Председатель районного суда

Председатель суда: особая роль и особые требования.

Принятие в декабре 1993 года Конституции Российской Федерации послужило правовой основой происходящих в нашей стране преобразований, включая сферу судебной власти.

В рамках совершенствования законодательства о судебной власти правовые акты, касающиеся статуса судей, в 2001-2002 годах претерпели существенные изменения. Принцип выборности судей канул в прошлое, ему на смену пришел особый порядок наделения судей полномочиями.

Высокое предназначение судьи обусловило и повышенные требования к кандидатам на судебные должности. В соответствии с Законом Российской Федерации » О статусе судей в Российской Федерации» судьей районного, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. У претендента на должность судьи должны отсутствовать заболевания, препятствующие назначению на должность (перечень таких заболеваний утвержден постановлением Совета судей Российской Федерации № 78 от 26 декабря 2002 года).

Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе, что свидетельствует о демократическом принципе формирования судебных органов. Любой гражданин, отвечающий перечисленным выше требованиям и сдавший квалификационный экзамен, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность. Но здесь необходимо учесть, что кандидаты в судьи, помимо теоретических знаний, практической подготовки, должны обладать высокими морально-нравственными качествами, дающими им право судить других людей.

При этом в силу пункта 2 ст.11 названного закона судья федерального суда, за исключением судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в первый раз назначается на должность сроком на три года, по истечении которого он может быть назначен на ту же должность без ограничения срока полномочий до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи ( 70 лет).

Перечисленные выше требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, в полной мере относятся и к порядку наделения полномочиями председателей судов и их заместителей за исключением срока назначения на должность.

С учетом изменений, внесенных в декабре 2001 года в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», председатели, заместители председателей районных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет при наличии положительного заключения соответствующих квалификационных коллегий судей в субъектах Российской Федерации. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд.

Отклоненные кандидатуры на должности председателей и заместителей председателей судов того же суда могут быть повторно представлены для назначения не ранее, чем через год.

Полномочия председателей и заместителей председателей судов прекращаются по истечении срока, на который они назначены.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» начало срока пребывания в должности председателя, заместителя председателя суда, назначенных на должность до вступления в силу данного Федерального закона, определяется в следующем порядке. Срок пребывания в должности председателя, заместителя председателя суда, назначенного на должность до 31 декабря 1999 года включительно, исчисляется с 1 января 2001 года, с числа и месяца, соответствующих числу и месяцу их назначения на должность; срок пребывания в должности председателя, заместителя председателя суда, назначенных на должность с 1 января 2000 года до 31 декабря 2000 года, исчисляется, начиная с 2002 года, с числа и месяца, соответствующих числу и месяцу их назначения на должность; срок пребывания в должности председателя, заместителя председателя суда, назначенных на должность с 1 января 2001 года, но до вступления в силу данного Федерального закона, исчисляется, начиная с 2003 года, с числа и месяца, соответствующих числу и месяцу их назначения на должность.

Произошедшая в соответствии с названным законом переориентация порядка наделения полномочиями председателей судов привела к тому, что в 2007-2008 гг. у большинства руководителей районных судов и их заместителей истечет шестилетний срок полномочий.

Не позднее, чем за шесть месяцев до истечения полномочий председателей, заместителей председателей суда, квалификационные коллегии судей субъектов федерации объявят в средствах массовой информации об открытии вакансий с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на указанные должности, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.

При проведении конкурсов на замещение вакантных должностей председателей и заместителей председателей судов у квалификационных коллегий могут возникнуть вопросы, которые, к сожалению, не урегулированы действующим законодательством.

Учитывая, что предельный возраст пребывания в должности судьи ограничен 70 годами, а срок полномочий председателей судов и их заместителей составляет шесть лет, логично было бы предположить, что на названные должности не может быть рекомендовано лицо старше 64 лет. Это было бы оправдано с точки зрения целесообразности и обеспечения стабильности работы судов, позволило бы избежать в пределах шестилетнего срока повторной смены руководителя или одновременно нескольких руководителей суда. Однако такой подход не отвечает конституционному принципу равенства всех перед законом, поскольку закон иных возрастных ограничений, кроме предельного возраста пребывания в должности судьи, не содержит.

Поэтому полагаю, что в законодательном порядке необходимо разрешить вопрос о предельном возрасте для назначения на должность судьи, а равно и на должность председателя (заместителя председателя) суда. К примеру, такой возраст может составлять 67 лет. И лица, перешагнувшие этот возрастной рубеж, будут знать, что их стремления стать судьей и тем более руководителем суда беспочвенны.

Действующее законодательство не содержит также ограничений для назначения на должность председателей судов и их заместителей, тех лиц, кто отвечает общим требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность судей, но не имеет предшествующего стажа работы в должности судьи либо имеет такой стаж менее трех лет.

На мой взгляд, такие претенденты не могут быть назначены на должность председателей судов по ряду причин.

Одна из причин содержится в правовом аспекте. Председатель суда — это не просто штатная единица суда, занимающаяся административными функциями. Прежде всего, он – судья.

Исходя из нормы пункта 3 ст. 11 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» судьи федерального суда первоначально назначаются на должность сроком на три года. В то же время в силу пунктов 6 — 8 ст. 6-1 этого закона, председатели, заместители председателей судов разных уровней назначаются сроком на шесть лет. Из совокупности приведенных выше норм следует, что председателем суда на шестилетний срок полномочий должны назначаться кандидаты, уже имеющие предшествующий стаж работы в должности судьи не менее трех лет, поскольку в противном случае будет нарушено требование пункта 3 ст.11 закона о первичном трехлетнем сроке назначения на должность судьи.

Второй момент, который должен учитываться при разрешении вопроса о рекомендации претендента на должность председателя суда, как раз связан с наличием у этого претендента навыков администрирования. Ведь законодатель помимо осуществления председателем, заместителем председателя суда полномочий судьи, закрепил за ними и осуществление иных процессуальных полномочий .

В силу ст. 6.2 Закона » О статусе судей в Российской Федерации» председатель суда, в частности, организует работу суда, устанавливает правила внутреннего распорядка, организует работу по повышению квалификации судей, осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда и иные полномочия по организации работы суда.

Заместитель председателя суда осуществляет полномочия по организации работы суда в соответствии с распределением обязанностей, установленным председателем суда.

