Правила проведения конкурса по выбору управляющей компании

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 февраля 2006 г. N 75

О ПОРЯДКЕ
ПРОВЕДЕНИЯ ОРГАНОМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ОТКРЫТОГО
КОНКУРСА ПО ОТБОРУ УПРАВЛЯЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ
МНОГОКВАРТИРНЫМ ДОМОМ

В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.

2. Установить, что с 1 января 2007 г. органы местного самоуправления и органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга проводят в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим Постановлением, открытые конкурсы по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, собственниками помещений в которых не выбран способ управления или принятые такими собственниками решения о выборе способа управления многоквартирными домами не были реализованы в случаях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации.

3. Утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 28.12.2011 N 1187.

4. Установить, что разъяснения о применении Правил, утвержденных настоящим Постановлением, дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

5. Утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 11.06.2013 N 493.

6. Рекомендовать органам местного самоуправления и органам государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга:

до 1 января 2007 г. привести свои нормативные правовые акты в соответствие с Правилами, утвержденными настоящим Постановлением;

до 1 января 2007 г. завершить подготовку к проведению открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами и утвердить график проведения указанных конкурсов;

абзац исключен. — Постановление Правительства РФ от 18.07.2007 N 453;

обеспечить для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, управляющих многоквартирными домами, равные возможности при заключении договоров с организациями, выполняющими работы и оказывающими услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах.

7. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации размещать без взимания платы на официальном сайте субъекта Российской Федерации, предназначенном для размещения информации о размещении заказов для нужд субъектов Российской Федерации, предоставляемую органами местного самоуправления информацию о проведении открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ

Когда проводится конкурс по выбору управляющей компании?

Конкурсы по выбору управляющей компании (УК) начали проводиться в 2007 году с принятием закона «О внесении изменений…» от 29.12.2006 № 251-ФЗ.

В соответствии с ч. 14 ст. 161 Жилищного кодекса РФ вновь построенный дом обслуживает УК, с которой заключил договор застройщик в течение 5 дней со дня введения дома в эксплуатацию. В течение 20 дней с момента ввода многоквартирного дома в эксплуатацию органом местного самоуправления проводится открытый конкурс на выбор управляющей организации. Лица, получившие помещения от застройщика, обязаны заключить договор с отобранной организацией (ч. 13 ст. 161 ЖК РФ). В течение срока действия такого договора они на общем собрании должны определиться со способом управления общим имуществом. Если в полугода это не было сделано или сделано, но не реализовано, то местные власти организовывают и проводят еще один конкурс по выбору УК.

Кроме того, конкурс в любом случае проводится, если 50% и больше имущества в МКД принадлежит государству (ч. 2 ст. 163 ЖК РФ).

Организация конкурса

Согласно ч. 4 ст. 161 ЖК РФ орган местного самоуправления должен провести открытый конкурс по выбору УК, если собственники МКД за полгода не определились с вопросом управления общим имуществом.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Конкурс по выбору УК проводится по правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 № 75 (далее — Правила) и включает в себя следующие организационные моменты.

  1. За 30 дней до закрытия приема заявок от участников на официальном сайте муниципального образования и сайте торгов размещается извещение о проведении конкурса.
  2. Одновременно с информацией о проведении конкурса на сайте публикуется конкурсная документация, которая включает в себя акт о состоянии общего имущества, график осмотра объекта заинтересованными лицами, перечень работ и услуг, которые должен выполнять победитель конкурса и т. д. (п. 41 Правил). Доступ к этой информации бесплатно может получить любой пользователь.
  3. Заинтересованные лица подают письменные заявки с приложением требуемых организатором документов и вносят обеспечительный платеж.
  4. Сразу после прекращения приема заявок происходит вскрытие конвертов. На нем могут присутствовать заявители. Составляется протокол, проводится аудио- или видеосъемка.
  5. Конкурсная комиссия в течение нескольких дней (не больше 7) рассматривает заявки на предмет их соответствия требованиям, установленным Правилами и конкурсной документацией.
  6. Решение о допуске/недопуске к участию в конкурсе оформляется протоколом, который затем публикуется на сайте. Участникам, не допущенным к конкурсу, возвращаются обеспечительные средства.

В дату, указанную в извещении о проведении конкурса, происходят торги.

Проведение конкурса

Организатор конкурса определяет перечень, объем, качество и расчетную стоимость обязательных и дополнительных услуг. Вся эта информация указывается в конкурсной документации.

Участники конкурса предлагают стоимость дополнительных услуг, которые они готовы оказывать вместе с обязательными.

Выигрывает конкурс тот участник, что предложил наибольшее количество дополнительных услуг, которые он готов оказывать за предложенную организатором сумму. При проведении конкурса комиссия ведет протокол, который оформляется в 3-х экземплярах и подписывается в день проведения конкурса.

О результатах проведенного конкурса извещаются собственники жилья в МКД. В дальнейшем они подписывают договоры с управляющей компанией — победителем конкурса.

