Права школьника в Казахстане

Впереди – осень, школа, сопутствующие детские простуды и частые больничные. Mojazarplata.kz узнала, что должны помнить работодатели о правах родителей школьников.

Ежегодно первоклассниками в Казахстане становятся более четверти миллиона маленьких граждан. В соответствии со статьей 15 Закона РК «О правах ребенка», каждый казахстанец имеет право на гарантированное государством бесплатное образование в начальной и общей средней школе.

А вам хватило зарплаты, чтобы подготовить ребенка к школе? Заполните Анкету о работе и узнайте, сколько зарабатывают ваши коллеги по профессии.

В текущем году 1 сентября выпадает на субботу. Для работников «пятидневки» этот день является выходным, а труженикам «шестидневки» повезло меньше: чтобы присутствовать на торжественной линейке у школы, придется отпрашиваться с работы. Согласно 54 статье Трудового Кодекса РК, у родителей нет права самовольно отлучаться со своего рабочего места: прогул более трех часов может стать поводом для увольнения. Между тем, в ряде стран (например, Украине и Израиле) законное право родителей школьников – не работать в День Знаний.

Салима Д., ассистент директора:

– В этом году в школу я отправляю сразу двоих детей. Заранее готовлю себя к тому, чтобы нанимать няню на период болезней. Начальнику нет дела до прав родителей: больничные и отпуска за свой счет не приветствуются.

Право родителей на получение оплачиваемого больничного по уходу за ребенком/детьми в возрасте до 14-ти лет в Казахстане регулируется Приказом № 859 «Об утверждении Правил выдачи гражданам листков нетрудоспособности». Согласно данному документу, право родителей – претендовать на оплачиваемый больничный сроком не более десяти дней с момента начала болезни ребенка.

Раушан Б., менеджер:

– Я могу брать отпуск дважды в год, но время отдыха определяется не моими нуждами, а планами руководства. Хорошо, что бабушка на каникулах помогает с детьми.

Стандарты Международной организации труда подразумевают право родителей на отпуск во время школьных каникул. В Казахстане родители школьников не относятся к категории граждан, которые имею право на дополнительный оплачиваемый отпуск на время школьных каникул. В соответствии со ст. 111 Трудового Кодекса на отпуск без сохранения заработной платы до пяти календарных дней во время детских каникул родители имеют право, если это предусмотрено трудовыми, коллективными договорами, либо по соглашению с работодателем.

Поэтому юристы предлагают родителям оговаривать вопрос привязки отпусков к графику школьных каникул в трудовых договорах.

Правила внутреннего распорядка

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПРАВИЛАХ ВНУТРЕННЕГО РАСПОРЯДКА

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ

Правила внутреннего распорядка для учащихся школы устанавливают нормы поведения учеников в здании и на территории школы.

Цель правил: создание в школе безопасных условий, обстановки, способствующей успешной учебе каждого ученика, воспитание уважения к личности и ее правам, развитие культуры поведения и навыков общения.

1. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ:

1.1 Учащиеся приходят в школу не позднее 8 часов, чистыми, опрятными, снимают в гардеробе верхнюю одежду, в соответствии с расписанием проходят к учебным кабинетам, занимают рабочее место и готовят все необходимые принадлежности к предстоящему уроку.

1.2. Для занятий физкультурой в зале необходима спортивная одежда и обувь. Учащиеся без соответствующей спортивной формы к занятиям по физкультуре не допускаются, а пропущенный по этой причине урок расценивается как пропуск без уважительной причины.

1.3. Не разрешается нахождение в помещениях школы лиц в верхней одежде. Не рекомендуется оставлять в карманах одежды, находящейся в гардеробе, деньги, ключи, проездные билеты, иные ценности.

1.4. Обувь учащихся должна иметь подошву, не оставляющую черных следов на покрытии пола.

1.5. Запрещается жевать жевательную резинку в школе.

