Преподавательская деятельность

Введение…………………………………………………………………………….…..2

1. 1Понятие педагогической деятельности……………………………………………3

1.1Понятие педагогической деятельности…………………………………………….3

2 Основные модели педагогической деятельности, их характеристика…….………6

2.1 Основные модели педагогической деятельности, их характеристика……….…6

3.Моделирование как метод обучения…………………………………………………9

3.1 Моделирование как метод обучения………………………………………………9

4.Психологические модели педагогической деятельности, ………………………..13

основанной на системном подходе

4.1 Психологические модели педагогической деятельности…………………….…13

Заключение……………………………………………………………………………..17

Список используемой литературы……………………………………………………18

Введение.

Сущность и структура педагогической деятельности, а также связанная с ними продуктивность — один из актуальнейших вопросов педагогической науки и практики. Обычно научный анализ этих важных феноменов заменяется общими рассуждениями о педагогическом искусстве.

Разумеется, научный анализ педагогической деятельности отдает должное уникальности творческого метода каждого педагога, но сам он построен не на описаниях, а на принципах сравнительного исследования, качественно-количественного анализа. Особенно перспективным принято считать направление, связанное с применением принципов системного подхода к анализу и построению моделей педагогической деятельности

Как искусственная, специально в силу объективных законов развития общества организованная, педагогическая система находится под постоянным «контролем» общества, т.е. той социальной системы, частью которой она является. Изменения педагогической системы, ее перестройка и адаптация находятся в зависимости от того, на какой или на какие элементы в данный момент направлено воздействие общества: на укрепление материальной базы, совершенствование содержания образования заботу о материальном положении учителя и т.п. Причины многих неудачных попыток совершенствования педагогических систем кроются в несистемном, локальном подходе к преобразованию ее элементов. Общество, формируя социальный заказ, строит и соответствующую ему систему образования как наиболее общую педагогическую систему. Она, в свою очередь, своими подсистемами имеет все социальные институты, выполняющие образовательно-воспитательные функции и объединяющиеся в систему образования.Для эффективного функционирования педагогических систем, имеющих целью воспитание подрастающего поколения, общество создает систему подготовки воспитателей, средние специальные и высшие педагогические учебные заведения как педагогические системы. Проявляя заботу об уровне профессиональной квалификации, общество создает разного уровня педагогические системы профессиональной подготовки и повышения квалификации.

Таким образом мы видим неразрывную связь педагогических систем современности и общества, что и обуславливает актуальность дальнейшего развития моделей педагогической деятельность в современной системе образования.

1.1. Понятие педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность – это самостоятельный вид человеческой деятельности, в которой реализуется от поколения к поколению передача социального опыта, материальной и духовной культуры.

Исходя из этого определения различают виды деятельности. Так, деятельность, направленную на создание, получение материального продукта принято называть практической; а деятельность, направленную на изменение в сфере сознания, принято называть духовной. Это относительно самостоятельные, хотя и взаимосвязанные формы деятельности.

Обратимся теперь к самой трактовке понятия «педагогическая деятельность». Анализ содержания любого вида деятельности указывает на наличие психологического ее фундамента, т.к основными характеристиками деятельности принято считать предметность — то, с чем она непосредственно имеет дело (какой-либо материальный или идеальный объект), и субъективность, поскольку она выполняется конкретным человеком. (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.)

Понятие деятельности — одно из ключевых в современной психологии и педагогике. Психология исследует субъективный аспект деятельности.

Очевидно, что педагогическая деятельность является одним из видов деятельности.

Педагогическую деятельность разделяют на профессиональную и непрофессиональную (Н.В. Кузьмина, Е.М. Иванова и др.). Примером непрофессиональной педагогической деятельности может служить деятельность по воспитанию детей в семье или деятельность, которую осуществляют руководители предприятий. Непрофессиональной педагогической деятельностью считают обучение ремеслу. Таким образом, непрофессиональной педагогической деятельностью является та, которой занимается большинство людей в своей повседневной жизни, не обязательно имеющих специальное педагогическое образование и педагогическую квалификацию. Профессиональная педагогическая деятельность осуществляется в государственных или частных учебно-воспитательных и образовательных учреждениях и требует профессиональной компетентности лиц, ее осуществляющих, определенного уровня специального их образовании.

