Прекращение полномочий нотариуса

Статья 12. Порядок учреждения и ликвидации должности нотариуса. Наделение нотариуса полномочиями и прекращение его полномочий

Информация об изменениях:

Статья 12 изменена с 4 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 338-ФЗ

См. предыдущую редакцию

ГАРАНТ:

Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 мая 1998 г. N 15-П положения частей первой и второй, пункта 3 части пятой статьи 12 настоящих Основ признаны не противоречащими Конституции РФ

Статья 12. Порядок учреждения и ликвидации должности нотариуса. Наделение нотариуса полномочиями и прекращение его полномочий

См. комментарии к статье 12 настоящих Основ

Должность нотариуса учреждается и ликвидируется в порядке, определяемом федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Количество должностей нотариусов в нотариальном округе определяется в порядке, утверждаемом федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Наделение нотариуса полномочиями производится на основании рекомендации нотариальной палаты федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, или по его поручению его территориальными органами на конкурсной основе из числа лиц, сдавших квалификационный экзамен. Порядок проведения конкурса определяется федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Увольнение нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

Нотариус, занимающийся частной практикой, слагает полномочия по собственному желанию либо освобождается от полномочий на основании решения суда о лишении его права нотариальной деятельности в случаях:

1) осуждения его за совершение умышленного преступления — после вступления приговора в законную силу;

2) ограничения дееспособности или признания недееспособным в установленном законом порядке;

3) по ходатайству нотариальной палаты за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, нарушение законодательства, а также в случае невозможности исполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья (при наличии медицинского заключения) и в других случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации;

4) признания его банкротом в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве).

Порядок передачи документов, хранящихся у нотариуса, полномочия которого прекращаются, другому нотариусу определяется федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Сложение полномочий нотариуса по достижении им семидесятипятилетнего возраста осуществляется без решения суда. Порядок и сроки сложения полномочий нотариуса, проведения конкурса для назначения на освободившуюся в этом случае должность определяются федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Статья 12 Основ. Порядок учреждения и ликвидации должности нотариуса. Наделение нотариуса полномочиями и прекращение его полномочий

Нотариус имеет специфический правовой статус — он выполняет публично-правовые функции, поэтому государством регулируется порядок учреждения и ликвидации должности нотариуса.

В соответствии с приказом Минюста России от 21.05.2009 N 147 Об утверждении положения об управлении Министерства юстиции РФ по субъекту (субъектам) РФ и перечня управлений Министерства юстиции РФ», учреждает и ликвидирует должности нотариусов в субъекте РФ территориальный орган Минюста России совместно с региональной нотариальной палатой.

При этом учреждение или ликвидация должности нотариуса непосредственно связано с определением количества должностей нотариуса в нотариальном округе (см. п. 2 комментария).

В случае, если нормативным правовым актом субъекта РФ будет определено большее количество должностей нотариусов, чем существует, то совместным решением территориального органа Минюста России и региональной нотариальной палаты учреждаются дополнительные должности нотариусов; если же будет определено меньшее количество должностей — в таком же порядке ликвидируется необходимое количество должностей нотариуса. При этом ликвидация должности нотариуса возможна только при наличии вакантных должностей.

2. Количество нотариусов в нотариальном округе имеет важное практическое значение. Если число нотариусов окажется больше необходимого, нотариус будет вынужден искать дополнительный заработок в ущерб нотариальной деятельности, если же нотариусов будет меньше необходимого — граждане будут недовольны качеством предоставляемых услуг.

В связи с этим законодатель установил, что в каждом нотариальном округе должно быть определенное количество должностей нотариусов. Порядок определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе утвержден приказом Минюста России от 26.11.2008 N 275 и решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 18.09.2008.

В соответствии с утвержденным порядком количество должностей нотариусов в каждом нотариальном округе определяется законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, как правило, не чаще одного раза в год. При чем количество должностей нотариусов устанавливается без дифференциации на количество нотариусов, занимающихся частной практикой, и количество нотариусов, работающих в государственной нотариальной конторе.

Орган государственной власти субъекта РФ определяет количество должностей нотариусов на основании согласованного предложения территориального органа Минюста России и региональной нотариальной палаты.

При определении количества должностей нотариусов учитывается, что в каждом нотариальном округе должно быть не менее одной должности нотариуса. Кроме того, при определении количества должностей нотариусов должна учитываться численность населения в нотариальном округе. Количество должностей нотариусов должно определяться из расчета:

Уменьшение количества должностей нотариусов возможно только в случае наличия вакантных должностей нотариусов в соответствующем нотариальном округе.

3. Назначение на должность нотариуса производится территориальным органом Минюста России на конкурсной основе.

Конкурс на замещение вакантных должностей нотариусов объявляется распоряжением территориального органа Минюста России не позднее 10 дней со дня открытия вакансии. Объявление о проведении конкурса на замещение вакантной должности нотариуса публикуется в средствах массовой информации или вывешивается в общедоступных местах в зданиях территориального органа Минюста России и региональной нотариальной палаты.

Дата проведения конкурса устанавливается не ранее чем через месяц и не позднее чем через два месяца после объявления конкурса.

В конкурсе имеют право участвовать лица, отвечающие требованиям, предъявляемым к должности нотариуса (см комментарий к ст. 2). Для участия в конкурсе необходимо подать заявление секретарю конкурсной комиссии, представить листок по учету кадров установленной формы со своей фотокарточкой и нотариально засвидетельствованные копии следующих документов:

— диплома о высшем юридическом образовании;

— лицензии на право нотариальной деятельности.