***

Таким образом, проведение конкурса на определение УК, которая будет обслуживать МКД, является обязательным, если жильцы в течение полугода не выбрали способ управления общим имуществом или определили, но не реализовали его. Порядок проведения такого конкурса строго регламентирован.


43 Кб
скачать

Р О С С И Й С К А Я Ф Е Д Е Р А Ц И Я

ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛАСТЬ

АДМИНИСТРАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ

КРАСНЫЙ ПРОФИНТЕРН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

От __________года №____

О подготовке к проведению открытого

конкурса по выбору управляющей

организации для управления

многоквартирным домом

В соответствии с ч. 4, ст. 161 Жилищного кодекса РФ, постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006№75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2018г. №1541 «О внесении изменений в правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом»), руководствуясь ФЗ № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления»,

АДМИНИСТРАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ КРАСНЫЙ ПРОФИНТЕРН ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Организовать и провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, собственники помещений которых не выбрали способ управления, в соответствии с действующим законодательством.

2. Утвердить конкурсную документацию (с приложениями) по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными по адресу:

Лот -1 Ярославская область, Некрасовский район, р.п. Красный Профинтерн,

ул.Набережная,д.17, ( является вновь выявленным объектом культурного наследия)
3.Конкурсную документацию о проведении открытого конкурса разместить на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торговwww.torgi.gov.ru;

4. Конкурсной комиссии рассмотреть заявки на участие в конкурсе и провести в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением правительства Российской Федерации от 06 февраля 2006 г. № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом», открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными по адресу:

Лот -1 Ярославская область, Некрасовский район, р.п. Красный Профинтерн,

ул.Набережная,д.17, ( является вновь выявленным объектом культурного наследия)

5.Опубликовать настоящее постановление и извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами в газете «Районные Будни» и разместить на сайте администрациисельскогопоселенияКрасныйПрофинтерн http://к-профинтерн.рф.

6. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

7. Настоящее постановление вступает в силу с момента опубликования.

Глава сельского поселения

Красный Профинтерн Е.В. Волконская

Дата создания: 09-08-2019
Дата последнего изменения: 09-08-2019

Конкурс проводится, если:

1) собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе:
— не проводилось общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято;
— по истечении 2 месяцев после вступления в законную силу решения суда о признании несостоявшимся общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом повторное общее собрание не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято;

2) принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в следующих случаях:
— большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации;
— собственники помещений в многоквартирном доме не направили в налоговую инспекцию документы, необходимые для государственной регистрации ТСЖ либо кооператива;
— не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;

3) до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано;

4) в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке выдано разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома (дома-новостройки).

Собственники помещений в многоквартирном доме на основании 3 ст.161 ЖК РФ имеют право провести общее собрание по выбору способа управления многоквартирным домом, как до объявления открытого конкурса, так и во время его проведения, до определения победителя конкурса, и самостоятельно выбрать способ управления домом, в том числе иную управляющую организацию.

После определения победителя конкурса и начала осуществления отобранной управляющей организацией осуществления своих обязанностей, собственники помещений вправе расторгнуть договор управления с такой организацией только в случае, если она не выполняет условий договора управления многоквартирным домом.

Конкурс проводится на основе следующих принципов:1) создание равных условий участия в конкурсе для юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей;2) добросовестная конкуренция;3) эффективное использование средств собственников помещений в многоквартирном доме в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий пользования помещениями в многоквартирном доме, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в доме;4) доступность информации о проведении конкурса и обеспечение открытости его проведения.

Участник конкурса:

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Предмет конкурса:

Право заключения договоров управления многоквартирным домом или несколькими многоквартирными домами.

Предмет торга:

Стоимость дополнительных работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (многоквартирных домах).

Победитель конкурса:

Участник, предложивший за указанный организатором конкурса в конкурсной документации размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в течение установленного срока выполнить наибольший по стоимости объем работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Процедура проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации

Процедура проведения конкурса, формы документов строго регламентированы постановлением Правительством Российской Федерации от 06.02.2006 № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом».

Организация проведения конкурса:

Организатор конкурса не позднее чем за 5 рабочих дней до размещения извещения о проведении конкурса принимает решение о создании конкурсной комиссии, определяет ее состав и порядок работы, назначает председателя комиссии. Организатор конкурса может создать одну или несколько постоянно действующих комиссий, при этом срок полномочий комиссии не может превышать 2 года.

Членами конкурсной комиссии не могут быть физические лица, лично заинтересованные в результатах конкурса (в том числе лица, являющиеся претендентами, участниками конкурса или состоящие в трудовых отношениях с организациями, являющимися претендентами, участниками конкурса, а также родственники претендента (участника конкурса) — физического лица (физических лиц), состоящего в трудовых отношениях с организациями, являющимися претендентами, участниками конкурса, либо физические лица, на которых способны оказывать влияние претенденты, участники конкурса (в том числе лица, являющиеся участниками (акционерами) указанных организаций, членами их органов управления, кредиторами участников конкурса). В случае выявления таких лиц организатор конкурса обязан незамедлительно исключить их из состава конкурсной комиссии и назначить иных лиц.

