Представитель кас

Определение Верховного Суда РФ от 20.04.2017 N 11-КГ17-7 Обстоятельства: Определением возвращено административное исковое заявление о взыскании задолженности по уплате пеней на недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, поскольку оно подписано не начальником органа Пенсионного фонда РФ. Решение: Определение отменено. Административное исковое заявление направлено в суд первой инстанции для принятия к производству суда, поскольку полномочия представителя органа Пенсионного фонда РФ, подписавшего административное исковое заявление, подтверждены копией доверенности, подписанной начальником органа Пенсионного фонда РФ, в которой оговорено полномочие на подписание административного искового заявления.

В соответствии с частью 8 статьи 54 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от имени органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления имеют право выступать в суде руководители либо представители указанных органов.

Определение Верховного Суда РФ от 20.04.2017 N 11-КГ17-5 Обстоятельства: Определением возвращено административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций, поскольку оно не подписано руководителем контрольного органа, от лица которого подается. Решение: Определение отменено. Материал по административному исковому заявлению направлен в суд первой инстанции для рассмотрения по существу со стадии принятия административного искового заявления к производству суда, так как оно подписано и подано уполномоченным на то лицом, его соответствующие полномочия подтверждены приложенной к административному исковому заявлению копией доверенности.

Согласно части 8 статьи 54 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от имени органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления имеют право выступать в суде руководители либо представители указанных органов.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»

Административное исковое заявление исправительного учреждения или органа внутренних дел должно быть подписано его начальником или руководителем, иным уполномоченным лицом либо представителем (часть 8 статьи 54, статья 55, пункт 1 части 2 статьи 56, часть 2 статьи 271 КАС РФ).

Определение Верховного Суда РФ от 10.04.2017 N 11-КГ17-2 Обстоятельства: Определением исковое заявление о взыскании задолженности по страховым взносам и пени на обязательное пенсионное и медицинское страхование возвращено, поскольку заявление не было подписано руководителем контрольного органа. Решение: Определение отменено, материал по исковому заявлению направлен в суд для рассмотрения по существу, поскольку в подтверждение полномочий на подписание и подачу заявления руководителем юридической группы учреждения к исковому заявлению была приложена копия доверенности, подписанная начальником учреждения, в которой оговорено право на подписание искового заявления и подачу его в суд.

Согласно части 8 статьи 54 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от имени органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления имеют право выступать в суде руководители либо представители указанных органов.

Определение Конституционного Суда РФ от 28.03.2017 N 496-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Украины Вонса Олега Мирославовича на нарушение его конституционных прав статьей 85 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также подпунктом 4 статьи 26 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»

Статья 85 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает право суда по заявлению лиц, участвующих в деле, принять меры предварительной защиты по административному иску, если существует явная опасность нарушения материальных прав и их защита будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер. Данное полномочие суда вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является проявлением его дискреционных полномочий, необходимых для осуществления правосудия. Учитывая, что в соответствии с положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заявитель не лишен возможности судебной защиты, поскольку его административное исковое заявление может быть рассмотрено без его непосредственного участия (части 6 и 7 статьи 150, часть 2 статьи 156), а также с участием представителя (статьи 54 — 58) и в то же время на определение суда о применении мер предварительной защиты по административному иску может быть подана частная жалоба (часть 1 статьи 90), оспариваемое положение статьи 85 данного Кодекса не может расцениваться как нарушающее конституционное право заявителя на судебную защиту.

Определение Верховного Суда РФ от 28.12.2016 N 11-КГ16-24 Обстоятельства: Определением административное исковое заявление о взыскании задолженности по страховым взносам и пени возвращено, так как заявление подписано лицом, не имеющим полномочий на его подписание и подачу в суд, уведомление, подтверждающее вручение копии заявления другим лицам, участвующим в деле, отсутствует. Решение: Определение отменено. Материал по административному исковому заявлению направлен в суд первой инстанции для рассмотрения по существу со стадии принятия его к производству, поскольку представлена копия доверенности, в которой оговорено право лица на подписание заявления и подачу его в суд, отсутствие уведомления о вручении копии искового заявления иным лицам, участвующим в деле, является основанием для оставления заявления без движения.