Кроме того, конкурсант имеет право представить другие документы, характеризующие его профессиональную юридическую подготовку.

Оценка конкурсантов осуществляется на основании представленных документов, в том числе документов о прохождении стажировки и результатах сдачи квалификационного экзамена, а при необходимости конкурсная комиссия имеет право проводить индивидуальные собеседования по вопросам, касающимся нотариальной деятельности.

На основании решения конкурсной комиссии территориальным органом Минюста России издается приказ о назначении на должность нотариуса лица, победившего в конкурсе.

Решение конкурсной комиссии о недопущении кандидата к участию в конкурсе или по результатам конкурса может быть обжаловано только в судебном порядке.

Особый порядок назначения на должность нотариуса, занимающегося частной практикой, установлен для нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах.

4. Порядок прекращение полномочий нотариуса зависит от статуса нотариуса — государственный или частный.

Прекращение полномочий нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, осуществляется при его увольнении. Увольнение государственного нотариуса возможно как по его собственному желанию, так и по инициативе работодателя, т.е. территориального органа Минюста России.

5. В отличие от государственного нотариуса, на нотариуса, занимающегося частной практикой, Трудовой кодекс РФ не распространяется. Прекращение полномочий частного нотариуса осуществляется либо по его собственному желанию, либо в судебном порядке.

В случае желания частного нотариуса прекратить нотариальную деятельность, он пишет соответствующее заявление в территориальный орган Минюста России.

Решение суда о лишении нотариуса права нотариальной деятельности может быть принято в следующих случаях:

— осуждение нотариуса за совершение умышленного преступления. При этом не имеет значение состав преступления, определяющим является форма вины — нотариус должен быть осужден за преступление, совершенное умышленно, осуждение его за преступление, совершенное по неосторожности, не является основанием для лишения его права нотариальной деятельности;

— ограничения дееспособности нотариуса или признания его недееспособным по основаниям, предусмотренным ст. 29, 30 ГК РФ, в порядке, установленном главой 31 ГПК РФ.

Освобождение от должности нотариуса, в отношении которого вынесен приговор или решение суда, осуществляется после вступления приговора (решения) в законную силу.

Кроме того, решение суда о лишении частного нотариуса права нотариальной деятельности может быть вынесено по заявлению:

— региональной нотариальной палаты;

— должностных лиц и органов, осуществляющих контроль за деятельностью нотариусов, т.е. территориального органа Минюста России, налоговых органов (см ст. 34 и комментарий к ней).

Лишение нотариуса права нотариальной деятельности по инициативе нотариальной палаты возможно как по уважительной причине (в случае невозможности исполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья, при наличии медицинского заключения, если нотариус не слагает полномочия по собственному желанию), так и по неуважительной причине (за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, нарушение законодательства, либо в случае совершения нотариусом действий, противоречащих законодательству Российской Федерации).

При этом дисциплинарные проступки нотариуса определены Профессиональным кодексом нотариусов РФ, утвержденным Постановлением Собрания представителей нотариальных палат субъектов РФ от 18.04.2001 N 10. В соответствии с указанным Профессиональным кодексом к дисциплинарным проступкам нотариуса относятся:

— совершение нотариальных действий, противоречащих требованиям законодательства;

— занятие предпринимательской или иной деятельностью, кроме нотариальной, научной, преподавательской;

— оказание посреднических услуг при совершении нотариальных действий;

— осуществление нотариальной деятельности без страхования риска профессиональной ответственности;

— нарушение нотариусом тайны совершения нотариального действия;

— совершение нотариусом нотариального действия на свое имя и от своего имени, на имя или от имени своего супруга или супруги, их и своих родственников (родителей, детей, внуков);

— незаконный отказ в совершении нотариального действия;

— совершение нотариальных действий вне установленных границ нотариального округа, кроме определенных законом случаев;

— свидетельствование подлинности подписей и совершение иных нотариальных действий в отсутствие соответствующих физических лиц или представителей юридических лиц;

— произвольное изменение размера нотариального тарифа в сторону его завышения или занижения в сравнении с размером тарифов, установленным законом или рекомендациями (решениями) нотариальной палаты;

— задержка на срок более одного месяца уплаты членских взносов в нотариальную палату без уважительных причин, а также занижение размеров уплачиваемых взносов или иных обязательных платежей;

— непредставление или несвоевременное представление достоверной статистической отчетности, необходимой информации или данных по запросам нотариальной палаты, налоговых, судебных, следственных и иных органов, действующих в пределах их компетенции;

— отсутствие без уважительных причин постоянного места совершения нотариальных действий более 2 месяцев подряд или более б месяцев в течение календарного года;

— отсутствие на рабочем месте без уважительных причин;

— виновная утрата либо незаконная передача другим лицам личной гербовой печати нотариуса, реестров совершения нотариальных действий, архива нотариуса, бланков и других служебных документов и материалов;

— непосещение без уважительных причин общих собраний нотариальной палаты или проводимых ею мероприятий по повышению профессиональной квалификации и другим вопросам, неявка по приглашению на заседания органов управления нотариальной палаты;

— грубое или неоднократное (два и более раз) нарушение правил ведения нотариального делопроизводства, установленного режима работы нотариальной конторы, необеспечение надлежащих условий для приема обратившихся за совершением нотариального действия лиц и для хранения документации;

— нарушение морально-этических норм, предусмотренных Профессиональным кодексом нотариусов РФ;

— нарушение решений органов управления нотариальных палат субъектов Российской Федерации;

— несоблюдение налогового и иного законодательства Российской Федерации;

— исполнение нотариусом полномочий нотариуса в период исполнения их лицом, временно его замещающим.

