Предмет роскоши

Предметы роскоши — это дорогие товары с избыточными потребительскими свойствами, не нужными для обеспечения госнужд в каждом конкретном случае. Прямого запрета на их закупку в 44-ФЗ нет. Но органы власти, учитывая отраслевую и территориальную специфику, вправе устанавливать критерии, по которым госзаказчики определяют избыточность характеристик и возможность покупки.

Что относят к предметам роскоши

Несмотря на то, что требования к нормированию в 44-ФЗ есть, сами предметы роскоши по законодательству РФ не определены, четкого перечня нет. К этой категории относят как количественные, так и качественные характеристики:

  • закупку большего числа предметов, чем надо (например, на 40 работников приобретают 60 компьютеров);
  • закупку несоизмеримо более качественных ТРУ, чем необходимо для решения задач (например, автомобиля БМВ, когда ту же проблему решает и Лада Гранта).

Вот еще несколько заказов, в которых присутствуют предметы роскоши: закупается 100 часов по цене 11 000 руб. каждые — это расточительность; приобретены 690 подарочных карт по 6000 руб. каждая — это закупка ненужных благ.

На сайте ОНФ «За честные закупки» есть пример закупки предметов роскоши Министерством строительства и архитектуры Амурской области. Оно планировало приобрести в форме малой закупки iPad Pro и комплектующие для него за 154 000 рублей. В комплект новой техники Apple входили: планшет за 121 000 рублей, чехол за 18 900 рублей и стилус за 14 000 рублей. Техзадание содержало характеристики, которые указывают на конкретную марку, а документ с техзаданием назвали «Техзадание Айпад3».

Принципы нормирования в госзакупках

Как нормировать закупки, устанавливает правительство РФ, правительства субъектов и администрации на местах для применения структурами власти на каждом уровне. Все эти нормы установлены, учитывая общие требования, зафиксированные правительством.

Федеральные органы, госкорпорации «Роскосмос» и «Росатом», некоторые учреждения науки, культуры, образования и здравоохранения, указанные в ч. 4.1 ст. 19 44-ФЗ, подчиняются основным правилам нормирования:

  1. Требования к ТРУ, включая предельные цены, фиксируются в формате ведомственных перечней. Их форма стандартна по закону. В эти перечни включаются ТРУ из обязательного перечня, который утверждает правительство РФ. Есть возможность прописать характеристики, которые отличаются от тех, что заложены в главном перечне, для этого в ведомственный перечень включается их обоснование. В ведомственный перечень разрешено добавлять и иные блага (п. 2, 6 правил определения требований № 927, изложенных в письме Минфина России от 13.08.2019 № 24-01-06/61190).
  2. Для определения нормативных затрат есть утвержденная методика. В ней приведены формулы для расчета по различным видам затрат (на содержание имущества, услуги связи и т. п.). Для затрат, которых нет в методике, органы прописывают правила расчета сами (п. 3 правил, утвержденных ПП № 1084).
  3. На портале ЕИС размещаются проекты актов, утверждающих новые требования и нормативы затрат, для общественного обсуждения. Сроки обсуждений — минимум 5 рабочих дней с момента размещения (указано в п. 5, 6 требований из ПП РФ № 479).
  4. После утверждения ведомственные перечни и нормативные затраты публикуют в течение 7 дней на сайте ЕИС. За их неразмещение предусмотрены штрафные санкции по ч. 3 ст. 7.30 КоАП, ч. 6 ст. 19 44-ФЗ и п. 16 требований из ПП № 479.

Нормативные затраты разрешено не утверждать для ТРУ, которые не закупаются федеральным госорганом, его территориальными органами и подведомственными ему казенными учреждениями. Но такие затраты следует прописать для товаров (работ, услуг), переданных для закупки подведомственным учреждениям. Правила указаны в письме Минфина № 24-01-06/61190 от 13.08.2019.

Правительство каждого субъекта определяет, что относится к предметам роскоши в конкретном регионе. Например, для Московской области нормы закреплены в ПП МО № 1411/49 от 29.12.2015.

Муниципальные закупщики подчиняются правилам, утвержденным местными администрациями (например, постановлением администрации городского округа Электросталь МО № 632/9 от 08.09.2017).

