Представительного органа работников

Является ли совет трудового коллектива первичной профсоюзной организацией или иным представителем работников (ст. 31 ТК РФ)? Обязан ли работодатель согласовывать локальные правовые акты (например, правила внутреннего трудового распорядка, график отпусков и т.п.) с советом трудового коллектива, если иной профсоюзной организации на предприятии не существует?

Первичной профсоюзной организацией совет трудового коллектива не является, но может являться представителем работников в соответствии со ст. 31 ТК РФ в случае, если такие полномочия на него возлагаются в установленном порядке. Работодатель должен согласовывать с представительным органом работников локальные нормативные акты в случаях, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором или соглашением.

Основными формами участия работников в управлении организацией являются в том числе учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных ТК РФ, коллективным договором, соглашениями, проведение представительным органом работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов (ст. 53 ТК РФ).

Согласно ст. 29 ТК РФ представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ. Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

В соответствии со ст. 31 ТК РФ в случаях когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном ТК РФ, представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган).

Статья 3 Федерального закона от 12 января 1996 года N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» дает определение первичной профсоюзной организации. Под ней понимается добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза.

В случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа). Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников (ст. 8 ТК РФ).

Согласно ст. 123 ТК РФ очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее чем за две недели до наступления календарного года в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.

Согласно ст. 190 ТК РФ правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов. Правила внутреннего трудового распорядка, как правило, являются приложением к коллективному договору.

Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.

Новая редакция Ст. 37 ТК РФ

Представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений.

Две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, по решению их выборных органов могут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и заключения коллективного договора (далее — единый представительный орган). Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом в его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган. Единый представительный орган имеет право направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора от имени всех работников.

Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа.

Если ни одна из первичных профсоюзных организаций или в совокупности первичные профсоюзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может определить ту первичную профсоюзную организацию, которой при согласии ее выборного органа поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников. В случаях, когда такая первичная профсоюзная организация не определена или работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями.

Первичная профсоюзная организация, единый представительный орган либо иной представитель (представительный орган) работников, наделенные правом выступить с инициативой проведения коллективных переговоров в соответствии с частями второй — четвертой настоящей статьи, обязаны одновременно с направлением работодателю (его представителю) предложения о начале указанных коллективных переговоров известить об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя, и в течение последующих пяти рабочих дней создать с их согласия единый представительный орган либо включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа. Если в указанный срок данные первичные профсоюзные организации не сообщат о своем решении или ответят отказом направить своих представителей в состав единого представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия. При этом за первичными профсоюзными организациями, не участвующими в коллективных переговорах, в течение одного месяца со дня начала коллективных переговоров сохраняется право направить своих представителей в состав единого представительного органа. В случае, когда представителем работников на коллективных переговорах является единый представительный орган, члены указанного органа представляют сторону работников в комиссии по ведению коллективных переговоров.

Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне Российской Федерации, одного или нескольких субъектов Российской Федерации, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, формируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов. При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).

Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной). Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.

Комментарий к Статье 37 ТК РФ

Данная статья предусматривает несколько вариантов действий, которыми в зависимости от ситуации может воспользоваться первичная профсоюзная организация для инициации коллективных переговоров, а именно:

1) первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников предприятия (индивидуального предпринимателя), вправе предложить работодателю начать коллективные переговоры от имени всех работников предприятия без предварительного создания единого (по отношению к данному предприятию) представительного органа;

2) две и более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, могут создать для ведения коллективных переговоров единый представительный орган, от имени которого работодателю и направляется соответствующее предложение;

3) две и более первичные профсоюзные организации, создавшие единый представительный орган, но в совокупности не объединяющие более половины работников данного работодателя, вправе определить особым образом либо ту первичную профсоюзную организацию, от имени которой работодателю направляется предложение о начале коллективных переговоров, либо иного представителя (представительный орган) с соответствующими полномочиями.

