Правовой статус несовершеннолетних

Дата:2017-09-06 10:42:33 
Размер: 293.5 Кб 
Скачано: 132  раз

Дипломная работа по дисциплине «Административное право»

Тема: Административно-правовой статус несовершеннолетних граждан

Объем — 61 страница
Год защиты — 2014

Введение
Глава 1. «Понятие, виды и природа правового статуса несовершеннолетнего в Российской Федерации»
§ 1 «Понятие, особенности и структура правового статуса несовершеннолетнего»
§ 2 «Виды правовых статусов лица, не достигшего совершеннолетия, в российском законодательстве»
Глава 2. « Особенности административной ответственности несовершеннолетних»
§ 1 «Понятие и правовое регулирование административной ответственности несовершеннолетних»
§ 2 «Административно-правовой статус несовершеннолетних как субъектов административной ответственности»
Глава 3.« Административно-правовые средства в системе правовых средств защиты прав и законных интересов несовершеннолетних»
§ 1 Понятие и особенности административно-правовых средств защиты несовершеннолетних
§2 Содержание административно-правовых средств защиты прав несовершеннолетних и их соотношение с правовыми средствами других отраслей права
§3 Методы убеждения и принуждения в системе правовых средств защиты прав и законных интересов несовершеннолетних
Заключение
Список использованных источников и литературы

Введение

Актуальность темы исследования. Дети являются высшей ценностью каждого государства и сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что критерием дееспособности и прозорливости власти является ее отношение к детям, уважение и защита прав, свобод и законных интересов. В раннем возрасте дети особенно уязвимы и особенно подвержены различным влияниям, и поэтому ребенок должен пользоваться приоритетом в том, что касается наших забот и ресурсов.
Очевидно, что стабильная, отвечающая запросам времени правовая база — обязательное условие успешного недопущения посягательств на права детей, а также противодействия преступности в отношении них. Исследование вопросов охраны и защиты интересов несовершеннолетних, уголовной ответственности и назначения наказания несовершеннолетним связаны в первую очередь с определением их правового статуса.
Правовой статус человека — система признанных и гарантируемых государством (в законодательном порядке) прав, свобод и обязанностей, а также законных интересов человека как субъекта права.
Права и свободы представляют собой социальные возможности гражданина, признанные и обеспеченные государством, обязанности — притязания государства к гражданину, его поведению.

Исходя из указанного понятия, можно определить, что правовой статус несовершеннолетнего – это совокупность юридических прав и обязанностей граждан, не достигших полной дееспособности, обусловленной их возрастом, реализация которых обеспечивается экономическими, правовыми и организационными гарантиями со стороны государства и органов местного самоуправления. Любое право и обязанность гражданина становится реальной социальной ценностью лишь при наличии достаточных правовых гарантий, а они возможны, прежде всего, при законодательном закреплении самого права.
В существовании прав, обязанностей, ответственности подростка никто не сомневается, но в едином законодательном акте правовой статус несовершеннолетних граждан России не зафиксирован.
Защита прав и свобод человека и гражданина — это охрана широкого круга прав и свобод личности, гарантии их соблюдения и исполнения, предусмотренная Конституцией РФ и соответствующими законами.
Целью настоящего исследования является изучение административно-правового статуса несовершеннолетних граждан.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие, особенности и структуру правового статуса несовершеннолетнего.
2. Исследовать виды правовых статусов лица, не достигшего совершеннолетия, в российском законодательстве.
3. Изучить понятие и правовое регулирование административной ответственности несовершеннолетних.
4. Рассмотреть административно-правовой статус несовершеннолетних как субъектов административной ответственности.
5. Изучить понятие и особенности административно-правовых средств защиты несовершеннолетних
6.

