Преобразование унитарного предприятия в бюджетное учреждение

Вместе с тем степень хозяйственной самостоятельности предприятия и в этом случае может быть различной. Это зависит от организационно-правовой формы деятельности предприятий (ем. гл. 5). В полной мере ею обладает лишь собственник имущества, за счет которого он несет имущественную ответственность по своим обязательствам. Так, например, унитарное предприятие, основанное на праве ведения хозяйственной деятельности, ограничено в решении вопросов, связанных с определением предмета и цели его действия. Его действия по использованию имущества контролируются вышестоящим государственным органом (подробно эти вопросы будут рассмотрены в гл. 6).  

Коммерческие организации в своих учредительных документах указывают цель своей деятельности — получение прибыли. Они действуют на принципах коммерческого расчета — самоокупаемости, самофинансирования, материальной ответственности. Организационно-правовая форма коммерческого предприятия весьма разнообразна — это всевозможные типы товариществ, обществ) акционерных обществ, кооперативы, государственные и пальные унитарные предприятия.  
Открытым, несомненно, остаётся также вопрос, касающийся предмета деятельности реорганизуемого юридического лица. Не секрет, что для того, чтобы изменить организационно-правовую форму ряда государственных (муниципальных) унитарных предприятий, необходимо свернуть деятельность, которой они занимались. Также возникают сложности с возможностью реорганизации юридического  
Ведущее же место в рыночной экономике принадлежит предпринимательским структурам. Организационно-правовые формы, в которых выступают коммерческие организации, это 1) хозяйственные товарищества и общества, 2) производственные кооперативы, 3) государственные и муниципальные унитарные предприятия.  
Поэтому в городах, где существует несколько служб заказчика (управляющих компаний), расчеты по платежам населения целесообразно передавать на условиях конкурсного договора специализированным расчетно-кассовым центрам, которые, как правило, имеют организационно-правовую форму муниципальных унитарных предприятий. В муниципальных образованиях, где муниципальным жилищным фондом управляет одна служба заказчика (управляющая компания), расчетно-кассовый центр может создаваться как структурное подразделение этой компании.  
Первоначально формирование собственного капитала осуществляется в момент создания предприятия. Оно обеспечивается основными и оборотными средствами, необходимыми для осуществления коммерческой деятельности в размерах, определенных учредительными документами. В этих целях в зависимости от организационно-правовых форм формируется уставный (складочный, паевой) капитал, что относится к корпоративным коммерческим организациям — хозяйственным обществам, хозяйственным товариществам и производственным кооперативам, или уставный фонд — на унитарных и федеральных казенных предприятиях.  
Заголовочная часть форм заполняется следующим образом реквизит Организация — приводится полное наименование организации в соответствии с учредительными документами реквизит Отрасль (вид деятельности) — проставляется вид деятельности согласно Общесоюзному классификатору Отрасли народного хозяйства (ОКОНХ) реквизит Организационно-правовая форма — указывается организационно-правовая форма организации согласно Классификатору организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (КОПФ). При этом орган государственной статистики в левой половине графы проставляет код по КОПФ, а в правой — код собственности по Классификатору форм собственности реквизит Орган управления государственным имуществом — указывается наименование органа, на который возложены координация и регулирование деятельности государственного или муниципального унитарного предприятия и которому направляется бухгалтерская отчетность реквизит Адрес — дается полный почтовый адрес организации реквизит Контрольная сумма — организациями не заполняется.  

