Правовая ситуация

Библиографическое описание:



Статья посвящена проблеме формирования универсальных учебных действий учащихся посредством решения правовых задач-ситуаций. Автор определяет принципы использования задач в учебно-воспитательном процессе, обращает внимание на методические аспекты организации работы с ними. В статье приводятся примеры правовых ситуаций, которые можно использовать в процессе обучения школьников праву.

Ключевые слова: методика обучения, право, правовые задачи, универсальные учебные действия, case-study

Современное образовательное пространство, в том числе в области правового обучения и воспитания, развивается очень динамично. Принятые федеральные государственные образовательные стандарты среднего общего образования устанавливают, что выпускник школы — это человек «осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством» . Поэтому главной задачей учителя права и обществознания является формирование правового сознания, повышение уровня правовой культуры подрастающего поколения.

Перед современной школой возникает вопрос об использовании эффективных методических способов реализации государственного и социального заказа, достижению планируемых результатов обучения. Учитывая, что ФГОС определяет переход к системно-деятельностному обучению, то особую актуальность приобретают активные и интерактивные формы работы. Одним из них может являться использование правовых ситуаций-задач (case-study) в подготовке школьников. Данный метод уже давно и успешно используется в профессиональной подготовке юристов, педагогов и др. В системе общего образования он не получил широкого распространения, однако используется в современной практике. Как правило, решение правовых ситуаций применяется на уроках права, если данный предмет входит в учебный план образовательной организации, что бывает далеко не всегда. В рамках изучения правового блока интегрированного обществоведческого курса данный метод практически не используется в связи с тем, что выделяемого количества часов, отводимого на изучение юридических проблем в рамках обществознания, бывает просто недостаточно. Однако примеры правовых ситуаций широко распространены в олимпиадных заданиях, а также представлены на едином государственном экзамене (вопрос 27 согласно кодификатору 2016 года).

В чем особенности использования метода case-study в правовой подготовке школьников? Правовая задача — это проблемная ситуация, решение которой необходимо найти или спроектировать. Работа над правовой задачей способствует формированию правовой компетентности, развивает аналитическое мышление учащихся, повышает мотивацию к изучению права.

Кроме того, с помощью использования данного метода развиваются личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия. Так как правовые задачи ориентированы на реальную (или почти реальную) жизненную ситуацию, то проектирование ее решения способствует в определенной мере самоопределению ученика, формирует основы правомерного поведения и гражданской идентичности учащихся, что относится к личностным универсальным учебным действиям. Поиск необходимой информации в ходе решения кейса, ее анализ, логическое построение решения и его обоснование с помощью нормативно-правовых актов представляет собой познавательные результаты обучения. Коммуникативные универсальные учебные действия формируются при формулировании решения правовой ситуации, обсуждения в группе в процессе проектирования ответов. Овладевая алгоритмом решения правовой задачи, ученики учатся действовать в соответствии с предложенным планом, оценивать результаты проделанной работы, что представляет собой регулятивные универсальные учебные действия.

Необходимо учесть тот факт, что для решения правовых ситуаций-задач от учеников потребуется знание определенных нормативно-правовых актов. Но данные виды документов создаются не для школьников, поэтому большинство из них сложны для понимания даже старшеклассниками вследствие сложности самого юридического языка. При решении правовых задач ученикам следует предлагать конкретный фрагмент документа, доступный по содержанию и объему, которым необходимо воспользоваться для выполнения задания. Как правило, данная форма работы позитивно воспринимается учениками, так как некоторая связь с реальными жизненными ситуациями повышает эффективность учебно-воспитательного процесса.