Информация о проведении конкурса размещается организатором конкурса или по его поручению специализированной организацией на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет, предназначенном для размещения информации о проведении торгов — torgi.gov.ru.

Извещение о проведении конкурса размещается организатором конкурса или по его поручению специализированной организацией на официальном сайте не менее чем за 30 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.

В извещении о проведении конкурса указывается следующее:
1) основание проведения конкурса и нормативные правовые акты, на основании которых проводится конкурс;
2) наименование, место нахождения, почтовый адрес и адрес электронной почты, номер телефона организатора конкурса и специализированной организации;
3) характеристика объекта конкурса, включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых, нежилых помещений и помещений общего пользования, виды благоустройства, серию и тип постройки, а также кадастровый номер (при его наличии) и площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) наименование обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту объекта конкурса, выполняемых (оказываемых) по договору управления многоквартирным домом (далее — обязательные работы и услуги);
5) размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, рассчитанный организатором конкурса в зависимости от конструктивных и технических параметров многоквартирного дома, степени износа, этажности, наличия лифтов и другого механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, материала стен и кровли, других параметров, а также от объема и количества обязательных работ и услуг;
6) перечень коммунальных услуг, предоставляемых управляющей организацией в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
7) адрес официального сайта, на котором размещена конкурсная документация, срок, место и порядок предоставления конкурсной документации, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой организатором конкурса за предоставление конкурсной документации, если такая плата установлена;
8) место, порядок и срок подачи заявок на участие в конкурсе;
9) место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, а также место, дата и время рассмотрения конкурсной комиссией заявок на участие в конкурсе;
10) место, дата и время проведения конкурса;
11) размер обеспечения заявки на участие в конкурсе.

Не позднее чем за 25 дней до даты начала процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе организатор конкурса обязан уведомить о дате проведения конкурса:
а) всех собственников помещений в многоквартирном доме (многоквартирных домах) путем размещения сообщения в местах, удобных для ознакомления собственниками помещений в многоквартирном доме, — на досках объявлений, размещенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также путем размещения сообщения о проведении конкурса на официальном сайте;
б) всех лиц, принявших от застройщика после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в этом доме по передаточному акту или иному документу о передаче, путем размещения сообщения в местах, удобных для ознакомления лицами, принявшими помещения, — на досках объявлений, размещенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также путем размещения сообщения о проведении конкурса на официальном сайте.

Для участия в конкурсе заинтересованное лицо подает заявку на участие в конкурсе по форме. Срок подачи заявок должен составлять не менее 25 дней. Прием заявок на участие в конкурсе прекращается непосредственно перед началом процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.

Заявка на участие в конкурсе включает в себя:
1) сведения и документы о претенденте:
наименование, организационно-правовую форму, место нахождения, почтовый адрес — для юридического лица;
фамилию, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, место жительства — для индивидуального предпринимателя;
номер телефона;
выписку из Единого государственного реестра юридических лиц — для юридического лица;
выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей — для индивидуального предпринимателя;
документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени юридического лица или индивидуального предпринимателя, подавшего заявку на участие в конкурсе;
реквизиты банковского счета для возврата средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе;
2) документы, подтверждающие соответствие претендента установленным требованиям для участия в конкурсе, или заверенные в установленном порядке копии таких документов:
документы, подтверждающие внесение средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе;
копию документов, подтверждающих соответствие претендента требованию, установленному подпунктом 1 пункта 15 настоящих Правил, если федеральными законами установлены требования к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных договором управления многоквартирным домом;
копии утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период;
3) реквизиты банковского счета для внесения собственниками помещений в многоквартирном доме, лицами, принявшими помещения, и нанимателями жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда платы за содержание и ремонт жилого помещения и платы за коммунальные услуги.

В случае если до начала процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе не подана ни одна заявка на участие в конкурсе, организатор конкурса в течение 3 месяцев с даты окончания срока подачи заявок проводит новый конкурс в соответствии с настоящими Правилами. При этом организатор конкурса вправе изменить условия проведения конкурса и обязан увеличить расчетный размер платы за содержание и ремонт жилого помещения не менее чем на 10 процентов.

Вскрытие конвертов и рассмотрение заявок:

Конкурсная комиссия вскрывает все конверты с заявками на участие в конкурсе, которые поступили организатору конкурса до начала процедуры вскрытия конвертов.

Претенденты или их представители вправе присутствовать при вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе.

Протокол вскрытия конвертов ведется конкурсной комиссией и подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссии непосредственно после вскрытия всех конвертов. Протокол размещается на официальном сайте организатором конкурса или по его поручению специализированной организацией в день его подписания.

На основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия принимает решение о признании претендента участником конкурса или об отказе в допуске претендента к участию в конкурсе. Конкурсная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе, который подписывается присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии в день окончания рассмотрения заявок на участие в конкурсе.

