Правоспособность по римскому праву

Понятие и виды юридических лиц в римском праве.

В римском праве не существовало понятия юридического лица, так как предполагалось, что носителями прав могут быть только люди.

Исторически уже в Законах XII таблиц упоминаются разного рода корпорации религиозного и профессионального характера.

На определенном этапе развития появились и «муниципии» — муниципальные образования, за которыми были признаны, помимо всего прочего, также права истца и ответчика, то есть гражданско-процессуальная правоспособность.

Римское право знало несколько видов юридических лиц. Отдельные примеры такого рода субъектов, встречающиеся в источниках: казна (республиканская — aerarium, императорская — fiscus), муниципии, различные союзы лиц одной профессии (булочников, мясников, ремесленников и т.д.) decuriae apparitorum (союз низших государственных служащих), благотвори-тельные учреждения и др.

Корпорации создавались по религиозному или профессиональному принципу. Это были союзы жрецов (коллегии понтификов, авгуров); союзы должностных лип (писцов, счетоводов); производственные союзы — цехи (союзы ремесленников, торговцев, булочников и т. д. по однородности деятельности).

Дела корпорации вели избиравшиеся для этой цели физические лица. Имущество, закрепленное за корпорацией, принадлежало самой корпорации, и поэтому выбывающий не имел права требовать выдела какой-либо доли. И только в случае прекращения деятельности корпорации ее имущество делилось между последним составом ее членов.

Минимальное число членов корпорации четко определено не было, однако на практике их должно было быть не менее трех. Муниципии обладали более широкой правоспособностью, чем корпорации. Так, помимо собственного имущества и органов управления, муниципии изначально обладали правом получать имущество по завещательным отказам.

Муниципии могли свободно назначаться наследниками, а корпорации — только при наличии специальной привилегии.

Особый (привилегированный) статус имела государственная казна (фискус).

По законам XII таблиц допускалась почти полная свобода образования коллегий, ассоциаций и т.п. Члены подобного рода объединений были вольны принять для своей деятельности любое положение (устав), лишь бы в нем не было ничего нарушающего публичные законы. Еще Юлий Цезарь, воспользовавшись в качестве повода некоторыми злоупотреблениями, имевшими место на почве свободного образования коллегий, запустил все корпорации, кроме возникших в древнейшую эпоху.

После этого Август издал специальный закон, по которому ни одна корпорация (кроме религиозных и некоторых привилегированных, например похоронных товариществ) не могла возникнуть (с юридическим ее признанием) без предварительного разрешения сената и санкции императора (так называемая разрешительная система).

Прекращалось юридическое лицо с достижением цели его деятельности, распадением личного состава (классические юристы признавали в качестве минимального числа членов — три), а также если деятельность организации принимала противозаконный характер.

Семейное право в Риме. Понятие родства по римскому праву.

Семья — это основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей. Таким образом, институциональный аспект семьи не ограничивается только семьей как институтом. В него включены такие явления, как институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности и некоторые другие.

Институт, который регулировал семейные отношения, распространялся только на лиц, являющихся гражданами Рима. Римская семья носила патриархальный характер. В ее состав входили глава семьи, жена, дети, родственники, зависимые люди и рабы. Семья представляла собой область личных прав, которые имеют связь с конкретным лицом.

Римская семья называлась familia. Данный термин произошел от латинского слова «famel» — «раб». Из смысла термина выходит, что familia обозначает нахождение в зависимости членов семьи от главы. Термин «фамилия» также обозначал имущество семьи.

Семья в Древнем Риме строилась на культе предков, которые почитались всеми членами семьи.

В IV в.

Понятие и виды юридических лиц в римском праве.

до н. э. патриархальная семья превратилась в малую патриархальную семью, где со смертью отца, главы семьи, его сыновья становились во главе собственных семей.

Правоспособностью в римской семье обладал только глава семьи, он являлся самостоятельным, ни от кого не зависимым лицом. Все остальные члены семьи не обладали правоспособностью и находились под властью отца.

Главе семьи предоставлялось право жизни и смерти, он мог предавать смерти членов своей семьи, но только в качестве дисциплинарного наказания, иначе его действия пресекались публичной властью.

