Права пассажиров

Сломался автобус. Каждый из нас хоть раз, но был в такой ситуации. Вопрос решается просто: «Пересаживаемся на другой общественный транспорт и продолжаем свой путь до нужной остановки». Такой механизм уже давно работает в муниципальных перевозках. Но что делать, если вы оказались пассажиром автобуса частного перевозчика? Примут ли вас по тому же билету в обычном автобусе? Ответы на эти и другие вопросы нашла Ксения Тоичкина.

Вот собственно вот этот злополучный билетик, который и стал причиной всей истории.

Андрей Кузьмин намеренно не выбрасывает проездной билет.Для него это доказательство несправедливости, с которой он столкнулся на днях. Мужчина, как обычно, возвращался с работы на автобусе. Сел в первый, который подошел на остановку. Но доехать до конечного пункта Андрей не смог, транспорт сломался.
Андрей Кузьмин, житель Омска:

Ожидаемое объявление кондуктора: «Сохраняя билетики, пересаживаемся на любой другой транспорт и едете дальше». Я дошел до Голубого огонька, дождался 4-го троллейбуса, сел в него и, предъявив кондуктору, услышал следующую фразу: «Это коммерческий маршрут, мы с ними не дружим. Либо вы оплачиваете проезд, либо вы высаживаетесь и дожидаетесь другого маршрута.

Такой ответ возмутил мужчину. Андрей проигнорировал требование кондуктора и на свой страх и риск все-таки доехал до дома, не выходя из муниципального автобуса. А через пару дней убедился в правильности своего поступка.

Андрей Кузьмин, житель Омска:

Я стал свидетелем аналогичной истории, но уже не со мной, а с девушкой, которая на остановке «Рабиновича» высадилась из 22 автобуса, оказалось это тоже коммерческий маршрут, как ни странно. Пересев в 110-ый, она предъявила кондуктору свой билет, на что кондуктор ей также возразила: «Это коммерческий маршрут, мы с ними также не дружим. Девушка, либо оплачивайте, либо покидайте автобус».

Должны ли муниципалы принимать пассажиров частных перевозчиков в случае поломки транспорта? Этот вопрос мы задали директору компании «Автосила» Евгению Хрущю. Сегодня это самый крупный предприниматель на транспортном рынке города. В его собственности около 10-ка маршрутов и сотни машин.

Евгений Хрущ, директор ООО «АвтоСила-55»:

С директорами ПАТП, которые с нами на маршрутах работают, мы устно договорились, что мы возим пассажиров, если сломается муниципальные автобусы и если сломаются наши автобусы, чтоб это было удобно именно для пассажиров. Но видимо с того момента как мы договорились, у кого-то поменялся персонал, до кого-то не довели устную договоренность, и бывают такие случаи, что пассажиров не берут.
Иными словами, непонимание между кондукторами и пассажирами — результат устной договоренности, которая пока не закреплена никакими официальными документами. Несмотря на это, по словам Евгения Хруща, свои обещания они выполняют в полном объеме и без проблем перевозят омичей, которые сошли с маршрута из-за поломки муниципального транспорта.
Евгений Хрущ, директор ООО «АвтоСила-55»:

Для нас это проблемы не составляет. Мы проинструктировали все наши экипажи, все в курсе. Здесь ничего такого нет. Но мы подбираем именно не с других маршрутов, а, грубо говоря, если это 20 маршрут подломался… т е у нас нет таких больших мощностей, чтобы перевозить с любого маршрута, автобуса или троллейбуса. На это мы пока не договаривались.

Верить предпринимателю на слово мы не стали.

Ксения Тоичкина, корреспондент ТРК «Антенна-7»:

Мы решили проверить действительно ли с билетом из муниципального транспорта можно проехать в частном и наоборот. Итак, эксперимент начинается. Легенда №1. Сломался троллейбус. Пытаемся уехать на машине индивидуального предпринимателя.
С первых слов стало понятно — проехать бесплатно не получится. И, вопреки словам директора предприятия, не важно с какого маршрута я к ним пересела.

-Мне все равно. Они сами по себе, мы сами по себе. Мне все равно.

Выходим на следующей остановке. Легенда меняется. Теперь сломался автобус частника. Пытаемся проехать по их билету в троллейбусе. И опять провал.

Эксперимент наглядно доказал — устные договоренности, о которых говорил нам индивидуальный предприниматель, на деле не работают. В департаменте транспорта поведение их кондуктора оправдывают. Ведь официального документа о том, что частники и муниципалы будут выручать друг друга при поломке, пока нет и когда он появится неизвестно.
Игорь Кожухов, заместитель директора департамента транспорта Омска:

Если пассажир воспользовался частным автобусом, заключил договор на перевозку и получил в качестве договора вот этот билет, он в праве требовать возврата денежных средств, если услуга не оказана. Это законное правило. Если сломался автобус не муниципальный, то пассажир в праве потребовать возврата денег у кондуктора. Пусть обращаются к нам в департамент транспорта, позвонит по телефону 78-79-72, мы разберемся и подскажем куда обратиться, пригласим перевозчика и мы урегулируем эту ситуацию.

Поэтому если автобус встал, обратите внимание кому он принадлежит. На бортах муниципальных вы увидите пометку «Патп», на частных название компании. Пересаживайтесь на тот автобус, чьей компании принадлежит сломанный. В муниципальный вас пока не примут.? Ксения Тоичкина, Александр Филиппов, Артем Колесников и Андрей Кузьмин, Антенна-7.

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

Статья опубликована при поддержке сайта govorit.moscow, который всем тем, кто хочет грамотно говорить на русском языке, предлагает скачать единственное в своём роде мобильное приложение, собравшее более 80 тысяч слов современного русского языка, вызывающих трудности при произношении и постановке ударения. Уверены, что данное приложение будет интересно и полезно не только работникам радио и телевидения: дикторам, комментаторам, обозревателям, репортерам, ведущим, выступающим перед радиомикрофоном или перед телевизионной аудиторией, но и школьникам и студентам, изучающим наш «великий и могучий», а также их преподавателям. Сотрудничество с Министерством образования и науки РФ, а также ведущими институтами русского языка позволяет ресурсу гарантировать правильность произношения и верность постановки ударения.