Текст протокола рассмотрения заявок в день окончания рассмотрения заявок на участие в конкурсе размещается на официальном сайте организатором конкурса или по его поручению специализированной организацией.
Претендентам, не допущенным к участию в конкурсе, направляются уведомления о принятых конкурсной комиссией решениях не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем подписания протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе.

В случае если только один претендент признан участником конкурса, организатор конкурса в течение 3 рабочих дней с даты подписания протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе передает этому претенденту проект договора управления многоквартирным домом, входящий в состав конкурсной документации. При этом договор управления многоквартирным домом заключается на условиях выполнения обязательных работ и услуг, указанных в извещении о проведении конкурса и конкурсной документации, за плату за содержание и ремонт жилого помещения, размер которой указан в извещении о проведении конкурса. Такой участник конкурса не вправе отказаться от заключения договора управления многоквартирным домом.

В случае если на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе принято решение об отказе в допуске к участию в конкурсе всех претендентов, организатор конкурса в течение 3 месяцев проводит новый конкурс в соответствии с настоящими Правилами. При этом организатор конкурса вправе изменить условия проведения конкурса.

Проведение конкурса и подведение его итогов:

Конкурс начинается с объявления конкурсной комиссией наименования участника конкурса, заявка на участие в конкурсе которого поступила к организатору конкурса первой, и размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Участники конкурса представляют предложения по общей стоимости дополнительных работ и услуг в соответствии со стоимостью работ и услуг, указанной в конкурсной документации.

В случае если после троекратного объявления последнего предложения о наибольшей стоимости указанных дополнительных работ и услуг ни один из участников конкурса не предложил большей стоимости, конкурсная комиссия объявляет наименование участника конкурса, который сделал предложение по наибольшей стоимости дополнительных работ и услуг.

Вышеуказанный участник конкурса называет перечень дополнительных работ и услуг, общая стоимость которых должна соответствовать представленному им предложению.

В случае если участник конкурса отказался выполнить данные требования, конкурсная комиссия объявляет наименование участника конкурса, который сделал предыдущее предложение по наибольшей стоимости дополнительных работ и услуг.

Участник конкурса принимает обязательства выполнять обязательные и предложенные им дополнительные работы и услуги за плату за содержание и ремонт жилого помещения, размер которой указан в извещении о проведении конкурса и в конкурсной документации, предоставлять коммунальные услуги, а также исполнять иные обязательства, указанные в проекте договора управления многоквартирным домом.

В случае если после троекратного объявления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и наименования участника конкурса (для юридического лица), фамилии, имени, отчества (для индивидуального предпринимателя) ни один из участников конкурса не представил предложения по стоимости дополнительных работ и услуг, такой участник конкурса признается победителем конкурса.

Конкурсная комиссия ведет протокол конкурса по форме согласно приложению N 8, который подписывается в день проведения конкурса. Указанный протокол составляется в 3 экземплярах, один экземпляр остается у организатора конкурса.

Организатор конкурса в течение 3 рабочих дней с даты утверждения протокола конкурса передает победителю конкурса один экземпляр протокола и проект договора управления многоквартирным домом.

При этом стоимость каждой работы и услуги, входящей в перечни обязательных и дополнительных работ и услуг, определенных по результатам конкурса и подлежащих указанию в договорах управления многоквартирным домом, подлежит пересчету исходя из того, что общая стоимость определенных по результатам конкурса обязательных и дополнительных работ и услуг должна быть равна плате за содержание и ремонт жилого помещения, размер которой указан в извещении о проведении конкурса и в конкурсной документации.

Текст протокола конкурса размещается на официальном сайте организатором конкурса или по его поручению специализированной организацией в течение 1 рабочего дня с даты его утверждения.

Участник конкурса после размещения на официальном сайте протокола конкурса вправе направить организатору конкурса в письменной форме запрос о разъяснении результатов конкурса. Организатор конкурса в течение 2 рабочих дней с даты поступления запроса обязан представить такому участнику конкурса соответствующие разъяснения в письменной форме.

Участник конкурса вправе обжаловать результаты конкурса в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Протоколы, составленные в ходе проведения конкурса, заявки на участие в конкурсе, конкурсная документация, изменения, внесенные в конкурсную документацию, и разъяснения конкурсной документации, а также аудиозаписи процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и проведения конкурса хранятся организатором конкурса в течение 3 лет.

Организатор конкурса в течение 10 рабочих дней с даты утверждения протокола конкурса уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме и лиц, принявших помещения, о результатах открытого конкурса и об условиях договора управления этим домом путем размещения проекта договора в порядке, предусмотренном пунктом 40 настоящих Правил.

Заключение договора управления многоквартирным домом:

Победитель конкурса в течение 10 рабочих дней с даты утверждения протокола конкурса представляет организатору конкурса подписанный им проект договора управления многоквартирным домом, а также обеспечение исполнения обязательств.

