Права машиниста тепловоза

Накануне профессионального праздника, Дня железнодорожника, который отмечается 4 ноября, в редакцию «Вестника» поступило письмо со следующим вопросом: «Мужчина в 1976 г. 3,5 месяца работал помощником машиниста тепловоза в локомотивном депо. С 1979 г. по 2002 г. работал на заводе машинистом тепловоза. В 2013 г. предприятие ликвидировано. В ноябре 2013 г. мужчине исполняется 55 лет. Будет ли он иметь право на назначение пенсии по достижении 55 лет? Какой вид пенсии лучше выбрать и какие документы необходимо предоставить в Пенсионный фонд Украины для назначения пенсии?» Рассмотрим ответ.

Заключительными положениями Закона о пенсионном страховании предусмотрено, что лицам, работавшим на работах с вредными и тяжелыми условиями труда или на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, пенсии назначаются по нормам этого Закона. При этом в части определения права на пенсию по возрасту на льготных условиях и пенсию за выслугу лет применяются положения Закона о пенсионном обеспечении.

В соответствии с Порядком № 383 при определении права на пенсию по возрасту на льготных условиях применяются Списки № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, действовавшие на период работы лица.

До 01.01.92 г. был действующим Список № 2, утвержденный постановлением № 1173. Правом льготного обеспечения по этому Списку пользовались машинисты и их помощники, старшие машинисты локомотивов магистрального железнодорожного транспорта (паровозов, тепловозов, электровозов, дизель-поездов, мотор-вагонных (электро)секций, мотовозов) (подраздел 1 раздела ХХХ «Транспорт» Списка № 2, утвержденного постановлением № 1173).

При этом машинисты и их помощники, старшие машинисты локомотивов имели право на льготное пенсионное обеспечение независимо от того, были они работниками магистральных железных дорог или заводского железнодорожного транспорта предприятия. Исключением являлись машинисты тепловозостроительных заводов, занятые на обкатке и испытании тепловозов. Характер их работы и условия труда отличались от тех, в которых работают машинисты на транспорте. В связи с этим им льготные пенсии не назначались.

В период работы после 01.01.92 г. действовали списки, утвержденные постановлениями № 10, № 162, а сейчас действует Список № 2, утвержденный постановлением № 36, которыми вышеуказанные профессии не предусмотрены.

Следовательно, машинисты тепловозов и их помощники имеют право на пенсию по возрасту на льготных условиях в соответствии со ст. 100 Закона о пенсионном обеспечении. В частности, мужчины — по достижении 55 лет и при наличии стажа работы не меньше 25 лет, из них не меньше 12 лет 6 месяцев на указанных работах. Мужчинам, имеющим не меньше половины стажа работы с вредными и тяжелыми условиями труда, пенсии на льготных условиях назначаются с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 12 Закона о пенсионном обеспечении (60 лет), в частности на 1 год за каждые 2 года 6 месяцев такой работы.

В случае, приведенном в вопросе, до 01.01.92 г. мужчина отработал помощником машиниста и машинистом тепловоза необходимые 12 лет 6 месяцев, то есть полный льготный стаж, дающий ему право на назначение пенсии по возрасту на льготных условиях по достижении 55 лет.

Следует отметить, что право на зачисление в льготный стаж работы с вредными и тяжелыми условиями труда определяется на основании справок предприятий, учреждений, организаций или их правопреемников, содержащих сведения о:

  • периодах работы, зачисляемых в специальный стаж;
  • занятости на работах с вредными и тяжелыми условиями труда в течение полного рабочего дня;
  • разделе, подразделе, пункте, наименовании списков или их номерах, куда включается этот период работы;
  • первичных документах за время выполнения работы, на основании которых выдана указанная справка.

То есть если предприятия, где мужчина работал до 01.01.92 г., или их правопреемники сейчас существуют, то каждое из них должно предоставить льготную справку (форма утверждена постановлением № 637).

Если предприятие ликвидировано и не определен правопреемник, то льготный стаж подтверждается в Порядке № 18-1 комиссиями, действующими в каждой области при главных управлениях Пенсионного фонда Украины.