Уважаемые коллеги, предлагаемые вашему вниманию пять вариантов «Маленьких тестов по орфоэпии” являются дополнением к уже опубликованным в 2009 году газетой «Русский язык” (см. № 16, 19). Они составлены на основе орфоэпического словника, используемого в экзаменационных материалах 2010 года (см. Приложение «Орфоэпические нормы (ЕГЭ 2010)” к Методическому письму «Об использовании результатов Единого государственного экзамена 2009 года в преподавании русского языка в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования”, опубликованному в Интернете).

В новых вариантах большее внимание обращено на овладение нормами произношения отдельных форм слов. Предлагаемые тесты можно использовать и во время тренировок, и в качестве небольших контрольных работ. Наличие нескольких вариантов позволяет обеспечить самостоятельность их выполнения. На работу отвожу 5–7 минут.

Овладению нормами произношения и ударения способствует и проведение в начале занятия орфоэпической разминки. Предлагаю вашему вниманию еще одну. Орфоэпическая разминка № 2, как и «Маленькие тесты по орфоэпии (дополнение)”, составлена по орфоэпическому словнику фипи.

Ребятам для работы предлагаются два листа: «Ключ” и «Проверьте себя”. Начинаем с того, что дети про себя читают один из текстов «Ключа”. Цель этого этапа работы – подготовиться к безошибочному чтению (ударные гласные обозначены заглавными буквами). Первое прочтение у многих вызывает удивление: «Так же никто не говорит!” – вот почему необходим следующий этап: совместное прочтение текста вслух. Ученики не испытывают страха от того, что при чтении слов с непривычным для них ударением допустят ошибку. Затем читают текст по «Ключу” отдельные ученики (обычно из слабых), таким образом правильное произношение закрепляется в слуховой памяти. Последний этап работы с текстом – чтение текста по листу «Проверьте себя” отдельными учениками (обычно двумя – тремя).

С каждым занятием дети становятся все увереннее в произнесении слов, постановке ударения, увеличивается количество текстов для индивидуального прочтения. Затем система заданий меняется, но через некоторое время мы возвращаемся к старым упражнениям, чтобы восстановить их в памяти. Очень интересно бывает наблюдать за тем, как ребята начинают слышать допускаемые одноклассниками ошибки, автоматически поправляют их. Приходится быть готовой и к тому, что затем и коллеги обращаются с вопросами об ударении в том или ином слове; решительно настроенные ученики начинают «борьбу за чистоту произношения”.

Описанным путем прошло уже несколько поколений моих страшеклассников.

Заметила, что постоянное включение в занятия «Орфоэпических разминок” и «Маленьких тестов по орфоэпии” развивает орфоэпический слух учеников, расширяет словарный запас, заставляет более внимательно и требовательно относиться и к своей речи, и к речи окружающих. Зная звуковую сторону слов, их лексическое значение, дети чувствуют себя увереннее не только при выполнении тренировочных и контрольных заданий, но и вне учебной аудитории.

Е.Ю.

I. Маленькие тесты по орфоэпии (дополнение)

Вариант 1

1. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?

1) Давнишний; 2) надолго; 3) черпать; 4) понявший.

2. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?

1) Включит; 2) убрала; 3) положил; 4) кранов.

3. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?

1) Убыстрить; 2) приданое; 3) кормящий; 4) добела.

4. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?

1) Доверху; 2) загнутый; 3) кровоточащий; 4) повторённый.

5. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?

1) Наверх; 2) с щавелём; 3) отдавший; 4) шарфы.

6. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?

1) Кремень; 2) лекторов; 3) донельзя; 4) свёкла.

7. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?

1) Квартал; 2) цепочка; 3) эксперт; 4) киоскер.

8. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?

1) Балуясь; 2) клеить; 3) кралась; 4) засветло.

9. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?

1) Начатый; 2) низведенный; 3) исстари; 4) сироты.

10. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?

1) Сверлишь; 2) кухонный; 3) магнитопровод; 4) мозаичный.

11. В каком слове ударение падает на первый слог?

1) Статуя; 2) корысть; 3) таможня; 4) цемент.

12. В каком слове ударение падает на второй слог?

1) Некролог; 2) банты; 3) еретик; 4) столяр.

13. В каком слове ударение падает на первый слог?

1) Гражданство; 2) новостей; 3) конусов; 4) кремень.

14. В какой строке во всех словах ударение поставлено верно?

1) Опто’вые, катало’г, догово’ренность, подня’в;

2) включённый, заперта’, ба’нты, осве’домиться;

3) це’нтнер; шофёров, на’нявшийся, заселена’;

4) клала’; повтори’т; бало’ванный, краси’вее.

15. В какой строчке допущена ошибка в постановке ударения?

1) Прибы’в, то’ртами, бухга’лтеров, заку’порить;

2) сре’дства, отозва’ла, краси’вее, звони’т;

3) плодонося’щая, отда’в, низведённый;

4) опошли’т, на’чатый, мо’лящий, ненадо’лго.

Вариант 2

1. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?

1) Начавший; 2) новостей; 3) в аэропортах; 4) гналась.

2. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?

1) Бухгалтеров; 2) заняли; 3) укрепит; 4) балуясь.

3. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?

1) Сверлишь; 2) надолго; 3) щелкать; 4) обострить.

4. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?

1) Согнутый; 2) (сбрить) бороду; 3) сорит; 4) приручённый.

5. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?

1) Дотемна; 2) исчерпать; 3) занята; 4) отдавший.

6. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?

1) Поручни; 2) недруг; 3) отзыв (посла); 4) откупорить.

7. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?

1) (С) ногтя; 2) местностей; 3) щавель; 4) намерение.

8. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?