Административно-правовое положение несовершеннолетних

Рассмотреть содержание административно-правовых средств защиты прав несовершеннолетних и их соотношение с правовыми средствами других отраслей права.
7. Исследовать методы убеждения и принуждения в системе правовых средств защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
Объектом настоящего исследования являются общественные отношения возникающие по поводу административно-правового статуса несовершеннолетних граждан.
Предметом настоящего исследования являются нормативно правовые акты содержание положения относительно административно-правового статуса несовершеннолетних граждан, их административной ответственности, а также средства, используемые в процессе применения административной ответственности, учебные материалы и периодические издания относительно исследуемых вопросов.
Теоретическойбазой исследования являются труды ученых, исследующих вопросы относительно административно – правового статуса несовершеннолетних граждан, таких как: Бахрах Д.Н., Бутько О.В., Каплунов А.И., Козлов Ю.М., Нерсесянц В.С., Тимофеева Р.И., Черёмухина Ю.А..
Нормативнуюбазу исследования составляют следующие правовые акты: "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993), "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ, "Всеобщая декларация прав человека", Конвенция ООН от 20 ноября 1989 г. «О правах ребенка».
В структуру дипломной работы входит введение, три главы, включающие семь параграфов, заключение и список используемых источников и литературы.

Согласно ст.

Административно-правовой статус несовершеннолетних граждан

42 Основ при совершении нотариального действия нотариус устанавливает личность обратившегося за совершением нотариального действия гражданина, его представителя или представителя юридического лица.

Установление личности должно производиться на основании паспорта или других документов, исключающих любые сомнения относительно личности гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия.

 

 

Термин «личность» в общепринятом понимании обо­значает индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности. Именно исходя из этого понимания нотариус при совершении нотариального действия устанавливает лич­ность обратившегося за совершением нотариального дейст­вия.

Личность устанавливается по документам. Нотариус, взяв в руки документ, сличает лицо, обратившееся за совершением нотариального действия, и фотографию на документе.

Предпочтение следует отдавать внутреннему паспорту, поскольку там имеются сведения, которые необходимы для совершения нотариального действия. Так, при совершении сделки с отчуждением имущества необходимо указать место жительства, а эти сведения имеются только в паспорте внут­реннего пользования.

Личность несовершеннолетнего устанавливается по свиде­тельству о рождении или на основании записи в паспортах ро­дителей. Иногда бывают случаи, когда родители несколько раз меняли фамилии, а запись о несовершеннолетнем в паспортах родителей отсутствует, в этом случае надо смотреть все свиде­тельства о браке, начиная с последующего и заканчивая первым, с тем чтобы установить, действительно ли данный родитель яв­ляется отцом (матерью) несовершеннолетнего.

Личность военнослужащего срочной службы устанавливается на основа­нии военного билета, выдавае­мого командованием воинских частей и военных учреждений.

Личность иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации, уста­навливается по виду на жительство в России или по нацио­нальному паспорту с отметкой о регистрации в органах внут­ренних дел или иных уполномоченных на то органах.

Личность иностранных граждан, прибывших на вре­менное проживание в Российскую Федерацию (командировка, туристическая поездка, деловая встреча и т.п.), устанавли­вается по национальному паспорту и документу, разрешаю­щему въезд на территорию Российской Федерации, выданно­му соответствующим учреждением.

Если за совершением нотариального действия обрати­лось лицо, представляющее интересы другого гражданина, оно должно иметь нотариально удостоверенную доверен­ность на совершение этих действий и только в том объеме, ко­торые означены в доверенности. Причем в этой доверенности должен быть указан адрес представителя.

Если же представитель обеспечивает интересы юридиче­ского лица, он должен действовать по доверенности юридиче­ского лица с теми полномочиями и в том объеме, которые указаны в доверенности.

Установление личности наряду с вышеперечисленными документами может основываться и на других документах, но в любом случае они должны исключать всякие сомнения от­носительно личности гражданина, обратившегося за совер­шением нотариального действия.

 

Статья посвящена административно-правовому статусу несовершеннолетних как субъектам административной ответственности.

В настоящее время правоотношения и ответственность в области административного права затрагивает различные слои граждан, в том числе и несовершеннолетних. Привлечение к административной ответственности несовершеннолетних имеет ряд особенностей, которые определены административно-правовым статусом несовершеннолетних.

Исходя из этого в российской правовой науке одной из проблем, является выявление и изучения правового статуса несовершеннолетних. Поэтому следует отметить то, что в теории государства и права выделяют несколько видов правового статуса, выделяют специальный и индивидуальный правовой статус, так под специальным статусом подразумевается статус лица принадлежащего к определенной категории граждан. Несовершеннолетние, обладают именно таким специальным статусом, то есть за ними закреплены особые права и ограничения.