На практике, нотариальных палаты инициируют лишение нотариуса права нотариальной деятельности, как правило, в связи с нарушениями, выявленными при проверках профессиональной деятельности и правил нотариального делопроизводства, отдельными грубыми нарушениями законодательства.

Контролирующие органы, в соответствии со ст. 17 Основ, могут инициировать лишение нотариуса права нотариальной деятельности в случае совершения нотариусом действий, противоречащих законодательству РФ.

6. В случае прекращения полномочий нотариуса, как по собственному желанию, так и по решению суда, необходимо решить вопрос о передаче документов, хранящихся у него.

В соответствии с приказом Минюста России от 21.05.2009 N 147 «Об утверждении положения об управлении Министерства юстиции РФ по субъекту (субъектам) РФ и перечня управлений Министерства юстиции РФ», решение о передаче документов, хранящихся у нотариуса, полномочия которого прекращены, другому нотариусу, принимается территориальным органом Минюста России совместно с региональной нотариальной палатой.

Порядок передачи документов, хранящихся у нотариуса, должен определяться Минюстом России совместно с Федеральной нотариальной палатой. Однако до настоящего времени такой документ не принят.

По всей вероятности, указанный порядок будет регулироваться Правилами нотариального делопроизводства.

Статья 12. Порядок учреждения и ликвидации должности нотариуса. Наделение нотариуса полномочиями и прекращение его полномочий

Комментарий к статье 12

В целом ведение таких дел является достаточно длительным и сложным; порой суды по-разному оценивают результаты проверок нотариусов и доводы нотариальной палаты как истца. Существенное значение имеет обоснованность заявленных требований, а также соблюдение формальной процедуры возбуждения дела (в частности, решение вопроса о возбуждении дела в суде компетентным органом нотариальной палаты, т.е. правлением либо общим собранием палаты — в зависимости от варианта, закрепленного в уставе палаты).

AJAX — EU e-Privacy Directive
This plugin provides the AJAX support for the EU e-Privacy Directive package.»>Cайт JURKOM74.RU использует файлы cookie и схожие технологии для удобства пользователей, а также предоставления персонализированной информации (в т.ч. рекламной). При использовании данного сайта вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Соглашением об использовании файлов cookie. AJAX — EU e-Privacy Directive
This plugin provides the AJAX support for the EU e-Privacy Directive package.»> Если вы не согласны с тем, чтобы мы использовали данный тип файлов, то вы должны соответствующим образом установить настройки вашего браузера или не использовать Сайт.

Наделение нотариуса полномочиями и прекращение его полномочий

См. также Приказ Минюста России от 30.03.2018 N 63 «Об утверждении Порядка проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса» Зарегистрировано в Минюсте России 04.04.2018 N 50605.

Ст. 12 Основ определяет, что наделение нотариуса полномочиями производится на основании рекомендации нотариальной палаты

    1. федеральным органом исполнительной власти , осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, или
    2. по его поручению его территориальными органами

на конкурсной основе из числа лиц, сдавших квалификационный экзамен.

Порядок проведения конкурса определяется Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Прекращение полномочий нотариуса

Увольнение нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

Нотариус, занимающийся частной практикой, слагает полномочия по собственному желанию либо освобождается от полномочий на основании решения суда о лишении его права нотариальной деятельности в случаях:

    1. осуждения его за совершение умышленного преступления — после вступления приговора в законную силу ;
    2. ограничения дееспособности или признания недееспособным в установленном законом порядке;
    3. по ходатайству нотариальной палаты за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, нарушение законодательства, а также в случае невозможности исполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья (при наличии медицинского заключения) и в других случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

Порядок передачи документов, хранящихся у нотариуса, полномочия которого прекращаются, другому нотариусу определяется федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Нотариус, впервые назначенный на должность, приносит присягу следующего содержания:

«Торжественно присягаю, что обязанности нотариуса буду исполнять в соответствии с законом и совестью, хранить профессиональную тайну, в своем поведении руководствоваться принципами гуманности и уважения к человеку».

Законодательством субъектов Российской Федерации может быть предусмотрен иной текст присяги нотариуса.

Порядок учреждения и ликвидация должности нотариуса

В части 1 ст. 12 Основ устанавливается, что должность нотариуса учреждается и ликвидируется в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, совместно с Федеральной нотариальной палатой. С этим положением тесно связано требование ч. 2 ст. 12 Основ о том, что количество должностей нотариусов в каждом нотариальном округе определяется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Число должностей нотариусов должно строго регулироваться . Если нотариусов окажется больше, чем необходимо, то некоторым из них придется искать дополнительный заработок, причем зачастую в ущерб нотариальной деятельности. При этом нотариус может попасть в зависимость от коммерческих или иных структур, что, конечно же, недопустимо.

Точная численность нотариусов должна быть установлена по каждому конкретному нотариальному округу. При этом должна быть определена как общая численность нотариусов, так и конкретное число занимающихся частной практикой и работающих в государственных нотариальных конторах.

При установлении численности нотариусов основным критерием должна быть реальная потребность данного региона в определенном количестве нотариусов, способных обеспечить надлежащее нотариальное обслуживание.

Количество должностей нотариусов и их соотношение (занимающихся частной практикой и государственных) может устанавливаться как на определенный период, так и на неопределенный. По мере необходимости, в связи с изменением ситуации, такие соглашения могут пересматриваться и устанавливаться новые квоты.

