Правовой режим внебюджетных фондов

Правовой режим государственных внебюджетных фондов

Государственный внебюджетный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном в БК РФ.

Общие принципы и правовой статус государственных внебюджетных фондов, а так же их состав закреплены в ст. ст. 144 и 145 БК РФ.

Одним из институтов финансовой системы РФ являются государственные внебюджетные фонды денежных средств, создание которых позволяет аккумулировать значительные денежные ресурсы и направлять их на решение определенных социально-экономических целей и задач.

Тема 5. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ

Внебюджетные фонды образуются в соответствии с законодательством РФ, которое определяет также и порядок их расходования.

В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные, в соответствии с уровнем управления — на федеральные, региональные и местные. Наиболее значимыми и крупными являются такие федеральные внебюджетные фонды, как Пенсионный фонд, Государственный фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ.

Характеристика Пенсионного фонда РФ

Правовой режим Пенсионного фонда определен Положением О пенсионном фонде РФ, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФФ от 27 декабря 1991 г. (Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. №5 Ст. 180). Пенсионный фонд РФ подчиняется Правительству РФ, перед которым ежегодно отчитывается о результатах своей деятельности. Бюджет Пенсионного фонда ежегодно утверждается высшим законодательным органом страны. Средства Фонда являются государственной собственностью. Фонд формируется на федеральном уровне и в субъектах РФ, что позволяет осуществлять выплаты всем пенсионерам, независимо от места их прежней работы и места жительства.

К источникам образования Пенсионного фонда относятся:

  • страховые взносы работодателей; страховые взносы граждан РФ;
  • ассигнования из федерального бюджета, выделяемые на выплату пенсий и различных видов пособий; средства, возмещаемые Пенсионному фонду Фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным, добровольные взносы и др.

К основным задачам Пенсионного фонда можно отнести следующие:

1.целевой сбор и аккумуляция средств для выплаты пенсий и пособия для детей, а также организация их финансирования;

2.участие долговременной основе в финансовых федеральной и региональных программах по социальной поддержке населения;

3.расширенное воспроизводство средств фонда на основе принципов самофинансирования и др.

Правовой режим Государственного фонда занятости населения в РФ

В целях обеспечения профессионального переобучения и переподготовки кадров, материальной поддержки безработных, организации и функционирования бирж труда в соответствии с Законом РФ "О занятости населения в РФ" создана специальная служба занятости. Государственный Фонд занятости населения РФ функционирует в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 8 июня 1993 г. Его источником являются: обязательные страховые взносы работодателей, обязательные страховые взносы с заработка, бюджетные ассигнования, добровольные взносы и другие поступления.

Общая характеристика Фонда социального страхования РФ

Названный фонд создан для финансирования расходов по социальному страхованию. Его источниками являются: страховые взносы работодателе; страховые взносы граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью; страховые взносы ряда категорий граждан и иные доходы. Аккумулированные таким образом средства направляются на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком и иные цели социального страхования.

Характеристика правового режима Федерального фонда обязательного медицинского страхования

В соответствии с Законом РФ "О медицинском страховании граждан в РФ" созданы федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, правовой базой функционирования которых являются соответствующие Положения, утвержденные Постановлениями Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г.

Деятельность названных фондов направлена на реализацию государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования. Федеральный фонд создается Правительством РФ, а территориальные фонды образуются соответственно представительными исполнительными органами власти республик в составе РФ и иными субъектами Федерации. Основными источниками образования федерального и территориальных фондов являются страховые взносы хозяйствующих субъектов на обязательное медицинское страхование; бюджетные ассигнования и иные поступления. Полученные средства направляются на финансирование обязательного медицинского страхования и иных связанных с этим мероприятий. Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования и отчет о его исполнении ежегодно рассматривается Государственной Думой.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 |

Правовой режим государственных внебюджетных фондов

Бюджетная системаРоссийской Федерации, являясь, в своюочередь, одним из институтов финансовой системы Российской Федерации,включает в себя и бюджеты государственных внебюджетных фондов (ст. 10 БК РФ).В Бюджетном кодексе Российской Федерации (ст. 13 и 143) впервые даноопределение государственного внебюджетного фонда как фонда денежных средств,образуемого вне федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерациии предназначенного для реализации конституционных прав граждан на: пенсионноеобеспечение, социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потерикормильца, рождения и воспитания детей и в иных случаях, предусмотренныхзаконом; социальное обеспечение в случае безработицы; охрану здоровья иполучение бесплатной медицинской помощи.