Часть пятая статьи 37 Трудового кодекса РФ устанавливает порядок дальнейших действий представителя работников, наделенного правом инициации коллективных переговоров. Этот порядок, в частности, предполагает извещение прочих первичных профсоюзных организаций, объединяющих работников данного работодателя, о начале переговоров.

Другой комментарий к Ст. 37 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Коллективные переговоры проводятся соответствующими комиссиями, формируемыми сторонами социального партнерства на равноправной основе. О соответствующих комиссиях (см. ст. 35 ТК РФ и комментарий к ней).

2. Часть 1 комментируемой статьи определяет правомочия сторон социального партнерства по определению предмета коллективных переговоров. Перечень вопросов, являющихся предметом коллективных переговоров определяется участниками коллективных переговоров самостоятельно. При этом стороны должны учитывать общие правила разграничения полномочий по регулированию трудовых отношений между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, работодателями (см. об этом подробнее ст. ст. 6 — 9 ТК РФ и комментарий к ним).

3. Общие правила проведения коллективных переговоров установлены в ч. 9 ст. 37. Участники переговоров самостоятельно определяют сроки, место и порядок их проведения. Поскольку коллективные переговоры проводятся соответствующими комиссиями, состоящими из лиц, представляющих стороны переговоров (участников переговоров), то и указанные решения принимаются соответствующей комиссией, определяя порядок ее деятельности.

4. Части 2 — 5 комментируемой статьи устанавливают порядок определения участников коллективных переговоров, представляющих работников, при проведении переговоров на локальном уровне.

Часть 2 определяет возможные действия представителей работников при наличии нескольких первичных профсоюзных организаций (двух или более), которые в совокупности объединяют более половины работников данного работодателя. Эти организации для ведения коллективных переговоров вправе образовать единый представительный орган работников. Для создания такого органа необходимо принятие соответствующего решения выборным органом каждой из первичных профсоюзных организаций. Если какая-либо из первичных профсоюзных организаций не примет данное решение, но решения будут приняты иными профсоюзными организациями, которые в совокупности объединяют более половины работников данного работодателя, то решение о создании единого представительного органа следует считать состоявшимся. Формирование данного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза, состоящих на учете в соответствующей организации профсоюза. При этом в едином представительном органе должна быть представлена каждая профсоюзная организация, участвовавшая в создании единого представительного органа. Например, если в организации действуют две профсоюзные организации, одна из которых представляет 500 человек, а другая — 100, то в состав комиссии по ведению коллективных переговоров первая организация может направить пять человек, а вторая одного. В данном случае именно единый представительный орган может выступать инициатором проведения коллективных переговоров.

Часть 3 определяет возможные действия представителей работников при наличии первичной профсоюзной организации, которая объединяет более половины работников, занятых у соответствующего работодателя. Такая профсоюзная организация может выступить инициатором коллективных переговоров вне зависимости от наличия или отсутствия иных профсоюзных организаций.

Часть 4 применяется в том случае, когда в профсоюзные организации, действующие у конкретного работодателя, объединено не более половины работников, либо если меньшинство работников объединено в профсоюзные организации, участвовавшие в создании единого представительного органа. В данном случае решение о представительстве принимается непосредственно работниками. Для этого проводится собрание (конференция) работников, которая определяет первичную профсоюзную организацию, которая будет представлять работников в коллективных переговорах, либо избирает иного представителя. Соответствующее решение принимается на собрании (конференции) работников тайным голосованием. Поручение представления работников первичной профсоюзной организации возможно только при наличии ее согласия, выраженного в решении выборного органа. Об ином представителе работников см. ст. 31 ТК РФ и комментарий к ней.

Часть 5 устанавливает гарантии участия в коллективных переговорах представителей первичных профсоюзных организаций, которые не участвовали в инициировании коллективных переговоров. Представители работников, определенные в соответствии с ч. ч. 2 — 4 ст. 37, обязаны проинформировать о выдвижении предложения о начале коллективных переговоров все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя. Такое извещение должно быть осуществлено в письменной форме в день направления работодателю предложения о начале коллективных переговоров. Первичные профсоюзные организации, проинформированные о начале коллективных переговоров и желающие участвовать в коллективных переговорах с самого начала, должны направить своих представителей в состав единого представительного органа в течение пяти рабочих дней с момента получения извещения. Если указанный срок пропущен или данные первичные профсоюзные организации отказались от участия в коллективных переговорах, то переговоры начинают без их представителей. В любом случае за этими первичными профсоюзными организациями сохраняется право присоединиться к участию в коллективных переговорах в течение одного месяца со дня их начала. По истечении месяца в участии в переговорах им может быть отказано.