По статье Уставный капитал (стр. 410) показывают сумму средств, выделенных собственниками организации для осуществления хозяйственной деятельности. Эти средства согласно ГК РФ называются по-разному в зависимости от организационно-правовой формы организации. Поскольку хозяйственные товарищества не имеют в составе учредительных документов устава, у них вышеуказанные средства носят название складочный капитал . Все остальные организации имеют устав, в котором указывается величина средств, выделенных собственниками, поэтому в названии этого источника (кроме производственных кооперативов, где он называется паевые взносы ), фигурирует слово уставный . Однако государственные и муниципальные унитарные предприятия не наделены правом собственности на эти средства, принадлежащие им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (собственником средств являются государственные органы или органы местного самоуправления), поэтому данный источник средств называется уставный фонд . Таким образом, источник средств, отражаемый по строке 410 баланса, имеет одно из четырех названий  
Уставный капитал. Эта статья ввиду ее важности выделена ПБУ 4/99 в отдельный подраздел и предназначена для отражения суммы средств, выделенных собственниками организации для осуществления хозяйственной деятельности. Величина этих средств согласно Гражданскому кодексу РФ называется по-разному в зависимости от организационно-правовой формы организации складочный капитал (хозяйственные товарищества) уставный фонд (государственные и муниципальные унитарные предприятия) паевые взносы (производственные кооперативы) уставный капитал (все остальные организации). Отметим, что уставный капитал может быть только в балансе организации как юридического лица. Структурные подразделения организации, выделенные на отдельный баланс, уставного капитала не имеют, тем не менее сумма выделенных им основных и оборотных средств также показывается ими по статье Уставный капитал .  
По своей организационно-правовой форме коммерческие организации делятся на открытые и закрытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, хозяйственные товарищества, полные товарищества, товарищества на вере (коммандитные), производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Но независимо от организационно-правовой формы задачи учета их деятельности одинаковые — содействие в получении наибольшей прибыли контроль за выполнением плана обеспечение сохранности капитала хозяйствующего субъекта контроль и обеспечение сметной и финансовой дисциплины выявление скрытых резервов максимальное использование резервов и развитие производства.  
Хозяйствующие субъекты могут образовываться в виде акционерного общества, хозяйственного товарищества, производственного кооператива (артели), унитарного предприятия. «Соответственно и капитал первоначально организуемого субъекта как юридического лица создается в виде уставного капитала общества, складочного капитала хозяйственного товарищества, неделимого фонда производственного кооператива (артели), уставного фонда унитарного предприятия. Рассмотрим порядок формирования капитала хозяйствующих субъектов, обусловленный их организационно-правовой формой.  
Так, согласно структуре вступительного капитала организаций, их организационно-правовой формы очевидно следует открыть такие первые субсчета к счету уставного капитала для акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственное- тью и обществ с дополнительной ответственностью — субсчет Уставный капитал , для полных товариществ и товариществ на вере — субсчет Складочный капитал , для производственных кооперативов — субсчет Неделимый фонд , для государственных и муниципальных унитарных предприятий — субсчет Уставный фонд . В основу построения следующих порядковых номеров (кодов, шифров) должны быть положены дальнейшие конкретные функции, обеспечивающие выполнение задач, поставленных учредительными документами. Для акционерных обществ, например, по субсчету уставного капитала открываются счета следующего порядка Объявленный капитал , Подписной капитал , Оплаченный капитал , Изъятый капитал . На счетах последующего порядка необходимо организовать учет, свидетельствующий о размещении акций по их видам (обыкновенные акции, привилегированные акции) и собственникам.  
Многообразие организационно-правовых форм иллюстрирует рис. 1.5. » Конкретные правовые формы организации предпринимательской деятельности определены, как уже отмечалось, Гражданским кодексом РФ и рядом специальных законодательных актов, более детально регламентирующих отдельные наиболее важные виды деятельности. Нас интересует, прежде всего, финансовый аспект этой правовой регламентации, определяющий специфику работы финансовой службы. Начнем анализ с самой простой и в то же время обладающей самой давней историей формы — государственных и муниципальных унитарных предприятий, которые занимают особое место в сфере коммерческих предприятий.  
В Гражданском кодексе РФ и во введенном в действие с 1 января 1995 г. Положении о бухгалтерском учете и отчетности в РФ даются определения организационно-правовым формам хозяйствования унитарное предприятие , союзы , ассоциации и др. В отношении к каждой из них определяется имущество , сроки представления отчетности и другие хозяйственно-правовые нормы. Унитарное предприятие — это коммерческая организация, которая не наделена правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником данного имущества (статья 113 ГК РФ). Суммы же дооценки внеоборотных активов организаций, безвозмездно полученные ценности и другие аналогичные суммы должны учитываться как добавочный капитал. В результате имущественные права хозяйствующих субъектов самым непосредственным образом сопряжены с их налоговым регламентом. Следовательно, применение тех или иных налоговых режимов в рамках налогового законодательства зависит от целого ряда факторов статуса субъекта хозяйствования, организационно-правовой формы деятельности, отраслевой специфики, социальной политики государства, макроэкономических задач и других. Эти факторы определяют как перечень предъявляемых к уплате налогов, так и порядок льготирования, санкционирования. Общий правовой подход, закрепленный в Гражданском кодексе РФ в отношении форм хозяйствования, предопределяет и особенности налогового производства в отношении каждой организационно-правовой формы хозяйствования . Эти организационно-правовые формы представлены на рис. 22.  
Работа по проведению выездных налоговых проверок и некоторых видов налоговых проверок юридических лиц сосредоточивается в отделах выездных налоговых проверок, которых может быть несколько, со специализацией по отраслевому принципу либо по организационно-правовым формам подлежащих контролю налогоплательщиков-организаций. Например, это могут быть отделы выездных налоговых проверок банков и кредитных организаций, промышленных предприятий, торговых организаций и т.п. либо отделы выездных налоговых проверок акционерных обществ, унитарных предприятий, хозяйст-  
В наименовании юридического лица обязательно содержится указание на его организационно-правовую форму. Коммерческая организация должна иметь фирменное наименование. Некоммерческая организация, а также унитарное предприятие в наименовании содержат указание на характер их деятельности. Таким образом, из наименования юридического лица можно сделать ряд важных выводов, необходимых для финансового менеджера.  
В этом случае необходимо обратить пристальное внимание на организационно-правовую форму предприятия (унитарное, государственное, муниципальное и т.п.), то есть выяснить права владения основными средствами (владение, использование, распоряжение или полное хозяйственное ведение и распоряжение по доверенности от собственника (унитарное). Вложения в реальные и нематериальные активы содержат проценты по кредитам в той части, которая оплачена до введения основных фондов и постановки на баланс нематериальных активов. После введения в обо-  
Примечателен в этом смысле пример одной организации, по своей организационно-правовой форме представляющей государственное унитарное предприятие, основной деятельностью которого является предоставление услуг по организации отдыха. Исходя из новой экономической ситуации, предприятию, помимо выполнения государственного заказа, было разрешено заниматься предоставлением коммерческих услуг. Чтобы выйти на новый уровень организации своей деятельности, более отвечающий рыночным условиям хозяйствования, администрация предприятия пригласила нового финансового менеджера.  
Функционирующие в строительной сфере общестроительные и специализированные организации, предприятия и иные субъекты, выполняющие сопутствующие строительству функции, имеют конкретную организационно-правовую форму, установленную действующим законодательством государственное унитарное предприятие, муниципальные унитарные предприятия, хозяйственные общества и товарищества.  
Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации частные организации, являющиеся юридическими лицами, должны иметь фирменные наименования, в которых следует указывать их организационно-правовую форму (акционерное общество, производственный кооператив, хозяйственное общество с ограниченной ответственностью и т. д.). Коммерческие и унитарные предприятия должны содержать в своих наименованиях указание на характер их деятельности.  
Какие предприятия относят к унитарным В чем их отличие от других организационно-правовых форм  
Гражданским кодексом РФ предусмотрены организационно-правовые формы, в которых может осуществляться деятельность коммерческих и некоммерческих организаций. В соответствии с ним организационно-правовая форма предприятие сохранена для государственных и муниципальных предприятий, причем предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности (ст. 132 Гражданского кодекса РФ). С учетом сложившихся в нашей стране традиций понятия организация и предприятие широко применяются как взаимозаменяемые. К числу коммерческих относятся хозяйственное товарищество, хозяйственное общество, производственный кооператив, унитарное государственное и муниципальное предприятие. Разновидностями некоммерческих организаций являются потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, фонды, учреждения, объединения юридических лиц, например ассоциации и союзы.  