Победитель конкурса в течение 20 дней с даты утверждения протокола конкурса, но не ранее чем через 10 дней со дня размещения протокола конкурса на официальном сайте, направляет подписанные им проекты договоров управления многоквартирным домом собственникам помещений в многоквартирном доме и лицам, принявшим помещения, для подписания указанных договоров в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В случае если победитель конкурса в срок, предусмотренный пунктом 90 настоящих Правил, не представил организатору конкурса подписанный им проект договора управления многоквартирным домом, а также обеспечение исполнения обязательств (нотариально заверенную копию договора о страховании ответственности или договора о залоге депозита либо безотзывную банковскую гарантию), он признается уклонившимся от заключения договора управления многоквартирным домом.

В случае признания победителя конкурса уклонившимся от заключения договора управления многоквартирным домом организатор конкурса предлагает заключить договор управления многоквартирным домом участнику конкурса, который сделал предыдущее предложение по наибольшей стоимости дополнительных работ и услуг. При этом заключение договора управления многоквартирным домом таким участником конкурса является обязательным.

В случае признания участника конкурса, который сделал предыдущее предложение по наибольшей стоимости дополнительных работ и услуг, уклонившимся от заключения договора управления многоквартирным домом организатор конкурса вправе обратиться в суд с требованием о понуждении этого участника заключить такой договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения договора.

В случае если единственный участник конкурса признан уклонившимся от заключения договора управления многоквартирным домом, организатор конкурса вправе обратиться в суд с требованием о понуждении его заключить такой договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения договора.

Методическая помощь при проведении открытых конкурсов по отбору управляющей организации

В целях оказания методической помощи разработана и утверждена первым заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы П.П. Бирюковым Примерная конкурсная документация для проведения открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами.

В целях оказания методической помощи территориальным органам исполнительной власти города Москвы, ГКУ «Центр реформы в ЖКХ» были подготовлены практические пособия по подготовке к открытым конкурсам по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами в двух частях.

Работая в управляющей организации в 2015 — 2017 годах, часто приходилось готовить документы на участие в проводимых конкурсах по отбору управляющей организации для многоквартирных домов — новостроек и не только. В нашем регионе УЖКХ, как структура администрации города, является организатором конкурсов на основании муниципального правового акта (МПА). Благо, конкурсов проводилось очень много.

Мы, наивные верили вначале, что в этих конкурсах можно законным способом стать победителем. На деле оказалось, что все как всегда в нашей стране. В результате, впоследствии, на конкурс стали подавать документы только те управляющие компании, которые «забирали» дом. Остальные могли, конечно, участвовать — это не возбранялось, но на деле оказывалось пустой затратой времени, сил и денежных средств, которые по месяцу — два использовались организатором «безвозмездно», то есть — бесплатно.

На моей памяти Постановление Правительства № 75 от 06.02.2006 № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» (далее — Правила 75) существенно изменялось лишь единожды — в 2015 году. Остальные изменения были не очень серьезные и на сам порядок проведения конкурса сильно не влияли. До 2013 — 2014 года конкурсы проводились редко и не везде.

Указанные мной изменения в 2015 году внесли после того, как список дополнительных работ по содержанию МКД достиг у многих претендентов в некоторых регионах огромных размеров. Соответственно, и сумм, измеряемых в квадрильонах и им подобных цифрах, на которые претенденты предлагали сделать доп. работы. На такие суммы и работ-то по дому не получится сделать — их просто нет в таком количестве, не говоря о том, что их просто невозможно сделать на такие суммы (таких ресурсов с заоблачными цифрами нет ни у одной УО, думаю, даже во всей стране). По сути, был конкурс на то, кто знает больше цифр и силен в математике, а цифры — не подкрепленные хотя бы перечислением работ, когда выкрикивали предложения в квадрильонах. Фарс, одним словом, а не конкурс. Ролики таких конкурсов гуляют в интернете. Наш регион этот фарс как-то миновал, и то, суммы назывались неподъемные и нереальные в то время.

Этот момент я застала еще, работая оффлайн, когда многие подавали документы, веря в правдивость, честность и открытость конкурсов и в то, что в них все-таки можно победить. Может, не везде так было, но почему-то меня «грызут смутные сомнения», что где-то было по-другому в нашей стране. Хотя некоторые регионы и города вообще эти конкурсы не проводят, либо на них выставлен откровенно никому не нужный жилой фонд, от которого будут только проблемы и штрафы для управляющей организации (УО).

Механизма контроля за исполнением договора управления со стороны организатора в законе не имеется, как и ответственности за неисполнение дополнительных работ. Никто никогда их исполнение не проверяет. А в самих Правилах 75 очень много пробелов и неястностей, поэтому в каждом регионе разрабатывают конкурсную документацию, кто во что горазд, также проводят и сами конкурсы. И все документы и процедуры конкурса разительно отличаются в зависимости от региона.

Кроме того, если УО, управляющая до конкурса по договору с застройщиком, не захочет отдавать дом победителю конкурса, легко могла это сделать, подавая бестолковые иски с обеспечительными мерами (как они получены эти меры — известно, наверное, всем: телефонное право и правило 6 рукопожатий действует не только в хороших делах, но и в нечистоплотных — тоже, к сожалению). Такие суды могут длиться 2-3 года, если не больше. У нас закон дает такое право на обжалование действий всех и вся и подачи таких же исков ни о чем, насколько хватит бурной фантазии руководителя всего «спектакля». К сожалению, печальный опыт такой видела наяву.

