Право приостанавливать или отменять решения законодательных органов

Отмена и приостановление действия правовых актов управления

Несоблюдение установленных требований к юридическому содержанию и к порядку издания правового акта управления является основанием для признания его недействительным и соответственно утраты им юридической силы. При этом утрата правовым актом управления юридической силы возможна лишь в результате отмены акта в установленном порядке.

В основном имеются три возможных варианта отмены таких актов:

1) отмена правовых актов управления в результате их оспаривания;

2) отмена правовых актов управления вышестоящими органами государственной власти по своей инициативе;

3) отмена правовых актов управления по инициативе субъектов, их издавших.

Оспаривание означает процедуру поиска дока­зательств, свидетельствующих о том, что правовой акт управления дефектен, т. е. что он не соответ­ствует установленным требованиям к его юриди­ческому содержанию или к порядку издания. На этой основе выделяются оспоримые акты. Вариан­тами оспаривания правовых актов управления яв­ляются обжалование и опротестование.

Существуют три варианта обжалования правовых актов управления.

Во-первых, подача жалобы гражданами на содержание акта, нарушающего их права и свободы. Это может быть жалоба либо в вышестоящий орган исполнительной власти, в любой другой вы­шестоящий административный орган или вышестоящему должностному лицу (административное обжалование), либо в суд (судебное обжалование). Порядок обжалования гражданами действий и ре­шений, нарушающих их права и свободы, будет рассмотрен в теме 11.

Во-вторых, жалобу в суд вправе подать и обще­ственные объединения. Они могут обратиться с жалобой в судебном порядке, если их права, предусмотренные Федеральным законом «Об обще­ственных объединениях» и другими законами об отдельных видах общественных объединений, ока­зались нарушенными, в частности, в результате издания правового акта управления.

В-третьих, законодательство предусматривает случаи, когда правовые акты управления могут быть обжалованы в судебном порядке органами государственной власти и органами местного само­управления. Так, решения Правительства РФ, нарушающие права органов исполнительной власти субъектов РФ, могут быть обжалованы законодательными (представительными) органами государственной власти этих субъектов РФ в Конститу­ционный Суд РФ или в Высший Арбитражный Суд РФ (в соответствии с их компетенцией). Ре­шения краевой, областной администрации могут быть обжалованы в судебном порядке нижестоя­щими исполнительными органами (краевыми или областными комитетами, департаментами, службами, управлениями). Также в судебном по­рядке могут быть обжалованы правовые акты этих нижестоящих органов исполнительной влас­ти субъекта РФ и правовые акты их должностных лиц, нарушающие права органов местного самоуп­равления.

Опротестование — это принесение протестов на акты органами прокуратуры. Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд. В частности, прокурор или его заместитель опротестовывают противоречащие Конституции РФ, федеральным законам, конституциям (уста­вам) и законам субъекта РФ правовые акты, из­данные: а) высшим должностным лицом субъекта РФ (например, губернатором); б) высшим органом исполнительной власти субъекта РФ (например, правительством); в) руководителем высшего орга­на исполнительной власти субъекта РФ (напри­мер, главой администрации); иными органами го­сударственной, в том числе исполнительной, вла­сти субъекта РФ, и их должностными лицами.

Как обжалование, так и опротестование право­вых актов управления сами по себе не влекут при­знания данных актов недействительными. Если жалоба или протест удовлетворены, то соответ­ствующий акт отменяется и теряет свою юриди­ческую силу. Но жалоба и протест могут быть ос­тавлены и без удовлетворения, тогда акт продол­жает действовать.

Законодательными и подзаконными актами в ряде случаев специально предусматривается поря­док отмены изданных органами исполнительной власти правовых актов вышестоящими органами государственной власти и должностными лицами. При этом отмена правового акта далеко не во всех случаях является результатом его оспаривания (обжалования акта в данный вышестоящий орган или должностному лицу), а может быть осуществ­лена при наличии к тому оснований по собствен­ной инициативе вышестоящего органа государ­ственной власти или должностного лица.

Так, например, постановления и распоряжения Правительства РФ, если они противоречат Консти­туции РФ, федеральным законам и указам Пре­зидента РФ, могут быть отменены Президентом РФ (ст. 115 Конституции РФ). В ряде случаев пре­зиденты республик в составе России могут отме­нять акты правительств этих республик, а зако­нодательные органы краев и областей при нали­чии к тому оснований вправе либо отменить акты органов их администраций, либо обязать сделать это главу администрации (губернатора). В соответ­ствии со ст. 12 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» Правительство РФ вправе отменять акты феде­ральных органов исполнительной власти. ‘Это мо­жет быть сделано, в частности, по предложению Министерства юстиции РФ в случае обнаружения в акте несоответствия его положений Конституции РФ, федеральным законам, актам Президента РФ и Правительства РФ.