В-шестых, в соответствии с ГК РФ любое юридическое лицо должно иметь свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. В п. 1 ст. 54 ГК РФ говорится, что наименование некоммерческих организаций, а также унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях других коммерческих организаций должно содержать указание на характер деятельности юридического лица. Предприятие как юридическое лицо должно указывать место своего нахождения, которое определяется местом его государственной регистрации, если в учредительных документах юридического лица не установлено иное.  
В соответствии с положениями первой части Гражданского кодекса РФ с 1 января 1995 г. в Российской Федерации могут создаваться (образовываться) юридические лица как коммерческие организации только в следующих организационно-правовых формах хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.  
Команда в целом и каждый её участник в отдельности выполняют свои задачи на основе определённых предписаний — правил работы. Они представляют собой совокупность неписаных принципиальных положений и важнейших норм, которые добровольно приняты всеми членами команды, включая признание руководителя в качестве неформального лидера. Отступления от правил и норм поведения в команде чреваты санкциями вплоть до отчисления из команды. Э. Я. Шейнин. КОММАНДИТНОЕ ТОВАРИЩЕСТВО, см. Товарищество на вере. КОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, признающие получение прибыли главной целью своей деятельности и распределяющие часть этой прибыли, остающуюся после уплаты налогов и других обязательных платежей, между своими участниками (членами, учредителями) для непосредственного использования. В РФ, согласно действующему Гражданскому кодексу РФ, коммерческие организации могут создаваться и функционировать только в одной из следующих организационно-правовых форм акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, товарищество полное и товарищество на вере, производственный кооператив, государственное или муниципальное унитарное предприятие.  
В РФ в 90-е гг. сформировались различные организационно-правовые формы участия в предпринимательской деятельности 1) индивидуальный предприниматель 2) юридическое лицо — коммерческие и некоммерческие организации общественные или религиозные, потребительские кооперативы, фонды и др. Юридические лица как коммерческие организации могут создаваться только в следующих организационно-правовых формах хозяйственные товариществ ва и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Корпоративные предприятия а) в хозяйственных товариществах,. основанных на  
Полномочия трудового коллектива обеспечены трудовым законодательством. В частности, КЗоТ в ст.235 определяет право трудового коллектива, независимо от организационно-правовой формы предприятия, на решение вопроса о необходимости заключения с администрацией коллективного договора, на определение порядка предоставления социальных льгот из фондов трудового коллектива, на определение условий деятельности общественных организаций. Более широкие полномочия у коллективов унитарных предприятий. КЗоТом также определено право профсоюза, Совета трудового коллектива и общего собрания (конференции) трудового коллектива представлять интересы своих членов и принимать участие в управлении предприятием, вносить вопросы по улучшению работы предприятия и социально-бытового и культурного обслуживания  
Настоящее издание открывает серию книг, которые будут посвящены анализу всех организационно—правовых форм юридических лиц, предусмотренных действующим законодательством. Серия «Коммерческие организации комментарий, практика, нормативные акты» включает еще четыре книги «Общества с ограниченной ответственностью», «Хозяйственные товарищества», «Государственные и муниципальные унитарные предприятия», «Производственные кооперативы».  
Итак, в соответствии с критерием «организационно-правовая форма юридического лица» коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ (полное и коммандитное товарищества) хозяйственных обществ (открытые и закрытые акционерные общества, общества с ограниченной и дополнительной ответственностью) производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.  
Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а также унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях других коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.  
Законодатель допускает использование в роли коммерческой организации любого юридического лица, которое согласно ст. 50 ГК РФ относится к коммерческим организациям, независимо от его организационно-правовой формы. Речь в данном случае идет об управлении текущей деятельностью общества с ограниченной ответственностью, т. е. об управлении организацией, по сути своей олицетворяющей частную собственность. Поэтому при выборе управляющего могут возникнуть интересные ситуации, например если в качестве управляющего выступит государственное (муниципальное) унитарное предприятие.  
Организационно-правовая форма унитарного предприятия подвер-  
Следовательно, ведущими субъектами инновационной деятельности являются юридические лица, как правило, коммерческие организации, реализующие инновационные идеи в конкретные проекты и получающие за это финансовый результат, в форме прибыли. Поэтому к субъектам инновационной предпринимательской деятельности независимо от форм собственности относятся научно-исследовательские и проектно-кон-структорские организации, предприятия и организации различных отраслей экономики, высшие учебные заведения. В соответствии с гражданским законодательством организационно-правовыми формами инновационной деятельности могут быть хозяйственные товарищества и общества, государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения, среди которых особо выделяются по предмету инновационной деятельности научные организации. В табл. 2.2 приведены основные организации, выполняющие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы1.  
Для оценки степени ликвидности организаций отдельных организационно-правовых форм (акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, унитарных предприятий) установлен показатель стоимости чистых активов. Чистые активы — это величина, определяемая путем вычитания из суммы активов, принимаемых к расчету, суммы ее обязательств, принимаемых к расчету (краткосрочных обязательств). Оценка статей баланса, участвующих в расчете стоимости чистых активов, производится в рублях по состоянию на 31 декабря отчетного года. Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества (акционерного, с ограниченной ответственностью) окажется меньше уставного капитала, оно обязано объявить и зарегистрировать в установленном порядке уменьшение своего уставного капитала. Если стоимость чистых активов общества становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации13.  
Следуя логике курса Финансы , установленной стандартом Минвуза, авторы, к сожалению, были несколько ограничены его требованиями. Например, в систему государственных финансов не включены финансы государственных унитарных предприятий. Вместестем, в дальнейшем, в главе 10 Финансы хозяйствующих субъектов сферы материального производства раскрыто содержание финансов всех субъектовхозяйствования. В последнее время общетеоретический курс Финансы был перегружен излишне детальным описанием финансов хозяйствующих субъектов, вплоть до рассмотрения таких традиционных специальных вопросов, как нормирование оборотных средств. Авторы заняли другую позицию, оставив в этом разделе лишь основные вопросы по содержанию и принципам организации финансов предприятий различных организационно-правовых форм. Впервые в учебнике по теории финансов изложены теоретические основы финансового менеджмента, который раскрывается как относительно самостоятельное направление финансовой науки. Отечественной системе финансового регулирования социально-экономических процессов предстоит пройти еще ряд этапов становления, но несомненно одно — подходы к решению стоящих перед системой государственного финансового регулирования задач, к оценке ее влияния на воспроизводство, к поиску направлений повышения эффективности финансового механизма должны базироваться как на подлинно научной теории финансового воздействия и объективном анализе конкретной исторической обстановки, так и на обобщении существующей практики. Авторы полагают, что применительно к условиям современной России имеет место серьезное отставание теоретических разработок в области государственных финансов. Это приводит не только к несоответствию ряда концепций по развитию экономики и финансов на среднесрочную и долговременную перспективы задачам, стоящим перед государством, но и к практическим трудностям, возникающим в ходе работы финансовых органов и служб. Примером острых противоречий, например в бюджетном процессе, может служить 1998 год, когда Правительство Рф уже после утверждения бюджета было вынуждено принять целый ряд дополнительных мер, направленных на исправление сложившегося положения, несмотря на формальное соблюдение всех необходимых процедур при исполнении бюджета. Поэтому авторы в каждом разделе старались наряду с теорией финансов показать проблемы практики и возможности их решения. Эти акценты могут несколько смутить приверженцев традиционной структуры подобных учебников, но такова наша позиция. Будем благодарны за все пожелания и замечания читателей. Нормативные акты использованы по состоянию на 1 января 1999 года.  
По организационно-правовой форме из общего числа предприятий и организаций 28695 — коммерческие (унитарные предприятия, хозяйственные товарищества и общества), 15175 — некоммерческие юридические лица (учреждения, общественные и религиозные организации). Кроме того, в ЕГРПО на 1 января 2001 г. учтено 71,4 тыс. частных предпринимателей без образования юридического лица.  
Гражданский кодекс РФ определяет следующие основные организационно-правовые формы хозяйственной деятельности производственные кооперативы государственные и муниципальные унитарные предприятия хозяйственные товарищества и общества индивидуальные частные предприятия. При этом выделяются два вида унитарных предприятий и семь видов хозяйственных товариществ и ббществ, в том числе открытые и закрытые акционерные общества .  