Структура системы нормирования

Система нормирования условно состоит из трех уровней.

Уровень № 1. Правительство установило общие правила нормирования госзакупок. Они обязательны для всех субъектов нормирования. Эти положения зафиксированы в 3 документах:

  • общий порядок публикации НПА в сфере нормирования (ПП № 476 от 18.05.2015);
  • общие правила формирования требований к отдельным видам товаров, работ, услуг (ПП № 926 от 02.09.2015);
  • общие правила формирования нормативных затрат на обеспечение госорганов (ПП № 1047 от 13.10.2014).

На базе этих документов формируются остальные правила, в том числе и о предметах роскоши (ч. 3 ст. 19 44-ФЗ).

Уровень № 2 включает:

  • правила составления НПА о нормировании;
  • правила утверждения требований к продукции в формате ведомственных перечней;
  • способы определения нормативных затрат.

Эти правила созданы для федеральных, региональных и местных органов власти (ч. 4 ст. 19 44-ФЗ).

Уровень № 3. По отраслям фиксируют нормы и требования к ТРУ, нормативные затраты, которые закупщики должны учитывать. Правила утверждают государственные, муниципальные структуры и ГРБС из сферы науки, образования, здравоохранения, культуры (ч. 5 ст. 19 44-ФЗ) для подведомственных заказчиков. Главное — учесть акты, которые приняты на первых двух уровнях.

Ответственность за приобретение предметов роскоши

Исключение из закупок товаров, работ, услуг, имеющих избыточные потребительские свойства или являющихся предметами роскоши, обеспечивается законом о контрактной системе 44-ФЗ.

В КоАП отдельной нормы, в которой прописывается ответственность за закупку предметов роскоши, ​​нет. Но в ст. 7.29.3 КоАП предусмотрен штраф в размере от 20 000 до 50 000 рублей при госзакупках благ, не соответствующих целям осуществления покупки и применяемым нормативным затратам, и цен, в отношении которых обоснование противоречит требованиям закона.

В ст. 285.1 Уголовного кодекса прописаны санкции, применяемые при нецелевом расходовании средств бюджета (заказ предметов роскоши — тот самый случай), — тюремный срок 5 лет.

Домашняя правовая энциклопедия

Доступно в App Store

Доступно в Google Play

Если Вы не нашли ответа на свой вопрос или хотели бы увидеть новый раздел в энциклопедии — присылайте свои вопросы, пожелания и предложения в редакцию. Мы обязательно учтем их в развитии издания.

Вы можете написать письмо в редакцию Домашней правовой энциклопедии, заполнив форму с обращением на нашем сайте или отправить Ваш запрос по электронной почте на адрес dpe@garant.ru.

См. вступительное слово Советника Президента Российской Федерации, сопредседателя Ассоциации юристов России, члена-корреспондента Российской академии наук В. Ф. Яковлева к книжному изданию Домашней правовой энциклопедии.

Домашняя правовая энциклопедия дает ответы на вопросы, которые могут возникнуть в жизни любого человека, гражданина России или же проживающего в России.

Круг освещаемых тем охватывает все важнейшие сферы жизни современного человека — семейные отношения, воспитание детей, взаимоотношения с банками, автомобиль, туризм, вопросы гражданства, работа, пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание, служба в армии и многое другое. Практически любой человек, независимо от его возраста, семейного положения и благосостояния, найдет в книге полезную для себя информацию.

Энциклопедия основана на действующем российском законодательстве, написана понятным языком и излагает содержание важнейших законов и других документов, регулирующих нашу жизнь. Материал структурирован таким образом, чтобы максимально облегчить нахождение нужной информации.