При отборе и моделировании правовых задач следует учитывать основные принципы обучения. В частности, предлагаемая ситуация должна соответствовать следующим принципам:

  1. Принцип научности. Учитель должен помнить, что право — это динамично развивающаяся сфера, законодатель постоянно вносит изменения и дополнения в действующие нормативно-правовые акты, поэтому даже если фрагменты документов представлены в учебниках, следует обращаться к актуальным редакциям НПА, которые можно найти в интернет-версиях СПС «Гарант» и «Консультант плюс».
  2. Принцип последовательности. Решение правовых задач не может предшествовать изучению нового материала, а должно быть направлено на формирование навыка практического использования полученных теоретических знаний, если только предлагаемый кейс не является проблемной ситуацией, которую необходимо решить ученикам в течение урока.
  3. Принцип систематичности. Для того чтобы ученики овладели требуемыми навыками необходимо использовать решение правовых ситуаций в ходе изучения всех основных отраслей права, прежде всего семейного, гражданского, трудового, административного и уголовного. В этом случае требуемые умения могут достигнуть необходимого уровня развития.
  4. Принцип активности. При использовании данного метода ученики занимаются самостоятельным поиском необходимой информации, требуемой для решения предложенной задачи на основе материалов, предоставленных учителем. В результате происходит активизация познавательной деятельности обучающихся.
  5. Принцип доступности. В современном интернет-пространстве можно найти большое количество правовых задач по различным темам, однако большинство из них ориентировано на профессиональную юридическую подготовку бакалавров, специалистов, магистрантов. Поэтому далеко не все из них подходят для правовой подготовки школьников. Правовая ситуация в системе общего образования должна быть понятна по содержанию и доступна уровню подготовки школьников.

В ходе выполнения заданий этого типа ученик должен знать алгоритм своих действий, понимать какие аспекты ситуации необходимо выделить, чтобы сформулировать выводы.

В целом алгоритм решения правовой задачи может иметь следующую последовательность:

а) анализ условий задачи, определение отрасли права к которой относится задача, оценка имеющихся возможностей и перспектив решения в соответствии с нормами соответствующей отрасли права,

б) изучение нормативно-правовых актов, в соответствии с которыми построена проблемная ситуация правовой задачи, получение всей необходимой информации, которой можно воспользоваться в предложенной ситуации,

в) осуществление решения задачи, которое специфично и зависит от характера решаемой задачи,

г) формулирование решения правовой задачи, его проверка и оценка.

Приведем примеры ситуаций, которые можно предложить школьникам в процессе изучения отдельных отраслей права.

  1. Трудовое право.

– 15-летний Сидоров, получивший основное общее образование, устроился учеником токаря в ООО «Азотреммаш». К директору ООО обратился отец Сидорова с просьбой уволить его сына, так как тот устроился на работу вопреки запрету родителей, однако сам подросток пояснил, что хочет получить рабочую специальность, и не намерен выполнять требования отца. Как в данном случае должен поступить директор ООО «Азотреммаш»? С какого возраста гражданин может стать субъектом трудового права? Для решения ученикам предлагается воспользоваться статьей 63 Трудового кодекса РФ.

– 18-летний Кириллов В. подал заявление о приеме на работу в ресторан «Пряник» в качестве кухонного работника. Администрация потребовала у него предоставление трудовой книжки, паспорта, характеристики с предыдущего места работы и справок о состоянии здоровья, наличии жилплощади и семейном положении. Установив, что трудовой книжки у него нет, поскольку ранее Кириллов В. нигде не работал, а также не представил остальные требуемые документы, в приеме на работу ему было отказано. Права ли администрация ресторана? Как следует разрешить данный спор? Для ознакомления ученикам предлагается статья 65 Трудового кодекса РФ.

– Кукушкина работала в детских яслях в должности медсестры. Приказом администрации она была уволена с работы по п. 5 ст. 81 ТК РФ. Поводом для увольнения послужили отказы Кукушкиной выполнить распоряжение заведующей — принять участие в уборке помещения детского сада. Считая увольнение неправильным, Кукушкина обратилась в суд с иском о восстановлении ее на работе. Какое решение должен принять суд? Решить данную ситуацию ученики должны на основе статьи 60 и 81 Трудового кодекса РФ.

