Предписание по пожарной безопасности

Проведение проверки соблюдения требований пожарной безопасности может завершиться выдачей инспектором по пожарному надзору предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

Право должностных лиц органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, выдавать такие предписания закреплено в статье 6 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

В свою очередь, обязанность граждан, должностных лиц и организаций соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, прописана в статьях 34 и 37 данного закона.

Предписание пожарного надзора нельзя оставлять без внимания.

Этот официальный документ является обязательным для исполнения, а за его неисполнение предусмотрена административная ответственность:

  • по части 12 статьи 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, может последовать наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 500 до 2 000 рублей; на должностных лиц — от 3 000 до 4 000 рублей; на юридических лиц — от 70 000 до 80 000 рублей;
  • по части 13 статьи 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, может последовать наложение штрафа на граждан в размере от 2 000 до 3 000 рублей; на должностных лиц — от 5 000 до 6 000 рублей или дисквалификация на срок до трех лет; на юридических лиц — от 90 000 до 100 000 рублей.

ВНИМАНИЕ!!! В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 28.05.2017 г. №100-ФЗ в часть 14 статьи 19.5 КоАП РФ за повторное невыполнение в срок предписания может последовать наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

КАК ЗАКРЫВАЮТ БИЗНЕС, КОТОРЫЙ НАРУШАЕТ ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ смотри .

Как исполнять предписание?

Согласно регламентирующим документам МЧС России (п. 96 Административного регламента МЧС России исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности», утв. Приказом МЧС России от 30.11.2016 N 644) в предписании об устранении нарушений указываются перечень выявленных нарушений, мест их выявления и сроки их устранения с указанием нормативных правовых актов, требования которых нарушены. То есть, заметьте, не способ устранения, а только само нарушение. В таком подходе есть свои плюсы и минусы.

Так как, современное законодательство предоставляет возможность альтернативного исполнения предписаний, то собственник самостоятельно может выбрать способ устранения нарушения, в том числе, руководствуясь соображениями экономической эффективности. И это, несомненно — «плюс» такого подхода. «Минус» заключается в том, что собственник, как правило, не являющийся специалистом в области пожарной безопасности, не сможет самостоятельно выстроить цепочку способов устранения нарушения, чтобы выбрать наиболее оптимальный, поскольку не знаком с тонкостями противопожарного нормирования. Здесь, как и во многих сферах, действует правило — каждый должен заниматься своим делом.

Например, инспектор, побывав на вашем объекте, написал вам в предписание нарушение части 1 статьи 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»: «Эвакуационные пути в здании и выходы из здания не обеспечивают безопасную эвакуацию людей». Конечно, на ваш вопрос — «что конкретно я должен сделать?», инспектор, быть может, на словах и расскажет, что нужно сделать еще один выход, а может и два, это все надо просчитывать, да еще сделать существующие пошире и повыше, а где конкретно долбить стены — это не его компетенция, обращайтесь к проектировщикам, ну и так далее, в таком духе. А проверять исполнение предписания через год придет другой инспектор, со своим видением ситуации, и все ваши труды могут пойти насмарку.

Какие же варианты исполнения могут быть у данного предписания.

1. Ничего не делаем. По истечению срока получаем штрафы (на юридическое лицо или должностное, либо оба сразу, так как, это уже повторное нарушение) за неисполнение предписания по ч.12 ст.19.5 КоАП РФ, за нарушение по ч.5 ст. 20.4 КоАП РФ, постановление о приостановке деятельности объекта до устранения, новое предписание на устранение.

Ориентировочная стоимость: штрафы до 300 тыс. руб + ущерб от простоя (?) + смотри п.2 все равно надо делать = ~ 1 млн. рублей.

2. Обращаемся в проектную организацию за проектом. Нанимаем подрядную строительную организацию. Строим дополнительные выходы, лестницы и т.п. Приводим в соответствие (реконструируем) существующие пути и выходы. Ждем проверку МЧС.

Ориентировочная стоимость: ~ 500 тыс. рублей.

3. Обращаемся в «Агентство пожарного аудита» за консультацией. Получаем еще как минимум 4 варианта исполнения:

— анализ предписания действующему законодательству (возможно делать ничего и не надо будет!);

Ориентировочная стоимость: от 5 тыс. рублей.

— предложения по изменению каких-либо пожарно-технических характеристик объекта, влекущих утрату оснований для выполнения предписания;

Ориентировочная стоимость: от 10 тыс. рублей.