1.6. Учащиеся должны добросовестно учиться, уважать честь и достоинство других обучающихся и работников школы, выполнять требования работников школы по соблюдению Устава школы и Правил внутреннего распорядка.

1.7. Ученики школы в общении с учителями, старшими, родителями, другими учащимися должны быть вежливыми. Школьники проявляют уважение к старшим, заботятся о младших, уступают дорогу взрослым, старшие школьники – младшим, мальчики – девочкам.

1.8. В школе и вне школы учащиеся должны вести себя везде и всюду так, чтобы не уронить свою честь и достоинство, не запятнать доброе имя школы.

1.9. Учащиеся берегут имущество школы, аккуратно относятся как к своему, так и к чужому имуществу, соблюдают чистоту и порядок на территории школы. В случае причинения ущерба имуществу школы родители (законные представители) обязаны возместить его.

1.10. Учащимся следует уважать чужие права собственности. Книги, куртки и прочие личные вещи, находящиеся в школе, принадлежат их владельцам. Запрещается без спроса брать чужие вещи. Нашедшему потерянные или забытые вещи следует сдать дежурному администратору, учителю или охраннику.

1.11. К учащимся, присвоившим чужие вещи, могут приниматься дисциплинарные меры, вплоть до привлечения правоохранительными органами к административной или уголовной ответственности.

1.12. Физическая конфронтация, запугивание и издевательства, попытки унижения личности, дискриминация по национальному или религиозному признаку являются недопустимыми формами поведения. Школа категорически осуждает подобное поведение.

1.13. На уроках учащимся не разрешается пользоваться плеерами, игровыми устройствами и средствами мобильной связи, все эти предметы должны находиться в портфеле в выключенном состоянии. За сохранность мобильных телефонов, плееров, наушников, игровых устройств администрация школы ответственности не несет.

1.14. В школу нельзя приносить, передавать и применять с любой целью колюще-режущие предметы, оружие, взрывчатые и огнеопасные, наркотические вещества, спички, зажигалки, петарды, спиртные напитки, табачные изделия, а также токсичные вещества и яды.

1.15. В случае отсутствия ученика на занятиях, плановых классных или общешкольных мероприятиях по уважительной причине учащийся должен предоставить классному руководителю записку от родителей или медицинскую справку.

Уважительными причинами отсутствия считаются:

  • личная болезнь;
  • посещение врача (предоставляется талон или справка);
  • экстренные случаи в семье, требующие личного участия учащегося (подтверждается заявлением родителей);
  • пропуск занятий по договоренности с администрацией (по заявлению родителей).

1.16. Ученик, пропустивший без оправдательных документов более 3-х уроков в течение недели, может быть допущен к занятиям только после письменного объяснения на имя заместителя директора школы по УВР.

1.17. Ученик, пропустивший без оправдательных документов более 3 дней в течение месяца, может быть допущен к занятиям только после письменного объяснения на имя директора школы и письменного заявления родителей или справки из медицинского учреждения.

1.18. Учащиеся, систематически опаздывающие в школу, могут быть вызваны для объяснения в администрацию школы с приглашением родителей.

1.19. Нельзя без письменного разрешения дежурного администратора, классного руководителя или медсестры уходить из школы в урочное время.

1.20. После окончания занятий учащиеся должны покинуть школу через 20 минут, кроме случаев, предусмотренных планом дополнительных занятий и внеурочных мероприятий.

1.21. За нарушение настоящих Правил к учащимся могут быть применены различные меры воспитательного и дисциплинарного воздействия:

1.21.1. замечание в дневник;

1.21.2.дополнительные занятия по изучению Правил поведения;

1.21.3.объявление выговора в приказе по школе;

1.21.4.вызов учащегося и его родителей на педсовет, административное совещание;

1.21.5.временный запрет на участие во внеурочных мероприятиях;

1.21.6.обсуждение проступка в классных коллективах.