1) Мусоропровод; 2) таможня; 3) ненависть; 4) еретик.

9. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?

1) Оптовые; 2) вероисповедание; 3) исключит; 4) создала.

10. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?

1) Клеить; 2) понявший; 3) загодя; 4) кралась.

11. В каком слове ударение падает на первый слог?

1) Щемит; 2) шофер; 3) жалюзи; 4) отрочество.

12. В каком слове ударение падает на второй слог?

1) Убрала; 2) наделит; 3) сливовый; 4) звонишь.

13. В каком слове ударение падает на первый слог?

1) Цемент; 2) (много) шарфов; 3) кремень; 4) вручит.

14. В какой строке во всех словах ударение поставлено верно?

1) За’темно, сре’дствами, ходата’йствовать, во’время;

2) плодоноси’т, зави’дно, добела’, оторвала’;

3) углуби’ть, торто’в, прозорли’ва, звони’м;

4) моля’щий, повтори’т, дозирова’ть, парте’р.

15. В какой строчке допущена ошибка в постановке ударения?

1) Оклеи’ть, опломбирова’ть, со свёклой, гражда’нство;

2) кормя’щий, убыстри’ть, прида’ное, сре’дства;

3) зна’чимость, сиро’ты, перелила’, нача’вший;

4) коры’сть, дозвоня’тся, кла’ла, ба’ловень.

Вариант 3

1. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?

1) Включенный; 2) жалюзи; 3) поняв; 4) принудить.

2. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?

1) Исчерпать; 2) опошлит; 3) клеим; 4) избалованный.

3. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?

1) Досыта; 2) кровоточить; 3) прибыла; 4) с верхом.

4. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?

1) Ловка; 2) экспертная; 3) мозаичный; 4) киоскёр.

5. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?

1) Кранами; 2) газопровод; 3) нанявший; 4) с бантами.

6. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?

1) Процент; 2) еретик; 3) иконопись; 4) ненадолго.

7. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?

1) Отдав; 2) наливший; 3) включим; 4)донизу.

8. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?

1) Со свеклой; 2) прозорлива; 3) щавель; 4) лекторы.

9. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?

1) Конусы; 2) лыжня; 3) диспансер; 4) досуг.

10. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?

1) Местностей; 2) отрочество; 3) поделенный; 4) начавшись.

11. В каком слове ударение падает на первый слог?

1) Портфель; 2) налита; 3) кормящий; 4) краны.

12. В каком слове ударение падает на второй слог?

1) Иксы; 2) алфавит; 3) дефис; 4) принятый.

13. В каком слове ударение падает на первый слог?

1) Цепочка; 2) недуг; 3) проживший; 4) заняло.

14. В какой строке во всех словах ударение поставлено верно?

1) До’суха, нажита’, на’чавший, сиро’т;

2) за’пертый, то’ртов, аге’нт, но’востей;

3) ко’нусов, кровоточа’щая, прибы’в, кла’ла;

4) рвала’, кра’лась, отку’порить, мо’лящий.

15. В какой строчке допущена ошибка в постановке ударения?

1) Довезённый, жило’сь, за’темно, сверли’шь;

2) за’видно, балова’ть, звони’т, в ба’нтах;

3) креме’нь, нажи’вший, краси’вее, наве’рх;

4) лыжня’, верна’, созы’в, шофёр.

Вариант 4

1. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?

1) Насорит; 2) восприняла; 3) понявшие; 4) кровоточить.

2. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?

1) Принудить; 2) накренится; 3) донельзя; 4) согнутый.

3. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?

1) Осведомиться; 2) кремень; 3) шарфами; 4) (в) бутике.

4. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?

1) Ободрить; 2) загодя; 3) дояр; 4) агенты.

5. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?

1) Портфель; 2) недугов; 3) (за) кранами; 4) давнишний.

6. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?

1) Досуг; 2) бухгалтеров; 3) позвала; 4) корысть.

7. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?

1) Сливовый; 2) дозировать; 3) отозвалась; 4) челюстей.

8. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?

1) Намерение; 2) воссоздала; 3) верна; 4) сверлишь.

9. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?

1) Прибыли; 2) отключённый; 3) наливший; 4) запломбировать.

10. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?

1) Избалованный; 2) закупорив; 3) некроло’г; 4) па’ртер.

11. В каком слове ударение падает на первый слог?

1) Столяр; 2) созыв; 3) иксов; 4) приданое.

12. В каком слове ударение падает на второй слог?

1) Клала; 2) мозаичный; 3) статуя; 4) оклеить.

13. В каком слове ударение падет на первый слог?

1) Заперлась; 2) прибыло; 3) включит; 4) цемент.

14. В какой строке во всех словах ударение поставлено верно?

1) Алфави’т, ко’нусов, столя’р, задо’лго;

2) сиро’ты, ща’вель, поняла’, балу’ясь;

3) наро’ст, отозва’ла, за’няло, портфе’ль;

4) торты’, катало’г, прида’ное, новосте’й.

15. В какой строчке допущена ошибка в постановке ударения?

1) По’рты, тамо’жня, сорвала’, дециме’тр;

2) крала’сь, це’нтнер, перезвони’л, до’верху;

3) отозвала’сь, надели’т, доне’льзя, проце’нтов;

4) посла’ла, зави’дно, дефи’с, неду’г.

Вариант 5

1. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?

1) Начавший; 2) наверх; 3) (без) шарфов; 4) созыв.

2. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?

1) Задолго; 2) ободренный; 3) налита; 4) диспансер.

3. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?

1) Нефтепровод; 2) конусами; 3) заселенный; 4) ходатайствовать.

4. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?

1) Отключенный; 2) побаловать; 3) прибыв; 4) намерение.

5. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?

1) Низведен; 2) средствами; 3) кровоточит; 4) молящий.

6. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?

1) Нажитый; 2) окружит; 3) верна; 4) поручни.

7. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?

1) Исстари; 2) договорённость; 3) загнутый; 4) прозорливый.

8. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?