Неважно, что исковые заявления в суды без правовых и иных оснований, и подаются много раз и от разных людей — лояльных к старой УО собственников. Да и сама старая УО не ходит в суды, затягивая процессы на месяцы и года. На моей памяти за 23 года работы за злоупотребление правом мало кого наказали, вернее — никого. Некоторые не гнушаются при этом и заказными сюжетами — уровень журналистов (вернее, недожурналистов, по моему мнению) в периферии нашей «не айс» в большинстве случаев. А суды не видят в откровенном поливании грязью людей и компаний никакого криминала — всего лишь «субъективное мнение» таких недожурналистов. Вот так печально все бывает.

В 2015 году были внесены изменения, которые касались порядка оформления конкурсной документации и правом участников на предложение дополнительных работ только в пределах перечня, установленного организатором конкурса. Теперь практически победителем становился тот, кто первый — с момента публикации на сайте, подавал документы на конкурс по конкретному лоту. Оценка проводилась по объему дополнительных работ. Если первый подавший документы претендент предлагал весь список — он и являлся победителем, если его допускали к конкурсу.

В любом случае Правила 75 всегда позволяли поставить управлять «нужную» управляшку, что ни для кого никогда секретом не являлось. Соответственно, крупные застройщики многоквартирных домов, вхожие в «высокие кабинеты» и имеющие «свои» УО (а они почти все их имеют) всегда забирали управлять свои построенные новые дома. Таким образом, Правила 75 вроде как и нужные, но в большей степени фактически не выполняли свою роль доступа к рынку по управлению домами на честных и равных условиях для всех управляющих организаций региона. С честностью в нашей стране большие проблемы почему-то всегда существуют.

Так что я считаю Правила 75 не очень-то применимым и формальным нормативно-правовым актом (НПА), который существует для галочки, потому что так надо. Как всегда, НПА хороший и посыл его нужный и важный для страны, но на деле все перевернуто во время его исполнения на местах в угоду кучке возвысивших себя над другими. Хотя, может, в других регионах все честно и открыто, и можно победить в этих конкурсах, не имея связей, знакомств, денег и иных привилегий. Вполне возможно, во мне говорит лишь мой негативный опыт, но я вижу и оцениваю факты именно так. Напишите о таких фактах честных конкурсов по отбору УО, я хоть порадуюсь за вас.

Все это лирика, давайте разбираться, что изменилось в Правилах 75 в последние годы и помогут ли эти изменения что-то поменять в этой сфере и быть полезными для управляющих организаций. Последняя редакция Правил 75 действует с 12 января 2019 года. Изменения внесены Постановлением Правительства РФ от 21.12.2018 № 1616 в связи с вступлением в силу положений законодательства о порядке назначения УО для МКД органами местного самоуправления (ОМСУ). Статью об этом в нашем блоге мы уже писали не так давно. Поэтому подробно на этих изменениях останавливаться не будем.

С 01 января 2019 года действует редакция Правил 75 в связи с внесением в них изменений Постановлением Правительства РФ от 14.12.2018 № 1541 «О внесении изменений в Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом». Давайте разбираться по каждому измененному пункту Правил 75.

Пункт 2. Этот пункт о понятиях, используемых в Правилах 75.

В понятие «конкурс» внесено следующее изменение. Ранее в формулировке конкурсом признавалась форма торгов, победителем которых признается участник конкурса, предложивший за указанный организатором конкурса в конкурсной документации размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в течение установленного срока выполнить наибольший по стоимости объем работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (МКД), на право управления которым проводится конкурс.

В новой редакции: конкурс — это форма торгов, победителем которых признается участник конкурса, предложивший выполнить указанный в конкурсной документации перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, на право управления которым проводится конкурс, за наименьший размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в течение установленного срока.

Изменения касаются того, что теперь за наименьший размер платы победитель предлагал выполнить весь объем работ по содержанию МКД: как обязательные, так и дополнительные. То есть, ушло правило: «кто первый встал — того и тапки», и теперь победитель не тот, кто первый подал документы, а тот, кто согласился выполнить перечень работ по дому, установленный в конкурсной документации за наименьшую плату.

Хотя для застройщиков и их УО ничего уже не страшно: давно пролоббированы нужные решения судов и изменения в законе, когда дольщики имеют право голосовать на собрании и выбирать УО. А подсунуть на подпись бланк решения общего собрания «без даты» радостному участнику долевого строительства, который пришел подписать акт приемки квартиры и получить ключи — не слишком сложно. Упорствовать будут единицы дотошных. Да и с момента сдачи дома и объявления конкурса провести собрание вполне реально, так как именно застройщик обладает всей полнотой информации о будущих собственниках квартир.