Домовладыка был вправе не признать новорожденного ребенка своим, и тогда дитя выбрасывалось. Только признанный отцом ребенок становился членом семьи.

Глава семьи мог передать одного или нескольких членов своей семьи третьим лицам для возмещения ущерба, а также сдавать их в качестве рабочей силы. Это право домовладыки было впоследствии ограничено: было запрещено продавать своего сына, члена семьи, более трех раз, в противном случае глава семьи утрачивал свою отцовскую власть над сыном.

Власть главы семьи над женой и детьми была абсолютной и практически не отличалась от власти над рабами. Но постепенно власть домовладыки ограничилась, и подвластные члены семьи стали получать признание в праве.

В римском праве различались два вида родства.

1. Агнатическое родство. Подчинением власти главы семьи определялось агнатическое родство, на базисе которого и основывалась римская семья. Дочь pater familias, выходившая замуж, поступала под власть нового домовладыки. Она становилась агнатической родственницей новой семьи и переставала быть агнатической родственницей своего соб ственного отца и членов своей бывшей семьи. «Агнатами называются те, кто связан законным родством. Законным же родством является такое, которое составляется посредством лиц мужского пола» (Gai. Inst. 3. 10).

Агнатическое родство могло быть близким и далеким. Близкими родственниками считались лица, находящиеся под властью определенного домовладыки. Дальние агнатические родственники — это лица, которые когда-то были под его властью.

С развитием хозяйства, превращением Рима из общества производите лей в общество потребителей власть домовла дыки стала принимать более определенные границы; род ство по крови (когнатическое родство) приобретало все большее значение.

2. Когнатическое родство. Когнатические родственники — это лица, имеющие хотя бы одного общего предка. Кровные родственники — это:

а) родственники по прямой или боковой линии:

— родственники по прямой линии (linea recta) — лица, происходящие одно от другого (дед, отец, сын). Прямая линия может быть восходящей (linea ascedens) или нисходящей (linea descedens) в зависимости от того, проводится она от потомства к предку либо от предка к потомству;

— родственники по боковой линии (linea collaterales) — лица, имеющие общего предка, но не состоящие в родстве по прямой линии (братья, сестры, двоюродные братья, племянники и др.);

б) брачные (legitimi) и внебрачные (spurn) родственники;

в) полнородные или полуродные родственники:

— полнородные родственники (germani) происходят от одних и тех же предков;

— полуродные родственники (consanguinei и uterini) происходят от одного отца и разных матерей (consanguinei), или наоборот, от одной матери и разных отцов (uterini).

Свойство (affinitas) — это родство между супругом и когнатическими родственниками второго супруга (например, свойство было между мужем и когнатическими родственниками жены).

Формы брака в Древнем Риме.

Поначалу доминировала форма брака лат.cum manu— "с рукой", что означало, что женщина, покидая родной дом, уходила из-под власти главы своей семьи, лат.pater familias, и попадала во власть (лат.patria potestas) мужа или главы семьи мужа. Женщина при этом не могла распоряжаться приданым и принесённым богатством. К этой форме брака относились следующиеритуалы:

конфарреация(лат.confarreatio) — торжественный ритуал, проводившийся в основном в семьях патрициев. Обряд совершали главный жрец (лат.pontifex maximus) и фламин Юпитера (лат.flamen Dialis): зачитывались прошения к богам, в жертву приносился хлеб из полбяной муки (лат.far— "полба", отсюда название ритуала). Обязательным было присутствие десяти свидетелей. Невеста передавалась из рук отца в руки жениха — это подчеркивало полную зависимость римской патрицианки. Этот обряд не допускал развода — на труднейшую процедуру расторжения подобного брака решались только тогда, когда не оставалось никакого другого выхода.

coemptio("купля") — при этом ритуале для более простых граждан и плебеев времён начала республики, девушка в присутствии пяти свидетелей символически "выкупалась" женихом у её отца за один асс, при этом женщина становилась как бы собственностью мужа, причём "мужчина спрашивал, хочет ли женщина стать матерью семейства; она отвечала, что хочет. Также и женщина спрашивала, хочет ли мужчина стать отцом семейства".При браке в формеusus("по привычке, давности"), женщина, прожившая безотлучно в доме своего фактического мужа один год, признавалась его законной женой, находившейся в егоmanus. При этом важное значение имело само выражение намерения стать мужем и женой, иначе такое совместное проживание считалось конкубинатом.