Отмена правового акта управления возможна и по инициативе субъекта, его издавшего.

Право приостановить или отменять решение законодательных органов

Это мо­жет произойти как в силу того, что самим субъек­том в изданном акте обнаружены те или иные от­клонения от установленных требований, так и в силу того, что принятый акт оказался неудачным, нецелесообразным, преждевременным или по дан­ному вопросу издан новый акт.

Отмена правового акта управления в любом ва­рианте означает, что он перестает порождать те юридические последствия, ради достижения кото­рых он был издан. Однако кроме такого вариан­та, влекущего за собой полную утрату актом юри­дической силы, возможны некоторые более «мяг­кие» решения по акту. В основном это внесение соответствующих изменений и дополнений в его текст (что встречается довольно часто в управлен­ческой практике) или подготовка новой редакции данного акта.

Кроме отмены правовых актов действующее за­конодательство и административно-правовые нор­мы предусматривают возможность приостановле­ния их действия или исполнения. Подобного рода юридическая акция не влечет за собой утрату при­остановленным правовым актом юридической силы. Временно, т. е. до определенных выводов по причинам, вызвавшим приостановление, прекра­щается его действие или исполнение. Затем уже в зависимости от результатов акт продолжает дей­ствовать, если устранены содержащиеся в нем де­фекты, либо отменяется.

Так, Президент РФ вправе до решения вопроса соответствующим судом приостанавливать дей­ствие актов высшего должностного лица субъекта РФ (например, губернатора), органа исполнитель­ной власти субъекта РФ (например, правитель­ства), руководителя высшего органа исполнитель­ной власти субъекта РФ (например, главы адми­нистрации) в случае противоречия этих актов Конституции РФ, федеральным конституцион­ным законам, федеральным законам, междуна­родным обязательствам Российской Федерации или нарушения ими прав и свобод человека и гражданина.

Рассмотрим еще один пример. Правительство РФ вправе приостанавливать действие правовых актов федеральных органов исполнительной влас­ти в случае обнаружения в них несоответствий законодательству, нарушений процедуры приня­тия этих актов и правил юридической техники, нарушений в области реализации полномочий са­мих органов, а также по ряду других оснований.

Дата добавления: 2015-11-20; просмотров: 2338;

Порядок внесудебного обжалования нормативных правовых актов

Правовое управление Губернатора края

Порядок внесудебного обжалования нормативных правовых актов Правительства края

Отношения по внесудебному обжалованию нормативных правовых актов Правительства края регулируются Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 184-ФЗ), Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан» (далее — Федеральный закон № 59-ФЗ), Уставом края, Законом края от 10.07.2008 № 6-1930 «О Правительстве Красноярского края  и иных органах исполнительной власти Красноярского края» (далее – Закон края № 6-1930).

Жалобу на нормативный правовой акт Правительства края имеет право подать гражданин, объединение граждан, в том числе юридическое лицо (далее – заинтересованное лицо).

Под жалобой на нормативный правой акт Правительства края следует понимать просьбу заинтересованного лица о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц (далее – жалоба).  

Жалоба может быть подана в Правительство края, Губернатору края и (или) Президенту Российской Федерации.

Жалоба может быть направлена (подана лично) в письменной форме или направлена в форме электронного документа, а также принята при устном обращении в ходе личного приема заинтересованного лица.

В письменном обращении в обязательном порядке указывается либо наименование государственного органа, в который направляется письменное обращение(Правительство края), либо фамилия, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица (первый заместитель Губернатора края – председатель Правительства края, Губернатор края, Президент Российской Федерации), а также  фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) заинтересованного лица, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации жалобы, излагается суть жалобы, ставится личная подпись заинтересованного лица и дата. В случае необходимости в подтверждение своих доводов заинтересованное лицо прилагает к письменной жалобе документы и материалы либо их копии.

В жалобе, направляемой в форме электронного документа, в обязательном порядке указывается фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) заинтересованного лица, адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме.

37. Отмена и приостановление действия правовых актов управления.

Заинтересованное лицо вправе приложить к такой жалобе необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.

Письменная жалоба, жалоба, поступившая в форме электронного документа, рассматривается в течение 30 дней со дня ее регистрации. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса  в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу о предоставлении документов и материалов, необходимых для рассмотрения жалобы,  первый заместитель Губернатора края – председатель Правительства края (Губернатор края, Президент Российской Федерации) либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения жалобы не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения заинтересованное лицо.

Содержание устной жалобы заносится в карточку личного приема гражданина. В случае если изложенные в устной жалобе факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на жалобу с согласия заинтересованного лица может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема заинтересованного лица. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в жалобе вопросов.