В понятие «размер платы за содержание и ремонт жилого помещения» внесено дополнение — указание на то, что подразумеваются и нежилые помещения МКД тоже.

Пункт 7. О привлечении организатором конкурса юридическое лицо на основании договора для выполнения его функций или части функций. Уточнение касается того, что в пункте вместо слов «перечней обязательных и дополнительных работ и услуг по содержанию жилого помещения» используется термин «перечень работ и услуг по содержанию жилого помещения». Это изменение прослеживается по всем Правилам 75.

Пункт 15. Требования к претендентам конкурса.

Подпункт 5. Расшифровано, что понимается под кредиторской задолженностью: «При этом под кредиторской задолженностью в целях применения настоящего подпункта понимается совокупность обязательств претендента (краткосрочных и долгосрочных), предполагающих существующие в текущее время (неисполненные) ее обязательства в пользу другого лица (кредитора), включая обязательства по кредитам и займам, которые приводят к уменьшению балансовой стоимости активов претендента». На практике, это так и делалось — на основании положений законодательства по бухгалтерскому учету, а теперь это разъяснено и в самих Правилах 75 более подробно.

Подпункт 7. Введен в новой редакции Правил 75 — новое требование к претендентам: «Отсутствие у претендента задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за 2 и более расчетных периода, подтвержденное актами сверки либо решением суда, вступившим в законную силу».

Подпункт 8. Также введен в новой редакции Правил 75: «Отсутствие у претендента задолженности по уплате административных штрафов за совершение правонарушений в сфере предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами».

При оформлении конкурсной документации и ранее претендент прилагал справку об отсутствии задолженности по штрафам, налогам и сборам и отсутствию процедуры банкротства, хотя это и не было закреплено в Правилах 75 официально. Правда, эти сведения не особо проверялись. Организаторы не заморачивались проверками их достоверности: по закону и права у них такого не было что-то запросить. Они фактически могли только получить данные из открытых источников. Да и это вряд ли делалось ввиду большой загруженности юристов в сфере ЖКХ и отсутствия такого требования к организатору в Правилах 75.

Пункт 38. Об информации, указываемой в извещении о проведении конкурса.

Подпункт 4 изменен, подпункт 4(1) исключен. Изменения касаются того, что вместо двух перечней: обязательных и дополнительных работ и услуг по содержанию жилого помещения остался в Правилах 75 только единый перечень работ и услуг по содержанию жилого помещения.

Пункт 41. О содержании конкурсной документации.

Пункт 4 изменен, пункт 4(1) исключен. Теперь конкурсная документация включает в себя единый перечень работ и услуг по содержанию жилого помещения. Нет пункта 4(1), который подразумевал перечень дополнительных работ, в пределах которого ранее претенденты предлагали дополнительные работы за указанный размер платы. Теперь единый перечень работ устанавливается организатором, а участники играют на понижение размера платы на торгах.

Пункт 56. О регистрации заявки на конкурс в журнале регистрации заявок.

Пункт конкретизирован и дополнен, новая редакция его следующая: «Каждая заявка на участие в конкурсе, поступившая в установленный в соответствии с пунктами 38 и 52 настоящих Правил срок, регистрируется организатором конкурса в журнале заявок (указывается наименование, организационно-правовая форма — для юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) — для индивидуального предпринимателя, дата, время и регистрационный номер заявки на участие в конкурсе). По требованию претендента организатор конкурса предоставляет для ознакомления журнал заявок, а также выдает расписку о получении такой заявки по форме согласно приложению № 5.

Очень нужное изменение, по моему скромному мнению. Раньше журнал заявок на конкурс вели, как придется — кто как его придумает, и требований к нему не было от слова совсем. И увидеть этот журнал никто не мог — не было такого права у участников конкурса его потребовать для ознакомления. Теперь появились обязательные сведения, вносимые в журнал заявок. А также любой претендент имеет право на ознакомление с журналом. Только вот в Правилах 75 не уточнили: каким образом должно быть оформлено требование об ознакомлении — письменно или устно, и как быстро организатор обязан его предоставить. Ну, хоть что-то… Лучше, чем ничего.

Пункт 59. О повторном проведении конкурса при отсутствии претендентов и увеличении размера платы при этом.

Ранее при повторном проведении конкурса при отсутствии претендентов организатор обязан был провести новый конкурс в течение 3 месяцев и увеличить при этом размер платы не менее чем на 10 %.

Данный пункт дополнен тем, что увеличенный размер платы за содержание жилого помещения при повторном конкурсе не может превышать муниципальный размер платы более чем в 1,5 раза.

Пункт 76. О порядке проведения процедуры определения победителя.

Ранее победителем считался тот, кто предложил наибольший по стоимости объем дополнительных работ из предложенных организатором за тот размер платы, установленный в конкурсной документации.

Теперь участники конкурса предлагают выполнить установленный конкурсной документацией единый перечень работ и услуг по содержанию МКД за наименьший размер платы с пошаговым снижением 0,1 % от указанного размера платы в извещении о конкурсе.