— предложения по расчету пожарного риска (при подтверждении существующих нарушений), при положительном исходе которого, предписание будет считаться выполненным (основание п. 75 Административного регламента МЧС России исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности», утв. Приказом МЧС России от 30.11.2016 N 644);

Ориентировочная стоимость: от 25 тыс. рублей.

— предложения по проведению независимой оценки пожарного риска с существующими нарушениями, при положительном исходе которой, предписание будет считаться выполненным; предусмоторено снижение категории риска объекта защиты, что ведет к увеличению периодичности плановых проверок государственными органами от 4-х до 10 лет, а также вплоть до их полного исключения, при условии перехода в категорию низкого риска; снижение стоимости мероприятий по обеспечению пожарной безопасности; уверенность руководителя, что граждане, находящиеся на его объекте, находятся в безопасности; возможность использования заключения для целей залога, предстраховой экспертизы, классификации гостиниц по «системе звезд» и т.д.

Ориентировочная стоимость: от 45 тыс. рублей.

Обжалование предписания органа ГПН

В случае выявления при проведении проверки нарушений требований пожарной безопасности инспектор выдает предписание об устранении этих нарушений с указанием срока устранения (п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ, пп. «е» п. 9 Положения N 290, абз. 4 ч. 12 ст. 6 Закона N 69-ФЗ).

В отличие от акта проверки, предписание может быть обжаловано, поскольку оно является распорядительным документом, обязывающим проверенное лицо принять конкретные меры и порождающим правовые последствия по результатам проверки. Информация об обжаловании предписания и о результатах этого обжалования будет внесена в Единый реестр проверок (п. 5 ч. 3 чт. 13.3 Закона N 294-ФЗ, п.п. «е» п. 13, п. 20 Правил формирования и ведения единого реестра проверок, утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 415).

Судебный порядок:

В отношении оспаривания предписаний государственных пожарных инспекторов законодательство не требует обязательного досудебного урегулирования спора, поэтому жалоба на предписание может быть сразу подана в суд.

В судебном порядке предписание, выданное по результатам проверки, обжалуется по правилам главы 24 АПК РФ. Заявление об оспаривании предписания следует подавать в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения органа ГПН, вынесшего решение о проведении проверки (пп. 2 ч. 1 ст. 29, ч. 1 ст. 34, ст. 35 АПК РФ).

Внимание

Имеются факты прекращения арбитражными судами дел об оспаривании предписания ГПН в связи с неподведомственностью. Мотивы таких решений проистекают из позиции Верховного Суда РФ (абз. 2 п. 33 Постановление Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ») о том, что нарушение требований пожарной безопасности совершается юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) не в связи с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности. Поэтому суды указывают, что предписание выдается заявителю не в связи с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, а как допустившему нарушение участнику правоотношений в сфере пожарной безопасности (постановления Пятнадцатого ААС от 03.12.2015 N 15АП-19903/15, Восьмого ААС от 27.10.2015 N 08АП-10860/15, Первого ААС от 28.08.2015 N 01АП-5746/15, Одиннадцатого ААС от 10.07.2015 N 11АП-6989/15 и от 02.06.2015 N 11АП-6193/15, Тринадцатого ААС от 27.04.2015 N 13АП-8093/15, Двенадцатого ААС от 21.04.2015 N 12АП-3246/15, Второго ААС от 02.04.2015 N 02АП-2233/15, Седьмого ААС от 05.02.2015 N 07АП-12689/14).

С другой стороны, вышеупомянутое Постановление Пленума ВС РФ относится к случаям оспаривания постановлений о привлечении к административной ответственности, а не предписаний административных органов. Исходя из этого, некоторые суды (включая Верховный Суд РФ) принципиально указывают, что оспаривание предписания органов пожарного надзора относится к подведомственности арбитражных судов, потому что оно содержит обязательные для исполнения требования, связанные с расходованием средств; при этом неисполнение предписания может повлечь неблагоприятные для последствия, носящие экономический характер, следовательно, предписание является ненормативным правовым актом, возможность оспаривания которого предусмотрена нормами главы 24 АПК (определение Верховного Суда РФ от 28.11.2014 N 306-КГ14-5138, постановления АС Московского округа от 27.05.2016 N Ф05-6580/16, АС Волго-Вятского округа от 20.07.2015 N Ф01-2621/15, Шестнадцатого ААС от 14.10.2015 N 16АП-4171/15, АС Уральского округа от 07.08.2015 N Ф09-5200/15).