По результатам рассмотрения жалобы Правительство края (Губернатор края, Президент Российской Федерации):

  • дает письменный ответ по существу поставленных в жалобе вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 Федерального закона № 59-ФЗ;

  • принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов заинтересованного лица,
    в частности:

Правительство края вправе принять нормативный правовой акт Правительства края о признании утратившим силу (отмене) нормативного правового акта Правительства края, нарушающего права, свободы и законные интересы заинтересованного лица, либо о внесении изменений и (или) дополнений в такой нормативный правовой акт (статья 15 Закона края № 6-1930);

Губернатор края вправе: 

  • поручить Правительству края принять нормативный правовой акт Правительства края, в том числе внести изменения и (или) дополнения в нормативный правовой акт Правительства края, нарушающий права, свободы и законные интересы заинтересованного лица, признать утратившим силу такой нормативный правовой акт;

  • отменить нормативный правовой акт Правительства края, нарушающий права, свободы и законные интересы заинтересованного лица, либо приостановить его действие (статья 90 Устава края, статья 4 Закона края № 6-1930);

Президент Российской Федерации вправе издать указ Президента Российской Федерации о приостановлении действия нормативного правового акта Правительства края в случае противоречия этого акта Конституции Российской Федерации, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (при этом Президент Российской Федерации выносит предупреждение Губернатору края в случае уклонения Губернатора края в течение двух месяцев со дня издания указа Президента Российской Федерации о приостановлении действия нормативного правового акта Правительства края от издания нормативного правового акта, предусматривающего отмену приостановленного нормативного правового акта, или от внесения в указанный акт изменений, если в течение этого срока Губернатор края не обратился в соответствующий суд для разрешения спора; и в случае если
в течение месяца со дня вынесения Президентом Российской Федерации предупреждения Губернатору края указанное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по устранению причин, послуживших основанием для вынесения ему предупреждения, Президент Российской Федерации отрешает Губернатора края от должности (статьи 29, 29.1 Федерального закона № 184-ФЗ).

Порядок внесудебного обжалования ненормативных правовых актов Правительства края

Порядок внесудебного обжалования ненормативного правового акта  Правительства края зависит от того, принят ли ненормативный правовой акт Правительства края в результате рассмотрения Правительством края запроса заинтересованного лица о предоставлении государственной услуги или нет.

В случае если заинтересованное лицо желает подать жалобу на ненормативный правовой акт Правительства края, который принят не в результате рассмотрения Правительством края запроса заинтересованного лица о предоставлении государственной услуги, то порядок внесудебного обжалования ненормативного правового акта Правительства края аналогичен вышеизложенному порядок внесудебного обжалования нормативного правового акта  Правительства края.

Отношения по внесудебному обжалованию ненормативного правового акта Правительства края, который принят в результате рассмотрения Правительством края запроса заинтересованного лица о предоставлении государственной услуги, регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Уставом края, Законом края № 6-1930, Законом края от 07.02.2013 № 4-1039 «Об особенностях подачи и рассмотрения жалоб при предоставлении государственных услуг».

Жалобу вправе подать физическое или юридическое лицо (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления) либо их уполномоченные представители (далее — заявитель), обратившиеся в Правительство края, с запросом о предоставлении государственной услуги, выраженным в устной, письменной или электронной форме.

Заявитель может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование представления заявителем документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и края для предоставления государственной услуги;
  • отказ заявителю в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и края для предоставления государственной услуги;
  • отказ заявителю в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и края;
  • требование внесения заявителем при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации и края;
  • отказ Правительства края, его должностного лица в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного соответствующим административным регламентом предоставления государственной услуги срока таких исправлений.

Жалоба должна содержать:

  • наименование Правительства  края, его должностного лица, решение которого обжалуется;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемом решении Правительства края, его должностного лица;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением Правительства края, его должностного лица. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Жалоба может быть подана в письменной форме на бумажном носителе (лично, по почте) или в электронной форме (посредством единого краевого портала, федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»).

Жалоба на ненормативный правовой акт Правительства подается в Правительство края.

По результатам рассмотрения жалобы Правительство края (Губернатора края) принимает одно из следующих решений:

  • отказывают в удовлетворении жалобы;
  • удовлетворяют жалобу, в том числе Правительство края вправе принять ненормативный правовой акт Правительства края о признании утратившим силу (отмене) обжалуемого ненормативного правового акта Правительства края либо о внесении изменений и (или) дополнений в такой ненормативный правовой акт.

Статья 48. Отмена муниципальных правовых актов и приостановление их действия

1. Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц — органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, — уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).

(в ред.

Ответы по правовому обеспечению профессиональной деятельности — файл 1.docx

Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

Действие муниципального правового акта, не имеющего нормативного характера, незамедлительно приостанавливается принявшим (издавшим) его органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления в случае получения соответствующего предписания Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации об уполномоченных по защите прав предпринимателей. Об исполнении полученного предписания исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления или должностные лица местного самоуправления обязаны сообщить Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей в трехдневный срок, а представительные органы местного самоуправления — не позднее трех дней со дня принятия ими решения.