Согласно части 8 статьи 54 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от имени органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления имеют право выступать в суде руководители либо представители указанных органов.

Определение Верховного Суда РФ от 28.12.2016 N 11-КГ16-23 Обстоятельства: Определением административное исковое заявление о взыскании задолженности по страховым взносам и пени возвращено, так как заявление подписано лицом, не имеющим полномочий на его подписание и подачу в суд, уведомление, подтверждающее вручение копии заявления другим лицам, участвующим в деле, отсутствует. Решение: Определение отменено. Материал по административному исковому заявлению направлен в суд первой инстанции для рассмотрения по существу со стадии принятия его к производству, поскольку представлена копия доверенности, в которой оговорено право лица на подписание заявления и подачу его в суд, отсутствие уведомления о вручении копии искового заявления иным лицам, участвующим в деле, является основанием для оставления заявления без движения.

Согласно части 8 статьи 54 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от имени органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления имеют право выступать в суде руководители либо представители указанных органов.

Определение Верховного Суда РФ от 28.12.2016 N 11-КГ16-25 Обстоятельства: Определением возвращено исковое заявление о взыскании задолженности по страховым взносам, пени на обязательное пенсионное, медицинское страхование, так как заявление не подписано руководителем контрольного органа, от лица которого оно подается, и отсутствует уведомление, подтверждающее вручение копии заявления другим лицам, участвующим в деле. Решение: Определение отменено, материал по исковому заявлению направлен в суд для рассмотрения по существу, так как из представленных документов следует, что в подтверждение полномочий на подписание и подачу заявления к заявлению была приложена копия доверенности, в которой оговорено право на подписание искового заявления и подачу его в суд.

Согласно части 8 статьи 54 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от имени органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления имеют право выступать в суде руководители либо представители указанных органов.

Определение Верховного Суда РФ от 28.12.2016 N 11-КГ16-22 Обстоятельства: Определением административное исковое заявление о взыскании задолженности по страховым взносам, пеней возвращено заявителю. Решение: Определение отменено, материал по административному исковому заявлению направлен в суд первой инстанции для рассмотрения по существу, поскольку в подтверждение полномочий на подписание и подачу заявления к нему была приложена копия доверенности, подписанная начальником государственного учреждения, в которой оговорено право на подписание искового заявления и подачу его в суд.

Согласно части 8 статьи 54 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от имени органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления имеют право выступать в суде руководители либо представители указанных органов.

Определение Конституционного Суда РФ от 27.09.2016 N 1783-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Гурмана Юрия Альбертовича и Мальцева Станислава Сергеевича на нарушение их конституционных прав положениями части 3 статьи 55, пункта 2 части 2 статьи 125, пунктов 4 и 5 части 1 статьи 126, части 1 статьи 130, части 9 статьи 208 и части 3 статьи 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»

В связи с отсутствием финансовой возможности для приглашения представителя с высшим юридическим образованием Ю.А. Гурман обратился к суду с ходатайством о назначении ему представителя судом. Тем же определением Челябинского областного суда в удовлетворении ходатайства о назначении в качестве представителя адвоката ему также было отказано. При этом суд сослался на то, что установленный в части 4 статьи 54 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации порядок назначения адвоката в качестве представителя административного истца по делам данной категории не предусмотрен, и разъяснил Ю.А. Гурману порядок заключения соглашения с адвокатом в соответствии с Законом Челябинской области от 22 февраля 2012 года N 279-ЗО «Об оказании бесплатной юридической помощи в Челябинской области». Однако в удовлетворении заявления Ю.А. Гурмана в Адвокатскую палату Челябинской области о предоставлении бесплатной юридической помощи также было отказано на том основании, что дела такой категории, к которой относится его дело, не входят в перечень случаев оказания бесплатной юридической помощи, и предложено обратиться к адвокату на возмездной основе.

Представительство в административном судопроизводстве урегулировано в главе 5 Кодекса об административном судопроизводстве РФ.

Представительство в административном судопроизводстве — это выполнение в суде процессуальных действий одним лицом от имени и в интересах другого лица.

