Правовой статус ребенка

Слабая правовая защищенность прав и свобод детей, неспособность ребенка самостоятельно в силу возраста и незрелости защищать свои права, а также рост преступлений в отношении несовершеннолетних в России, повышают интерес исследователей к изучению конституционно-правового статуса ребенка .

Рассматривая понятие конституционно-правового статуса ребенка, прежде всего, следует обратить внимание на ключевую дефиницию – конституционно-правовой статус. В литературе отмечается, что в Конституции РФ и федеральных законах отдельно не закреплен конституционно-правовой статус ребенка, а он вытекает из общего конституционно-правового статуса гражданина . Поскольку под правовым статусом гражданина понимается совокупность его прав и обязанностей, а также гарантий по реализации прав, то совокупность прав и обязанностей ребенка вместе с конституционно-правовыми гарантиями образуют правовой статус ребенка.

Особенности формирования конституционно-правового статуса ребенка в России обусловлены влиянием норм международного права, в частности Конвенции ООН о правах ребенка , Декларации ООН прав ребенка и других международных документов. В России гарантии права ребенка и основные направления государственной политики по защите прав ребенка в соответствии с нормами международных документов закреплены в нормах Федерального закона от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» . Отдельно следует назвать Семейный кодекс РФ , которым регламентируются правовой статус ребенка в семье и его взаимоотношения с родителями и иными законными представителями.

В силу того, что ребенком согласно указанному выше закону признается несовершеннолетний гражданин, не достигший возраста 18 лет, конституционно-правовой статус ребенка – явление динамичное и изменчивое, поскольку с возрастом права и обязанности ребенка изменяются вместе с изменением объема его правоспособности. Достигая возраста 18 лет, гражданин становится совершеннолетним и обретает полную правоспособность, но до достижения этого возраста права детей находятся под особой защитой государства в лице уполномоченных органов. Такая особая защита и опека государства обусловлена тем, что ребенок не может в силу возраста и физической и интеллектуальной незрелости в полной мере защищать свои прав в суде или иных органах и нуждается в опеке (до 14 лет) и попечительстве (с 14 до 18 лет). Законные представители ребенка – родители (опекуны или попечители), а при их отсутствии – прокурор, органы опеки и попечительства призваны всесторонне защищать права детей от любых нарушений и злоупотреблений со стороны недобросовестных взрослых.

Рассмотрим, какие же права имеют дети согласно Основному закону нашей страны.

В Конституции РФ термины «ребенок», «дети» встречается нечасто – в ст. 38, закрепляющей обязанность государства и родителей заботиться о детях; ст. 39, предусматривающей социальную защиту детей; ст. 43, предусматривающей права детей на образование. Отсутствие частого упоминания понятие «ребенок» в тексте Конституции РФ не означает, что государство не заботиться об жизни, чести, достоинстве, социально-экономических правах детей. В тех статьях Конституции РФ, где встречается термин «каждый» или «гражданин», идет речь также о правах и обязанностях детей. Итак, ребенок имеет все те же права, что и любой гражданин РФ, однако объем обязанностей меньше, чем совокупность прав. Так, например, платить законно установленные налоги и защищать Отечество дети не должны, однако должны заботиться об окружающей среде и охранять памятники природы и истории.

С учетом динамики правоспособности ребенка с возрастом можно различать те права ребенка, которые приобретает с рождения и которые принадлежат любым гражданам государства, например, личные права. К числу неотъемлемых личных права детей относится право на жизнь (ч. 1 ст. 20 Конституции РФ), охрану чести и достоинства (ст. 21 Конституции РФ), свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ) и т.д.

Кроме личных прав, закрепленных Конституцией РФ, ребенок имеет права согласно Семейному кодексу РФ. Эти права также входят в комплекс конституционно-правового статуса ребенка.

Так, с рождения ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 Семейного кодекса РФ). Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае.

Ребенок имеет право на защиту (ст. 56 Семейного кодекса РФ). Данной статьей предусмотрено, что защита прав и законных интересов ребенка должна осуществляться родителями или лицами, их заменяющими, а в прямо предусмотренных Семейного кодекса РФ случаях – органами опеки и попечительства, прокурором и судом.