5. Часть 6 устанавливает порядок определения участников коллективных переговоров, представляющих работников, при проведении переговоров на всех остальных уровнях (федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом, территориальном).

Если на соответствующем уровне действует несколько профсоюзов (объединений профсоюзов), то они также могут создать единый представительный орган. Формирование такого органа осуществляется с учетом количества членов профсоюза (профсоюзов), представляемых соответствующим профсоюзом (объединением профсоюзов); причем каждый профсоюз (объединение профсоюзов) должен быть представлен в данном органе. На практике формирование единого представительного органа на рассматриваемых уровнях зачастую осуществляется на основе пропорционального представительства.

Если договоренность о создании единого представительного органа между профсоюзами (объединениями профсоюзов) не достигнута, то право на ведение коллективных переговоров предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов). При этом не имеет значения составляет ли данное число членов профсоюза (профсоюзов) большинство работников, занятых на соответствующем уровне: правом на ведение коллективных переговоров обладает профсоюз (объединение профсоюзов), который объединяет большее количество работников по сравнению с другими профсоюзами (объединениями профсоюзов), представляющими работников на соответствующем уровне.

Трудовой кодекс не определяет сроки, в течение которых должна быть достигнута договоренность о формировании единого представительного органа. Как следствие, отсутствует указание на время, по истечении которого наиболее представительный профсоюз (объединение профсоюзов) имеет право на самостоятельное формирование представительного органа. В данном случае следует применять аналогию закона: если единый представительный орган не создан в течение пяти рабочих дней с момента извещения иных профсоюзов (объединений профсоюзов), то ведение коллективных переговоров осуществляет профсоюз, объединяющий наибольшее количество работников.

6. Части 7, 8 комментируемой статьи устанавливают обязанности сторон коллективных переговоров по обеспечению проведения переговорного процесса.

Трудовой кодекс предусматривает обязанность каждой из сторон переговоров предоставлять другой стороне (другим сторонам) имеющуюся у них информацию, необходимую для коллективных переговоров. Такая информация должна быть предоставлена не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса. Данный запрос необходимо составлять в письменной форме и направлять его другой стороне (сторонам) способом, позволяющим зафиксировать факт его получения другой стороной (вручение уполномоченному лицу под расписку, направление почтовой связью с уведомлением о вручении и т.п.).

При этом участники переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров (эксперты, специалисты, посредники), не должны разглашать полученные сведения, если они относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой или иной). О понятии государственной, служебной и коммерческой тайны (см. комментарий к ст. 57 ТК РФ).

Лица, разгласившие указанные сведения, могут быть привлечены к ответственности, установленной федеральным законом. Участники коллективных переговоров, представляющие работодателя, а также состоящие в трудовых отношениях с профсоюзом (объединением профсоюзов, профсоюзной организацией), могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности (см. гл. 30 ТК РФ и комментарий к ней).

Эти и иные лица, связанные с ведением коллективных переговоров, за данное правонарушение могут быть привлечены к административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности. Статья 13.14 КоАП предусматривает ответственность в виде административного штрафа, налагаемого на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц — от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда, за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом, при условии, что лицо, разгласившее информацию, получило к ней доступ в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей.