  1. Семейное право.

– Вступающие в брак Роман и Екатерина решили заключить брачный договор. Роман настаивал на включении в договор пункта, запрещающего жене уезжать из города, страны без сопровождения мужа. А Екатерина хотела включить положение о том, что она не должна работать, а обеспечивать ее и детей обязан муж. Нотариус отказался удостоверять брачный договор. Правомерны ли действия нотариуса? С какого момента брачный договор может вступить в силу, если будет оформлен в соответствии с требованиями законодательства? Для решения ученики должны воспользоваться статьями 40–42 Семейного кодекса РФ.

– В органы ЗАГСа обратились супруги Тюленевы, у которых не было детей, с просьбой расторгнуть их брак. Совместно нажитое имущество ими было разделено по взаимному согласию. Однако сотрудники ЗАГСа отказали им в регистрации развода, мотивировав свои действия тем, что супруги не предоставили веских доказательств невозможности сохранения семьи. Правомерны ли действия сотрудников ЗАГСа? Обосновать решение данной задачи можно с помощью статьи 19 Семейного кодекса РФ.

  1. Гражданское право.

– 12-летний Василий получил вподарокот деда велосипед. Поскольку Василию срочно понадобились скейтборд, он продал велосипед Николаю, которому было 16 лет, а на вырученные деньги купил скейтборд. Отец Василия, узнав об этом, расценил поступок сына как неуважение к деду, пошел к Николаю с намерением вернуть деньги и забрать велосипед. Однако купивший велосипед подросток взять деньги и вернуть велосипед отказался, заявив, что цену он дал за покупку нормальную, а Василий продал велосипед, принадлежащий не отцу, а самому Василию, что каждый может сам распоряжаться принадлежащим ему имуществом, и оснований для расторжения договора нет. Прав ли покупатель велосипеда? Для решения необходимо воспользоваться статьей 28 Гражданского кодекса РФ.

  1. Административное право.

– Кириллу исполнилось 15 лет, и он вместе с друзьями пошел в парк, чтобы отметить свой день рождения. Втайне от родителей он взял из дома крепкие спиртные напитки, которые были распиты в парке. После этого друзья стали приставать к гражданам, гуляющим в парке, сопровождая свои действия нецензурной бранью, разбили несколько фонарей с криком: «Темнота — друг молодежи!». Их действия были замечены сотрудниками полиции. Друзья были задержаны и доставлены в отделение. Один из сотрудников органов охраны правопорядка сказал, что теперь они будут отвечать по всей строгости в соответствии с нормами Уголовного кодекса.Как можно квалифицировать действия несовершеннолетних? На основании каких ном права они понесут наказание? Будет ли привлечен к ответственности Кирилл и его друзья, если ему только исполнилось 15 лет, а друзья на 1 год старше? Прав ли сотрудник полиции? Для решения следует обратиться к статьям 2.3, 20.1, 20.22 Кодекса об административных правонарушениях, и статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

Таким образом, решение правовых ситуаций-задач на уроках права способствует не только развитию необходимых умений школьников, но и помогает реализовывать государственный и социальный заказ — формирование законопослушного гражданина, уважающего право и обладающего высоким уровнем правовой культуры.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки России от 6 октября 2009 года № 413 . — Режим доступа: URL: http://минобрнауки.рф/документы/543. (дата обращения: 16.07.2016).
  2. Белянкова Е. И. Некоторые методические аспекты организации семинарских занятий по дисциплине «Право в сфере образования» в системе подготовки будущего учителя. / Проблемы и перспективы развития образования в России. — 2016. — № 40, — С.66–70.

Основные термины (генерируются автоматически): правовая задача, решение, ученик, брачный договор, действие, задача, необходимая информация, общее образование, проблемная ситуация, Трудовой кодекс РФ.