Проживая в семье, обучаясь в учебном заведении, ребенок иметь право выражать свое мнение (ст. 57 Семейного кодекса РФ). Данное право наиболее полно раскрывается с 10 лет, когда мнение ребенка становится обязательно для суда или иного органа, если оно не противоречит его интересам.

Статья 28 Конституции РФ устанавливает свободу совести и вероисповедания. Ребенок в силу возраста не самостоятелен решать то, какую религию исповедовать и исповедовать ли вообще, поэтому законодательство исходит из презумпции единства интересов родителей и детей. Гарантией соблюдения права ребенка на свободу вероисповедания является установление запрета вовлечения несовершеннолетних в религиозные организации без учета мнения ребенка и письменного согласия родителей. Между тем, родители иногда действуют вопреки интересам детей, когда передают ребенка на обучение в религиозные заведения или принимают решение о крещении детей в малолетнем возрасте.

Согласно ст. 30 Конституции РФ ребенок имеет право на объединения. Это право означает, что ребенок имеет право на участие в детских и юношеских общественных организациях (объединениях). Государственные органы, органы местного самоуправления должны оказывать помощь деятельности общественных организаций (объединений), которые содействуют развитию личности детей, их творческих задатков, социальной активности, приобщению к участию в культурной организации досуга.

В соответствие со ст. 35 Конституции РФ ребенок имеет право на имущество в собственности, вправе им пользоваться и по достижении определенного возраста распоряжаться как единолично, так и с согласия законных представителей.

Важным правом является право ребенка на жилище (ст. 40 Конституции РФ). Данное право ребенка гарантируется жилищным законодательством, специальными законами о правах ребенка субъектов РФ. Право на жилище включает в себя право: на стабильное пользование занимаемым жилым помещением; улучшение жилищных условий; обеспечение здоровой среды обитания, жилой среды.

Ребенок имеет право на труд (ст. 37 Конституции РФ). Подростки, начиная с 14 лет, вправе свободно распоряжаться своими способностями к труду, имеют право на безопасные условия труда, оплату труда, право на отдых и защиту своих трудовых прав. В Трудовом кодексе РФ регулированию особенностей трудовых правоотношений с участием несовершеннолетних посвящена гл. 42 «Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет».

Политические права детям не принадлежат, поскольку право на участие в управлении делами государства возникает у граждан с 18 лет.

Итак, анализ конституционных прав и обязанностей детей позволяет сделать вывод о том, что с учетом соотношения прав и обязанностей, дети все имеют специфический конституционно-правовой статус, характеризующийся преобладанием конституционных прав над обязанностями, соответственно гарантии реализации таких прав расширены.

Несмотря на закрепленность конституционно-правового статуса ребенка нормами конституционного и семейного законодательства, все же имеются значительные проблемы его реализации. Остановимся на некоторых из них.

Во-первых, актуальны проблемы насилия над детьми в семьях. Данная проблема характеризуется ростом случаев насилия над детьми со стороны родителей или иных лиц, имеющих отношение к воспитанию ребенка. Всплески насилия над детьми, в том числе сексуального, вызваны общим падением уровня жизни населения, снижением культуры воспитания, падением нравственности в обществе. Как отмечается в научной литературе, насилие над детьми в семьях может привести к проблемам нарушения социализации детей и их самореализации в обществе, низкой коммуникабельности ребенка, трудностей в будущей трудовой и семейной жизни .

Решать проблемы насилия над детьми в семьях следует совокупностью методов воспитания и правового воздействия на виновных лиц, в том числе, путем ужесточения ответственности на насилие. Насильникам следует ограничить любое общение с детьми после того, как они будут выпущены на свободу. Контроль за их поведением должен быть постоянным.

Во-вторых, в России актуальная проблема детского сиротства, бродяжничества и детской преступности. Растет число беспризорных детей, занимающихся бродяжничеством. По оценочным данным на даны момент в России таких детей примерно два миллиона .

Численность малолетних правонарушителей растет с ужасающей скоростью . Государство не способно в должной мере решить все проблемы, связанные с детской безнадзорностью и малолетней и детской преступностью. Очевидно, что наряду с совокупностью мероприятий, которые создают основу для успешной деятельности по предупреждению преступлений, следует проводить меры по:

1) оздоровлению среды и оказание помощи несовершеннолетним;

2) предупреждению перехода на преступный путь и обеспечение исправления лиц, допускающих правонарушения;

3) созданию условий для исправления лиц, допускающих систематически правонарушения.