Важно подчеркнуть, что институт представительства и прежде всего адвокатуры способствует реализации права граждан на квалифицированную юридическую помощь, закрепленного в ст. 48 Конституции РФ. Реализации данного права способствует не только адвокатура, но и институт судебного представительства, который является процессуальной гарантией защиты участников публичных правоотношений. Особую важность данный институт приобретает для защиты публичных прав в силу специфики рассматриваемых судом дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

Основная цель судебного представительства — обеспечение наиболее полной защиты прав интересов граждан и организаций при рассмотрении административного дела.

Ведение административных дел через представителей обусловливается:

— потребностью граждан в квалифицированной юридической помощи ввиду отсутствия у них специальных правовых знаний, необходимых для защиты своих прав и законных интересов в суде;

— невозможностью личного участия в рассмотрении дела (например, болезнь, необходимость взять отпуск и др.);

— невозможностью иной формы участия в административном судопроизводстве (для юридических лиц, недееспособных граждан).

Представительство в суде допускается по всем делам, во всех стадиях административного судопроизводства.

Согласно ст. 54 КАС РФ граждане, обладающие административной процессуальной дееспособностью, могут вести свои административные дела в суде лично и (или) через представителей. Личное участие в административном деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя. Также Кодексом предусмотрено обязательное ведение административных дел с участием представителя для граждан, не имеющих высшего юридического образования, а также по наиболее сложным и значимым административным делам в целях обеспечения наиболее полной защиты и реализации равных процессуальных прав с государством.

При представительстве представитель совершает целый комплекс различных процессуальных действий, обусловленных необходимостью защиты представляемого им лица в административном судопроизводстве. В частности, представитель готовит от имени доверителя процессуальные документы, непосредственно участвует в судебном заседании, выступая по всем вопросам, возникающим по ходу судебного административного процесса. При этом представитель связан теми полномочиями, которыми он наделен в связи с выполнением своих функций в суде, и не вправе совершать действия, выходящие за эти пределы. Субъектом судебного административного процесса (стороной либо иным лицом, участвующим в деле) остается доверитель. Для себя лично в результате процесса представитель ничего не получает, кроме заранее обусловленного вознаграждения (при договорном представительстве), а в отдельных случаях и возмещения затрат на представительство.

Важной особенностью представительства в административном судопроизводстве являются требования о наличии высшего юридического образования.

В частности, в соответствии с ч. 1 ст. 55 КАС представителями в суде по административным делам могут быть лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование.

Лицо, поручающее представителю ведение дела, называется доверителем или представляемым. Им может быть любой гражданин, в том числе несовершеннолетние и недееспособные граждане, любые юридические лица. В зависимости от волеизъявления представляемых лиц выделяют добровольное и обязательное представительство. Добровольное представительство возникает только при наличии волеизъявления представляемого. Обязательное представительство не требует согласия представляемого лица и возникает в силу закона или иного нормативного правового акта.

Обязательное представительство бывает законным и уставным.

Законное представительство основывается непосредственно на прямом указании закона при наличии определенного фактического состава.

Во-первых, законное представительство возникает в отношении детей, а также граждан, нуждающихся в опеке и попечительстве (недееспособные и ограниченные в дееспособности граждане). Согласно ст. 54 КАС РФ права и законные интересы данных лиц защищают в суде их законные представители — родители, усыновители, опекуны или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом.

Оно возникает на основании родительских отношений, административного акта при назначении опеки или попечительства и судебного решения при усыновлении. Так, согласно ст. 31 Гражданского кодекса РФ опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального уполномочия. В соответствии со ст. 64 Семейного кодекса РФ родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий. Опекунами и попечителями граждан, в том числе несовершеннолетних, нуждающихся в опеке или попечительстве и находящихся или помещенных в соответствующие воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения, являются эти учреждения (ст. 35 ГК РФ, ст. 147 СК РФ).