При этом закон допускает возможность досрочного прекращения полномочий председателя, заместителя председателя суда не только за ненадлежащее осуществление правосудия, но и в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими своих должностных обязанностей.

Практика работы квалификационной коллегии судей Московской области свидетельствует о том, что причиной, из-за которой председатели и заместители председателей судов лишились своих полномочий, послужили именно недостатки в организации работы судов.

Так, решениями квалификационной коллегии судей Московской области в 2004-2005 годах освобождены от занимаемых должностей заместитель председателя Мытищинского и председатель Истринского городских судов Московской области с оставлением в должности судей. Ненадлежащая организация работы судов привела к волоките при рассмотрении гражданских дел судьями этих судов, неправильному отражению сведений о прохождении дел в документах статистической отчетности, увеличению количества обоснованных жалоб на работу судов и т.д. В Истринском городском суде за указанное время привлечены к дисциплинарной ответственности в виде досрочного прекращения полномочия трое судей.

В преддверии предстоящего переназначения председателей, заместителей председателей судов остается надеяться на то, что будущим претендентам на эти должности будут присущи требующиеся деловые и моральные качества, а Законодатель сможет уточнить и оптимизировать соответствующие нормативно-правовые положения.

Председатель районного суда, его права и обязанности

Районные суды состоят прежде всего из судей, назначенных в дан­ный суд. В районах с большим населением и значительным объемом работы в состав суда входят несколько судей (иногда до десяти и бо­лее). В малонаселенных районах при сравнительно небольшом объе­ме работы суд может состоять из одного судьи. Если в районном суде один судья, то он осуществляет и полномочия председателя этого суда. Таких судов (их нередко называют «односоставными”) насчитывается примерно одна треть от общего количества районных судов.

В общих чертах о полномочиях председателя районного суда мож­но судить прежде всего по тому, что сказано в ст. 6.2 Закона о статусе судей, ст. 35 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» и п. 1.4 Инструкции по судебному делопроизводству в район­ном суде. Председатель суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет следующие функции:

  1. организует работу суда;
  2. устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и контролирует их выполнение;
  3. распределяет обязанности между заместителями председателя, а также в порядке, установленном федеральным законом, — между судьями;
  4. организует работу по повышению квалификации судей;
  5. осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;
  6. регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда;
  7. осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

Он помимо участия в судебных заседаниях в качестве пред­седательствующего и распределения дел между судьями ведет личный прием и организует работу по приему граждан и рассмотрению пред­ложений, заявлений и жалоб.

В целях совершенствования деятельнос­ти суда председатель руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной статистики; может вносить представ­ления в государственные органы, общественные объединения и дол­жностным лицам об устранении нарушений закона, причин и усло­вий, способствующих совершению правонарушений; организует ра­боту по обеспечению судей и работников аппарата суда правовой ин­формацией.

В случае временного отсутствия (болезнь, отпуск и т. д.) предсе­дателя суда исполнение его обязанности может быть возложено на за­местителя председателя или на одного из судей этого суда.

Организация работы районного суда

Основная от­ветственность за организацию работы районного суда, как отмечено выше, возлагается на председате­ля суда. Без должной организации судебной работы невозможно быс­трое, полное и правильное рассмотрение судебных дел и выполнение других задач, стоящих перед судом как органом судебной власти.

Обязанности по разрешению дел распределяются между судьями по следующим принципам:

  • территориальному (зональному), при котором каждый судья рассматривает все уголовные и гражданские дела, возникающие на зак­репленной за ним территории;
  • предметному (функциональному), когда один судья рассматри­вает уголовные дела, другой — гражданские, третий специализирует­ся только на делах о преступлениях несовершеннолетних и т.п.;
  • предметно-зональному, складывающемуся там, где каждый су­дья рассматривает или уголовные, или гражданские дела в пределах закрепленной за ним зоны (микрорайона), территории;
  • беззональному, когда судьи рассматривают уголовные дела по поручению председателя суда, а гражданские — лишь в тех случаях, если исковые заявления поступили к данному судье во время приема им населения.

Организация работы основывается прежде всего на ее планирова­нии.

В планах всего суда предусматриваются конкретные мероприятия по работе с кадрами, а также по обобщению практики судебного рас­смотрения определенных категорий дел и разработке путей ее совер­шенствования, организации приема посетителей, делопроизводства и т.д.

Текущие планы каждого судьи включают определение очереднос­ти, времени и места проведения судебных заседаний по конкретным делам, контроль за своевременным выполнением работниками аппа­рата суда действий, обеспечивающих подготовку таких заседаний как в помещении суда, так и при проведении их вне суда (т. н. выездные заседания), и т. п.

Прием посетителей проводится в каждом районном суде председателем, всеми судьями и работниками аппарата суда в строго установленное время, наиболее удобное для населения. Каждый судья ведет учет приема посетителей. В приемной суда (канцелярии) уста­навливаются стенды с образцами различных судебных документов.

Обобщения судебной практики проводятся регу­лярно с целью улучшения деятельности соответствующих судов. Эта работа включает определение предмета изучения, составление его про­граммы, само изучение судебных дел, формулирование выводов, их обсуждение, мероприятия по реализации полученных результатов и устранению недостатков.

В районном суде ведется статистическая отчетность. В нее включается составление отчетов о работе суда по разрешению гражданских и уголовных дел. Ответственность за общее руководство этим участком работы несет председатель суда. Основой отчетности является первичный учет, заключающийся в ведении учетно-статис­тических карточек.
Судья (помощник судьи, помощник председателя суда либо кон­сультант суда), отвечающий за состояние справочной работы, следит за официальными изменениями действующих законов, вносит в конт­рольные экземпляры соответствующие поправки, знакомит с ними ос­тальных судей, ведет библиотеку имеющейся в суде юридической ли­тературы, организует приобретение законодательства и юридических справочников и т. п.

Важный участок работы в каждом районном суде — делопро­изводство. Оно заключается в ведении журналов, книг, карточек и нарядов установленной формы, в которых регистрируется движение дел и другой судебной документации. Оно детально регламентирует­ся упомянутой выше Инструкцией по судебному делопроизводству в районном суде.

Значительная часть работы, выполняемой в районных судах, при­ходится на долю его аппарата, который непосредственно обес­печивает организационно не только осуществление правосудия, но и обобщение судебной практики, сбор и анализ судебной статистики, учет и систематизацию законодательства, а также выполнение других задач, о которых сказано выше.