В системе КонсультантПлюс есть фирменные аналитические материалы для решения задач специалистов. Они помогут найти ответ практически на любой профессиональный вопрос и понять, как действовать в конкретной ситуации, как применять нововведения, а еще подскажут возможные риски и помогут их избежать.

Материалы написаны доступным языком, представляют информацию в компактной и удобной форме. Они постоянно обновляются, а значит, всегда готовы к применению.

Новости и обзоры по актуальным вопросам

Обзоры нововведений и рекомендации, как применить изменения законодательства на практике.

Готовые решения

Подробные ответы на вопросы с рассмотрением нюансов и деталей, образцы заполнения документов, примеры.

Типовые ситуации

Краткие ответы на популярные вопросы. Есть практические примеры и ссылки на дополнительные материалы.

Путеводители КонсультантПлюс

Общая информация и удобная навигация по крупным темам. Переход в Готовые решения с подробной информацией по вопросу.

Важнейшая практика по статье

Ключевые разъяснения высших судов, обзоры споров за три года, позиции госорганов по самым востребованным статьям нормативных правовых актов.

Перспективы и риски судебных споров

Распространенные ситуации споров. Требования, обстоятельства, примеры доказательств, причины отказа в иске, подборка практики в пользу каждой из сторон.

Обзоры ответственности

Последствия нарушения часто применяемых статей законов и кодексов (список нарушений и все виды ответственности по каждому).

Почему специалисты выбирают фирменные аналитические материалы КонсультантПлюс

• Востребовано: ответы на популярные вопросы, типовые ситуации и процедуры.

• Понятно: пошаговые инструкции и разъяснения, комментарии по ситуации, оценка рисков.

• Наглядно: образцы заполнения форм и документов, практические примеры.

• Обосновано: ссылки на правовые акты, разъяснения госорганов, судебную практику.

• Безопасно: ответственность и риски часто применяемых норм.

• Актуально: материалы обновляются с изменениями в законодательстве и судебной практике.

• Своевременно: информирование по всем важным нововведениям в законодательстве.

УДК 342.56:340.12

Страницы в журнале: 88-91

А.Б. Стёпин,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права Астраханского государственного университета, судья Астраханского областного суда Россия, Астрахань aleksandrstjopin@rambler.ru

На основе подробного изучения научного материала рассматриваются теоретические вопросы интерпретации понятия и видов правовой ситуации, места и роли правовой ситуации в механизме защиты частного права в российском законодательстве.

Ключевые слова: правовая ситуация, виды правовой ситуации, защита частного права, механизм защиты, средства защиты, способы защиты, форма защиты, восстановление нарушенного права.

Защита частного права в российском законодательстве и международном праве является комплексным понятием, состоящим из материальных и процессуальных условий восстановления нарушенного права. Применение совокупности таких условий направлено на принятие законного и обоснованного решения по делу, достижение уверенности в правильности выбранной позиции защиты, обеспечение соблюдения процессуальных сроков.

В рамках статьи мы остановимся на характеристике правовой ситуации как условии защиты частного права, представляющей собой элемент механизма защиты частного права, имеющей свою правовую природу и процессуальную значимость. Механизм защиты частного права представляет собой двусторонний процесс взаимодействия средств защиты частного права (правовой активности личности) и способов восстановления нарушенного права (правовой активности правоприменителя). Правильное сочетание средств, способов и правовой активности позволяет говорить об эффективности защиты и восстановлении нарушенного права.

Правовая ситуация представляет собой совокупность обстоятельств, возникших под влиянием спора, который может повлечь или повлек правовые последствия для участников правоотношения. Содержанием правовой ситуации являются юридически значимые обстоятельства, существо спора как правоотношения, разрешение спора по существу, исполнение принятого решения. Первоначально возникший спор между субъектами частного права приобретает черты правоотношения, которое может быть урегулировано самостоятельно, а при обращении участников спора к предусмотренным законом средствам и способам защиты частного права возникает квалифицированное правоотношение, разрешение которого возможно различными судебными и внесудебными средствами защиты (например, медиативным соглашением). При таких обстоятельствах правовая ситуация рассматривается как особый юридический факт, с которым связывается возникновение квалифицированного правоотношения. Исходя из положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, задачей правоприменителя является правовая оценка ситуации как причины возникновения спора и все последующие в ней изменения. Оценка первоначальной ситуации позволяет правильно определить стороны правоотношения. Если не выяснены все обстоятельства ситуации, привлечение участников процесса к участию в деле приобретает непоследовательный характер, например, привлечение лиц, права и интересы которых не затрагиваются спором и которые не являются стороной правоотношения.