Список сокращений

ВИЧ — Вирус иммунодефицита человека

ВС РФ — Верховный Суд РФ

Вуз — Организация высшего образования

ГВЭ — Государственный выпускной экзамен

ГД — Государственная Дума

ГИА — Государственная итоговая аттестация

ГИБДД, ГАИ- Государственная инспекция безопасности дорожного движения

ГК — Гражданский кодекс

ГПК — Гражданский процессуальный кодекс

ГЭК — Государственная экзаменационная комиссия

ДТП — Дорожно-транспортное происшествие

ЕГЭ — Единый государственный экзамен

ЕДВ — Ежемесячная денежная выплата

ЖК — Жилищный кодекс

ЖСК — Жилищно-строительный кооператив

ЗК — Земельный кодекс

ИКТ — Информационно-коммуникационные технологии

КАС — Кодекс административного судопроизводства

КИМ — Контрольные измерительные материалы — комплексы заданий стандартизированной формы при проведении ГИА

КС РФ — Конституционный Суд РФ

МВД — Министерство внутренних дел

МРОТ — Минимальный размер оплаты труда

МСЭ — Медико-социальная экспертиза

НДФЛ — Налог на доходы физических лиц

НК — Налоговый кодекс

ОГЭ — Основной государственный экзамен

ОСАГО — Обязательное страхование гражданской ответственности автовладельцев

ПДД — Правила дорожного движения

ПТС — Паспорт транспортного средства

ПФР — Пенсионный Фонд России

РСФСР — Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика

РФ — Российская Федерация

СК РФ — Семейный кодекс РФ

СНГ — Содружество Независимых Государств

СНИЛС — страховой номер индивидуального лицевого счета

СССР — Союз Советских Социалистических Республик, Советский Союз

СТС — Свидетельство о регистрации транспортного средства

СФ — Совет Федерации

ТК — Трудовой кодекс

ТС — Транспортное средство

УК — Уголовный кодекс

УПК — Уголовно-процессуальный кодекс

ФЗ — Федеральный закон

ФКЗ — Федеральный конституционный закон

ЦБ РФ, ЦБР — Центральный банк РФ, Банк России

ЧАЭС — Чернобыльская атомная электростанция

А.Х. Гафурова

ПРЕДМЕТЫ РОСКОШИ — НЕОБХОДИМОСТЬ ИЛИ ПРАВО ВЫБОРА?

В настоящее время в целях защиты прав совместной собственности супругов становится необходимым определить в законодательстве Российской Федерации понятие предметов роскоши. Представления о роскоши меняются в обществе вместе с изменением уровня жизни. Многие считают предметы роскоши источником социального неравенства. В России введен налог на роскошь.

Ключевые слова: предметы роскоши, совместная собственность супругов, излишество, налог на роскошь, социально-психологическая функция, уровень жизни.

Едва ли не самым распространенным и употребляемым в наше время стало пресловутое слово «роскошь», которое своей неопределенностью затмевает сознание людей. Учитывая современные реалии понимания обществом предметов роскоши, прийти к единому мнению в отношении содержания понятия роскоши крайне сложно. К примеру, каждый человек скажет, что остров, самолет или дворец на берегу моря — это роскошь. А в отношении другой недвижимости и дорогих марок автомобилей не все выглядит однозначно. Для жителей провинциальных поселков роскошью считаются новый автомобиль российского производства и квартира в центре областного города, тогда как москвичи считают роскошью виллу на Рублевке или автомобиль «Ламборджини» последней модели. Отсюда можно сделать вывод, что в разных регионах страны неоднозначно воспринимается понятие роскоши.

К тому же в настоящий момент в Российской Федерации отсутствует законодательное закрепление понятия предметов роскоши.

© Гафурова А.Х., 2014

Так, в Семейном кодексе Российской Федерации1 установлено лишь то, что драгоценности и другие предметы роскоши являются совместной собственностью супругов, несмотря на то что они, по сути, принадлежат к вещам индивидуального пользования. То есть, если предмет роскоши потребляется лишь одним супругом, тем не менее, он имеет режим общей, а не личной собственности, и соответственно, получая свою долю имущества при разделе после развода, супруг, пользующийся предметом роскоши, должен будет отдать половину стоимости этого имущества своему супругу2. Вопрос о признании той или иной вещи предметом роскоши решает суд в зависимости от конкретных обстоятельств дела, руководствуясь жизненным уровнем в обществе и сложившимися на его основе представлениями о роскоши, а также условиями жизни спорящих супругов3. Интересен тот факт, что и во времена действия Кодекса о браке и семье РСФСР4 от 30.07.1969 г. предметам роскоши был удостоен тот же режим совместной собственности супругов (ст. 22), как и в наше время. А что понимается под другими предметами роскоши, законодателем ни РСФСР, ни Российской Федерации так и не раскрыто.