Во-вторых, законное представительство возникает в отношении ликвидируемых организаций. В ст. 54 КАС РФ сказано, что от имени ликвидируемой организации в суде выступает уполномоченный представитель ликвидационной комиссии. Аналогичные положения содержатся в п. 4 ст. 62 ГК РФ, с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица, в том числе полномочия по выступлению в суде от имени ликвидируемого юридического лица (ч. 2 ст. 48 ГПК РФ). Аналогичного характера положения имеются в Федеральном законе «Об акционерных обществах»: согласно п.3 ст.21 ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого общества выступает в суде.

Законные представители совершают от имени представляемых ими лиц все процессуальные действия, право совершения которых принадлежит представляемым, с ограничениями, предусмотренными законом.

Законные представители могут поручить ведение административного дела в суде другому лицу, избранному ими в качестве представителя. В случае если КАС РФ предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, законные представители обязаны поручить ведение административного дела в суде лицу, избранному ими в качестве представителя.

Добровольное представительство делится на договорное и общественное.

Договорное представительство возникает на основании гражданско-правового или трудового договора. Таким гражданско-правовым договором в большинстве случаев является договор поручения (ст. 971 — 979 ГК РФ), по которому одна сторона (представляемый) поручает другой (представителю) ведение дела в суде, а представитель принимает на себя эти обязанности. В определенных случаях может заключаться агентский договор (ст. 1005 — 1011 ГК РФ).

В основном договорное представительство интересов граждан и организаций осуществляют адвокаты. В этом случае гражданин или организация заключают с адвокатом соглашение об оказании юридической помощи, содержащее определенные условия (п. 4 ст. 25 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»). Адвокат выступает в качестве представителя доверителя в административном судопроизводстве только на основании договора поручения. Иные виды правовой помощи адвокат предоставляет на основании договора возмездного оказания услуг.

Трудовой договор лежит в основе представительства юрисконсультом и другими работниками интересов организации, где они работают при наличии высшего юридического образования.

Так, согласно ст. 54 КАС РФ административные дела организации могут вести в суде единоличный орган управления этой организацией или уполномоченные ею лица, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами организации, либо представители организации.

Общественное представительство — это представительство общественных объединений в защиту интересов его членов. На основании ст. 27 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественные объединения имеют право представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях.

От имени общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, имеет право выступать в суде уполномоченный на это участник таких объединения или организации, имеющий высшее юридическое образование, или представитель, которому участники объединения или организации доверили ведение административного дела в суде.

Определенными особенностями обладает представительство от имени государства.

В соответствии со ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований выступать в суде могут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

От имени органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления имеют право выступать в суде руководители либо представители указанных органов (ст. 54 КАС РФ).

По требованиям, предъявленным к Правительству Российской Федерации, а также при обращении Правительства Российской Федерации в суд с административным исковым заявлением представление интересов Правительства Российской Федерации в судах осуществляют лица, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В настоящее время этот порядок регулируется разделом VIII «Порядок взаимоотношений Правительства с органами судебной власти» Регламента Правительства РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2004г. № 260.

Представительство по назначению осуществляется на основании ст. 54 КАС РФ: суд назначает адвоката в качестве представителя в случае отсутствия представителя у административного ответчика, место жительства которого неизвестно, либо у административного ответчика, в отношении которого решается вопрос о госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке, нет представителя, а также в других предусмотренных федеральным законом случаях.

Как следует из ст. 55 КАС, лица, участвующие в деле, могут поручить представление их интересов в суде по административным делам только тем гражданам, которые обладают полной дееспособностью по гражданскому законодательству и имеют высшее юридическое образование. Требование о наличии высшего юридического образования сформулировано в процессуальном законодательстве впервые и направлено на обеспечение квалифицированной защиты интересов граждан и организаций при рассмотрении административного дела.

Таким образом, представителями в суде могут быть не только адвокаты, но и другие субъекты частного права — юридические фирмы и организации, специально созданные для оказания правовых услуг, частнопрактикующие юристы, не имеющие адвокатского статуса.

Не могут быть представителями в суде судьи, следователи, прокуроры, иные лица, участие которых в судебном процессе не предусмотрено федеральным законом, за исключением случаев участия их в судебном процессе в качестве представителей соответствующих органов или законных представителей. Лица, содействующие осуществлению правосудия по административному делу, не могут быть представителями лиц, участвующих в этом деле (ст. 55 КАС РФ).

