Предвзятое отношение к подчиненному

Субординация – необходимый элемент корпоративной этики. Это свод правил поведения, немаловажным элементом которого являются все тонкости отношений между начальником и подчиненным. Это не просто правила хорошего тона и манеры. Субординация позволяет обеспечить уважительное отношение и продуктивную работу. К примеру, перед многими руководителями стоит такая проблема: они очень мягко относятся к своим подчиненным, вследствие чего последние начинают срывать сроки, некачественно выполнять свою работу. Управленцу, не соблюдающему субординацию, сложно указать на недостатки работы своего подчиненного, который стал ему почти другом. Правила позволяют сохранить нервы и не допускать конфликтов.

Нормативная база

Правила субординации устанавливаются внутренними бумагами компании, такими как:

  • Коллективный договор. Им устанавливаются базовые принципы взаимодействия.
  • Правила внутреннего распорядка. В них указывается график труда, правила поведения на рабочем месте.
  • Должностная инструкция. В ней указываются конкретные обязанности работника, а также его статус в иерархии компании.
  • Трудовое соглашение. В нем оговариваются индивидуальные правила для конкретного сотрудника.

Каждая компания имеет право самостоятельно разрабатывать правила субординации, которые актуальны для конкретного пространства. Однако все они основываются на базовых нормах этики.

К СВЕДЕНИЮ! В рамках закона правила субординации регулируются статьей 192 ТК РФ. Здесь приведена ответственность за неисполнение установленных норм.

Основные правила взаимодействия между представителями компании

Нормы субординации зависят от типа иерархии:

  • Вертикальная. Предполагает, что высшее звено дает указания нижнему. К примеру, руководитель дает задания своему подчиненному. Последний обязан их выполнять.
  • Горизонтальная. Предполагает взаимодействие между равными по статусу сотрудниками.

Отношения, предполагающие подчинение, считаются традиционно сложными. Между руководителем и подчиненными часто возникают скрытые конфликты, которые усложняют работу. Субординация позволяет предупредить проблемы. Ее особенности зависят от того, какие именно отношения регулируются.

Между подчиненным и руководителем

В рамках вертикальной иерархии главная роль принадлежит руководителю. На нем лежит большая ответственность за здоровое общение. Рассмотрим основные правила в рамках таких отношений:

  • Отсутствие панибратства. Если руководитель сделает подчиненного своим другом, будет очень сложно давать задания, критиковать работу. Резкость начальника в такой ситуации может привести к скрытым конфликтам и неприязни. Пример панибратства – разговоры о личной жизни за чашкой чая. Естественно, начальник может общаться с подчиненным. Однако следует остановиться на темах, которые не являются слишком личными.
  • Корректное отношение. Сотрудник, в свою очередь, не должен говорить про начальство в негативном тоне. Это не обозначает полного подчинения. Если руководитель является самодуром, следует решать проблему в законном порядке.
  • Вежливость. Если подчиненный желает предложить руководителю какую-либо идею, сделать он это должен максимально вежливо. В кабинет начальника нужно входить только предварительно постучав.
  • Соблюдение иерархии. Обращаться нужно только к своему руководителю, а не к начальнику этого руководителя. Подобное перепрыгивание через ступеньку может оскорбить управленца.
  • Никаких оскорблений. Между руководителем и подчиненным вполне могут возникать споры. И очень важно корректно их вести. В этом случае несовпадение во мнениях будет только обогащать работу. При конфликтах нельзя оскорблять человека по религиозным, политическим убеждениям. Категорически запрещено указывать на недостатки во внешности.

Руководителю нужно помнить, что основной тон в отношениях задает именно он.