Ближайшими помощниками председателей (районных судей), на­ряду с помощниками, о которых сказано выше, являются также адми­нистраторы судов. Введение таких должностей в судах общей юрис­дикции всех уровней, в том числе в районных судах, предусмотрено Законом о Судебном департаменте, принятом 8 января 1998 г.

Должностные лица, именуемые консультантами, призваны выпол­нять вспомогательную работу, которая требует юридических знаний. Назначаются они председателями судов, как правило, из числа лиц, имеющих высшее юридическое образование. На них возлагается вспо­могательная работа, требующая юридических познаний и соответству­ющего опыта работы, и т. п.

Заведующий канцелярией отвечает главным образом за распреде­ление работы между сотрудниками канцелярии, контролирует ее ис­полнение, обеспечивает сохранность журналов учета, служебной пе­реписки, книг приказов и распоряжений по суду и иной документа­ции, оформляет служебную переписку с вышестоящими судебными органами, правоохранительными и иными государственными учреж­дениями, общественными объединениями, предприятиями.

Секретари суда ведут делопроизводство по судебным делам, под­лежащим рассмотрению конкретными судьями. Они хранят материа­лы дел, ведут необходимые журналы и карточки, обеспечивают хра­нение вещественных доказательств по уголовным делам, оформляют законченные производством дела и сдают их в архив.

Секретарь судебного заседания ведет протоколы судебных засе­даний, направляет повестки участникам судебного разбирательства и свидетелям, обеспечивает информацию о месте и времени рассмотре­ния дел, назначенных к слушанию.

Порядок наделения судей полномочиями, требования к кандидатам на должность судьи и порядок их отбора

ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»О СТАТУСЕ СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи

1. Судьей может быть гражданин Российской Федерации:

1) имеющий высшее юридическое образование;

2) не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;

3) не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

4) не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

5) не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

6) не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.

2. При соответствии требованиям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи:

1) судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет;

2) судьей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет;

3) судьей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 7 лет;

4) судьей арбитражного суда субъекта Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет.

3. Федеральным конституционным законом и федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность судьи судов Российской Федерации.

4. Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления.

5. В стаж работы по юридической специальности, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы:

1) на требующих высшего юридического образования государственных должностях Российской Федерации, государственных должностях субъектов Российской Федерации, должностях государственной службы, муниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и Российской Федерации, должностях в юридических службах организаций, должностях в научно-исследовательских учреждениях;

2) в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, в качестве адвоката или нотариуса.

Медицинское освидетельствование претендента на должность судьи

Для подтверждения отсутствия у претендента на должность судьи заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, проводится его предварительное медицинское освидетельствование. Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается решением Совета судей Российской Федерации на основании представления федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения. Форма документа, свидетельствующего об отсутствии заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

Отбор кандидатов на должность судьи

1. Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе.

2. Председатель суда, в котором открылась вакантная должность судьи, сообщает об этом в соответствующую квалификационную коллегию судей не позднее чем через 10 дней после открытия вакансии.

Квалификационная коллегия судей не позднее чем через 10 дней после получения сообщения председателя суда объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.

3. Любой гражданин, достигший установленного настоящим Законом возраста, имеющий высшее юридическое образование, требуемый стаж работы по юридической профессии и не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена. Помимо указанного заявления в экзаменационную комиссию представляются:

1) подлинник документа, удостоверяющего личность претендента как гражданина Российской Федерации, или его копия;

2) анкета, содержащая биографические сведения о претенденте;

3) подлинник документа, подтверждающего юридическое образование претендента, или его копия;

4) подлинники трудовой книжки, иных документов, подтверждающих трудовую деятельность претендента, или их копии;

5) документ об отсутствии у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.

Экзаменационная комиссия не вправе отказать в приеме квалификационного экзамена на должность судьи гражданину, представившему документы (или их копии), указанные в настоящем пункте.

4. Квалификационный экзамен на должность судьи принимается экзаменационной комиссией, состоящей при соответствующей квалификационной коллегии судей, которая утверждает персональный состав экзаменационной комиссии.

Порядок проведения квалификационного экзамена на должность судьи, а также положение об экзаменационных комиссиях утверждаются Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации.

5. Квалификационный экзамен на должность судьи сдает гражданин, не являющийся судьей. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет после его сдачи, а после назначения гражданина на должность судьи — в течение всего времени пребывания его в качестве судьи.

6. После сдачи квалификационного экзамена гражданин, соответствующий требованиям к кандидату на должность судьи, предусмотренным настоящим Законом, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи. Помимо указанного заявления в квалификационную коллегию судей представляются:

1) подлинник документа, удостоверяющего личность претендента как гражданина Российской Федерации, или его заверенная копия;

2) анкета, содержащая биографические сведения о претенденте, в которой помимо других сведений указываются отсутствие обстоятельств, перечисленных в подпунктах 2 — 6 пункта 1 и пункте 5 статьи 4 настоящего Закона, препятствующих осуществлению кандидатом полномочий судьи, а также фамилия, имя, отчество, дата и место рождения каждого из членов его семьи;

3) подлинник документа, подтверждающего высшее юридическое образование претендента, или его заверенная копия;

4) подлинники трудовой книжки, иных документов, подтверждающих трудовую деятельность претендента, или их заверенные копии;

5) документ, свидетельствующий об отсутствии у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи;

6) сведения о результатах квалификационного экзамена;

7) характеристики с мест работы (службы) за последние пять лет трудового (служебного) стажа, а в случае работы (службы) в течение указанного срока (полностью или частично) не по юридической специальности также с мест работы (службы) по юридической специальности за последние пять лет такой работы (службы). Характеристика должна быть выдана претенденту на должность судьи в течение семи дней со дня его обращения;

8) сведения о доходах претендента, об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и обязательствах имущественного характера претендента, а также сведения о доходах супруга (супруги) и несовершеннолетних детей претендента, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей претендента по форме согласно приложениям 1 и 2 к настоящему Закону.