Штатная численность нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, должна соответствовать количеству государственных нотариальных контор (т.с. количество государственных нотариусов как минимум не должно быть меньше количества нотариальных контор), в противном случае вопрос должен решаться только в совокупности с решением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата об упразднении соответствующих нотариальных контор в установленном порядке.

Важнейшим делом является назначение на должность нотариуса с наделением соответствующими полномочиями, которое производится на основании рекомендации нотариальной палаты федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата (Федеральной регистрационной службы), или по его поручению его территориальными органами на конкурсной основе из числа лиц, имеющих лицензии.

Порядок проведения конкурса определяется Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Цель конкурса — отбор на должности нотариусов наиболее достойных лиц, имеющих глубокие профессиональные знания, способных обеспечить правовую защиту охраняемых законодательством интересов граждан и юридических лиц. Порядок его проведения регламентируется специальным положением.

Территориальный орган Федеральной регистрационной службы совместно с нотариальной палатой объявляет конкурс на замещение вакантных должностей нотариусов в случае учреждения дополнительных должностей нотариусов или освобождения имеющихся. К участию в нем допускаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, прошедшие стажировку в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной нотариальной практикой, сдавшие квалификационный экзамен, имеющие лицензию на право нотариальной деятельности.

Лица, желающие участвовать в конкурсе, подают заявление секретарю конкурсной комиссии. Заявление регистрируется в специальном журнале с присвоением порядкового регистрационного номера.

К заявлению прилагаются: выписка из трудовой книжки, заключение по итогам прохождения стажировки или отзыв нотариуса о деятельности претендента, копии решения квалификационной (апелляционной) комиссии и лицензии на право занятия нотариальной деятельностью. По желанию претендента к заявлению могут быть приложены диплом о присвоении ученой степени, список научных трудов, а также публикаций и др.

На основании представленных документов конкурсная комиссия принимает решение о допуске кандидатов к участию в конкурсе.

Список лиц, допущенных к участию в конкурсе, вывешивается в зданиях территориального органа Росрегистрации и нотариальной палаты не позднее семи дней до начала проведения конкурса.

В ходе проведения конкурса конкурсная комиссия оценивает конкурсантов на основании представленных ими документов, в том числе документов о прохождении стажировки и результатах сдачи квалификационных экзаменов. При необходимости комиссия может проводить индивидуальные собеседования с конкурсантами по вопросам, касающимся нотариальной деятельности.

Результаты голосования и решение конкурсной комиссии оглашаются лицам, принимавшим участие в конкурсе, на следующий день после окончания конкурса.

Решение конкурсной комиссии по результатам проведения конкурса является основанием для издания приказа о назначении лица, победившего в конкурсе, на должность нотариуса. Копия приказа в течение 3 дней с момента его издания направляется в нотариальную палату для сведения.

Решение конкурсной комиссии о недопущении кандидата к участию в конкурсе и решение конкурсной комиссии по результатам конкурса может быть обжаловано в суд в установленном порядке.

Каждый нотариус, впервые назначенный на должность, приносит присягу определенного содержания, текст которой приведен в ст. 14 Основ: «Торжественно присягаю, что обязанности нотариуса буду исполнять в соответствии с законом и совестью, хранить профессиональную тайну, в своем поведении руководствоваться принципами гуманности и уважения к человеку». Затем нотариус, принявший присягу, ставит свою подпись на листе бумаги под текстом присяги и указанный лист подшивается в его личное дело, хранящееся в органе юстиции.

Субъекты Российской Федерации вправе установить иной текст присяги, чем тот, который предусмотрен ст. 14 Основ.

Основы четко регламентируют основания увольнения нотариуса. Нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, можно уволить только в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Нотариус, занимающийся частной практикой, слагает полномочия по собственному желанию либо освобождается от полномочий на основании решения суда о лишении его права нотариальной деятельности в случаях:

  1. осуждения его за совершение умышленного преступления — после вступления приговора в законную силу;
  2. ограничения дееспособности или признания недееспособности в установленном законом порядке;
  3. по ходатайству нотариальной палаты за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, нарушение законодательства, а также в случае невозможности исполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья (при наличии медицинского заключения) и в других случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации (например, в случае признания лица, являющегося нотариусом, безвестно отсутствующим).

Порядок передачи документов, хранящихся у нотариуса, полномочия которого прекращаются, другому нотариусу определяется Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой.

9. НАДЕЛЕНИЕ НОТАРИУСА ПОЛНОМОЧИЯМИ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ЕГО ПОЛНОМОЧИЙ

Основами законодательства РФ о нотариате предусмотрено, что наделение нотариуса полномочиями производится на основании рекомендации нотариальной палаты Министерством юстиции РФ или по его поручению органом юстиции на конкурсной основе из числа лиц, имеющих лицензию.

Целью конкурса является отбор на должность нотариусов наиболее подготовленных лиц, имеющих необходимые профессиональные знания, способных обеспечить правовую защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Конкурс объявляется распоряжением органа юстиции не позднее 10 дней со дня открытия вакантной должности нотариуса с указанием сроков проведения конкурса, места и времени заседания конкурсной комиссии, а также срока приема документов на конкурс. О принятом решении в трехдневный срок с момента издания распоряжения извещается нотариальная палата. Дата начала конкурса устанавливается не ранее чем через месяц и не позднее чем через два месяца после объявления конкурса. Для проведения конкурса приказом органа юстиции при органе юстиции образуется конкурсная комиссия в количестве 8 человек. Комиссия создается из равного количества работников органа юстиции и членов нотариальной палаты, являющихся нотариусами. Если в указанный срок в орган юстиции не поступили сведения о включении в состав комиссии членов нотариальной палаты, руководитель органа юстиции вправе утвердить состав конкурсной комиссии с соблюдением условия равенства представителей от органа юстиции и нотариальной палаты. Председателем конкурсной комиссии является руководитель органа юстиции или его заместитель.