В правоприменительной деятельности правовая ситуация находит свое выражение в предмете требований. В зависимости от отраслевой принадлежности правоотношения правовые ситуации могут быть различными. Например, отраслевыми правовыми ситуациями при защите трудового права могут являться заключение, изменение и прекращение трудовых отношений, коллективные переговоры, изменение организационных или технологических условий труда, сверхурочная работа, предоставление отпуска, нормы труда, наложение и снятие дисциплинарного взыскания, охрана труда, забастовка, локаут. В области защиты жилищных прав такими ситуациями могут быть вселение и выселение, выезд и не проживание в жилом помещении, прекращение семейных отношений с нанимателем или собственником жилого помещения, разрушение жилого помещения, предоставление во владение и (или) пользование жилого помещения, проникновение в жилище, годовое и внеочередное общее собрание собственников помещений. Перечень правовых ситуаций не является исчерпывающим, как и выбор способа и средства защиты частного права.

Остановимся на особенностях правовых ситуаций как элементе механизма защиты частного права.

Во-первых, правовые ситуации составляют основу спорного правоотношения независимо от его отраслевой принадлежности. Правильное определение характера и вида правоотношения имеет практическое значение для своевременного восстановления нарушенного права. Особенностью правоотношения в сфере защиты частного права является обладание правопреемством и в большинстве случаев длящийся характер, оценка правоотношения на разных этапах его развития показывает динамику защиты и восстановления нарушенного права.

Во-вторых, при защите частного права правовые ситуации могут иметь длящийся и межотраслевой характер, например, в сфере жилищных, пенсионных и иных социальных правоотношений. В этом проявляется их правовое комплексное значение для защиты частного права. Между тем процессуальные и материально-правовые условия защиты не могут отождествляться, поскольку каждое из них — требование закона, подлежащее исполнению отдельно. Например, пропуск процессуального срока на обжалование исключает возможность реализовать право на защиту в рамках данного правоотношения при рассмотрении дела по существу. Восстановление процессуального срока на обжалование и защита материального права в условиях правовой ситуации (правоотношения) имеют свой предмет доказывания и подлежат рассмотрению самостоятельно.

В-третьих, особенностью правовой ситуации является ее продолжение в других правоотношениях, если она не разрешена. Это может быть, например, административное правоотношение, которое продолжается в рамках гражданского судопроизводства при рассмотрении иска о возмещении ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия или незаконного административного преследования. Другим примером является правовая ситуация, связанная с привлечением к уголовной ответственности должностного лица коммерческой организации по ст. 199.2 Уголовного кодекса РФ, которая разрешается в рамках гражданского правоотношения. Юридически значимыми обстоятельствами являются: предмет спора (взыскание недоимки по налогу или возмещение причиненного ущерба); лицо, с которого подлежит взыскание присужденной суммы (физическое лицо как виновное в причинении ущерба или юридическое лицо, являющееся налогоплательщиком); наличие или отсутствие права регрессного требования (противоправные действия должностного лица могут рассматриваются за пределами трудовых, служебных, дисциплинарных и корпоративных отношений); наличие или отсутствие оснований для субсидиарной ответственности физического лица, поскольку действия юридического лица рассматриваются в рамках статей 54, 143 Налогового кодекса РФ, а действия должностного лица — в рамках ст. 1082 Гражданского кодекса РФ.