Между начальниками

Отношения между руководством могут быть как горизонтальными, так и вертикальными. В первом случае статус начальников является общим. Во-втором случае предполагается иерархия. К примеру, есть руководитель компании, а есть руководитель проекта. Первый выше по иерархии, чем последний. Рассмотрим правила субординации в рамках заданной ситуации:

  • Экономия времени. Большая часть разговоров должна быть строго деловой. Не стоит допускать бесконечного пустословия. Поговорить о личном и пошутить можно после рабочей смены.
  • Отсутствие субъективизма. При аргументации следует основываться не на своих личных воззрениях, а на фактах, подтвержденных документально.
  • Корректное отношение. Высшему начальству строго запрещено ругать руководителя нижестоящего звена перед подчиненными последнего. Это серьезное нарушение субординации. По сути, так человек создает ситуацию, при которой подчиненные управленца перестают его уважать. Это негативно скажется на всех рабочих процессах. Если работнику следует указать на его ошибки, нужно делать это с глазу на глаз.

Уважительное отношение руководителей друг к другу позволяет создать благоприятный климат в компании. Нужно помнить, что рыба гниет с головы. Если у начальства есть конфликты, то и у рядовых сотрудников они неизбежно будут.

Между подчиненными

К подчиненными предъявляются менее жесткие требования. Рассмотрим основные правила:

  • Нельзя допускать склок и сплетен.
  • Хорошо, если атмосфера в компании семейная, однако не рекомендуется излишне сближаться. Сотрудник может стать руководителем, а дружеские отношения со штатом помешают давать указания.
  • Не следует перехватывать клиентов у своего сослуживца. Клиентов будет много, а испорченными отношениями с коллегой придется «наслаждаться» каждый день.
  • Не следует давать тех обещаний, в которых человек не уверен. Коллега может понадеяться, что приведет к неблагоприятным последствиям.

Субординация между подчиненными определяется сугубо спецификой компании. К примеру, в молодых креативных компаниях принята дружеская среда.

Ответственность за несоблюдение правил субординации

Ответственность за несоблюдение правил оговорена статьей 192 ТК РФ. В частности, это следующие меры:

  • Замечание. Представляет устное указание на ошибку сотрудника. Нужно для предупреждения неверных действий в дальнейшем.
  • Выговор. Представляет собой письменное выражение своего замечания. Проставляется соответствующая отметка в личной карточке работника. Выговор – мера, которая используется после вынесения замечания. Если сотрудник не понял устного замечания, оно же выражается в письменной форме.
  • Увольнение. Это самая строгая мера дисциплинарного воздействия. Может быть использована только в том случае, если сотруднику выносилось несколько выговоров. Все они должны быть правильно оформлены. За само нарушение субординации уволить нельзя. Однако можно расторгнуть трудовое соглашение при наличии неоднократных выговоров. В этом случае увольнение выполняется на основании того, что сотрудник неоднократно нарушал свои должностные обязанности.

ВАЖНО! Уволить сотрудника можно только при неоднократных грубых нарушениях субординации. К примеру, работник распускает сплетки, порочащие деловую репутацию руководителя, оскорбляет, применяет физическое насилие.

К СВЕДЕНИЮ! Нарушение субординации предполагает негативные последствия. В частности, нарушается работа компании.

Иногда всего одна маленькая ошибка может кардинально изменить отношение начальника к подчиненному. Как понять, что промах навсегда врезался в память шефа и теперь он относится к вам предвзято?

Вот 8 надежных знаков того, что босс почему-то считает вас недостаточно ответственным, опытным, высококвалифицированным по сравнению с другими коллегами. Work.ua предлагает выяснить, действительно ли начальник относится к вам предвзято.

Никогда не хвалит

Ну вот совсем. Ни словечка хвалебного в вашу сторону. Даже если вы совершаете что-то эдакое, горы сворачиваете и весь коллектив готов вас на руках носить. Если самой большой похвалой от босса для вас является короткий кивок и задумчивое «Хмм», а на других такая холодность не распространяется, то это знак.

Не благодарит

Это почти то же, что отсутствие похвалы, но иногда еще обиднее. Ведь в таком случае от предвзятого босса не дождешься не только доброго слова, но и материальной благодарности.

Вам непонятно, почему вас, в отличие от остальных коллег, никогда не отпускают домой пораньше, а новогоднюю премию выдают со скрипом и только потому, что это массовая акция, а не из благодарности? Так может дело в предубеждении руководителя?