Объявление о проведении конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, сроках, месте приема и перечне документов, необходимых для участия в конкурсе, требованиях, предъявляемых для замещения вакантной должности нотариуса, месте и времени заседания конкурсной комиссии публикуется органом юстиции совместно с нотариальной палатой в средствах массовой информации или вывешивается в общедоступных местах в зданиях органа юстиции и нотариальной палаты. К участию в конкурсе допускаются граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование, прошедшие стажировку в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавшие квалификационный экзамен, имеющие лицензию на право нотариальной деятельности.

Наделение нотариуса полномочиями осуществляется путем назначения его на вакантную должность и оформляется приказом органа юстиции. При этом назначение нотариуса государственным или частным зависит от наличия вакансий, так как в каждом нотариальном округе имеется определенное количество должностей нотариусов, занимающихся частной практикой, и нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах.

Нотариус, впервые назначенный на должность, приносит присягу следующего содержания:

«Торжественно присягаю, что обязанности нотариуса буду исполнять в соответствии с законом и совестью, хранить профессиональную тайну, в своем поведении руководствоваться принципами гуманности и уважения к человеку».

Законодательством республик в составе РФ может быть предусмотрен иной текст присяги нотариуса.

Порядок учреждения и ликвидации должности нотариуса

В соответствии со ст. 12 Основ о нотариате утвержден Порядок учреждения и ликвидации должности нотариуса решением правления Федеральной нотариальной палаты от 28.08.2009 и приказом Минюста России от 23.12.2009 № 430 «Об утверждении Порядка учреждения и ликвидации должности нотариуса».

Решение об учреждении и ликвидации должности нотариуса принимается территориальным органом Минюста России по согласованию с нотариальной палатой в субъекте РФ в рамках установленного органом государственной власти субъекта РФ количества должностей нотариусов в нотариальном округе. Решение об учреждении или ликвидации должности нотариуса оформляется приказом территориального органа.

Приказом территориального органа об учреждении или ликвидации должностей нотариусов в соответствии с ч. 2 ст. 1 Основ о нотариате учреждаются или ликвидируются должности нотариусов, занимающихся частной практикой, и (или) нотариусов, работающих в государственной нотариальной конторе.

Приказ территориального органа об учреждении или ликвидации должности нотариуса издается в 15-дневный срок:

  • а) после принятия органом государственной власти субъекта РФ решения об изменении количества должностей нотариусов в нотариальном округе;
  • б) издания территориальным органом Минюста России в установленном порядке приказа о переводе нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, на должность нотариуса, занимающегося частной практикой. При этом принимается решение о ликвидации должности нотариуса в государственной нотариальной конторе и об учреждении должности нотариуса, занимающегося частной практикой.

С этой целью территориальным органом или нотариальной палатой незамедлительно инициируется принятие решения об учреждении или ликвидации должности нотариуса. Решение о ликвидации должности нотариуса может быть принято только в отношении вакантной должности нотариуса. Решение об учреждении должности нотариуса в государственной нотариальной конторе возможно только при наличии на территории субъекта РФ государственной нотариальной конторы. Приказ об учреждении должности нотариуса в государственной нотариальной конторе должен быть согласован с органом государственной власти субъекта РФ. В приказе территориального органа об учреждении или ликвидации должности нотариуса указываются: основание принятия решения об учреждении или ликвидации должности нотариуса; наименование нотариального округа, в котором учреждаются или ликвидируются должности нотариуса.

Количество должностей нотариусов в нотариальном округе определяется в порядке, утверждаемом приказом Минюста России от 26.11.2008 № 275. Порядок определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе разработан в соответствии со статьей 12 Основ о нотариате. Согласно ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» количество должностей нотариусов в нотариальном округе определяется органом государственной власти субъекта РФ. Указанное количество определяется законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ, как правило, не чаще одного раза в год. Порядок применяется как при первичном установлении количества должностей нотариусов в нотариальном округе, так и при изменении данного количества.

Орган государственной власти субъекта РФ определяет общее количество должностей нотариусов в каждом нотариальном округе без дифференциации указанного количества на количество нотариусов, занимающихся частной практикой, и количество нотариусов, работающих в государственной нотариальной конторе.

Количество должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) определяется органом государственной власти субъекта РФ на основании согласованного предложения управления Минюста России по субъекту (субъектам) РФ и нотариальной палаты в субъекте РФ либо на основании предложений Управления или нотариальной палаты в случаях, предусмотренных законодательством.

Решение об уменьшении количества должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) может быть принято только при наличии в соответствующем нотариальном округе (нотариальных округах) вакантных должностей нотариусов.

Предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) разрабатываются Управлением совместно с нотариальной палатой по инициативе органа государственной власти субъекта РФ либо но инициативе Управления или нотариальной палаты.

Управление и нотариальная палата при подготовке предложений о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах), а также орган государственной власти субъекта РФ при принятии решения об определении количества должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) должны учитывать в совокупности следующие критерии:

  • 1) наличие в каждом нотариальном округе не менее одной должности нотариуса;
  • 2) численность населения в нотариальном округе.

При этом вторая и последующие должности нотариусов устанавливаются следующим образом:

  • — в нотариальных округах, установленных в границах городов федерального значения, — один нотариус на 15 тыс. чел.;
  • — в нотариальных округах, установленных в границах городских поселений, — один нотариус на 20—25 тыс. чел.;
  • — в нотариальных округах, установленных в границах муниципальных районов (за исключением городских поселений, в границах которых установлены нотариальные округа), — один нотариус на 25—30 тыс. чел.