Для подтверждения стажа работы будущий пенсионер представляет в управление Пенсионного фонда Украины в районах, городах и районах в городах по месту жительства (регистрации) следующие документы:

  • заявление о подтверждении стажа работы;
  • справку из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей, а для предприятий, учреждений, организаций, ликвидированных до 01.07.2004 г. и/или о которых отсутствуют данные о проведении регистрационных действий в Едином государственном реестре, — другие документы, которые должны подтверждать факт прекращения предприятия, учреждения, организации в результате их ликвидации;
  • трудовую книжку;
  • документы, выданные архивными учреждениями, в частности:
  • справку о заработной плате;
  • копии документов о переводе на другую работу, на работу с неполным рабочим днем, предоставлении отпусков без сохранения заработной платы (в случае отсутствия — справку об их отсутствии).

При необходимости лицо может представлять другие документы, подтверждающие выполнение работ, дающих право на назначение пенсии на льготных условиях.

Требование по подтверждению льготного стажа по Списку № 2 по результатам аттестации рабочего места

При назначении пенсии по возрасту на льготных условиях по нормам ст. 100 Закона о пенсионном обеспечении учитывается только льготный стаж за периоды работы до 01.01.92 г. При этом исчисляется льготный стаж в порядке, действовавшем до указанной даты. Поскольку законодательством того периода проведение аттестации рабочих мест не предусматривалось, то и сейчас не требуется.

Порядок назначения пенсий за выслугу лет железнодорожникам

В соответствии с п. «а» ст. 55 Закона о пенсионном обеспечении рабочим локомотивных бригад и отдельным категориям работников, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и в метрополитенах (в том числе машинистам тепловозов и их помощникам), назначается пенсия за выслугу лет по достижении, в частности, мужчинами 55 лет и при наличии общего стажа работы не меньше
25 лет, из них не меньше 12 лет 6 месяцев на указанной работе. Этой статьей Закона не предусмотрены другие условия снижения пенсионного возраста.

Порядок назначения пенсий за выслугу лет, определенный ст. 55 Закона о пенсионном обеспечении, распространяется на работников магистральных железных дорог.

Списком профессий и должностей рабочих локомотивных бригад и отдельных категорий работников, которые непосредственно осуществляют организацию перевозок, обеспечивают безопасность движения на железнодорожном транспорте и в метрополитенах и пользуются правом на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением № 583, предусмотрены, в частности, машинисты и помощники машинистов тепловозов.

При этом машинисты и помощники машинистов паровозов (паровых кранов на железнодорожном ходу), тепловозов, электровозов, дизель-поездов, электровозов (секций) автомотрис и мотовозов пользуются правом на пенсию за выслугу лет независимо от того, являются они работниками магистральных железных дорог или заводского железнодорожного транспорта какого-либо предприятия.

Специальный стаж мужчины, обратившегося с вопросом в «Вестник», составляет более 23 лет, то есть он имеет право на пенсию за выслугу лет.

Справка предприятия для подтверждения специального стажа

Если в трудовой книжке все записи сделаны в соответствии с законодательством, а также есть все сведения о работе, которые требует закон для назначения пенсии за выслугу лет, то справка для подтверждения специального стажа не требуется.

Право на разные виды пенсии

Если лицо одновременно имеет право на разные виды пенсии, назначается один из них — тот, который выгоднее.

При назначении как пенсии за выслугу лет, так и пенсии по возрасту на льготных условиях пенсионный возраст этого мужчины уменьшается на пять лет, то есть требования относительно возраста одинаковы.

Порядок исчисления размера пенсии за выслугу лет и пенсии по возрасту на льготных условиях

Размер указанных пенсий (за выслугу лет, по возрасту на льготных условиях) определяется по нормам Закона о пенсионном страховании. Алгоритм определения размера пенсии за выслугу лет идентичен алгоритму определения размера пенсии по возрасту (в том числе на льготных условиях). Размер этих пенсий зависит от страхового стажа и заработка лица, с которого уплачены страховые взносы, и от времени выхода на пенсию.

Обе эти пенсии обеспечиваются минимальным размером. То есть в случае если размер пенсии, исчисленный от заработка и стажа, не достигает минимального — на уровне прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, такому лицу согласно ст. 28 Закона о пенсионном страховании устанавливается доплата до указанного размера (при наличии 30 лет страхового стажа у женщин и 35 лет — у мужчин).

За каждый полный год страхового стажа свыше 35 лет мужчинам и 30 лет женщинам пенсия по возрасту увеличивается на 1% размера пенсии, исчисленной от стажа и заработка, но не более чем на 1% минимального размера пенсии по возрасту.