Следует, обозначит то, что сам правовой статус несовершеннолетних имеет отличительную особенность от правового статуса других граждан, которая выражается в возрасте субъекта правовых отношений.

Анализируя правовой статус несовершеннолетних, стоит отметить то, что он закреплён как в российском законодательстве, так и в международно – правовых актов, поэтому необходимо более подробно рассмотреть некоторые из них.

1.3 Общая характеристика правового статуса несовершенно­летних граждан.

Из международно-правовых актов нам широко известна главный нормативно-правовой документ, в котором зафиксированы права ребёнка на международном уровне, данным документом является Конвенция о правах ребёнка принятая в 1989 году. Обратимся к преамбуле Конвенции, в которой устанавливается то, что ребёнок, ввиду своей физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, а также включая надлежащую правовую защиту. Из статьи 1 Конвенции мы видим, что ребёнком принято считать лицо, не достигшее восемнадцати летнего возраста.

Так же в российском законодательстве правовой статус несовершеннолетних определяется возрастными особенностями, данное обстоятельство зафиксировано в статье 54 Семейного кодекса РФ, в которой ребёнком признаётся лицо, не достигшее 18 лет .

Но не смотря на это сам «правовой статус несовершеннолетнего» законодателем в полной мере ещё не определен, поэтому данное обстоятельство позволяет учённым различным образом раскрывать его содержание, а также классифицировать по определённым критериям, таким как: отраслевому (гражданско-правовой, семейно-правовой, административно-правовой и т.д.), возрастному (особые статусы малолетнего и несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет), данные критерии зависят от объёма дееспособности .

Помимо административно-правового составляющего статуса несовершеннолетнего, следует рассмотреть гражданско – правовое и семейно-правовое составляющее.

Так в Гражданском кодексе РФ, выделяются 2 группы несовершеннолетних таких как, малолетний — это несовершеннолетний, не достигшие 14 летнего возраста; и несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет.

В юридической литературе высказана точка зрения, что за несовершеннолетними от 14 до 18 лет, необходимо закрепить термин «подросток».

В связи с этим обстоятельством, необходимо обратить внимание на статью 21 часть 1 Гражданского кодекса РФ, в которой говорится о том, что «способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.».

Так же наряду со статьёй 21 частью 1 ГК РФ, следует отметить статью 1048 ГК РФ, а именно пункт 2 указанной статьи, в котором обозначены обстоятельства дающие права привлечь к ответственности несовершеннолетнее лицо совершившее вред или проступок, к таким обстоятельствам относятся нахождение несовершеннолетнего в алкогольном или наркотическом опьянении.

Следует отметить, что нормы российского законодательства, которые посвящены непосредственно правам несовершеннолетних, закреплены в СК РФ.

Что касается административно-правового статуса несовершеннолетних, то его следует раскрыть через его составляющие элементы. Многие исследователи, которые занимались изучением административно-правового статуса несовершеннолетних и его элементов, подходят к пониманию данного вопроса не однозначно. Так ряд исследователей определяют такие элементы как: права и свободы, дилектоспособность несовершеннолетнего.

Рассмотрев и проанализировав некоторые работы исследователей, можно выделить одну общую черту, которой являются административные права и свободы несовершеннолетних, данная черта является центральным компонентом административно-правового статуса несовершеннолетнего лица. Ещё одним немало важным элементом являются гарантии обеспечения административных прав и свобод несовершеннолетних.

Необходимо отметить статью 2.3 КоАП РФ, в которой утверждено то, что административной ответственности подлежит лицо, которое на момент совершения административного правонарушения достигло шестнадцатилетнего возраста.

С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних (ст.2.3. п. 2. КоАП РФ).

Исходя, из выше сказанного можно сделать следующий вывод, правовой статус несовершеннолетнего определяется не отдельной отраслью законодательства, а определяется межотраслевым институтом, включающим систему норм, как российского законодательства, так и международно-правовых норм, которые регламентируют права, свободы и обязанности человека с рождения до достижения восемнадцатилетнего возраста.