Рассмотрим несколько подходов к трактовке понятия педагогическая деятельность.

А.И. Щербаков характеризует работу учителя как «искусство, требующее от него глубоких знаний, высокой культуры, педагогических способностей и прежде всего понимания психологической структуры и содержания педагогической деятельности, основных ее функций, выполнение которых обеспечивает эффект образования и воспитания учащейся молодежи». А.И. Щербаков выделяет 8 функций педагогической деятельности, располагая их в порядке значимости следующим образом: информационную, мобилизационную, развивающую, ориентационную, конструктивную, коммуникативную, организаторскую, исследовательскую. Причем, четыре последние, по мнению автора, «не являются специфически педагогическими, т.к они имеют место во всех видах современного квалифицированного труда».

В.А. Сластенин считает, что «деятельность учителя — воспитателя по самой своей природе есть не что иное, как процесс решения неисчислимого множества типовых и оригинальных педагогических задач различных классов и уровней. Однако при всем богатстве и разнообразии педагогические задачи являются задачами социального управления.» По мнению В.А. Сластенина, «готовность к решению педагогических задач на высоком уровне мастерства определяется рядом профессионально-педагогических умений». Система соответствующих умений рассматривается им как основа формирования профессионального мастерства учителя-воспитателя.

Ю.Н. Кулюткин профессию педагога относит к группе профессий типа «человек-человек», для которых характерно межличностное взаимодействие. Неотъемлемой характеристикой последней являются рефлексивные процессы. При этом «учитель стремится к тому, чтобы сформировать у ученика те «внутренние основания» (знания, убеждения, методы, действия), которые позволили бы ученику в дальнейшем самостоятельно управлять своей будущей деятельностью. Между тем важно ставить… более крупную цель — развитие личности ученика, учитывая при этом сферы его личности и разные типы эффектов его продвижения». Педагогическая деятельность выступает в этой теории как рефлексивное управление учителем деятельностью ученика с целью развития личности последнего.

В описанных характеристиках можно выделить 2 подхода к определению понятия педагогическая деятельность

Для первого характерно признание ведущей роли педагога, который является реализатором конкретной учебно-воспитательной, общеобразовательной программы, который выполняет свои функциональные обязанности и должен соответствовать требованиям профессии. Ученик при таком подходе есть объект инициативного влияния и воздействия учителя.

При втором подходе учитель является посредником между ученикам и окружающим миром, он — равноправный партнер диалогового взаимодействия с учеником.

Основанием данной классификации является тип коммуникации — монолог или диалог. Следует отметить, что во всех характеристиках педагогическая деятельность монологического типа форма ориентации на вид коммуникации скрыта: на словах обучающийся провозглашается активным субъектом деятельности, но формы взаимодействия, которые предлагаются, на самом деле являются односторонним воздействием педагога. Этот подход совершенно однозначно делает «акцент» на процесс преподавания. Во втором типе ПД наполнена подлинно человеческим смыслом, выражаясь в сотрудничестве и сотворчестве.

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТСО В ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ»

учитель географии

8 (044) 722 08 70

e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

  1. 1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

1.1. Актуальность

Основной целью современного образования является формирование высокообразованной духовно-нравственной личности гражданина РБ, носителя ценностей национальной и мировой культуры, владеющего основами наук, навыками умственного и физического труда, культуры поведения и здорового образа жизни, готового к самостоятельному жизненному выбору

Одна из задач школьной географии на современном этапе состоит не только в том, чтобы дать учащимся основные базовые понятия, но и научить грамотно работать с разнообразными носителями информации.