1.21.7.постановка на внутришкольный контроль;

1.21.8.постановка на контроль в инспекцию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

1.22. Запрещается учащимся на переменах выходить на улицу, т.е. покидать пределы школы в целях их безопасности.

1.23. В случае нарушения законов Российской Федерации учащиеся и их родители могут быть привлечены к ответственности в соответствии с действующим законодательством РФ.

2. ПРАВА УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ

Учащиеся имеют право:

2.1 на уважение своего человеческого достоинства, достоинства своей семьи;

2.2 на получение бесплатного общего образования (начального общего, основного общего, среднего полного общего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами);

2.3. на дополнительную помощь учителя на индивидуально-групповых занятиях, предусмотренных графиком работы школы;

2.4. на открытую оценку знаний и умений учащегося, получение оценки по каждому предмету исключительно в соответствии со своими знаниями;

2.5 на участие в демократическом управлении школой;

2.6. на участие в культурной жизни школы, организуемых в ней мероприятиях, соответствующих возрасту учащегося;

2.7 на условия образования, гарантирующие охрану здоровья;

2.8 на создание благоприятных условий для самообразования;

2.9 на получение дополнительных образовательных услуг;

2.10 на переход в другое учебное заведение в течение всего учебного года на любом этапе обучения;

2.11 на бесплатное медицинское обслуживание и пользование библиотечным фондом;

2.12 на отдых, обеспечиваемый предоставлением не менее 1 выходного дня в неделю, соблюдением учителями установленной длительности перемен и ежегодными осенними, зимними, весенними и летними каникулами;

2.13 на заблаговременное уведомление учителями о сроках и объеме контрольных работ в соответствии с графиком;

2.14 на личное присутствие при разбирательстве вопросов, связанных с персональным поведением, успеваемостью;

2.15 на сохранение в тайне доверительной информации о себе;

2.16 на защиту от применения методов физического и психического насилия;

2.17 на получение документов об образовании и в ходе прохождения обучения.

Учащиеся школы также могут иметь другие права, предусмотренные законодательством РК, нормативными актами школы.

3. ОБЯЗАННОСТИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ

3.1 добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогами;

3.2 знать и выполнять требования Устава школы, Правил внутреннего распорядка школы;

3.3 выполнять законные решения органов управления школой, требования учителей и администрации школы в части, отнесенной Уставом и Правилами внутреннего распорядка к их компетенции;

3.4 уважать честь и достоинство других обучающихся и работников школы, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися, соблюдать их права;

3.5 заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, безопасности и жизни окружающих; проходить в соответствии с законодательством РК периодические медицинские осмотры и диспансеризацию;

3.6. стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;

3.7. бережно относиться к школьному имуществу;

3.8. заботиться о чести и поддержании традиций школы, ее авторитете;

3.9. поддерживать чистоту и порядок в школе и на ее территории;

3.10. Обязанности дежурного класса:

3.10.1.Дежурный класс помогает дежурному учителю поддерживать дисциплину во время перемен, чистоту и порядок в школе.

3.10.2 В дежурстве по школе принимают участие учащиеся 5-11 классов.

3.10.3. Дежурные назначаются в соответствии с графиком дежурства по школе.

3.10.4. В 7.30 дежурный учитель проводит инструктаж, на котором объясняются обязанности дежурных, распределяются посты. Дежурный класс выполняет свои обязанности с 7.30 до окончания уроков в школе.

3.10.5.Все учащиеся школы должны выполнять законные требования дежурных.

3.11. Обязанности дежурного по классу:

3.11.1 В каждом классе должен быть дежурный, назначаемый в соответствии с графиком дежурства по классу.

3.11.2.Дежурный помогает педагогу подготовить класс для урока.

3.11.3.Во время перемены дежурный (дежурные) проветривает класс, помогает учителю развесить учебный материал, раздает пособия и тетради по просьбе учителя. После урока помогает все убрать на место.