7. Квалификационная коллегия судей организует проверку достоверности документов и сведений, указанных в пункте 6 настоящей статьи. При этом квалификационная коллегия судей вправе обратиться с требованием о проверке достоверности представленных ей документов и сведений в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки в установленный коллегией срок, но не позднее чем через два месяца со дня поступления указанного требования.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.03.2009 N 6-П положения пункта 8 статьи 5, предполагающие, что принимаемое квалификационной коллегией судей в процедуре голосования решение об отказе судье, первоначальный трехлетний срок полномочий которого истек, в рекомендации на ту же должность без ограничения срока полномочий должно быть мотивированным, т.е. содержать указание на причины, наличие которых препятствует его назначению на должность судьи и которые, соответственно, могут стать предметом судебного контроля при проверке законности и обоснованности данного решения по существу, признаны не противоречащими Конституции РФ.

8. По результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на должность судьи, итогов проверки достоверности документов и сведений, указанных в пункте 6 настоящей статьи, и с учетом результатов квалификационного экзамена квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного или нескольких из них кандидатом на должность судьи. Если в результате проверки указанных в пункте 6 настоящей статьи документов и сведений установлена их недостоверность, гражданин, представивший такие документы и сведения, не может быть рекомендован на должность судьи.

Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, состоящее в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда.

При принятии решения о рекомендации гражданина на должность судьи квалификационная коллегия судей учитывает стаж его работы в должности судьи, опыт работы в правоохранительных органах, наличие государственных и ведомственных наград, почетного звания «Заслуженный юрист Российской Федерации», ученой степени по юридической специальности, а в отношении претендентов, осуществляющих полномочия судей, также качество и оперативность рассмотрения дел.

В случае если ни один из граждан, претендующих на должность судьи, не соответствует требованиям к кандидатам на должность судьи, предъявляемым настоящим Законом, квалификационная коллегия судей принимает в отношении каждого из этих граждан мотивированное решение об отказе в рекомендации на должность судьи и объявляет в средствах массовой информации о новом времени и месте приема и рассмотрения заявлений от претендентов на должность судьи.

Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидатом на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке, если коллегией нарушен установленный настоящим Законом порядок отбора претендентов на должность судьи. Решение об отказе в рекомендации на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке как в связи с нарушением порядка отбора претендентов на должность судьи, так и по существу решения.

9. Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидатом на должность судьи направляется в течение 10 дней после его принятия председателю соответствующего суда, который в случае согласия с указанным решением в течение 20 дней после получения решения о рекомендации гражданина на должность судьи вносит в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

В случае несогласия с решением квалификационной коллегии судей председатель суда в течение 20 дней после получения указанного решения возвращает его с мотивированным обоснованием причин своего несогласия для повторного рассмотрения в ту же квалификационную коллегию судей. Если при рассмотрении обжалуемого председателем решения квалификационная коллегия судей двумя третями голосов членов коллегии подтверждает свое первоначальное решение, то председатель суда обязан внести представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи в течение 10 дней со дня получения указанного решения.

10. Квалификационная коллегия судей в случае выявления нарушения требований к кандидатам на должность судьи, предусмотренных пунктами 1 и 5 статьи 4 настоящего Закона, после принятия решения о рекомендации соответствующего лица на должность судьи немедленно отменяет указанное решение и сообщает об этом:

1) Президенту Российской Федерации — при отмене решения о рекомендации лица на должность судьи федерального суда;

2) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации — при отмене решения о рекомендации лица на должность судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации или мирового судьи;

3) лицу, решение о рекомендации которого на должность судьи отменено.

11. В случае если выявлены нарушения требований к кандидатам на должность судьи, предусмотренных пунктами 1 и 5 статьи 4 настоящего Закона, после внесения представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи председатель соответствующего суда немедленно отзывает указанное представление.

Порядок наделения судей полномочиями

1. Судьи Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, которое вносится с учетом мнения соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

2. Судьи федеральных арбитражных судов округов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

3. Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

4. Судьи военных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. Указанное представление направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

5. Президент Российской Федерации в двухмесячный срок со дня получения необходимых материалов назначает судей федеральных судов, а кандидатов в судьи Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации представляет для назначения Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо отклоняет представленные кандидатуры, о чем сообщается председателю соответствующего суда.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.03.2009 N 6-П положения пункта 6 статьи 6, предполагающие, что принимаемое квалификационной коллегией судей в процедуре голосования решение об отказе судье, первоначальный трехлетний срок полномочий которого истек, в рекомендации на ту же должность без ограничения срока полномочий должно быть мотивированным, т.е. содержать указание на причины, наличие которых препятствует его назначению на должность судьи и которые, соответственно, могут стать предметом судебного контроля при проверке законности и обоснованности данного решения по существу, признаны не противоречащими Конституции РФ.

6. Назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.

Судья федерального суда может быть назначен по его заявлению на должность, аналогичную занимаемой им, в другой суд того же уровня в порядке, установленном настоящим Законом, за исключением требования, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта. В таком же порядке судья федерального суда может быть назначен на должность, аналогичную занимаемой им, в нижестоящий суд.

7.1. В случае выявления факта назначения (избрания) на должность судьи лица, не соответствовавшего на момент назначения (избрания) требованиям, предусмотренным пунктом 1 статьи 4 настоящего Закона, соответствующая квалификационная коллегия судей в установленном федеральным законом порядке рассматривает вопрос о прекращении полномочий такого судьи.

8. Не позднее чем за шесть месяцев до достижения судьей федерального суда предельного возраста пребывания в должности судьи, а в случае досрочного прекращения полномочий — не позднее чем через 10 дней со дня открытия вакансии судьи соответствующая квалификационная коллегия судей объявляет об открытии вакансии судьи в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.

Порядок наделения полномочиями и прекращения полномочий председателей и заместителей председателей судов

1. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации и его заместители назначаются в порядке, установленном Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».

2. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации представляет Президенту Российской Федерации указанное заключение не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц — не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.

3. Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации, Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вносят Президенту Российской Федерации указанные представления не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц — не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.

4. Президент Российской Федерации вносит в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации представление о назначении Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не позднее чем за 14 дней до истечения срока их полномочий, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц — не позднее чем через шесть месяцев со дня открытия вакансии.

5. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий 14 дней после получения представления Президента Российской Федерации.

6. Председатели, заместители председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, военных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации вносит указанное представление Президенту Российской Федерации не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий председателя, заместителя председателя соответствующего суда, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц — не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.