В соответствии с организационно-правовой формой в составе финансов коммерческих организаций выделяются финансы акционерных обществ (открытых и закрытых), финансы хозяйственных товариществ, финансы обществ с ограниченной ответственностью, финансы производственных кооперативов, финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий. Особое место среди них занимают финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий. Финансовые ресурсы унитарных предприятий находятся в государственной и муниципальной собственности, а унитарное предприятие распоряжается ими лишь на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Несмотря на то, что финансы унитарных предприятий находятся в государственной или муниципальной собственности, тем не менее, они не входят в состав сферы государственных и муниципальных финансов, поскольку финансовые отношения этих организаций аналогичны финансовым отношениям других коммерческих организаций. Кроме того, при создании таких организаций происходит определенное имущественное обособление передаваемых им финансовых ресурсов оно предполагает не только организационное вьщеление соответствующих денежных средств, но и признание принадлежности передаваемых средств конкретной организации с наделением последней совокупностью прав и обязанностей по их управлению.  

О реорганизации государственного унитарного предприятия Ставропольского края ‘Ставкрайимущество’ в форме его преобразования в государственное бюджетное учреждение Ставропольского края ‘Ставкрайимущество’

ПРАВИТЕЛЬСТВО СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 2 марта 2018 года N 78-рп
О реорганизации государственного унитарного предприятия Ставропольского края «Ставкрайимущество» в форме его преобразования в государственное бюджетное учреждение Ставропольского края «Ставкрайимущество»

1. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и постановлением Правительства Ставропольского края от 08 апреля 2016 г. N 139-п «Об осуществлении органами исполнительной власти Ставропольского края полномочий собственника имущества государственных унитарных предприятий Ставропольского края»:

1.1. Реорганизовать государственное унитарное предприятие Ставропольского края «Ставкрайимущество» в форме его преобразования в государственное бюджетное учреждение Ставропольского края «Ставкрайимущество» (далее — учреждение).