3.11.4.Дежурный должен предоставить учителю список отсутствующих в начале урока.

3.11.5.Дежурные 1-4 классов осуществляют посильную помощь учителю.

4. УЧЕБНЫЕ ДОКУМЕНТЫ УЧАЩИХСЯ

4.1. Каждый учащийся должен иметь с собой оформленный дневник установленного образца и предъявлять его по первому требованию учителя или администрации.

4.2. Учащиеся должны ежедневно вести запись домашних заданий в дневнике.

4.3. Ученик должен еженедельно отдавать дневник на подпись родителям.

4.4. Итоговые отметки, а также замечания учителей должны представляться на подпись родителям в тот же день.

4.5. Данные о прохождении программы обучения заносятся в личное дело каждого ученика, которое хранится в учебной части школы.

5. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ

5.1 Уроки в школе проводятся в соответствии с расписанием, утвержденным директором школы.

5.2 Учитель не имеет права задерживать учащихся после звонка с урока.

5.3.Учитель физической культуры имеет право не допускать учеников к занятиям без спортивной формы (но ученик, забывший форму, а также освобожденный от занятий, находятся в спортивном зале).

5.4 Удаление учащихся с урока запрещено.

5.5 Снятие учащихся с урока возможно только по письменному распоряжению директора школы, заместителя директора по УВР, заместителя директора по ВР или дежурного администратора.

5.6 Проведение контрольных опросов после уроков возможно только с целью улучшения отметки по просьбе ученика или его родителей при согласии учителя.

6. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ:

6.1. Урок начинается со звонком. Опаздывать на урок не разрешается.

6.2. При входе педагога в класс, учащиеся встают в знак приветствия и садятся после того, как педагог ответит на приветствие и разрешит сесть. Учащиеся подобным образом приветствуют любого взрослого, вошедшего в класс во время занятий.

6.3. Во время урока нельзя шуметь, самовольно вставать с места, отвлекаться самому и отвлекать товарищей от занятий посторонними разговорами, играми и другими не относящимися к уроку делами. Урочное время должно использоваться учащимися только для учебных целей.

6.4 Выходить из класса на уроке без разрешения учителя запрещается. В случае крайней необходимости учащийся должен поднять руку и попросить разрешения учителя.

6.5 Если учащийся хочет задать вопрос учителю или ответить на вопрос учителя, он поднимает руку.

6.6.Во время занятий учащиеся имеют право пользоваться (под руководством учителя) учебными пособиями и оборудованием, которые они возвращают учителю после занятий. Относиться к учебными пособиями и оборудованию надо бережно и аккуратно.

6.7 Звонок об окончании урока дается для учителя. Только когда учитель объявит об окончании занятий, учащийся вправе покинуть класс.

6.8 Учащемуся необходимо знать и соблюдать правила технической безопасности на уроках и во внеурочное время.

7. ПОВЕДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ДО НАЧАЛА , ЗАНЯТИЙ, ВО ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН И ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ЗАНЯТИЙ:

7.1 Во время перемен учащийся обязан:

7.1.2 навести чистоту и порядок на своем рабочем месте, выйти из класса;

7.1.2 подчиняться требованиям дежурных учителей и работников школы, дежурному классу;

7.1.3. дежурные по классу помогают учителю подготовить кабинет к следующему уроку;

7.2. Во время перемен учащимся запрещается:

7.2.1 бегать по лестницам и этажам, самовольно раскрывать окна, сидеть на подоконниках и на полу;

7.2.2 толкать друг друга, бросаться предметами и применять физическую силу, применять запугивание и вымогательство для выяснения отношений;

7.2.3 потреблять непристойные, оскорбительные выражения, жесты, шуметь, мешать отдыхать другим.