Установление привлечения к уголовной ответственности с 12 лет поможет снизить уровень детской преступности, возможно, колония напугает подростков и заставит их задуматься о том, что с ними будет после совершения преступления. С другой стороны, многие дети в 12-летнем возрасте еще не понимают, что хорошо, а что плохо и далеко не всегда в этом есть их вина. Истоки находятся в семье и в воспитании. Многие люди считают, что введение поправки – слишком жестокий метод борьбы с детской преступностью. Установление минимального порога уголовной ответственности позволит привлекать малолетних к ответственности только в том случае, если на момент совершения преступления ребенку будет 12 лет, т.е. данная мера не сможет применяться по отношению к действиям, совершенным до возрастного рубежа.

В заключении можно сделать вывод о том, что конституционно-правовой статус ребенка представляет собой совокупность прав, свобод, обязанностей ребенка и гарантий их реализации, установленных международно-правовыми актами, Конституцией РФ, федеральным законодательством, в том числе, Семейным кодексом РФ. Для полной и всесторонней защиты интересов прав ребенка последний должен быть признать полноправной и всесторонней личностью, имеющей свое мнение и законные интересы. Защита этих интересов – обязанность родителей и иных законных представителей, а также государства.

Список литературы:

1. Абрамян С.К., Коперчак К.О., Рязанцева А.А. Правовой статус ребенка в России // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2015. – №4 (том 7). – С. 55-57.

2. Андреева А.А. Насилие в семье как социальная проблема современного общества // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). – Уфа: Лето, 2015. – С. 1-3.

3. Васильева Н.В., Грудинин Н.С. Конституционно-правовые основы охраны материнства и детства в Российской Федерации // Вестник факультета юриспруденции и ювенальной юстиции РГСУ. Выпуск 8 / Факультет юриспруденции и ювенальной юстиции РГСУ. – М.: АПКиППРО, 2012. – С. 42-60.

4. Декларация прав ребенка. Принята резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года. . Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon (дата обращения 2.05.2016).

5. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. . Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon (дата обращения: 2.05.2016).

6. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. №2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Официальный портал: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 2.05.2016).

7. Преступность в Российской Федерации и московском мегаполисе: состояние и меры противодействия: монография / под общ. ред. С.Н. Чурилова. М.: Издательство РГСУ, 2015.

Конституционно-правовой статус ребенка в Российской Федерации

– 180 с.

8. Семейный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 1. – Ст. 16.

9. Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

10. Шамрин М.Ю. Совершенствование законодательства о статусе Уполномоченного по правам ребенка: теоретический аспект // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. – 2013. – №3-2. – С. 225-230.

2016 © Майорова М.С., Луконин Е.Н., Луконина И.Г.

Правовой статус ребенка

В.И. Абрамов, кандидат педагогических наук, доцент Пензенского государственного педагогического университета им. Г.В. Белинского.

Определение понятия правового статуса ребенка следует формулировать с учетом концептуальных подходов, сложившихся в теории права и отраслях юридической науки при определении правового статуса и правового положения личности вообще.

Термины "правовой статус", "правовое положение" часто употребляются в законодательстве и научной правовой литературе. Их обычно применяют тогда, когда речь идет о характеристике состояния того или иного субъекта правового общения, например органа государства, организации, отдельной личности. При этом за редким исключением не делается каких-либо различий между терминами "положение" и "статус". Чаще всего они понимаются как синонимы <*>.

<*> См., например: Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России: Учеб. пособие. М., 1997. С. 12.

Такой подход используется в работах по общей теории государства и права при определении и характеристике общетеоретической модели правового положения личности. В отраслевых же юридических науках чаще употребляется термин "статус" — личности, гражданина — в сочетании с отраслевой принадлежностью, например: административно-правовой статус, гражданско-правовой, семейно-правовой и т.д. В связи с этим полагаем, что понятия "правовой статус" и "правовое положение" следует различать. Понятие "правовой статус" в общетеоретическом смысле или с учетом его отраслевой принадлежности может и должно быть определено с ориентацией на содержание правовых норм и институтов, имеющихся в той или иной отрасли права и предопределяющих потенциальные возможности абстрактной личности в ее взаимоотношениях с различными субъектами права. Понятие "правовое положение" различных категорий физических лиц следует определять с учетом их фактического социального положения и реализованных ими норм права о конкретных правах, свободах и обязанностях <*>. С учетом сказанного каждый конкретный отраслевой статус гражданина Российской Федерации или иного физического лица можно определить как совокупность норм соответствующей отрасли права (гражданского, административного, семейного и др.), закрепляющих его конкретные отраслевые права, свободы и обязанности.