1.2. Определить министерство имущественных отношений Ставропольского края органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим функции и полномочия учредителя учреждения.

1.3. Определить основными целями деятельности учреждения:

1.3.1. Проведение государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Ставропольского края.

1.3.2. Хранение учетно-технической документации архива органов и организаций технической инвентаризации и выдачу сведений из него.

1.3.3. Решение социальных задач и удовлетворение общественных потребностей в области осуществления обследования объектов недвижимости, а также кадастровой деятельности.

2. Утвердить прилагаемый перечень мероприятий по реорганизации государственного унитарного предприятия Ставропольского края «Ставкрайимущество» в форме его преобразования в государственное бюджетное учреждение Ставропольского края «Ставкрайимущество».

3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя председателя Правительства Ставропольского края Мургу А.Ю.

4. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор
Ставропольского края
В.В.ВЛАДИМИРОВ

Утвержден
распоряжением
Правительства Ставропольского края
от 02 марта 2018 г. N 78-рп

п/п

Содержание мероприятия

Срок исполнения

Исполнитель

Направление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (далее — регистрирующий орган), в письменной форме уведомления о реорганизации государственного унитарного предприятия Ставропольского края «Ставкрайимущество» в форме его преобразования в государственное бюджетное учреждение Ставропольского края «Ставкрайимущество» (далее соответственно — ГУП СК «Ставкрайимущество», ГБУ СК «Ставкрайимущество»)

в течение 3 рабочих дней со дня вступления в силу распоряжения Правительства Ставропольского края «О реорганизации государственного унитарного предприятия Ставропольского края «Ставкрайимущество» в форме его преобразования в государственное бюджетное учреждение Ставропольского края «Ставкрайимущество» (далее — распоряжение)

руководитель ГУП СК «Ставкрайимущество»

Направление всем кредиторам, известным ГУП СК «Ставкрайимущество», в письменной форме уведомления о реорганизации ГУП СК «Ставкрайимущество» в форме его преобразования в ГБУ СК «Ставкрайимущество»

в течение 30 дней со дня вступления в силу распоряжения

руководитель ГУП СК «Ставкрайимущество»

Опубликование в журнале «Вестник государственной регистрации» информации о реорганизации ГУП СК «Ставкрайимущество» в форме его преобразования в ГБУ СК «Ставкрайимущество»

в течение 30 дней со дня вступления в силу распоряжения

руководитель ГУП СК «Ставкрайимущество»

Подготовка и представление в министерство имущественных отношений Ставропольского края (далее — минимущество края) передаточного акта

в течение 60 календарных дней со дня вступления в силу распоряжения

руководитель ГУП СК «Ставкрайимущество»

Изъятие имущественных объектов, находящихся на балансе ГУП СК «Ставкрайимущество», не планируемых к использованию ГБУ СК «Ставкрайимущество», в казну Ставропольского края

в течение 60 календарных дней со дня вступления в силу распоряжения

минимущество края, руководитель ГУП СК «Ставкрайимущество»

Утверждение передаточного акта

в течение 30 дней со дня его представления ГУП СК «Ставкрайимущество»

минимущество края

Утверждение устава ГБУ СК «Ставкрайимущество»

в течение 90 календарных дней со дня вступления в силу распоряжения

минимущество края

Назначение руководителя ГБУ СК «Ставкрайимущество»

в течение 90 календарных дней со дня вступления в силу распоряжения, но не ранее утверждения устава ГБУ СК «Ставкрайимущество»

минимущество края

Представление в регистрирующий орган документов, необходимых для внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц в установленном Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» порядке

в течение 3 рабочих дней со дня утверждения устава ГБУ СК «Ставкрайимущество»

руководитель ГБУ СК «Ставкрайимущество»

Представление в минимущество края документов для внесения соответствующих изменений в реестр государственного имущества Ставропольского края

в течение 5 рабочих дней со дня государственной регистрации устава ГБУ СК «Ставкрайимущество»

ГБУ СК «Ставкрайимущество»

Внесение изменений в реестр государственного имущества Ставропольского края

в течение 5 рабочих дней со дня представления в минимущество края документов для внесения соответствующих изменений в реестр государственного имущества Ставропольского края

минимущество края

Утверждение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) ГБУ СК «Ставкрайимущество» (далее — государственное задание)

не позднее 15 рабочих дней со дня утверждения минимуществом края лимитов бюджетных обязательств на финансовое обеспечение выполнения государственного задания

минимущество края

Одним из основных направлений совершенствования гражданского законодательства является развитие учения о юридических лицах, формирование единого представления об их сущности, видовой характеристике и практического значения для правоприменительной деятельности. Положения нормативных правовых актов об унитарных предприятиях имеют основополагающее и системообразующее значение для развития современного гражданского законодательства.

Анализ проблематики

Реформы, проведенные в экономической сфере за период становления новой системы (условий) хозяйствования, не только не смогли разрешить накапливающиеся проблемы, касающиеся государственных предприятий, но и усложнили экономическое положение государства. Это можно объяснить рядом причин, важнейшая из которых — слабая адаптация самих предприятий к изменяющейся ситуации.