8. МЕСТА МАССОВОГО ПРЕБЫВАНИЯ

8.1 Школьная столовая

Учащиеся, находясь в столовой, соблюдают следующие правила:

  • подчиняются требованиям педагогов и работников столовой, дежурного класса;
  • убирают свой стол после принятия пищи;
  • бережно относятся к имуществу школьной столовой;
  • не разрешается питание в кабинетах, коридорах, на лестницах и в рекреациях;
  • учащиеся имеют право принести в столовую домашний завтрак;
  • во время еды в столовой учащимся надлежит придерживаться хороших манер и вести себя пристойно;
  • запрещается вход в столовую в верхней одежде;

8.2 Библиотека

Учащиеся, находясь в школьной библиотеке, соблюдают следующие правила:

  • пользование библиотекой по утвержденному графику обслуживания учащихся;
  • учащиеся несут материальную ответственность за книги, взятые в библиотеке;
  • выдача документов об образовании не осуществляется, если ученик имеет задолженность в библиотеке.

8.3 Спортивный зал

  • Занятия в спортивном зале организуются в соответствии с расписанием. Запрещается нахождение и занятия в спортивном зале без учителя или руководителя секции.
  • Занятия во внеурочное время в больших и малых спортивных залах организуются по расписанию спортивных секций.
  • Для занятий в залах спортивная форма и обувь обязательна.

8.4 Рекреации

Учащиеся, находясь в рекреации, соблюдают следующие правила:

  • в рекреации запрещены игры с предметами, которые могут нанести ущерб здоровью или имуществу;

8.5 Актовый зал

Учащиеся, находясь в актовом зале школы, ведут себя как на уроке и дополнительно:

  • нахождение учащихся в актовом зале возможно только в присутствии учителя;
  • пользоваться техническими средствами актового зала можно только с разрешения лица ответственного за безопасную эксплуатацию оборудования;
  • бережно относиться к имуществу.

Глава 3. Основные права и обязанности ребенка

1. Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на охрану здоровья.

2. Государство создает условия матери по охране ее здоровья для обеспечения рождения здорового ребенка.

3. Право ребенка на охрану здоровья обеспечивается:

1) принятием законодательства Республики Казахстан в области охраны здоровья ребенка;

2) пропагандой и стимулированием здорового образа жизни детей;

3) государственной поддержкой научных исследований в области охраны здоровья детей;

4) контролем за состоянием здоровья ребенка, его родителей и профилактикой детских заболеваний;

5) оказанием квалифицированной медицинской помощи;

6) созданием благоприятной окружающей среды, необходимой для здорового развития ребенка;

7) контролем за производством и продажей продуктов питания для детей надлежащего качества.

4. Государство гарантирует детям бесплатный объем медицинской помощи в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

5. Запрещаются любые научные опыты или иные эксперименты с ребенком, наносящие вред его жизни, здоровью и нормальному развитию.

Статья 9. Право ребенка на индивидуальность и ее сохранение

Каждый ребенок с момента рождения имеет право на имя, отчество и фамилию, национальность и гражданство, а в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан, право на их сохранение.

Статья 10. Право ребенка на жизнь, личную свободу, неприкосновенность достоинства и частной жизни

1. Каждый ребенок имеет право на жизнь, личную свободу, неприкосновенность достоинства и частной жизни.

2. Государство обеспечивает личную неприкосновенность ребенка, осуществляет его защиту от физического и (или) психического насилия, жестокого, грубого или унижающего человеческое достоинство обращения, действий сексуального характера, вовлечения в преступную деятельность и совершения антиобщественных действий и иных видов деятельности, ущемляющих закрепленные Конституцией Республики Казахстан права и свободы человека и гражданина.

Статья 11. Право ребенка на свободу слова и совести, информацию и участие в общественной жизни

1. Каждый ребенок имеет право на свободу слова и выражение своего мнения, свободу совести, развитие своей общественной активности, получение и распространение информации, соответствующей его возрасту, добровольное участие в общественных объединениях, а также в других формах некоммерческих организаций и мирных собраниях, разрешенных законодательством Республики Казахстан.

