Предприятие и фирма


1. Классификация предприятий

Предприятие — это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Переход к рынку влечет за собой коренные изменения в формах хозяйствования, отношениях между собственниками, организаторами производства и наемными работниками. Предприятие предоставляет рабочие места, выплачивает заработную плату. Путем выплаты налогов оно участвует в реализации государственных программ, развитии экономики страны. Это означает, что в условиях рыночных отношений предприятие есть самоорганизующийся и самовоспроизводящийся социально-производственный организм, автономный центр производственных, хозяйственных и социальных решений.

Из этого следует, что предприятия — это обособленные экономические структуры. Их обособленность обусловливается товарным характером общественного производства.

В силу обособленности предприятия самостоятельны:

  • в производственной деятельности (что и сколько производить, как производить);
  • в коммерческой деятельности (что и сколько продавать, покупать, распределять);
  • в распределении производственного продукта (что идет на собственные нужды, а сколько на обмен и накопление и т.д.).

Из вышеизложенного следует, что предприятия — это основное звено экономики. Эффективная работа предприятий — важнейшее условие успешного развития экономики страны.

Предприятие представляет собой производственно-технологическое, организационное и экономическое единство. Организационно оно является производственной единицей. Как правило, это завод, фабрика, шахта, электростанция, предприятие транспорта, связи, капитальное строительство, совхоз, оно может включать и несколько заводов или фабрик (комбинат, производственное объединение, концерн и т.д.).

Предприятие имеет собственное название, фирменный знак (марку), самостоятельный баланс, расчетный счет в банке. Оно несет имущественную ответственность по своим обязательствам, т.е. является юридическим лицом. Часто в хозяйственной практике используется понятие "фирма". Как правило, фирма представляет собой объединение однородных или смешанных предприятий.

Каждое предприятие в условиях рынка стремится производить те товары и услуги, которые дают наибольшую прибыль. В то же время в условиях рынка нет гарантии, что предприятие ее получит. Все это зависит от многих обстоятельств: правильного определения неудовлетворенных желаний покупателей и ориентации предприятия на их производство, уровня издержек производства, которые должны быть меньше, чем доходы, полученные от продажи своей продукции. Последнее зависит от производительности системы, НТП. уровня организации производства и труда, степени конкуренции и т.п. Это требует от каждого предприятия поиска своего пути развития, системы организации, маркетинга, своих форм хозяйствования.

Предприятия можно классифицировать по различным количественным и качественным параметрам. Основными количественными параметрами выступают численность работников и годовой оборот капитала.

В соответствии с критерием численности занятых выделяют:

  • малые предприятия, или малый бизнес (до 100 человек);
  • средние предприятия, или средний бизнес (до 500 человек);
  • крупные предприятия, или крупный бизнес (свыше 500 человек).

Следует отметить, что именно малый бизнес играет значительную роль в экономике практически всех развитых стран, в нем занято до половины работающего населения. Термин "малое предприятие" характеризует лишь размеры фирмы, но не дает представления об организационно-правовой форме предприятия (малым может быть и частное, и государственное, и другое предприятие). В чем преимущества малого бизнеса: прежде всего гибкость, высокая адаптивная способность к изменениям рыночной конъюнктуры. Многочисленный характер мелких фирм создает возможности для широкого развития конкуренции.

Значительный процент банкротств среди предприятий малого бизнеса позволяет держаться на плаву только тем, кто функционирует наиболее эффективно. Роль малого бизнеса в современной экономике весьма многообразна. Он как бы связывает экономику в единое целое и образует своего рода фундамент, на котором вырастают более сложные и высокие ее этажи.

Среди качественных параметров классификации предприятий молено назвать следующие:

  • тип собственности (частные или государственные);
  • характер и содержание деятельности;
  • ассортимент выпускаемой продукции;
  • способы и методы ведения конкурентной борьбы;
  • способ вхождения в различные союзы и объединения;
  • организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

B. Гpибoв, B. Гpyзинoв

Экономика предприятия, подробнее…

Тестовые задания. Группа фирм производящих одинаковую или, в крайнем случае, подобную продукцию — это:

Группа фирм производящих одинаковую или, в крайнем случае, подобную продукцию — это:

1. предприятие

2. (!) отрасль

3. фирма

4. цех

Ситуация, приближающаяся к совершенной конкуренции, скорее всего, будет характерна для:

1. (!) рынка зерна

2. рынка легковых автомобилей

3. рынка услуг преподавателей

4. рынка карандашей

Рынок красных гвоздик, скорее всего, будет являться:

1. монополией

2. (!) свободно конкурентным рынком

3. монополистической конкуренцией

4. картелем

Фирма, действующая на совершенно конкурентном рынке, сокращает предложение своей продукции. Это:

1. 1.приведет к снижению рыночной цены продукта

2. (!) не окажет никакого влияния на рынок

3. приведет к росту рыночной цены продукта

4. сократит рыночное предложение и повысит рыночную цену продукта

Больше всего соответствует условиям совершенной конкуренции рынок:

1. стали

2. (!) акций и облигаций

3. услуг парикмахерских

4. автомобилей

Более всего приближается к условиям совершенной конкуренции:

1. рынок нефти

2. рынок электроэнергии

ВОПРОС. 1 Понятие и классификация предприятий ОТВЕТ

(!) рынок зерна

4. рынок услуг кафе

Контроль над ценой отсутствует в модели:

1. чистая монополия

2. монополистическая конкуренция

3. (!) чистая конкуренция

4. олигополия

Предельный доход равен цене товара для производителя, действующего в условиях:

1. монополистической конкуренции

2. чистой монополии

3. олигополии

4. (!) совершенной конкуренции

Понятие «совершенная конкуренция» характеризуется:

1. (!) свободным входом на данный рынок и выходом с него

2. неполной информацией о рынке продавцов и покупателей

3. возможностью продавцов и покупателей воздействовать на общие условия обращения товаров на товарном рынке

4. наличием нескольких фирм, выпускающих однородные товары

Если фирма является совершенным конкурентом, то в состоянии краткосрочного равновесия у нее:

1. АТС = Р

2. AVC = P

3. P > MC

4. (!) P = MC

Совершенно конкурентная фирма максимизирует прибыль при условии:

1. обеспечения наименьших издержек производства

2. (!) равенства значений ее предельных издержек производства рыночной цене производимого продукта

3. реализации максимального объема продукции

4. обеспечении максимальной прибыли на единицу продукции

К недостаткам совершенной конкуренции можно отнести:

1. отсутствие сговора продавцов

2. небольшой объём производства отдельной фирмы

3. (!) отсутствие механизма защиты окружающей среды

4. неэффективное использование ресурсов в процессе общественного производства

Модель рынка совершенной конкуренции демонстрирует действие механизма _______________ конкуренции.

1. межотраслевой

2. (!) внутриотраслевой

3. ценовой

4. неценовой

Фирма никоим образом не может повлиять на цену, если она действует в условиях:

1. (!) совершенной конкуренции

2. монополистической конкуренции

3. олигополии

4. монопсонии

В каком из данных случаев предложение происходило на совершенно конкурентном рынке:

1. марочный бензин на заправочной станции, расположенной на автобазе

2. гостиница в маленьком городе

3. (!) хлопок определенного стандарта на товарной бирже

4. киоск, установленный директором на территории завода

Свобода входа и выхода с рынка характерна только для:

1. монополии

2. совершенной конкуренции

3. монополистической конкуренции

4. (!) совершенной и монополистической конкуренции

Рынок монополистической конкуренции схож с рынком совершенной конкуренции в том, что:

1. на рынке действуют только небольшие фирмы

2. (!) рынки характеризуются отсутствием барьеров входа

3. фирмы не могут вытеснить своих конкурентов

4. долгосрочное равновесие фирмы достигается при минимальных издержках

Дата добавления: 2015-07-24; просмотров: 1521;

Понятие и классификация предприятий

Предприятие — это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Переход к рынку влечет за собой коренные изменения в формах хозяйствования, отношениях между собственниками, организаторами производства и наемными работниками. Предприятие предоставляет рабочие места, выплачивает заработную плату. Путем выплаты налогов оно участвует в реализации государственных программ, развитии экономики страны. Это означает, что в условиях рыночных отношений предприятие есть самоорганизующийся и самовоспроизводящийся социально-производственный организм, автономный центр производственных, хозяйственных и социальных решений.

Из этого следует, что предприятия — это обособленные экономические структуры. Их обособленность обусловливается товарным характером общественного производства.

В силу обособленности предприятия самостоятельны:

в производственной деятельности (что и сколько производить, как производить);

в коммерческой деятельности (что и сколько продавать, покупать, распределять);

в распределении производственного продукта (что идет на собственные нужды, а сколько на обмен и накопление и т.д.).

Из вышеизложенного следует, что предприятия — это основное звено экономики. Эффективная работа предприятий — важнейшее условие успешного развития экономики страны.

Предприятие представляет собой производственно-технологическое, организационное и экономическое единство. Организационно оно является производственной единицей. Как правило, это завод, фабрика, шахта, электростанция, предприятие транспорта, связи, капитальное строительство, совхоз, оно может включать и несколько заводов или фабрик (комбинат, производственное объединение, концерн и т.д.).

Предприятие имеет собственное название, фирменный знак (марку), самостоятельный баланс, расчетный счет в банке. Оно несет имущественную ответственность по своим обязательствам, т.е. является юридическим лицом.