Правовой статус несовершеннолетних в российском законодательстве

Правовой статус несовершеннолетних является весьма важным предметом изучения в российской правовой науке. Изучая данную тему, автор отметил, что в нашей стране не сразу, но пришло понимание детства как особой стадии в развитии личности, а соответственно возникла необходимость в особых подходах к человеку, находящемуся в этой стадии развития, в том числе и в то время, когда этот человек совершает проступки, наносящие вред другим людям или обществу.

Legal status of minors is a very important subject for study in Russian legal science. The author notes that childhood as a special stage in development of personality was recognized (although not immediately) in our country and consequently there emerged necessity of specific approaches to a person being in the stage of development including the period when such a person commits offences which cause harm to other people or society <*>.

<*> Ryabov E.N. Legal status of minors in the russian legislation.

В теории государства и права общепризнанным является понимание правового статуса личности как юридически закрепленного положения человека в обществе, совокупности его прав, свобод и обязанностей, установленных законодательством и гарантированных государством. При этом помимо общего правового статуса выделяют специальный и индивидуальный статус. Специальный — это статус лица, принадлежащего к определенной категории граждан. По сравнению с общим правовым статусом специальный правовой статус включает в себя как ограничения, так и преимущества и льготы в зависимости от служебного и иного положения лица. Таким специальным статусом обладают и несовершеннолетние, поскольку существуют определенные изъятия из общего статуса человека, предоставление определенных преимуществ, льгот и ограничений, связанных с особым положением этой категории лиц в российском обществе.

В нашей стране не сразу, но пришло понимание детства как особой стадии в развитии личности, а соответственно возникла необходимость в особых подходах к человеку, находящемуся в этой стадии развития, в том числе и в то время, когда этот человек совершает проступки, наносящие вред другим людям или обществу. При этом государство в лице его правоохранительных органов интересуют лишь внешние проявления такой деятельности, а вопросы внутреннего обоснования, мотивов поведения ребенка или подростка отходят на второй план. Но именно внутреннее содержание проступков несовершеннолетнего и отделяет радикально его от взрослого. При этом каждая отрасль законодательства по-особому рассматривает и закрепляет статус несовершеннолетнего, устанавливая специфические, присущие только этой отрасли изъятия из общего правового статуса.

Если взять виды дееспособности, предусмотренные гражданским законодательством, то с момента рождения до 6-летнего возраста ребенок признается недееспособным. В младенчестве, как отмечает Э. Эриксон, если ребенок получает должный уход и удовлетворяются его базовые потребности в безопасности, тепле, пище, контакте, формируется такое фундаментальное образование, как базовое доверие/недоверие к миру <1>.

<1> См.: Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. С. 15.

Малолетние с 6 до 14 лет (ст. 28 ГК РФ) считаются частично дееспособными и вправе самостоятельно совершать: мелкие бытовые сделки; сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации; сделки по распоряжению средствами, предоставленными законными представителями (родителями, опекунами, попечителями) или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения; малолетний вправе самостоятельно принимать имущество в дар или соглашаться на заключение другой сделки, направленной к его выгоде. Например, он может получить право пользоваться чужим имуществом, безвозмездно обучаться иностранному языку, профессии.

Малолетний, достигший 6-летнего возраста, вправе самостоятельно распоряжаться средствами, предоставленными ему для определенной цели или свободного распоряжения законным представителем. Самостоятельное распоряжение малолетним предоставленными ему средствами ограничено сделками, не требующими нотариального удостоверения или государственной регистрации.

Все другие сделки, совершаемые малолетними до 14 лет, ничтожны (ст. 172 ГК) и не порождают для них правовых последствий. Однако в соответствии со ст. 172 ГК заключенная малолетним сделка может быть в его интересах признана судом действительной, если она совершена к его выгоде. Признание сделки действительной возможно только по требованию его законного представителя.

В психологическом плане этот период является одним из самых опасных, поскольку происходит перестройка организма и всех сфер жизни ребенка — внешности, физиологии, влечений, интеллекта, интересов, стремлений, отношений с другими людьми, самооценки и пр.