7. Председатели, заместители председателей федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вносит указанное представление Президенту Российской Федерации не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий председателя, заместителя председателя соответствующего суда, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц — не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.

8. Председатели, заместители председателей районных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения соответствующих квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации вносит указанное представление Президенту Российской Федерации не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий председателя, заместителя председателя соответствующего суда, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц — не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.

9. Отклоненные кандидатуры на должности председателей и заместителей председателей судов того же суда могут быть повторно представлены для назначения не ранее чем через год в порядке, установленном настоящей статьей.

10. Председатели, заместители председателей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации назначаются на должность в порядке, определяемом законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

11. Полномочия председателей и заместителей председателей судов прекращаются по истечении срока, на который они были назначены.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 28.02.2008 N 3-П положение пункта 11 статьи 6.1 данного документа, согласно которому полномочия председателей судов могут быть досрочно прекращены в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими своих должностных обязанностей, признано не противоречащим Конституции РФ.

Указанные полномочия могут быть также досрочно прекращены решением соответствующей квалификационной коллегии судей в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением председателями, заместителями председателей судов своих должностных обязанностей, предусмотренных федеральными конституционными законами и настоящим Законом.

По прекращении полномочий председателя, заместителя председателя суда за ними сохраняются полномочия судьи суда, в котором они замещали должность председателя, заместителя председателя суда.

Полномочия председателей и заместителей председателей судов приостанавливаются либо прекращаются в случае приостановления либо прекращения полномочий указанных лиц в качестве судей соответствующих судов.

В случае если на должность председателя или заместителя председателя суда назначается лицо, не являющееся судьей соответствующего суда, и в данном суде отсутствует вакантная должность судьи, штатная численность судей этого суда увеличивается на основании заявления председателя или заместителя председателя соответствующего суда, полномочия которого прекращены.

12. Не позднее, чем за шесть месяцев до истечения срока полномочий председателя, заместителя председателя суда, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц — не позднее чем через 10 дней со дня открытия вакансии соответствующая квалификационная коллегия судей объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность председателя или заместителя председателя суда, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.

13. Председатель, заместитель председателя районного суда вправе обжаловать решение о досрочном прекращении их полномочий в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации в течение 10 дней после получения копии указанного решения. Председатель, заместитель председателя иного федерального суда вправе обжаловать решение о досрочном прекращении их полномочий в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней после получения копии указанного решения. Решение Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в тот же срок.

14. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд.

СУДЕБНАЯ, ПРАВОЗАЩИТНАЯ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Институт председателей судов как элемент организации деятельности судов общей юрисдикции

МАКАРОВА Оксана Валерьевна, ведущий научный сотрудник отдела уголовного, уголовно-процессуального законодательства; судоустройства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук

117218, Россия, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, 34

E-mail: Makov71@mail.ru

Современное развитие теории и практики судебной деятельности характеризуется недостаточной научной разработанностью института председателей судов как элемента организации деятельности судов общей юрисдикции. Вместе с тем в сложившихся условиях роль председателей судов как их руководителей существенно возрастает. Это обусловлено необходимостью совершенствования их правового статуса, а также определения их роли в организации деятельности судов с учетом конституционного статуса самостоятельности судов и независимости судей.

Анализ судоустройственного и процессуального законодательства выявил ряд проблем, связанных с правовым регулированием статуса председателей судов общей юрисдикции, их процессуальными и организационными полномочиями по руководству соответствующими судами. В частности, не получили законодательного закрепления требования, предъявляемые к кандидатам на должность председателя суда общей юрисдикции, а также требования, предъявляемые к самому председателю суда, задачи и принципы его деятельности и иные элементы правового статуса должностного лица — руководителя суда. Анализируемые дискреционные полномочия председателей судов в отношении рядовых судей, по мнению автора, существенно снижают независимость последних. Наряду с этим отмечается, что систему управления судами отличает крайняя непрозрачность деятельности судов. Также рассмотрены процессуальные полномочия председателя суда по обеспечению разумных сроков судопроизводства.

Методологическую основу данного исследования составила совокупность методов научного познания, среди которых ведущее место занял диалектический метод. Были использованы общефилософские, общенаучные и специально-юридические методы исследования. Особое внимание уделялось сравнительному и системному методам исследования.

Обозначенные автором проблемы обусловлены не только недостаточным правовым регулированием статуса должностного лица — председателя суда, но и отсутствием целостной теоретической концепции управления судами со стороны председателя, что свидетельствует о необходимости дальнейшего изучения данного института современной юридической наукой.

Ключевые слова: суд общей юрисдикции, председатель суда, полномочия, организация, деятельность, независимость судей.

Institute of Court Chairmen as an Element of the Organization of General Jurisdiction Court Activity

34, Bolshaya Cheremushkinskaya st., Moscow, Russia, 117218

E-mail: Makov71@mail.ru

DOI: 10.12737/article 59240c62cb60a4.84688849

Современное развитие российской судебной системы сопровождается возрастанием роли руководителей судов в организации деятельности судов. Применительно к теме нашего исследования речь пойдет о председателях системы судов общей юрисдикции, к которым относятся председатели Верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов.

Организация деятельности судов общей юрисдикции представляет собой строгую иерархическую структуру. Законодательством предусмотрены три звена системы судов общей юрисдикции. При этом каждое последующее звено судебной системы является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к предыдущей, а районный суд — непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям.

Сложность организации руководства деятельностью судов предопределяется необходимостью учета такой особенности, как конституционный статус самостоятельности судов и независимости судей, что, в

свою очередь, требует определения правильного соотношения правового фактора и информационных процессов в структуре механизма руководства судами, установления его задач и целей, а также применения допустимых средств управленческого воздействия.

Под административной вертикалью в судебной системе в целом и в системе судов общей юрисдикции в частности понимают совокупность организационных практик, направленных на повышение прогнози-руемости и управляемости работы судов. Это проявляется в кадровой политике, процессуальной и вне-процессуальной (командно-административной) подчиненности рядовых судей председателю районного суда и председателю областного суда. Выразителем этой инстанционности является прежде всего институт председателей судов, который основывается на принципе ответственности руководителя суда в лице председателя и его заместителей за все участки работы суда и нижестоящих судов и судей. При этом руководитель суда не только отвечает за все направления работы суда, но и осуществляет функцию публичного представительства.