При этом, если после троекратного объявления наименьшего размера платы, никто не сделает предложение с еще меньшим размером платы, то последний назвавший наименьшую плату объявляется конкурсной комиссией победителем конкурса. Практически, «аукцион «Сотбис», только там игра идет на повышение, а не на понижение. И миллионеров среди управляющих организаций вряд ли найдется. Если только тайных и то немного…

Пункт 77. О максимальном снижении размера платы на конкурсе.

Этот пункт полностью изменен. Теперь снижение на конкурсе размера платы за выполнение перечня работ, возможно, не более чем на 10% от первоначального размера платы, указанной в извещении о конкурсе. Если размер снижен более чем на 10%, то конкурс признается несостоявшимся. Организатор при этом обязан провести новый конкурс, установив при этом расчетный размер платы ниже, чем предыдущий не менее чем на 10%.

Странная норма, но, видимо, законодатель решил, что если есть демпингующие на конкурсе управляющие организации (читай — на все согласные), почему бы им не поуправлять годик по бросовой цене. А то слишком много зарабатывают наши УО, наверное, как подумали инициаторы проекта этих изменений.

Пункт 78. О победителе конкурса, если размер платы предложен двумя или более участниками.

Этот пункт также изменен. Если несколько участников назвали одинаковый размер платы, то победитель — тот, кто первым подал заявку. Как и раньше — подавать заявку раньше всех — выгоднее. В ранней редакции — победитель тот, кто первым предложил весь объем доп. работ, то есть, первым подал заявку.

Пункты 80 и 81 утратили силу. Они касались прежнего способа определения победителя и не подходили для новых условий проведения конкурса.

Пункт 83. Об указании в договоре управления стоимости каждой работы и услуги. Перефразирован, исходя из новых условий определения победителя конкурса, но существенно не изменился.

Пункт 85. О возврате участникам суммы обеспечения заявки (кроме победителя). Существенно не изменился, перефразирован, исходя из новых условий проведения конкурса и определения победителя.

Пункт 90. Об обязанности победителя представить организатору подписанный договор управления и обеспечение исполнения обязательств. Дополнен указанием не только на победителя, но и на единственного участника конкурса, который представляет указанные документы организатору. В случаях, когда третий этап конкурса не проводится.

Пункт 91. Аналогичное дополнение, касающееся единственного участника, обязанного заключить договор управления.

Пункт 93. По уклонению победителя от заключения договора управления. Перефразирован, исходя из новых условий определения победителя на конкурсе. Исключены нормы о том, что организатор вправе обратиться в суд о понуждении заключить договор и о возмещении убытков при уклонении победителя или единственного участника от заключения договора.

Пункт 96 (Правила 75 дополнены эти пунктом). Об обязанности победителя или единственного участника выполнить весь перечень работ и услуг за предложенный победителем размер платы. Это обязательство победителя было ранее изложено в других пунктах Правил 75, так что ничего нового этот введенный новый пункт не несет.

Приложение № 8. Форма протокола конкурса. Более подробно конкретизирована в связи с новыми условиями проведение конкурса и определения победителя. Эти изменения следует лучше изучить организаторам. Хотя и участникам также не помешает знать, чтоб увидеть косяки организатора, если пойдут в суд или УФАС.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что совершенно изменились условия определения победителя: теперь победитель тот, что предложил наименьшую цену за установленный организатором перечень работ и услуг по содержанию МКД. И произвольно до минимума уменьшить цену нельзя. Как и повысить ее при повторном конкурсе более чем на 1,5 размера от муниципального тарифа, если никто не подал заявку на прежний конкурс.

А признание конкурса не состоявшимся по причине снижения цены более чем на 10 процентов вообще ведет к тому, что следующий размер платы будет меньше больше чем на 10% от прежнего. Уменьшаете, торгуетесь, значит, можете и за более низкую плату содержать дом.

Судебной практики ввиду небольшого срока действия изменений еще не имеется. Но, думаю, в таких условиях конкурсы по отбору УО дл МКД зачахнут вообще даже там, где они еще проводились. Кроме того, подача заявки на конкурс предполагает автоматическое включение УО в муниципальный перечень организаций, из числа которых принудительно назначаются ОМСУ управляющие организации для домов, не имеющих управления.

Почему-то думаю, что там не сплошь новостройки с большим количеством квартир и без особых проблем (такие застройщики теперь даже на конкурс не отдадут — ведь можно «продать» право заключения договора, если нет своей УО), а только те дома, от которых отказались все работающие компании ввиду «продвинутых» (или двинутых), или полный атас (или хлам) в плане состояния общего имущества МКД. Ведь никто не захочет получать огромные штрафы за такие дома. Вот и подумает руководитель УО сто раз — идти на конкурс или нет. Наверное, отрицательных решений будет абсолютное большинство по этому вопросу. А правила 75 как были формальным документом, так и останутся и после внесенных, казалось бы, хороших изменений в них.

С уважением, Ильмира Носик.

Компания «Бурмистр.ру» оказывает юридические услуги управляющим компаниям и ТСЖ. Вся необходимая информация о сервисе .

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.

admin