Пенсия за выслугу лет назначается в случае увольнения с работы, дающей право на этот вид пенсии. Кроме того, частью четвертой ст. 42 Закона о пенсионном страховании предусмотрено проведение перерасчета пенсий работающим пенсионерам (каждые два года — по их заявлению). Эта норма не касается пенсионеров, получающих пенсию за выслугу лет, пока они не достигнут пенсионного возраста, установленного ст. 26 указанного Закона (мужчины — 60 лет). Поэтому если мужчина не работает по специальности, дающей право на пенсию за выслугу лет, и не планирует в дальнейшем где бы то ни было работать, то разницы, какой вид пенсии ему в 55 лет будет назначен, нет.

С 26.01.2019 вступил в силу приказ Минтруда от 19.12.2018 №822н «Об установлении тождества отдельных наименований профессий».

Документом установлена тождественность профессиональной деятельности в отношении следующих профессий: «машинист газотурбовоза» и «помощник машиниста газотурбовоза» наименованиям профессий «машинист тепловоза» и «помощник машиниста тепловоза», предусмотренным Списком профессий, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.04.1992 №272.

Данный Список применяется при назначении досрочной пенсии по старости мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет, а также при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (в 2019 году – не менее 16,2).

📌 Реклама

Положение о нагрудном знаке «Лучший машинист локомотива»
На состоявшемся в конце минувшего года III слете машинистов отмечалось, что Компания многое дает локомотивщикам, обеспечивает высокий уровень организации труда и межсменного отдыха. Соответственно, и вправе спросить за безопасность движения: ведь проезжает запрещающий сигнал только машинист! Однако ответственность подразумевает мотивацию действий локомотивных бригад. В Компании для них установлен ряд надбавок за тяжеловесное движение, длинносоставность, длинные плечи, езду с оборота и др.
В Дирекции тяги применяют разнообразные виды поощрений за образцовое выполнение производственных заданий, существенный вклад в повышение эффективности работы, проявленную инициативу при выполнении своих должностных обязанностей, продолжительную и безупречную работу, высокий профессионализм и проявленную бдительность при предотвращении ситуаций, угрожающих безопасности движения поездов, выдающиеся достижения и иную плодотворную деятельность.
К ним, в частности, относятся: награждение ценным подарком и Почетной грамотой Дирекции тяги; объявление Благодарности начальника Дирекции тяги; награждение именными часами начальника Дирекции тяги; присвоение званий «Лучший по профессии Дирекции тяги»; «Лучший руководитель среднего звена Дирекции тяги»; «Почетный работник Дирекции тяги». Более того, в минувшем году введено звание «Лучший машинист локомотива» трех степеней. Кстати, все участники слета награждены новым знаком III степени.
Предлагаем вниманию читателей текст Положения о нагрудном знаке «Лучший машинист локомотива».
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Нагрудный знак «Лучший машинист локомотива» (далее — нагрудный знак) является одной из форм поощрения в целях поднятия престижа профессии машиниста локомотива, стимулирования эффективности и качества работы, повышения уровня профессиональных знаний и мастерства вождения поездов, выявления или предотвращения фактов, угрожающих безопасности движения, экономии топливно-энергетических ресурсов. Нагрудный знак имеет три степени. Высшей степенью нагрудного знака является I степень.
ПОРЯДОК НАГРАЖДЕНИЯ
Нагрудный знак вручается машинистам локомотивов, устойчиво обеспечивающим безопасность движения поездов, высокий уровень показателей использования локомотивов, увеличение сроков службы подвижного состава, по итогам работы за год.
Нагрудным знаком III степени награждаются машинисты локомотивов, имеющие класс квалификации не ниже третьего при стаже работы в должности не менее двух лет. Нагрудным знаком II степени награждаются машинисты локомотивов, имеющие класс квалификации не ниже третьего при стаже работы в должности не менее четырех лет.
Награждение нагрудным знаком II степени производится не ранее, чем через два года после награждения работника нагрудным знаком III степени. Машинист локомотива, награжденный нагрудным знаком II степени, имеет право на внеочередную сдачу экзаменов на второй класс квалификации.
Нагрудным знаком I степени награждаются машинисты локомотивов, имеющие класс квалификации не ниже второго при стаже работы в должности не менее шести лет. Также учитывается стаж работы в должности машиниста-инструктора локомотивных бригад.
Награждение нагрудным знаком I степени производится не ранее, чем через два года после награждения работника нагрудным знаком II степени. Машинист локомотива, награжденный нагрудным знаком I степени, имеет право на внеочередную сдачу экзаменов на первый класс квалификации.
Порядок награждения знаком «Лучший машинист локомотива»
Награждение нагрудным знаком производится приказом Дирекции тяги. Награжденному выдаются нагрудный знак, удостоверение установленного образца и денежная премия. Вручение нагрудного знака производится в торжественной обстановке, как правило, в трудовом коллективе, где работает награжденный, руководителем Дирекции тяги, его заместителями, начальниками служб и структурных подразделений.
Порядок лишения нагрудного знака «Лучший машинист локомотива»
Машинист локомотива лишается нагрудного знака за необеспечение безопасности движения поездов и невыполнение должностных обязанностей. Решение о лишении нагрудного знака может быть произведено за совершение проступка, несовместимого с ношением этого знака, приказом Дирекции тяги. Машинист локомотива, лишенный нагрудного знака, может быть награжден вновь на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящим положением.
Дубликаты нагрудных знаков взамен утерянных не выдаются. В случае утери удостоверения к нагрудному знаку, по ходатайству эксплуатационного локомотивного депо и дирекции, может быть выдан дубликат удостоверения.