<*> См.: Бутько О.В. Правовой статус ребенка в Российской Федерации: Учеб. пособие. Краснодар, 2002. С. 18 — 19.

В конституционном праве, в отличие от других отраслей права, наряду с терминами "общий (конституционный) статус" и "конституционно-правовой статус" часто употребляется понятие "основы правового положения личности". Его применение обусловлено спецификой данной отрасли права как ведущей отрасли в системе российского права, и это выражается в том, что в данном понятии сосредоточены основополагающие элементы, которые являются исходными для любого отраслевого статуса личности и соответственно учитываются в нем.

В области регламентации отношений государства и личности конституция (основной закон) устанавливает исходные начала. Другими словами, она закрепляет лишь основы правового положения (статуса) личности в обществе. В этих основах содержится то общее, что конкретизируется в статусе граждан, объединяемых в группы (слои) по профессиональному, возрастному, социальному и прочим признакам (например, в правовом статусе ребенка). В данном случае общее — основы правового положения личности — конкретизируется в особенном, т.е. правовом статусе тех или иных категорий граждан, объединенных не только по принадлежности к российскому гражданству, но и по другим специфическим признакам.

Правовой статус — это комплексная, интеграционная категория, отражающая взаимоотношения человека и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива, другие социальные связи. Поэтому важно, чтобы человек правильно представлял свое положение, свои права и обязанности, место в той или иной структуре, ибо, как справедливо отмечается в литературе, "в жизни нередко встречаются примеры ложно понятного или присвоенного статуса. Если этот статус понимается неверно, то человек ориентируется на чуждые образцы поведения" <*>.

<*> Ануфриев В.А. Социальный статус и активность личности. М., 1984. С. 178 — 179.

Существует несколько подходов к определению правового статуса личности. Мы разделяем точку зрения, предложенную Е.А. Лукашевой: "Сложные связи, возникающие между государством и индивидом, и взаимоотношения людей друг с другом фиксируются государством в юридической форме — в форме прав, свобод и обязанностей, образующих в своем единстве правовой статус индивида. Правовой статус индивида — одна из важнейших политико-юридических категорий, которая неразрывно связана с социальной структурой общества, уровнем демократии, состоянием законности" <*>.

<*> Общая теория прав человека / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 1996. С. 28.

Правовой статус индивида законодательно закрепляется государством в конституциях и иных нормативных юридических актах (внутригосударственных и международных). Права и обязанности — основной исходный элемент права. Следует согласиться с Г.В. Мальцевым, что ничего более важного в структуре права по существу нет. "Система прав и обязанностей — сердцевина, центр правовой сферы, и здесь лежит ключ к решению основных юридических проблем" <*>.

<*> Мальцев Г.В. Права личности: юридическая норма и социальная действительность // Конституция СССР и правовое положение личности. М., 1979. С. 50.

В правах и обязанностях не только фиксируются образцы, стандарты поведения, которые государство считает обязательными, полезными, целесообразными для нормальной деятельности социальной системы, но и раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности. Правовой статус как ключевое понятие правовой науки привлекает пристальное внимание юристов. В структуру правового статуса включается различный набор элементов: гражданство, общая правоспособность, гарантии, законные интересы <1>, юридическая ответственность <2>, принципы правового положения личности и др. Учитывая такой большой набор, следует согласиться, во-первых, с Е.А. Лукашевой, которая выделяет предпосылки, определяющие правовой статус индивида (предстатусные элементы), и элементы, вторичные по отношению к основным (послестатусные элементы) <3>, а во-вторых, с Н.В. Витруком и В.А. Кучинским, которые предлагают предстатусные и послестатусные элементы включать в понятие "правовое положение личности" <4>. Напомним, что мы тоже различаем понятия "правовой статус" и "правовое положение".