Как отмечал известный российский ученый, основатель педологии — комплексной науки о ребенке Л.С. Выготский, "значительная часть детей, переживающих критические периоды развития, обнаруживает трудновоспитуемость. Дети как бы выпадают из системы педагогического воздействия, которая еще совсем недавно обеспечивала нормальный ход воспитания и обучения. В школьном возрасте в критические периоды у детей обнаруживается падение успеваемости, ослабление интереса к школьным занятиям и общее снижение работоспособности. В критические возрасты развитие ребенка часто сопровождается более или менее острыми конфликтами с окружающими. Внутренняя жизнь ребенка порой связана с болезненными и мучительными переживаниями, с внутренними конфликтами… В переломные моменты развития ребенок становится относительно трудновоспитуемым вследствие того, что изменение педагогической системы, применяемой к ребенку, не поспевает за быстрыми изменениями его личности" <2>.

<2> Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1984. С. 250, 252 — 253.

Именно на этот период чаще всего и приходятся вспышки девиантного поведения подростка, за которые он должен отвечать зачастую уже по "взрослой шкале". Причины преступного поведения подростков в современном понимании не ограничиваются социально-экономическими факторами, значительная роль отводится психологической специфике возрастного развития. Подтверждением этому являются положения международных стандартов в области уголовной политики в отношении несовершеннолетних, которые рекомендуют учитывать, что "поступки молодых людей или поведение, которое не соответствует общим социальным нормам и ценностям, во многих случаях связаны с процессом взросления и роста и что, как правило, по мере взросления поведение большинства индивидов самопроизвольно изменяется" <3>.

<3> Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские принципы), Резолюция 45/112 Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1990 г., п. 5 (e).

В доктрине российского права несовершеннолетним признается человек, не достигший определенного возраста, с достижением которого закон связывает его полную дееспособность, т.е. реализацию в полном объеме субъективных прав и юридических обязанностей. В соответствии со ст. 60 Конституции Российской Федерации "гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет". При этом необходимо отметить, что разнообразие жизни диктует необходимость для законодателя определять возраст зрелости субъектов конкретных правоотношений по-разному. Так, например, в гражданском праве существует понятие "эмансипация".

Эмансипация является основанием для признания несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным. Для этого необходимо, чтобы несовершеннолетний имел самостоятельный доход на основе постоянной работы по трудовому договору (контракту) или предпринимательской деятельности. Необходимы согласие родителей или иных законных представителей на эмансипацию и решение органа опеки и попечительства, а если согласия родителей нет, то решение суда. Эмансипация может быть объявлена только на основе заявления самого несовершеннолетнего.

Целью эмансипации является освобождение несовершеннолетнего от необходимости каждый раз получать от законных представителей согласие на заключение сделок. Согласно п. 16 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8 "при рассмотрении гражданского дела, одной из сторон в котором является несовершеннолетний, объявленный в соответствии со статьей 27 ГК эмансипированным, необходимо учитывать, что такой несовершеннолетний обладает в полном объеме гражданскими правами и несет обязанности (в том числе самостоятельно отвечает по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда), за исключением тех прав и обязанностей, для приобретения которых федеральным законом установлен возрастной ценз (например, статья 13 Федерального закона "Об оружии" <4>, статья 22 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" <5>)" <6>.

<4> Федеральный закон "Об оружии" от 13 декабря 1996 г. // СЗ РФ. 1996. N 51. Ст. 5681; 2007. N 32. Ст. 4121; 2008. N 10 (ч. 1). Ст. 900.
<5> Федеральный закон от 28 марта 1998 г. "О воинской обязанности и военной службе" // СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1475, N 30. Ст. 3613; 2001. N 30. Ст. 3061; 2002. N 7. Ст.

Административно-правовой статус несовершеннолетних как субъектов административной ответственности

631, N 21. Ст. 1919, N 26. Ст. 2521, N 30. Ст. 3029, 3030, 3033; 2003. N 1. Ст. 1, N 8. Ст. 709, N 27 (ч. 1). Ст. 2700, N 46 (ч. 1). Ст. 4437, N 52 (ч. 1). Ст. 5038; 2004. N 8. Ст. 600, N 17. Ст. 1587, N 18. Ст. 1687, N 25. Ст. 2484, N 27. Ст. 2711, N 35. Ст. 3607; 2005. N 27. Ст. 2716, N 30 (ч. 1). Ст. 3110, N 49. Ст. 5127; 2006. N 19. Ст. 2062, N 28. Ст. 2974, N 29. Ст. 3121, 3122, N 44. Ст. 4534, N 50. Ст. 5281; 2007. N 16. Ст. 1830, N 49. Ст. 6074, N 50. Ст. 6241.
<6> Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 1 июля 1996 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1997. N 5.