Не повышает

Чтобы выявить подобную закономерность, вам нужно проработать в компании как минимум пару лет. Как это выглядит: те, кто раньше ходил у вас в подчинении, уже преодолели пару ступенек карьерной лестницы, но какие бы сложные и ответственные проекты вы не реализовывали, все равно остаетесь на той же позиции.

В таких случаях мы советуем пойти к начальнику и прямо спросить, почему вас до сих пор не повысили. Возможно, для такого, на первый взгляд, предвзятого отношения существуют объективные причины (например, босс считает, что больше никто не справится с этими обязанностями).

Не доверяет важные проекты

Заметили, что в вашем ведении только периодические задачи, а коллеги буквально загружены важными проектами? Не раз высказывали желание взяться за судьбоносную для компании инициативу, но всегда оставались за бортом? Тут одно из двух:

  • либо вы недостаточно уверенно заявили о своей способности справиться со сложностями;
  • либо начальник не доверяет вам и считает, что вы опростоволоситесь.

Контролирует

Если утро начинается не с кофе, а с вопроса начальника «И как там наш проект?», если в течение дня он обязательно уточнит, чем вы занимаетесь в данный момент, то в особом отношении сомневаться не приходится.

Такой контроль еще допустим в отношении новичка в компании. Но когда постоянному надзору подвергается сотрудник с опытом, и он, и весь коллектив заметят настороженность начальника.

Обсуждает за спиной

Стать предметом офисных сплетен — ситуация не из приятных. Особенно, если коллеги обсуждают ваши ошибки. Особенно, если инициатором подобных бесед является непосредственный руководитель.

Обычно один человек распускает сплетни о другом или высмеивает его за спиной тогда, когда чувствует к нему острую неприязнь. А переносить личное мнение в рабочие отношения — это еще одна форма предвзятости.

Оскорбляет

Целенаправленные оскорбления, общение на повышенных тонах и даже нецензурная брань в ваш адрес тоже может быть признаком предвзятого отношения. Тем более, когда агрессивная манера шефа проявляется исключительно в общении с вами.

При этом независимо от того, сколько людей страдает от тирании начальника — вы один или весь коллектив, допускать, а тем более терпеть такое отношение нельзя.

Сосредоточен на неудачах

Есть здоровая критика, которая помогает достичь наилучшего результата. А есть нездоровая — она призвана унизить работника, обесценить его достижения и доказать, что его старания ничего не стоят.

Если босс говорит только о недостатках, не рассказывает как улучшить проект и открыто намекает на ничтожность работы, он либо не умеет мягко выражать свои претензии, либо заведомо настроен против подчиненного.

Work.ua сочувствует тем, кто столкнулся с предвзятым отношением начальства, и желает поскорее справиться с трудностями. В этом вам поможет наша статья «Как найти подход к проблемному начальнику».

Все вопросы сканворда:

1. Результат срыва крана в ванной? 2. Рыжий вари? 3. Огнедышащий соус? 4. Блюдо сорокивороны? 5. Ватага удальцов (устар.)? 6. Стиль Сальвадора Дали? 7. Театральный художник? 8. Место просмотра снов о свободе? 9. Выход для пули? 10. Крутящаяся деталь мышки? 11. Кухонное прозвище плавсредства? 12. Принимают ради отжиманий? 13. Сам стоит, сидеть велит? 14. Я …, летящий на крыльях ночи? 15. Протёртое блюдо? 16. Год студента? 17. Процесс со шкурой неубитого медведя? 18. Первый публичный музей? 19. Копилка уроков жизни? 20. Новая валюта Старого Света? 21. Город в Ростовкой области? 22. Автор книги Хроники Нарнии? 23. … газовая (краска)? 24. Известное мореозеро? 25. Мистер Фёрст нашего кино? 26. Что спорится в умелых руках? 27. Альтернатива болтливости? 28. Литературный отрок? 29. Музыка с размахом? 30. Помещение на проходной? 31. Водрузить … победы? 32. Багровый закат? 33. Поступление товара? 34. Символ святости? 35. Отдельный организм? 36. Восьмая часть байта? 37. Сумма под чертой? 38. Мера толщины дерева? 39. Аничков …? 40. Ткань для матрасов? 41. Начальник, взятый со стороны? 42. Группа … Кристи?

admin