Сегодня одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Это позволяет активизировать аналитическую деятельность обучаемых, углубить демократизацию методики преподавания, раскрепостить творческие возможности, стимулировать и развивать психические процессы, мышление, восприятие, память школьников.

Одной из главных задач нашей школы является повышение педагогического мастерства и качества образования путем освоения современных технологий обучения и воспитания.

Трудно создать образ той или иной страны, своей малой Родины, используя лишь текст учебника с небольшим количеством иллюстраций и карт. География должна быть «живой». Мы должны учить образному мышлению, формированию «географической картины мира». Не случайно в 1967 г. Дэвид Трейклер констатировал: «Люди запоминают 10 % того, что они читают, 20% того, что они слышат, 30% того, что они видят, и 50 % того, что они слышат и видят одновременно».Я считаю, что с помощью компьютера — принципиально нового средства обучения можно решать эти задачи.

Использование компьютера на уроке позволяет:

  • значительно сэкономить время на уроке;
  • сделать процесс обучения мобильным;
  • продемонстрировать учащимся аккуратные, четкие образцы оформления заданий;
  • повысить уровень наглядности в ходе обучения;
  • внести элементы занимательности.

Использование элементов компьютерных технологий делает урок интересным, а это приводит к формированию познавательного интереса, развивает творческий потенциал учащихся, а этот фактор приводит к повышению качества образования в целом.

На уроке увеличивается роль визуального восприятия материала. Использование визуальных методов при работе с компьютерной техникой способствует развитию у учащихся зрительной памяти, которая в сочетании с используемой чаще всего в процессе обучения слуховой памятью позволяет повысить эффективность занятий.

Для учащихся расширяются возможности для лучшего усвоения информации, облегчается процесс запоминания, что помогает учащимся усвоить изучаемый материал на более высоком уровне.

На мой взгляд, не менее важен и эмоциональный фактор, который проявляется при использовании компьютерных технологий на уроках. Он способствует развитию творческого потенциала учителя и ученика. Ведь к созданию подобных ресурсов легко привлекаются учащиеся, которые создают свои презентации.

Девиз моей педагогической деятельности: «Как можно ярче и как можно больше возможностей для обучающихся». Задача — активизация познавательной деятельности на уроках географии и повышение мотивации учащихся через использование компьютерной техники.

1.2. Целью моего опыта является внедрение средств информационных технологий в образовательный процесс на уроках географии.

1.3. Задачи опыта:

— изучить формы и методы работы со средствами информационных технологий на уроках географии

— создать мультимедийные презентации и использовать их на уроках географии;

— использовать тестовые задания на уроках географии

— активизировать познавательную деятельность на уроках через использование компьютерной техники;

-проанализировать эффективность применения компьютерной техники на уроках географии.

1.4. Длительность работы над опытом

Целенаправленный процесс изучения, эффективности внедрения средств информационных технологий на уроках географии, начался с 2009 года и включил три этапа:

1 этап — подготовительный (2009/2010 г.). На данном этапе изучалась психолого-педагогическая и научно-методическая литература, материалы практического опыта коллег по проблеме внедрения использованию средств информационных технологий на уроках географии;

2 этап — практический (2010-2012 г.). Включал разработку и проведение уроков и факультативных занятий с использованием компьютера на уроках;

3 этап – обобщающий (2012/2013 г.). На данном этапе проведён анализ, систематизация и обобщение полученных результатов, описан опыт работы

Опыт сформирован на базе 8-11 классов государственного учреждения образования «Средняя школа №66 г. Гомеля».

1.5. Научно-методическое обоснование

Анализируя литературу по данной теме, я пришла к выводу, что целесообразность использования компьютерных технологий в географии научно обоснована. Это обусловлено общезначимой дидактической ценностью информационно-компьютерных технологий, и основывается на очевидных достоинствах компьютера, выявленных в процессе обучения

Благодаря использованию компьютерных технологий зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются и дают положительный результат при введении их в различные части урока. Компьютер вызывает горячий интерес, как обучающихся, так и педагогов в школе.