(абзац введен Федеральным законом от 02.11.2013 N 294-ФЗ)

2. Признание по решению суда закона субъекта Российской Федерации об установлении статуса муниципального образования недействующим до вступления в силу нового закона субъекта Российской Федерации об установлении статуса муниципального образования не может являться основанием для признания в судебном порядке недействующими муниципальных правовых актов указанного муниципального образования, принятых до вступления решения суда в законную силу, или для отмены данных муниципальных правовых актов.

(часть вторая введена Федеральным законом от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

Отмена и приостановление действия правовых актов управления

Отмена и приостановление актов управления.

На практике существует несколько способов обеспечения законности правовых актов управления. Такими способами являются:

— отмена акта управления (или внесение в него необходимых изменений или дополнений);

— приостановление их действия или их исполнения

Основаниями для отмены акта управления или для внесения в них изменений и дополнений являются:

— незаконность акта управления (противоречие нормам законодательства);

— практическая нецелесообразность; отсутствие положительных результатов действия актов управления;

— необходимость замены устаревшего акта управления новым или внесения в него многочисленных существенных изменений и дополнений;

— истечение срока действия акта управления.

Приостановление акта управления — официальное временное прекращение действия данного акта до момента рассмотрения и принятия по нему окончательного решения органом, имеющим право отменять или изменять правовой акт управления. Акт управления не подлежит применению, т. е. временно не действует (однако он не утрачивает своей юридической силы), когда, например:

— Президент РФ приостанавливает действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

— Правительство РФ может принять решение о приостановлении действия актов федеральных органов исполнительной власти или внести предложения Президенту РФ о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ;

— Суд общей юрисдикции вправе приостановить действие оспариваемого решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего до вступления в законную силу решения суда по заявлению гражданина или организации.

Административный договор.

Административный договор — это основанное на нормах административного права соглашение, принимаемое на основе согласования воль сторон между двумя или более субъектами управленческих отношений, одним из которых является орган государственного управления либо его законный представитель.

Признаки административного договора:

— является разновидностью правового договора;

— основывается на нормах административного права;

— его правовая база содержится в Конституции и действующем законодательстве;

— заключается между двумя и большим числом субъектов;

— одним из его участников выступает орган государственного управления либо его законный представитель;

— является результатом взаимного согласования мнений его участников;

— рассчитан на определенный срок действия; заключается в соответствии с установленной процедурой;

— не допускается в одностороннем порядке отказ от исполнения договорных обязательств одним из его участников;

— несоблюдение его условий влечет наступление негативных юридических последствий;

— целью является реализация публично-правовых интересов его участников;

— обеспечивается при помощи системы правовых средств.

Виды:

— договор о компетенции (разграничении полномочий и предметов ведения),

— договор обеспечения государственных нужд (государственный заказ),

— договоры по управлению объектами государственной собственности,

— договоры о совместной деятельности и сотрудничестве,

— договоры об оказании некоторых услуг государственных органов и органов местного самоуправления частным лицам (коммунальных услуг, по благоустройству, по обеспечению занятости населения),

— договоры о сотрудничестве (об обмене информацией, о совместной деятельности и т. д.).

52.Контроль и Надзор в государственном управлении: понятие, виды, содержание.

Контроль — это система наблюдения и проверки процесса функционирования объекта с целью устранения отклонений от заданных параметров

Сущность контроля: уполномоченные на то государственные органы (законодательной, исполнительной, судебной власти) и общественные организации, используя организационно-правовые способы и средства, выясняют, не допущены ли в деятельности подконтрольных органов исполнительной власти и их должностных лиц какие-либо нарушения законности, и если таковые имеются, то своевременно их устраняют, восстанавливают нарушенные при этом права, привлекают виновных к ответственности, принимают меры по предотвращению нарушений законности и дисциплины.

Виды контроля:

Внешний контроль — контроль, осуществляемый за органами исполнительной власти со стороны других органов (законодательной, судебной власти, общественных организаций).

Внутренний контроль – контроль, осуществляемый самими органами исполнительной власти внутри своей системы.

Надзор — форма деятельности государственных органов по обеспечению законности.

Сущность надзора: заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальных государственных органов за деятельностью не подчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности.

Различают два вида надзора: прокурорский и административный.

Административный надзор — представляет собой особый вид государственной деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц, направленный на строгое и точное исполнение органами исполнительной власти, коммерческими и некоммерческими организациями, а также гражданами общеобязательных правил, имеющих важное значение для общества и государства.

Прокурорский надзор — форма деятельности органов прокуратуры по обеспечению законности, выявлению, устранению и предупреждению нарушений закона.



admin