В списке предметов роскоши за историю человечества побывало едва ли не все, что нас окружает. Следует отметить: то, что для одного поколения является роскошью, для последующего становится насущной необходимостью. Ярким примером этого является история мобильных телефонов и компьютеров, которые еще лет 15 назад считались излишествами, а сегодня во многих странах уже включены в число предметов первой необходимости5. Также, например, то, что еще вчера считалось роскошью, например шуба из натурального меха, завтра может быть расценено как обычная верхняя одежда.

Поэтому на практике довольно сложно определить, что является для данной семьи предметом роскоши. Недаром представления о роскоши меняются в обществе вместе с изменением уровня жизни.

Получается, что предметы роскоши существовали во все времена жизни общества, только само понятие этих предметов претерпевало изменения и по отношению к прошлому периоду времени, и по отношению к настоящему, только с привязкой к местности.

В силу этого отношение к предметам роскоши имеет перманентное и переходящее состояние: на одном этапе жизни общества это излишество, к которому стремится общество и, сделав выбор в пользу роскоши, ограничивает себя в чем-то; на другом, последующем этапе это излишество может перерасти в необходимость. Поэтому довольно сложно определиться с этим витиеватым понятием «предметы роскоши».

А.Х. Гафурова

Именно поэтому наши законодатели, наконец, решив ввести налог на роскошь, а тем самым все-таки установить современные признаки роскоши, крайне долго не могли определить, что же в России должно считаться излишеством. Изначально предлагалось, что «налог на роскошь» затронет покупку огромных домов, колоссальных земельных участков, самолетов, яхт и суперавтомобилей.

Вопрос введения налога на роскошь госчиновниками обсуждался не один год. Основная функция налога на роскошь с точки зрения инициатора его введения — социально-психологическая. Специальное обложение, став платой за сверхпотребление, которое сейчас имеют некоторые граждане РФ, должно восстановить социальную справедливость. Идею с введением налога на роскошь поддержали большинство жителей России.

После многогранных обсуждений налог на роскошь ввели в 2013 г. для автомобилей стоимостью свыше 3 млн руб., исчисляемый с учетом повышающего коэффициента. Также в настоящий момент обсуждается вопрос, надо ли законодательно вводить норму, чтобы налог распространялся на имущество налогоплательщика, находящееся не только в России, но и в других странах.

Налог «на богатство» существует в той или иной форме во многих странах мира — в Великобритании, Италии, США, Франции, Хорватии.

В США налог на роскошь был впервые введен в 1898 г. для финансирования военных расходов. В 1990 г. Конгресс США в очередной раз внедрил налог на различные предметы роскоши. Однако в 1993 г. американские законодатели отменили почти все эти налоги, оставив только налог на автомобили, который действовал в течение 13 лет. Сейчас в США налог на роскошь заменен повышенной ставкой НДС на товары класса люкс.

Сегодня развитые страны предпочитают заменить налог на роскошь повышенной ставкой НДС или применяют его к действительно эксклюзивным вещам: сверхмощным машинам и яхтам, дорогим украшениям. Япония отменила этот налог в 1950 г., Ирландия — в 1974 г. В последнее время к ним присоединились Австрия, Германия, Дания, Италия, Люксембург, США, Финляндия.

Необлагаемый порог налога на роскошь во Франции составляет 760 тыс. евро. Если гражданин обладает большим состоянием, то он обязан с суммы, превышающей этот порог, оплатить от 0,55 до 1,8%. При этом налог на богатство касается как налогоплательщиков этой страны, так и ее налоговых резидентов, которые обязаны самостоятельно задекларировать для налоговых органов наличие такого имущества. В предметы роскоши включаются денежные

средства, акции, недвижимость, мебель, посуда, произведения искусства со стоимостью, превышающей установленный законодательством «потолок». В случае обнаружения неуплаты действует срок давности в 10 лет, за который государство попросит уплатить налог в полном объеме. В связи с этим обеспеченные граждане выбирают для своего проживания и ведения бизнеса соседнюю Бельгию, а казна Франции теряет 25-28 млрд евро в год. Временно введенный в Испании налог на роскошь уплачивается теми, чье состояние превысило 700 тыс. евро6.