Правовой статус председателей судов общей юрисдикции регулируется Законом РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», федеральными конституционными законами от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе в Российской Федерации», от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» и от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», которыми определяются порядок назначения на должность, срок полномочий, а также перечень их полномочий.

Анализ судоустройственного и процессуального законодательства свидетельствует, что в нем не в полной мере раскрывается модель вертикальной организации судебной деятельности, а институт председателей судов как ее элемент описывается только через отдельные функции. Причем не все полномочия председателя суда, которые он исполняет на практике, закреплены в законе.

Кроме того, имеется ряд проблем, связанных с правовым регулированием статуса председателей судов общей юрисдикции, их процессуальными и организационными функциями и полномочиями по руководству соответствующими судами. В частности, не получили законодательного закрепления требования, предъявляемые к кандидатам на должность председателя суда общей юрисдикции, а также требования, предъявляемые к самому председателю, задачи и принципы его деятельности и иные элементы правового статуса должностного лица — руководителя суда. Немаловажной представляется проблема, которая свидетельствует о наличии широкого круга дискреционных полномочий председателя суда в отношении рядовых судей, что существенно снижает их независимость.

Остановимся на некоторых из обозначенных проблем. И в первую очередь — на роли председателя суда в управлении рядовыми судьями.

Формально председатель суда является одним из судей, на которого возложены обязанности, выполнение которых необходимо для функционирования суда. Так, согласно ст. 35 Федерального закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» председатель суда наделяется преимущественно организационными полномочиями, большая часть которых касается работы аппарата суда, а не работы судей. В действительности председатели судов пользуются значительной властью в отношении судей, приписанных к соответствующему суду, особенно в вопросах назначения на должность, повышения в должности и отстранения от должности. Именно председатель суда составляет на судей характеристики, и от него во многом зависит материальное благополучие и качество социальных гарантий судьи1. Фигура председателей судов оказывается практически основным механизмом неформального управления в судебной системе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Можно выделить несколько ключевых механизмов, обеспечивающих власть председателя. Во-первых, это его роль в назначении судей. Согласно действующему законодательству именно председатель суда сообщает об открытии вакантной должности судьи в соответствующую квалификационную коллегию судей не позднее чем через 10 дней после открытия вакансии;

вносит в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи, после того как председателю суда направлено решение квалификационной коллегии судей о рекомендации гражданина на должность судьи;

возвращает для повторного рассмотрения в ту же квалификационную

1 Подробнее см.: Макарова О. В. Некоторые проблемы укрепления гарантий независимости судей // Журнал российского права. 2008. № 5.

коллегию судей решение этой коллегии в случае несогласия с ним.

Кроме того, согласно сложившейся практике председатель суда приглашается на заседание квалификационной коллегии, на котором принимается решение о рекомендации кандидата для назначения судьей. При этом позитивная рекомендация председателя суда не является гарантией назначения, но отрицательный отзыв председателя суда, в котором собирается работать кандидат в судьи, практически гарантирует негативное решение квалификационной коллегии.

Таким образом, законодательно устанавливается «первичный фильтр», не позволяющий допускать к занятию должности судьи кандидатов, изначально нелояльных к председателю суда. При этом каждый судья осознает, что его трудовая деятельность началась с собеседования с председателем суда и получения его одобрения. Практика назначения судей на должность напоминает процедуру найма сотрудника на работу.

Вторым механизмом, свидетельствующим о власти председателя суда, является процедура отстранения судей от должности. Здесь роль председателя областного суда и приравненного к нему суда субъекта РФ выше, чем председателя районного суда. На практике исключение составляют случаи явного нарушения закона (например, совершение уголовных преступлений); досрочному прекращению полномочий судьи предшествует неформальное согласование с председателем районного суда. То есть практически во всех случаях, когда поднимается вопрос о досрочном прекращении полномочий судьи, именно председатель суда решает вопрос о внесении соответствующего представления в квалификационную коллегию судей.

Таким образом, добиться досрочного прекращения полномочий судьи по инициативе председателя суда несложно, напротив, затрудни-

тельным представляется отстранение судьи от должности против воли председателя суда. При этом создается ситуация, свидетельствующая о зависимости судьи от председателя суда, когда судья оказывается простым наемным служащим.

Третьим механизмом властных полномочий председателя суда в отношении рядовых судей является система наказаний и поощрений судей. Важный способ поощрений — это всевозможные надбавки и премии, которых можно лишиться (за исключением надбавок за квалификационный класс и надбавок за выслугу лет) по воле председателя суда. Формально такое решение принимается руководителем управления судебного департамента по субъекту РФ, а в действительности — председателем районного или областного суда.

От председателя суда также зависит карьерный рост судей. Это повышение квалификационного класса, занятие постов председателя (заместителя председателя) суда и переход в вышестоящий суд. Здесь рекомендация председателя районного суда или суда субъекта федерации является практически абсолютной. Нам неизвестны случаи, в которых квалификационная коллегия пошла бы против воли руководителя. Опять же судья, который не имеет таких рекомендаций, не может рассчитывать на какой-либо карьерный рост.

Следующим важным механизмом, обеспечивающим власть председателя суда, — это распределение дел между судьями конкретного суда. В законодательстве отсутствуют способ и критерии их распределения, что порождает отсутствие единой процедуры в правоприменительной практике. В редких случаях в судах используется техника случайного распределения дел, но, как правило, дело конкретному судье «расписывает» председатель суда (а в областных судах — его заместитель). Председатель суда может использовать право распределения

дел для того, чтобы повлиять на исход дела. При этом он вправе и перераспределить дело уже после того, как оно было направлено одному из судей. Известно, что на практике имели место случаи, когда председатели судов в целях получения необходимого им решения по конкретным делам поручали их судьям, от которых можно было ожидать «желаемого» решения, или когда дело забирали у судей, которые отказывались уступать под нажимом.

Таким образом, исключение из компетенции председателя суда права распределения дел между судьями позволит, во-первых, сократить их взаимодействие с представителями органов государственной власти, уменьшая вероятность попыток влияния на разрешение некоторых дел; во-вторых, сократить возможность назначения «неудобных деликатных» дел судьям, которые склонны выносить конъюнктурные решения; в-третьих, усилить гарантии независимости судей.