Создание подобных внебюджетных фондов денежных средствпозволяет аккумулировать значительные денежные ресурсы и направлять их нарешение определенных социально-экономических целей и задач. Внебюджетныефонды образуются в соответствии с законодательством Российской Федерации,которое определяет также и порядок их расходования. Средства этих фондовнаходятся в федеральной собственности. Одновременно средства государственныхвнебюджетных фондов не входят в состав бюджетов уровней бюджетной системыРоссийской Федерации и изъятию не подлежат.

В зависимости от целевого назначения внебюджетные фондыделятся на экономические и социальные, в соответствии с уровнем управления -на федеральные и региональные.

Образование государственных внебюджетных фондов позволяетвлиять на процесс производства путем финансирования наиболее важных отраслей,осуществлять различные мероприятия социального характера путем выплатыпенсий, пособий, решать природоохранные задачи и т. д.

Правовой основой формирования и использования внебюджетныхфондов являются такие нормативные акты, как Бюджетный кодекс РоссийскойФедерации, Закон Российской Федерации «О занятостинаселения в РФ» и другиенормативные акты.

Государственными внебюджетными фондами РоссийскойФедерации являются:

Государственными внебюджетными фондами управляют органыгосударственной власти. Бюджеты государственных внебюджетных фондовРоссийской Федерации составляются органами управления указанных фондов ипредставляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательныхорганов одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очереднойфинансовый год. Бюджеты названных фондов рассматриваются и утверждаютсяФедеральным Собранием в форме федеральных законов одновременно с принятиемфедерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.Аналогичный порядок составления, представления и утверждения бюджетовтерриториальных государственных внебюджетных фондов предусмотрен ст. 145 БКРФ.

Доходы государственных внебюджетных фондов формируются засчет:

1) обязательных платежей, установленных законодательствомРоссийской Федерации; 2) добровольных взносов физических и юридических лиц;3) других доходов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.Особенностью расходования средств государственных внебюджетных фондовявляется их целевое использование в соответствии с бюджетами указанныхфондов.

Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондовосуществляется Федеральным казначейством Российской Федерации.

По окончании бюджетного года органом управления фондасоставляется отчет о его исполнении и представляется ПравительствомРоссийской Федерации на рассмотрение и утверждение Федеральному Собранию вформе федерального закона.

Отчет об исполнении бюджета территориальногогосударственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда ипредставляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации нарассмотрение и утверждение законодательному (представительному) органусубъекта Российской Федерации в форме закона субъекта Российской Федерации.

Наиболее значимым и крупным среди государственныхвнебюджетных фондов является Пенсионный фонд РФ, правовой режим которогоопределен Положением о нем, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФот 27 декабря 1991 г. Средства этого фонда направляются на выплату пенсий инекоторых видов пособий. Пенсионный фонд — это самостоятельный органуправления финансами пенсионного обеспечения, средства которого не входят всостав федерального бюджета. В настоящий момент Пенсионный фонд РФподчиняется Правительству Российской Федерации, перед которым ежегодноотчитывается о результатах своей деятельности.

Пенсионный фонд формируется на федеральном уровне, вреспубликах, входящих в состав Федерации, краях, областях, что позволяетосуществлять выплаты всем пенсионерам, независимо от места их прежней работыи места жительства.

К основным задачам Пенсионного фонда РФ можно отнестиследующие:

  • целевой сбор и аккумуляция средств для выплаты пенсий ипособий на детей, а также организация их финансирования;
  • участие на долговременной основе в финансовыхфедеральной и региональных программах по социальной поддержке населения;
  • расширенное воспроизводство средств фонда на основепринципов самофинансирования и др.

К источникам образования Пенсионного фонда РФ относятся:

  • страховые взносы работодателей;
  • страховые взносы граждан РФ;
  • ассигнования из федерального бюджета, выделяемые навыплату пенсий и различных видов пособий;
  • средства, возмещаемые Пенсионному фонду Фондом занятостинаселения РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным, добровольныевзносы и др.

В соответствии с федеральным законодательством установленыследующие тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации:

а) для работодателей-организаций — в размере 28 процентов;

для работодателей-организаций, занятых в производствесельскохозяйственной продукции, — в размере 20,6 процента выплат в денежной и(или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниямнезависимо от источников финансирования, включая вознаграждения,выплачиваемые работникам и иным физическим лицам, за исключениеминдивидуальных предпринимателей, по договорам гражданско-правового характера,предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также поавторским договорам;