1) Значимость; 2) нанявшийся; 3) задолго; 4) балуясь.

9. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?

1) Отдав; 2) ворвалась; 3) кормящий; 4) отрочество.

10. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?

1) Докрасна; 2) послала; 3) облегчить; 4) (из) кранов.

11. В каком слове ударение падает на первый слог?

1) Завидно; 2) звоним; 3) клала; 4) жалюзи.

12. В каком слове ударение падает на второй слог?

1) Согнутый; 2) некролог; 3) опошлить; 4) доверху.

13. В каком слове ударение падает на первый слог?

1) Щавель; 2) досуг; 3) экспертная; 4) досыта.

14. В какой строке во всех словах ударение поставлено верно?

1) Аге’нты, при’бывший, снята’, возведённый;

2) заселена’, на’чавшись, краси’вее, свёкла;

3) кле’ить, жило’сь, заку’порив, цеме’нт;

4) исче’рпать, прожи’вший, коры’сть, лыжня’.

15. В какой строчке допущена ошибка в постановке ударения?

1) Ме’стностей, алфави’тный, за’перта, кварта’л;

2) киломе’тр, краси’вейший, обняли’сь, нарвала’;

3) портфе’ль, положи’л, добрала’сь, доне’льзя;

4) одолжи’т, ко’нусы, парте’р, моля’щие.

ОТВЕТЫ

№ задания Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4 Вариант 5
1 3 4 4 4 4
2 1 1 3 1 1
3 3 1 2 2 4
4 3 3 2 3 1
5 2 2 4 3 3
6 3 4 2 2 2
7 4 3 2 3 3
8 1 1 1 2 2
9 2 2 4 1 4
10 3 1 1 3 3
11 1 4 4 3 3
12 4 4 3 4 3
13 3 2 4 2 4
14 2 2 3 1 3
15 4 1 2 2 1

II. Орфоэпическая разминка № 2

Проверьте себя

1. Поднимаясь по лестнице, держитесь за поручни. Вы прошли таможенный досмотр? Таможня уже начала свою работу. Груз, поделенный на двоих, вдвое легче. Подняв чемодан, положите его на транспортер. Эксперт, понявший свою задачу, начал действовать. Железнодорожный состав прибыл на станцию вовремя. Прибыв к месту следования, не забудьте получить багаж.

2. Шофер высадил пассажира через квартал. Машина проехала лишь километр. Новый дом пока еще не заселен. Дверь в подъезд заперта. Прежде чем войти, позвоните. Мы всегда звоним. Ты включишь свет на лестничной площадке? Включенный светильник освещает дорогу. Когда же он включен? Вот и дождались гостей. А то я уже заждался. Прибыло пополнение.

3. Приложение обособляется дефисом. Для чтения новых курсов приглашены лекторы. Интересных лекторов слушать приятнее. Аудитория собралась. Так повелось исстари. Математиков интересуют не только иксы и игреки. Взяла за правило регулярно выполнять домашнее задание. Данному слову верна. Путь наверх всегда тернист.

4. Наша цель – углубить знания. Призыв о помощи был услышан. Процент успешно сдавших экзамен высок. Оценки высоки. На покупку квартиры нужны средства. Может, кто-нибудь одолжит? Вчера сняли деньги со счета. Фирма успешно занимается оптовыми поставками. Груз следует опломбировать.

5. Контейнер следует наполнить доверху. В переговорах достигнута договоренность. Документы положите в портфель. Нужная сумма снята со счета. Вы располагаете необходимыми средствами? Да, средства у нас имеются. Не понимаю того, кто сорит деньгами. Вам помогут составить ходатайство.

6. Хотелось бы узнать новости. Давно не слышал новостей. Алфавитный порядок облегчит поиск. Общественность отозвалась на события. Аудитория правильно поняла лектора. Помощь прибыла тотчас. Страна отозвала своего представителя. Таможня продолжает работать в обычном режиме. Аэропорты закрыты ввиду сильных снегопадов.

7. Это мой давнишний знакомый. Он занял директорское кресло и стал занятым человеком. Телефон раскалился докрасна. Видимо, это надолго. Нагрузку следует дозировать. Главное – вовремя заключить договоры. Хорошо бы вернуться домой засветло. Семья окружит вниманием и заботой. От нежности щемит сердце.

8. Занялась поисками работы. Круг обязанностей определен. Желаемая должность, к сожалению, уже занята. Фирма брала на работу бухгалтеров. Стало немного завидно. Мы включим вас в список претендентов. Ознакомьтесь с нашим новым каталогом. Ваше намерение не изменится? Наш диспетчер вам перезвонит.

9. Молодая яблоня начала плодоносить. Убрала под ней прошлогодние листья. Все лето лила к корням воду. Воду можно черпать из колодца. Кажется, полное ведро на цепочке весит не менее центнера. Наросты на стволе хорошо бы удалить. Взялась за дело – доведи до конца.

10. Друзья при встрече обнялись. Как вам жилось? Вспомнили детские забавы, дни отрочества. Как много вместе прожито! Сколько пережито! Неужели жизнь прожита? В детстве хотелось убыстрить время. Эстафету приняли наши дети. Поняв это, друзья загрустили. Добрая память облегчит расставание. Разлука не ослабит – укрепит связи.

11. Начавшись вовремя, собрание завершилось поздно вечером. Как хорошо вернуться домой засветло! Обостренное чувство справедливости заставляет признать, что… Принятое обязательство необходимо выполнить. Конечно, можно принудить к его выполнению. Партнер понял свою ошибку и принял предложение. Создана новая компания.

12. Кажется, весна кралась потихоньку, гнала зиму, но ворвалась неожиданно. Наш город принарядился, стал еще красивее, хотя и раньше казался красивейшим из городов. Балуясь, резвятся младшие школьники. Старшеклассники начали думать о последнем звонке. Подготовка уже начата. Ненадолго забыли об экзаменах. Все понимают значимость момента.