Таким образом, учитывая образовавшийся правовой пробел в законодательстве Российской Федерации в части отсутствия критериев определения предметов роскоши, у каждого гражданина существует право выбора «иметь или не иметь» предметы роскоши. Причем, обладая ими, человек может ощутить определенные последствия в виде уплаты налогов, либо довольствоваться тем существующим имуществом, ничем не обремененным, которое, возможно, когда-то в незапамятные времена являлось роскошью.

В этой связи можно рассмотреть и такой вариант: установить общее понятие предметов роскоши на федеральном уровне и дать возможность законодательным органам субъектов Российской Федерации на своей территории в зависимости от показателей состояния качества жизни населения на уровне субъекта принимать свое определение предметов роскоши.

Примечания

Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 16.

Филина Ф.Н., Толмачев И.А., Сутягин А.В. Сам себе адвокат. М.: ГроссМедиа; РОСБУХ, 2008.

Нечаева А.М. Новый Семейный кодекс // Государство и право. 1996. № 6. С. 124.

Кодекс о браке и семье РСФСР от 30 июля 1969 г. // Ведомости ВС РСФСР. 1969. № 32. Ст. 1397.

Земцова Ю. Налог на роскошество. Красиво жить не запретишь // Финансовая газета. 2012. № 5. С. 7.

