. Кинев А.Ю. Антимонопольный «заслон» сговорам на торгах // Юрист. — 2011. -№ 16. — С.26.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_

13. Медведева Н.Г. К вопросу о теории и практике государственного контроля за госзакупками // Символ науки. — 2015. — № 7. — С.95-98.

14. Вступил в силу первый приговор по статье 178 УК об участии в картеле//http://pravo.ru/news/view/109265/

© Н.Г. Медведева, 2016

УДК 347.6

Муляр Евгений Николаевич

магистрант 1 года обучения, направление «Педагогическое образование», профиль «История» преподаватель кафедры социально-экономических дисциплин ФГБОУ ВПО филиал «КубГУ» в г. Славянске н/к г. Славянск-на-Кубани, Россия E-mail: ar.10111992@yandex.ru Научный руководитель: канд. ист. наук, доцент Рябиков Александр Николаевич

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА СУПРУЖЕСКОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИИ

Аннотация

В статье показана эволюция имущественных отношений супругов со времен Древней Руси до настоящего времени. Проведен анализ развития супружеской собственности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова

Брак, семья, имущество, наследование, приданое, личные имущественные отношения.

Семейные правоотношения в Древней Руси, происходившие из обычного права и внутреннего уклада семьи, ввиду отсутствия письменных сборников обычного права сложно облечь в какие либо «законодательные определения». Древнерусской семьей считался сложный кровнородственный союз супругов между собой, родителей и детей, других родственников, проживающих совместно. До момента принятия христианства у языческих славянских племен сохранялась полигамия.

Имущественное положение жены было поставлено в зависимость от формы, в которой заключался брак . Представляется, что у различных славянских племен превалировал тот или иной обычай. Так, у Древлян, Радимичей, Вятичей и Северян преобладал обычай похищения невесты, не исключавший тем не менее, обряды, при которых происходило получение согласия родителей и выкуп невесты. У Полян жениху вечером приводили невесту, а на утро приносили выкуп за нее: «а утре приношаху по ней, что дадут». Совершение брака в форме похищения (умыкания) или покупки невесты, предполагало отсутствие каких-либо имущественных прав у супруги. Брачные взаимоотношения, складывающиеся посредством обряда приведения невесты, предполагали имущественную обособленность супругов и возможность расторжения брака. По предположению В. И. Синайского замужняя женщина в «свободном браке» обладала имущественной правоспособностью, но с ограничениями в пользу мужа, как главы семьи. Вместе с тем по

admin