В пособии Баранова А.С., Суслова В.Г., Шейнис А.И. «Компьютерные технологии в школьной географии» раскрываются возможности использования компьютерной технологии в школьной географии. Представлены виды компьютерных средств обучения, даны методические рекомендации по их использованию.

В своих работах российский психолог Л.А.Венгер даёт научное обоснование и подтверждение того, что компьютер может помочь интеллектуальному росту ребёнка, так как позволяет развивать важнейшие операции мышления- обобщение и классификацию, формирует моторную координацию и координацию совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов. Работа на нем позволяет более просто и быстро получать, обрабатывать и передавать информацию, находиться в курсе интересующих человека проблем. Умение находить необходимый для работы материал, и получать на его основе знания ускоряет и оптимизирует процесс мышления, помогает узнать не только больше, но и лучше, точнее решать новые задачи, а это создаёт благоприятный, положительный эмоциональный фон для любого вида деятельности.

Знакомясь с доступными публикациями по данной теме, я пришла к выводу о перспективности идеи интеграции средств информационных технологий в образовательный процесс на своих уроках.

2. ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОПЫТА

2.1. Ведущая педагогической идея опыта — использование средств информационных технологий в изучении географии, создаёт условия для формирования познавательной деятельности и развития творческого потенциала учащихся, что приводит к повышению качества образования в целом.

2.2.Описание сути опыта

Суть опыта заключается в том, чтобы показать, что разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления воспитанников.

В географии заложены огромные возможности для применения компьютерных технологий в процессе обучения. Существует множество компьютерных средств, помогающих учащимся при изучении географии. Анализируя литературу и применяя в практике работы элементы компьютерных технологий на различных этапах и типах уроков, я пришла к выводу, что наиболее распространённая форма работы со средствами информационных технологий в учреждениях образования- предметные поурочные презентации (создаваемые самим учителем);

. Компьютерная презентация – это яркий, наглядный, отражающий главный смысл и поясняющий главные тезисы, материал, сопровождающий выступление докладчика или учителя.

Методы и приёмы использования мультимедиа на уроке – разные, но при их внедрении я стремилась выполнить единственную задачу: сделать урок интересным. Преимуществом таких уроков является повышение качества обучения за счет новизны деятельности. Мультимедиа презентация служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации, следовательно успешно помогают решить следующие дидактические задачи:

— формируют мотивацию к предмету;

— активизируют работу детей на уроке;

— помогают создать атмосферу успешности;

— способствуют развитию коммуникативных умений и навыков;

— помогают усвоению базовых знаний по предмету;

— систематизируют усвоенные знания;

— формируют навыки самостоятельной работы с учебным материалом.

Использование мультимедийных презентаций на уроках географии удовлетворяет множество познавательных потребностей учащихся:

— за короткий промежуток времени транслируется большой объем учебного материала, который сопровождается огромным количеством наглядности;

— делает учебный процесс более наглядным и эффективным;

— позволяет в яркой, интересной форме рассматривать понятия и процессы, происходящие в природе;

— видеть географические объекты на видеороликах и на фотографиях;

— закреплять материал в интересной форме, что способствует чёткому восприятию материала по той или иной теме;

— позволяет выделить наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы;

— повышает интерес к предмету;

— повышает качество обучения в целом.

Одним из этапов моей работы по использованию компьютерных технологий явилось создание информационного ресурса кабинета географии. По моему заданию и с моей помощью обучающиеся выполняют задания по оформлению исследовательских работ, составлению проспектов, презентаций путешествий.

Привлечение детей к созданию презентаций — это реализация творческих способностей, возможностей учеников. Общение ученика с компьютером вызывает заинтересованность, желания получить знания и поделиться с другими учениками собственным опытом. Также ученик приобретает опыт публичного выступления, что очень важно для современного молодого человека.