Кроме того, до сих пор нет единого мнения о доле участия государства в экономической деятельности (жизни).

Эти негативные моменты дополняются отсутствием системного подхода к их разрешению. Можно сказать, что государственные предприятия с начала перестройки находятся в сфере нерешенных проблем. Все происходящие с ними изменения не имеют под собой научного объяснения. Ситуация усугубляется кризисностыо и отсутствием стабильности в экономике. Особый интерес в связи с этим вызывает положение государственных и муниципальных унитарных предприятий.

В последние годы в РФ принято значительное количество нормативных актов, определяющих правовой статус отдельных видов юридических лиц. Логическим продолжением этого процесса должно быть установление постоянной и замкнутой системы организационно-правовых форм юридических лиц как частного, так и публичного права в ГК РФ.

Гражданско-правовые нормы, содержащиеся в различного рода нормативных актах, призваны регулировать общественные отношения, составляющие предмет гражданского права. Важную роль здесь играет понятие гражданского правоотношения.

Гражданское правоотношение — это общественное отношение, урегулированное нормой гражданского права.

В предмет гражданского права входят как имущественные, так и личные неимущественные отношения.

Субъектами гражданских правоотношений являются их участники. В науке гражданского права в качестве субъектов гражданских правоотношений выделяются физические и юридические лица.

Статья 48 ГК РФ определяет юридическое лицо как организацию, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Таким образом обосновывается понимание юридического лица как организации. Рассмотрим подробнее понятие «организация», чтобы в дальнейшем обосновать свою позицию по этому вопросу. Организация (франц. organisation, лат. organizo — «предоставляю структурный вид, упорядочиваю») — это объединение людей, общественных групп, государств на базе общности интересов, целей, программы действий и т.д.

Организация — это совокупность людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения труда, разделения обязанностей и иерархической структуры; общественное объединение, государственное учреждение1.

В юридической литературе распространено толкование организации как определенным образом организованного коллектива. Так, С. Братусь отмечал, что отделение определенной группы людей в целях обеспечения и осуществления тех или иных интересов должно вылиться в надлежащую организационную форму, эта организационная форма создает необходимые для данного общественного образования единство и порядок в его деятельности, делает его организацией .

Анализ проблематики

По мнению авторов учебника, определение юридического лица как организации — это дань законодательству и теориям юридического лица советского периода, а положения, посвященные видам и организационно-правовым формам юридических лиц, заимствованы из зарубежных источников. В связи с этим предлагаем рассматривать юридическое лицо как правовой статус, правосубъектность, т.е. возможность иметь и приобретать права и обязанности, не имея своим субъектом человека, но при этом пользуясь охраной со стороны закона.

Как же соотносятся понятия «организация» и «юридическое лицо»? Размышляя над соотношением реального и абстрактного в таком явлении, как юридическое лицо, мы приходим к выводу, что существующие разногласия между различными авторами во многом вызваны смешиванием и отождествлением понятий «организация» и «юридическое лицо».

Организация — это реальное социальное явление. Она создается людьми или другими организациями, за которыми в конечном итоге тоже стоят люди. Организации так же реальны, как и люди. Они существуют в обществе параллельно с другими социальными явлениями, такими, например, как государство и право. Организации, так же как и люди, могут существовать независимо от права, а порой даже вопреки ему. Все государства мира борются с террористическими организациями, но вряд ли кому-то придет в голову, что на самом деле противник есть нечто абстрактное.

Когда организация вступает в сферу, урегулированную правом, она должна учитывать те требования, которые право ей ставит. К организациям, которые намерены вступить в сферу гражданского оборота, право ставит одно требование — быть (стать) юридическим лицом. Это и есть единственная форма существования организации, которая делает возможным ее участие в гражданских правоотношениях. Признавая организацию юридическим лицом, право не создает ее, а лишь констатирует наличие у существующей организации определенных признаков, которые делают возможным ее участие в гражданском обороте.

Юридическое лицо — эго одна из форм существования организации в праве, но не единственная. Это явление принципиально иного характера, чем организация; оно немыслимо без права.

Важно запомнить!

Понятия «организация» и «юридическое лицо» нетождественны. Организация — это реальное социальное образование; юридическое лицо — это установленная правом абстрактная форма существования организации в гражданских правоотношениях. Юридическое лицо — одно из средств, с помощью которого законодатель регулирует гражданские правоотношения, инструмент в руках законодателя, так же как сделка, договор, ответственность и пр.

Классификация юридических лиц дает исчерпывающее представление обо всех их разновидностях, препятствуя появлению непонятных, сомнительных субъектов, делает возможным четкое определение правового статуса той или иной организации и исключает смешение различных но юридической природе организационно-правовых форм хозяйственной деятельности.

Юридические лица могут классифицироваться по различным критериям. Но в любом случае основание классификации должно иметь юридическое значение, т.е. разделение соответствующих организаций юридических лиц на различные группы в зависимости от особенностей их правового положения.

Одним из наиболее распространенных критериев для классификации юридических лиц является разделение по организационно-правовой форме, которая является формой юридической регистрации предприятия, создающей этому предприятию определенный правовой статус.

По правовому статусу (организационно-правовым формам) предприятия можно разделить:

  • — на хозяйственные товарищества и общества;
  • — производственные кооперативы;
  • — государственные и муниципальные унитарные предприятия;
  • — индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица.

Гражданское право Российской Федерации относит государственные и муниципальные предприятия к юридическим лицам публичного права и признает их субъектами права собственности.