Понятие предприятия. Классификация предприятий

Часто в хозяйственной практике используется понятие "фирма". Как правило, фирма представляет собой объединение однородных или смешанных предприятий.

Каждое предприятие в условиях рынка стремится производить те товары и услуги, которые дают наибольшую прибыль. В то же время в условиях рынка нет гарантии, что предприятие ее получит. Все это зависит от многих обстоятельств: правильного определения неудовлетворенных желаний покупателей и ориентации предприятия на их производство, уровня издержек производства, которые должны быть меньше, чем доходы, полученные от продажи своей продукции. Последнее зависит от производительности системы, НТП. уровня организации производства и труда, степени конкуренции и т.п. Это требует от каждого предприятия поиска своего пути развития, системы организации, маркетинга, своих форм хозяйствования.

Предприятия можно классифицировать по различным количественным и качественным параметрам. Основными количественными параметрами выступают численность работников и годовой оборот капитала.

В соответствии с критерием численности занятых выделяют:

малые предприятия, или малый бизнес (до 100 человек);

средние предприятия, или средний бизнес (до 500 человек);

крупные предприятия, или крупный бизнес (свыше 500 человек).

Следует отметить, что именно малый бизнес играет значительную роль в экономике практически всех развитых стран, в нем занято до половины работающего населения. Термин "малое предприятие" характеризует лишь размеры фирмы, но не дает представления об организационно-правовой форме предприятия (малым может быть и частное, и государственное, и другое предприятие). В чем преимущества малого бизнеса: прежде всего гибкость, высокая адаптивная способность к изменениям рыночной конъюнктуры. Многочисленный характер мелких фирм создает возможности для широкого развития конкуренции.

Значительный процент банкротств среди предприятий малого бизнеса позволяет держаться на плаву только тем, кто функционирует наиболее эффективно. Роль малого бизнеса в современной экономике весьма многообразна. Он как бы связывает экономику в единое целое и образует своего рода фундамент, на котором вырастают более сложные и высокие ее этажи.

Среди качественных параметров классификации предприятий молено назвать следующие:

тип собственности (частные или государственные);

характер и содержание деятельности;

ассортимент выпускаемой продукции;

способы и методы ведения конкурентной борьбы;

способ вхождения в различные союзы и объединения;

организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

Сущность и классификация предприятий

Предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, занимающийся различными видами экономической деятельности. Признаки предприятия как юридического лица:

  • учреждение согласно закону;
  • оформленная организационная структура;
  • обладание необходимым имуществом;
  • самостоятельная имущественная ответственность;
  • выступление в хозяйственном обороте от собственного имени.

Различают следующие виды целей, которые зависят от стадии жизненного цикла предприятия:

Экономические:

— выживание в долгосрочной перспективе;

— получение прибыли;

— увеличение стоимости предприятия;

— увеличение доли рынка;

— повышение качества продукции;

— бережное отношение к окружающей среде;

— улучшение сервисного обслуживания.

Социальные:

— повышение доходов работников;

— социальная защищенность;

— удовлетворение от работы;

— социальная интеграция;

— развитие персонала.

На выбор целей предприятия оказывают влияние, главным образом, факторы:

— наличие и объем спроса на продукцию;

— уровень рентабельности продукции;

— капиталоемкость продукции;

— наличие поставщиков (сырья, материала, топлива, комплектующих, оборудования);

— наличие инженерных решений для изготовления новой или модифицированной продукции;

— наличие квалифицированных кадров.

Как самостоятельная экономическая единица предприятие, исходя из своих интересов (получение прибыли) и производственных возможностей, определяет, как и для кого производить.

1.2 Понятие и классификация предприятий

В связи с этим предприятие выполняет такие функции:

— организационную;

— воспроизводственную;

— социальную.

Организационная функция предприятия сводится к обеспечению производства товаров и услуг, реализации их.

Воспроизводственная функция предприятия – это инвестирование (направление) капитала на развитие, обновление, расширение всех его подразделений.

Социальная функция предприятия заключается в удовлетворении потребностей потребителей в определенных сферах.

Задачи предприятия:

1) стабильное получение прибыли, что дает возможность дальнейшего развития и преобразования, внедрения технологий и использование новых методов производства;

2) обеспечение потребителя качественной продукцией и в достаточном количестве. Самое главное, чтобы на рынке товаров и услуг так или иначе наблюдалось равновесие спроса и предложения, чтобы предприятие целиком и полностью удовлетворяло потребительский спрос;

3) обеспечение персонала своевременной и достойной заработной платой. Кроме того, должна действовать система надбавок, премий и иметься возможность профессионального роста, что само по себе стимулирует работников к высокому результату. Предприятие должно также обеспечить благоприятные условия труда для своих работников.

Дата добавления: 2017-02-20; просмотров: 145;

admin