В силу ст. 139 ГК РФ к гражданско-правовой ответственности за нарушение законодательства о служебной и коммерческой тайне могут быть привлечены: во-первых, лица, получившие данную информацию незаконными методами; во-вторых, работники, разгласившие служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, и в-третьих, контрагенты, нарушающие соответствующие обязательства, принятые по гражданско-правовому договору. Лица, участвующие в коллективных переговорах, не относятся ни к одной из вышеперечисленных категорий. Исключение составляют лишь эксперты, специалисты и посредники, приглашенные работодателем и оказывающие ему соответствующие услуги на основании гражданско-правового договора, а также работники организации. Однако работники за разглашение информации, составляющей служебную или коммерческую тайну, могут быть привлечены лишь к полной материальной ответственности (но ни к гражданско-правовой). Об этом см. п. 7 ст. 243 ТК РФ и комментарий к нему. Таким образом, лица, участвующие в коллективных переговорах, в настоящий момент не могут быть привлечены к гражданско-правовой ответственности, за исключением экспертов, специалистов и посредников, оказывающих работодателю соответствующие услуги на основании гражданско-правового договора.

В соответствии со ст. 183 УК РФ к уголовной ответственности за незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую тайну, может быть привлечено лицо, которому она была доверена или стала известна по службе или работе. К этим лицам из числа участников коллективных переговоров могут быть отнесены работники, получившие доступ к соответствующей информации в силу своих трудовых обязанностей вне зависимости от их участия в коллективных переговорах. Уголовная ответственность за разглашение государственной тайны предусматривается ст. 283 УК РФ.

7. Трудовой кодекс не содержит императивных норм относительно сроков проведения коллективных переговоров, осуществляя по данному вопросу лишь косвенное регулирование.

В частности, ч. 2 ст. 40 ТК РФ обязывает стороны коллективных переговоров по заключению коллективного договора по истечении трех месяцев со дня начала коллективных переговоров подписать коллективный договор на согласованных условиях. Однако подписание в данном случае коллективного договора не является основанием для прекращения переговоров, которые могут продолжаться относительно существующих разногласий.

В соответствии со ст. 52 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) работники имеют право на участие в управлении организацией непосредственно или через свои представительные органы. Это право регулируется ТК РФ, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором.

Основными формами участия работников в управлении организацией, согласно части первой ст. 53 ТК РФ, являются:

— учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных ТК РФ, коллективным договором;
— проведение представительным органом работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов;
— участие в разработке и принятии коллективных договоров.

Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками (часть вторая ст. 29 ТК РФ).

Собственно, именно они и подразумеваются под представительными органами работников.

При этом следует учитывать, что объединение, включая создание профессиональных союзов и вступление в них; участие в управление организацией; ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через представителей являются правами работников (часть первая ст. 21 ТК РФ). В соответствии с частью второй ст. 8 ТК РФ работодатель обязан при принятии локальных нормативных актов в определенных случаях учитывать мнение представительного органа работников только при его наличии. Таким образом, если соответствующего органа в организации нет, работодатель не вправе формировать его из числа работников по своей инициативе. Поэтому отсутствие в организации представительного органа не является нарушением трудового законодательства и не влечет применения каких-либо мер ответственности к работодателю. Отсутствие этого органа не означает также, что работодатель не вправе принимать локальные нормативные акты, требующие согласования с представительным органом при его наличии.

Вместе с тем, если такой орган будет создан работниками, работодатель обязан будет создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников, в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями (ст. 32 ТК РФ), а также исполнять иные обязанности, связанные с наличием в организации представительного органа работников, в частности учитывать его мнение в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями (часть вторая ст. 8 ТК РФ).

Таким образом, привлечение работодателя к ответственности за нарушение законодательства о труде может быть связано не с отсутствием в организации представительного органа работников, а с неисполнением работодателем возложенных на него в соответствии с законодательством обязанностей (по созданию условий, обеспечивающих участие работников в управлении организацией, учету мнения представительного органа в предусмотренных для этого случаях, ведению коллективных переговоров, заключению коллективного договора и т.д.) в случае, если такой орган будет создан по инициативе работников.