Зыкова Т. Налог — не роскошь. Дополнительные сборы с владельцев элитных средств передвижения могут ввести в 2013 году // Российская газета. 2012. № 5710 (37).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТЫ РОСКОШИ В РОССИЙСКОЙ
КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ И ИХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
И.Г. ТЮТЮННИК
———————————
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета (2014 г.).
Тютюнник Игорь Георгиевич, научный сотрудник Центра правового и методического обеспечения стратегического планирования Института проблем экономической безопасности и стратегического планирования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.
В статье предпринята попытка определения понятия и предмета роскоши в российской контрактной системе и их законодательное обеспечение. Под роскошью в настоящей статье понимается процесс избыточного приобретения и потребления экономически полезных благ, превышающий количественные и качественные потребительские свойства и характеристики товаров, работ, услуг. Производство предметов роскоши служит источником значительной предпринимательской прибыли, достигаемой приложением капитала в таких отраслях производства, где конкуренция не существует вовсе или развита слабо.
Ключевые слова: роскошь, предметы роскоши, контрактная система, избыточные потребительские свойства, количественные и качественные критерии оценки, нормативно-правовой акт, законодательство Российской Федерации.
Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» определяются требования к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам, устанавливаемые в рамках нормирования в сфере закупок; определено, что данные требования сводятся к количеству и качеству, потребительским свойствам и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющим обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящим к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 19 Закона № 44-ФЗ).
———————————
Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo. 08.04.2013; Собрание законодательства Российской Федерации. 08.04.2013. № 14. Ст. 1652; Российская газета. № 80. 12.04.2013.
Закон расшифровывает и составляющую данного определения, касающуюся требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам. Под такого рода требованиями понимаются «требования к количеству, качеству, потребительским свойствам и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации». Вполне очевидно, что если речь идет, например, о требованиях к закупаемым мебели или автомобилю, то они могут и должны отличаться в зависимости от того, для кого этот товар закупается (главы администрации сельского поселения или губернатора). В то же время и в первом, и во втором случаях должны существовать определенные ограничения, касающиеся предмета закупки .
———————————
Косарев К. Что ждет систему госзакупок? // ЭЖ-Юрист. 2013. № 29. С. 1, 3.
В связи с чем мы попробуем разобраться в понятиях «роскошь» и «предметы роскоши».
Как следует из анализа литературных источников, ключевым вопросом, вокруг которого строится дискуссия, является всего один: «Что такое роскошь?» Мнения авторов, рассуждавших о сущности роскоши и этических последствиях ее наличия в обществе, в данном случае не помогали решению этого вопроса, поскольку ответ должен был содержать конкретные количественные и качественные критерии оценки, которые могли бы быть положены в основу правового акта. Между тем в рамках социологии в начале XX в. уже была предпринята попытка ответа на вопрос о сущности и критериях анализа роскоши, в которой виделась сущность будущего капиталистического общества .
———————————
Научный потенциал регионов — на службу модернизации. Астрахань: АИСИ, 2011. С. 289.
Так, исследование немецкого социолога В. Зомбарта «Роскошь и капитализм» стало результатом разработки проблемы генезиса капитализма . Автор определил роскошь как категорию, выходящую за пределы необходимого. Роскошь бывает субъективной, т.е. когда определяется через ценностное суждение, и объективной, когда она определяется в зависимости от физиологических потребностей человека и его культурных потребностей. Физиологические потребности зависят от климата и определяются им. Роскошь также может быть организована количественно и качественно. В количественном отношении это означает использование большего количества предметов, чем это необходимо, для совершения какого-либо действия (например, владение большим количеством престижной недвижимости). Качественная роскошь подразумевает использование только лучших товаров. Сами по себе физиологические показатели, равно как и культурные особенности индивидов, с трудом поддаются эмпирическому исследованию, и поэтому В. Зомбарт переносит акцент на предмет роскоши, который является материализацией идеи роскоши конкретной исторической эпохи.
———————————
Зомбарт В. Евреи и экономика // Собр. соч.: В 3 т. Т. 2. СПб.: Издательство «Владимир Даль», 2008. С. 105 — 601.
В тех работах, которые были известны ко времени издания «Роскоши и капитализма», прежде всего в труде Бодрийяра, роскошь трактовалась в первую очередь с нравственных позиций, а именно с точки зрения пользы для общества. С одной стороны, люди, подобные Б. Мандевилю и Ш. Монтескье, защищали роскошь, которая «питает крохами со своего стола бесчисленное множество людей, обслуживающих потребление богатого класса». С другой стороны, роскошь осуждалась как порок, который «не питает, а только раздувает сердце человека самовлюбленностью и который дает другим картину счастья, которую они никогда не достигнут». Так или иначе, отказ В. Зомбарта обсуждать этические аспекты роскоши, а начать сразу с признания важности этого феномена в жизни общества может быть признан правильным, учитывая реальное положение дел.