Жалоба в суд на вынесенное пожарным инспектором предписание подается в течение трех месяцев со дня его получения. При пропуске этого срока по уважительным причинам суд может восстановить срок подачи заявления (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). Обжалование предписания в административном порядке не является уважительной причиной пропуска срока (постановление Восемнадцатого ААС от 11.12.2012 N 18АП-11671/12), равно как и обжалование постановления об административном наказании, вынесенное по итогам этой же проверки (постановление Семнадцатого ААС от 22.01.2014 N 17АП-15874/13).

При подаче заявления в арбитражный суд об оспаривании предписания органа ГПН уплачивается государственная пошлина в размере 300 рублей — для физических лиц и 3000 рублей — для организаций (п. 3 ч. 1 ст. 333.21 НК РФ).

Заявление об оспаривании предписания рассматривается судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу (ч. 1 ст. 200 АПК РФ). При этом подача заявления в суд не означает, что выданное предписание не нужно исполнять. Для приостановления действия предписания следует обратиться в суд с соответствующим ходатайством (ч. 3 ст. 199 АПК РФ).

Органы ГПН обязаны будут доказывать и законность самого предписания, и наличие и состав обстоятельств, послуживших основанием для его принятия (ч. 5 ст. 200 АПК).

В случае признания жалобы обоснованной суд принимает решение о признании предписания недействительным в части либо в целом (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).

Если предписание (его отдельные пункты) в отношении конкретного лица было признано судом незаконным, то незаконна и выдача повторного идентичного предписания (его пунктов) тому же лицу , причем незаконность нового предписания даже не подлежит доказыванию вновь в силу преюдиции. И наоборот, если предыдущие идентичные предписания не обжаловались, то орган ГПН не вправе ссылаться на это обстоятельство в подтверждение законности последнего выданного им предписания (постановление Седьмого ААС от 28.05.2014 N 07АП-3917/14).

Административный порядок (обжалование вышестоящему должностному лицу, органу ГПН):

Также предписание государственного пожарного инспектора может быть обжаловано соответствующему руководителю по подчиненности в порядке, установленном главой V Регламента N 644. Для этого необходимо в течение 15 дней с даты его получения представить в орган ГПН письменные возражения в отношении предписания в целом или его отдельных положений вместе с документами (копиями), подтверждающими обоснованность таких возражений (ч. 12 ст. 16 Закона 294-ФЗ, п. 89 Регламента N 644). Эти документы можно направить через интернет, если они подписаны усиленной квалифицированной подписью проверяемого лица (ч. 12 ст. 16 Закона 294-ФЗ) и составлены с использованием программы, предусматривающей обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации (п. 131 Регламента N 644).

На период срока рассмотрения жалобы действие обжалуемых документов не приостанавливается (п. 128 Регламента N 644).

Возражения подлежат рассмотрению руководителем органа ГПН, выдавшего распоряжение о проведении проверки, или руководителем вышестоящего органа ГПН в течение 15 рабочих дней (п. 135 Регламента N 644). По результатам рассмотрения выносится письменное решение, которое доводится до сведения заинтересованного лица (п. 136 Регламента N 644). При этом органу ГПН запрещено ухудшать положение жалобщика, например сокращать сроки устранения нарушений, указанных в обжалуемом предписании и т.п. (абзац 5 п. 136 Регламента N644).

Такой способ обжалования, в отличие от оспаривания предписания в суд, не предусматривает возможности приостановления действия предписания на время рассмотрения возражений в административном порядке. Также факт подачи возражений в отношении выданного предписания не прерывает и не приостанавливает течение трехмесячного срока на обращение в суд.

Подразделения и должностные лица МЧС осуществляют надзор за соблюдением требований пожарной безопасности, в том числе при строительстве, ремонте или эксплуатации объектов. По итогам плановых и внеплановых проверок могут составлять акты и предписания о выявленных нарушениям, мерах по их устранению. В отношении зданий и сооружений предписания могут выдаваться при нарушении регламента Закона № 123-ФЗ, Закона № 384-ФЗ.

Читайте в этом материале, как назначаются и проходят проверки МЧС, по каким нарушениям могут выноситься предписания, как соблюсти требования пожарной безопасности в зданиях и сооружениях.