для работодателей-организаций, использующих труд членовлетных экипажей воздушных судов гражданской авиации, — сверх предусмотренногоабзацем первым настоящего пункта основного тарифа дополнительный тариф вразмере 14 процентов выплат, начисленных в пользу членов летных экипажейвоздушных судов гражданской авиации по всем основаниям независимо отисточников финансирования, включая вознаграждения по договорамгражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ иоказание услуг. Установить, что страховые взносы по дополнительному тарифудля работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажейвоздушных судов гражданской авиации, считаются уплаченными только при условииуплаты в полном объеме страховых взносов по основному тарифу за отчетныйпериод и отсутствия просроченной задолженности по страховым взносам запредшествующие периоды;

б) для индивидуальных предпринимателей, в том числе дляиностранных граждан, лиц без гражданства, проживающих на территорииРоссийской Федерации, частных детективов и занимающихся частной практикойнотариусов, — в размере 20,6 процента дохода от предпринимательской либо инойдеятельности за вычетом расходов, связанных с его извлечением;

для индивидуальных предпринимателей, применяющихупрощенную систему налогообложения, — в размере 20,6 процента доходов,определяемых исходя из стоимости патента.

Индивидуальные предприниматели, в том числе иностранныеграждане, лица без гражданства, проживающие на территории РоссийскойФедерации, частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы,осуществляющие прием на работу по трудовому договору или выплачивающие вознагражденияпо договорам гражданско-правового характера, предметом которых являетсявыполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам, уплачиваютстраховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 28процентов выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользуработников и иных физических лиц, за исключением индивидуальныхпредпринимателей, по всем основаниям независимо от источников финансирования;

в) для родовых, семейных общин коренных малочисленныхнародов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, икрестьянских (фермерских) хозяйств — в размере 20,6 процента выплат вденежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу членов родовых,семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихсятрадиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйствпо всем основаниям независимо от источников финансирования.

Родовые, семейные общины коренных малочисленных народовСевера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянские(фермерские) хозяйства, осуществляющие прием на работу по трудовому договоруили выплачивающие вознаграждения по договорам гражданско-правового характера,предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, уплачивают страховыевзносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 20,6 процента выплатв денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников и иныхфизических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, по всемоснованиям независимо от источников финансирования;

г) для адвокатов — в размере 20,6 процента выплат,начисленных в пользу адвокатов;

д) для граждан (физических лиц), осуществляющих прием наработу по трудовому договору или выплачивающих вознаграждения по договорамгражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ иоказание услуг, а также по авторским договорам, — в размере 28 процентоввыплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работникови иных физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, повсем основаниям независимо от источников финансирования;

е) для граждан (физических лиц), работающих по трудовымдоговорам или получающих вознаграждения по договорам гражданско-правовогохарактера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, атакже по авторским договорам, — в размере 1 процента выплат, начисленных впользу указанных граждан по всем основаниям независимо от источниковфинансирования

Порядок уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФрегулируется также Федеральным законом от 2 января 2000 г.

Правовой режим государственных внебюджетных фондов

«О внесении изменений и дополнений в порядок уплаты страховых взносов работодателями игражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)». СредстваПенсионного фонда расходуются в соответствии с названными ранее целями навыплату государственных пенсий и некоторых пособий, в том числе выплатупособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет, оказаниеорганами социальной защиты населения материальной помощи престарелым инетрудоспособным гражданам, на финансовое и материально-техническоеобеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда и его органов, а также надругие цели.

Непосредственное руководство Пенсионным фондомосуществляет Правление и исполнительная дирекция, которая с участиемМинистерства финансов РФ разрабатывает проект бюджета Пенсионного фонда,утверждаемый Правлением. Затем проект бюджета обсуждается и утверждаетсяГосударственной Думой.

В условиях перехода к рынку появляется проблема занятости,безработицы, переподготовки кадров. В целях обеспечения профессиональногопереобучения и переподготовки кадров, материальной поддержки безработных,организации и функционирования бирж труда в соответствии с Законом РоссийскойФедерации «О занятости населения в Российской Федерации» создана специальнаяслужба занятости. Настоящим законом предусмотрен механизм регулированиязанятости населения, меры социальной защиты трудящихся, принципы выплаты пособийбезработным.

Средства Государственного фонда занятости населенияявляются государственной собственностью и с августа 1996 года находятся воперативном управлении и распоряжении Министерства труда и социальногоразвития Российской Федерации.

Средства фонда занятости не входят в состав бюджетов. Вструктуру фонда занятости входят федеральный фонд занятости, фонды занятостив республиках в составе РФ, автономной области, автономных округах, краях,областях, городах и районах (кроме районов в городах).