Участие работника в управлении организацией не всегда означает его участие в органах управления, например, в качестве члена коллегиального исполнительного органа. В плоскости трудовых отношений право работника участвовать в управлении компанией в предусмотренных законом или коллективным договором формах, указанное в качестве одного из основных прав, перечисленных в ст. 21 Трудового кодекса РФ, представляет собой форму социального партнерства (ст. 27 ТК РФ). Развивая эту норму, ст. 52 ТК РФ предусматривает две формы участия работников в управлении организацией: непосредственно или через своих представителей. В некоторых случаях организация имеет прямую обязанность учитывать мнение представителей работников. А неисполнение этой обязанности может привести к неприятным последствиям. Подробнее — в материале.

Статьей 53 Трудового кодекса предусмотрены следующие основные формы участия работника в управлении организацией:

  • учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных самим ТК РФ, коллективным договором, соглашениями;

  • проведение представительным органом работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов;

  • получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;

  • обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию;

  • обсуждение представительным органом работников планов социально-экономического развития организации;

  • участие в разработке и принятии коллективных договоров;

  • участие представителей работников в заседаниях коллегиального органа управления организации с правом совещательного голоса в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами, учредительным документом организации, внутренним регламентом, иным внутренним документом организации, коллективным договором, соглашениями;

  • иные формы, определенные ТК РФ, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, локальными нормативными актами.

Данный перечень носит открытый характер, соответственно, другие формы и порядок реализации права работников на участие в управлении может быть закреплен в федеральных законах, учредительных документах, коллективном договоре, а также соглашении.

Центральное место в данной системе можно отвести обязательному учету работодателем мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом, коллективным трудовым договором или соглашением.

Согласно Конвенции Международной организации труда № 135 «О защите прав представителей работников на предприятии и предоставляемых им возможностях» (заключена в г. Женеве 23.06.71, ратифицирована Федеральным законом от 01.07.2010 № 137-ФЗ) к представителям работников относятся как «представители профессиональных союзов, а именно представители, назначенные или избранные профессиональными союзами или членами таких профсоюзов», так и «выборные представители, а именно представители, свободно избранные работниками предприятия в соответствии с положениями национального законодательства или коллективными договорами и функции которых не включают деятельности, которая признана исключительной прерогативой профессиональных союзов в рассматриваемой стране» (ст. 3). Аналогичная норма содержится и в ч. 2 ст. 29 Трудового кодекса: представителями работников при реализации работниками права на участие в управлении организацией являются первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками. Иные представители могут быть выбраны общим собранием (конференцией) работников в случае, когда работники компании не объединены в первичную профсоюзную организацию (ч. 4 ст. 37 ТК РФ).

Когда учитывать мнение представительного органа работников обязательно

Трудовое законодательство предусматривает ряд случаев, когда мнение представительного органа работников должно быть обязательно учтено. Так, учитывать мнение представительного органа работников обязательно в случае принятия работодателем локального нормативного акта, утверждающего:

  • порядок проведения аттестации работников (п. 2 ст. 81 ТК РФ);

  • перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем (ст. 101 ТК РФ);

  • разделение рабочего дня на части (ст. 105 ТК РФ);

  • порядок и условия предоставления работникам дополнительных отпусков помимо предусмотренных Трудовым кодексом и иными федеральными законами (ч. 2 ст. 116 ТК РФ);

  • системы оплаты труда (ч. 4 ст. 135 ТК РФ);

  • форму расчетного листка (ст. 136 ТК РФ);

  • конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время (ст. 154 ТК РФ);

  • системы нормирования труда (ст. 159 ТК РФ), а также их пересмотр и отмену (ст. 162 ТК РФ);

  • правила внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК РФ);

  • формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей, в том числе для направления работников на прохождение независимой оценки квалификации (ч. 3 ст. 196 ТК РФ).

Также мнение выборного органа первичной профсоюзной организации должно быть учтено в случаях, когда работодатель, в целях сохранения рабочих мест, вводит режим неполного рабочего времени или отменяет его ранее срока, на который он был установлен (ч. 5, 7 ст. 74 ТК РФ); при составлении графиков сменности (ч. 3 ст. 103 ТК РФ); при расторжении трудового договора по инициативе работодателя с работником — членом профсоюза (ч. 2 ст. 82 ТК РФ); при утверждении графика отпусков (ч. 1 ст. 123 ТК РФ), а также в других случаях.