Что такое предписание МЧС для зданий и сооружений

Предписание МЧС является официальным документом с требованиями об устранении нарушений. Составляется предписание по итогам проверок, проводимых в плановом и внеочередном порядке. Если в ходе проверки выявлены нарушения норм пожарной безопасности, в отношении собственника, арендатора или иного владельца объекта будет составлен акт. Одновременно выдается предписание со списком нарушений, сроками их устранения.

Нормативные акты

Основным нормативным актом, по которому проводятся проверки и выносятся предписания, является Приказ МЧС от 30.11.2016 № 644. Им утвержден административный регламент по проведению проверок в сфере пожарной безопасности, указаны основания для вынесения предписаний. Нормы пожарной безопасности, которые будут проверять специалисты МЧС, указаны в следующих нормативных актах:

  • Федеральный закон № 384-ФЗ О безопасности зданий и сооружений (скачать);
  • Федеральный закон № 123-ФЗ Регламент пожарной безопасности (скачать);
  • НПБ 110-03 Нормы пожарной безопасности для проектирования (скачать);
  • СНиП 21-01-97 Пожарная безопасность (скачать).

Требования к обеспечению пожарной безопасности должны соблюдаться при проектировании строительства, реконструкции, капремонта и перепланировки, т.е. в разрабатываемых документах на будущие работы. Также их обязаны соблюдать подрядчики, собственники, арендаторы и управляющие компании при текущей эксплуатации объекта, возведении или ремонте здания.

Простым языком

При проектировании, строительстве, ремонте и эксплуатации объектов необходимо соблюдать нормы об исключении возможности возникновения пожара, предотвращении или ограничении опасности задымления, обеспечении защиты людей и имущества от опасных факторов возгорания. Нормы и требования пожарной безопасности, которые будут проверять специалисты МЧС, утверждены по следующим группам:

  • меры по обеспечению и сохранению устойчивости здания, прочности несущих конструкций на период эвакуации людей, выполнения иных мероприятий по ликвидации возгораний;
  • ограничение и локализация опасных факторов в пределах очага пожара, недопущение их распространения на другие части здания и прилегающей территории;
  • комплекс мер, препятствующий распространению огня на соседние здания и сооружения;
  • нормы об эвакуации в безопасную зону граждан, в том числе инвалидов и иных маломобильных групп;
  • обеспечение объекта средствами пожаротушения, возможности доступа пожарных и доставки средств тушения огня в любое помещение объекта;
  • составление и соблюдение расчетов пожарных рисков, если это предусмотрено законом.

Эти общие нормы конкретизируются в регламенте Закона № 123-ФЗ, НПБ 110-03 и СНиП 21-01-97. Если в ходе проверки МЧС выявлено отступление от требований пожарной безопасности, либо прямое нарушение нормативных актов, будет составлен акт, выдано предписание.

Комментарий специалиста. Владелец здания обязан устранить предписание МЧС, после чего будет проведена повторная проверка. За отказ исполнить требования, либо при несоблюдении сроков рассмотрения предписаний, наступают административные санкции – от крупного штрафа до приостановления деятельности. Также есть возможность оспорить предписание, если организация или гражданин не согласны с выявленными замечаниями.

Специалист МЧС изучает состояние стен и перекрытий на предмет пожарной безопасности

Виды проверок и штрафов МЧС

Проверки МЧС могут проводиться в соответствии с утвержденным планом (графиков), во внеочередном порядке, либо в ходе согласования проектной документации, приемки объекта в эксплуатацию. Основанием для проверок является распоряжение, форма которого утверждена Приказом МЭР России № 141.

Плановые и внеплановые проверки

План проверок составляется на каждый календарный год. Для соблюдения интересов правообладателей, план размещается в открытом доступе на сайте прокуратуры. Постановлением № 290 утверждена периодичность плановых проверок:

  • для объектов по категории высокого риска – 1 раз в 3 года;
  • при категории значительного риска – 1 раз в 4 года;
  • при категории среднего риска – 1 раз в 7 лет;
  • при категории умеренного риска – 1 раз в 10 лет.

Не предусмотрено плановых проверок для объектов, отнесенных к категории низкого пожарного риска.

Внеплановые проверки могут проводиться в любое время, если возникают следующие основания:

  • истек срок исполнения предписания, ранее выданного специалистом МЧС;
  • получение информации или документов о фактах нарушения норм пожарной безопасности (обращения граждан и организаций, публикации в СМИ, иные источники);
  • поручение Президента РФ. Правительства РФ или требование прокурора о проведении внеплановой проверки объекта;
  • ряд иных оснований, указанных в Приказе № 644.