Контроль всех организационных вопросов в суде является еще одним механизмом безграничной власти председателя суда. На практике все организационно-управленческие решения принимаются председателем суда. В частности, к ним относятся составление графика отпусков, техническая оснащенность рабочего места, численность и квалификация помощников и секретарей у конкретного судьи (в судах наблюдается дефицит работников аппарата и высокая их текучесть), регулярность и уровень повышения квалификации и т. д. Все эти обстоятельства позволяют председателю суда быть практически полновластным начальником в суде. При этом некоторые судьи будут работать с высокой нагрузкой без помощника, а другие — рассматривать небольшое количество дел, иметь лучшие условия труда и полный штат работников аппарата.

Наряду с федеральными судьями общей юрисдикции во власти председателей судов оказались и миро-

вые судьи, которые согласно ч. 3 ст. 1 Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в Россиийской Федерации» относятся к судам общей юрисдикции, т. е. находятся внутри иерархической системы судов. На практике председатель суда также активно участвует в назначениях и отстранениях, поощрениях и наказаниях, во всех карьерных решениях в отношении мировых судей.

Кроме того, председатель районного суда наделяется правом перераспределения дел между мировыми судьями. Согласно последним изменениям, внесенным Федеральным законом от 4 марта 2013 г. № 20-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», председатель районного суда наряду с осуществлением полномочий и функций, перечисленных в п. 1 ст. 62 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», в целях обеспечения равномерности нагрузки на мировых судей в случае, если нагрузка на мирового судью превышает среднюю нагрузку на мирового судью по судебному району, вправе мотивированным распоряжением передать часть уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях и исковых заявлений, поступивших к мировому судье одного судебного участка, мировому судье другого судебного участка того же судебного района.

Такое нововведение давно ожидалось в судейском сообществе, поскольку позволяет оптимизировать нагрузку на мировых судей и облегчить их работу. Существует немало примеров, когда на тот или иной судебный участок поступает большое количество административных дел; например, на обслуживаемой территории находится высокоаварийный отрезок крупной автотрассы. В результате мировой судья непрерывно рассматривает большое количество дел об административных правонарушениях, а также гражданские

споры по дорожно-транспортным происшествиям.

Вместе с тем такое новшество, как перераспределение председателем районного суда дел между мировыми судьями, не только позволяет оптимизировать нагрузку мировых судей, но и содержит явный механизм манипуляции нагрузкой «неудобных» или, наоборот, «удобных» судей, что, в свою очередь, создает потенциальную угрозу обеспечению судейской независимости.

Таким образом, судьи в России подконтрольны председательскому корпусу в целом и председателю определенного суда в частности, которые по своим полномочиям и функциям более напоминают исполнительную власть. Наряду с бюрократической организацией российских судов и чрезмерной властью председателей судов над рядовыми судьями систему управления судами отличает крайняя непрозрачность их деятельности. Практически никто за пределами не только судейского сообщества, но и конкретного суда не может знать, что именно там происходит.

Председатель суда наряду с полномочиями судьи соответствующего суда осуществляет как организационные, так и иные процессуальные полномочия в соответствии с федеральными законами (ч. 3 ст. 29 и ч. 3 ст. 35 Федерального конституционого закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации». В связи с этим важным представляется вопрос о полномочии председателя суда рассматривать заявления заинтересованных лиц об ускорении судебного разбирательства.

Как известно, с введением в УПК РФ нового принципа — осуществление судопроизводства в разумный срок, в ст. 61 Кодекса была закреплена процедура обжалования бездействия суда, приводящего к затягиванию судебного процесса2.

2 Подробнее см.: Проблемы развития процессуального права России: монография /

В соответствии с этой процедурой, если после поступления уголовного дела в суд оно длительное время не рассматривается и судебный процесс затягивается, заинтересованные лица вправе обратиться с заявлением об ускорении рассмотрения дела к председателю суда, который выносит мотивированное решение, устанавливающее срок проведения судебного заседания по делу, а также определяющее конкретные процессуальные действия для ускорения рассмотрения дела (ч. 5 и 6 ст. 61 УПК РФ).

В научных кругах уже высказывались опасения по поводу неопределенности указанного полномочия председателя суда. Так, С. А. Па-шин видит в появлении новых полномочий у председателя суда нарушение принципа независимости судей. Председатель суда, по его мнению, «получив заявление стороны об ускорении рассмотрения дела, наделяется теперь правом своим постановлением установить срок проведения судебного заседания по делу и даже принять «иные процессуальные действия для ускорения рассмотрения дела». Между тем дело находится в производстве совсем другого судьи, которому и принадлежит процессуальная власть; сроков судебного заседания даже законодатель не предопределяет, во всяком случае по уголовным делам»3.

Разделяя позицию С. А. Пашина, следует отметить, что в ч. 5 и 6 ст. 61 УПК РФ фактически содержится абсолютно новое для российского уголовного процесса положение о процессуальной подотчетности и подчиненности судьи председателю суда.

С одной стороны, такое решение законодателя объяснимо, так как независимый суд не есть суд бесконтрольный и определенные меры воз-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А. В. Белякова, Л. А. Воскобитова, А. В. Га-

бов и др.; под ред. В. М. Жуйкова. М., 2016.

3 Пашин С. А. Компенсация за волокиту: перспективы применения // ЭЖ-Юрист. 2010. № 20.

действия на судей, недобросовестно относящихся к своим обязанностям, должны быть предусмотрены. Причем эти меры должны быть не столько дисциплинарного характера, предусмотренные законодателем с целью привлечения судьи к ответственности, сколько процессуального характера, направленные на создание гарантий соблюдения судом прав участников судопроизводства.

С другой стороны, непонятно, в каком статусе выступает председатель суда, когда реализует свои полномочия по ускорению судебного разбирательства. Это новый участник уголовного судопроизводства или особый субъект уголовно-процессуальных отношений, или должностное лицо — руководитель суда в судо-устройственном аспекте, выполняющий «иные процессуальные полномочия в соответствии с федеральными законами».

Однако совершенно очевидно, что в результате наделения председателя суда полномочием по ускорению судопроизводства без уточнения перечня конкретных мер возможны негативные проявления, связанные с преследованием судей, посредством обращения в квалификационную коллегию судей в связи с несоблюдением последними сроков рассмотрения дела.