2. Государственные органы содействуют деятельности тех общественных объединений, которые имеют своей целью развитие личности детей, их творческих задатков, социальной активности, научного, технического и художественного творчества, защиту их интеллектуальной собственности, охрану жизни и здоровья детей, охрану окружающей природной среды, памятников истории и культуры, участвующих в благотворительной деятельности, приобщающих к участию в культурной и спортивной жизни, организации досуга.

Статья 12. Право ребенка на необходимый уровень жизни

1. Каждый ребенок имеет право на уровень жизни и условия, необходимые для полноценного физического, психического, нравственного и духовного развития.

2. Государство обеспечивает создание этих условий через систему социальных и экономических мер.

Статья 13. Имущественные права ребенка

1. Ребенок имеет право на получение содержания своих родителей и других членов семьи в порядке и размерах, установленных законом. Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пособий и других социальных выплат, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, образование и воспитание ребенка.

2. Каждый ребенок в установленном законодательством порядке вправе самостоятельно или через законных представителей совершать сделки, иметь вклады в банках и распоряжаться заработком, стипендией или иными доходами и объектами права интеллектуальной собственности, приобретать и осуществлять иные имущественные права.

Родители или законные представители вправе вносить на имя ребенка в банки денежные средства, выделяемые государством в качестве детского пособия или материальной помощи.

3. Каждый ребенок имеет право собственности на полученные им доходы, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.

Ребенок, получающий доходы с собственного труда, вправе участвовать в расходах по содержанию семьи, если он проживает у родителей.

Право ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется гражданским законодательством Республики Казахстан.

Статья 14. Право ребенка на жилище

1. Каждый ребенок имеет право на жилище в соответствии с жилищным законодательством Республики Казахстан.

2. Ребенок — сирота, ребенок, оставшийся без попечения родителей и находящийся в воспитательных, лечебных и других учреждениях, сохраняют право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а при его отсутствии имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством Республики Казахстан.

3. Дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе дети — сироты, не могут быть выселены из занимаемого ими жилища без предоставления другого жилого помещения.

Статья 15. Право ребенка на образование

1. Каждый ребенок имеет право на образование и ему гарантируется получение бесплатного начального, основного среднего и общего среднего образования и на конкурсной основе — бесплатного технического и профессионального, послесреднего и высшего образования в соответствии с законодательством Республики Казахстан об образовании.

Примечание

2. Отчисление ребенка из государственного образовательного учреждения до получения бесплатного общего среднего образования или технического и профессионального образования, помимо соблюдения общего порядка отчисления, может быть проведено только с уведомления органов опеки и попечительства.

Примечание

3. На детей с ограниченными возможностями, нуждающихся в специальных педагогических подходах, из государственного бюджета выделяются дополнительные средства, гарантирующие получение ими образования на уровне установленных стандартов.

4. Государство полностью или частично несет расходы на содержание детей, нуждающихся в социальной защите, в период получения ими образования. Размеры и источники социальной помощи в период получения ими образования определяются Правительством Республики Казахстан.

Статья 16. Право ребенка на свободу труда

1. Каждый ребенок имеет право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии.

2. Дети с четырнадцатилетнего возраста вправе по разрешению родителей в свободное от учебы время участвовать в общественно — полезном труде, доступном им по состоянию здоровья и развитию, не наносящем вреда физическому, нравственному и психическому состоянию ребенка, а также имеют право на получение профессии. Это право обеспечивается службой занятости населения и органами местного государственного управления.

3. Порядок заключения и расторжения трудового договора и другие особенности трудовых отношений с детьми, не достигшим восемнадцатилетнего возраста, устанавливаются трудовым законодательством Республики Казахстан.

Примечание

4. Запрещается принимать или привлекать ребенка на тяжелые физические работы и работы с вредными и (или) опасными условиям и труда.