Не могут быть представителями также лица, не достигшие 18-летнего возраста (за исключением случаев приобретения ими полной дееспособности до достижения 18 лет в порядке п. 2 ст. 21 ГК РФ и ст. 27 ГК РФ, а также в случае, предусмотренном п. 2 ст. 62 СК РФ), и лица, состоящие под опекой или попечительством (ст. 32 и ст. 33 ГК РФ).

Адвокат не вправе принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, поручение в случаях, если он:

— имеет самостоятельный интерес по предмету соглашения с доверителем, отличный от интереса данного лица;

— участвовал в деле в качестве судьи, третейского судьи или арбитра, посредника, прокурора, следователя, дознавателя, эксперта, специалиста, переводчика, является по данному делу потерпевшим или свидетелем, а также если он являлся должностным лицом, в компетенции которого находилось принятие решения в интересах данного лица;

— состоит в родственных или семейных отношениях с должностным лицом, которое принимало или принимает участие в расследовании или рассмотрении дела данного лица;

— оказывает юридическую помощь доверителю, интересы которого противоречат интересам данного лица (п. 2 ч. 4 ст. 6 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре»).

Представители должны представить суду документы о своем образовании, а также документы, удостоверяющие их статус и полномочия.

Поскольку судебные представители совершают процессуальные действия от имени и по поручению уполномочивших их лиц, то соответственно объем полномочий представителя определяется процессуальным положением доверителя: административный истец, административный ответчик и т.д. Вместе с тем объем полномочий судебного представителя определяется и тем, какие именно из полномочий, имеющихся у доверителя, ему были переданы.

Таким образом, объем полномочий судебного представителя зависит от двух обстоятельств: от объема полномочий представляемого и от того, какими полномочиями последний наделил представителя.

Полномочия представителя по своему содержанию делятся на общие и специальные.

Общие полномочия — это такие процессуальные действия, которые вправе совершать любой представитель, выступая от имени представляемого, независимо от того, оговорены ли они в доверенности.

Представитель вправе совершать от имени представляемого им лица все процессуальные действия, а при обязательном ведении административного дела в суде с участием представителя — совершать вместо представляемого лица все процессуальные действия, за исключением действий, связанных с получением объяснений и пояснений у самого представляемого лица и привлечением его к участию в осуществлении иных процессуальных прав, если суд признает это необходимым (ст. 56 КАС РФ).

К их числу относятся полномочия по знакомству с материалами административного дела, снятию копий с материалов дела, заявлению отводов, представлению доказательств, участию в исследовании доказательств и иные, связанные с возможностью участия в судебном процессе.

Специальные полномочия — это такие полномочия, которые представитель вправе совершать только при указании на них в доверенности. К ним относятся полномочия, перечисленные в ст. 56 КАС РФ, т.е. право представителя:

— на подписание административного искового заявления и возражений на административное исковое заявление, подачу их в суд;

— на заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску;

— на подачу встречного административного искового заявления;

— на заключение соглашения о примирении сторон или соглашения сторон по фактическим обстоятельствам административного дела;

— на полный либо частичный отказ от административного иска или на признание административного иска;

— на изменение предмета или основания административного иска;

— на передачу полномочий представителя другому лицу (передоверие);

— на подписание заявления о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам;

— на обжалование судебного акта;

— на предъявление исполнительного документа к взысканию;

— на получение присужденных денежных средств или иного имущества.

Указанные полномочия должны быть специально оговорены в доверенности.

В доверенности, выданной Центральной избирательной комиссией РФ, право представителя на дачу заключения по административному делу должно быть специально оговорено.

Полномочия судебных представителей оформляются и подтверждаются документально различным образом в зависимости от вида представительства.

Законные представители предъявляют суду документы, удостоверяющие их статус и полномочия. При законном представительстве родители представляют свидетельство о рождении детей и паспорт, а усыновители также решение об усыновлении. Опекуны представляют опекунское удостоверение, решение органа опеки и попечительства о назначении опеки или попечительства над представляемым ими лицом.