Получая правовую квалификацию в рамках различных правоотношений, правовые ситуации отражают их характерные особенности. Разрешение ситуации в рамках одного правоотношения означает правильность ее рассмотрения с учетом всех установленных судом юридически значимых обстоятельств. Ситуация имеет продолжение в других правоотношениях в том случае, если она не разрешена или не установлены все юридически значимые обстоятельства.

Проявление ситуации одновременно в частном и публичном праве связывает защиту частного права в единый правозащитный процесс. Полная защита — это не только защита в административном или уголовном процессе, но и в гражданском. В многообразии отношений проявляется механизм защиты нарушенного права. Каждая ситуация, если она правильно рассмотрена в гражданском процессе, может иметь преюдициальное значение для полноценного рассмотрения связанной и вытекающей из нее ситуации в другом судопроизводстве.

Ситуации могут быть двух видов: ситуациями — антагонистами и ситуациями парными, соответствующими друг другу. Чтобы правильно рассмотреть спор, важно знать о наличии продолжения ситуации в другом правоотношении: например, ущерб, причиненный сокрытием доходов. Данная ситуация существует в рамках уголовного дела и в рамках гражданского дела. Дорожно-транспортное происшествие как ситуация имеет место в рамках административного (уголовного) дела и в рамках гражданского дела. Ситуация, связанная с принятием наследства, может иметь продолжение в рамках гражданско-правовых, жилищных правоотношений. Если отношение возникло в сфере частного или публичного права, то может возникать множество вторичных правоотношений.

Для правильного разрешения правовой ситуации необходимо соблюдение ряда требований.

1. Правильное определение характера и вида правоотношения (по фактам, указанным в иске) и что явилось основным (особым) фактом, из которого вытекает правоотношение. Например, ситуация связана с защитой прав потребителей, из нее вытекают отношения по возмещению убытков, неустойки, штрафа и компенсации морального вреда.

2. Определение действия правоотношения во времени (возникновение, развитие). Например, в вопросах подведомственности спора. Экономическое отношение возникает и находит отражение в практике арбитражного суда. Эта ситуация может проявляться и в практике суда общей юрисдикции.

3. Правильное определение юридически значимых обстоятельств. Правовая ситуация представляет собой совокупность юридически значимых обстоятельств. Иные обстоятельства не относятся к правовой ситуации и не порождают правовые последствия. Между тем есть обстоятельства, которые дополняют юридически значимые обстоятельства. Например, при нарушении правил дорожного движения и совершении дорожно-транспортного происшествия значимым обстоятельством является установление вины лица, управляющего источником повышенной опасности, причинной связи между действиями виновного лица и наступившими неблагоприятными последствиями для потерпевшего. Дополнительными обстоятельствами будет являться возраст потерпевшего, наличие состояния опьянения у лица, управляющего транспортным средством, и др.

4. Правильное определение сторон правоотношения. Например, при оспаривании действия органа, осуществляющего государственную регистрацию права собственности на недвижимое имущество, государственный регистратор не может быть указан в качестве ответчика. В соответствии с пунктами 52, 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства. Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение. Ответчиками по иску, направленному на оспаривание прав или обременений, вытекающих из зарегистрированной сделки, являются ее стороны. Государственный регистратор не считается ответчиком по таким искам, однако может быть привлечен к участию в таких делах в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

5. Правильное применение норм материального и процессуального права. Названное требование является условием правильного и своевременного рассмотрения спора и восстановления нарушенного права.

Подводя итог, важно подчеркнуть, что правовая ситуация — основа возникновения правоотношения. Отслеживание возникновения и развития правовой ситуации во времени позволяет правильно определить характер правоотношения, юридически значимые обстоятельства, стороны правоотношения, материальный закон, подлежащий применению. С этих позиций правовая ситуация подлежит рассмотрению как элемент механизма защиты частного права, поскольку правильная ее квалификация является условием восстановления нарушенного права.

admin