Основания для проведения плановых и внеплановых проверок указываются в распоряжении. Если распоряжение издается вне плана, сразу после издания распоряжения инспекторы пожнадзора вправе приступить к проверке незамедлительно. Независимо от оснований для назначения проверки, она всегда носит выездной характер, т.е. непосредственно на объекте. Исключение составляет только согласование проектной документации, на которую Приказ № 644 не распространяется.

Плановые и внеплановые проверки МЧС проводятся в отношении документации, планов эвакуации. оборудования здания

Порядок проведения проверок

Распоряжение о проверки пожарной безопасности регистрируется в специальном журнале МЧС, вручается собственнику или иному владельцу объекта. В распоряжении будут указаны даты начала и окончания инспекции, состав комиссии, основание для проведения проверок. Процедура проходит по следующим этапам:

  • в соответствии с распоряжением владелец объекта должен представить для проверки необходимые документы (их перечень определяется инспектором, зависит от вида объекта и оснований проверки);
  • выездная инспекция проходит с заполнением проверочных листов (их формы отличаются для разных видов учреждений и объектов);
  • при необходимости, могут назначаться экспертизы и испытания;
  • по итогам проверки составляется акт, в котором указываются все выявленные нарушения;
  • владелец объекта вправе давать пояснения и возражения по акту, представлять дополнительные документы;
  • если в акте указаны нарушения пожарной безопасности, составляется предписание МЧС об их устранении;
  • в срок, указанный в предписании, собственник должен устранить все нарушения, либо оспорить претензии МЧС.

После получения информации об устранении нарушений назначается еще одна внеплановая проверка. Также в ходе проверок может устанавливаться основание для привлечения к ответственности по КоАП РФ. Рассмотрение административных дел может происходить одновременно с вынесением и устранением предписаний МЧС.

Штрафы МЧС

В КоАП РФ есть сразу несколько статей, по которым грозит ответственность за нарушение норм пожарной безопасности:

  • по общей статье 20.4 КоАП РФ выносятся предупреждения и назначаются штрафы за все нарушения пожарной безопасности;
  • по ст. 19.5 КоАП РФ назначается наказание за неисполнение предписаний и требований МЧС;
  • по ст. 19.6 КоАП РФ могут наказать за непринятие мер по устранению причин, и условий для совершения нарушений в сфере ПБ.

В зависимости от вида нарушения, протокол и постановление об административной ответственности могут составлять территориальные подразделения МЧС, Управления надзорной деятельности по субъектам РФ, либо центральный Департамент НД МЧС России.

Комментарий специалиста. Если в результате нарушений пожарной безопасности причинен вред людям или имуществу, может применяться уголовная ответственность. Однако по итогам плановых и внеочередных проверок МЧС назначается только административное наказание. Если в ходе проверки выявлены основания для возбуждения уголовного дела, оно будет расследоваться отдельно.

Предписание МЧС обязательно для исполнения собственников или арендатором здания

Кто и как обязан устранять нарушения и отвечать на предписания МЧС

Устранять нарушения и отвечать на предписания МЧС должно лицо, в отношении которого проводилась проверка и составлен документ, это может быть:

  • собственник, арендатор или иной владелец здания, сооружения, помещения;
  • руководитель или ответственные лица организации, которая занимается эксплуатацией объекта;
  • руководитель или ответственные лица организации, которая занимается строительством или ремонтом объекта.

Проверять соблюдение норм пожарной безопасности могут в отношении граждан, предпринимателей и юридических лиц.

В предписании будет указан срок, в течение которого гражданин или организация должны устранить нарушения. Точный срок зависит от вида нарушения, наличия объективной возможности его устранить. Для выполнения предписания могут выполняться следующие действия:

  • внесение изменений в локальные, технические и эксплуатационные документы организации и объекта (например, может потребоваться разработка планов эвакуации людей, инструкций ПБ);
  • приобретение оборудования, средств первичной и индивидуальной защиты;
  • внести конструктивные и планировочные изменения для обеспечения норм пожарной безопасности;
  • заменить стройматериалы, установить систему аварийного оповещения;
  • сделать расчеты пожарных рисков, либо внести в них изменения;
  • выполнить иные законные требования МЧС.