Так, например, суды считают, что работодатель обязан учесть мнение представительного органа работников при привлечении к работе в выходные и нерабочие праздничные дни по основаниям, отличным от оснований, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 113 ТК РФ, — если речь идет не о непредвиденных работах, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации, работах, необходимых для предотвращения катастрофы, стихийного бедствия, несчастного случая, уничтожения имущества работодателя, а также случаев, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия населения (см., например, Апелляционное определение Верховного суда Республики Бурятии от 29.03.2017 по делу № 33-1184/2017). При этом, по сложившейся практике, если в организации отсутствует профсоюз, для привлечения работника к работе в выходные или праздничные дни согласия работника будет достаточно (Рекомендации Федеральной службы по труду и занятости по вопросам соблюдения норм трудового законодательства, регулирующих порядок предоставления работникам нерабочих праздничных дней (утв. на заседании рабочей группы по информированию и консультированию работников и работодателей по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, протокол № 1, от 02.06.2014)).

Порядок учета мнения представительного органа работников предусмотрен ст. 372 ТК РФ. Часть 1 указанной статьи закрепляет обязанность работодателя направить в представительный орган работников не только проект локального нормативного акта, но и обоснование к нему. В противном случае локальный нормативный акт, при принятии которого работодатель нарушил предусмотренную ст. 372 ТК РФ процедуру, не будет подлежать применению (ч. 4 ст. 8 ТК РФ).

Пример из практики

В отношении одной компании государственным инспектором труда был составлен акт проверки и выдано предписание об устранении выявленных нарушений. Суды первой и апелляционной инстанций отказали обществу в удовлетворении административного иска об оспаривании указанного предписания. Как было указано судами со ссылками на постановления КС РФ от 24.01.2002 № 3-П и от 15.12.2011 № 28-П и определения КС РФ от 04.11.2004 № 343-О, от 15.01.2008 № 201-О-П, закреплением обязанности работодателя направить проект локального нормативного акта, а также обоснования к нему в выборный орган соответствующей первичной организации обеспечивается профсоюзный контроль за соблюдением прав членов профсоюза, первичная организация которого представляет интересы работников данного работодателя, направлена на дополнительную защиту трудовых прав работников и учитывает баланс конституционных прав и законных интересов работников и работодателя, являющийся необходимым условием гармонизации трудовых отношений в Российской Федерации как социальном правовом государстве. В норме ч. 1 ст. 372 ТК РФ отмечено, что соответствующий локальный нормативный акт работодателя направляется в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющей интересы всех или большинства работников. В связи с этим суд указал, что доводы представителя заявителя о том, что в обществе значительное количество работников состоят в нескольких профсоюзных организациях, в связи с чем затруднено получение предварительного мнения представительного органа работников, само по себе не снимает с работодателя обязанности по согласованию графиков работы с профсоюзом, представляющим интересы большинства работников.

Определением Московского городского суда от 25.06.2019 № 4га-615/2019 отказано в передаче кассационной жалобы компании для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда

Цель участия работников в управлении компанией — обеспечить понимание задач бизнеса

Все формы участия работника в управлении организацией целесообразно рассматривать во взаимосвязи. Проведение представительным органом работников с работодателем консультаций по вопросам принятия локальных нормативных актов необходимо как для защиты интересов работников и недопущения включения условий, ухудшающих их права по сравнению с трудовым законодательством, так и для работодателя, который заинтересован в минимизации риска признания локального нормативного акта незаконным и привлечения его к административной ответственности за нарушение трудового законодательства. Следующая форма — получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников, — вытекает из базового права работника на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда (ст. 21 ТК РФ). Вместе с тем ч. 2 ст. 53 ТК РФ более подробно раскрывает перечень вопросов, по которым работник вправе получать от работодателя информацию. Речь идет об информации по вопросам:

  • реорганизации и ликвидации организации,

  • введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников,

  • подготовки и дополнительного профессионального образования работников, а также

  • по другим вопросам, предусмотренным ТК РФ, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями.