. В кабинете собрана значительная коллекция таких материалов на компакт-дисках, как для урочной работы, так и для внеклассной. Эти работы я успешно использую на различных этапах урока с помощью мультимедиапроектора в кабинете географии.

Созданы мной и учащимися презентации к занятиям по подготовке к городскому конкурсу «Город над Сожем».

Я использую определенную систему приемов активизации познавательной деятельности посредством использования мультимедийной презентации на уроках. В отличие от традиционной формы проведения урока, компьютерная презентация на уроке географии имеет большие возможности в привлечении иллюстративных материалов. Это помогает создавать наглядные и более информационно-насыщенные уроки.

Географические объекты, демонстрируемые при помощи презентации, имеют возможность сопровождения звуковыми эффектами и видеофрагментами.

Компьютерная презентация дает возможность демонстрировать ученикам красоту природы любого уголка земного шара, механизм образования и действия любого природного явления, совершать увлекательные путешествия по странам и городам мира, знакомиться с культурой и обычаями людей.

Причем эффективность работы со слайдами, картинами и другими демонстрационными материалами будет намного выше, если дополнять их показом схем, таблиц и т.д.

Я успешно применяю на уроках тесты с использованием таблиц. (Приложение 3 Презентация Тесты_таблицы тесты_карты)

Технология теста–таблицы «Найди соответствие».

Выполняется в виде таблички, состоящей из двух столбцов. Ученикам предлагается найти соответствие между признаками, которые могут объединить или сгруппировать понятия Фактор, который объединяет обсуждаемый признак между левой и правой частями столбцов, можно показать одним цветом или стрелками. Ученики работают с картами атласа «Климатические пояса» и «Природные зоны Северной Америки», используя известный метод наложения карт. Правильный ответ ученика подтверждается цветовым фоном таблицы. Природная зона и климатический пояс имеют один цвет в таблице. Учитель добивается правильного ответа от ученика и только потом на экран выводит действительную информацию.

Технология теста-таблицы «Географическое обоснование»

Слайд состоит из двух частей.

Левая часть: дается перечень информационных сведений, которые необходимо проверить у учащихся.

Правая часть: Расшифровка понятий. Заполняется постепенно, сверху вниз, после ответа учеников.

Примечание. Правая часть, правильные ответы, вносятся в таблицу учителем заблаговременно. Учитель добивается четкого ответа от учеников и только затем показывает правильную информацию

Язык географии – карта. География без номенклатуры – это не география. И снова мне на помощь приходит компьютер, откуда всегда можно спроектировать на экран любую карту.

Успешно применяю на уроке технологии с использованием географической карты.

Технология теста «Географическая разминка»

Тест провожу как в начале урока, так и в его заключительной части. Знание карты учениками определяется быстро, так как опрос требует минимум времени. При этом идет активизация внимания у учеников, развивается зрительная память. Ученикам предлагается вспомнить географическую карту материка или отдельного региона. Цветными стрелками, пунсонами, звездочками, цифрами выделяются географические объекты. Ученикам необходимо назвать географические объекты

Технология теста «Живая карта»

Данный прием выполняется на картосхемах. Условными знаками, автофигурами показываются признаки, которые необходимо выделить, классифицировать и, конечно же, запомнить. «Оживить карту» помогают движущиеся стрелки нацеленные на географический объект. Рядом высвечивается его обозначение (море, остров, полуостров, страна и т.д.)‏ Поочередно появляются все рассматриваемые объекты.

Технология приёма «Карта–тест»

Карта–тест помогает работать с объемной информацией, объединенной одним или несколькими признаками (страны, столицы, природные зоны). Ученикам предлагаю варианты ответов. Правильный ответ выделяется цветной яркой полосой, которая появляется только после того, как учитель «зарегистрирует» его. Карту–тест я использую на различных этапах урока: при изучении нового материала, при закреплении пройденного на уроке. Особенно эффективен этот прием, если его провести в виде игры, соревнования между командами знатоков.