В срок, указанный в предписании, нужно уведомить об устранении всех нарушений. Для этого составляется письмо в произвольной форме, прикладываются подтверждающие документы. После получения уведомления будет проведена повторная выездная проверка.

Ответственность за неисполнение предписаний

Согласно ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, за невыполнение в срок предписания МЧС, взыскивается штраф:

  • с граждан – от 1500 до 2000 руб.;
  • с должностных лиц – от 3000 до 4000 руб.;
  • с организаций – от 70 тыс. руб. до 80 тыс. руб.

Если предписания выносится по объектам здравоохранения, образования и социального обслуживания, штраф будет взыскан по ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ. Юридические лица за такие нарушения должны заплатить штраф от 90 до 100 тыс. руб.

При повторном неисполнении предписания применяется ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ. Наказание за такой проступок существенно строже:

  • для граждан – штраф от 4 до 5 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – штраф от 15 до 20 тыс. руб. с дисквалификацией;
  • на ИП – штраф от 40 до 50 тыс. руб., либо приостановление деятельности до 90 суток;
  • на организации – штраф от 150 до 200 тыс. руб., либо приостановление деятельности до 90 суток.

Продлить срок предписания можно только в исключительных случаях, если устранение нарушение невозможно по объективным причинам. Об этом нужно уведомить орган или должностное лицо МЧС, представить доказательства невозможности устранения предписания.

В предписании МЧС всегда указывается точный перечень нарушений норм пожарной безопасности

Как соблюсти требования и устранить нарушения

Перечень мероприятий для исполнения предписания МЧС зависит от характера нарушения, особенностей здания и помещений. Ответ нужно дать по всем нарушениям, выявленным в ходе проверок, либо своевременно обжаловать и отменить предписание.

Изменение и разработка документации

Предметом предписания может быть отсутствие обязательных документов на здание, системы оповещения и пожаротушения, планов эвакуации, должностных инструкций на ответственных лиц. Также может потребоваться внесение изменений в действующую документацию. Для работы с документами можно привлечь стороннюю организацию, либо устранить замечания собственными силами.

Проектирование и выполнение ремонтных работ

При наиболее серьезных нарушениях норм пожарной безопасности может потребоваться проведение строительных работ:

  • для обустройства отдельных выходов и путей эвакуации;
  • для монтажа пожарных лестниц;
  • для обеспечения доступа спецтранспорту к объекту;
  • для обустройства пожарных водоемов и гидрантов;
  • для монтажа систем аварийной защиты и оповещения в здании и помещениях;
  • для замены строительных и отделочных материалов в помещениях, на путях эвакуации.

Это далеко не полный список мероприятий, которые могут потребоваться для устранения нарушений. Строительные работы могут проводиться в рамках капитального или текущего ремонта, реконструкции или перепланировки. На все виды работ нужно разработать проект, документацию для подрядчика.

Приобретение и монтаж оборудования

В каждом здании должны быть средства первичного пожаротушения, индивидуальной защиты граждан. Все оборудование и средства пожаротушения должны проходить регулярную поверку, соответствовать нормативам обеспечения по количеству людей, площадям здания. При ответе на предписание нужно указать, какое оборудование было приобретено и смонтировано в здании, представить паспорта изделий и иные подтверждающие документы.

Одним из наиболее частых нарушений, которые нужно устранять по предписанию МЧС, является соблюдение норм безопасности к пожарным и эвакуационным лестницам

Какие документы нужно подготовить по требованиям МЧС

В зависимости от вида нарушения, при устранении замечаний по предписанию могут потребоваться следующие документы:

  • уведомление об устранении нарушений, либо ходатайство о продлении сроков;
  • расчеты пожарных рисков;
  • декларации пожарной безопасности;
  • проект на проведение строительных работ, согласования и документы на ввод здания в эксплуатацию;
  • технический план, подтверждающий измененные характеристик помещений и здания;
  • паспорта инженерных систем, документы на оборудование и стройматериалы;
  • инструкции пожарной безопасности, регламенты, приказы, планы эвакуации граждан, иные локальные акты.

Точный перечень документов можно определить только по содержанию предписания МЧС.

Комментарий специалиста. Если вам необходима разработка документов и выполнение мероприятий по предписанию МЧС, обратитесь в компанию Смарт Вэй. Наши специалисты имеют опыт работы в сфере пожарной безопасности зданий, окажут необходимую помощь в устранении замечаний и нарушений.