В поздний период Римской республики распространилась форма брака лат.sine manu— "без руки", при которой жена не находилась под властью мужа (лат.sine in manum conventione) и оставалась во власти отца или опекуна. Когда бракsine manuвытеснил все остальные формы, эта опека стала терять своё значение. Так, уже в конце республики опекаемой было достаточно пожаловаться на отлучку своего опекуна, продлившуюся хотя бы один день, и она могла выбрать себе другого по собственному желанию. По законам Августа, женщина, имевшая троих детей, освобождалась от опеки. Фактически замужняя женщина уже к концу республики пользуется в частной жизни такой же свободой, как и её муж: распоряжается самостоятельно своим имуществом, обладает свободой подать на развод.

5.3 Другие виды брака

Вфиктивный браквступали, например, бедные мужчины за плату, и это, возможно, было нередким случаем в Древнем Риме. Такой брак заключался, чтобы избежать законов о незамужестве и получить неограниченную свободу.

Заочный брак. Выйти замуж можно было и в отсутствие жениха, если женщина по его письму или его посланцем будет отведена в дом мужа.

Конкубинат (лат.concubinatus) встречался в зажиточных семьях высшего сословия, а также в других слоях населения. Так, женщины в сенаторском сословии иногда жили в конкубинате с вольноотпущенными мужчинами, так как в случае заключения брака она теряла свой статус (по той же причине сенаторы жили с вольноотпущенными женщинами в конкубинате). Такую форму "брака" можно было встретить среди солдат, рабов, сенаторов и вольноотпущенниц. Сенатор не мог сделать вольноотпущенницу законной женой, что считалось позором и для него, и для всей его семьи, однако, отношения в конкубинате не налагали на него никакого пятна.

К конкубинату были такие же требования, как и к браку: жизнь с одним партнёром, жена должна быть верна партнёру и также исполнять свои обязанности. Конкубинат и распространённый "брак рабов" (лат.contubernium), часто поощрявшийся хозяевами, признавались обществом как форма сожительства.

Читайте также:


Правоспособность по римскому праву

Правоспособность (caput) – способность иметь права, быть субъектом права, а

следовательно, получать законную защиту со стороны всех институтов римского

государства.

Правоспособный субъект – persona.

Элементы правоспособности:

– статус свободы (status libertatis) – все население делилось на свободных и рабов;

– статус гражданства (status civitatis) – население делилось на римских граждан и

неграждан;

– статус главы семьи, фамилии (status familiae) – делились на никому не

подвластных («отцов семейства») и подвластных. Правоспособность возникала:

– естественным путем – рождением – необходимо, чтобы выход ребенка был из

утробы матери; чтобы младенец вышел живым (независимо от состояния,

продолжительности жизни и того, как он себя проявит, – движением, криком); чтобы

младенец был доношен; наличие «образа человеческого»;

– искусственным путем, например при освобождении раба римским гражданином он

становился вольноотпущенником и приобретал правоспособность.

Статус свободы и статус главы семьи могли быть установлены с помощью судебного

процесса по частным искам; были выработаны специальные иски – средства защиты или

оспаривания статуса. Не мог устанавливаться судом только статус гражданства –

принадлежность к римскому гражданству определялась публично-правовыми средствами и

гарантировалась публично-правовым порядком. Не подлежал оспариванию объем

гражданских прав лица в зависимости от возрастной, половой и со-|словной характеристики

субъекта.

Не обладали полной правоспособностью:

– женщины (в том числе римские гражданки), невзирая на положение в семье, никогда

не могли претендовать на таковое;

– несовершеннолетние в гражданско-правовом смысле (даже если в отношении

публичного права они были полноправными гражданами). Степени утраты

правоспособности:

– capitis deminutio maxima – полная потеря правоспособности, связанная с утратой

статуса гражданства;

– capitis deminutio media – промежуточное ограничение правоспособности (если

гражданин оставлял Рим и переезжал в провинцию);

– capitis deminutio minima – изменение в семейном статусе (не только уменьшение, но

и расширение правоспособности).