Пример использования

На контурах государств Северной Америки, выделяются столицы. В тесте даны три названия. Ученикам необходимо дать правильное название государства, которое на карте выделено цветом.

Эффективны на уроке технологии тестов с использованием таблиц.

Большие возможностями для развития познавательной активности учащихся имеют уроки обобщения и систематизации знаний. Наиболее интересны для учащихся уроки–путешествия. Разве может быть география географией без путешествия? Возможности компьютера я использую здесь для создания игровой ситуации с использованием иллюстративного материала, группового создание информационных ресурсов.

Особое значение среди приёмов активизации познавательной деятельности я придаю технологическому приему «Слайд–парад». Учащиеся готовят творческие работы, пишут стихи, сказки, готовят виртуальные путешествия, сопровождая своё выступление презентацией слайд-парада.

Для закрепления знаний об особенностях растительности и животного мира использую работу с тестами — портретами. Для углублении знаний по теме и расширения своего кругозора учащиеся готовят экскурсии по самым интересным местам на материках. После таких уроков изученный материал остаётся у учащихся в памяти как яркий образ и помогает мне стимулировать познавательную активность школьника.

2.3. Результативность и эффективность опыта

Оценка результативности и эффективности опыта проводилась мною с использованием методов наблюдения, опроса, анкетирования учащихся (Приложение 6) и анализа результатов учебной деятельности, в том числе в городских конкурсах.

При внедрении в учебный процесс на уроках географии средств информационных технологий проводился ряд диагностических мероприятий с целью изучения эффективности использования данной технологии. Определялся уровень повышения мотивации в учебно-познавательной деятельности, анализировался уровень успеваемости, обученности качества знаний.

Диагностика качества знаний учащихся. Сравнительная таблица результатов итоговой аттестации учащихся по годам обучения.

Диаграмма. Уровень успеваемости, обученности и качества знаний учащихся.

По результатам диагностики качества знаний учащихся (итоговая диагностика) наблюдается стабильность динамики успеваемости и в целом положительная динамика уровня обученности и уровня качества знаний учащихся по географии. Благодаря введению на уроках географии компьютерных технологий у учащихся школы уровень успеваемости (100%), обученности (68%), качества знаний (73%) по географии является достаточной для средней школы.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Использование на уроках элементов компьютерных технологий привело к следующим выводам:

1. Из всего разнообразия приемов и средств внедрения информационных технологий в образовательный процесс я выбрала использование мультимедийных презентаций, которые наиболее эффективно работают на уроках изучения нового материала и обобщения.

2. Компьютер помогает учителю осуществить обоснованный выбор наилучшего варианта обучения с точки зрения рациональности затрат времени.

3. Анализируя опыт использования современных технических средств на уроках, можно с уверенностью сказать, что их использование способствует:

— активизации познавательной, творческой деятельности;

— развитию навыков самообразования и самоконтроля;

— повышению уровня комфортности обучения;

— снижению дидактических затруднений у учащихся;

— повышению активности и инициативности учащихся на уроках и во внеурочное время.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баранов А.С., Суслов В.Г., Шейнис А.И. Компьютерные технологии в школьной географии / М.:Издательский центр, 2004.

2. Географический портал //www.my-geography.ru;

3. Жильцова О.А. Обучающие технологии в естественно — научном образовании школьников/ М..: Полиграф сервис, 2003.

4. Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии-2 / Н.И.Запрудский.-Минск: Сэр-Вит,2012.-252с.

5. Кодекс об образовании Республики Беларусь // Нац.реестр правовых актов РБ.-2011.-№13. 2/1795

6. Кудряшова Н.И. Методы обучения в современной школе /М.: Просвещение, 1993.

7. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /М., Дрофа, 2000

8. Сахарусова Т.А. Использование информационных технологий для повышения уровня мотивации всех участников образовательного процесса 2008г.

9. Селевко Г.К. Информационные технологии в школе // Информационно-компьютерные средства в школе. Ярославль: ИРО, 2003

10. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся/ М., Знание 1993.