Ключи

1. Поднимаясь по лестнице, держитесь за по’ручни. Пройдите тамо’женный досмотр. Таможня уже начала свою работу. Груз, поделённый на двоих, вдвое легче. Подня’в чемодан, положите его на транспортер. Экспе’рт, поня’вший свою задачу, на’чал действовать. Железнодорожный состав при’был на станцию вовремя. Прибы’в к месту следования, получи’те багаж.

2. Шофёр высадил пассажира через кварта’л. Машина проехала лишь киломе’тр. Новый дом еще не заселён. Дверь в подъезд заперта’. Преж-де чем войти, позвони’те. Мы всегда звони’м. Ты включи’шь свет на лестничной площадке? Включённый светильник освещает дорогу. Когда же он включён? Вот и дождали’сь гостей. А то я уже заждала’сь. При’было пополнение.

3. Приложение обособляется дефи’сом . Для чтения новых курсов приглашены’ ле’кторы. Интересных ле’кторов слушать приятнее. Аудитория собрала’сь. Так повелось и’сстари. Математиков интересуют не только и’ксы и игреки. Взяла’ за правило выполнять домашнее задание. Данному слову верна’. Путь наве’рх всегда труден.

4. Наша цель – углуби’ть знания. Призы’в о помощи был услышан. Проце’нт успешно сдавших экзамен высок. Оценки высоки’. На покупку квартиры нужны сре’дства. Может, кто-нибудь одолжи’т? Вчера сняла деньги со счета. Фирма занимается опто’выми поставками. Груз следует опломбирова’ть.

5. Контейнер следует наполнить до’верху. В переговорах достигнута договорённость. Докуме’нты положите в портфе’ль . Нужная сумма снята’ со счета. Вы располагаете необходимыми сре’дствами? Да, сре’дства у нас имеются. Не понимаю того, кто сори’т деньга’ми. Вам помогут составить хода’тайство.

6. Хотелось бы узнать но’вости. Давно не слышал новосте’й. Алфави’тный порядок облегчи’т поиск. Расположи’те по алфави’ту. Общественность отозвала’сь на события. Аудитория правильно поняла’ лектора. Помощь прибыла’ тотчас. Страна отозвала’ своего представителя. Тамо’жня работает в обычном режиме. Аэропо’рты закрыты ввиду сильных снегопадов.

7. Это мой давни’шний знакомый. Он за’нял директорское кресло и стал заняты’м человеком. Телефон раскалился докрасна’. Видимо, это надо’лго. Нагрузку следует дози’ровать. Главное – во’время заключить догово’ры. Хорошо бы вернуться домой за’светло. Семья окружи’т вниманием и заботой. От нежности щеми’т сердце.

8. Заняла’сь поисками работы. Круг обязанностей определён. Желаемая должность, к сожалению, уже занята’. Фирма брала’ на работу бухга’лтеров. Стало немного зави’дно. Не огорчайтесь, мы включи’м вас в список претендентов. Ознакомьтесь с нашим катало’гом. Ваше наме’рение не изменится? Наш диспетчер вам перезвони’т.

9. Молодая яблоня начала плодоноси’ть. Убрала’ под ней прошлогодние листья. Все лето лила’ к корням воду. Воду можно че’рпать из колодца. Кажется, полное ведро на цепо’чке весит не менее це’нтнера. Наро’сты на стволе хорошо бы удалить. Взяла’сь за дело – доведи до конца.

10. Друзья при встрече обняли’сь. Как вам жило’сь? Вспомнили детские забавы, дни о’трочества. Как много вместе про’жито! Сколько пережи’то! Неужели жизнь прожита’? В детстве хотелось убы’стрить время. Эстафету при’няли наши дети. Поня’в это, друзья загрустили. Добрая память облегчи’т расставание. Разлука не ослабит – укрепи’т связи.

11. Начавшись во’время, собрание завершилось поздно вечером. Как хорошо вернуться домой за’светло! Обострённое чувство справедливости заставляет признать, что… При’нятое обязательство необходимо выполнить. Конечно, можно прину’дить к его выполнению. Партнер по’нял свою ошибку и при’нял предложение. Создана’ новая компания.

12. Кажется, весна кра’лась потихоньку, гнала’ зиму, но ворвала’сь неожиданно. Наш город принарядился, стал еще краси’вее, хотя и раньше казался краси’вейшим из городов. Балу’ясь, резвятся младшие школьники. Старшеклассники на’чали думать о последнем звонке. Подготовка уже начата’. Ненадо’лго забыли об экзаменах. Все понимают зна’чимость момента.

Е.В. ЮМИНОВА,
г. Ижевск

Знаки дополнительной информации (таблички) уточняют или ограничивают действие дорожных знаков, с которыми они установлены.

За некоторым исключением таблички отдельно не устанавливаются, а всегда дополняют какой-нибудь знак из предыдущих групп.

Начнем с серии табличек, указывающих ЧЕРЕЗ какое расстояние будет введен в действие знак, с котором они установлены.

Как нетрудно понять по названию таблички 8.1 «Расстояние до объекта», она указывает на то, через сколько метров основной знак начнет действовать. Кстати, таблички универсальные, а значит, главный знак может быть абсолютно любым.

К примеру, встречаете вы на пути знак с ограничением скорости. Сразу после него может висеть камера-радар, отлавливающая любителей погонять не по Правилам.

А вот аналогичный знак, но уже дополненный табличкой «Расстояние до объекта». Теперь у водителя есть 300 метров, чтобы снизить скорость до необходимой. Получается, с табличкой знак из запрещающего перешел в категорию предупреждающих.

Табличка 8.1.2 «Расстояние до объекта» работает только в паре со знаком «Уступите дорогу» и недвусмысленно намекает, что без остановки на перекрестке не обойтись. Ведь через 250 метров водителю встретится знак «Движение без остановки запрещено».

Видимо, водитель долгое время ехал по главной дороге, но всему приходит конец. Впереди перекресток, на котором пересекаемая дорога окажется главнее.