Выделение указанных юридических лиц в ГК РФ обязано достижению компромисса между цивилистами и хозяйственниками. Цивилисты не могли согласиться с тем, что государственное или муниципальное предприятие будет отнесено к юридическим лицам частного права. В свою очередь, хозяйственники указывали на то, что, независимо от государственной формы собственности, указанные предприятия все же являются субъектами хозяйствования и обладают всеми признаками юридических лиц частного права, а потому должны быть уравнены с ними в правовом статусе.

Субъектами хозяйствования государственного сектора экономики являются субъекты, действующие на основе только государственной собственности, а также субъекты, государственная доля в уставном фонде которых превышает 50% или составляет величину, которая обеспечивает государству право решающего влияния на хозяйственную деятельность этих субъектов. Субъекты государственного сектора экономики могут быть созданы или существовать в весьма ограниченном количестве организационно-правовых форм.

По способу финансового обеспечения государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (ст. 123.22 ГК РФ).

Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества.

По способу образования выделяют унитарные и корпоративные предприятия.

Унитарное предприятие создается одним учредителем — государством, а владельцами или учредителями корпоративного предприятия выступают как государство, так и другие коммерческие структуры и частные лица.

Унитарные предприятия представлены государственными и муниципальными предприятиями, в которых государству принадлежит 100% акций. Кроме того, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное казенное предприятие (казенное предприятие).

Также следует отметить, что в связи с трансформационными процессами — корпоратизацией, приватизацией, разгосударствлением — получил широкое развитие государственный корпоративный сектор, который также является составной частью государственного сектора экономики.

Таким образом, по нашему мнению, предприятия, функционирующие исключительно на государственной форме собственности, можно объединить в государственный унитарный сектор. Исходя из вышеизложенного, государственный сектор экономики можно представить как совокупность государственного унитарного и государственного корпоративного секторов.

Государственный унитарный сектор — совокупность предприятий, учреждений и организаций, уставный капитал которых полностью принадлежит государству, а их деятельность регламентируется государственными органами, которые создали данные субъекты.

В основе нормативных положений об унитарных предприятиях заложены условия перспективного развития хозяйственных правоотношений, возникающих между государственными юридическими лицами и другими участниками гражданского оборота, что особенного актуально в условиях предстоящей социально-экономической модернизации российского общества в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 г.1

Статистические данные

Поданным официальной статистики, на 1 января 2013 г. в стране насчитывалось 209 055 государственных и муниципальных унитарных предприятий, включая казенные предприятия (в 1992 г. — 349 381 государственное и муниципальное предприятие), и 5029 акционерных обществ с долей государственного участия. Наибольшее число государственных унитарных предприятия действует в сфере операций с недвижимым имуществом и предоставления услуг — 23,4%; обрабатывающего производства — 18,1%; торговли, ремонта автотранспорта и бытовых приборов — 14,2%; сельского и лесного хозяйства —13,3%; строительство — 9% .

По действующему гражданскому законодательству, только унитарные предприятия являются коммерческими организациями со специальной правоспособностью. Наделение государственных (муниципальных) унитарных предприятий специальной предметно-целевой правоспособностью, определяемой предметом, целями создания и деятельности, особенностями правового режима имущества обусловлено социально-экономической сущностью этих субъектов, сочетающих в себе преимущества коммерческих организаций и возможности решения общегосударственных задач. Специальная правоспособность в равной степени защищает интересы собственника имущества и интересы предприятия от его недобросовестных действий, а обременение субъективного права унитарного предприятия волеизъявлением собственника не является механизмом ограничения правоспособности предприятия. Предметно-целевой способ установления специальной правоспособности унитарных предприятий, с одной стороны, предотвращает ненадлежащее и бесконтрольное использование государственной (муниципальной) собственности, но, с другой стороны, является априорным фактором, противодействующим их участию в гражданском обороте в качестве полноценных бизнес-единиц1.

Руководитель государственного или муниципального унитарного предприятия не может им распоряжаться и «владеет» на праве хозяйственного ведения (ГК РФ, ст. 114) или оперативного управления (ГК РФ, ст. 113). В последнем случае такое предприятие носит название федерального казенного предприятия. Руководитель назначается органом, принявшим решение о его создании.

Устав является единственным учредительным документом государственных и муниципальных унитарных предприятий. Его содержание можно разделить на две части:

  • — общую (для всех юридических лиц — ГК РФ, ст. 52, п. 2), содержащую наименование, места нахождения, порядок управления деятельностью;
  • — специфическую (только для государственных и муниципальных унитарных предприятий — ГК РФ, ст. 113, п. 3), включающую сведения о предмете и целях деятельности предприятия, о размере уставного фонда предприятия, о порядке и источниках его формирования.

Устав в обязательном порядке должен соответствовать Примерному уставу федерального государственного унитарного предприятия1. Требования к уставу государственного или муниципального унитарного предприятия изложены в ст. 9 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Государственное и муниципальное унитарное предприятие занимает двоякое положение. С одной стороны, это коммерческая организация, поскольку его основной деятельностью является получение прибыли. С другой стороны, государственное и муниципальное унитарное предприятие имеет целевую (уставную) правоспособность, направленность как некоммерческой организации.

Размер уставного фонда, который должен быть прописан в уставе, не может быть менее суммы, определенной законодательством о государственных и муниципальных унитарных предприятиях (п. 3 ст. 113 ГК РФ). Размер уставного фонда является не только гарантом исполнения обязательств предприятия перед контрагентами, но и позволяет говорить о финансовом положении предприятия.