Введите слово и нажмите «Найти синонимы». Поделиться, сохранить:

Найден 1 синоним. Если синонимов недостаточно, то больше можно найти, нажимая на слова.

Синонимы строкой Скрыть словосочетания
,

Синоним, количество Частота
1 педагогическая деятельность (4) 0.20618

С тем же началом: преподаватель, преподавание, преподнесение, препона, преподобный, преподношение

С таким же окончанием: ведется работа, ручная работа, проведена работа, удаленная работа, курсовая работа

Слова по отдельности: преподавательская, работа

Другие слова на букву п

Синонимы к словам и словосочетаниям на букву:
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

Поделитесь, если помогло

Наверх На главную

  • Средняя частота фразы «преподавательская работа» на миллион употреблений: меньше, чем 1 раз. Количество букв/символов: 24.
  • Поиск занял 0.011 сек. Вспомните, как часто вы ищете, чем можно заменить слово? Добавьте sinonim.org в закладки, чтобы быстро искать синонимы, антонимы и предложения (нажмите Ctrl+D), ведь качественный онлайн словарь синонимов русского языка пригодится всегда.

Случайные слова и фразы: овчарка кавказская, видоизменившийся, заслонивший от света

Предложите свой вариант синонима к «преподавательская работа»

Законодательство Российской Федерации не запрещает гражданам заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью, в том числе и предоставлением образовательных услуг. В данной публикации рассмотрим вопросы образовательной деятельности, которая осуществляется индивидуальным предпринимателем непосредственно (т. е. лично) без привлечения иных педагогических работников.

Для того, чтобы начать заниматься предпринимательской деятельностью, в т. ч. в сфере образования, гражданин РФ должен знать, что он «вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя». Данная норма зафиксирована в Гражданском кодексе РФ (п.1 ст. 23 «Предпринимательская деятельность гражданина»). Порядок государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя определен ст. 22.1 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Мы не будем останавливаться на рассмотрении Порядка регистрации индивидуальных предпринимателей, отметим лишь одну особенность: Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» закреплена норма (ч. 2 ст.32), что «уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (его территориальный орган), в порядке и в сроки, которые установлены законодательством о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, уведомляет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные ему полномочия Российской Федерации в сфере образования, о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, видом экономической деятельности которого является образовательная деятельность».

Необходимо знать, что образовательная деятельность на территории Российской Федерации подлежит лицензированию и аккредитации (программы дошкольного образования аккредитации не подлежат). Исключение составляет образовательная деятельность, которая осуществляется индивидуальным предпринимателем непосредственно (т. е. лично). На данное исключение указывает ч.5 ст.32 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» — при осуществлении индивидуальным предпринимателем образовательной деятельности с привлечением педагогических работников им также предоставляется информация о лицензии на осуществление образовательной деятельности.

pen

Таким образом, если Вы решили заняться индивидуальной предпринимательской деятельностью по оказанию образовательных услуг, которые будете оказывать лично (непосредственно), то Вам достаточно зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. В данном случае лицензии на ведение образовательной деятельности не требуется.

Теперь рассмотрим образовательные программы, по которым могут быть оказаны образовательные услуги индивидуальным предпринимателем. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (ч.3 ст.32) указывает, что «индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения». Обратите внимание, что реализация дополнительных профессиональных программ реализация дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации, программ профессиональной переподготовки) индивидуальными предпринимателями запрещена. Об этом также отдельно указано в письме Министерства образования и науки РФ от 09.10.2013 г. № 06–735 «О дополнительном профессиональном образовании». Таким образом, исчерпывающий список образовательных программ, по которым индивидуальным предпринимателем могут оказываться образовательные услуги:

— дошкольного образования;

— начального общего образования;

— основного общего образования;

— среднего общего образования;

— дополнительные общеобразовательные программы (дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы);

— программы профессионального обучения (программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих).