Нет также основания признавать за роскошью способности служить источником образования запасов, которые могут быть использованы в критические периоды: предметы массового потребления в эту пору могут оказать гораздо большую услугу. Если и верно утверждение, что стремление сделаться обладателем возможно большего числа предметов роскоши служит стимулом к воздержанию от увеличения потомства, то, при недоступности для массы этих предметов, рост населения может уменьшиться от того лишь в весьма незначительной степени. Если бы действительно роскошь имела в этом отношении важное значение, то ее нужно было бы изгнать, прежде всего, из пределов Франции, которая страдает отсутствием нормального прироста населения. Признавать за роскошью способность сглаживать социальные неравенства невозможно уже ввиду того общеизвестного факта, что предметы роскоши утрачивают всю свою притягательную силу для богатых людей, как только они становятся доступными для людей с ограниченными средствами, и немедленно заменяются другими, могущими удовлетворить чувству тщеславия и желанию блеснуть непроизводительными расходами.
Рассмотрим несколько определений роскоши и попытаемся дать свое понятие.
Роскошь — название той части обстановки данного лица (и требуемых ею расходов), которая не вызывается нравственно-экономическими интересами данного общества. Потребление отдельного человека не должно падать ниже этого минимума, но, с другой стороны, оно не должно идти дальше максимальной нормы удовлетворения физических, умственных и эстетических потребностей, превышение которой нарушало бы нравственно-экономические интересы данного общества. Удовлетворение потребностей в этих пределах, хотя бы оно сопровождалось огромными расходами и даже легко могло бы быть избегнуто, не создает еще основания для утверждения, что оно превысило максимальную норму экономически полезных расходов по потреблению.
Роскошь — социально-экономический феномен, связанный с процессом потребления благ. Означает совокупность социальных практик, включающих в себя институционализированное демонстративное потребление благ, часто с последующим их уничтожением.
———————————
Информационно-справочный ресурс «Википедия».
Таким образом, при анализе понятия «роскошь» можно выделить следующие признаки:
1) процесс приобретения и потребления благ, превышающего максимальную норму экономически полезных расходов (возможность приобретения аналогичных товаров, имеющих аналогичные качественные и количественные характеристики и ниже по стоимости);
2) количественные и качественные потребительские свойства и иные характеристики товаров, работ, услуг;
3) превышение потребностей заказчика.
В связи с приведенными критериями можно сформулировать следующие определения «роскоши».
Роскошь (общее определение) — это процесс избыточного приобретения и потребления экономически полезных благ, превышающего количественные и качественные потребительские свойства и характеристики товаров, работ, услуг.
Роскошь (применительно к планированию закупок) — это установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены) и нормативных затрат на обеспечение функций заказчиков.
Закон № 44-ФЗ определяет предмет роскоши и отсылает к законодательству Российской Федерации. Но законодательство Российской Федерации не дает этого определения. Так, ст. 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации содержит следующую формулировку: «Взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на следующее имущество, принадлежащее гражданину-должнику на праве собственности: предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши». Однако пояснения того, что относится к предметам роскоши, нет.
Понятие предмета роскоши встречается и в ст. 256 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 36 Семейного кодекса Российской Федерации. Законодатель последовательно использует в различных источниках это понятие, но не дает ему определения.
Единственный источник, который удалось отыскать (это вовсе не означает, что это действительно единственный источник), — Указ Президента Российской Федерации от 02.12.2013 № 871 «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 2094 от 7 марта 2013 г.». Данный Указ устанавливает перечень предметов роскоши, которые с 14 октября 2006 г. и впредь до особого распоряжения запрещено перемещать транзитом через территорию Российской Федерации (в том числе воздушным транспортом), вывозить с территории Российской Федерации в КНДР, а также передавать КНДР вне пределов Российской Федерации с использованием морских и воздушных судов под флагом Российской Федерации. Далее приводится перечень предметов роскоши:
Список предметов роскоши, транзитное перемещение
которых через территорию Российской Федерации (в том
числе воздушным транспортом), вывоз с территории Российской
Федерации в Корейскую Народно-Демократическую Республику,
а также передача Корейской Народно-Демократической
Республике вне пределов Российской Федерации
с использованием морских и воздушных судов
под флагом Российской Федерации запрещены
с 7 марта 2013 г. и впредь до особого
распоряжения
———————————
Официальный интернет-портал правовой информации, 02.12.2013; Собрание законодательства Российской Федерации. 09.12.2013. № 49 (ч. VII). Ст. 6395.