Порядок изменения величины уставного фонда, источники его финансирования действующим законодательством не прописаны. Исключение составляет ситуация, когда в государственном или муниципальном унитар-

ном предприятии, основанном на праве хозяйственного ведения, по окончании финансового года стоимость чистых активов меньше размера уставного фонда.

Пример из практики

Отметим нюанс: в соответствии с Концепцией управления государственным имуществом и приватизации в РФ1 и Постановлением «Обусилении контроля за деятельностью федеральных государственных унитарных предприятий и управления, находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ» размер уставного фонда может нс соответствовать минимальному. Это и получается на практике: размер фонда чаще всего в несколько десятков раз меньше минимального размера.

Фирменное наименование государственных или муниципальных унитарных предприятий имеет ряд особенностей, отличающих его от других предприятий. Во-первых, оно должно содержать указание на собственника его имущества (ГК РФ, ст. 113, п. 4). Во-вторых, как юридическое лицо оно должно включать указание на его организационно-правовую форму (ГК РФ, ст. 54). Иначе говоря, в наименовании любого государственного унитарного предприятия должно присутствовать словосочетание «федеральное государственное унитарное предприятие» или «муниципальное унитарное предприятие». Ведомственная принадлежность государственного унитарного предприятия указывается в уставе, поэтому в название ее можно не включать; но обязательно в наименовании должен быть отражен характер его деятельности (например, строительный или научный).

Указанные особенности организационно-правового статуса государственного и муниципального унитарного предприятия характеризуют их как разновидность юридических лиц в гражданском праве.

  • Асаул А. II. Организация предпринимательской деятельности : учебник. СПб., 2009.С. 94.
  • Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб., 2009. С. 529.
  • Братусь С. Я. Субъекты гражданского права. М., 1994. С. 106.
  • Гаджиев Г. Л. Конституционные основы современного права собственности // Журналроссийского права. 2006. № 12. С. 30—41.
  • Гражданское право России: обязательственное право : курс лекций / отв. ред.О. II. Садиков. М» 2010. С. 217.
  • Жилинский Е. С. Государственная собственность в Российской Федерации: конституционно-правовая основа разграничения. М., 2010. С. 18.
  • Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г>.
  • Есенина О. А. Правовой режим имущества унитарного предприятия // Юрист. 2013.№ 27. С. 5-9.
  • Кудрявцева Н. Р. Эффективность и перспективы унитарных предприятий и учреждений. URL: http://konf2014.afurgi.ru/stat/kudravceva.pdf (дата обращения: 29.11.2015).
  • Приказ Минэкономразвития РФ от 25.08.2005 № 205 «Об утверждении Примерногоустава федерального государственного унитарного предприятия, основанного на правехозяйственного ведения».
  • Постановление Правительства РФ от 09.09.1999 № 1024 «О Концепции управлениягосударственным имуществом и приватизации в Российской Федерации».
  • Постановление Правительства РФ от 03.02.2000 № 104 «Об усилении контроля за деятельностью федеральных государственных унитарных предприятий и управлением находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ».

РЕОРГАНИЗАЦИЯ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ФОРМЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО ПРИ ПРИВАТИЗАЦИИ, УЧЕТ, ОТЧЕТНОСТЬ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

В силу закона коммерческие организации могут создаваться в форме унитарных предприятий, где собственником имущества является Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование. При этом учредитель унитарного предприятия может принять решение о его приватизации, одним из способов которой является преобразование в акционерное общество. Такая форма преобразования унитарного предприятия, а также вопросы учета, отчетности и налогообложения в рамках данной процедуры, и будет предметом рассмотрения статьи, предлагаемой Вашему вниманию.
В первую очередь напомним, что правовое положение унитарных предприятий определяется Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ) и Федеральным законом от 14.11.2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон N 161-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. При этом имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
В форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия. В случаях и в порядке, которые предусмотрены Законом N 161-ФЗ, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное казенное предприятие (казенное предприятие).
Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Права унитарного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с ГК РФ и Законом N 161-ФЗ.
В силу пункта 6 статьи 113 ГК РФ унитарное предприятие:
• отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
• не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества.
В свою очередь собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия.
Для справки: собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.
Согласно пункту 8 статьи 113 ГК РФ унитарное предприятие может быть реорганизовано в соответствии с Законом N 161-ФЗ и законами о приватизации.
Пунктом 1 статьи 29 Закона N 161-ФЗ установлено, что унитарное предприятие может быть реорганизовано по решению собственника его имущества в порядке, предусмотренном ГК РФ, Законом N 161-ФЗ и иными федеральными законами.
Согласно пункту 2 статьи 29 Закона N 161-ФЗ реорганизация унитарного предприятия в форме преобразования унитарного предприятия в юридическое лицо иной организационно-правовой формы может быть осуществлена в случаях, предусмотренных Законом N 161-ФЗ или иными федеральными законами.
Статья 34 Закона N 161-ФЗ предусматривает возможность преобразования унитарного предприятия:
• в государственное или муниципальное учреждение;
• в автономную некоммерческую организацию (в части унитарных предприятий федерального уровня).
При этом пунктом 1 статьи 34 Закона N 161-ФЗ прямо определено, что преобразование унитарных предприятий в организации иных организационно-правовых форм осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.
Основным нормативным документом в сфере приватизации, как известно, выступает Федеральный закон от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Закон N 178-ФЗ), который рассматривает приватизацию государственного и муниципального имущества как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

admin