Ограничение правоспособности – умаление гражданской чести:

– intestabilitas – применялась к лицу, которое было свидетелем или весовщиком при

совершении гражданской сделки, а затем отказывалось подтвердить факт такой сделки или

ее содержание. Позже поражала лиц, виновных в составлении или распространении

пасквилей. Заключалась в лишении права быть свидетелем и прибегать к помощи свидетелей

при совершении гражданских сделок. С исчезновением формальных сделок утратила свое

значение;

– infamia (бесчестье) – влекла за собой лишение права быть представителем в суде,

опекуном, избранным на общественные должности.

Лица в римском праве

Магистраты не допускали к

осуществлению публичных функций лиц с сомнительной репутацией. Цензор мог

вычеркнуть такое лицо из списка сенаторов или из всаднических центурий. Консул мог не

допустить к выборам в магистрат, а претор – к выступлению в сенате;

– turpitudo (позор) – влекла ограничение в правоспособности в связи с занятием

некоторыми профессиями, например профессия актера.

14.Дееспособность в римском праве – способность от своего имени и по своему

разумению предпринимать правовые действия и лично отвечать за совершение

противоправного действия (деликтов).

Дееспособность определялась:

1) возрастом. Полная дееспособность наступала по достижении совершеннолетия – 25

лет, но императоры могли предоставить льготу, делавшую женщину правоспособной с 18

лет, а мужчину – с 20 лет;

2) умственными способностями лица, позволяющими ему действовать с осознанием

действительности;

3) здоровьем лица. Например, отсутствие какого-либо органа или функции, которые

могли бы повлиять на дееспособность лица (глухота, слепота и т. д.).

Из-за недостаточного возраста, половых, психических, моральных или физических

недостатков субъекта права по установлениям римского права у таких дефектных субъектов

исключалась дееспособность целиком или частично.

Ограниченные в дееспособности:

– impuberes (подростки) – от 7 лет и до 14 лет мальчики и 12 лет девочки – могли

совершать сделки по приобретению без обязанностей с их стороны (дарение, ссуда, но не

купля-продажа; завещание недоступно даже с опекуном);

– puberes minores (юноши) до 25 лет – время, когда возможно вступать в брак. Могли

совершать все сделки, но претор мог применить реституцию, а затем стали давать

попечителя. Для них предписывалось благожелательное попечительство, т. е. они сами

должны были испросить у властей себе попечителя (куратора), без участия которого

имущественные распоряжения их и любые сделки были недействительны. Но если куратор

не был испрошен, то они обладали полной правовой самостоятельностью;

– расточители – не могли совершать сделки отчуждения, заключать обязательства

личного характера и тому подобные, но они сохраняли все права по приобретению

имущества, несли ответственность за причиненный их действиями вред и др. Полностью

недееспособные:

– infantes (дети) – до 7 лет – не имели абсолютно никакого участия в гражданском

обороте, любое их волеизъявление было изначально ничтожно;

– женщины. Над ними устанавливалась опека, которая носила постоянный характер и

не зависела от наступления совершеннолетия. Женщины не могли быть магистратами,

опекунами (кроме матери и бабушки), поручителями, не могли осуществлять сделки без

согласия мужчины;

– лица, которые были в состоянии внезапного искажения психического здоровья

(пьяны, взбешены и т. д.), но только на период искажения;

– безумные, если было принято решение о полной их недееспособности, – тогда

попечитель полностью принимал на себя ведение дел и возможных судебных процессов

опекаемого, но могло быть признано наличие «светлых промежутков» – тогда действия

опекаемого, совершенные в эти промежутки, имели полную правовую силу.

Недостатокдееспособности указанных лиц возмещался установлением опеки, действующей

за субъекта, который не мог быть дееспособным по природе (малолетние и женщины),

соответственно, установлением попечительства, действующего за субъекта, который по

природе мог быть дееспособным, но не обладал этим свойством из-за личных недостатков

(люди с психическими расстройствами, транжиры, люди с серьезными физическими

недостатками и т. д.).

admin