Согласно ст. 22 Закона Российской Федерации «О занятостинаселения в Российской Федерации» источником образования Государственногофонда занятости являются: обязательные страховые взносы работодателей,обязательные страховые взносы с заработка, бюджетные ассигнования,добровольные взносы и другие поступления.

В соответствии с законодательством тарифы страховыхвзносов в Государственный фонд занятости населения РФ дляработодателей-организаций составляют 1,5 процента выплат в денежной и (или)натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниямнезависимо от источников финансирования, включая вознаграждения по договорамгражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ иоказание услуг

В соответствии с Положением о Государственном фондезанятости населения Российской Федерации, утвержденным постановлениемВерховного Совета РФ от 8 июня 1993 г., полученные средства направляются: намероприятия по осуществлению профориентации, профподготовки и переподготовкибезработных граждан, организацию общественных работ, выплату пособий побезработице, мероприятия по созданию дополнительных рабочих мест и др.

Бюджет фонда занятости населения РФ и отчет о егоисполнении ежегодно рассматриваются Государственной Думой

В соответствии с Законом РФ «О медицинском страхованииграждан в Российской Федерации» созданы Федеральный и территориальные фондыобязательного медицинского страхования, правовой базой функционированиякоторых являются соответствующие Положения, утвержденные ПостановлениямиВерховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г.

Деятельность названных фондов направлена на реализациюгосударственной политики в области обязательного медицинского страхованияграждан как составной части государственного социального страхования.Федеральный фонд создается Правительством РФ, а территориальные фондысоздаются соответственно представительными и исполнительными органами властиреспублик в составе РФ, автономной области, автономного округа, края,области, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Средства, поступающие в данные фонды, являютсясобственностью государства и не включаются в состав бюджетов.

Основными источниками образования Федерального итерриториальных фондов обязательного медицинского страхования являются:

  • страховые взносы хозяйствующих субъектов на обязательноемедицинское страхование в размере 3,6 процента;
  • бюджетные ассигнования, доходы от использования временносвободных денежных средств и нормированного страхового запаса и иныепоступления.

Полученные средства направляются на финансированиеобязательного медицинского страхования и иных, связанных с этим мероприятий

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования иотчет о его исполнении ежегодно рассматриваются Государственной Думой.

Особое место среди государственных внебюджетных фондовзанимает Фонд социального страхования Российской Федерации, созданный дляфинансирования расходов по социальному страхованию.

Источниками образования Фонда социального страхованияявляются:

  • страховые взносы работодателей;
  • страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальнойтрудовой деятельностью;
  • страховые взносы некоторой категории граждан;
  • доходы от инвестирования части временно свободныхсредств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады;
  • ассигнования из республиканского бюджета РФ на покрытиерасходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим вследствиечернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах;
  • добровольные взносы граждан и юридических лиц;
  • иные доходы.

В настоящее время действуют тарифы страховых взносов вФонд социального страхования РФ для работодателей-организаций и граждан,использующих труд наемных работников в личном хозяйстве, в размере 5,4процента выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользуработников по всем основаниям независимо от источников финансирования.

Аккумулированные таким образом средства направляются навыплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, прирождении ребенка, по уходу за ребенком и иные цели социального страхования.

Правительство страны предусматривает осуществлениеперехода на обязательное социальное страхование от несчастных случаев напроизводстве и профессиональных заболеваний. Для этого Фонд социальногострахования Российской Федерации в соответствии с ПостановлениемПравительства Российской Федерации от 29 января 1999 г. должен провести предварительную регистрацию работодателей (страхователей), обязанных послевступления в силу Федерального закона «Об обязательном страховании отнесчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»  уплачиватьстраховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаевна производстве и профессиональных заболеваний. Наряду с этим Фонд долженпроизвести предварительный учет лиц, которым назначены выплаты в возмещениевреда, и лиц, которые будут иметь право на обеспечение по страхованию отнесчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний послевступления в силу указанного Федерального закона.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7июля 1999 года предусмотрен перечень выплат, на которые не начисляютсястраховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации. К ихчислу относятся, в частности: выходное пособие при прекращении трудовогодоговора; денежная компенсация за неиспользованный отпуск; государственныепособия гражданам, имеющим детей; пособия по временной нетрудоспособности,социальное пособие на погребение; пенсии; доплаты к пенсиям и иные социальныевыплаты, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерацииза счет средств федеральных внебюджетных фондов, а также средств бюджетовуровней. Не начисляются страховые взносы на суммы, выплачиваемые всоответствии с федеральным законодательством в возмещение вреда, причиненногоработникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждениемздоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей; стоимостьоплачиваемых работодателем путевок на санаторно-курортное лечение и отдыхработников и членов их семей; доходы по акциям (дивиденды, проценты, выплатыпо долевым паям и т. д.); вознаграждения, выплачиваемые гражданам подоговорам гражданско-правового характера, по авторским договорам, а такжеиные выплаты.