Все поняли? Тогда проверим 🙂

О чем информируют Вас эти дорожные знаки?
1. О приближении к перекрестку, где установлен знак «Уступите дорогу».
2. О приближении к перекрестку, где установлен знак «Движение без остановки запрещено».
3. О приближении к таможне.

Очевидно, что впереди вас ждет знак . Верный ответ – 2.

Таблички 8.1.3, 8.1.4 с незамысловатым названием «Расстояние до объекта» применяются для указания на объект в стороне от дороги.

Следующая группа табличек называется «Зона действия».

Они показывают, НА ПРОТЯЖЕНИИ какого расстояния будет действовать тот или иной дорожный знак.

Вот, например, табличка 8.2.1 «Зона действия» указывает, что протяженность опасного участка дороги или зона действия основного знака составляет 100 метров. Ну или сколько там на табличке указано в вашем случае.

Данная табличка в отличие от других в этой группе может применяться с любыми знаками.

На фотографии слева мы видим два запрещающих знака, сопровождаемые табличкой «Зона действия». Это значит, что на протяжении 300 метров нельзя будет обгонять и ехать со скоростью свыше 70 км/ч. Действие запрещающих знаков закончится не на ближайшем перекрестке или въезде/выезде из населенного пункта, обозначенного белой табличкой, а ровно через 300 метров.

Если вместо запрещающего вам встретится предупреждающий знак, сопровождаемый табличкой «Зона действия», значит, через 50-100 метров, если дело происходит в городе (или через 150-300 метров, если за городом), начнется участок дороги, о котором предупреждает знак.

Вот, например, в экзаменационной задаче ниже речь идет об опасных поворотах.

Эти знаки предупреждают Вас:
1. О наличии через 500 м опасных поворотов.
2. О том, что на расстоянии 150 — 300 м за дорожным знаком начнется участок дороги протяженностью 500 м с опасными поворотами.
3. О том, что сразу за знаком начнется участок протяженностью 500 м с опасными поворотами.

Очевидно, что правильный ответ – 2. Дорога явно находится вне населенного пункта. Предупреждающие знаки (а знак «Опасные повороты» как раз к таким и относится) устанавливаются за городом на расстоянии 150-300 метров от опасного участка дороги. А табличка под знаком говорит о том, что опасный участок будет длиться полкилометра.

Таблички 8.2.2-8.2.6 под тем же названием «Зона действия» созданы в дополнение к знакам, запрещающим остановку или стоянку . Без уточнений в виде подобных табличек, знаки действуют до ближайшего перекрестка или окончания населенного пункта.

Однако иногда нет особого смыла вводить запреты на остановку или стоянку на такое приличное расстояние. И тогда дорожники дополняют их табличками, определяющими зону действия этих знаков.

Давайте сразу обратимся к экзаменационным задачам. Благо их на тему табличек предостаточно. И на их примере разберем, что же конкретно означает каждая из табличек «Зона действия».

Разрешается ли Вам поставить автомобиль на стоянку в указанном месте?
1. Разрешается.
2. Разрешается, если Вы проживаете рядом с этим местом.
3. Запрещается.

Данная табличка указывает на то, что знак «Стоянка запрещена» будет действовать 50 метров от места установки. То есть запрет закончится не на ближайшем пересечении дорог, а намного раньше. Точное расстояние указывается на табличке. Выходит, верный ответ в данной задаче – 3.

Другой случай:

Разрешено ли Вам поставить автомобиль на стоянку в этом месте?
1. Разрешено.
2. Разрешено, если Вы проживаете рядом с этим местом.
3. Запрещено.

Под знаком «Остановка запрещена» мы видим уже другую табличку. Стрелка указывает на место, где заканчивается действие знака, запрещающего остановку. Соответственно в данной задаче останавливаться в указанном месте разрешается. Правильный вариант – 1.

Еще один пример, когда стрелка на табличке указывает сразу в двух направлениях – вверх и вниз:

Разрешается ли Вам остановка за знаком?
1. Разрешается.
2. Разрешается только для посадки (высадки) пассажира.
3. Запрещается.

Нетрудно догадаться по аналогии с предыдущей задачей, что действие знака распространяется на участок как до места его установки, так и после. Выходит, что остановка в данной точке будет запрещена. Правильный ответ – под номером 3.

А с табличками 8.2.5 и 8.2.6 вообще все побоку, вернее, вдоль.

Данные таблички применяют в тех случаях, когда необходимо запретить остановку или стоянку вдоль одной стороны площади, фасада здания, парка и т.п.

Кстати, многие начинающие водители часто путают таблички «Зона действия» с изученными ранее табличками «Расстояние до объекта» , указывающими на объекты в стороне от дороги.

Различить их можно по двум признакам. Во-первых, обратите внимание на расстояние между стрелкой и текстом (буквой или цифрой) каждой таблички. На табличках «Зона действия» это расстояние значительно больше. Во-вторых, таблички «Зона действия» применяются только с четырьмя запрещающими знаками . Напротив, таблички «Расстояние до объекта» с этими знаками никогда не используются.

Таблички «Направление действия» в особых пояснениях не нуждаются. Они информируют о направлении действия основного знака, либо указывают направление до какого-то объекта, отмеченного на знаке.

Таблички из серии «Вид транспортного средства» могут работать с любыми знаками.

Они показывают, для каких именно транспортных средств действует ограничение, предписание и т. д.

Например, в данном случае поворот направо запрещен для водителей грузовиков (в том числе и с прицепом) массой более 3,5 тонн и для маршрутных транспортных средств.

А в данном случае дальнейшее движение запрещено абсолютно всем транспортным средствам с прицепами, а также автомобилям, осуществляющим буксировку.

Следующая табличка касается исключительно легковушек и грузовиков, массой менее 3,5 тонн.

Эта табличка распространяет действие установленного с ней знака:
1. Только на легковые автомобили.
2. На легковые автомобили, а также на грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой не более 3,5 т.
3. На легковые автомобили и мотоциклы.