Согласно Европейской социальной хартии от 03.05.96 (ратифицирована Федеральным законом от 03.06.2009 № 101-ФЗ, обязательна для России с 01.12.2009) право работников на участие в управлении организацией заключается, наряду с определением и улучшением условий труда, в участии работников в обеспечении охраны и гигиены труда на предприятии, создании условий на предприятии для организации социального и социально-культурного обслуживания, а также контроле за соблюдением нормативных актов по этим вопросам.

Кроме упомянутых форм ст. 53 ТК РФ закрепляет такие формы, как обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию, обсуждение представительным органом работников планов социально-экономического развития организации, а также участие в разработке и принятии коллективных договоров.

Отдельного внимания заслуживает такая форма, как участие представителей работников в заседаниях коллегиального органа управления организации с правом совещательного голоса, введенная в ст. 53 ТК РФ Федеральным законом от 03.08.2018 № 315-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в целях обеспечения участия представителей работников в заседаниях коллегиального органа управления организации». Этим же федеральным законом глава 8 Трудового кодекса была дополнена новой ст. 53.1, в которой раскрывается содержание этого права. Суть изменений заключается в том, что в отличие от нормы п. 3 ст. 16 Федерального закона от 12.01.96 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», согласно которой профсоюзы наделены правом по уполномочию работников иметь своих представителей в коллегиальных органах управления, с внесением в ТК РФ изменений не только представитель профсоюза, но и иные представители работников (ст. 31 ТК РФ) получили право совещательного голоса на заседаниях коллегиальных органов управления компании (абз. 8 ч. 1 ст. 53 ТК РФ). Речь идет о случаях, когда работники не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников и не уполномочена представлять интересы всех работников. Решение о назначении представителя оформляется протоколом, который направляется руководителю организации и в коллегиальный орган управления (ч. 2 ст. 53.1 ТК РФ). По всей видимости, данную норму следует толковать таким образом, что представители работников могут присутствовать на заседаниях всех коллегиальных органов организации, если иное не предусмотрено федеральным законом, учредительным документом организации, локальным нормативным актом организации, коллективным договором, соглашениями. Участие в заседаниях накладывает на представителей работников обязанность по неразглашению сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную). А если для участия требуется допуск к соответствующей тайне, представители должны получить его в порядке, установленном законодательством РФ (ч. 3 ст. 53.1 ТК РФ).

Исходя из пояснительной записки к проекту указанного федерального закона, целью внесения изменений в Трудовой кодекс являлось «укрепление социального партнерства, обеспечение справедливости в распределении доходов и понимания работниками основных целей, задач и стратегий развития организаций, компаний, в которых они работают» (пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в целях обеспечения участия представителей работников в коллегиальных органах управления организаций», размещен в электронной базе Госдумы под № 1041537-6). При этом можно отметить достаточно невысокий уровень фактической вовлеченности работников в процесс управления компанией. Даже получив для представителей право участвовать в заседании коллективных органов управления, работники, скорее, получили доступ к информации о деятельности и планах компании, а не реальную возможность управления, так как установление механизмов реализации данного права зависит от работодателя.