Страховые взносы в названные федеральные внебюджетныефонды не начисляются на фонд оплаты труда иностранных физических лиц,привлекаемых на период реализации проектов и программ безвозмездной помощи(содействия) Российской Федерации, в части оплаты труда, осуществляемой засчет такой помощи (такого содействия)

От уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РоссийскойФедерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственныйфонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательногомедицинского страхования освобождаются:

а) организации любых организационно-правовых форм в частивыплат, начисленных по всем основаниям независимо от источниковфинансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско-правовогохарактера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, впользу работников, являющихся инвалидами I, II и III групп и получающихпенсии по инвалидности в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации;

б) общероссийские общественные организации инвалидов (втом числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), средичленов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей,усыновителей, опекун, попечитель) составляют не менее 80 процентов, ихрегиональные и территориальные организации, а также организации (есличисленность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, аих доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов), уставный капиталкоторых полностью состоит из вкладов указанных общественных организаций, иорганизации, единственным собственником имущества которых являются указанныеобщественные организации;

в) индивидуальные предприниматели, в том числе иностранныеграждане, лица без гражданства, проживающие на территории РоссийскойФедерации, частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы,адвокаты, являющиеся инвалидами I, II и III групп и получающие пенсии поинвалидности в соответствии с законодательством Российской Федерации, в частидоходов от их деятельности.

Помимо названных социальных фондов могут создаваться иэкономические внебюджетные фонды в целях развития и возрождения каких-торегионов, видов деятельности, а также фонды, направленные на финансированиенаучных исследований, отдельных направлений хозяйственной деятельности и т.д. Они создаются на федеральном и региональном уровнях. К таким фондамотносятся: региональные и местные внебюджетные фонды развития жилищногостроительства, отраслевые и межотраслевые фонды научно-исследовательских иопытно-конструкторских работ и др. Эти фонды создаются в соответствии сзаконами Российской Федерации, указами Президента РФ, постановлениями ПравительстваРФ, а также решениями иных органов на региональном и местном уровнях.

Так, в целях реализации производственных задач созданыдорожные фонды, фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ, фондвоспроизводства, охраны и защиты лесов.

Представительные органы государственной власти и местногосамоуправления вправе создавать различные государственные и местныевнебюджетные фонды для определенных целей (например, экологические фонды,субвенционные внебюджетные фонды и другие).

О каждом образуемом фонде соответствующий орган утверждаетПоложение. Названные фонды формируются за счет определенных внебюджетныхисточников и его средства используются на строго конкретные мероприятия и не подлежатперечислению в бюджет.

В.Т. Батычко
Финансовое право
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.

Тема 5.

Бюджетное право Российской Федерации

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ

5.1. Правовой режим государственных внебюджетных фондов

Государственный внебюджетный фонд — форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Государственные фонды денежных средств управляются органами государственной власти Российской Федерации и предназначены для реализации конституционных прав граждан на:

—  социальное обеспечение по возрасту;

—  социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении;

—  социальное обеспечение в случае безработицы;

—  охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи. Правовой статус, порядок создания, деятельности и ликвидации государственных внебюджетных фондов определяются федеральным законом. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности.

Средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат.

Государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются:

—  Пенсионный фонд Российской Федерации;

—  Фонд социального страхования Российской Федерации;

—  Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Внебюджетные фонды имеют своей целью содействие развитию или материальной поддержки специфических социально-экономических или культурных сфер общественных отношений. Фонды имеют самостоятельное значение, источники их формирования обособлены от источников формирования бюджета РФ и территориальных бюджетов.

 В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на:

—  экономические;

—  социальные.

В соответствии с уровнем управления внебюджетные фонды делятся на:

—  федеральные;

—  региональные;

—  местные.

Как и бюджеты всех уровней, внебюджетные фонды (их формирование, отпуск средств из этих фондов, определение объектов финансирования) находятся под контролем финансовых органов.

Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется Правительством Российской Федерации на рассмотрение и утверждение Федеральному Собранию в форме федерального закона.

Отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на рассмотрение и утверждение законодательному (представительному) органу субъекта Российской Федерации в форме закона субъекта Российской Федерации.

Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется органами, обеспечивающими контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации. Порядок и сроки представления отчетности государственных внебюджетных фондов, в том числе публикуемой, определяются в соответствии с Бюджетным кодексом для соответствующих бюджетов.

admin