Как выбрать компанию для устранения требований и предписаний МЧС

Попытка устранить нарушения по предписанию МЧС может завершиться взысканием крупного штрафа, приостановлением деятельности. Чтобы избежать таких проблем, обращайтесь к профессиональным специалистам в сфере пожарной безопасности зданий, убедитесь в их компетенции и квалификации. Компания Смарт Вэй на постоянной основе работает с клиентами по всем направлениям проверок МЧС. Мы поможем разработать и подготовить необходимые документы, окажем услуги при обжаловании предписаний.

Сроки и стоимость

Нарушения, которые выявят специалисты МЧС, могут существенно отличаться по срокам и сложности их устранения. Например, относительно быстро пройдет разработка новых документов, тогда как проектирование и проведение строительных работ может занять месяцы. Поэтому точный срок и расценки за устранение предписаний МЧС можно определить только после изучения документов, обстоятельств и характера замечаний. Обратившись в компанию Смарт Вэй, вы можете рассчитывать на максимально сжатые сроки и доступные цены на выполнения всех необходимых мероприятий.

Проблемы и сложности при работе с предписаниями МЧС

Даже если требования, указанные в предписании МЧС, совершенно законны, при их устранении может возникать множество проблем, в том числе:

  • сжатые сроки, предоставленные МЧС для выполнения мероприятий пожарной безопасности;
  • необходимость вносить изменения в основные архитектурные, планировочные и конструктивные решения здания, проводить перепланировки и реконструкции;
  • необходимость усиления несущих конструкций для монтажа инженерных систем, оборудования путей эвакуации и запасных выходов;
  • необходимость согласовать проведения работ с государственными органами, другими собственникам издания;
  • необходимость расчета пожарных рисков, определения полей опасных факторов при пожарах;
  • необходимость обустройства пожарных водоемов и противопожарных разрывов на территориях плотной застройки;
  • иные проблемы и сложности, в зависимости от выявленных нарушений.

Обратившись в компанию Смарт Вэй, все сложности и проблемы вы устраните максимально быстро. Это позволит избежать наложения штрафов, других санкций по КоАП РФ.

Преимущества сотрудничества с нашей компанией

Сотрудничество с нашей компанией – это всегда профессионально, выгодно, надежно! Мы предлагаем клиентам:

  • доступные цены на все виды работ и услуг;
  • консультационная поддержка по всем возникшим вопросам;
  • строгое соблюдение стандартов, регламентов, СП, других нормативных актов в сфере пожарной безопасности;
  • помощь в согласованиях, устранении замечаний.

Подробнее об условиях сотрудничества вы можете узнать на консультации у наших специалистов.

Кейсы нашей работы по устранению предписаний

Ниже вы можете ознакомиться с примерами по предыдущим работам, выполненным специалистами компании Смарт Вэй по предписаниям МЧС.

Кейс 1. Для устранения предписаний МЧС наши специалисты спроектировали наружные пути эвакуации и пожарные лестницы в крупном торговом центре Москвы. Предписание было выполнено точно в срок, указанный должностным лицом МЧС.

Кейс 2. Для устранения предписаний МЧС об организации эвакуационных путей был разработан проект и рабочая документация. После проведения работ эвакуационные выходы были приведены в соответствие с нормами пожарной безопасности, в том числе с организацией подсветки путей выхода людей.

Выводы

По итогам плановых и внеплановых проверок объектов могут составлять акты и предписания МЧС о выявленных нарушениям, мерах по их устранению. В отношении зданий и сооружений предписания могут выдаваться при нарушении регламента Закона № 123-ФЗ, Закона № 384-ФЗ, стандартов и сводов правил. Для устранения нарушений по предписанию МЧС может потребоваться разработка документации, проектирование и строительные работы, приобретение и монтаж оборудования, расчет пожарных рисков.

Полный комплекс услуг для устранения замечаний и ответа на предписания МЧС окажут специалисты компании Смарт Вэй. Звоните, мы поможем даже в самой сложной ситуации!

При написании статьи использовались следующие материалы:

  • Федеральный закон № 384-ФЗ О безопасности зданий и сооружений ();
  • Федеральный закон № 123-ФЗ Регламент пожарной безопасности ();
  • НПБ 110-03 Нормы пожарной безопасности для проектирования ();
  • СНиП 21-01-97 Пожарная безопасность ().

admin