Выполнение работ не должно нарушать процесс обучения.

Статья 17. Право ребенка на государственную помощь

1. Государственная помощь назначается каждому ребенку, имеющему право на ее получение. Размер, условия и порядок оказания государственной помощи устанавливаются законодательством Республики Казахстан.

2. Дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе дети — сироты, находятся на полном государственном обеспечении в соответствии законодательством Республики Казахстан.

3. Государственные органы каждому ребенку, оставшемуся без попечения родителей, обеспечивают одинаковые материальные и иные условия, независимо от формы опеки или попечительства.

Статья 18. Установление государственных минимальных социальных стандартов

1. Государственная политика в интересах детей осуществляется на основе государственных минимальных социальных стандартов.

2. Государственные минимальные социальные стандарты включают в себя установленный минимальный объем социальных услуг по:

1) гарантированному, общедоступному бесплатному начальному, основному среднему и общему среднему образованию и на конкурсной основе в соответствии с государственным образовательным заказом бесплатному техническому и профессиональному, послесреднему и высшему образованию;

Примечание

2) бесплатному медицинскому обслуживанию детей, обеспечению их питанием в соответствии с минимальными нормами питания;

3) гарантированному обеспечению детям по достижении ими возраста пятнадцати лет права на профессиональную ориентацию, выбор сферы деятельности, трудоустройство, охрану труда в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

4) социальному обслуживанию, социальной защите детей, в том числе обеспечению гарантированной материальной поддержки путем выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, а также меры по социальной адаптации и социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

5) обеспечению права на жилище в соответствии с жилищным законодательством Республики Казахстан;

6) организации оздоровления и отдыха, в том числе детей, проживающих в экстремальных условиях, а также на территориях, неблагоприятных в экологическом отношении и признанных таковыми в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

7) оказанию квалифицированной юридической помощи.

3. Государственные минимальные социальные стандарты определяются с учетом региональных различий в условиях их проживания. В соответствии с законодательством Республики Казахстан органы местного государственного управления могут устанавливать дополнительные социальные стандарты.

4. Дети, находящиеся в соответствующей образовательной организации, специальной учебно — воспитательной организации, организации здравоохранения, социального обслуживания или ином учреждении и организации, имеют право на периодическую оценку соответствия предоставляемых им услуг государственным минимальным социальным стандартам.

Статья 19. Право ребенка на отдых и досуг

1. Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг, соответствующие его возрасту, здоровью и потребностям.

2. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают в соответствии со своими способностями и возможностями условия жизни, необходимые для содержания и всестороннего развития ребенка.

3. Государственными органами утверждаются и поддерживаются детские оздоровительные, спортивные, творческие и иные организации досуга, лагеря и санатории в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

4. Государство осуществляет мероприятия по обеспечению права детей на отдых, оздоровление и досуг.

Статья 20. Обязанности ребенка

Каждый ребенок обязан соблюдать Конституцию и законодательство Республики Казахстан, уважать права, честь и достоинство других лиц, государственные символы республики, заботиться о нетрудоспособных родителях, сохранности исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам.

Основные источники публикуемых текстов нормативных правовых актов: газета «Казахстанская правда», база данных справочно-правовой системы Adviser, Интернет-ресурсы online.zakon.kz, adilet.zan.kz, другие средства массовой информации в Сети. Хотя информация получена из источников, которые мы считаем надежными и наши специалисты применили максимум сил для выверки правильности полученных версий текстов приведенных нормативных актов, мы не можем дать каких-либо подтверждений или гарантий (как явных, так и неявных) относительно их точности. Компания «КАМАЛ-Консалтинг» не несет ответственности за любые последствия какого-либо применения формулировок и положений, содержащихся в данных версиях текстов нормативных правовых актов, за использование данных версий текстов нормативных правовых актов в качестве основы или за какие-либо упущения в текстах публикуемых здесь нормативных правовых актов.

admin