<1> См.: Витрук Н.В. Основы правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979. С. 29.
<2> См.: Кучинский В.А. Личность, свобода, право. М., 1978. С. 115.
<3> См.: Общая теория прав человека. С. 29 — 30.
<4> См.: Витрук Н.В. Указ. соч. С. 25 — 34; Кучинский В.А. Указ. соч. С. 119 — 135.

Обобщая сказанное, можно предложить такую теоретическую конструкцию. Правовое положение личности составляют:

предстатусные элементы (правовые принципы, гражданство, общая правоспособность, законные интересы);

правовой статус (права и обязанности);

послестатусные элементы (система гарантий, юридическая ответственность).

Поясним, почему элементы распределены таким образом. Принципы правового положения личности — это основополагающие начала, идеи, охраняемые и защищаемые государством и положенные в основу осуществления прав, свобод и обязанностей человека и гражданина (т.е. это предстатусный элемент). Гражданство как определенное политико-юридическое состояние — предпосылка, определяющая правовой статус индивида в полном объеме, без каких-либо изъятий. Известно, что проживающие в данном государстве иностранцы, а также лица без гражданства могут тоже обладать правовым статусом в ограниченном объеме (такого рода ограничения определяются Конституцией либо законодательством). В.С. Нерсесянц определяет правоспособность как "абстрактную способность (возможность) субъекта права иметь соответствующие права и обязанности, предусмотренные действующим правом" <*> (предстатусное состояние). А.В. Малько, сравнивая категорию законных интересов с субъективными правами, отмечает, что законные интересы отражают лишь разрешенность действий как своего рода правовое стремление <**>. Законные интересы, т.е. те, которые прямо не закреплены в юридических правах и обязанностях, не обязательно выделять в качестве самостоятельного элемента правового статуса. Интерес предшествует правам и обязанностям независимо от того, находит ли он прямое закрепление в законодательстве или просто подлежит правовой защите со стороны государства (т.е. это предстатусный элемент).

<*> Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учеб. для вузов. М., 1999. С. 510.
<**> См.: Малько А.В. Основы теории законных интересов // Журнал российского права. 1999. N 5 — 6.

Юридическая ответственность потому оказалась за рамками правового статуса личности, что она вторична по отношению к обязанностям: без обязанности нет ответственности. И наоборот, за неисполнение обязанности наступает ответственность, таким образом это послестатусный элемент. Гарантии могут быть социально-экономическими, политическими, духовно-психологическими (нравственными) и организационно-техническими. Во всех этих случаях речь может идти об определенных условиях и средствах, призванных обеспечивать, гарантировать нормальное, установленное законом функционирование того или иного общественного и правового института <*>. Обязанность гарантировать права и свободы — основная функция государства, его органов и соответствующих должностных лиц.

§ 2. Правовой статус ребенка

В установленных законом случаях эти функции возлагаются и на общественные объединения (ст. 46 Конституции РФ). Вот почему мы их тоже вынесли за пределы правового статуса личности.

<*> См.: Воеводин Л.Д. Указ. соч. С. 37.

Правовой статус ребенка мы определяем так же, как и правовой статус личности вообще, т.е. как совокупность предусмотренных законодательством прав и обязанностей. Разумеется, содержательное наполнение структурных элементов правового статуса ребенка в определенной мере зависит от возрастного фактора. И перечисленные ранее элементы правового положения личности в силу их общего характера могут и должны учитываться при характеристике общего правового статуса ребенка и его (статуса) разновидностей.

Что же касается видов правового статуса ребенка, то мы считаем, что общий (конституционный) статус ребенка совпадает с общим (конституционным) статусом человека и гражданина и косвенно закрепляется в основном законе страны. Почему косвенно? Потому что в конституционном законодательстве, за некоторым исключением, практически отсутствуют нормы, непосредственно упоминающие о правах ребенка, а в общей теории права не разработаны признаки особого субъекта права, каковым является ребенок. Вряд ли можно мириться с таким положением, и потому одной из задач соответствующих отраслей юридической науки следует считать теоретическое обоснование концепции общего правового статуса ребенка и его (статуса) видов.

Но используемые Конституцией РФ слова "каждый гражданин", разумеется, относятся и к детям. Имеется и другое косвенное подтверждение того, что основной закон стоит на страже прав и законных интересов ребенка, — преамбула Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (в ред. от 21.12.2004; далее — Закон о гарантиях прав ребенка) гласит о том, что эти права и законные интересы предусмотрены Конституцией РФ.