Не стоит путать ее с табличками 8.6.1-8.6.9, указывающими на способ парковки транспортного средства. О них мы поговорим чуть ниже, и касаться они будут в том числе мотоциклов. А данный вариант, как мы уже отмечали выше, применяется только к легковушкам и небольшим грузовикам. Соответственно верный ответ – 2.

Таблички, относящиеся к тракторам и самоходным машинам , к мотоциклам и квадрициклам а также к велосипедам, мопедам и скутерами , думаем не вызовут у вас особых вопросов.

А вот это относительно новая табличка. И касается она автомобилей, перевозящих опасные грузы. В данном примере таким транспортным средствам запрещено обгонять.

Таблички «Кроме вида транспортного средства» указывают на тех, на кого не распространяется действие знака.

Последняя табличка не действует на такси. Оттого они, наверно, и паркуются, где хотят.

Таблички 8.5.1 «Субботние, воскресные и праздничные дни», 8.5.2 «Рабочие дни»,8.5.3 «Дни недели» указывают на дни недели, в течение которых действует основной дорожный знак.

А это табличка 8.5.4 «Время действия». Название говорящее: она указывает на время суток, в течение которого действует знак.

Объединяем два предыдущих варианта и вуаля: еще три версии различных табличек «Время действия»:

На фото слева – стоянка запрещена по рабочим дням с 8 до 20.

Таблички «Способ постановки транспортного средства на стоянку» применяются далеко не с каждым знаком.

Они «заточены» исключительно под знак «Парковка» и указывают водителям, как необходимо припарковать свое транспортное средство.

При этом знак 8.6.1 разрешает парковаться всем транспортным средствам без исключения. Ведь по сути он указывает на стандартный способ постановки на стоянку – с правой стороны дороги на обочине, а при ее отсутствии – у правого края, параллельно проезжей части, в один ряд.

Остальные знаки данной группы применяются только к легковушкам, мотоциклам и мопедам. При парковке нужно ориентироваться на тротуар.

Табличкой 8.7, сопровождающей знак «Парковка» , дорожники ненавязчиво намекают, что пукать в данном месте запрещается стоять необходимо с неработающим двигателем.

Однако, по правилам дорожного движения, время до 5 минут считается остановкой, а не стоянкой.

Если встретите табличку 8.8 «Платные услуги», то знайте, что парковаться в этом месте разрешено, но только за деньги.

Кстати, в нашем блоге мы нашли целых пять (!) способов парковаться бесплатно. Советуем заглянуть, вдруг вам что-то из этого подойдет!

Очередное ограничение парковки задает табличка 8.9 «Ограничение продолжительности стоянки» – на этот раз по времени.

А вот и новый информирующий знак, касающийся парковки. Ну как знак, скорее – набор букв.

Табличка 8.9.1 разрешает стоянку только для владельцев парковочных разрешений. Их выдают органы исполнительной власти или местного самоуправления.

Оформив парковочное разрешение, жильцы домов в пределах района могут парковаться бесплатно в зоне платного паркинга ежедневно с 8 часов вечера до 8 утра. Другой вариант – оплатить годовой парковочный абонемент по льготной стоимости в 3000 рублей (это около 8 рублей в сутки, считайте – копейки).

С парковкой, кажется, закончили. Едем дальше.

Табличка 8.10 «Место для осмотра автомобилей» встречается со знаками «Парковка» или «Место отдыха» . Причем, со вторым чаще. Так как подобные места обычно оборудуются вне населенных пунктов.

Табличка указывает, что на площадке имеется эстакада или смотровая канава. Лишь бы не сточная.

Табличка 8.11 «Ограничение разрешенной максимальной массы» дискриминирует автомобили по лишнему весу. Действие основного знака распространяется только на транспортные средства, масса которых не превышает цифру на табличке.

Следующая табличка применяется только со знаком «Дорожные работы» .

«Опасная обочина» (8.12) предупреждает водителей, что съезд на обочину может быть опасен из-за проводимых на ней ремонтных работ.

Причем она не запрещает съезд на обочину, а лишь предостерегает об опасности. Только мало кого это останавливает. Особенно в «пробках», когда обочина используется как дополнительный правый ряд. Платный. Но не все видимо в курсе.

На эту тему есть даже экзаменационная задачка. Давайте попробуем ее решить.

О чем предупреждают Вас эти знаки:
1. Остановка транспортных средств на обочине запрещена.
2. Съезд на обочину опасен в связи с проведением на ней дорожных работ.
3. В месте производства дорожных работ стоянка запрещена.

Запрета на съезд нет, но табличка указывает на опасность данного маневра. Верный ответ – 2.

В жизни самая главная дорога – безопасная. Поэтому иногда лучше уступить.

Жирная линия на табличке 8.13 указывает направление главной дороги на перекрестке.

Правила требуют, чтобы на табличке «Направление главной дороги» схема перекрестка была максимально приближена к реальной фактуре перекрестка. Это значительно облегчает жизнь автолюбителям. Не так ли?

Кстати, в экзаменационных билетах встречается хитрая задача. Попробуем ее «разложить по полочкам».

Вы намерены повернуть налево. Ваши действия?
1. Уступите дорогу обоим транспортным средствам.
2. Уступите дорогу только легковому автомобилю.
3. Уступите дорогу только автобусу.

Мы подъезжаем к перекрестку со стороны тонкой линии. Это – второстепенная дорога. Автобус и легковушка подъехали со стороны более толстой линии. Значит, они движутся по главной дороге. Несмотря на то, что для автобуса мы – помеха справа, придется уступить. Верный ответ – 1.

Следующая табличка 8.14 указывает на полосу движения, над которой главенствует висящий над ней знак или светофор.

Обратите внимание: в каждом ряду – свой лимит скорости. И тут без таблички «Полоса движения» просто не обойтись.

Если пешеходным переходом пользуются слепые и слабовидящие люди, об этом обязательно предупредят специальной табличкой 8.15 «Слепые пешеходы».