В семейном праве по общему правилу гражданин может вступить в брак с 18 лет, поскольку именно к этому возрасту необходимого развития достигает физическое состояние будущих супругов, что имеет большое значение для рождения и воспитания здорового потомства. Однако ч. 2 ст. 13 Семейного кодекса РФ устанавливает правило о том, что органами местного самоуправления брачный возраст будущих супругов может быть снижен до 16 лет, а при наличии особых обстоятельств и менее. Снижение брачного возраста касается в равной мере обоих супругов и допускается в первую очередь в случаях беременности будущей супруги, рождения ею ребенка, угрозы жизни одной из сторон.

Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста 16 лет, могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации. В настоящее время минимальный возраст, когда при особых обстоятельствах возможно получить разрешение на вступление в брак, в законах Ростовской, Московской, Вологодской, Владимирской, Самарской, Калужской областей установлен в 14 лет; Тверской, Мурманской и Рязанской — в 15 лет. В законах Новгородской и Орловской областей возрастные ограничения отсутствуют <7>.

<7> См.: Семейный кодекс в регионах // Библиотека журнала "Социальная защита". 1998. N 7. С. 8.

Существуют изъятия из общего правила о необходимости достижения возраста 18 лет для приобретения в полном объеме прав и обязанностей и в трудовой сфере. Так, вступать в трудовые отношения в качестве работников имеют право лица, достигшие возраста шестнадцати лет, а в случаях получения основного общего образования, либо продолжения освоения программы основного общего образования по иной, чем очная, форме обучения, либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста 15 лет, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью (ст. 63 Трудового кодекса РФ).

В соответствии со ст. 20 Уголовного кодекса РФ уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста, однако за двадцать составов преступлений — с 14 лет. С этого возраста уголовная ответственность наступает за ряд совершенных умышленно наиболее тяжких преступлений против личности, против собственности и против общественной безопасности и общественного порядка.

Как верно отмечает Д.З. Зиядова, "юридические границы несовершеннолетнего возраста объясняются возможностью подростком осознавать антисоциальный характер отдельных поступков к 14 годам, осмысливать поведение как асоциальное на рубеже 16 лет и полностью осознавать свою вину лишь к 18 годам. Учет этих особенностей приобретает особую значимость при оценке государством в лице правоприменительных органов степени общественной опасности преступления и личности виновного" <8>.

<8> Зиядова Д.З. Некоторые правовые аспекты предупреждения преступности несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. 2006. N 3.

Установление более низкого возраста уголовной ответственности (не с 18, а с 16 лет) связано с тем, что, с одной стороны, уголовный закон признает подростков с 16 до 18 лет лицами, обладающими определенным уровнем правового сознания, способностью оценивать не только фактическую сторону своих поступков, но и их социальную значимость, а с другой стороны, закрепляет положение о том, что лицо может без ущерба для психического и физического здоровья претерпевать физические и моральные лишения, связанные с исполнением мер уголовного наказания. Нельзя не согласиться с тем, что установление строго формализованной возрастной границы уголовной ответственности имеет важное общепредупредительное значение, является одним из выражений регулирующей функции права и служит гарантией против субъективизма и произвола <9>. Определение возраста уголовной ответственности — это проблема не сколько социально-психологическая, столько уголовно-политическая. Так, по мнению Д.З. Зиядовой, границы уголовной ответственности — 14 лет (нижняя), 18 лет (верхняя) — носят в определенной степени условный характер, хотя и связаны с требованиями возрастной психологии и уголовной политики. Она полагает, что необходимо учитывать и то, что до достижения возраста уголовной ответственности несовершеннолетние совершают значительно большее (в 6 — 8 раз) число общественно опасных действий, аналогичных по объективной стороне различного вида преступлениям. Поэтому, учитывая данное обстоятельство, Д.З. Зиядова предлагает снижение нижней возрастной границы уголовной ответственности до 12 лет за совершение некоторых преступлений, указанных в ч. 2 ст. 20 УК РФ <10>.