Отраслевой статус ребенка (гражданско-правовой, семейно-правовой, административно-правовой и др.) закрепляется в соответствующих отраслях российского права.

Специальный, или родовой, статус ребенка (детей как отдельной определенной категории людей) закрепляется международными нормативными правовыми актами, и прежде всего Конвенцией о правах ребенка и специальным внутригосударственным законодательством.

И конечно же, каждый ребенок как личность, человек и гражданин обладает индивидуальным правовым статусом.

Основные категории детей указаны в различных правовых актах. В них также сформулированы определенные понятия, характеризующие особенности постоянных или промежуточных состояний, в которых находится ребенок. Все это свидетельствует о многообразии сфер общественной жизни, в которых участвуют дети, а также условий, которые оказывают влияние на их правовое положение. Например, в Законе о гарантиях прав ребенка установлен перечень различных категорий детей и 13 видов правовых режимов, в которых могут пребывать дети: дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации; дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий и др. Данный перечень должен учитываться при рассмотрении правового положения ребенка.

Конституционно-правовой статус ребенка в Российской Федерации и проблемы его реализации

§1. Понятие конституционно-правового статуса ребенка в Российской Федерации

Конституционно-правовые основы статуса ребенка отдельно не закреплены в КонституцииРФ, а устанавливаются исходя из основных положений конституционно-правового статуса гражданина. Под правовым статусом гражданина принято понимать определенный набор прав, которыми он обладает для вступления в предполагаемое правоотношение. Это понятие синонимично понятию "правосубъектность"*(29).

Таким образом, конституционно-правовой статус ребенка — это совокупность прав, свобод, обязанностей ребенка и гарантий их реализации, установленная конституционным законодательством, а именно: Конституцией, федеральным законодательством РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Вследствие того, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом, законы субъектов РФ лишь расширяют права ребенка и устанавливают дополнительные гарантии их реализации.
В главе 2 Конституции "Права и свободы человека и гражданина" понятия "ребенок" и "дети" употребляются только в трех статьях: в ст. 38, которая закрепляет обязанность государства и родителей заботиться о детях; в ст. 39, содержащей нормы о социальной защите детей; в ст. 43, устанавливающей право на образование. В остальных нормах ребенок подразумевается в качестве субъекта правоотношений и включается в термины "гражданин", "каждый"*(30).

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Следовательно, несовершеннолетний обладает всеми правами и свободами, присущими любому гражданину России.
Как уже было сказано, конституционно-правовой статус ребенка основывается на обладании лицом не только правами, но и обязанностями.
Важнейшей обязанностью гражданина является соблюдение Конституции РФ и законов. Данная обязанность зафиксирована в ст. 15 Основного закона. Помимо этого ст. 44 устанавливает, что каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры; ст. 57 закрепляет обязанность платить законно установленные налоги и сборы; ст. 58 гласит, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Примером нормативного акта, закрепляющего конкретно обязанности ребенка, является Закон Республики Саха от 1 июля 1994 г. N 23-I "О правах ребенка", где, в частности, установлено, что ребенок обязан заниматься самовоспитанием и самообразованием, заботиться о своем здоровье, развивать свои лучшие природные задатки, учиться применять их в жизни, овладевать знаниями, готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, управлять своими поступками и поведением в семье, в кругу друзей и в обществе и нести моральную и нравственную ответственность за них.
Юридические гарантии как элемент правового статуса представляют собой все правовые средства, обеспечивающие реализацию прав и свобод человека и гражданина*(31). В первую очередь к ним относится конституционное закрепление принципа гарантии прав, который получает детальное обоснование в действующих отраслях российского права.
В понятие конституционно-правового статуса включается и институт гражданства, который регламентируется Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации"*(32) (далее — Закон о гражданстве).