Будьте особо осторожны, увидев человека, держащего в руках белую трость. Именно так выглядят плохо видящие пешеходы.

При этом приоритетно пересекать проезжую часть они могут где угодно, в том числе и вне пешеходных переходов. И даже на красный свет. Достаточно лишь поднять вверх белую трость.

Пошел дождь, и вот на дороге опасность. Обычно о ней предупреждают специальной табличкой с «плачущим» облаком. Это значит, что дорожное покрытие влажное.

Читать следующие знаки нужно сверху вниз, а то запутаетесь.

Если знак сопровождает табличка 8.17, то он распространяется только на мотоколяски и автомобили, на которых перемещается инвалид. Табличка 8.18 напротив указывает, что действие знака распространяется на все транспортные средства кроме тех, на которых ездит инвалид.

В данном случае «Остановка запрещена» всем «кроме инвалидов». Именно в такой последовательности необходимо считывать информацию, чтобы понять, что инвалидам в зоне действия этого знака останавливаться можно.

Табличка 8.19 обозначает класс опасного груза. Всего их девять.

Сворачивать направо придется не всем водителям, транспортирующим опасные грузы, а только с опасными грузами классов, указанных на табличке под знаком.

Помните, знак, который бережет качественные российские дороги от тяжеловесных фур?

Кто забыл, напоминаем. Вот он аж в трех вариациях – на фотографии. А под ним таблички 8.20.1 и 8.20.2 «Тип тележки транспортного средства».

Они указывают число сближенных осей транспортного средства, для каждой из которых цифра на знаке является предельно допустимой массой. Иначе дорога не выдержит!

Табличками 8.21.1-8.21.3 «Вид маршрутного транспортного средства» обозначаются обозначаются перехватывающие стоянки у станций метро, остановок автобусов (троллейбусов) или трамваев. Плюсом на табличках чиновники как бы намекают, что общественный транспорт – очень позитивное место. Особенно в час пик. Только сами они почему-то предпочитают ездить на автомобилях.

Хотя в целом идея неплохая. Особенно для тех, кто живет за городом, а в столицу (например) ездит на заработки. Подъехал утром к такой стоянке, чтобы в городских «пробках» не плестись, припарковал машину, сел в метро – и вот ты уже на работе. Раньше, чем некоторые местные.

Таблички 8.22.1-8.22.3 «Препятствие» можно встретить только со знаками «Объезд препятствия» , и наклон полосок соответствует наклону стрелок на основных знаках.

Объехать препятствие можно только с той стороны, куда указывает стрелка и наклонены полоски. Только так.

Улыбнитесь, вас снимает скрытая камера. Ну и ждите «Письмо счастья», если нарушили. Табличка 8.23 «Фотовидеофиксация» недвусмысленно намекает, что все задокументировано.

В ПДД есть еще один знак дополнительной информации, от которого у любого водителя портится настроение.

Лучшие места для парковки всегда охраняются злым эвакуатором. Так что советуем надолго не задерживаться, если знак сопровождается табличкой 8.24 «Работает эвакуатор».

Инструкция о том, как спасти машину со штрафстоянки, бережно хранится у нас в блоге.

Ну и напоследок немного нововведений.

Табличку 8.25 с указанием экологического класса транспортного средства на российских дорогах пока не встретишь. Ведь экокласс автомобилям стали присваивать совсем недавно.

Но уже к 1 июля 2021 года ограничения, связанные с экологией, будут действовать на все машины. Соответственно многие водители столкнутся с ограничениями, например, по проезду или стоянке.

Еще несколько слов про временные знаки.

Желтый фон на знаках, установленных в местах дорожных работ, означает, что они являются временными.

Если стационарные и временные дорожные знаки противоречат друг другу, водители должны руководствоваться последними. При этом стационарные знаки приоритетнее разметки.

Вот так, слово за слово, мы подошли к следующей крупной теме – дорожная разметка.

Выписка из Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.

1. ПАССАЖИР ОБЯЗАН:
— Приобрести до отправления автобуса билеты на проезд и провоз багажа до пункта следования в кассах автовокзала (автостанции).
— Занять место в автобусе согласно указанному в билете номеру места. В автобусах, не имеющих нумерации (пригородные), места занимаются в порядке очереди.
Перевозка пассажиров в автобусе междугороднего сообщения сверх количества мест для сидения запрещается.
— Сохранять проездной и багажный билеты до конца поездки и предъявлять их по первому требованию лиц, производящих контроль.
— Сообщить по требованию контролирующих лиц пункт посадки в автобус и оплаченную стоимость за проезд и провоз багажа и ручной клади.
2. ПАССАЖИР ИМЕЕТ ПРАВО:
— Перевозить с собой бесплатно в пригородном сообщении детей в возрасте не старше 7 лет без предоставления отдельных мест для сидения. В случаях, если в установленном порядке запрещена перевозка в транспортном средстве детей без предоставления им отдельных мест для сидения, пассажир имеет право перевезти с собой двух детей в возрасте не старше 12 лет с предоставлением им отдельных мест для сидения за плату, размер которой не может составлять более чем 50% провозной платы.
— Перевозить с собой бесплатно в междугороднем сообщении одного ребенка в возрасте не старше 5 лет без предоставления отдельного мест для сидения. В случаях, если в установленном порядке запрещена перевозка в транспортном средстве детей без предоставления им отдельных мест для сидения, пассажир имеет право перевезти с собой двух детей в возрасте не старше 12 лет с предоставлением им отдельных мест для сидения за плату, размер которой не может составлять более чем 50% провозной платы. Иметь при себе документ, подтверждающий возраст ребенка.
— Перевозить за плату в багажном отделении автобуса, багаж в количестве не более 2 мест, длина, ширина и высота каждого из которых в сумме не превышают сто восемьдесят сантиметров.
— Провозить с собой бесплатно ручную кладь в количестве не более одного места, длина, ширина и высота которого в сумме не превышает сто двадцать сантиметров.

admin