<9> См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный). 7-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. В.М. Лебедев. Юрайт-Издат, 2007.
<10> Зиядова Д.З. Некоторые правовые аспекты предупреждения преступности несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. 2006. N 3.

Однако, на наш взгляд, с этим предложением в настоящее время согласиться нельзя. Действительно, темпы интеллектуального и физического развития несовершеннолетних с каждым поколением ускоряются. Сейчас дети и подростки знают и умеют гораздо больше, чем их сверстники двадцать или пятьдесят лет назад. Однако это отнюдь не свидетельствует о том, что необходимо снижать возраст наступления уголовной ответственности. Более высокий интеллектуальный уровень подростков обязывает государство и общество искать такие меры воздействия, которые позволят бороться с общественно опасными действиями без применения уголовного наказания, путем воспитательных мер и убеждения. Ведь чем более действенной окажется степень профилактической и воспитательной работы, тем выше может быть установлен возраст уголовной ответственности.

В заключение можно отметить, что разобщенность российского законодательства, регулирующего правовой статус несовершеннолетних, оказывает негативное влияние на уровень и степень их правовой защищенности, ответственности. Назрела настоятельная необходимость в установлении общих для всех отраслей права базовых основ законодательного регулирования статуса несовершеннолетних и преодоления отраслевой разобщенности в праве в тех ситуациях, когда предметом правового регулирования становятся правоотношения с участием детей и подростков.

Действующий СК РФ впервые закрепил положение о правах несовершеннолетних родителей. Несовершеннолетними родителями признаютсяотец и (или) мать, не достигшие возраста 18 лет. По общему правилу факт рождения ребенка является основанием возникновения родительских прав независимо от возраста родителей. Однако СК РФ содержит ряд особенностей, касающихся прав и обязанностей несовершеннолетних родителей.

Так, согласно СК РФ несовершеннолетние родители имеют право на совместное проживание с ребенком и участие в ᴇᴦο воспитании.

§ 4. Понятие правового статуса несовершеннолетних и его разновидности

Любой родитель независимо от возраста имеет право проживать совместно со своим ребенком. Право на участие в воспитании выражается в том, что воспитание ребенка несовершеннолетними родителями должно осуществляться совместно с другими лицами, которые призваны оказывать в данном помощь.

Несовершеннолетние родители могут защищать свои родительские правав случае их нарушения всеми способами, не запрещенными законом. Несовершеннолетние родители могут быть лишены родительских прав, ограничены в родительских правах в установленном законом порядке. Однако им предоставлено право требовать восстановления в родительских правах.

В соответствии с ГК РФ лицо, вступившее в законный брак, признается полностью дееспособным. Поэтому несовершеннолетние родители, состоящие между собой в зарегистрированном браке, обладают теми же правами, что и совершеннолетние родители.

Несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, в случае рождения у них ребенка и при установлении их материнства и (или) отцовства вправе самостоятельно осуществлять родительские права по достижении ими возраста 16 лет.До достижения несовершеннолетними родителями 16-летнего возрастаребенку должна быть назначен опекун, который будет осуществлять ᴇᴦο воспитание совместно с несовершеннолетними родителями ребенка. Несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, не утрачивают правовой связи со своими родителями и, после рождения ребенка вправе рассчитывать на их помощь в воспитании детей. При отсутствии лица, которое должна быть назначено опекуном, помощь в воспитании ребенка несовершеннолетних родителей возлагается на органы опеки и попечительства.

Разногласия, возникающие между опекуном ребенка и несовершеннолетними родителями, разрешаются органом опеки и попечительства. При реализации данного полномочия органы опеки и попечительства руководствуются прежде всего интересами ребенка.

Несовершеннолетние родители имеют право признавать и оспаривать свое отцовство и материнство на общих основаниях. Достигнув 14-летнего возраста,они имеют право требовать установления отцовства в отношении своих детей в судебном порядке.

admin