В соответствии со ст. 12 указанного Закона ребенок приобретает гражданство РФ по рождению, если на день рождения ребенка:
а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство РФ (независимо от места рождения ребенка);
б) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);
в) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории РФ либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;
г) оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории РФ, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории РФ, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство.
Ребенок, который находится на территории РФ и родители которого неизвестны, становится гражданином РФ в случае, если родители не объявятся в течение 6 месяцев со дня его обнаружения.
Для приобретения или прекращения гражданства РФ ребенком в возрасте от 14 до 18 лет необходимо его согласие. Гражданство РФ ребенка не может быть прекращено, если в результате прекращения гражданства РФ он станет лицом без гражданства.
Гражданство ребенка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишенных родительских прав. В случае изменения гражданства ребенка не требуется согласие его родителей, лишенных родительских прав.
В гражданство РФ принимаются в упрощенном порядке ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства:
а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство РФ, — по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства РФ. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории РФ;
б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство РФ, — по заявлению родителя;
в) ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство, — по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство РФ (п. 6 ст. 14).
Выход из гражданства РФ ребенка, один из родителей которого имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя (п. 3 ст. 19).
Закон о гражданстве регламентирует также вопросы изменения гражданства ребенка при прекращении или приобретении гражданства родителями, при усыновлении (удочерении), при установлении опеки или попечительства.
Ребенок приобретает гражданство РФ, если оба его родителя или единственный его родитель приобретают гражданство РФ.
Гражданство РФ ребенка прекращается при прекращении гражданства РФ обоих его родителей или единственного его родителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства (ст. 24).
Если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство РФ, их ребенок, проживающий на территории РФ, может приобрести гражданство РФ по заявлению его родителя, приобретающего гражданство РФ.
Если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство РФ, их ребенок, проживающий за пределами РФ, может приобрести гражданство РФ по заявлению обоих его родителей.
Если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство РФ, а другой родитель является лицом без гражданства, их ребенок может приобрести гражданство РФ по заявлению его родителя, приобретающего гражданство РФ.
Если один из родителей, приобретающих гражданство РФ, является лицом без гражданства, а другой родитель имеет иное гражданство, их ребенок может приобрести гражданство РФ по заявлению обоих его родителей.
Если гражданство РФ одного из родителей прекращается, а другой родитель остается гражданином РФ, их ребенок сохраняет гражданство РФ. Гражданство РФ ребенка может быть прекращено одновременно с прекращением гражданства РФ одного из родителей при наличии данного в письменном виде согласия другого родителя, являющегося гражданином РФ, и при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства (ст. 25).
Ребенок, являющийся гражданином РФ, при усыновлении (удочерении) его иностранными гражданами или иностранным гражданином сохраняет гражданство РФ. Гражданство РФ ребенка, усыновленного (удочеренного) иностранными гражданами или иностранным гражданином, может быть прекращено в общем порядке по заявлению обоих усыновителей или единственного усыновителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.

Ребенок, усыновленный (удочеренный) гражданином РФ, или супругами, являющимися гражданами РФ, или супругами, один из которых является гражданином РФ, а другой — лицом без гражданства, приобретает гражданство РФ со дня его усыновления (удочерения) независимо от места жительства ребенка по заявлению усыновителя, являющегося гражданином РФ.
Ребенок, усыновленный (удочеренный) супругами, один из которых является гражданином РФ, а другой имеет иное гражданство, может приобрести гражданство РФ в упрощенном порядке по заявлению обоих усыновителей независимо от места жительства ребенка.
В соответствии с п. 3 ст. 26 Закона о гражданстве при отсутствии в течение одного года со дня усыновления (удочерения) заявления обоих усыновителей ребенок приобретает гражданство РФ со дня усыновления (удочерения), если он и его усыновители проживают на территории РФ (п. 4 ст. 26).
Дети и недееспособные лица, над которыми установлены опека или попечительство гражданина РФ, приобретают гражданство РФ в упрощенном порядке по заявлению опекуна или попечителя.

Ребенок или недееспособное лицо, находящееся на полном государственном попечении в воспитательном или лечебном учреждении, учреждении социальной защиты населения либо другом аналогичном учреждении РФ, приобретает гражданство РФ в упрощенном порядке по заявлению руководителя учреждения, в котором содержится ребенок или недееспособное лицо.
Ребенок или недееспособное лицо, над которым установлены опека или попечительство иностранного гражданина, приобретающего гражданство РФ, может приобрести гражданство РФ одновременно с указанным гражданином по его заявлению.
Ребенок или недееспособное лицо, которое является гражданином РФ и над которым установлены опека или попечительство иностранного гражданина, сохраняет гражданство РФ (ст. 27).

 

admin