К предложениям Управления и нотариальной палаты о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) прилагаются документы, содержащие информацию о каждом нотариальном округе:

  • — о количестве населения;
  • — о количестве совершенных нотариальных действий за год;
  • — об удаленности населенных пунктов друг от друга и транспортном сообщении между ними;
  • — о возможности самофинансирования нотариуса, занимающегося частной практикой, с учетом обязательности наличия средств на возмещение расходов нотариуса на страхование риска нотариальной деятельности, возмещение материального ущерба в случае совершения нотариусом неправомерных нотариальных действий, уплату членских взносов в нотариальную палату, повышение уровня профессионального образования и квалификации, содержание и хранение нотариального архива, материально-техническое обеспечение и содержание нотариальной конторы и работников, иные расходы, связанные с профессиональной деятельностью нотариуса, занимающегося частной практикой, а также иную информацию, обосновывающую предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе.

В случае когда инициатором определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) является орган государственной власти субъекта РФ, его обращение о подготовке предложений по данному вопросу направляется в Управление, которое в течение 60 дней с даты получения такого обращения направляет в орган государственной власти субъекта РФ предложения, согласованные с нотариальной палатой.

В целях выработки согласованного предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах), подготавливаемого в связи с обращением органа государственной власти субъекта РФ или по инициативе Управления, Управление направляет в нотариальную палату обращение по данному вопросу, которое подлежит обязательному рассмотрению нотариальной палатой в течение 30 календарных дней с даты его поступления.

При отсутствии в течение 50 календарных дней с даты направления указанного обращения информации о результатах его рассмотрения либо при получении возражений нотариальной палаты Управление направляет предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе

(нотариальных округах) а орган государственной власти субъекта РФ с приложением необходимых документов, а также подтверждающих информированность по данному вопросу нотариальной палаты или содержащих ее возражения.

В целях выработки согласованного предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах), подготавливаемого по инициативе нотариальной палаты, нотариальная палата направляет в Управление обращение по данному вопросу, которое подлежит обязательному рассмотрению Управлением в течение 30 календарных дней с даты его поступления.

При отсутствии в течение 50 календарных дней с даты направления указанного обращения информации о результатах его рассмотрения либо при получении возражений Управления нотариальная палата направляет предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) в орган государственной власти субъекта РФ с приложением документов, предусмотренных и. 7 Порядка, а также подтверждающих информированность по данному вопросу Управления или содержащих его возражения.

Наделение нотариуса полномочиями производится на основании рекомендации нотариальной палаты федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, или по его поручению территориальными органами па конкурсной основе из числа лиц, имеющих лицензии. В настоящее время действует Положение о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, утвержденное приказом Минюста России от 17.02.1997 № 19-01-19-97 по согласованию с ФНП от 15.01.1997.

Увольнение нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, производится в соответствии с законодательством РФ о труде.

Нотариус, занимающийся частной практикой, слагает полномочия но собственному желанию либо освобождается от полномочий на основании решения суда о лишении его нрава нотариальной деятельности в случаях:

  • 1) осуждения его за совершение умышленного преступления — после вступления приговора в законную силу;
  • 2) ограничения дееспособности или признания недееспособным в установленном законом порядке;
  • 3) по ходатайству нотариальной палаты за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, нарушение законодательства, а также в случае невозможности исполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья (при наличии медицинского заключения) и в других случаях, предусмотренных законодательными актами РФ.

Порядок передачи документов, хранящихся у нотариуса, полномочия которого прекращаются, другому нотариусу определяется Минюстом России совместно с ФНП.

Согласно ст. 14 Основ о нотариате нотариус, впервые назначенный на должность, приносит присягу. Нужно иметь в виду, что законодательство нс оговаривает процедуру принесения присяги, равно как и способы фиксации самого факта ее принесения.

По общему правилу нотариус назначается на свою должность пожизненно, поскольку в России не установлен предельный возраст пребывания в должности.