Медленно, но верно РЖД избавляется от наследия МПС. Вскоре ещё одним рудиментом, который останется в анналах истории, станет процедура допуска к управлению локомотивами. Сегодня экзамены принимаются дорожной квалификационной комиссией при службе локомотивного хозяйства, а «права машиниста» оформляются самой монополией в соответствии с приказом МПС 20-летней давности и не являются документом государственного образца.

В Минтрансе утверждают, что «существующая система выдачи свидетельств не учитывает изменений, произошедших в результате структурных преобразований на железнодорожном транспорте, в том числе упразднения Министерства путей сообщения». В связи с чем ведомство внесло в Госдуму соответствующий законопроект, который уже ранее был одобрен правительством.

Новые правила предусматривают внедрение системы допуска к управлению подвижным составом, аналогичную выдаче прав на управление автомобилем, и госпошлину за корочки машиниста в размере 1300 рублей, которую должен уплачивать сам претендент. Впрочем, это не так много, учитывая, что оформление водительского удостоверения сейчас стоит 2000 рублей, а будет 3000. Тем более что работодатель может компенсировать эти затраты. Новый закон также предусматривает не только теоретическую и практическую подготовку на конкретном типе подвижного состава (тепловозе, электровозе, электропоезде), но и сдачу квалификационных испытаний в комиссии Ространснадзора.

Действенным инструментом привлечения специалистов, работа которых ещё недавно считалась одной из самых престижных, может стать адекватная зарплатная мотивация.

Трудно сказать, что конкретно побудило Минтранс и РЖД вспомнить о «машинистских правах». Вряд ли только упразднение МПС, имевшее место уже много лет назад. Возможно, одной из причин стал рост ЧП на сети РЖД, которому был посвящён спецпроект vgudok.com «Этот поезд в огне». В 2017 году в России произошло 19 крушений и 6 иных аварий, в которых погибли 8 человек, 27 получили тяжкие телесные повреждения. Инициаторы законопроекта, видимо, надеются, что новая система позволит отделить агнцев от козлищ в сфере подготовки машинистов и доверить работу со сложной и опасной техникой наиболее ответственным и продвинутым кандидатам.

Хотя, на наш взгляд, более действенным инструментом привлечения высококлассных специалистов, работа которых ещё недавно считалась одной из самых престижных, стала бы адекватная зарплатная мотивация (о примерах оной vgudok.com рассказывал в материале «Парижский рецепт». РЖД не афиширует уровень оплаты труда машинистов, но известен официальный средний уровень з/п на железной дороге — 50 тыс. рублей. С надбавками-прибавками и премиями получится не больше 70 тыс. В интернете есть объявления о вакансиях машиниста автомотрисы с з/п от 20 тыс., а его помощника — от 18,5 тыс. Ну и много высококвалифицированных специалистов РЖД найдёт на такие деньги, если доход продавца ларька с мобильными телефонами на Горбушке в разы больше?!

Семён Карабанов

admin