?

В ч.3 ст. 32 комментируемого закона сказано, что «физические лица, которые в соответствии с трудовым законодательством не допускаются к педагогической деятельности или отстраняются от работы, не вправе осуществлять образовательную деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей».

В части 2 статьи 331 Трудового кодекса РФ такие лица указаны:

— лица, лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии со вступившим в законную силу приговором суда;

— лица, имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности. Исключение составляют лица, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям. Они могут быть допущены к педагогической деятельности при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к педагогической деятельности;

— лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абз. 3 ч. 2 ст. 331 ТК РФ;

— лица, признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

— лица, имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Возникает закономерный вопрос — как устанавливается факт наличия судимости при регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя? Для установления факта судимости или уголовного преследования с документами, представляемыми физическим для государственной регистрации индивидуального предпринимателя, прилагается справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданная физическому лицу, регистрируемому в качестве индивидуального предпринимателя. Указанный документ представляется по межведомственному запросу регистрирующего органа федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. № 1092 «О порядке представления в регистрирующий орган иными государственными органами сведений в электронной форме, необходимых для осуществления государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также для ведения единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Какую информацию должен предоставить индивидуальный предприниматель до начала оказания платных образовательных услуг их заказчику? Ответ на этот вопрос указан непосредственно в ч.4 ст.32 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», где отмечено, что «индивидуальный предприниматель до начала оказания платных образовательных услуг предоставляет обучающемуся, родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося информацию о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, об уровне своего профессионального образования, общем стаже педагогической работы и о стаже занятия индивидуальной педагогической деятельностью и в случае привлечения им для осуществления образовательной деятельности педагогических работников информацию об их уровне профессионального образования и общем стаже педагогической работы».

Оказываемые платные образовательные услуги должны быть оформлены надлежащим образом, т. е. между индивидуальным предпринимателем и заказчиком услуг заключается договор. Обязательность заключения договора зафиксирована не только в законе «Об образовании в Российской Федерации», но и в Постановлении Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг». При этом заказчиком может быть физическое и (или) юридическое лицо, имеющее намерение заказать либо заказывающее платные образовательные услуги для себя или иных лиц на основании договора. Подробно вопрос оказания платных образовательных услуг был рассмотрен в публикации от 01.03.2016 г. (указана вся нормативная база, требования к содержанию договора и прочее).

Если физическое лицо оказывает образовательные услуги, но не зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, то данное физическое лицо может быть привлечено как к административной, так и к уголовной ответственности. При этом к административной ответственности физическое лицо может быть привлечено на основании Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 14.1), в которой указано, что осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 2000 рублей. Привлечь к уголовной ответственности можно на основании Уголовного кодекса Российской Федерации (статья 171), согласно которой осуществление предпринимательской деятельности без регистрации, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам (крупным размером, крупным ущербом признаются стоимость, ущерб в сумме, превышающей 1500000 руб.), организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, наказывается:

— штрафом в размере до 30000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет;

— обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов;

— арестом на срок до шести месяцев.

Очень часто возникают вопросы, которые связаны и исчислением педагогического стажа. Индивидуальный предприниматель, который оказывает образовательные услуги, юридически не признается педагогическим работником, т. к. данная норма (исчисление педагогического стажа) распространяется только на образовательные организации и организации, которые занимаются образовательной деятельностью (в этом случае организации имеют лицензию на ведение образовательной деятельности). Индивидуальные предприниматели осуществляющие образовательную деятельность, также лишены права на выдачу документов об образовании — диплома, свидетельства государственного образца. Документ об образовании выдаётся исключительно организацией, получившей лицензию в установленном законом порядке.

В публикации изначально не предусматривалось рассмотрение вопросов, связанных с особенностями предоставления платных образовательных услуг индивидуальными предпринимателями с привлечением педагогических работников.

  • Автор — Звягин Александр Сергеевич
  • 15.11.2016
  • Все консультации автора

admin