§ 8. Освобождение от должности нотариуса

  • •Гонгало б м Настольная книга нотариуса Предисловие Президента Федеральной нотариальной палаты России е.Н. Клячина
  • •Авторский коллектив
  • •Предисловие ко второму изданию
  • •Указатель сокращений
  • •Глава 1. Организация нотариального дела
  • •§ 1. Понятие о нотариате и органах, совершающих нотариальные действия
  • •§ 2. Нотариус как юридическая профессия в современном мире
  • •§ 3. Место нотариата в правовой системе России и среди органов гражданской юрисдикции
  • •§ 4. Особый характер нотариальных функций
  • •§ 5. Нотариат и другие формы юридической помощи
  • •§ 6. Источники законодательства о нотариате
  • •§ 7. Порядок назначения на должность нотариуса
  • •§ 8. Освобождение от должности нотариуса
  • •§ 9. Стажер и помощник нотариуса, исполнение обязанностей нотариуса
  • •§ 10. Правовой статус нотариуса: права, обязанности и ответственность
  • •§ 11. Организация нотариата и нотариального самоуправления (нотариальные палаты, взаимоотношения с органами юстиции)
  • •§ 12. Профессиональная этика в деятельности нотариусов
  • •Глава 2. Финансовое обеспечение деятельности нотариуса
  • •§ 1. Основы экономики нотариальной деятельности
  • •§ 2. Государственная пошлина и нотариальные тарифы
  • •§ 3. Основные нотариальные тарифы
  • •§ 4. Основания освобождения от уплаты нотариальных тарифов. Льготы при уплате нотариальных тарифов
  • •§ 5. Основы финансово-хозяйственной деятельности нотариуса
  • •Глава 3. Контроль за деятельностью нотариусов
  • •§ 1. Формы контроля за деятельностью нотариусов
  • •§ 2. Процедуры осуществления отдельных видов контроля
  • •§ 3. Судебный контроль за деятельностью нотариусов
  • •Глава 4. Общие правила нотариального производства
  • •§ 1. Подведомственность юридических дел нотариусу и другим лицам, имеющим право совершения нотариальных действий. Критерии разграничения подведомственности юридических дел между нотариусами и судами
  • •§ 2. Понятие и признаки нотариального действия
  • •§ 3. Процедура нотариального производства
  • •§ 4. Стадии нотариального производства
  • •§ 5. Взаимоотношения нотариусов и органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним
  • •Глава 5. Правила нотариального делопроизводства и совершения удостоверительных надписей нотариусом
  • •§ 1. Общие правила нотариального делопроизводства
  • •§ 2. Подготовка служебных документов
  • •§ 3. Прием, регистрация и отправление документов
  • •§ 4. Составление номенклатуры и формирование дел (нарядов)
  • •§ 5. Хранение документов в нотариальной конторе и подготовка их к последующему хранению в государственном архиве
  • •§ 6. Заполнение реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах
  • •Глава 6. Общие условия удостоверения сделок
  • •§ 1. Требования к форме сделок
  • •§ 2. Разъяснение сторонам смысла и значения проекта сделки
  • •§ 3. Правоспособность и дееспособность граждан, участвующих в сделке
  • •§ 4. Правоспособность юридических лиц
  • •§ 5. Оформление сделок от имени лиц, признанных банкротами
  • •§ 6. Оформление сделок от имени юридических лиц в стадии их ликвидации
  • •§ 7. Документы, истребуемые нотариусами при удостоверении сделок
  • •§ 8. Изменение и расторжение договора
  • •§ 9. Количество экземпляров документов, в которых излагается содержание сделки
  • •Глава 7. Удостоверение договоров об отчуждении недвижимого имущества
  • •§ 1. Понятие недвижимости. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество
  • •§ 2. Общие сведения, которые должны содержаться в тексте сделки
  • •§ 3. Основные правила оформления договоров об отчуждении недвижимого имущества
  • •§ 4. Исполнение договоров об отчуждении недвижимого имущества
  • •Примерные образцы договоров отчуждения недвижимого имущества
  • •Глава 8. Земельное право в нотариальной практике
  • •§ 1. Общие вопросы регулирования земельных правоотношений
  • •§ 2. Формы собственности на землю
  • •§ 3. Иные вещные права на землю
  • •§ 4. Особенности совершения сделок с земельными участками
  • •§ 5. Особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения
  • •Примерные образцы договоров отчуждения земельных участков
  • •Глава 9. Удостоверение договоров ренты и пожизненного содержания с иждивением
  • •§ 1. Удостоверение договоров ренты
  • •§ 2. Договор пожизненного содержания с иждивением
  • •§ 3. Документы, необходимые для нотариального удостоверения договора ренты и пожизненного содержания с иждивением
  • •Примерные образцы договоров ренты и пожизненного содержания с иждивением
  • •Глава 10. Удостоверение договоров залога
  • •§ 1. Общие положения о залоге
  • •§ 2. Основание возникновения права залога
  • •§ 3. Участники залогового правоотношения
  • •§ 4. Предмет залога
  • •§ 5. Виды залога
  • •§ 6. Существенные условия договора залога
  • •§ 7. Форма договора о залоге
  • •§ 8. Пределы обеспечения залогом основного обязательства
  • •§ 9. Права и обязанности участников залогового правоотношения
  • •§ 10. Обращение взыскания на заложенное имущество
  • •§ 11. Залог товаров в обороте
  • •§ 12. Залог вещей в ломбарде
  • •§ 13. Залог прав
  • •Глава 11. Удостоверение договоров об ипотеке
  • •§ 1. Общие положения об ипотеке
  • •§ 2. Особенности ипотеки
  • •§ 3. Закладная
  • •§ 4. Ипотека имущества, которое залогодатель приобретет в будущем. Залог не завершенного строительством недвижимого имущества
  • •§ 5. Ипотека жилых домов и квартир
  • •Примерные образцы договоров залога
  • •Глава 12. Удостоверение сделок с автотранспортными средствами
  • •§ 1. Общие положения
  • •§ 2. Основные действия нотариуса при удостоверении договора отчуждения транспортного средства
  • •Примерные образцы договоров об отчуждении автотранспортных средств
  • •Глава 13. Удостоверение завещаний
  • •§ 1. Понятие и юридические признаки завещания
  • •§ 2. Место удостоверения завещания
  • •§ 3. Круг наследников по завещанию
  • •§ 4. Содержание завещания