Почетный Председатель Совета Нескоблинов Владимир Васильевич Заслуженный строитель РСФСР, ветеран труда, награжден орденом Трудового Красного Знамени (1970 г.), знаком «Заслуженный изобретатель» (на его счету около 20 изобретений). Отмечен тремя медалями ВДНХ: двумя золотыми, одной серебряной – за новые технические решения на заводах стройиндустрии Приморья.
Председатель Совета Федоренко Сергей Владимирович Председатель Совета АСО «АСП», советник ООО «РП МСП», автор аналитических отчётов и предложений в сфере строительства. Члены Совета Блохина Валерия Дмитриевна Генеральный директор ООО «Примстройконтроль». Воробьев Юрий Петрович Генеральный директор АО «Генподрядчик». Савранский Борис Владимирович Генеральный директор ЗАО «СК «Дальний Восток» Сигинур Николай Фрайкович Генеральный директор ООО «Инвестиционно-строительная группа «Стройинвест». Стефашин Юрий Васильевич Главный инженер ПАО Владивостокское предприятие «Электрорадиоавтоматика». Субботин Александр Александрович Президент компании ООО «Дальстройбизнес-II». Независимые члены Совета Галицкий Руслан Вацлавович Депутат Думы г. Владивостока, комитет по городскому хозяйству, заместитель председателя. Самойленко Анна Сергеевна Директор КГБУ Центр кадастровой оценки Приморского края Портнов Эдуард Геннадьевич Основатель компании ООО «Региональное предприятие механизации строительного производства» (ООО «РП МСП») Резерв членов Совета Федоров Владимир Анатольевич Главный инженер АО «Генподрядчик»

1. К компетенции Совета Ассоциации относится решение вопросов, которые не относятся к компетенции Общего собрания членов Ассоциации и компетенции исполнительного органа Ассоциации, а именно:

1. принятие решений о приеме в члены либо об отказе в приеме в члены Ассоциации;
2. удовлетворение заявлений о добровольном выходе из состава членов Ассоциации;
3.принятие решений об исключении из членов Ассоциации индивидуального предпринимателя или юридического лица в случаях, установленных действующим законодательством и (или) внутренними документами Ассоциации;
4. утверждение предварительной повестки дня Общего собрания членов Ассоциации;
5. предоставление Общему собранию членов Ассоциации кандидатуры на должность исполнительного органа Ассоциации;
6. утверждение положений, стандартов, правил и других внутренних документов Ассоциации, утверждение которых не отнесено к компетенции Общего собрания членов Ассоциации и внесение в них изменений;
7. создание специализированных, а также иных подотчетных Совету Ассоциации органов, утверждение положений об этих органах в соответствии с Уставом и действующим законодательством Российской Федерации;
8. применение в отношении членов Ассоциации мер дисциплинарного воздействия, в порядке, установленном внутренними документами Ассоциации;
9. принятие решений о перечислении средств компенсационных фондов, в случаях, предусмотренных внутренними документами Ассоциации;
10. принятие решения о переносе денежных средств из одной статьи сметы, утвержденной Общим собранием членов Ассоциации, в другую, в пределах 20% от утвержденных статей сметы;
11. утверждение перечня лиц, кандидатуры которых могут предлагаться в качестве третейских судей для их выбора участниками споров, рассматриваемых по их заявлениям в третейском суде, образованном Ассоциацией;
12. утверждение положения о третейских сбора, положения о гонорарах третейских судей, а также иных документов, регламентирующих деятельность третейского суда, образованного Ассоциацией, утверждение которых не отнесено к компетенции Общего собрания членов Ассоциации;
13. решение иных вопросов, которые не относятся к исключительной компетенции Общего собрания членов Ассоциации и компетенции единоличного исполнительного органа и которые переданы на рассмотрение Совету Ассоциации указанными органами.

2. Компетенция Председателя Совета:

1. осуществляет общее руководство деятельностью Совета Ассоциации;
2. председательствует на заседаниях Совета Ассоциации, определяет порядок проведения заседаний Совета Ассоциации, повестку дня, контролирует исполнение решений, принятых Советом;
3. организует подготовку вопросов, которые предполагается рассмотреть на заседаниях Совета, организует обмен информацией среди членов Совета в период между его заседаниями;
4. от имени Ассоциации подписывает трудовой договор с директором Ассоциации на срок его полномочий в соответствии с Уставом Ассоциации;
5. обеспечивает открытое обсуждение вопросов, рассматриваемых на заседаниях, учитывает мнений всех членов Совета Ассоциации при выработке решений, подведение итогов дискуссий и формирование принимаемых решений;
6. осуществляет другие полномочия, предусмотренные Уставом Ассоциации и внутренними нормативными документами Ассоциации.

Дата и время размещения: 23.12.2009 11:18:01

Дата и время изменения: 21.08.2018 13:12:56

admin