Также КАС РФ устанавливается, что, в случае если лицо, участвующее в деле и не обладающее административной процессуальной дееспособностью, не имеет представителя либо если законный представитель такого лица не вправе вести административные дела в суде по основаниям, предусмотренным законом, суд приостанавливает производство по административному делу и инициирует перед соответствующими органами и лицами вопрос о назначении представителя либо о замене законного представителя.

Полномочия руководителей органов государственной власти, иных государственных органов и органов местного самоуправления подтверждаются представляемыми ими суду документами, удостоверяющими их служебное положение.

Полномочия адвоката удостоверяются ордером на исполнение поручения, выданным соответствующим адвокатским образованием (п. 1 и 2 ст. 6 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»). Для осуществления специальных полномочий адвокат должен иметь доверенность от представляемых лиц.

Доверенность от имени организации выдается за подписью ее руководителя или иного уполномоченного на это ее учредительными документами лица, скрепленной печатью этой организации.

Руководители организаций, выступающие в качестве органа юридического лица, представляют суду документы, удостоверяющие их служебное положение или полномочия: зарегистрированный в установленном законом порядке устав, протокол об избрании или приказ о назначении на должность.

Полномочия представителя также могут быть выражены в заявлении представляемого лица, сделанном в судебном заседании в устной форме, на что указывается в протоколе судебного заседания, или представленном в суд в письменной форме. Таким же образом могут быть оформлены полномочия лица (не являющегося адвокатом), о допуске которого к представительству по конкретному делу заявило лицо, участвующее в деле (ч. 5 ст. 57 КАС РФ).

Во всех остальных случаях полномочия представителя удостоверяются доверенностью, выдаваемой по правилам гл. 10 ГК РФ.

Доверенность от имени организации должна быть подписана ее руководителем или иным уполномоченным на это ее учредительными документами лицом и скреплена печатью организации.

Доверенность от имени индивидуального предпринимателя должна быть им подписана и скреплена его печатью или может быть удостоверена в соответствии с ч. 8 настоящей статьи.

Доверенности, выданные гражданами на ведение административного дела, удостоверяются нотариально или должностным лицом организации, в которой доверитель учится, работает или проходит службу, а также товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющим управление многоквартирным домом, управляющей организацией по месту жительства доверителя, администрацией учреждения социальной защиты населения, в котором находится доверитель, и стационарного лечебного учреждения, в котором доверитель находится на излечении. Доверенности, выданные военнослужащими, работниками воинских частей, соединений, учреждений, военно-учебных заведений или членами их семей, удостоверяются командиром (начальником) соответствующей части, соединения, учреждения, военно-учебного заведения. Доверенности лиц, находящихся в местах содержания под стражей или в местах лишения свободы, удостоверяются начальником соответствующего учреждения.

Обязанность по проверке полномочий лиц, участвующих в деле, и их представителей возлагается на суд. С этой целью ст. 58 КАС РФ устанавливается, что суд решает вопрос о признании полномочий лиц, участвующих в деле, и их представителей и допуске их к участию в судебном заседании на основании исследования документов, представленных суду указанными лицами.

В случае признания судом полномочий представителя и допуска их к участию в судебном заседании документы, подтверждающие полномочия представителей, или их копии при необходимости приобщаются к материалам административного дела, либо сведения о них заносятся в протокол судебного заседания.

К материалам административного дела могут приобщаться копии доверенности представителя, диплома об образовании, свидетельства о регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, учредительные документы юридического лица.

При осуществлении обязанности по проверке полномочий лиц, участвующих в деле, и их представителей суд отказывает в признании полномочий соответствующего лица на участие в административном деле в следующих случаях:

— непредставления лицом, участвующим в деле, или его представителем необходимых документов в подтверждение их полномочий;

— представления документов, не соответствующих требованиям, установленным КАС РФ и другими федеральными законами;

— нарушения правил о представительстве, установленных ст. 54 и 55 КАС РФ.

Об отказе в признании полномочий лиц, участвующих в деле, и их представителей указывается в протоколе судебного заседания.

admin