  • •§ 5. Право на обязательную долю в наследстве
  • •§ 6. Порядок (механизм) совершения завещания
  • •§ 7. Исполнение завещания. Исполнитель завещания
  • •§ 8. Отмена и изменение завещания
  • •Примерные образцы завещаний
  • •Глава 14. Удостоверение доверенностей
  • •§ 1. Доверенность как гражданско-правовая сделка
  • •Примерные образцы некоторых видов доверенностей
  • •Глава 15. Удостоверение договора поручительства
  • •§ 1. Договор поручительства
  • •Примерный образец договора поручительства
  • •Глава 16. Удостоверение договоров доверительного управления имуществом
  • •§ 1. Договор доверительного управления имуществом
  • •Примерный образец договора доверительного управления имуществом
  • •Глава 17. Удостоверение договоров хранения
  • •§ 1. Договор хранения
  • •Примерные образцы договоров хранения вещей
  • •Глава 18. Удостоверение договоров аренды
  • •§ 1. Договор аренды
  • •Примерные образцы договоров аренды
  • •Глава 19. Удостоверение договоров найма жилого помещения
  • •§ 1. Понятие и виды договора найма жилого помещения
  • •§ 2. Договор коммерческого найма жилого помещения
  • •Примерный образец договора коммерческого найма жилого помещения
  • •Глава 20. Удостоверение договоров займа
  • •§ 1. Договор займа
  • •Примерные образцы договоров займа денег и расписок
  • •Глава 21. Семейное право в нотариальной практике
  • •§ 1. Брачный договор
  • •Примерные образцы брачных договоров
  • •§ 2. Соглашение об уплате алиментов
  • •Примерный образец соглашения об уплате алиментов
  • •Глава 22. Наследственное право в нотариальной практике
  • •§ 1. Общие положения о наследовании
  • •§ 2. Наследование по завещанию
  • •§ 3. Наследование по закону
  • •§ 4. Приобретение наследства
  • •Примерные образцы заявлений о принятии наследства и выдаче свидетельства о праве на наследство
  • •Примерные образцы заявлений об отказе от наследства
  • •Образцы иных заявлений, связанных с оформлением наследственных прав
  • •§ 5. Выдача свидетельств о праве на наследство и раздел наследственного имущества
  • •Примерные образцы свидетельств о праве на наследство
  • •§ 6. Охрана наследственного имущества и управление им
  • •Примерные образцы документов, оформляемых нотариусами при охране наследственного имущества и управлении им
  • •Примерные образцы постановлений о возмещении расходов и об оплате вознаграждения
  • •§ 7. Наследование отдельных видов имущества
  • •Глава 23. Выдача свидетельств о праве собственности на долю в общем имуществе супругов
  • •§ 1. Условия выдачи свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов
  • •§ 2. Установление факта наличия брачных отношений
  • •§ 3. Установление факта приобретения имущества в период брака
  • •§ 4. Основания приобретения имущества
  • •§ 5. Порядок выдачи свидетельств о праве собственности
  • •Примерные образцы свидетельств о праве собственности на долю в общем имуществе супругов
  • •Глава 24. Свидетельствование верности копий документов и выписок из них, подлинности подписи и верности перевода
  • •§ 1. Свидетельствование верности копий документов и выписок из них
  • •§ 2. Свидетельствование подлинности подписи на документе
  • •§ 3. Свидетельствование верности перевода
  • •Глава 25. Удостоверение фактов
  • •§ 1. Виды фактов, удостоверяемых нотариусами
  • •§ 2. Удостоверение факта нахождения гражданина в живых
  • •Примерные образцы свидетельств об удостоверении факта нахождения гражданина в живых
  • •§ 3. Удостоверение факта нахождения гражданина в определенном месте
  • •Примерные образцы свидетельств об удостоверении факта нахождения гражданина в определенном месте
  • •§ 4. Удостоверение тождественности личности гражданина с лицом, изображенным на фотографии
  • •Примерный образец свидетельства об удостоверении тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке
  • •§ 5. Удостоверение времени предъявления документов
  • •Удостоверительная надпись на документе о времени его предъявления
  • •Глава 26. Передача заявлений физических и юридических лиц
  • •§ 1. Применение передачи заявлений в гражданско-правовом обороте
  • •§ 2. Порядок передачи заявлений
  • •Примерный образец заявления об отмене доверенности
  • •Глава 27. Принятие в депозит денежных сумм и ценных бумаг
  • •§ 1. Внесение должником денежных сумм и ценных бумаг в депозит нотариуса
  • •§ 2. Выдача из депозита денежных сумм и ценных бумаг
  • •Глава 28. Совершение исполнительных надписей
  • •§ 1. Общие условия совершения исполнительных надписей
  • •§ 2. Оформление исполнительных надписей на документах, представляемых ломбардами
  • •Примерный образец оформления исполнительной надписи и залогового билета
  • •Глава 29. Совершение протестов векселей
  • •§ 1. Общая характеристика векселя
  • •§ 2. Протест векселя
  • •Примерные образцы актов о протесте векселей
  • •Глава 30. Совершение морских протестов
  • •§ 1. Цель совершения морского протеста
  • •§ 2. Порядок передачи заявления о совершении морского протеста
  • •§ 3. Составление акта о морском протесте нотариусом
  • •Глава 31. Обеспечение доказательств
  • •§ 1. Цель принятия мер по обеспечению доказательств
  • •§ 2. Действия нотариуса по обеспечению доказательств
  • •Глава 32. Нотариат в международном гражданском обороте
  • •§ 1. Современный нотариат в российском и международном гражданском обороте
  • •§ 2. Особенности совершения нотариальных действий с иностранным элементом
  • •§ 3. Наследование с иностранным элементом
  • •§ 4. Обеспечение доказательств нотариусом в отношениях с участием иностранных лиц
  • •§ 5. Особенности совершения нотариальных действий должностными лицами консульских учреждений
  • •§ 6. Свидетельствование верности перевода, оформление документов для выезда за границу
  • •Примерные образцы согласия родителей на выезд ребенка за границу
  • •§ 7. Подтверждение юридической силы документов из-за границы
  • •Образец подшивки к удостоверяемому документу отдельного листа с проставленным апостилем
admin