N позиции Наименование Код ТН ВЭД ТС
Драгоценности:
1.1. Ювелирные изделия с жемчугом 7116
1.2. Необработанные ценные минералы из раздела V «Минеральные продукты»
1.3. Драгоценные и полудрагоценные камни (включая алмазы, сапфиры, рубины и изумруды) 7102;
1.4. Ювелирные изделия из драгоценного металла или металла, плакированного драгоценным металлом из 7113
Средства транспорта, включающие в себя:
2.1. Яхты из 8903
2.2. Автомобили и другие транспортные средства класса «люкс»:

автомобили и другие транспортные средства для перевозки людей (кроме средств общественного транспорта),

включая автомобили с кузовом «универсал»

из 8702;

из 8703;

из 8711;

из 8712;

из 8716

2.3. Гоночные автомобили из 8703

Для целей применения настоящего списка необходимо руководствоваться как наименованием товара, так и кодом единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС).
Более точно определить классификационные коды ТН ВЭД ТС в разделе V «Минеральные продукты» не представляется возможным, так как в нем отсутствует термин «ценные минералы». В резолюции Совета Безопасности ООН 2094 от 7 марта 2013 г. также отсутствуют сведения о том, какие товарные позиции следует относить к ценным минералам.
Коды ТН ВЭД ТС 8711, 8712 и 8716 применяются в отношении предметов роскоши, если в понятие «другие транспортные средства для перевозки людей» включаются мотоциклы, велосипеды, прицепы и полуприцепы.
Многие предметы роскоши, вводимые в употребление представителями богатого класса единственно из тщеславия и чванства, могут, с течением времени, породить вполне здоровую в них потребность; но полезными предметы роскоши становятся не ранее приобретения ими способности служить удовлетворению такой именно потребности. В защиту роскоши выставляют и то, что она служит источником образования и накопления капиталов, доставляет работу огромному количеству лиц, ограничивает рост населения и даже, в конечном своем результате, сглаживает социальные неравенства. Согласиться с этим невозможно. Если бы употребляемые здесь капиталы были помещены в производственные процессы, служащие для изготовления предметов массового потребления, то от этого выиграли бы широкие слои населения: благодаря порожденной конкуренцией дешевизне, эти предметы сделались бы доступными и малоимущим.
Но применим ли к отношениям, возникающим в сфере закупок, Указ Президента Российской Федерации от 02.12.2013 № 871 «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 2094 от 7 марта 2013 г.»? Полагаем, что нет. Во-первых, он создавался с совершенно иной целью, кроме того, приведенный перечень носит ограниченный характер. Если даже предположить, что он подлежит применению, то, следуя житейской логике, приобретенная элитная мебель стоимостью 500 тыс. руб. не будет относиться к предметам роскоши.
В соответствии с изложенным необходимо принять нормативно-правовой акт, в котором будут прописаны следующие критерии:
— будет раскрыто понятие роскоши;
— определены критерии роскоши (что можно считать роскошью и что к ней может относиться);
— определен предмет роскоши и его качественные и количественные характеристики;
— перечень предметов роскоши должен иметь квалификацию на основе отнесения предметов к той или иной категории.
Все обозначенные критерии в совокупности с совершенствованием юридической техники позволят систематизировать применение понятия и предмета роскоши в российской контрактной системе и в законодательстве Российской Федерации.
Литература
1. Собрание законодательства Российской Федерации. 08.04.2013. № 14. Ст. 1652.
2. Собрание законодательства Российской Федерации. 09.12.2013. № 49 (ч. VII). Ст. 6395.
3. Российская газета. № 80. 12.04.2013.
4. Научный потенциал регионов — на службу модернизации. Астрахань: АИСИ, 2011. С. 289.
5. Косарев К. Что ждет систему госзакупок? / К. Косарев // ЭЖ-Юрист. 2013. № 29. С. 1, 3.
6. Зомбарт В. Евреи и экономика // Собр. соч.: В 3 т. Т. 2. СПб.: Издательство «Владимир Даль», 2008. С. 105 — 601.
7. Карпов В.А. Актуальные проблемы применения законодательства Российской Федерации о размещении заказов для государственных нужд // Юридический мир. № 2. 2008. С. 26 — 28.
8. Ягубян А.В. Проблемы проведения закупок товаров, работ и услуг организациями на средства, предоставленные учредителями — органами государственной власти // Юридический мир. № 3. 2008. С. 21 — 25.
9. Официальный интернет-портал правовой информации. 08.04.2013.
10. Информационно-справочный ресурс «Википедия».
Тютюнник И.Г. Понятие и предметы роскоши в российской контрактной системе и их законодательное обеспечение // Юридический мир. 2014. № 9. С. 20 — 23.

Здравствуйте, София! Предмет роскоши — понятие относительное. Законодатель не дает конкретной расшифровки таких предметов. Если, к примеру, автомобиль, для одного является роскошью, для другого может быть предметом необходимости, поскольку посредством автомобиля он содержит себя и свою семью. Примерно также и перечисленные Вами вещи: телевизор, микроволновая печь, стиральная машина и пр. Если этих вещей у Вас по единице (по одной штуке), то их надо относить к предметам обычной домашней обстановки и обихода и на них нельзя обратить взыскание. Если же телевизоры в каждой комнате, то предметом роскоши будут все, кроме одного из них. Во всех случаях при решении вопроса об обращении взыскания на имущество должника судебные приставы обязаны исходить из конкретной обстановки, условий проживания, состава семьи и пр. К примеру, драгоценные вещи из золота, платины, всевозможные ценные украшения, безусловно, будут признаны предметом роскоши. Если очень коротко, то под предметами роскоши следует понимать такие предметы, при отсутствии которых должник может легко и без страданий обойтись.

admin