Также опасение вызывает то обстоятельство, что в ст. 61 УПК РФ не указан конкретный перечень мер, которые должен, по замыслу законодателя, выполнить председатель суда с целью обеспечить разумный срок судопроизводства. Полномочия суда по принятию «иных процессуальных действий для ускорения рассмотрения дела» совершенно неопределенны и неконкретны. В законе отсутствуют какие-либо упоминания о процессуальных действиях, которые можно было бы в связи с этим произвести председателю суда. Тем более УПК РФ не содержит указания на возможность совершения каких-либо действий, которые способствовали бы ускорению рассмо-

трения дела судом. На недостаточное законодательное закрепление в УПК РФ полномочий председателя суда по обеспечению разумных сроков судопроизводства указывает также Д. Н. Лукоянов4.

И еще один вопрос, который требует обсуждения и решения, — это действующий механизм отбора и назначения председателей судов общей юрисдикции на должность.

Одним из пробелов законодательного регулирования правового статуса председателя суда является отсутствие законодательно установленных требований, предъявляемых к кандидатам на должности председателей судов общей юрисдикции. Также отсутствует процедура их отбора, включающая проверку качеств кандидата на должность председателя суда. К числу требований, предъявляемых к кандидату на должность председателя суда, необходимо отнести: знание делопроизводства, организаторские способности, требовательность к себе и работникам суда, способность к оперативному и качественному внедрению новых технологий в работу суда, поддержание высокого уровня квалификации. При этом необходимо законодательное закрепление требований наличия у кандидата стажа работы в должности судьи не менее пяти лет и обладания высоким уровнем профессионализма и навыками руководителя.

Примеры, когда на должность председателя суда назначается лицо, впервые назначаемое на должность судьи, не единичны. Практика знает случаи, когда даже на руководящие должности в высший судебный орган были назначены лица, до этого не наделявшиеся судейскими полномочиями.

Как известно, процесс наделения полномочиями председателя суда общей юрисдикции и его заместите-

ля, по сути, представляет процедуру, аналогичную назначению на судейскую должность.

Председатели (заместители) судов общей юрисдикции назначаются Президентом РФ по представлению председателя Верховного Суда РФ при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей. При этом Президент РФ принимает активное участие в процессе формирования персонального состава руководителей судов, что не способствует укреплению самостоятельности и независимости судебной власти. «Такое господство судебной бюрократии, — отмечает Т. Г. Морщако-ва, — выгодно политическому руководству, тем более что установлена прямая зависимость председателей и заместителей председателей всех судов, начиная с районного, от президентской власти»5.

Назначение на судейские должности высшей властью — Президентом РФ или по его представлению Советом Федерации — было запланировано Концепцией судебной реформы 1991 г. как гарантия независимости судей от всех других центральных и местных чиновников. Но такой порядок может сочетаться с независимостью судей только при условии, что после назначения всякая связь, а значит, зависимость от назначающих инстанций прекращается. Поэтому назначение на судейские должности на срок в духе принципа несменяемости предполагает обязательный запрет повторного представления на должность и сохранение за судьей его должности в течение того срока, который был установлен законом в момент назначения.

Действующим законодательством нарушается запрет повторного назначения судей в случае повторного назначения председателей судов

5 Цит. по: Краснов М. А., Мишина Е. А. Открытые глаза российской Фемиды. Фонд «Либеральная миссия». М., 2007. С. 10.

и их заместителей, потому что они могут быть повторно назначены на ту же должность, а в будущем каждый раз на те же шесть лет плюс шесть лет —на такую же должность в другом суде.

Следует также отметить, что установленный законом порядок наделения полномочиями и прекращения полномочий председателей и заместителей председателей судов, во-первых, не содержит каких-либо требований к указанной категории должностных лиц, отличных от требований, предъявляемых к кандидатам в судьи, а во-вторых, допускает назначение на эту должность лиц, не являющихся судьями. Последнее обстоятельство прямо не сформулировано в законе, но в силу отсутствия запрета назначать на должность председателей и заместителей председателей судов лиц, не имеющих стажа судейской работы, такая возможность существует и в ряде случаев реализуется на практике.

Существующий порядок назначения, срок пребывания в должности председателей судов и их заместителей свидетельствуют о наличии в судебной системе жесткой судебной иерархии, которая приводит к ослаблению гарантий независимости судей, потенциально создает определенную почву для воздействия на них со стороны представителей органов законодательной и исполнительной власти, а также возможных злоупотреблений со стороны самих председателей судов и их заместителей. Рядовые судьи находятся в большой зависимости от председателя суда, сами председатели судов зависимы от председателей вышестоящих судов, а те, в свою очередь, от Президента РФ (его Администрации).

Переход на систему выборов председателей федеральных судов и их заместителей, а также недопустимость неоднократного избрания одного и того же лица на соответствующую должность руководителя суда

председатель Конституционного Суда РФ и его заместитель избирались на пленарном заседании из числа судей этого суда тайным голосованием большинством от общего числа судей Конституционного Суда РФ сроком на три года. Указанная процедура назначения председателя Конституционного Суда РФ являлась тем образцом, который можно было бы использовать для улучшения и усовершенствования процедуры приобретения председательских полномочий во всех других судах.

Таким образом, выявленные проблемы обусловлены не только недостаточным правовым регулированием статуса должностного лица — председателя суда, но и отсутствием целостной теоретической концепции управления судами со стороны председателя, что свидетельствует о необходимости дальнейшего изучения 6 См. Федеральный конституционный за- данного института современной юри-кон от 2 июня 2009 г. № 2-ФКЗ. дической наукой.

Библиографический список

Краснов М. А., Мишина Е. А. Открытые глаза российской Фемиды. Фонд «Либеральная миссия». М., 2007.

Макарова О. В. Некоторые проблемы укрепления гарантий независимости судей // Журнал российского права. 2008. № 5.

позволят укрепить гарантии независимости судей. Введение механизма выборности председателей судов должно быть поэтапным и начинаться с районных судов. Полномочия этих выбранных лиц должны быть ограничены небольшим сроком — максимум тремя годами. Предлагаемые меры будут гарантией ответственности председателей судов перед избравшими их судьями, а также позволят им противостоять давлению вышестоящего судебного начальства, руководителей других ветвей власти, бизнеса, помогут свести к минимуму коррупцию в судебной системе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необходимо напомнить, что до внесения изменений в Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»6

Вниманию читателей

admin